ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Правовой статус личности / Гарантии и защита прав и свобод граждан. Омбудсман /

Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30.03.2007 г. N 332-I "О деятельности уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2006 году"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СЕНАТА ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.03.2007 г.

N 332-I



О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННОГО ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМАНА)

В 2006 ГОДУ



Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2006 году утвердить.



Председатель

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан                                                                    И. Собиров






ОТЧЕТ

о деятельности Уполномоченного

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

по правам человека (омбудсмана)

в 2006 году



ВВЕДЕНИЕ


Отчетный период стал вторым годом функционирования двухпалатного парламента Республики Узбекистан, который показал, что процессы дальнейшей демократизации в нашей стране обрели необратимый характер. Усиление роли и авторитета законодательной ветви власти самым благотворным образом сказалось на повышении эффективности и качества законотворчества, позволило сделать еще один шаг к сближению контрольной деятельности парламента с наиболее демократичными формами общественного контроля. Необходимо отметить, что парламентский Омбудсман стал реальным инструментом демократического воздействия на процессы построения правового справедливого государства наряду с другими национальными демократическими институтами, которые за период своего существования смогли стать своеобразными связующими элементами между государством и населением.

Представляемый отчет, подготовленный в соответствии с приоритетами деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, сложившимися за одиннадцатилетний период практикой и опытом, содержит в себе итоги деятельности института парламентского Омбудсмана за 2006 год, его анализ и заключения по наиболее характерным проблемам обеспечения прав человека в Узбекистане, результаты мониторинговых исследований обеспечения различных категорий прав человека, материалы о контактах с отечественными партнерами, зарубежными коллегами и международными организациями.



СОДЕЙСТВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МОНИТОРИНГ

ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ


Значительная роль в осуществлении контрольных функций за обеспечением соблюдения законодательства о правах человека принадлежит Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, который предоставленными ему средствами способствует, в частности, не только восстановлению нарушенных прав, но и совершенствованию законодательства Республики Узбекистан.

Уполномоченным по правам человека в 2006 году была осуществлена правовая экспертиза ряда законопроектов, представленных комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан на предмет обеспечения и защиты прав человека. Так, институт Омбудсмана представил свои предложения по законопроектам "О внесении дополнений в Закон Республики Узбекистан "О занятости населения", Налоговый кодекс Республики Узбекистан и Жилищный кодекс Республики Узбекистан"; "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Республики Узбекистан"; "О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" и другие.

В 2006 году Уполномоченный по правам человека продолжил свое сотрудничество со следующими комитетами палат парламента в области правовой экспертизы законопроектов: с комитетом по бюджету и экономическим реформам (внесены предложения по 9 законопроектам); с комитетом по труду и социальным вопросам (внесены предложения по 1 законопроекту); в области осуществления контрольной деятельности: с комитетом по труду и социальным вопросам (по запросу комитета была подготовлена аналитическая информация о деятельности Омбудсмана в части, касающейся вопросов мониторинга законодательства в области труда и социальных вопросов); в области информационно-просветительской деятельности: с комитетом по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан (совместно с комитетом организован семинар-тренинг "Парламент и Омбудсман: практика сотрудничества с комитетами", в котором приняли участие члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан).

Совершенствование механизмов проведения мониторинга соблюдения прав человека являлось одним из основных направлений деятельности Омбудсмана в отчетный период. Не уменьшающийся поток письменных и устных обращений жителей различных регионов страны к Уполномоченному по правам человека о нарушениях жилищных прав граждан, в том числе и в оказании жилищно-коммунальных услуг, вызвал необходимость продолжения проведения парламентского контроля за обеспечением прав собственников жилых помещений многоквартирных домов. В связи с этим региональными представителями Омбудсмана осуществлен мониторинг обеспечения прав и законных интересов собственников жилья в городах и районах регионов Узбекистана на примере проведенного в 2005 г. мониторинга в 4-х ТЧСЖ Яккасарайского района города Ташкента.

Целью изучения вопроса явилось выявление причин неэффективной деятельности товариществ в части соблюдения прав и законных интересов жителей многоквартирных домов; степени удовлетворения собственников жилья деятельностью ТЧСЖ, коммунально-эксплуатационных служб; уровня участия членов товарищества в управлении и принятии решений ТЧСЖ; условий, в которых товарищества функционируют, оказывают услуги, организуют информационно-разъяснительную работу с собственниками жилья; уровня правовой грамотности собственников жилья, знания своих прав и обязанностей. В ходе мониторинга изучена деятельность 434 товариществ частных собственников жилья, в анкетировании и опросах приняли участие около 25 тысяч граждан. При активной поддержке руководства областей и Республики Каракалпакстан в мониторинге приняли участие представители более десятка областных организаций.

Несмотря на последовательную работу, проводимую государством в деле реформирования жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования законодательной базы по обеспечению прав и законных интересов собственников жилья, в городах и районах областей и Республики Каракалпакстан продолжают иметь место серьезные недостатки, упущения в этой важнейшей жилищно-социальной сфере. Изучение вопроса показало, что в большинстве ТЧСЖ не всегда соблюдаются права и интересы собственников жилья в получении услуг со стороны товариществ и эксплуатационно-сервисных, коммунальных служб. В своей деятельности товарищества, службы, оказывающие услуги населению, руководствуются в основном не законами, а только подзаконными и нормативными актами министерств и ведомств, о которых собственники жилья не всегда знают, тем более, что руководители некоторых ТЧСЖ не знакомят с этими документами членов товариществ.

Результаты мониторинга выявили необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выработки действенных механизмов реализации нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности товариществ частных собственников жилья, выполнение договорных отношений между собственниками жилья многоквартирных домов и поставщиками коммунальных услуг, подрядных организаций, занимающихся эксплуатацией и ремонтом инженерных коммуникаций на соответствующих территориях, повышения ответственности должностных лиц в сфере обеспечения прав и законных интересов частных собственников жилья.

Как свидетельствует анализ, несмотря на серьезные меры, предпринимаемые в области защиты трудовых прав граждан, обращения граждан к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан о нарушениях положений законодательства в сфере трудовых правоотношений по-прежнему входят в категорию наиболее часто обжалуемых вопросов. В этой связи Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсманом) совместно с Комитетом женщин Узбекистана, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана при участии Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в сентябре 2006 года был осуществлен мониторинг соблюдения трудовых прав женщин на предприятиях текстильной промышленности Ферганской долины.

Цель мониторинга состояла в изучении реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан по обеспечению прав и законных интересов женщин, работающих на предприятиях текстильной промышленности различных форм собственности Андижанской, Наманганской и Ферганской областей. Для проведения мониторинга были созданы рабочие группы, в состав которых вошли также региональные представители Омбудсмана в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, представители областных подразделений Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана, министерств юстиции, труда и социальной защиты населения, здравоохранения. Исследованием были охвачены 18 предприятий текстильной промышленности Андижанской, Наманганской и Ферганской областей различных форм собственности.

Мониторинг, проведенный в областях Ферганской долины, по изучению состояния охраны и соблюдении условий труда работниц, обобщение результатов социологического опроса работниц, наблюдения и беседы с руководителями текстильных предприятий выявили ряд недостатков и упущений, в частности, грубые нарушения положений действующего законодательства в сфере обеспечения трудовых прав женщин; несоблюдение законодательства по предоставлению дополнительных льгот женщинам и лицам, занятым семейными обязанностями; задержки по выплате заработной платы; нарушения норм действующего законодательства, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда; нарушения положений законодательства по предоставлению перерывов в рабочее время и отсутствие надлежащих условий для отдыха; нарушения санитарно-гигиенических норм содержания бытовых помещений, столовых, недостаточный ассортимент и качество приготовляемой пищи; низкая правовая грамотность женщин в области трудового законодательства; недостаточная информационно-просветительская работа профсоюзных комитетов, женских советов по разъяснению среди женщин положений трудового законодательства. В целях устранения недостатков, выявленных в ходе проведенного мониторинга, и улучшения ситуации по обеспечению трудовых прав женщин на предприятиях текстильной промышленности Ферганской долины были выработаны рекомендации Уполномоченного Олий Мажлиса Республики по правам человека.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ

ГРАЖДАН   И   ВОССТАНОВЛЕНИЮ   ИХ

НАРУШЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД


Рассмотрение обращений граждан, оказание содействия в восстановлении их нарушенных прав и свобод являются одной из приоритетных задач Омбудсмана при осуществлении своей деятельности по дальнейшему развитию взаимодействия Уполномоченного по правам человека с государственными органами, судами и правоохранительными органами с целью более полного и эффективного соблюдения и защиты прав и свобод человека в Узбекистане.

В отчетном году в институт Омбудсмана поступило 7655 обращений, в том числе в центральный офис - 4753 обращения, региональным представителям - 1377, 878 - повторно, 647 - по "телефону доверия" даны юридические консультации и разъяснения. Из поступивших на имя Уполномоченного по правам человека обращений о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан взято на контроль 1434 жалобы. За отчетный период 351 обращение разрешено положительно, остальные находятся на рассмотрении. В адрес Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека по почте поступило 3444 обращения, с приема - 1309, причем 2439 обратившихся составили женщины, 1858 - мужчины, поступило также 456 коллективных жалоб.

Омбудсманом было проведено 14 личных приемов, на которых было принято 118 граждан, 72 обращения взято на контроль, по 46 даны разъяснения. Уполномоченным были также проведены выездные приемы граждан в регионах страны, в том числе в Самаркандской, Хорезмской, Бухарской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан. В ходе проведения мониторинга обеспечения трудовых прав женщин Омбудсман встречался с работницами предприятий текстильной промышленности Андижанской, Наманганской и Ферганской областей. В период посещений обсуждались вопросы обеспечения прав человека в деятельности органов власти на местах, правоохранительных органов, повышения эффективности деятельности региональных представителей. Были организованы встречи и беседы с руководством областей и правоохранительных структур, проведен мониторинг пенитенциарных учреждений.

В отчетный период Уполномоченным по правам человека было подготовлено 17 заключений, из которых 10 направлены в Верховный суд Республики Узбекистан, 4 - в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан, 1 - в Самаркандскую областную прокуратуру и Самаркандский областной хокимият, 1 - в Джизакский областной суд по уголовным делам и Джизакскую областную прокуратуру - 1.

Обращения граждан с различными вопросами и проблемами поступали в адрес парламентского Омбудсмана из всех регионов страны. Наибольшее количество обращений граждан поступило из г. Ташкента, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областей.

В обращениях граждан наиболее часто поднимались вопросы, связанные с обеспечением социально-экономических прав - 1563 (33%), соблюдением права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на гуманное обращение и уважение достоинства - 1104 (23%), на справедливое судебное разбирательство - 1009 (21%).

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека активно сотрудничал с различными государственными органами, общественными структурами, зарубежными партнерами, направив им 3634 обращения, в том числе взятых на контроль для последующего разрешения.

Помимо жалоб, направленных гражданами страны, поступило также 45 обращений из зарубежных государств.

За отчетный период уменьшилось по сравнению с прошлым годом количество повторных обращений (в 2005 - 1004, в 2006 г. - 878). Это свидетельствует о некотором повышении результативности разрешения жалоб, направляемых к Омбудсману, который изучал их во взаимодействии с органами государственной власти, судебными и правоохранительными структурами. В ходе проводимой административной реформы повысилась ответственность должностных лиц по рассмотрению обращений Омбудсмана, они стали более внимательно и оперативно разрешать проблемы, поднимаемые заявителями, своевременно информировать Уполномоченного о результатах рассмотрения жалоб граждан.

Однако имеют место также факты, когда отдельные должностные лица нарушают сроки представления ответов на обращения Омбудсмана, переправляют их в нижестоящие инстанции для разрешения, а затем не контролируют их исполнение, либо направляют информацию не по существу, а порой, не проверив доводы заявителя, представляют формальные ответы или отписки. В 2006 году было направлено 35 запросов в связи с несвоевременным представлением ответов по 120 обращениям Омбудсмана, в том числе в Министерство образования - по 2, Министерство высшего и среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан - по 2, хокимияты - по 22, судебные органы - по 26, органы прокуратуры - по 53 жалобам граждан. Это свидетельствует о том, что статья 22 Закона Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" не работает в полной мере, что в свою очередь указывает на настоятельную необходимость приведения национального законодательства в соответствие с данным законом. Возможность привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об Омбудсмане позволит оперативно отвечать и разрешать проблемы заявителей, которые обращаются к Уполномоченному по правам человека после того, как они использовали все правовые механизмы защиты своих интересов.

Системный анализ поступивших за 2006 год обращений к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан указывает на то, что превентивная работа по искоренению причин, приводящих к нарушениям прав и свобод человека, будет эффективна при условии:

- усиления всех форм парламентского контроля, в т. ч. в сфере правового регулирования механизма имплементации международных норм о правах человека в национальное законодательство, в правоприменительной деятельности должностных лиц государственного аппарата, в т. ч. в судопроизводстве;

- преодоления недостаточного правового обеспечения участия институтов гражданского общества в общественном контроле за деятельностью государственных органов, в т. ч. судов и правоохранительных структур;

- искоренения фактов мздоимства, некомпетентности и недостаточной квалификации, безответственности отдельных должностных лиц системы правоохранительных структур и органов власти на местах, органов самоуправления граждан;

- обеспечения координации деятельности государственных органов и общественного сектора в сфере правового просвещения граждан, развития всеобъемлющей системы правового образования всех слоев общества.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОМБУДСМАНА


В 2006 году деятельность региональных представителей Омбудсмана приобрела динамичный характер, наблюдалась тенденция укрепления материально-технического оснащения, усиления взаимодействия с местными органами, расширения информационно-просветительской работы среди населения, укрепления долгосрочных контактов с институтами гражданского общества.

В отчетном году региональные представители провели мониторинг соблюдения прав собственников жилья в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте. В данной работе принимали активное участие члены экспертных и рабочих групп при региональных представителях, представители негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации. Материалы мониторингов были представлены в органы государственной власти и управления на местах, обсуждены на заседаниях соответствующих хокимиятов.

Прием и рассмотрение обращений граждан является приоритетным направлением деятельности региональных представителей Омбудсмана и осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Анализ работы региональных представителей по рассмотрению обращений граждан показывает, что все чаще граждане обращаются к представителям Омбудсмана на местах при рассмотрении вопросов соблюдения и обеспечения их социально-экономических прав, имеет место также тенденция роста обращений. В отчетном году региональными представителями Омбудсмана было рассмотрено 1377 обращений граждан, в большинстве случаев нарушенные права граждан восстановлены, заявителям были разъяснены способы и средства защиты их прав.

Региональные представители Омбудсмана активно использовали такие формы работы, как участие в судебных заседаниях в качестве наблюдателя, встречи с заявителями на местах, посещение учреждений пенитенциарной системы по конкретным фактам, консультации по волнующим граждан вопросам.

Следует отметить, что в ряде регионов наблюдалась тенденция роста обращений граждан к региональным представителям, в частности, в городе Ташкенте, Андижанской, Бухарской, Навоийской, Сырдарьинской областях. В ряде регионов (Джизакская, Наманганская, Хорезмская области, Республика Каракалпакстан) отмечалась тенденция снижения количества жалоб граждан, что было связано с организационными вопросами деятельности региональных представителей, усилением взаимодействия с местными органами власти по рассмотрению жалоб граждан. Характер обращений граждан, рассмотренных региональными представителями Омбудсмана, позволяет обратить внимание на то, что подавляющее большинство жалоб касается обеспечения жилищных, трудовых и социально-экономических прав граждан.

В отчетном году в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан N 232-II от 12 мая 2001 года Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Хорезмской областей и г. Ташкента на своих сессиях рассмотрели информации региональных представителей Омбудсмана о ситуации по соблюдению прав человека и деятельности регионального представителя. Вместе с тем, органами представительной власти Джизакской, Наманганской, Ташкентской и Ферганской областей не были рассмотрены информации региональных представителей Омбудсмана о ситуации по соблюдению прав человека и деятельности регионального представителя. Для реализации рекомендаций парламента целесообразно отражение данного вопроса в регламентах Кенгашей народных депутатов, а также принятие соответствующей рекомендации Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В целях ознакомления с опытом деятельности зарубежных институтов омбудсманов шесть региональных представителей Омбудсмана из Каракалпакстана, Андижанской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ферганской и Хорезмской областей приняли участие в зарубежных поездках в Австрию, Словакию и Чехию.

В рамках реализации проекта ПРООН "Развитие потенциала национальных институтов по правам человека" оказано техническое содействие 8 офисам региональных представителей (Андижанская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Хорезмская области, Республика Каракалпакстан) путем предоставления компьютерного оборудования с подключением к сети Интернет. В апреле 2006 года на базе ресурсного центра проекта ПРООН в Ташкенте члены экспертных групп и волонтеры 8 региональных представителей Омбудсмана прошли обучение по компьютерной грамотности.

Особое внимание региональные представители Омбудсмана уделяли сотрудничеству со средствами массовой информации на местах, в рамках которого регулярно выступали на местном телевидении и радио, периодически публиковали материалы о деятельности по защите прав граждан в региональной печати ("Андижоннома", "Бухоро хакикати", "Вечерний Ташкент", "Тошкент окшоми", "Фаргона хакикати", "Хоразм хакикати" и др.) и сети "Интернет".



СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ


Институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, активно сотрудничая с органами и учреждениями всех ветвей государственной власти и общественным сектором, развивает свою деятельность в определенных его компетенцией направлениях.

Реализуя на практике взаимодействие с обеими палатами Олий Мажлиса, Уполномоченный провел с участием экспертов из центра "Стратегия" (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация) "круглый стол" "Парламент и Омбудсман: практика сотрудничества с комитетами", в работе которого приняли участие депутаты и сенаторы, а также представители национальных партнерских организаций института парламентского Омбудсмана Узбекистана, члены его общественных формирований. Представители института Омбудсмана принимали также участие в мероприятиях комитетов палат парламента: научно-практической конференции "Правовые основы благотворительной деятельности в Республике Узбекистан", семинаре "О роли Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кенгашей народных депутатов и органов местного самоуправления в разрешении региональных проблем" и др.

Особое внимание во взаимодействии с Министерством юстиции Республики Узбекистан было уделено реализации Меморандума по осуществлению согласованных мероприятий по правовому информированию в области прав человека населения, должностных лиц и работников органов государственной власти и управления, представителей негосударственных некоммерческих организаций, разработке предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в целях обеспечения прав и свобод человека, осуществлению мониторинга соблюдения законодательства в области прав человека, проведению совместных проверок по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их прав и законных интересов и др.

В ходе проведения семинаров в Навоийской и Ташкентской областях проводился мониторинг обеспечения прав заключенных, а также лиц, находящихся в следственном изоляторе ГУИН МВД Республики Узбекистан.

В течение отчетного года проводились посещения учреждений исполнения наказаний в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской и Кашкадарьинской областях с целью проведения встреч с различными категориями задержанных и обвиняемых, изучению условий их содержания, медицинского обслуживания, трудовой занятости, обучения, причем особое внимание уделялось несовершеннолетним подследственным и арестованным женщинам.

С Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека Омбудсман сотрудничает с периода своего образования и по настоящее время, проводя совместные "круглые столы", семинары, исследования, принимая участие в подготовке Национальных докладов по международным обязательствам Республики Узбекистан.

Примером плодотворного сотрудничества с различными структурами и институтами власти могут служить проведенные мониторинги, о которых говорилось выше, в составе рабочих групп которых принимали участие представители государственных органов и общественности.

Успешно продолжилась совместная образовательная и исследовательская деятельность с различными вузами и специализированными организациями, в частности с Ташкентским государственным юридическим институтом, Институтом изучения гражданского общества и Фондом региональной политики.

Как и в прежние годы, институт Омбудсмана активно взаимодействовал с общественным сектором, принимая участие в работе их коллегиальных органов (курултай, пленумы и президиумы Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, Фонда "Махалля", Общества Красного полумесяца и др.), форумов и "круглых столов" (Фонды "Сен елгиз эмассан" и "Болалар" - Международный форум "Реформы в системе социальной защиты детей" и "круглый стол" по проблемам обеспечения прав ребенка).

Совместно с негосударственными организациями Центром поддержки гражданских инициатив и Институтом демократии и прав человека при участии Национального центра Республики Узбекистана по правам человека и Комитета женщин Узбекистана продолжен тренинг по вопросам подготовки национальных экспертов по реализации, отчетности и мониторингу международных конвенций по проблемам женщин.

Особое значение в период построения гражданского общества приобретает взаимодействие со СМИ, являющимся важным его элементом и средством формирования общественного мнения. Традиционно все мероприятия проходят с участием представителей печатных и электронных масс-медиа.



ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Повышение правовой культуры в обществе является актуальным вопросом на протяжении всего периода построения правового демократического государства и гражданского общества в Узбекистане. Поэтому данное направление деятельности Омбудсмана продолжало оставаться в числе приоритетных, которое осуществлялось как путем организации собственных, так и участия в мероприятиях информационно-просветительского характера палат парламента и национальных партнеров, издании и распространении литературы и материалов по правам человека, выступлений в обычных и электронных средствах массовой информации.

Осуществляя правовое информирование всех слоев общества в области прав человека институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) в отчетном году провел мероприятия образовательной, информационно-просветительской направленности.

Следует особо отметить важную роль в повышении правовой культуры должностных лиц органов государственной власти выездных семинаров-конференций на тему: "Актуальные вопросы взаимодействия Омбудсмана с государственными органами и неправительственными организациями в сфере обеспечения соблюдения и защиты прав человека" и "Совершенствование системы исполнения наказаний в сфере организации надзора и соблюдения прав заключенных", проведенных в течение 2006 года в ознаменование 10-летия учреждения в Узбекистане института парламентского Омбудсмана Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в сотрудничестве с национальными партнерами и представительством Фонда имени Конрада Аденауэра в Центральной Азии, Казахстане и Южном Кавказе.

Повышению правовой грамотности населения способствуют встречи Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в трудовых коллективах, студенческих аудиториях. Прошли встречи Омбудсмана в духовном учебном заведении Мир-Араб; со студентами и профессорско-преподавательским составом Ургенчского государственного университета; с сотрудниками Самаркандского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи; работниками ширкатного хозяйства "Гайрат" Наманганского района; встреча с научной общественностью в Каракалпакском отделении Академии наук Республики Узбекистан; встреча прошла также в одной из частей Северо-Западного округа Вооруженных Сил Республики Узбекистан, расположенной в г. Нукусе; состоялось посещение Дома милосердия N 1 Ходжейлийского района.

В отчетном году Уполномоченный, его сотрудники и зарубежные партнеры Омбудсмана выступали в Центре проблем укрепления законности и повышения квалификации прокурорско-следственных работников при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Центре повышения квалификации юристов Министерства юстиции Республики Узбекистан, учебном центре Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, в ходе которых представлялась информация о деятельности Омбудсмана, парламента, а также других национальных институтов по правам человека.

Состоялась презентация подготовленного Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека сборника "Омбудсманы мира", изданного государственным научным издательством "Узбекистон миллий энциклопедияси" при поддержке офиса Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и призванного пополнить знания в сфере обеспечения конституционных прав и свобод. В данный сборник вошли материалы омбудсманов, ученых и практиков более 20 стран Европы (Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Дании, Испании, Литвы, Польши, Португалии, Нидерландов, Чехии, Словакии, Словении, Швеции, Эстонии), Северной и Южной Америки (США, Канады, Мексики, Аргентины), Австралии и, конечно же, узбекский опыт, отражающий основные этапы становления института Уполномоченного по правам человека, деятельность его региональных представителей, сотрудничество с судами и правоохранительными органами, зарубежными коллегами, а также вопросы защиты прав пациентов в медицинских учреждениях.

Сотрудничество Омбудсмана со средствами массовой информации, как непременного атрибута своей деятельности, получило также свое развитие. Практически все мероприятия, проводимые Омбудсманом, освещались прессой и электронными СМИ. Публиковались материалы о деятельности института Уполномоченного в центральных газетах "Халк сузи" - "Народное слово", "Правда Востока", "Постда" - "На посту", "Время" - "Вакт", "Тошкент окшоми" - "Вечерний Ташкент", "Новости Узбекистана", "Инсон ва конун", "Хукук", "Ишонч - Доверие" и региональной прессе; журналах "Демократизация и права человека", "Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан", "Халк таълими"; сайтах информационных агентств УзА, "Жахон", "Узрепорт"; прозвучали в эфире центральных телеканалов, местных телекомпаний, а также на радио.

При содействии Узбекского Агентства связи и информатизации был восстановлен электронный сайт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в сети Интернет (www.ombudsman. gov.uz), на котором размещаются материалы о деятельности института Уполномоченного, защите и обеспечению прав человека в Узбекистане.



МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


В 2006 году деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в сфере развития международного сотрудничества осуществлялась путем углубления контактов с зарубежными омбудсманами, международными организациями по правам человека, организаций приемов и встреч с зарубежными делегациями, участия Омбудсмана в международных форумах по вопросам прав человека, рассмотрения обращений международных правозащитных организаций, омбудсманов зарубежных стран, иностранных граждан по вопросам защиты прав человека.

В отчетном году Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека проведено около 30 приемов представителей иностранных государств и международных организаций, а именно официальных делегаций ОБСЕ, Европейского Союза, Бундестага Германии, Уполномоченного Федерального правительства Германии по правам человека и гуманитарной помощи, а также председателя ландтага земли Тюрингия (Германия), Омбудсмана кантона Базель (Швейцария), послов США, Польши, Пакистана в Узбекистане, Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, представителей Фонда имени Конрада Аденауэра, посольств Канады, Японии, Лондонского университета и др.

В рамках укрепления внешних связей Омбудсмана большое значение имеет сотрудничество с Международным институтом Омбудсмана.

В 2006 году сотрудничество с Европейским институтом Омбудсмана значительно активизировалось. В декабре 2006 года делегация Омбудсмана Узбекистана посетила Европейский институт Омбудсмана, в ходе которой осуществлена встреча с исполнительным директором ЕИО д-ром Н. Шварцлером.

С целью реализации Соглашения о сотрудничестве с Публичным защитником прав был осуществлен визит делегации Омбудсмана Узбекистана в Словакию в декабре 2006 года. В ходе визита состоялись встречи в парламенте, министерствах внутренних дел, юстиции, генеральной прокуратуре, делегация была проинформирована о структуре данных органов, работе по защите прав граждан, сотрудничестве с Публичным защитником прав. Кроме того, состоялось посещение пенитенциарного учреждения и сельского схода граждан (муниципалитет) в селе Вельке Дворники.

В отчетном году состоялась поездка делегации Омбудсмана в Австрию с целью ознакомления с деятельностью офиса Омбудсманов и специализированных Омбудсманов, изучение их опыта сотрудничества с государственными органами в сфере прав человека, обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества. В ходе поездки состоялись встречи в австрийском парламенте, министерствах внутренних дел, юстиции, административном суде, офисах омбудсманов парламента, по правам пациентов, детей, регионального Омбудсмана земли Тироль, а также было осуществлено посещение пенитенциарного учреждения в г. Вены.

В 2006 году продолжилось сотрудничество со структурами ООН, в частности, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, представительствами ПРООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ.

В октябре 2006 года Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека принял участие в работе 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В ходе встреч с представителями государств-членов и участия в работе Третьего комитета ГА ООН парламентский Омбудсман Узбекистана информировал о деятельности по защите прав и свобод человека, о процессах демократизации в Узбекистане, о мерах по осуществлению судебно-правовой реформы.

С 18 по 22 ноября 2006 года в г. Карловы Вары (Чешская Республика) проходил VII "круглый стол" Омбудсманов стран Восточной Европы и СНГ, организованный Региональным Бюро ПРООН в Братиславе. В работе "круглого стола" принимали участие делегации Омбудсманов из Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана, а также международные эксперты. Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека довел до сведения участников "круглого стола" информацию о проделанной работе в области обеспечения и защиты прав и свобод граждан в Республике Узбекистан.

С 3 по 5 декабря 2006 г. Омбудсман в составе делегации Узбекистана принимал участие в работе "круглого стола" "Гендерное равенство в Узбекистане", проводимого в Европарламенте (г. Брюссель, Бельгия). "Круглый стол" состоял из трех заседаний, посвященных актуальным вопросам тендерного равенства в Узбекистане. В ходе "круглого стола" участники получили информацию о деятельности парламентского Омбудсмана Узбекистана по обеспечению соблюдения и защиты прав и интересов женщин в стране.

В течение 2006 года состоялись визиты председателя ландтага земли Тюрингия (Германия) и Омбудсмана кантона Базель (Швейцария) для участия в конференциях на тему: "Актуальные вопросы взаимодействия института Омбудсмана с государственными органами и неправительственными организациями в сфере обеспечения соблюдения и защиты прав человека", состоявшихся в г.г. Самарканде и Ташкенте.

Одним из постоянных международных партнеров парламентского Омбудсмана является Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане. В 2006 году в рамках проекта "Содействие развитию института Омбудсмана в Республике Узбекистан" проведены семинар для парламентариев и семинары-тренинги для региональных представителей Омбудсмана и членов экспертных групп, издана книга "Омбудсманы мира" на русском языке, в целях обмена опытом осуществлена учебная поездка для представителей Омбудсмана в европейские страны.

В отчетном году к Уполномоченному по правам человека поступило 45 обращений и запросов зарубежных коллег по вопросам содействия в восстановлении нарушенных прав и свобод человека, в том числе от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в Астраханской, Свердловской и Смоленской областях, Алтайском и Приморском краях Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека Верховной Рады Украины, Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Омбудсмана Кыргызстана, граждан России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, США.

В целях обеспечения дальнейшего развития деловых связей с зарубежными Омбудсманами приоритетное внимание уделялось запросам и обращениям зарубежных коллег по вопросам рассмотрения жалоб граждан.

В отчетный период было уделено большое внимание развитию международного сотрудничества региональных представителей Омбудсмана, которое осуществлялось путем участия с докладами на конференциях, семинарах, тренингах, проводимых за рубежом, а также организации встреч и бесед с представителями международных и зарубежных организаций, посещавших регионы страны. Региональные представители Омбудсмана по Ферганской области и Республике Каракалпакстан приняли участие в работе "круглого стола" ПРООН в Карловы Варах, региональные представители по Андижанской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областей осуще ствили учебную поездку в Австрию и Словакию. Региональный представитель Омбудсмана по Самаркандской области принимал участие во встречах с делегацией Бундестага Германии.

В 2006 году деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в сфере международного сотрудничества характеризовалась тенденциями расширения и укрепления связей с зарубежными коллегами как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проходивший во второй год функционирования двухпалатного парламента процесс гармонизации деятельности палат Олий Мажлиса благотворно повлиял на взаимодействие Омбудсмана со структурами парламента, осуществления мониторинговых исследований, его контрольных функций и этапов реализации концепции реформирования и модернизации общества.

Особой поддержки и внимания требует уникальный институт региональных представителей Омбудсмана, приобретенный опыт разрешения локальных проблем обеспечения прав человека и взаимодействия с органами власти на местах которого показал, что такой модели начинают следовать вновь организуемые Омбудсманы дальнего и ближнего зарубежья, внимательно анализирующих и изучающих узбекский опыт.

На 2007 год институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) определяет для себя следующие приоритеты:

- содействие в совершенствовании национального законодательства, укреплении правового статуса и обеспечении эффективности деятельности всех структур института Омбудсмана, в соответствии с международно-признанными стандартами;

- расширение направлений деятельности и углубление взаимодействия с государственными органами власти, различными элементами гражданского общества по обеспечению в первую очередь социальных прав человека на основе принципов партнерства и сотрудничества;

- углубление и повышение результативности мониторинговых исследований соблюдения различных категорий прав человека, на основании которых представлять необходимые предложения по гармонизации национального законодательства и его правоприменения.

Основные инициативы, усилия и устремления парламентского Омбудсмана были адекватны сложившейся обстановке, направлялись и были ориентированы на то, чтобы деятельность института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека обретала системный характер, стабильное положение в системе государственных органов, способствовала дальнейшей демократизации и продвижению Узбекистана в направлении построения правового общества. 



"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2007 г., N 3, ст. 123














Время: 0.0074
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск