ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /По спору о нарушении требований законодательства о сертификации продукции
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Решения государственных органов, действия (бездействия) их должностных лиц, которые приводят к наступлению правовых последствий для субъектов предпринимательства, могут быть обжалованы субъектами предпринимательства
СУТЬ СПОРА
В апреле 2011 года сотрудниками областного управления Агентства "Узстандарт" была проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности иностранного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ИП) на предмет соблюдения требований законодательства о сертификации продукции.
По результатам проверки был составлен акт, в котором указано, что ИП в период с 01.01.2008 г. по 25.04.2011 г. осуществляло реализацию без проведения обязательной сертификации изделий из стекла - "стеклопакеты", "закаленное стекло", "триплекс (стекло многослойное)", которые входят в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 318 от 06.07.2004 г. (далее - Перечень)*.
Выводы проверяющих были основаны на заключении Центра испытаний и сертификации Агентства "Узстандарт" (далее - Агентство) от 25.04.2011 г. за N 13-429-12, в котором было указано, что "стеклопакеты" (код 7008), "стекло закаленное" (код 7007), "стекло триплекс" (код 7007) включены в Перечень, и эти изделия из стекла подлежат обязательной сертификации.
Не согласившись с выводами проверяющих и с действиями Агентства по выдаче указанного заключения, ИП обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании действий незаконными.
ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ
Согласно вышеназванному Перечню, действовавшему в проверяемый период, обязательной сертификации подлежат не все изделия из стекла, а только некоторые виды, а именно:
- стекло безопасное для автотранспортных средств;
- стеклотара для упаковки пищевых продуктов и лекарств. Производимые ИП "стеклопакеты", "закаленное стекло", "триплекс (стекло многослойное)" в данный перечень не входили, поэтому оснований для констатации вывода об их обязательной сертификации не имелось.
Действия Агентства, являющегося государственным органом, выразившиеся в выдаче экспертного заключения, повлекли для ИП правовые последствия, т.к. по результатам проверки Агентство направило в ИП требование об уплате финансовых санкций за реализацию продукции без проведения обязательной сертификации, а затем обратилось в суд с заявлением о применении финансовых санкций в размере 3,5 млрд. сум.
ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (АГЕНТСТВА)
Производимая ИП продукция - "стеклопакет" в соответствии с Основными правилами интерпретации, примечаниями и пояснениями к ТН ВЭД классифицируется в товарной позиции 7008 как "многослойные изолирующие изделия из стекла", а продукция - "стекло закаленное" и "стекло триплекс" - классифицируется в товарной позиции 7007 как "стекло безопасное, включая стекло упрочненное (закаленное) или многослойное".
В соответствии с Перечнем видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 318 от 06.07.2004 г. "стекло безопасное для автотранспортных средств, стеклотара для упаковки пищевых продуктов и лекарств, посуда столовая и кухонная, посуда стеклянная для лабораторных, гигиенических и фармацевтических целей" (код ТН ВЭД 7007, 7008 00, 7010, 7013, 7017) подлежит обязательной сертификации.
РЕШЕНИЕ СУДА
Требование ИП удовлетворить.
Действие Агентства, выразившееся в даче заключения от 25.04.2011 г. за N 13-429-12 в части включения "стеклопакетов" (код ТН ВЭД 7008), "стекло закаленное" (код ТН ВЭД 7007), "стекло триплекс" (код ТН ВЭД 7007) в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, признать незаконным.
КОММЕНТАРИЙ
Согласно ст. 2 Закона Республики Узбекистан "О сертификации продукции и услуг" сертификация осуществляется в целях:
контроля реализации продукции, опасной для жизни, здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды;
обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
создания условий для участия отечественных и совместных предприятий, предпринимателей в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом, исполнителем).
Сертификация имеет обязательный и добровольный характер.
В соответствии с частью второй ст. 10 названного Закона перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 318 от 06.07.2004 г. был утвержден Перечень видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, согласно п. 50 которого "стекло безопасное для автотранспортных средств, стеклотара для упаковки пищевых продуктов и лекарств, посуда столовая и кухонная, посуда стеклянная для лабораторных, гигиенических и фармацевтических целей" (код ТН ВЭД 7007, 7008 00, 7010, 7013, 7017) подлежат обязательной сертификации.
При проведении сотрудниками областного управления Агентства "Узстандарт" плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ИП на предмет соблюдения требований законодательства о сертификации продукции, на обращение проверяющих Агентством представлено заключение от 25.04.2011 г. за N 13-429-12, в котором было указано, что "стеклопакеты" (код 7008), "стекло закаленное" (код 7007), "стекло триплекс" (код 7007) включены в Перечень, и эти изделия из стекла подлежат обязательной сертификации.
Основываясь на данном заключении, проверяющими составлен акт проверки, в котором указано, что ИП в период с 01.01.2008 г. по 25.04.2011 г. осуществляло реализацию без проведения обязательной сертификации изделий из стекла - "стеклопакеты", "закаленное стекло", "триплекс (стекло многослойное)", которые входят в Перечень. На основании акта проверки областное управление Агентства направило в ИП требование об уплате финансовых санкций за реализацию продукции без проведения обязательной сертификации, а затем обратилось в суд с заявлением о применении финансовых санкций в размере 3,5 млрд. сум.
Согласно части первой ст. 50 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" субъекты предпринимательства имеют право обжаловать незаконные решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо непосредственно в суд.
Основываясь на данной норме Закона, ИП обжаловало в судебном порядке действие государственного органа, которое выразилось в выдаче экспертного заключения, применение которого повлекло для ИП правовые последствия.
Вопрос относительно включения того или иного вида продукции в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, следует разрешать исходя из сведений и информации, которые содержатся в графе "наименование продукции", а не его кода ТН ВЭД.
Согласно вышеназванному Перечню, действовавшему в проверяемый период, обязательной сертификации подлежат не все изделия из стекла, а только некоторые виды, а именно:
- стекло безопасное для автотранспортных средств;
- стеклотара для упаковки пищевых продуктов и лекарств.
Следовательно, производимая ИП продукция - "стеклопакеты", "закаленное стекло", "триплекс (стекло многослойное)" - в данный перечень не входила, поэтому оснований для констатации вывода об их обязательной сертификации не имелось.
Выводы Агентства относительно кода ТН ВЭД продукции суд признал незаконными и в обоснование этого в решении указал, что сведения о кодах ТН ВЭД в пункте 50 Перечня определяют лишь принадлежность продукции, указанной в графе "наименование продукции", к соответствующей товарной группе. Однако эти сведения не означают, что обязательной сертификации подлежат все изделия из стекла.
Данное обстоятельство подтверждается также приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 5 марта 2012 года, которым сотрудник областного управления Агентства "Узстандарт", проводивший плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности ИП, признан виновным и осужден за злоупотребление должностными полномочиями и за должностной подлог, выразившиеся во внесении в акт заведомо ложных сведений о том, что ИП в нарушение требований Закона "О сертификации продукции и услуг" производило "стеклопакеты", "стекло закаленное", "триплекс" и на основании составленного заведомо подложного акта проверки с ИП стали незаконно требовать взыскания 3,5 млрд. сум.
Согласно части четвертой ст. 60 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для хозяйственного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены.
Принимая во внимание изложенное, суд удовлетворил требование ИП.
-------------------------------------
*) Перечень утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.04.2011 г. N 122
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2013 г., N 7