ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о признании недействительными приказов ГУП, утвердивших новые тарифы за оказание кадастровых услуг

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                     

Принятие структурными подразделениями и территориальными органами министерств, государственных комитетов и ведомств актов нормативно-правового характера, кроме случаев, предусмотренных законодательством, влечет признание судом их недействительными



СУТЬ ДЕЛА


Управлением юстиции города во исполнение требований постановления Кабинета Министров N 370 от 27.08.2003 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан"* и плана работ, утвержденных на первое полугодие 2011 года, изучена деятельность Управления земельных ресурсов и государственного кадастра города (далее - кадастровая служба) на предмет соблюдения требований указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на дальнейшую защиту прав и интересов субъектов предпринимательства.

При изучении деятельности выявлено, что в нарушение Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" и других актов законодательства заместителем хокима города, начальником управления экономики, начальником финансового управления, начальником городского управления антимонопольного органа, начальником главного управления труда и социальной защиты населения и начальником кадастровой службы 5 апреля 2010 г. подписано Протокольное соглашение о повышении тарифов за оказание кадастровых услуг. На основании данного соглашения руководителем предприятия Государственное унитарное предприятие "Служба землеустройства и кадастра недвижимости города" (далее - ГУП) изданы приказы N 19 и N 20, фактически утвердившие новые тарифы за оказание кадастровых услуг.

Считая данные приказы руководителя ГУП незаконными, принятыми в противоречие с действующим законодательством, управление юстиции города обратилось в хозяйственный суд с иском о признании их недействительными.



ДОВОДЫ ИСТЦА


В соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах"** (далее - Закон) министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в форме приказов и постановлений. Нормативно-правовые акты, принимаемые в виде положений, правил и инструкций, утверждаются приказами или постановлениями.      Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств могут быть приняты совместно несколькими министерствами, государственными комитетами и ведомствами или одним из них по согласованию с другими.

Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать акты нормативно-правового характера, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 13 данного Закона устанавливает, что органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в форме решений. Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также вышестоящих органов государственной власти на местах.

Исходя из вышеназванных норм Закона руководитель ГУП не обладает полномочиями по принятию нормативно-правовых актов. Однако им изданы приказы, которыми установлены новые, повышенные тарифы за оказываемые службой кадастра услуги. Практически в течение года с момента издания данных приказов со всех лиц, обращавшихся в службу кадастра, взимались суммы по тарифам, не предусмотренным законодательством, и тем самым грубо нарушались их права и законные интересы. В связи с этим данные приказы являются незаконными и подлежат признанию их недействительными.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Постановлением Президента Республики Узбекистан N ПП-1112 от 15.05.2009 г. "О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности" предусмотрено снижение с 1 июня 2009 года тарифов на услуги по оформлению кадастровой документации. На основании данного Постановления решением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственного кадастра (далее - Госкомземгеодезкадастр) 12 июня 2009 года утверждены новые тарифы за оказание кадастровых услуг. Однако в связи с резким снижением денежной выручки за счет тарифов, оплачиваемых за кадастровые услуги, ГУП обратилось в Госкомземгеодезкадастр с просьбой о пересмотре новых тарифов. Поскольку Госкомземгеодезкадастр не отреагировал на обращение ГУП, в целях воспрепятствования убыточности предприятия, предупреждения его банкротства ГУП принял решение не о повышении тарифов на оказание кадастровых услуг, а об установлении коэффициентов к тарифам, установленным Госкомземгеодезкадастром. Это решение согласовано с рядом уполномоченных государственных органов, что подтверждается протоколом согласования, представленным суду. В связи с этим приказы, изданные на основании данного Протокольного соглашения, являются законными и обоснованными.



РЕШЕНИЕ СУДА


Исковое заявление управления юстиции удовлетворить. Признать приказы N 19 и N 20 руководителя ГУП "Служба землеустройства и кадастра недвижимости города" недействительными.



КОММЕНТАРИЙ


В соответствии с пунктом 9 статьи 24 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан хозяйственным судам подведомственны дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Республики Узбекистан к способам защиты гражданских прав относится, в том числе и признание недействительным акта государственного органа или органа самоуправления граждан.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" (в редакции, действовавшей в 2010 году) нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных государственных предписаний.

Согласно статье 5 данного Закона нормативно-правовыми актами являются: а) Конституция Республики Узбекистан; б) законы Республики Узбекистан; в) постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан; г) указы Президента Республики Узбекистан; д) постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан; е) акты министерств, государственных комитетов и ведомств; ж) решения органов государственной власти на местах.

Статья 4 данного закона устанавливает исчерпывающий перечень органов, правомочных принимать нормативно-правовые акты. К ним отнесены: палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.

Из норм указанных законов следует, что ни по форме, ни по наименованию оспариваемые приказы не относятся к нормативно-правовым актам. Поскольку приказы руководителя ГУП, путем установления коэффициентов, фактически повысивших тарифы, установленные Госкомземгеодезкадастром с учетом требований Постановления Президента Республики Узбекистан N 1112 от 15.05.2009 г., и оплачиваемые при обращении в службу кадастра гражданами и субъектами предпринимательства, нарушило их права и законные интересы, то иск является подведомственным хозяйственному суду и правомерно принят им к рассмотрению.

В данном случае в Постановлении Президента Республики Узбекистан N ПП-1112 от 15.05.2009 г. "О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности", принятом в целях усиления стимулирования дальнейшего развития малого бизнеса, частного предпринимательства и создания дополнительных благоприятных условий для организации и ведения частной предпринимательской деятельности, выражено согласие с предложением ряда уполномоченных государственных органов, в том числе с предложением Госкомземгеодезкадастра о снижении с 1 июня 2009 года тарифов на услуги по оформлению кадастровой документации. Установлено снижение тарифов согласно приложению N 1, в частности: за проведение технической инвентаризации, паспортизации и оценки жилых зданий и сооружений - на 50%; за осуществление комплексных топографо-геодезических работ - на 40%; за другие виды услуг, оказываемых кадастровыми службами - 40% к действующему уровню. Во исполнение данного постановления Госкомземгеодезкадастром 12.06.2009 г. принято постановление N 62-1, установившее новые тарифы за оказание кадастровых услуг.

В оспариваемом приказе N 19 предписано с 5 апреля 2010 года установить коэффициент к стоимости оказываемых услуг службой землеустройства и кадастра недвижимости города согласно произведенному расчету коэффициента "К", учитывающего затраты на произведение работ: - по технической инвентаризации и паспортизации зданий и сооружений нежилого фонда, а также земельных участков на территории города в размере 1,18; - по технической инвентаризации и паспортизации зданий жилого фонда на территории города - в размере 0,5. Приказом N 20 предписано утвердить типовые калькуляции с учетом внесенных изменений согласно приложениям по каждому виду оказываемой услуги. ГУП, нарушая требования как Постановления Президента Республики Узбекистан, так и постановления Госкомземгеодезкадастра, приказами N 19 и N 20 путем применения коэффициентов фактически увеличил тарифы, оплачиваемые за оказанные кадастровые услуги.

Тарифы, установленные на основании данных приказов, действовали на территории всего города и были обязательными для всех обращающихся в службу кадастра лиц. Таким образом данные приказы по содержанию фактически устанавливали нормы, то есть общеобязательные предписания, которые влекли за собой изменение правоотношений между ГУП и лицами, обращающимися в данное предприятие.

Предусмотренный в статье 4 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" перечень субъектов деятельности по изданию актов нормативно-правового характера является исчерпывающим. В соответствии с частью четвертой статьи 12 данного закона структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать акты нормативно-правового характера, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, оспариваемые приказы противоречат актам законодательства, в частности, положениям постановления Госкомземгеодезкадастра N 62-1 от 12.06.2009 г. и Постановления Президента Республики Узбекистан N ПП-1112 от 15.05.2009 г. "О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности".

Изложенное позволяет сделать вывод о правомерности иска Управления юстиции города о признании приказов ГУП недействительными, в связи с чем он удовлетворен решением хозяйственного суда.


--------------------------------------------

*) Постановление Кабинета Министров N 370 от 27.08.2003 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" действовало в момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде. Утратило силу в соответствии с Постановлением Президента РУз от 23.08.2011 г. N ПП-1602.


**) Ссылка на Закон Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" в старой редакции, которая действовала на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела в суде. Новая редакция утверждена Законом РУз от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 5


















































Время: 0.0379
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск