ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По вопросам организации, реорганизации, ликвидации и банкротства юридического лица (инд. предпринимателя) /

По спору о признании решения хокима об исключении из государственного реестра юридических лиц недействительной

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                  

Нарушение Специальной комиссией при решении вопроса о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий требований Положения "О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 327, влечет за собой признание недействительным акта регистрирующего органа об исключении предприятия из государственного реестра юридических лиц



СУТЬ ДЕЛА


Решением хозяйственного суда от 15.06.2010 г. по иску совместного предприятия в форме Общества с ограниченной ответственностью (далее - СП) к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) взыскано в пользу СП 15 600 750 сум. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете ООО исполнительный лист, выданный хозяйственным судом, направлен 17.07.2010 г. в районный отдел Департамента по исполнению судебных актов и актов иных органов г. Ташкента (далее - Департамент). Однако исполнительное производство в предусмотренные законодательством сроки не возбуждено. Вместе с тем истцом от Департамента получено извещение о невозможности исполнения судебного акта в связи с ликвидацией ООО и исключением его из государственного реестра юридических лиц Протокольным решением хокима района от 25.08.2010 г.

Считая ликвидацию ООО совершенной в нарушение требований законодательства, в частности, постановления Кабинета Министров N 327 от 03.07.1999 г., СП обратилось в хозяйственный суд с иском к хокимияту района о признании Протокольного решения хокима района недействительным.



ДОВОДЫ ИСТЦА


Положение "О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки", утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 327 от 03.07.1999 г., подробно регламентирует процедуру ликвидации предприятий, предписывая в том числе: необходимость начала ликвидационного производства только после вступления решения суда в законную силу; обязательность дачи объявления в периодических печатных изданиях в течение 3 дней с указанием срока приема заявлений кредиторов, который не может быть менее 2 месяцев с момента опубликования объявления и другие. Однако хокимиятом района грубо нарушены нормы данного нормативно-правового акта и не соблюдены правила ликвидационного процесса. В результате данных незаконных действий хокимията СП лишилось возможности подать заявление на включение в список кредиторов и взыскать с ООО задолженность на крупную сумму. В связи с этим оспариваемый акт государственного органа подлежит признанию недействительным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Вопрос ликвидации ООО рассмотрен Специальной комиссией и решением хокима лишь утвержден протокол Специальной комиссии о ликвидации и исключении из реестра 41 предприятия, в том числе и ООО. Данное решение в настоящее время в силе и, кроме того, признание его недействительным не повлечет за собой никаких правовых последствий, поскольку в ходе ликвидации все имеющееся имущество предприятия реализовано в целях погашения задолженностей. Восстановление ООО в государственном реестре бесперспективно, не приведет к погашению им задолженности перед СП по причине отсутствия имущества, в связи с чем иск следует оставить без удовлетворения.



РЕШЕНИЕ СУДА


Исковые требования удовлетворить. Протокольное решение хокима района от 25.08.2010 г. в части исключения ООО из государственного реестра юридических лиц признать недействительным.



КОММЕНТАРИЙ


Данный спор является следствием спорных правоотношений между СП и ООО по ранее рассмотренному хозяйственным судом делу по иску СП к ООО о взыскании суммы задолженности и неустойки. Решением суда иск был удовлетворен в размере 15 600 750 сум., и решение вступило в законную силу.

В соответствии с частью второй статьи 14 вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Республики Узбекистан.

После вступления решения в законную силу исполнительный лист выставлен на расчетный счет ООО. Согласно статье 4 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов иных органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника. Банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения взыскателя.

На основании данного положения СП правомерно направило исполнительный лист для исполнения в банк. Однако исполнительный лист, выставленный на расчетный счет ООО в банке, был возвращен без исполнения в связи с отсутствием денежных средств и помещением ООО в картотеку-2. После этого СП направило исполнительный лист в Департамент для принятия предусмотренных законодательством мер с целью обеспечения исполнения судебного акта.

Согласно статье 23 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" судебный исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или иного органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона. О возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление не позднее трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном их исполнении по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебным исполнителем на должника, а также расходов по исполнению. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также суду или иному органу, акт которого подлежит исполнению. Вопреки данным нормам Департамент не предпринял своевременных мер по исполнению решения хозяйственного суда.

Из материалов дела усматривается, что хокимият района обратился в хозяйственный суд с исковым требованием о ликвидации ООО на основании неосуществления им в течение более 6 месяцев финансово-хозяйственной деятельности. Решением хозяйственного суда от 25 июня 2010 года иск хокимията удовлетворен.

Порядок ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в установленные законодательством сроки, регулируется "Положением о порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 327 от 03.07.1999 г. (далее - Положение). В соответствии с пунктом 1.3 Положения основаниями для ликвидации предприятия являются решение учредителей (участников) предприятия (при добровольной ликвидации) либо решение хозяйственного суда. В данном случае основанием для ликвидации ООО явилось решение хозяйственного суда, в основу которого положено заключение специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшей деятельности ООО в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности в течение более 6 месяцев.

Доводы, приведенные в исковом заявлении и представленные истцом доказательства, дают основание полагать, что ликвидация ООО произведена в нарушение установленного Положением порядка.

В соответствии с абзацем третьим пункта 3.1. Положения при принятии хозяйственным судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется Специальной комиссией. При этом полномочия по управлению делами предприятия переходят к Специальной комиссии с момента вступления в силу решения хозяйственного суда. Однако в данном случае процесс ликвидации предприятия был начат за три дня до вступления решения в законную силу.

Положением также предусмотрено, что Специальная комиссия в течение трех дней обязана опубликовать в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявления о ликвидации предприятия, в котором должны быть указаны сведения о государственной регистрации юридического лица, срок для приема заявлений кредиторов с указанием их требований. Срок приема заявлений кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента опубликования указанного объявления.

При этом в Положении отдельно указаны обязанности Специальной комиссии, такие как: принятие мер к выявлению кредиторов и письменному их уведомлению о ликвидации юридического лица; взыскание дебиторской задолженности; осуществление инвентаризации имеющегося имущества предприятия.

Кроме того, Специальная комиссия после истечения срока для предъявления кредиторами своих требований обязана составить и направить в регистрирующий орган (в данном случае - хокимият) на согласование проект промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. К промежуточному балансу должны быть приложены копии опубликованного в органах печати объявления о начале процесса ликвидации предприятия; справки обслуживающего банка о наличии средств на ликвидационном счете и сведений по имеющейся кредиторской задолженности; копии документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов.

Из материалов дела усматривается, что объявление о ликвидации ООО Специальной комиссией при хокимияте района не было опубликовано. Кроме того, не предприняты меры по выявлению и уведомлению кредиторов ООО о его ликвидации. В результате этого СП лишилось возможности заявить о своих требованиях в качестве кредитора и задолженность не была погашена в ходе ликвидационного процесса.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

На основании вышеизложенного суд, удовлетворив исковые требования СП, признал решение хокима района об исключении из государственного реестра юридических лиц в части ООО недействительным.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 5






Время: 0.0059
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск