ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о применении финансовой санкции за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

           

Указание эмитентом недостоверных сведений в представляемых в уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг отчетах по выплаченным дивидендам квалифицируется как введение в заблуждение контролирующих органов и органов надзора



СУТЬ СПОРА


При изучении Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг (далее - Центр) отчетов, представленных открытым акционерным обществом (далее - Эмитент), было установлено, что:

- при наличии по состоянию на 1 января 2008 года задолженности в размере 94 352 300 сум. перед акционерами по дивидендам Эмитент в строке 710 бухгалтерского баланса, составленного на 1 января 2008 года, указал задолженность в размере 42 257 000 сум.;

- при наличии задолженности перед акционерами по начисленным по итогам 2006 года дивидендам в размере 94 352 300 сум. и по итогам 2007 года - 220 777 200 сум. Эмитент в строке 710 бухгалтерского баланса, составленного на 1 января 2009 года, указал задолженность в размере 140363 000 сум.

В связи с выявленным нарушением требований законодательства о рынке ценных бумаг Центром было вынесено предписание об устранении нарушений требований Закона Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) и Эмитенту было предложено добровольно уплатить штраф в четырехсоткратном размере минимальной заработной платы (что составляет на день вынесения решения 21 049600 сум.).

Однако сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, в связи с чем Центр обратился в суд с требованием о наложении на Эмитента штрафа в четырехсоткратном размере минимальной заработной платы, что на момент вынесения Центром предписания составляет 21 049 600 сум., и взыскании суммы примененной финансовой санкции.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Согласно статье 55 Закона за введение в заблуждение инвесторов, контролирующих органов и органов надзора путем распространения (предоставления) заведомо недостоверных сведений к участникам рынка ценных бумаг применяются экономические санкции в размере от трехсот- до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Законодательством о рынке ценных бумаг предусмотрена ответственность за введение в заблуждение инвесторов, контролирующих органов и органов надзора путем распространения (предоставления) заведомо недостоверных сведений, а указание в бухгалтерских отчетах задолженности по невыплаченным дивидендам в меньшем размере чем она есть не может считаться введением в заблуждение контролирующих органов и органов надзора, каковым является уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.



РЕШЕНИЕ СУДА


Требование Центра удовлетворить частично.

Применить к Эмитенту и взыскать штраф в трехсоткратном размере минимальной заработной платы, что составляет 15 787200 сум.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно части второй статьи 38 Закона в случаях, предусмотренных законодательством, уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг, в том числе микрофирмы и малые предприятия, раскрывают информацию путем:

опубликования информации в средствах массовой информации;

предоставления отчетов, сведений и иной информации.

В соответствии со статьей 39 Закона эмитент, за исключением эмитента государственных ценных бумаг, раскрывает информацию:

в проспекте эмиссии ценных бумаг;

в ежеквартальном и годовом отчете эмитента;

в сообщениях о существенных фактах в деятельности эмитента.

Требования к содержанию ежеквартального и годового отчетов эмитента приведены в частях третьей и четвертой статьи 39 Закона, согласно которым отчет, наряду с другими данными, должен содержать полное и сокращенное наименование эмитента, его местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты, регистрационные и идентификационные номера, присвоенные регистрирующим органом, органами государственной статистики и налоговой службы, бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за соответствующий период (квартал, год).

Часть шестая указанной статьи Закона предусматривает, что эмитент обязан предоставить в уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг годовой отчет в течение двух недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления эмитента, а ежеквартальный отчет эмитента - в течение месяца после окончания отчетного квартала.

Согласно части первой статьи 50 Закона уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг определяется Президентом Республики Узбекистан. Указом Президента Республики Узбекистан от 26 марта 1996 года N УП-1414 "Об образовании Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан" на базе Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Министерстве финансов Республики Узбекистан образован Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан с территориальными подразделениями на местах в составе структур Госкомимущества Республики Узбекистан*, который определен уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

В соответствии с возложенными на Центр задачами, согласно статье 50 Закона, а также пунктами 6 и 7 Положения о Центре по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.03.1996 г. N 126, Центр обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов и владельцев ценных бумаг, осуществляет контроль за исполнением законодательства о рынке ценных бумаг органами государственного управления, участниками рынка ценных бумаг и, в случаях выявления нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, выносит по ним заключения и предписания, являющиеся обязательными для исполнения, применяет к нарушителям санкции в соответствии с законодательством, проводит проверки бухгалтерской и иной документации участников рынка ценных бумаг (кроме эмитентов государственных ценных бумаг) на предмет достоверности опубликованной и представленной в виде отчетности информации о ценных бумагах и операциях с ними, а также при поступлении сведений о наличии или возможности нарушения законодательных и нормативных актов, в случае нарушения участниками рынка ценных бумаг законодательства Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг обращается в суд в интересах инвесторов, владельцев ценных бумаг, государства, без уплаты государственной пошлины, о применении экономических санкций, применяет указанные санкции в случае признания участниками рынка ценных бумаг вины в совершении правонарушений и добровольной их уплаты.

Согласно ст.ст. 54 и 56 Закона Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Законом и уставом общества, срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров, но при этом срок выплаты дивидендов не может быть позднее 60 дней со дня принятия такого решения.

В данном случае Эмитентом, в нарушение требований Закона Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров", начисленные и объявленные к выплате дивиденды в установленные сроки не были выплачены, а в представляемых в уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг отчетах были указаны неверные сведения по выплаченным дивидендам.

В соответствии с абзацем пятым статьи 55 Закона за введение в заблуждение инвесторов, контролирующих органов и органов надзора путем распространения (предоставления) заведомо недостоверных сведений к участникам рынка ценных бумаг применяются финансовые санкции в размере от трехсот- до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы.

Часть первая статьи 56 Закона предусматривает, что применение экономических санкций осуществляется судом, а в случаях признания участниками рынка ценных бумаг вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты суммы санкций - уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Основываясь на данной норме Закона, Центром было вынесено предписание об устранении нарушений требований Закона и Эмитенту было предложено добровольно уплатить штраф в четырехсоткратном размере минимальной заработной платы.

Однако сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, в связи с чем Центр обратился в суд с требованием о наложении на Эмитента штрафа в четырехсоткратном размере минимальной заработной платы, что на момент вынесения Центром предписания составляет 21 049 600 сум., и взыскании суммы примененной финансовой санкции.

В связи с тем, что Закон предусматривает применение финансовой санкции в размере от трехсот- до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы, судом требования Центра удовлетворены частично и к Эмитенту применена финансовая санкция в размере трехсоткратного размера минимальной заработной платы.

Доводы Эмитента о том, что указание в бухгалтерских отчетах задолженности по невыплаченным дивидендам в меньшем размере чем она есть, не может считаться введением в заблуждение контролирующих органов и органов надзора, суд не принял и в обоснование этого суд в решении указал, что указание в отчетах неверных сведений по выплаченным дивидендам является введением в заблуждение уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг.


---------------------------------------------

*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483)



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 3




















































Время: 0.0253
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск