ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /По спору о прекращении действия лицензии для осуществления деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Истечение срока действия лицензии, на который она выдана, влечет прекращение действия лицензии, в связи с чем требование лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, заявленное после истечения срока действия лицензии, подлежит оставлению без удовлетворения
СУТЬ СПОРА
На основании решения Территориальной комиссии областного хокимията N 218 от 29 января 2007 года Частному предприятию (далее - лицензиат) была выдана лицензия N 164-BH для осуществления деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива на АЗС-135, принадлежащей лицензиату.
На основании решения указанной комиссии 29 января 2007 года между территориальным отделом Узгоснефтегазинспекции и лицензиатом было заключено лицензионное соглашение N 278, в котором были определены взаимные права и обязательства лицензирующего органа и лицензиата.
В ноябре 2011 года работниками территориального отдела Узгоснефтегазинспекции и областного управления УВД была проведена проверка деятельности АЗС-135, принадлежащей лицензиату, на предмет соблюдения правил реализации нефтепродуктов и условий лицензионного соглашения.
В ходе проверки было установлено, что на АЗС не соблюдаются требования, предъявляемые к АЗС при осуществлении деятельности по реализации нефтепродуктов и требования, предъявляемые к приему, хранению, отпуску и учету нефтепродуктов на АЗС.
По результатам проверки территориальным отделом Узгоснефтегазинспекции было направлено лицензиату предписание об устранении нарушений, состоящих из 22 пунктов, и о представлении в 10-дневный срок справки об устранении нарушений.
Однако в указанный в предписании срок лицензиатом справка не была представлена и при повторном изучении деятельности АЗС было установлено, что часть выявленных при проверке нарушений лицензиатом не устранена, в связи с чем территориальный отдел Узгоснефтегазинспекции обратился в хозяйственный суд с заявлением о прекращении действия лицензии, выданной лицензиату для осуществления деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива на АЗС-135.
ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОТДЕЛА УЗГОСНЕФТЕГАЗИНСПЕКЦИИ)
В соответствии с условиями лицензионного соглашения лицензиат обязался соблюдать условия лицензионного соглашения, а также требования, предъявляемые к АЗС, при осуществлении деятельности по реализации нефтепродуктов и требования, предъявляемые к приему, хранению, отпуску и учету нефтепродуктов на АЗС.
Действующее законодательство, а также условия лицензионного соглашения предусматривают прекращение действия лицензии в судебном порядке в случае систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении.
ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ЛИЦЕНЗИАТА)
АЗС осуществляет деятельность по реализации автобензина и дизельного топлива в строгом соответствии с требованиями постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.09.1998 г. N 397 "О мерах по совершенствованию работы автозаправочных станций и улучшению обеспечения потребителей республики нефтепродуктами" и от 28.06.2003 г. N 289 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов".
Нарушения, указанные в предписании территориального отдела Узгоснефтегазинспекции, устранены в установленный в предписании срок, в связи с чем требование лицензирующего органа о прекращении действия лицензии является необоснованным.
РЕШЕНИЕ СУДА
В удовлетворении требования лицензирующего органа о прекращении действия лицензии отказать.
КОММЕНТАРИЙ
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.06.2003 г. N 289 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов" определено, что решения о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов через АЗС и пункты обмена масел, приостановлении, прекращении или продлении их действия принимаются соответствующими территориальными комиссиями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а функции рабочего органа, осуществляющего прием документов, выдачу лицензии, заключение лицензионного соглашения и контроль за его выполнением, возложены на территориальные отделы Узгоснефтегазинспекции.
Названным постановлением правительства также утверждено Положение о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции и пункты обмена масел (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции (АЗС) и пункты обмена масел.
В соответствии с требованиями названного Положения Частное предприятие представило в территориальный отдел Узгоснефтегазинспекции необходимые документы для получения лицензии на осуществление деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива на принадлежащей предприятию АЗС-135.
По результатам рассмотрения представленных лицензиатом документов Территориальной комиссией областного хокимията 29 января 2007 года было принято решение N 218 о выдаче лицензии, на основании которой лицензиату была выдана лицензия N 164-ВН для осуществления деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива на АЗС-135, а также 29 января 2007 года между территориальным отделом Узгоснефтегазинспекции и лицензиатом было заключено лицензионное соглашение N 278.
Согласно пункту 32 Положения территориальный отдел Узгоснефтегазинспекции при осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий:
осуществляет в установленном законодательством порядке плановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий лицензионных соглашений;
осуществляет в установленном законодательством порядке внеплановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при наличии фактов, свидетельствующих об их нарушении лицензиатом;
запрашивает и получает от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составляет на основании результатов проверок акты с указанием конкретных фактов нарушения лицензионных требований и условий;
выносит решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий, устанавливает сроки устранения таких нарушений;
вносит на рассмотрение Комиссии предложение о приостановлении, прекращении либо аннулировании лицензии.
Основываясь на правах, предоставленных законодательством, в ноябре 2011 года работниками территориального отдела Узгоснефтегазинспекции и областного управления УВД была проведена проверка деятельности АЗС-135, принадлежащей лицензиату, на предмет соблюдения правил реализации нефтепродуктов и условий лицензионного соглашения.
В ходе проверки было установлено, что на АЗС не соблюдаются требования, предъявляемые к АЗС при осуществлении деятельности по реализации нефтепродуктов и требования, предъявляемые к приему, хранению, отпуску и учету нефтепродуктов на АЗС.
Поскольку лицензиатом предписание об устранении нарушений в установленный срок не было исполнено и нарушения не были устранены, территориальный отдел Узгоснефтегазинспекции в январе 2012 года обратился в хозяйственный суд с заявлением о прекращении действия лицензии, выданной лицензиату для осуществления деятельности по реализации автобензина и дизельного топлива на АЗС-135.
В соответствии с пунктом 35 Положения прекращение действия лицензии производится в случаях и порядке, предусмотренных статьей 23 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Часть первая указанной статьи Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что действие лицензии прекращается в случаях:
обращения лицензиата с заявлением о прекращении действия лицензии;
ликвидации юридического лица - с момента ликвидации или прекращения его деятельности в результате реорганизации - с момента реорганизации, за исключением его преобразования;
прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
ограничения в установленном порядке дееспособности индивидуального предпринимателя или признания его недееспособным;
систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;
установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии;
прекращения срока действия лицензии.
Согласно пункту 6 Положения лицензия на осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов через АЗС и пункты обмена масел выдается сроком на 5 лет.
В соответствии с указанной нормой Положения лицензиату 29 января 2007 года была выдана лицензия на осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов через АЗС сроком на 5 лет, т.е. на срок до 29 января 2012 года.
В связи с тем, что на момент обращения территориального отдела Узгоснефтегазинспекции в суд и рассмотрения дела судом истек срок действия лицензии, выданной лицензиату на осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов, суд отказал в удовлетворении заявления территориального отдела Узгоснефтегазинспекции. В обоснование суд в решении указал, что в соответствии с абзацем девятым части первой ст. 23 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности" прекращение срока действия лицензии влечет прекращение действия лицензии, и поскольку действие оспариваемой лицензии прекратилось в связи с истечением срока, на который она была выдана, суд не может прекратить действие лицензии, действие которой уже прекращено.
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2013 г., N 8