ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о применении финансовых санкций за нарушение порядка осуществления обязательной продажи выручки в иностранной валюте

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                 

Оказание туристской фирмой услуг по организации размещения, проживания, питания, экскурсий и других услуг для юридических или физических лиц иностранных государств, признается экспортом услуг собственного производства туристской фирмы



СУТЬ ДЕЛА


Государственным налоговым управлением города (далее - ГНУ) проверена деятельность частной туристской фирмы (далее - ЧФ) в период с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на предмет соблюдения налогового законодательства, своевременной уплаты в бюджет и внебюджетные целевые фонды налогов и других обязательных платежей, а также соблюдения требований постановлений Кабинета Министров РУз N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка" от 29 июня 2000 года, и N 263 "О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка" от 22 июня 2001 года. По результатам проверки составлен акт проверки, согласно которому ЧФ в нарушение требований указанных постановлений Кабинета Министров РУз не осуществила продажу части валютной выручки, установленной в законодательстве. На основании акта проверки руководителем ГНУ принято решение, пунктом 6 которого на ЧФ возложена обязанность по осуществлению обязательной продажи 130 286,3 ЕВРО и 10 430,5 долларов США. Не согласившись с решением ГНУ в этой части, ЧФ обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании пункта 6 решения ГНУ недействительным.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Согласно Закону РУз "О туризме" туристские услуги - услуги субъектов туристской деятельности по  размещению,  питанию,  транспортному,   информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. Основным видом деятельности ЧФ является оказание туристских услуг. ЧФ по своему правовому статусу относится к малым предприятиям. Согласно пункту 3 "Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте" (Приложение N 1 к ПКМ РУз N 245 от 29.06.2000 г., далее - Порядок) от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается, в том числе валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит природного газа. Услуги, оказываемые ЧФ, являются услугами собственного производства, поскольку оказание таких услуг и является основным уставным видом деятельности фирмы. Кроме того, Решением Экспертного совета Государственного налогового комитета РУз также подтверждено, что услуги, оказываемые туристскими фирмами, относятся к услугам собственного производства. В связи с этим пункт 6 Решения ГНУ является незаконным и должен быть признан недействительным.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


В соответствии с пунктом 1 и 2 "Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте" обязательную продажу выручки в иностранной валюте производят все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности (в последующем - предприятия). Обязательная продажа производится предприятиями из выручки в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг. Согласно пункту 3 данного Порядка от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается, в том числе валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит природного газа.

В ходе проверки установлено что ЧФ, получая в ходе своей деятельности валютную выручку, не производила обязательную продажу части валютной выручки. ЧФ, хотя и является малым предприятием, однако оно не производила товары или услуги собственного производства. Для оказания услуг туристская фирма заключала договора с другими организациями: транспортными, гостиничными, общественного питания и другими. Таким образом, деятельность ЧФ не подпадает под действие льгот, установленных пунктом 3 вышеназванного Порядка, в связи с чем она должна была производить обязательную продажу валютной выручки. На основании изложенного, решение ГНУ принято в соответствии с действующим законодательством и является законным.



РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ


Заявление ЧФ удовлетворить.

Пункт 6 Решения ГНУ о возложении на ЧФ обязанности по обязательной продаже валютной выручки признать недействительным.



КОММЕНТАРИЙ


Для правильного и объективного разрешения данного спора важное значение имеет выяснение следующих вопросов: можно ли считать услуги, оказываемые туристскими фирмами на территории РУз, экспортом услуг? Являются ли услуги, оказываемые туристскими фирмами, услугами собственного производства этих фирм? Является ли субъектом льгот по продаже валютной выручки туристская фирма, являющаяся малым предприятием?

Согласно статье 3 Закона РУз "О туризме" "туристская деятельность - деятельность по организации путешествий и связанных с ними услуг в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства". Субъектами туристской деятельности являются предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристских услуг. Туристские услуги определены в данном законе как услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги,  направленные на удовлетворение потребностей туриста.

Как видно из материалов дела, заявитель - ЧФ зарегистрирована в установленном законом порядке как частная фирма, оказывающая туристские услуги с получением соответствующей лицензии. Следовательно, ЧФ является субъектом туристской деятельности.

В ходе оказания туристских услуг, ЧФ заключались договора с транспортными организациями об оказании транспортных услуг, с гостиницами - для оказания услуг по размещению и проживанию туристов, с ООО - для оказания услуг по организации питания и другие. Исходя из определения, данного в Законе "О туризме", туристские услуги представляют собой комплекс услуг, оказываемых различными предприятиями и организациями на основе договора между ними и туристскими фирмами. Из смысла данной нормы следует, что комплекс услуг, оказанных ЧФ при осуществлении своей деятельности, является услугами, оказанными ЧФ (хотя они и оказывались на основе договоров с другими хозяйствующими субъектами), и могут расцениваться как услуги собственного производства ЧФ.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 "Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту", утвержденных Постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета РУз, и зарегистрированных в МЮ РУз 16.02.2011 г. за N 2195, под экспортом работ (услуг) понимается выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). ЧФ оказывались услуги на территории Республики Узбекистан группам туристов из Китая, Вьетнама, Южной Кореи и Италии. Следовательно, услуги, оказанные ЧФ, являются экспортом услуг, несмотря на то, что они оказывались на территории Республики Узбекистан.

В ходе рассмотрения данного спора для получения квалифицированного ответа специалистов на вопрос являются ли услуги, оказываемые туристскими фирмами, услугами их собственного производства, судом направлены соответствующие запросы в Экспертный совет при Государственном налоговом комитете РУз и Министерство финансов РУз.

В соответствии с пунктом 4 Положения "Об Экспертном совете при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан" задачами Совета являются: ...рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами в процессе практического применения нормативных актов по налоговому законодательству и законодательству по валютному регулированию в пределах компетенции органов государственной налоговой службы, принятие объективных решений по ним.

Согласно пункту 5 этого же Положения исходя из задач на Совет возлагаются следующие функции: " ... выносить заключения по наиболее сложным и спорным вопросам применения законодательных и нормативных документов, регулирующих вопросы налогообложения". Пункт 10 Положения устанавливает, что решения Совета могут быть обжалованы в установленном порядке в десятидневный срок с момента получения решения Совета подачей заявления на имя председателя Государственного налогового комитета или в суд. Таким образом, Экспертный совет наделен большими полномочиями в сфере регулирования вопросов налогообложения и валютного регулирования и правом принимать решения, влекущие за собой определенные правовые последствия.

В соответствии с Решением Экспертного совета, принятым 19 декабря 2012 года по результатам рассмотрения вопроса об отнесении услуг, оказываемых туристскими фирмами к услугам их собственного производства, услуги туристской фирмы, связанные с оказанием комплекса услуг по организации размещения, проживания, питания, организации экскурсий, транспортированию и других, признаны услугами собственного производства туристской фирмы.

Кроме того, факт правомерности отнесения услуг, оказываемых туристской фирмой, к услугам собственного производства, подтвержден также и письмом, полученным в ответ на направленный хозяйственным судом аналогичный запрос в Министерство финансов РУз.

Согласно данному письму в соответствии с абзацем пятым пункта 5 "Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту" под работой (услугой) собственного производства понимается работа (услуга), выполненная (оказанная) предприятием собственными силами. При этом туристская фирма оказывает туристам комплекс услуг собственного производства и собственными силами посредством заключения договоров с соответствующими организациями на оказание услуг по размещению и проживанию в гостиницах, питанию, организации экскурсий, транспорту и другим. То есть организатором и поставщиком туристских услуг является туристская организация. Зарубежные туристы на территории РУз вступают в договорные отношения только с туристскими фирмами, а не с отдельными хозяйствующими субъектами для оказания услуг по транспортированию, размещению, питанию и т. д., и, следовательно, услуги, оказываемые туристской фирмой, являются услугами собственного производства.

В соответствии с пунктом 3 "Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте" от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается, в том числе, валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит природного газа.

Факт отнесения ЧФ к категории малых предприятий ГНУ не оспорен и подтвержден материалами дела.

Из всего вышеизложенного следует, что заявитель - ЧФ, являясь субъектом туристской деятельности и малым предприятием, освобожден вышеназванным Порядком от обязательной продажи валютной выручки и решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 9























Время: 0.0308
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск