язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Информация. Информатизация. Связь/ Информатизация. Развитие телекоммуникаций/ Временное положение о порядке организационно-технического взаимодействия операторов сетей телекоммуникаций общего пользования (Утверждено Узбекским агентством почты и телекоммуникаций 30.12.1997 г. Приказ N 133, зарегистрировано МЮ 15.12.1997 г. N 378)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.12.1997 г.

N 378



УТВЕРЖДЕНО

УЗБЕКСКИМ АГЕНТСТВОМ

ПОЧТЫ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

30.12.1997 г.

Приказ N 133


СОГЛАСОВАНО

КОМИТЕТОМ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ

И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организационно-технического

взаимодействия операторов сетей телекоммуникаций

общего пользования

1. ТЕРМИНЫ


В целях настоящего Положения использованы следующие термины и их определения:


Объединенная телекоммуникационная сеть Узбекистана (ОТС Уз) - комплекс технологически сопряженных сетей телекоммуникаций на территории Республики Узбекистан (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей), обеспеченный общим централизованным управлением и предназначенный для удовлетворения нужд органов государственного управления, обороны, безопасности, охраны правопорядка в республике, физических и юридических лиц в услугах телекоммуникации.

ОТС Уз состоит из сети телекоммуникаций общего пользования и сетей телекоммуникаций ограниченного пользования (ведомственных сетей и сетей для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка).


Сеть телекоммуникаций - технологическая система, обеспечивающая один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и иных видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания.


Сеть телекоммуникаций общего пользования (общедоступная) - составная часть Объединенной телекоммуникационной сети Узбекистана, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

Сеть телекоммуникаций общего пользования состоит из телефонной сети общего пользования, телеграфной сети общего пользования, сети подвижной радиосвязи и сети передачи данных.


Ведомственные сети телекоммуникаций - сети телекоммуникаций министерств и иных государственных органов исполнительной власти, промышленных объединений и предприятий, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сети телекоммуникаций общего пользования.


Коммутируемая сеть связи - сеть телекоммуникаций, в которой путь передачи сообщений между пользователями устанавливается только на время передачи этих сообщений под воздействием адресной информации, определяемой пользователем, инициирующим соединение.


Некоммутируемая сеть связи - сеть телекоммуникаций, в которой путь передачи информации между пользователями определяется предварительным соглашением между пользователями и оператором сети и организуется вне зависимости от времени фактической передачи информации между пользователями.


Оператор телекоммуникаций - юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций.

Операторы телекоммуникаций подразделяются на операторов сети общего пользования, операторов сети передачи данных, операторов ведомственных сетей, операторов сетей подвижной радиосвязи и операторов выделенных сетей.


Оператор сети телекоммуникаций - юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций и предоставляющее услуги телекоммуникации с помощью данной сети.


Оператор междугородной и международной телефонной сети общего пользования - юридическое лицо, владеющее в объеме не менее 30% взаимоувязанными сетями междугородной и международной телефонной связи в Республике Узбекистан, осуществляющее строительство, эксплуатацию и развитие этих сетей на основании выданных в установленном порядке лицензий.

Оператор междугородной и международной телефонной сети общего пользования обеспечивает соединение и передачу по принадлежащим ему линиям и через собственные коммутационные узлы исходящего, входящего, транзитного междугородного (межрегионального) и международного трафика от/к зоновых телефонных сетей связи общего пользования, местной сети г. Ташкента и телефонных сетей других стран, а также предоставление в аренду каналов и трактов, в том числе прямого транзита различным пользователям, включая зарубежных потребителей и операторов телекоммуникаций.

Оператор междугородной и международной телефонной телекоммуникации общего пользования не может иметь собственную зоновую сеть, местную телефонные сети и сети подвижной радиосвязи.


Присоединение одной сети к другой (выход одной сети на другую) - организация взаимодействия между двумя коммутируемыми сетями, при котором становится возможным установление соединения и передачи информации между абонентами (пользователями) этих сетей.


Уровень присоединения - уровень сети, определяемый по иерархии и плану нумерации присоединяющей сети, на котором осуществляется присоединение другой сети.


Присоединение на местном уровне - присоединение одной сети к другой, при котором присоединяемая сеть (фрагмент сети) включается в план нумерации местной сети, осуществляющей присоединение.


Присоединение на внутризоновом уровне - присоединение одной сети к другой, при котором присоединяемая сеть (фрагмент сети) становится имеющей собственный внутризоновый код доступа местной сетью, включенной в междугородную станцию сети, осуществляющей присоединение.


Присоединение на междугородном уровне - присоединение одной сети к другой, при котором присоединяемая сеть (фрагмент сети) становится зоной нумерации сети, осуществляющей присоединение.


Примечание. До принятия настоящего Положения в качестве присоединения на междугородном уровне понимается возможность организации прямых пучков каналов между присоединяемой сетью и междугородными станциями сети общего пользования без организации зоны нумерации.


Присоединение на уровне абонентских установок - присоединение одной сети к другой, при котором присоединяемая сеть (фрагмент сети, отдельные технические средства) выполняет функции абонентской установки (установок) сети, осуществляющей присоединение.


Трафик (нагрузка) - совокупность сообщений, передаваемых по сети телефонной связи за определенный период времени.


Пропуск трафика - осуществление процесса установления соединения и передачи информации между абонентами (сетями).


Регулирование пропуска трафика - установление правил, по которым выбираются (или исключаются) те или иные способы и пути пропуска трафика на сетях телекоммуникаций и между ними.


Управление пропуском трафика - аспект регулирования пропуска трафика, определяющий выбор конкретных путей и способов пропуска трафика на отдельных направлениях и сети (сетях) в целом в процессе эксплуатации сети телекоммуникаций в соответствии с установленным порядком регулирования.



2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23 июля 1997 года "О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем" и регулирует отношения операторов сетей телекоммуникации, входящих в состав телефонной сети общего пользования Республики Узбекистан, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

2.2. В настоящем Положении рассматриваются вопросы организации взаимодействия операторов в процессе присоединения и предоставления услуг телекоммуникации, принципов взаиморасчетов между операторами.


2.3. Настоящее Положение распространяется на операторов телефонных сетей общего пользования, операторов ведомственных и иных телефонных сетей (далее - "ведомственных"), а также операторов сетей подвижной радиосвязи общего пользования в части их организационно- технического взаимодействия при присоединении:

- ведомственных телефонных сетей и сетей подвижной радиосвязи к сети общего пользования;

- ведомственных телефонных сетей друг к другу, если хотя бы одна из взаимодействующих сетей имеет выход на телефонную сеть общего пользования Республики Узбекистан;

- ведомственных телефонных сетей и сетей подвижной радиосвязи друг к другу, если хотя бы одна из взаимодействующих сетей имеет выход на телефонную сеть общего пользования Республики Узбекистан.


2.4. Взаимодействие операторов сетей телекоммуникаций, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, нормативными документами Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (далее - Министерство), разрабатываемыми на основании международных стандартов и рекомендаций, а также в соответствии с условиями лицензии на право осуществления видов деятельности в области телекоммуникаций.

2.5. Вопросы организационно-технического взаимодействия, юридических и правовых взаимоотношений, порядок взаиморасчетов между операторами отражаются в договоре, заключаемом между ними.


2.6. Спорные вопросы, разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.



3. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


3.1. Телефонные сети, входящие в состав сети общего пользования должны строиться в соответствии с действующим руководящим документом по структуре, построению и функционированию телефонных сетей.


Примечание. До выхода нового документа, нормативным документом по структуре, построению и функционированию телефонных сетей является "Руководящий документ по общегосударственной системе автоматизированной телефонной связи", книга 1, утвержденный Межведомственным координационным советом по связи (МВКС) 31.10.86 г.


3.2. В состав проектной документации, разрабатываемой для сетей телекоммуникаций, присоединяемых к сети общего пользования, должны обязательно входить решения по:

- схеме тактовой сетевой синхронизации;

- системе линейно-регистровой сигнализации;

- плану нумерации сети;

- системе оперативно-технического управления.

На сетях телекоммуникаций должны применяться технические средства, имеющие сертификаты соответствия, выданные в установленном порядке.


3.3. Сеть оператора, входящая в телефонную сеть общего пользования или с ней взаимодействующая, должна обеспечивать систему общеканальной сигнализации N 7 (ОКС N 7), соответствующую национальным спецификациям.

Операторы должны руководствоваться схемой организации сети сигнализации ОКС N 7 сети общего пользования и планом нумерации пунктов сигнализации сети ОКС N 7, установленными приказом Министерства связи N 202 от 10.06.97 г.


Примечание. До завершения работ по цифровизации ОТС Уз в отдельных случаях по согласованию с Министерством допускается использование других систем сигнализации.

3.4. Нумерация на присоединяемой сети должна соответствовать плану нумерации сети общего пользования Республики Узбекистан.


3.5. Сети взаимодействующих операторов должны обеспечивать централизованное управление телефонной сетью общего пользования Республики Узбекистан и быть включенными во взаимоувязанную систему управления ОТС Уз с распределением функций управления по территориально-иерархическому принципу независимо от конкретных сетевых технологий и систем управления, применяемых операторами на своих сетях.

Принципы построения системы централизованного управления телефонной сетью общего пользования и перечень органов, которым поручено управление сетью в целом и ее частями, определяются Министерством.

3.6. Система управления конкретной сетью должна соответствовать рекомендациям Международного Союза электросвязи (сектор стандартизации телекоммуникаций)*.


3.7. Взаимодействие систем управления, в том числе способы организации взаимодействия между центрами управления присоединяемой и присоединяющей сетей, интерфейсы и протоколы стыка должны быть отражены в технических условиях на присоединение к сети связи общего пользования и договоре о взаимодействии сетей.


3.8. Применение типа коммутационного оборудования на сети, присоединяемой к телефонной сети общего пользования на местном, внутризоновом или междугородном уровне, должно согласовываться с Министерством.


4. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОПЕРАТОРАМИ СВЯЗИ


4.1. Организационно-техническое взаимодействие между операторами телекоммуникаций включает:

- взаимодействие в процессе присоединения сетей;

- взаимодействие операторов сетей телекоммуникаций в процессе предоставления услуг телекоммуникации.


4.2. Этап присоединения сетей включает в себя решение следующих вопросов:

- получение в Министерстве лицензии на право осуществления видов деятельности в области телекоммуникаций, дающей право на присоединение сети лицензиата к телефонной сети общего пользования;

- получения технических условий на присоединение у оператора присоединяющей сети;

- разработка проектно-сметной документации на присоединение;

- реализация проекта на присоединение.


4.3. Взаимодействие операторов сетей телекоммуникаций в процессе предоставления услуг телекоммуникации включает в себя решение следующих вопросов:

- организация пропуска трафика;

- определение порядка взаимодействия при предоставлении услуг пользователям и расчетах за предоставленные услуги;

- управление сетями телекоммуникаций;

- обеспечение качества предоставляемых услуг;

- определение порядка взаиморасчетов между операторами за пропущенный входящий, исходящий и транзитный трафик.



5. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОПЕРАТОРАМИ

В ПРОЦЕССЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЕТЕЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

К ТЕЛЕФОННОЙ СЕТИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


5.1. После получения лицензии оператор присоединяемой сети делает письменный запрос о выдаче технических условий на присоединение оператору присоединяющей сети.

При этом к запросу в обязательном порядке прилагается копия лицензии, выданная Министерством.

5.2. Оператор присоединяющей сети рассматривает запрос и выдает ответ заявителю в письменной форме в срок, не превышающий одного месяца с момента получения запроса.

Оператор сети общего пользования обязан выдать оператору, имеющему соответствующую лицензию, технические условия на присоединение. Отказ может быть сделан только по основаниям, перечисленным в лицензии, и должен быть обоснован.

Отказ в выдаче технических условий на присоединение может быть обжалован в Министерстве.

Емкость присоединяемой сети при любом способе присоединения не учитывается в емкости присоединяющей сети с точки зрения выполнения оператором присоединяющей сети условий лицензии в части монтированной емкости его сети.


5.3. Технические условия должны быть обоснованными и отражать в том числе следующее:

- конкретный способ соединения сети, используемые технические средства используемых линейных и станционных сооружений, принадлежность используемых линейно-кабельных сооружений и станционного оборудования, необходимость строительства новых или использования существующих сооружений связи для пропуска трафика присоединяемой сети;

- технические параметры в точках соединения сетей (уровни сигналов, спектры сигналов, скорости передачи и иные параметры стыков);

- типы оборудования, применяемые на присоединяемой сети;

- используемые системы сигнализации;

- привязка к системе тактовой сетевой синхронизации;

- оборудование, позволяющее производить учет исходящего графика от присоединяемой сети на всех уровнях присоединения;

- взаимодействие систем технической эксплуатации и управления сетями;

- взаимодействие систем расчета с пользователями и учета трафика;

- требования по качеству обслуживания;

- мероприятия, необходимые для осуществления присоединения, предварительный перечень строительно-монтажных работ, уточняемый при разработке проектно-сметной документации на реализацию технических условий;

- этапность работ по присоединению.

Не допускается включать в технические условия на присоединение строительство объектов и сооружений и установку оборудования, не связанных с пропуском трафика от/к присоединяемой сети иначе, чем на компенсационной основе.


Примечание. Под строительством объектов на компенсационной основе применительно к рассматриваемому случаю понимается строительство по договоренности между операторами объекта (сооружения), не связанного с пропуском трафика от/к присоединяемой сети, имеющего ту же стоимость, что и работы, осуществляемые оператором присоединяющей сети в интересах присоединяемой сети.


Не допускается при выдаче технических условий на присоединение навязывать оператору присоединяемой сети передачу соединительных линий и иного оборудования и сооружений, строящихся для обеспечения взаимодействия сетей за счет оператора присоединяемой сети, на баланс оператора присоединяющей сети.

Присоединение сетей связи к телефонной сети общего пользования должно осуществляться с учетом необходимости пропорционального развития сети общего пользования на всех ее участках. В случае необходимости, при выдаче технических условий на присоединение, должны учитываться вопросы умощнения межстанционных, межузловых, внутризоновых и междугородных сетей и соответствующих коммутационных емкостей. Затраты на такое умощнение несут все операторы, использующие данный элемент сети пропорционально емкости, задействуемой в интересах того или иного оператора. Эти затраты могут осуществляться как путем непосредственного материального или денежного вклада операторов в развитие сетей, так и при последующих взаиморасчетах. Конкретное решение определяется договорами между операторами.

В случае присоединения к сети общего пользования сетей телекоммуникаций малой емкости (до 1000-5000 номеров монтированной емкости в зависимости от емкости присоединяющей сети) при наличии достаточных возможностей сети общего пользования по пропуску трафика от присоединяемой сети, допускается в составе технических условий по присоединению выставить оператору присоединяемой сети требования по оплате за используемые в интересах его сети соединительные линии и/или точки коммутации присоединяющей сети. В этом случае все работы по организации присоединения или их часть выполняются оператором присоединяющей сети.


5.4. Технические условия на обеспечение взаимодействия системы управления присоединяемой сети с взаимоувязанной системой управления ОТС Узбекистана выдает оператор, осуществляющий в соответствии с поручением Министерства функции централизованного управления телефонной сетью общего пользования на территории действия присоединяемой сети (или ее фрагмента).

Такой же порядок действует и в том случае, если присоединение сети осуществляет другой оператор, не выполняющий указанных выше функций.

Оператор присоединяемой сети несет свою долю расходов по увязке своей сети управления с системой управления ОТС Уз на соответствующем территориально-иерархическом уровне.


5.5. В тех случаях, когда сеть была присоединена к сети общего пользования до вступления в силу настоящего Положения, и емкость сети, и используемые на ней технические средства, взаимодействующие с телефонной сетью общего пользования в дальнейшем не изменяются, технические условия не должны пересматриваться, в том числе в случаях изменения владельца и/или оператора сети.

Допускается уточнение отдельных вопросов присоединения в следующих случаях:

- изменение нумерации на сети, осуществившей присоединение;

- модернизация (реконструкция, замена) технических средств сети, осуществившей присоединение, непосредственно взаимодействующих с присоединенной сетью, требующая изменения систем сигнализации и т.п.;

- необходимость модернизации оборудования на присоединенной сети, и/или расширение ее емкости;

- других случаях по договоренности между операторами.

Во всех случаях изменение (уточнение) условий присоединения должно быть обоснованным, минимально необходимым и не выходить за рамки вопросов, регламентированных настоящим Положением.

В случае выявления несоответствия присоединения оператором присоединяющей сети должны быть выданы оператору присоединенной сети технические условия в соответствии с п. 5.3 настоящего Положения. Возникающие при этом расходы осуществляются обоими взаимодействующими операторами в пропорции, определяемой договорами между ними.


5.6. При выдаче технических условий на присоединение не допускается дискриминация одних операторов по сравнению с другими.


5.7. На основании технических условий на присоединение оператор присоединяемой сети обязан разработать проектно-сметную документацию на их выполнение. Разработка этой документации должна выполняться проектными организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Проектно-сметная документация должна быть согласована в порядке, установленном для проектирования сети общего пользования.

Рекомендуется согласовывать проектно-сметную документацию с оператором присоединяющей сети, а также в случае присоединения на междугородном, внутризоновом или местном уровне в качестве узлового района или при включении в состав присоединяемой сети транзитных узлов местных телефонных сетей иметь экспертное заключение Министерства.

5.8. При емкости присоединяемой сети свыше 2000 номеров допускается, а при емкости свыше 10000 номеров рекомендуется процесс присоединения к сети общего пользования осуществлять в несколько этапов. Этапность определяется согласованным решением операторов в соответствии с выданными лицензиями и указывается в технических условиях на присоединение. Технические условия и проектная документация на начальные этапы работ по присоединению должна учитывать последующие этапы.

Присоединение первоочередной емкости присоединяемой сети на первом этапе и дополнительной емкости на последующих этапах осуществляется после полной реализации соответствующей части технических условий на присоединение и приемки работ и объектов.


5.9. Заключенный между двумя операторами, участвующими в процессе присоединения, двусторонний договор должен быть направлен на выполнение обязательств по присоединению с учетом удовлетворения интересов пользователей в предоставлении им качественных услуг связи и содержать в обязательном порядке:

- взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам, определенным в п. 5.3 настоящего Положения;

- ответственность сторон за реализацию технических условий.


5.10. Присоединение сетей к телефонной сети общего пользования на уровне абонентских установок (учрежденческо-производственных автоматических телефонных станций (УПАТС) малой емкости, таксофонов, пунктов коллективного пользования, пультов операторов сетей поискового радиовызова и пр.) осуществляется включением в абонентские комплекты АТС местной сети по абонентским линиям. В необходимых случаях могут быть использованы серийные номера абонентских линий.


Примечание. УПАТС, включаемые в абонентские комплекты, должны использоваться только как офисные станции и не могут применяться для целей телефонизации жилых помещений.


5.11. Присоединение сетей к телефонной сети общего пользования на уровне местной телефонной связи в качестве УПАТС, районной АТС, узлового района осуществляется согласно техническим условиям, выдаваемым оператором действующей сети общего пользования в соответствии с настоящим Положением.

При емкости сети до 1000 номеров, присоединенной к сети общего пользования в качестве УПАТС, присоединение к ней других сетей с целью обеспечения пользователям последних выхода на сеть общего пользования не допускается.

При емкости присоединенной сети от 1000 до 6000 номеров присоединение к ней других сетей с целью обеспечения пользователям последних выхода на сеть общего пользования допускается только в том случае, если первая включена в сеть общего пользования в качестве районной АТС, при выполнении всех действующих правил и норм по пропуску дополнительного трафика присоединяемой сети.

При емкости свыше 6000 номеров, присоединенной к сети общего пользования в качестве районной АТС, узлового района и пр., оператор такой сети, при наличии технической возможности, обязан выдавать технические условия на присоединение к своей сети другим операторам на уровне местных телефонных сетей.

При этом оператор присоединяющей сети обязан выполнить все действующие нормы и правила, касающиеся пропуска дополнительного трафика от присоединяемых сетей, включая обязательное уточнение технических условий на присоединение сети к сети общего пользования.


5.12. При присоединении сетей на местном уровне присоединяемая сеть включается в план нумерации местной сети, осуществляющей присоединение.

План нумерации включается в проектную документацию на осуществление присоединения.


5.13. Если емкость присоединяемой сети создает превышение резерва действующей нумерации местной сети, то Министерство извещает заинтересованных операторов о необходимости изменения плана нумерации в сторону увеличения ее значности.

При этом расходы на дооборудование сети должны быть распределены между всеми действующими операторами пропорционально емкости, входящей в план нумерации телефонной сети общего пользования региона.


5.14. При присоединении сетей на внутризоновом уровне присоединяемая сеть включается в автоматическую междугородную телефонную станцию (АМТС) сети связи общего пользования в качестве местной сети с присвоением ей внутризонового кода доступа "аб".

При присоединении сетей к телефонной сети общего пользования на междугородном уровне присоединяемая сеть (фрагмент сети) становится зоной нумерации телефонной сети общего пользования.

Порядок назначения кодов "аб" и "АВС" определяется системой и планом нумерации.


5.15. Выделенные сети, предоставляющие международные услуги, могут иметь присоединение к международным телефонным станциям (МНТС) международных операторов сети общего пользования при отсутствии присоединения к телефонной сети общего пользования на местном, внутризоновом, междугородном уровнях.

Указанное взаимодействие осуществляется путем организации пучков каналов между МНТС сети общего пользования и станцией коммутации выделенной сети, выполняющей функции МНТС.

Между оператором выделенной сети и оператором сети общего пользования заключается договор. При этом рекомендуется руководствоваться принципами, изложенными в настоящем Положении.


5.16. Присоединение к сети общего пользования считается состоявшимся после решения в полном объеме вопросов первого этапа организационно-технического взаимодействия.



6. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРОВ

СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ


6.1. В данном разделе рассматривается порядок взаимодействия операторов при предоставлении услуг местной, междугородной, международной телефонной связи, а также радиотелефонной и сотовой связи.


6.2. Порядок предоставления услуг телефонной связи пользователям определяется действующими Правилами оказания услуг телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования, (рег. N 1323 от 15 марта 2004 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 11, ст. 130).

6.3. Между операторами телекоммуникаций, участвующими в едином технологическом процессе предоставления услуг телекоммуникации пользователям, должен быть заключен договор. В заключаемом договоре должны быть в том числе предусмотрены:

- взаимная ответственность взаимодействующих операторов телекоммуникаций за качество предоставляемых услуг телекоммуникации;

- порядок возмещения материального и морального ущерба пользователям услуг телекоммуникации и операторам телекоммуникаций в случае, если отказ в предоставлении услуг или ухудшение качества услуг вызваны невыполнением или расторжением договора между двумя взаимодействующими операторами телекоммуникаций;

- порядок взаимодействия операторов при расчетах с пользователями за услуги телекоммуникации;

- порядок проведения работы по рассмотрению претензий пользователей;

- полномочия операторов телекоммуникаций на проведение расчетов за услуги связи, предоставляемые другими операторами;

- порядок пропуска трафика взаимодействующих сетей;

- вопросы взаимодействия систем оперативно-технического управления сетями (центров технической эксплуатации).

В случае обнаружения несоответствия качества предоставляемых услуг действующим нормам взаимодействующие операторы должны незамедлительно выяснить причины такого несоответствия и принять меры к устранению этих причин. Затраты в этом случае ложатся на того оператора, в сети которого обнаружено несоответствие действующим нормам.


6.4. Взаимоотношения операторов телекоммуникаций взаимодействующих телефонных сетей при проведении взаиморасчетов базируются на следующих общих положениях:

- единых принципах тарифной политики;

- максимальном использовании проектных ресурсов сетей (пропускной способности коммутационных станций, каналов и линий);

- стимулировании повышения показателей качества обслуживания вызовов и предоставления услуг пользователям;

- равноправном партнерстве на основе пропорциональности затрат;

- учета вклада каждой стороны в строительство и эксплуатацию станционных и линейных сооружений телекоммуникации.


6.5. При взаимодействии операторов взаиморасчеты между ними рекомендуется осуществлять за пропущенный входящий, исходящий и транзитный трафик и за совместно используемые средства и сооружения связи. При взаиморасчетах за пропущенный трафик оператор, для которого направление является исходящим и который получает плату от пользователя, рассчитывается в пропорции, определяемой соотношением расчетных такс за пропуск единицы трафика, с операторами, для которых пропускаемый по данному направлению трафик является транзитным и входящим.


Примечание. Принципы взаиморасчетов между операторами за услуги, оплата которых осуществляется вызываемым пользователем, разрабатываются отдельно.


За единицу графика принимается одна минута разговора. По договоренности между операторами допускается в качестве единицы трафика при расчетах использовать меньший промежуток времени разговора.

Плату за совместное использование средств и сооружений телекоммуникации рекомендуется исчислять в соответствии с принципами, изложенными в разделе 6.7 настоящего Положения.


6.6. Порядок взаиморасчетов между операторами взаимодействующих сетей определяется уровнем присоединения сети к сети общего пользования Республики Узбекистан.


6.6.1. Взаиморасчеты между международными и междугородными операторами и операторами местной и зоновой сети, которым Министерством поручены функции оперативного управления сетями общего пользования в своей зоне, осуществляются на основе принципов, определяемых Министерством, разрабатываемых с учетом рекомендаций МСЭ-Т (серия D) по методу платы за единицу трафика на основе расчетных такс. Таким же образом осуществляются взаиморасчеты с операторами, сети которых присоединены к телефонной сети общего пользования на междугородном уровне.

6.6.2. Взаиморасчеты, между операторами взаимодействующих сетей, присоединяемых на внутризоновом или местном уровне, включают расчет за пропущенный исходящий и входящий трафик с учетом рекомендаций МСЭ-Т (серия D) по методу платы за единицу трафика на основе расчетных такс, а также в необходимых случаях плату за совместное использование каналов связи, заказно-соединительных линий и иных сооружений телекоммуникации.

В случае отсутствия возможности учета трафика допускается организовывать взаиморасчеты между взаимодействующими операторами на основе следующих принципов:

- установление оператором присоединяющей сети платы (тарифа) за использование соединительных линий, точек коммутации и т.п. присоединяющей сети в интересах пропуска трафика пользователей присоединенной сети. Такой способ взаиморасчетов может быть использован для сетей небольшой емкости (ориентировочно до 5 % емкости местной телефонной сети общего пользования), присоединяемых к телефонной сети общего пользования на местном уровне;

- распределение доли доходов, получаемых операторами от предоставления услуг телекоммуникации (с учетом исходящего, входящего и транзитного трафика) осуществляется пропорционально доле владения техническими средствами в соединении между пользователями.


6.7. Размеры платы за пропущенный трафик, платы за взаимное использование средств и сооружений, порядок распределения доли доходов, определенные в соответствии с настоящим Положением, включаются в договор между операторами.


6.8. Измерение трафика для организации и проведения расчетов между операторами телекоммуникаций, получения информации о распределении потоков нагрузки должно производиться, как правило, на исходящих направлениях. При этом каждый оператор телекоммуникаций должен отвечать за достоверность данных по своему исходящему трафику по всем используемым путям пропуска нагрузки (МСЭ-Т, Рек. D170, П.1).

С целью получения достоверных данных об объемах пропускаемого по разным направлениям трафика операторами должны быть приняты меры по обеспечению возможности определения объема трафика и качества обслуживания вызовов по всем используемым раздельным пучкам каналов, включая прямые пучки и обходные направления установления соединений.


6.9. По решению Министерства или договоренностью между операторами сбор и обработка данных о трафике может осуществляться через единый расчетный центр, принадлежащий одному из взаимодействующих операторов.

При отсутствии единого расчетного центра каждый оператор телекоммуникаций должен составлять и отправлять операторам телекоммуникаций пунктов назначения и транзита счета за пропущенный международный, междугородный, местный трафик на основе данных о собственном исходящем телефонном обмене.

В качестве расчетного периода принимается один календарный месяц. По договоренности между операторами может использоваться иной расчетный период.


6.10. Для обеспечения единообразия измерения трафика на всех типах оконечных станций независимо от используемых технических средств для учета нагрузки и для получения максимально полной информации о маршруте установления соединений и структуре (составе) исходящего междугородного трафика расчет его величины должен производиться на основании данных аппаратуры тарификации АМТС, аппаратуры повременного учета стоимости местных телефонных разговоров (или соответствующего программного обеспечения электронных АТС) и бланков заказов исходящих междугородных и международных разговоров.

Технические средства, используемые для учета трафика, должны иметь сертификат соответствия, выданный органом по сертификации технических средств телекоммуникации (самостоятельный или в составе сертифицированной телефонной станции).


6.11. Расчеты между операторами телекоммуникаций производятся по методу платы за единицу трафика.


6.12. Служебная связь предоставляется бесплатно и не учитывается при взаиморасчетах.


6.13. Взаимодействующие операторы местной телефонной сети должны принять меры, обеспечивающие всем пользователям, имеющим выход на телефонную сеть общего пользования, возможность бесплатно связаться с местными экстренными службами (01, 02, 03 и пр.) и с аварийными службами местных телефонных сетей.


6.14. Взаимодействующие операторы телефонных сетей должны соблюдать действующие на ОТС Уз технологические алгоритмы управления первичными и вторичными сетями и их эксплуатации.

В случае возникновения на сети повреждений, перегрузок и иных нештатных ситуаций, операторами должны незамедлительно приниматься согласованные меры по восстановлению связи и обеспечению требуемого качества обслуживания.


6.15. Операторы телекоммуникаций должны выполнять действующие правила пропуска трафика своих сетей в соответствии с выданными лицензиями.

Операторы местной и внутризоновой телефонных сетей не должны предоставлять свои сети для пропуска междугородного и международного трафика операторам, не имеющим лицензии на предоставление междугородной и/или международной услуг телекоммуникации.


6.16. В случае модернизации технических средств, расширения абонентской емкости присоединенной сети, осуществления присоединения других сетей, получения в Министерстве новой лицензии, оператор присоединенной сети должен обратиться к оператору присоединяющей сети за уточнением технических условий на присоединение своей сети к сети общего пользования.

Уточнение технических условий на присоединение осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 4, 5 настоящего Положения.

После выполнения работ по присоединению в соответствии с новыми техническими условиями взаимодействующими операторами должен быть уточнен договор о присоединении.


6.17. Рекомендуемые основные принципы расчетов между операторами взаимодействующих сетей при совместном использовании средств и сооружений телекоммуникаций приведены в Приложении N1.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Временному положению



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

расчетов между операторами взаимодействующих сетей

при совместном использовании средств и сооружений

телекоммуникации


1.1. Операторы взаимодействующих сетей осуществляют взаиморасчеты за использование средств и сооружений телекоммуникации, принадлежащих друг другу.


1.2. Расчеты между операторами взаимодействующих сетей осуществляются в целях компенсации владельцу средств и сооружений телекоммуникации, используемых в интересах пропуска трафика сети другого оператора, затрат на их строительство и эксплуатационное обслуживание.


1.3. В случае долевого участия оператора присоединенной сети в строительстве и эксплуатации соединительных линий величина платы за совместное использование средств и сооружений уменьшается в соответствии с величиной долевого участия.


1.4. Плата за полностью спроектированные и построенные оператором присоединенной сети и переданные на баланс оператора присоединяющей сети линии и иные средства телекоммуникации, включает только затраты на необходимое дооборудование сети присоединяющего оператора, вызванное увеличением объема пропускаемого трафика, создаваемое присоединяемой сетью, а также эксплуатационные затраты.


1.5. Плата за линии и сооружения телекоммуникации, построенные и эксплуатируемые оператором, взимается с оператора присоединенной сети в полном объеме.


1.6. Плата за линии и сооружения телекоммуникации присоединяющей сети, обслуживаемые оператором присоединенной сети, включает в себя только амортизационные отчисления за линии и сооружения телекоммуникации и компенсацию эксплуатационных затрат присоединяющей сети, связанную с дополнительным оборудованием станционных, межузловых и межстанционных соединительных линий.


1.7. В случае, когда линии и сооружения телекоммуникации, используемые при присоединении сетей, построены и эксплуатируются оператором присоединяемой сети, с него взимается плата, включающая затраты на эксплуатацию необходимого дополнительного оборудования сети присоединяющего оператора.


1.8. Если линия (система передачи) находится на балансе оператора присоединенной сети, а обслуживается оператором присоединяющей сети, плата за совместное использование уменьшается на величину амортизационных отчислений за оборудование системы передачи.


1.9. Плата за совместное использование средств и сооружений телекоммуникации рассчитывается в соответствии с числом используемых каналов и соединительных линий, коммутационной емкости между присоединенной и присоединяющей сетями с учетом текущих издержек по содержанию и обслуживанию линий и сооружений телекоммуникации при нормативной рентабельности.

Это относится в равной степени к существующим сетям и к сетям, имеющим намерение присоединиться.

Если оператор присоединяемой сети при расчете со своими пользователями какой-либо категории использует тарифы оператора местной и зоновой сети, которому Министерством поручены функции оперативного управления сетями общего пользования в данном регионе, то плата за соединительные линии (точки коммутации), используемые для пропуска трафика от этой категории пользователей (определяемой на основе соотношения количества пользователей разных категорий), не должна превышать доходов оператора присоединенной сети от данной категории пользователей за вычетом его затрат на содержание и эксплуатацию соответствующей доли оборудования его сети.

-------------------------

*) далее - "МСЭ - Т



"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 1998 г., N 2, стр. 93