ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Правовой статус личности / Гарантии и защита прав и свобод граждан. Омбудсман /

Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 03.12.2004 г. N 720-II "О деятельности уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2000-2004 годах"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.12.2004 г.

N 720-II



О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ОЛИЙ МАЖЛИСА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

(ОМБУДСМАНА) В 2000-2004 ГОДАХ



Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2000-2004 годах утвердить.



Председатель Олий Мажлиса

Республики Узбекистан                                   Э. Халилов





ОТЧЕТ

о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса

по правам человека (омбудсмана)

за 2000-2004 годы



ВВЕДЕНИЕ


Деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) за пятилетний период осуществлялась в условиях углубления процессов демократизации в стране, реформирования институтов национальной государственности, дальнейшего совершенствования законодательства, становления и развития демократических институтов, активного вовлечения общественного сектора и средств массовой информации в процессы построения гражданского общества, расширения и углубления сотрудничества Республики Узбекистан с другими странами и международными организациями.



РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН


Анализ поступивших обращений свидетельствует о возрастающем уровне правосознания населения, эффективности деятельности государственных органов и структур, общественных организаций, в числе которых укреплял свое положение институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).

За период 2000-2004 годы к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека поступило 24904 обращений (в 1995-1999 годах - 9889 обращений), в том числе 13083 - по почте, 11821- с приема. В течение отчетного периода даны юридические консультации и разъяснения 4925 гражданам, в том числе свыше 2100 гражданам по "телефону доверия".

Из поступивших обращений граждан на имя Уполномоченного взяты на контроль 5581 (в 1995-1999 годах - 2256) о нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан, из них - 1250 (в 1995-1999 годах - 592) в отчетный период разрешены положительно, остальные находятся на исполнении.

В отчетный период Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека составлено 57 заключений, из которых 27 направлены в Верховный суд, 15 - в Генеральную прокуратуру, остальные - в различные организации, министерства и ведомства. На все заключения были получены мотивированные ответы.

Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека совместно с работниками его структурных подразделений и представителями партнерских организаций проведено более 270 встреч с выездом на места, в том числе и в места лишения свободы, осуществлено наблюдение за ходом судебных процессов по 175 уголовным и гражданским делам.

Анализ жалоб граждан показывает тенденцию увеличения количества обращений из города Ташкента, Ташкентской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ферганской и Андижанской областей.

Большинство из поступивших обращений касалось вопросов обеспечения законности и правопорядка, обеспечения социальной защиты, защиты трудовых прав.

За истекший период рассмотрено 9116 обращений граждан, касающихся деятельности судебных органов. Основное количество обращений связано с деятельностью районных и областных судов. В своих обращениях граждане выражают несогласие с приговором суда либо решением суда по гражданским делам, необоснованным отказом в принятии искового заявления, длительным рассмотрением дел, нарушением права на судебную защиту, с неисполнением принятых решений судов.

Поступившие к Омбудсману 4683 обращения, касаются действий работников правоохранительных органов, в которых граждане выражают несогласие с арестом, содержанием под стражей, привлечением к уголовной ответственности, действиями сотрудников правоохранительных органов, в том числе и пенитенциарной системы, а также их бездействием при обращении граждан по тем или иным вопросам, с процедурой и ходом ведения следствия.

В области трудовых прав принято 1554 обращения, в которых граждане выражают несогласие с увольнением, переводом на другую работу без согласия работника, действиями руководства учреждения, организации, предприятия, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, вынесенными решениями и определениями судов по защите этой категории прав, а также жалуются на несвоевременную выплату заработной платы.

Поступило 906 обращений, связанных с реализацией права на получение социальных выплат, пособий по безработице, нарушением процедуры выхода на пенсию по возрасту, инвалидности, нарушением порядка исчисления суммы пенсий.

По жилищно-коммунальным проблемам поступило 1561 обращение граждан, которые в основном касаются вопросов предоставления жилья, недоброкачественного предоставления коммунальных услуг, отсутствия тепла в зимнее время года, отсутствия горячей и холодной воды, газа и электричества, ремонта домов и квартир.

В части защиты прав граждан на свободу передвижения к омбудсману направлено 1092 обращения, связанных с получением прописки, гражданства, нарушением процедуры получения паспорта, а также других документов, удостоверяющих личность гражданина.

В сфере обеспечения прав предпринимателей получено 352 обращения, в том числе по вопросам оказания содействия в получении кредита для развития своей деятельности. По вопросам образования рассмотрено 293 обращения, по другим вопросам - 5347.

Изучение поступивших за этот период обращений граждан к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека позволило выявить ряд причин, ведущих к грубым нарушениям прав и свобод граждан:

- недостаточный уровень ведомственного контроля вышестоящих органов над нижестоящими структурами по выполнению ими своих непосредственных обязанностей по обеспечению прав человека;

- недостаточное участие институтов гражданского общества в общественном контроле за деятельностью государственных органов, в т. ч. силовых структур;

- низкая координация деятельности государственных и общественных структур в сфере правового просвещения граждан, создания системы правового обучения различных категорий населения.

Как положительные изменения общей тенденции, характерной для жалоб, поступающих в аппарат Уполномоченного, следует отметить, что они становятся все более адресными и аргументированными. Поступают обращения граждан, в которых, кроме личных проблем, они пишут о своем видении решения тех или иных государственных и общественных вопросов, предлагают пути совершенствования действующего законодательства, деятельности правоохранительных органов и органов власти на местах.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТСКОГО

ОМБУДСМАНА


Расширяющееся год от года участие общественности в решении государственных вопросов, а также проводимая поэтапная децентрализация работы по разрешению поступающих обращений привели к учреждению института региональных представителей Омбудсмана и наделение их полномочиями в вопросах соблюдения прав человека, осуществляемых в контексте протекающих в стране процессов либерализации и демократизации всех сторон жизни общества.

В течение отчетного периода во всех регионах страны были не только определены представители омбудсмана, но и изданы соответствующие решения органов государственной власти на местах по их материальной и ресурсной поддержке. В настоящее время осуществляется комплекс мер по реализации данных решений, сформированы экспертные группы при региональных представителях. Практически все региональные представители прошли обучение на тренингах, проведенных совместно с Центром ОБСЕ в Ташкенте, на которые приглашались в качестве тренеров специалисты из ряда зарубежных институтов омбудсмана, международных организаций. Последовательно осуществлялась работа по созданию компьютерной локальной сети Омбудсмана, составляющими которой являются центральный офис и региональные представительства.

Ряд региональных представителей активно взаимодействовал с комитетами и комиссиями парламента в период осуществления ими контрольных функций. На территориях, где проводились плановые мониторинги реализации определенных категорий прав, региональные представители принимали самое непосредственное участие в их осуществлении. Одновременно с этим на всех территориях региональными представителями проведены мониторинговые исследования по проблемам соблюдения прав человека, осуществлялся контроль реализации мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате проведенных изучений.

В отчетном периоде региональными представителями Омбудсмана было рассмотрено 4451 обращение граждан. Обращения, принятые региональными представителями, по сути идентичны обращениям, поступившим в центральный офис.

Следует отметить, что органами власти на местах была организована работа по реализации Постановления Олий Мажлиса N 232-II от 12 мая 2001 года о взаимодействии со структурами Уполномоченного по правам человека, в рамках исполнения которого региональные представители выступили с информацией о ситуации в области прав человека на сессиях областных Кенгашей народных депутатов.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА ЗА ЕГО СОБЛЮДЕНИЕМ


В течение 2000-2004 годов Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека вносил предложения по проектам законов в части обеспечения и защиты прав и свобод граждан, активно сотрудничал с парламентскими комитетами и комиссиями, Институтом мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе, министерствами и ведомствами, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями и иными организациями.

Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека принимал участие в подготовке законопроектов "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Об использовании и защите эмблем красного полумесяца и красного креста", "О банкротстве", "О частном предприятии", "О банковской тайне", "О валютном регулировании", "Об электронной цифровой подписи", "Об электронной коммерции", "Об электронном документообороте", "Об общественных фондах", "Об обращениях граждан", "О равных правах и возможностях", "О правах ребенка", "О защите населения от туберкулеза", "О донорстве крови и ее компонентов", "О недрах", "О судах", "О прокуратуре" и других, а также о внесении изменений и дополнений в Закон "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан.

Большая работа проведена институтом омбудсмана по подготовке  и принятию на XV-ой сессии парламента новой редакции Закона Республики Узбекистана "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)".

В целях выработки предложений, направленных на совершенствование законодательства, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека регулярно проводил мониторинги обеспечения прав и свобод граждан. Контрольная деятельность Омбудсмана осуществлялась с участием региональных представителей Омбудсмана, представителей национальных учреждений по правам человека, неправительственных организаций, ученых-юристов, социологов, журналистов, должностных лиц всех уровней.

Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека были проведены мероприятия по изучению состояния исполнения Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан в системе учреждений Главного управления исполнения наказаний МВД Республики Узбекистан в Ташкентской и Кашкадарьинской областях, Республике Каракалпакстан (2000 г.). В течение всего отчетного периода систематически проводился мониторинг обеспечения прав задержанных и заключенных в местах исполнения наказания по всей территории страны.

Проведены мониторинговые исследования по вопросам предупреждения преступности среди несовершеннолетних, соблюдения прав предпринимателей, детей и малообеспеченных семей.

Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека были проведены мониторинги соблюдения Конвенции о правах ребенка и законов Республики Узбекистан "Об образовании" и "Об охране здоровья граждан".

Многочисленные обращения граждан к Омбудсману на нарушения их прав в сфере правосудия явились основанием для проведения мониторинга обеспечения права граждан на доступ в суды. Выявлены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются как судьи при осуществлении правосудия, так и граждане при обращении в суд для защиты своих прав.

В отчетный период систематически проводился мониторинг исполнения законов Республики Узбекистан "Об обращениях граждан" и, "Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)" во всех регионах страны,

В процессе мониторинга в регионах страны выявлены недостатки в правоприменении, определены пути разрешения проблем в области обеспечения прав граждан. По итогам исследований были подготовлены доклады о причинах и условиях, порождающих нарушения прав человека, разработаны рекомендации по их устранению.



РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ С ПАРТНЕРАМИ,

ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СРЕДСТВАМИ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Вопросы правового просвещения населения оставались в числе приоритетов деятельности Уполномоченного Один Мажлиса по правам человека.

Омбудсман и его региональные представители развивали сотрудничество на принципах социального партнерства с органами и структурами различных ветвей власти, осуществляли просветительско-разъяснительную работу на местах, проводя ее в тесном взаимодействии с органами самоуправления граждан.

В период 2000-2004 годов заключены Соглашения о партнерстве и взаимодействии по обеспечению конституционных прав и свобод человека с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Центром изучения прав человека и гуманитарного права, что позволило Омбудсману значительно расширить методы воздействия и использовать новые формы работы в обеспечении прав человека.

В течение отчетного периода Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека принимал активное участие в мероприятиях, организованных комитетами и комиссиями парламента, партнерскими организациями, проектом программы ЕвропаЭйд "Содействие развитию процесса демократизации в Узбекистане". Так, совместно с Комитетом парламента по законодательству и судебно-правовым вопросам, Верховным судом и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека проведена научно-практическая конференция "Взаимоотношения судебной и внесудебной системы защиты прав человека: международный опыт", в работе которой приняли участие представители национальных и зарубежных правозащитных структур.

При содействии партнеров и ряда организаций издавалась методическая и популярная литература, в частности, сборники "Омбудсман в Узбекистане" и "Мониторинг прав человека" на государственном и русском языках.

Проводились регулярные встречи сотрудников Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека с личным составом Генеральной прокуратуры, Министерства обороны, Государственного таможенного комитета, Министерства по чрезвычайным ситуациям, сотрудниками Центрального банка Республики Узбекистан, региональными структурами Комитета женщин Узбекистана, в Центре проблем укрепления законности и повышения квалификации прокурорско-следственных работников при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, учебном центре Совета Федерации профсоюзов Узбекистана. Стали постоянными проводимые представителями Омбудсмана в здании парламента занятия для слушателей Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, студентов магистратуры и бакалавриата Ташкентского исламского университета, Ташкентского государственного юридического института, Университета мировой экономики и дипломатии, активистов движения "Камолот", а также встречи в специализированных учебных заведениях.

При содействии Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в Ташкентском аграрном университете, Национальном университете Узбекистана, Самаркандском государственном университете и Самаркандском медицинском институте были созданы общественные институты университетских омбудсманов. Парламентский Омбудсман, члены его общественных формирований и сотрудники секретариата регулярно встречались с молодежью в учебных заведениях. Оказание содействия особой группе молодежи - бывшим осужденным был посвящен "круглый стол", проведенный совместно с Ташкентским областным хокимиятом, представительством Фонда имени К. Аденауэра, правоохранительными органами, общественными организациями, средствами массовой информации, в ходе которого показан зарубежный опыт по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание.

Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека и его региональные представители принимали активное участие в семинарах и конференциях, организованных Конституционным судом и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан, а также тренингах, проведенных в областях страны Главным Управлением исполнения наказаний МВД Республики Узбекистан совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и организацией "Международная тюремная реформа".

Была продолжена работа по укреплению сотрудничества со средствами массовой информации. Все организуемые Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека мероприятия проводились с участием представителей печатных и электронных средств массовой информации. Размещение информации и материалов о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека производилось не только в официальных изданиях парламента ("Ахборотнома", газеты "Халк сузи", "Народное слово"), печатных органах партнеров ("Постда", "Вакт", "Хукук-Law-Право", "Конун химоясида" и др.), но и в зарубежных ("Уолл Стрит Жорнелл", "Фокус", "Франкфурт Альгемайне Цайтунг", "Корея Пост"), а также электронных СМИ ("БиБиСи", "Дойче Велле" и др.)



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА


С каждым годом расширялось сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами и международными организациями, в т.ч. и в сфере обеспечения прав человека. За истекший период Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека проведено более 130 приемов официальных делегаций, представителей иностранных государств и международных организаций.

В отчетный период состоялись приемы 'парламентских делегаций Польши, Франции, Германии, Канады, Италии, официальных делегаций Государственного департамента США, министерств иностранных дел Германии, Швейцарии, Великобритании, министерств юстиции Германии и США, Европейского регионального бюро ВОЗ, БДИПЧ ОБСЕ, международных неправительственных организаций "Руки прочь от Каина", "Международная тюремная реформа", "Хьюман Райтс Вотч", "Фридом Хаус", а также Верховного комиссара ООН по правам человека, Специального докладчика ООН по пыткам, независимого эксперта по Узбекистану Комиссии ООН по правам человека, Действующего председателя ОБСЕ, Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств, председателя Верховного суда Грузии, послов России, Франции, Германии, Польши, Словакии, Швейцарии и Швеции в Узбекистане, главы Центра ОБСЕ в Ташкенте, представителей ПРООН, ЮНИСЕФ, МККК, "Дома Европы", посольства Японии, Фонда имени К. Аденауэра, Датского центра по правам человека, Центра по правам человека Канады, Американской Ассоциации юристов, Национального демократического института (США), Центра корпоративных социальных исследований (США), Немецкого института по проблемам Востока, Центра стратегических и международных исследований Франции, Фонда "Спасите детей" (Великобритания), зарубежных средств массовой информации.

За пятилетний период деятельности Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека установлены деловые отношения с омбудсманами в более чем 40 странах мира, включая страны Европы, Азии, СНГ, Америки. Заключены Соглашения о взаимном сотрудничестве с омбудсманами Республики Польша, Королевства Швеции, Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Латвийской Республики.

Значительно активизировалась деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека по рассмотрению обращений и запросов зарубежных коллег по вопросам содействия в восстановлении нарушенных прав и свобод граждан. Поступило более 60 обращений, в том числе от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в Свердловской и Липецкой областях, Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Омбудсмана Кыргызстана, посольств России, Кыргызстана, Центра ОБСЕ в Ташкенте, представительства УВКБ ООН в Ташкенте, граждан России, Украины, Казахстана и др.

За прошедший период установились прочные связи сотрудничества с такими авторитетными международными структурами, как Международный и Европейский институты омбудсмана.

В отчетный период были подготовлены предложения и замечания к проектам Национального плана действий по реализации рекомендаций Специального докладчика по пыткам Комиссии ООН по правам человека Тео Ван Бовена и Индивидуального плана действий партнерства между Республикой Узбекистан и НАТО.

В отчетный период Омбудсман принимал участие в работе ежегодных заседаний Комитета парламентского сотрудничества "Узбекистан - - ЕС", состоявшихся в гг. Страсбург, Ташкент, Самарканд, в повестку заседаний которого были включены вопросы становления демократических институтов и соблюдения прав человека.

В 2002-2003 годах Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека участвовал в реализации проекта "Содействие развитию процесса демократизации в Узбекистане". В рамках проекта состоялась учебная поездка Омбудсмана и двух его сотрудников в составе парламентской группы в Италию и Швецию для обмена опытом и ознакомления с деятельностью парламентов этих стран, а также регионального омбудсмана Италии и парламентского омбудсмана Швеции.

Следует отметить сотрудничество Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека с БДИПЧ и Центром ОБСЕ в Ташкенте, которое было направлено на содействие в экспертизе законопроекта об Омбудсмане в новой редакции, организации обучения представителей Омбудсмана, совместных мероприятий, посвященных вопросам прав и свобод человека, в том числе в обмене литературой и материалами в сфере прав человека.

В отчетный период в международном сотрудничестве Омбудсмана принимали участие его региональные представители. Они выступали с докладами на конференциях, семинарах, тренингах, проводимых за рубежом, а также встречались с представителями зарубежных партнеров и международных организаций, посещавших регионы страны, в частности, с делегациями учреждений и институтов ООН, структур ОБСЕ, Фонда имени К. Аденауэра.

Таким образом, в течение 2000-2004 годов Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) активно участвовал в международном сотрудничестве в сфере защиты прав человека.


*  *  *


Дальнейшее совершенствование деятельности института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) связано с углублением общих процессов демократизации и либерализации в стране, расширением форм парламентского контроля по решению вопросов соблюдения конституционных прав и свобод, реализацией действенных механизмов обеспечения верховенства закона во имя интересов человека в Узбекистане.



Время: 0.0054
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск