язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Методические, разъяснительные, справочные материалы/ Негосударственные некоммерческие организации. Политические партии/ Хрестоматия по некоммерческому праву/ II. Решения Европейского Суда по правам человека делам, касающимся свободы объединения/ Объединенная Коммунистическая партия Турции и другие против Турции

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ОБЪЕДИНЕННАЯ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ТУРЦИИ

И ДРУГИЕ ПРОТИВ ТУРЦИИ


Заявление N 19392/92 от 7 января 1992 г.

Решение Большой Палаты от 30 января 1998 г.



А. Основные факты


С момента основания Объединенной Коммунистической Партии Турции в 1990 году правительство стремилось ликвидировать ее по нескольким соображениям. В частности, Правительство полагало, что партия пытается добиться доминирования одного социального класса над другими, провозглашает себя преемником ранее ликвидированной политической партии, незаконно включает в свое название слово "коммунистическая", и нарушает территориальную целостность государства. Национальные суды Турции вынесли решение о ликвидации Объединенной Коммунистической Партии Турции, вследствие чего руководителям Объединенной Коммунистической Партии Турции было запрещено заниматься аналогичной деятельностью в составе любой другой политической группы.



В. Решение Суда


Европейский Суд решил, что политические партии являются одной из форм объединения, необходимых для надлежащего функционирования демократии и подпадающих под действие статьи 11 ЕКПЧ. Хотя вмешательство правительства в деятельность Объединенной Коммунистической Партии Турции было предусмотрено законом и направлено на достижение правомерной цели (защита национальной безопасности), оно не было "необходимым в демократическом обществе" поскольку:

- Объединенная Коммунистическая Партия Турции была ликвидирована исключительно на основании своего Устава и программы, еще до того, как она смогла начать деятельность;

- выбор названия Объединенной Коммунистической Партии Турции не может в принципе оправдать такую радикальную меру как ликвидация в отсутствие других конкретных доказательств того, что выбор названия представляет реальную угрозу обществу и государству;

- не существовало оснований препятствовать существованию политической группы исключительно из-за того, что она намеревалась публично обсуждать положение определенного сегмента населения, а именно курдов;

- не существовало доказательств того, что Объединенная Коммунистическая Партия Турции несет ответственность за проблемы терроризма в Турции.


Исход дела: Имело место нарушение статьи 11 Конвенции.




ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ (20)



ВОПРОСЫ ПРАВА


I. О предполагаемом нарушении Статьи 11 Конвенции


18. Заявители утверждали, что роспуск Объединенной Коммунистической Партии Турции ("TBKP" [Turkiye Birlesik Komunist Partisi]), a также запрещение для ее руководителей - г-на Саргина и г-на Ягчи - занимать подобные посты в каких-либо других политических партиях являются нарушением их права на свободу объединения, гарантируемого Статьей 11 Конвенции...


А. Применимость Статьи 11


1. Аргументы сторон


(а) Правительство


19. Правительство заявляет, что Статья 11 в любом случае не может применяться по отношению к политическим партиям. В случае, если в своем уставе или программе партия посягает на конституционный порядок Государства, Суд должен вынести решение о неприменимости Конвенции ratione materiae или применить Статью 17 вместо Статьи 11.

Даже беглое изучение Конвенции показывает, что ни Статья 11, ни какая-либо другая статья не содержат упоминаний о политических партиях или ссылок на конституционные структуры Государств. Важно отметить то, что упоминание о политических объединениях содержится только в Протоколе N 1 (Статья 3), и не предусматривает никаких прав физических лиц, так как лишь перечисляет обязательства Государств, в целом.

...