ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По иным вопросам /

По спору о приостановлении деятельности завода до выполнения требований природоохранного законодательства

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                   

В соответствии с природоохранным законодательством деятельность предприятия может быть приостановлена лишь в случае оказания вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории либо приводит к возникновению угрозы такого воздействия если деятельность связана с нарушениями условий и требований, предусмотренных заключением государственной экологической экспертизы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу



СУТЬ СПОРА


Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.10.2003 г. N 471 "Об установлении водоохранной зоны и прибрежной полосы реки Чирчик в Ташкентской области и в г. Ташкенте" хокимиятам Ташкентской области и города Ташкента совместно с Государственным комитетом по охране природы, Государственным комитетом по земельным ресурсам, Министерством здравоохранения и Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан было поручено утвердить и реализовать мероприятия по экологическому оздоровлению бассейна реки Чирчик по городу Ташкенту, согласованные с Ташгорхокимиятом от 12.04.2002 г. за N 02-229, согласно приложению N 4.

Пунктом 18 Мероприятий по экологическому оздоровлению реки Чирчик (Приложение N 4) на Открытое акционерное общество (далее - завод) была возложена обязанность в 2004-2005 гг. осуществить строительство магистрального канализационного коллектора с подключением к городской канализации и реконструировать места хранения металлургических шлаков, исключив загрязнение окружающей среды.

20 января 2011 года работниками областного комитета по охране природы (далее - Облкомприроды) была проведена проверка в порядке контроля за устранением нарушений и недостатков, отмеченных предыдущей проверкой, в ходе которой были выявлены факты нарушения природоохранного законодательства. По результатам проверки был составлен акт, на основании которого заводу было выдано предписание об устранении недостатков, в том числе о выполнении в срок до 01.02.2011 г. требований "Положения о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.05.2003 г. N 199, в части согласования сумм компенсационных выплат за нормативные и сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов со II квартала 2007 г.

В целях обеспечения исполнения предписания заводом был разработан План природоохранных мероприятий со сроком исполнения до II квартала 2012 года, который согласован с Облкомприроды. Пункт 10 Плана предусматривал проработку вопроса по строительству магистрального коллектора с подключением к городской канализации в IV квартале 2011 года.

В связи с тем, что указанный пункт Плана не был выполнен, а также не выполнено предписание госинспекции Облкомприроды по акту проверки в порядке контроля от 20.01.2011 г. по обеспечению исполнения заводом постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.05.2003 г. N 199 "О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан" в части согласования сумм компенсационных выплат со II квартала 2007 г., Облкомприроды обратился в хозяйственный суд с заявлением о приостановлении деятельности завода до выполнения требований природоохранного законодательства.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Завод осуществляет свою деятельность в нарушение природоохранного законодательства, а именно - не исполняются требования законов Республики Узбекистан "Об охране природы" (ст.ст. 32 и 34) и "Об охране атмосферного воздуха" (ст.ст. 16 и 24) в части: осуществления экологической службой предприятий (объединений, организаций) производственного контроля в области охраны окружающей природной среды, имеющего целью проверку выполнения программ и отдельных мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, выполнению требований природоохранного законодательства; компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды; обязанности владельцев транспортных и иных передвижных средств и установок обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредного воздействия их физических факторов; обязанности предприятия (учреждения и организации), деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, по охране атмосферного воздуха.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


Заводом выполнены все пункты предписания, связанные с загрязнением окружающей среды.

Не выполненными остаются мероприятия по проработке вопроса по строительству магистрального коллектора с подключением к городской канализации и по согласованию сумм компенсационных выплат за нормативные и сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов со II квартала 2007 г.

Строительство магистрального коллектора невозможно только силами завода, т.к. на это необходимо вложение значительных денежных средств, которые у завода отсутствуют.

Согласование сумм компенсационных выплат возможно при условии принятия Облкомприроды сроков исковой давности и сокращения суммы начисленных пени.



РЕШЕНИЕ СУДА


В удовлетворении требований Облкомприроды о приостановлении деятельности завода отказать.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно части первой ст. 48 Закона Республики Узбекистан "Об охране природы" в случаях оказания вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или возникновения угрозы такого воздействия деятельность предприятий, организаций, сооружений и иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена или перепрофилирована. Часть вторая указанной статьи предусматривает, что решения об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности к субъектам предпринимательства применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

Статья 13 Закона Республики Узбекистан "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает, что деятельность, связанная с нарушениями условий и требований, предусмотренных заключением государственной экологической экспертизы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена по решению органов государственной власти на местах, Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в соответствии с их компетенцией. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 ст. 155-15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ХПК) к заявлению о прекращении деятельности, прекращении и (или) перепрофилировании деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, кроме документов, предусмотренных в части первой статьи 114 ХПК, прилагаются надлежаще заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации; доказательства, подтверждающие нарушение организацией или гражданином требований нормативно-правовых актов, являющееся основанием для прекращения деятельности, прекращения и (или) перепрофилирования деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду.

Облкомприроды в обоснование заявленных требований указал, что План природоохранных мероприятий со сроком исполнения до II квартала 2012 года полностью не выполнен в части утилизации люминесцентных ламп от производственных участков, модернизации пылегазоочистных установок (наклонной печи) в плавильном цехе, мероприятий по установке и пуску очистного сооружения для свинцовой печи, оснащения источников второй ступенью очистки с предотвращением выброса пыли на 1,5 т, проработки вопроса по строительству магистрального канализационного коллектора с подключением к городской канализации, а также предписание госинспекции Облкомприроды по акту проверки в порядке контроля от 20.01.2011 г. по обеспечению исполнения заводом постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.05.2003 г. N 199 "О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан" в части согласования сумм компенсационных выплат со II квартала 2007 г. не выполнены.

При рассмотрении дела было установлено, что План природоохранных мероприятий исполнен за исключением пункта, предусматривающего проработку вопроса по строительству магистрального канализационного коллектора с подключением к городской канализации.

Предписание госинспекции Облкомприроды также не было исполнено в части согласования сумм компенсационных выплат со II квартала 2007 г.

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что планирование строительства канализационного коллектора было принято решением правительства республики в 1998 году, которое предполагало организовать строительство за счет средств предприятий, расположенных в данной промзоне. В 1990 году после обследования были определены объемы водопотребления и объемы образования сточных вод, на основании чего определены коэффициенты долевого участия предприятий. Количество дольщиков составило 22 предприятия, а головным застройщиком определен завод, поскольку завод планировал строительство профилактики на 50 мест, в связи с чем объем водопотребления и водоотведения был больше, чем у остальных предприятий. В процессе подготовки и принятия постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.10.2003 г. N 471 "Об установлении водоохраной зоны и прибрежной полосы реки Чирчик в Ташкентской области и в г. Ташкенте" предполагалось, что застройщиком является завод, но не были учтены, что имелись еще 22 дольщика, не выполнившие свои финансовые обязательства, а также не были учтены финансовые возможности завода. Также было установлено, что производственные мощности завода по состоянию на 2011 год по алюминиевым сплавам составили всего 7,2%, а по медным сплавам - 44,4%.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что заявителем не доказан факт оказания вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или возникновения угрозы такого воздействия вследствие невыполнения заводом постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.10.2003 г. N 471 в части строительства магистрального канализационного коллектора с подключением к городской канализации, суд отказал в удовлетворении требования о приостановлении деятельности завода.

Доводы заявителя о неисполнении заводом предписания госинспекции Облкомприроды в части согласования сумм компенсационных выплат со II квартала 2007 г. суд также не принял и в решении указал, что данное обстоятельство не может являться основанием для приостановления деятельности, поскольку несогласование сумм компенсационных выплат не приводит к оказанию вредного воздействия на здоровье или условия проживания людей, на природные ресурсы, охраняемые природные территории или возникновения угрозы такого воздействия.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 10














Время: 0.0232
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск