ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2003 г. /

Выступление Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров (18 июля 2003 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБ ИТОГАХ

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЫ    ЗА   I   ПОЛУГОДИЕ    2003   ГОДА

И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ВАЖНЕЙШИМ

ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

РЕФОРМ В ЭТИХ СФЕРАХ



ВЫСТУПЛЕНИЕ

Президента Ислама Каримова

на заседании Кабинета Министров


(18 июля 2003 года)



Уважаемые участники совещания!

Главная повестка дня сегодняшнего совещания - это обсуждение итогов I полугодия 2003 года. Как известно, в начале года мы определили конкретную программу развития экономики страны, основные направления и приоритеты дальнейшей либерализации экономики и углубления экономических реформ на 2003 и последующие годы.

Исходя из этого, важно сегодня критически и принципиально определить, как мы продвигаемся по пути выполнения поставленных задач и достижения целей, которые мы поставили перед собой на текущий год.

За истекший период продолжалась тенденция устойчивого экономического развития, укрепилась макроэкономическая и финансовая стабильность, повысилась платежная дисциплина, усилилась сбалансированность экономики в целом и ее отдельных сфер.

За первое полугодие валовой внутренний продукт вырос на 3,8 процента. Динамично и устойчиво развивались практически все отрасли и сферы экономики. Объем промышленного производства возрос на 5,5 %, выпуск потребительских товаров - на 4%, сельское хозяйство - на 3,8%, инвестиции - на 2,6%. Сохранены устойчивые тенденции роста занятости населения - 102,8%.

Все это и в первую очередь конкретные меры по социальной защите населения позволили увеличить ВВП в расчете на душу населения на 2,6 процента, а реальные доходы - на 8 процентов.

В сфере бюджетной политики твердо проводился взятый с начала года жесткий курс на проведение кредитно-финансовой политики и исполнение утвержденных на год параметров бюджета по доходной и расходной части, а также исключение инфляционных источников покрытия дефицита бюджета. Результатом этой политики стало исполнение государственного бюджета в первом полугодии с профицитом 0,5% к ВВП.

На итогах I полугодия сказались принятые меры по сокращению налогового бремени на предприятия и унификации налоговой системы. Как известно, с 2003 года снижены ставка налога на прибыль с 24 до 20%, отчисления на социальное страхование с фонда оплаты труда для юридических лиц - с 37,3% до 35%, а также отменены отдельные виды налогов.

Эти меры способствовали улучшению финансового положения производителей продукции, повышению инвестиционной активности предприятий. За полугодие объем собственных инвестиций предприятий увеличился на 18% и составлял порядка 46% всех инвестиций в экономику.

Позитивные тенденции происходят в реформировании банковской системы, деятельности коммерческих банков. Значительно возросли золотовалютные резервы.

В текущем полугодии совокупный капитал коммерческих банков увеличился на 32 процента, улучшилась возвратность кредитов, что позволило только за полугодие увеличить объем выданных кредитов на 36 процентов.

Укрепляется доверие к банковской системе. Вклады населения на депозитные счета возросли на 44 процента.

Значительно расширилась сеть банковских услуг, резко возросло количество частных и мини-банков. Только за отчетный период количество частных банков увеличилось по сравнению с прошлым годом почти в два раза. Если в 2000 году в стране было всего 15 мини-банков, то сегодня их число превышает 530. Значительно расширился доступ к банковской системе малых и средних предприятий, фермерских хозяйств.

Принимаемые меры по ужесточению денежно-кредитной политики и повышению финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов, конкретные меры по наполнению внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией отечественного производства положительно сказываются на темпах инфляции. Если за I полугодие 2002 года темпы инфляции составляли 14,4 процента, то в текущем году они составили 4,2 процента, что, в свою очередь, не могло не сказаться положительно на укреплении курса национальной валюты.

В первом полугодии достигнут существенный прогресс в области дальнейшей либерализации валютной политики, реализации мер по укреплению и расширению межбанковского валютного рынка.

В результате предпринятых мер по либерализации валютной политики практически достигнута унификация обменных курсов валют, ликвидирована разница в курсах между внебиржевым и параллельным валютными рынками.

Главной задачей теперь становится обеспечение условий для сохранения стабильности обменного курса после достижения конвертируемости сума по текущим операциям. Это должно стать одним из важных направлений нашей экономической политики. Для этого у нас есть все необходимые условия, средства и возможности.

В июне в Ташкенте побывала миссия Международного валютного фонда, которая высоко оценила принятые нами меры по либерализации валютного режима. Совместно разработан план действий по обеспечению конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, успешная реализация которого позволит Узбекистану уже в текущем году принять все стандарты VIII статьи Соглашений Международного валютного фонда.

Положительные сдвиги происходят во внешнеторговой деятельности, структуре экспорта и импорта. Внешнеторговый оборот за полугодие вырос почти на 23%, в том числе экспорт - на 41%. При этом объем экспорта готовой продукции за первое полугодие вырос в 1,6 раза, а ее доля в структуре экспорта возросла до 41% против 35% в прошлом году. Достигнуто положительное сальдо во внешней торговле в размере 530 млн долларов США. Укрепился платежный баланс страны. Узбекистан своевременно проводит расчеты по своим внешним обязательствам.

Расширились и укрепились внешнеторговые связи с экономически развитыми зарубежными странами, более оптимальными становятся внешние отношения со странами СНГ. На долю так называемого дальнего зарубежья в структуре экспорта приходится почти 77%, а импорта - 62%. Это еще одно свидетельство того, что наша экономика, интегрируясь в мировую экономическую систему, все больше осваивает и укрепляет свои позиции в острой конкурентной борьбе на мировых рынках.

Важным направлением реализации этой политики является модернизация и обновление производства, дальнейшее углубление структурных преобразований экономики за счет привлечения иностранных инвестиций, формирования совместных предприятий, ориентированных на глубокую переработку местного сырья и изготовление готовой продукции.

За полугодие общий объем капитальных вложений в экономику вырос на 2,6 процента и составляет треть валового внутреннего продукта. Более 60 процентов всех инвестиций направляется в первую очередь на развитие производственной сферы.

Позитивные изменения произошли в структуре инвестиций - с 56% до 67% возрос удельный вес нецентрализованных источников: средства предприятий, кредиты коммерческих банков, прямые иностранные инвестиции.

За полугодие освоено более 200 млн долларов США иностранных инвестиций, из которых 65 млн долларов США - это прямые инвестиции, размер которых по сравнению с прошлым годом возрос в 1,9 раза.

За истекший период введены в строй мощности по выпуску автомобильных стекол на АО "Автоойна", текстильной продукции на СП "Алаттекс", завершено строительство и начата обкатка дожимной компрессорной станции на газоконденсатном месторождении "Шуртан", завершен 1-й этап технического перевооружения угольной отрасли, восстановлено производство холодильников на ОАО "Сино", на завершающую стадию вышли работы по строительству производства неконцентрированной азотной кислоты и аммиачной селитры на Ферганском ПО "Азот".

В то же время допустили отставание от установленных прогнозов производства продукции в рамках программы локализации ассоциация "Узмясомолпром" (21,6%), ГК "Узфармпром" (22,4%), ассоциация "Узхлопкопром" (23,9%), АО ХК "Файз" (40%), компания "Узбекенгилсаноат" (40,3%), агентство "Узкоммунхизмат" (40,5%) и ГАК "Узкимесаноат" (40,9%). Не начата реализация 33 проектов, что вызывает у нас серьезную озабоченность.


Уважаемые друзья!

Говоря об итогах полугодия, мы не можем не отметить достижения наших дехкан, наших зерноводов, которых они достигли в выращивании и заготовке зерна в текущем году. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сложившиеся в этом сезоне, самоотверженным трудом наших дехкан уже собрано свыше 4300 тыс. тонн зерна. Первыми выполнили установленные задания по продаже зерна государству хлеборобы Сурхандарьинской области. Успешно справились со своими обязательствами и труженики села Андижанской, Бухарской, Навоийской, Ферганской, Хорезмской и Самаркандской областей, Республики Каракалпакстан. Сегодня выполнили обязательства Ташкентская и Наманганская области. На пороге выполнения своих обязательств находятся и труженики остальных областей.

Сегодня наряду с хлопководством зерноводство становится одним из ведущих отраслей сельского хозяйства. Растет культура возделывания зерна, улучшилась селекционная работа по созданию новых, высокоурожайных сортов пшеницы, устойчивых к сложным климатическим условиям нашей республики, заметно повысилось качество самого зерна, его потребительские свойства.

Но самое важное - изменилось прежде всего отношение дехкан к земле, результатам своего труда.

На примере зерновой отрасли мы видим, к каким огромным положительным сдвигам может привести реформирование производственных отношений и отношений собственности, стимулирование труда дехкан на селе.

Средняя урожайность зерновых культур за последние пять лет возросла на поливе более чем в 2 раза и составляет сегодня 43-45 центнеров с гектара. И это не предел. Многие хозяйства намолачивают на круг по 75-80 центнеров с гектара.

В целом по стране в текущем году будет произведено свыше 5 млн тонн зерна. Об этих масштабных и грандиозных по своей значимости достижениях всего 5-6 лет назад, когда мы приступили к реализации Национальной программы зерновой независимости нашей страны, мы могли лишь мечтать.

Для сравнения уместно вспомнить, что в 90-91 годах в Узбекистане было произведено 940 тыс. тонн зерновых колосовых, а средняя урожайность составляла 17 центнеров с гектара. То есть за истекший период производство зерна возросло в 5,5 раза.

Мне доставляет огромное удовлетворение с этой высокой трибуны принести слова искренней признательности всем нашим зерноводам, всем дехканам, всем труженикам села, всем руководителям хозяйств, районов и областей за их самоотверженный труд, за все, что они делают для блага нашей страны, нашего народа.

Подводя итог сказанному, у нас есть все основания заявить, что за истекший период сделан значительный шаг на пути поступательного движения Узбекистана по углублению демократических и рыночных реформ, обеспечению устойчивого и сбалансированного развития экономики и повышению жизненного уровня населения.


Уважаемые участники собрания!

На каждом этапе нашего развития и реформирования экономики определяются новые целевые задачи и приоритеты, отвечающие быстро меняющимся требованиям времени и являющиеся логическим продолжением начатых преобразований.

Возникает острая необходимость, базируясь на критической оценке достигнутого, определить ключевые проблемы, которые тормозят сегодня наше продвижение вперед.

Именно на решение этих задач были направлены в первой четверти текущего года указы Президента Республики Узбекистан по вопросам процессов приватизации и усилению роли частного сектора в экономике, а также углубления реформ в ведущих сферах - сельском хозяйстве и капитальном строительстве.

Главное содержание и основная направленность принятых указов заключается прежде всего:

Первое - в дальнейшей либерализации экономических отношений и резком ограничении роли государства в сфере экономической деятельности, исключении неоправданного административного вмешательства государственных структур в дела хозяйствующих субъектов.

Второе - углублении и форсировании процессов приватизации, создании необходимых условий для широкого развития в стране частного сектора, фермерских хозяйств и предпринимательской деятельности, упорядочении системы корпоративного управления хозяйствующими субъектами, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Третье - усилении правовых механизмов и механизмов, способствующих развитию конкуренции, формировании отношений между хозяйствующими субъектами на договорной основе, четком определении прав, взаимных обязательств и ответственности договаривающихся сторон.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что это не полный перечень подлежащих решению проблем качественно нового этапа реформ, а только наиболее ключевые, принципиальные задачи, над которыми нам всем необходимо упорно и настойчиво трудиться.

Разумеется, что с момента принятия названных выше указов и решений прошло недостаточно еще времени для того, чтобы делать какие-то выводы о ходе их выполнения. Вместе с тем мы все должны отдавать себе отчет, что для раскачки у нас просто нет времени.

Поэтому, пользуясь сегодняшней возможностью, хотел бы остановиться только на тех позициях, которые вызывают у нас наибольшую обеспокоенность и неудовлетворенность ходом реализации принятых решений.

Ключевым вопросом настоящего этапа реформирования является углубление процессов приватизации и создание на этой основе широкой сети частных предприятий. Надо признать, что в текущем году эти процессы идут более динамично.

В то же время явно недостаточными темпами ведется работа по выполнению принятой программы приватизации предприятий отдельными ведомствами и областями. Так, за полугодие ГАК "Узхимпром" приватизировано всего 2 объекта, ГАК "Узбекэнерго" - 3 объекта, Агентством по печати и информации - 4 объекта и Министерством народного образования - 8 объектов. Медленно проводится эта работа в Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях.

Отдельными министерствами и ведомствами, имеющими значительные ресурсы государственных активов, не проводится работа по реализации свободных пакетов акций. В результате за I полугодие практически не продали имеющиеся ресурсы ГАК "Узбекэнерго", "Озиковкатсаноат". Против установленных заданий поступление средств от разгосударствления и приватизации фактически за полугодие составило:

по ассоциации "Узагромашсервис" - 6%, Министерству сельского и водного хозяйства - 3%, Госкомархитектстрою - 4%, Самаркандской области - 30%, Джизакской - 32%, Наманганской - 36%, Сурхандарьинской области и Республике Каракалпакстан - по 38%.

Нас не может сегодня удовлетворить положение дел по привлечению иностранных инвестиций в процессы приватизации прежде всего крупных предприятий. Особенно это касается предприятий системы НХК "Узбекнефтегаз", АК "Узстройматериалы", ГАК "Узкимесаноат", АК "Узтелеком" и многих других.

До сих пор до конца еще не отработаны механизмы оценки государственного имущества, подлежащего приватизации, не внедрен механизм продажи по сниженной стоимости активов предприятий, которые на протяжении длительного времени не реализуются на биржевых и внебиржевых торгах.

Еще и еще раз хотел бы заявить о том, что предприятия, которые однозначно не дают никакой пользы и работают на убыток, надо отдавать в частные руки или просто ликвидировать. Это должно стать ясной и вместе с тем жесткой установкой нашей политики приватизации.

Давайте представим себе: свыше 10 лет проводится целенаправленная политика по разгосударствлению и приватизации. Все производственные объекты, которые представляли должный интерес, акционированы либо приватизированы. Возникает естественный вопрос: почему и кому выгодно сохранять за счет государственных средств предприятия и организации, не приносящие никакой пользы? Всем должно быть ясно одно - собственность должна иметь истинного хозяина. Если он не находится - это предприятие надо ликвидировать.

Несмотря на начатую на местах работу по укреплению корпоративных методов управления, надо признать, что во многом она продолжает носить формальный характер. Не изжиты факты зависимости членов наблюдательных советов от директорского корпуса. Такие факты имели место в АО "Аммофос" (Узхимпром), АО "Подъемник" (Узмашсаноат), АО "Узмахсусавтоматика" и "Портлатишсаноати" (Узмонтажспецстрой), "Тошкент тажриба механика заводи" (Узстройматериалы), "Турон" (Узбексавдо) и др.

Не изжиты факты либеральных подходов, допускаемых в оценке деятельности руководителей многих исполнительных органов акционерных компаний. Как можно оценить тот факт, что из 379 акционерных обществ, которые закончили 2002 год со значительным снижением прибыли, в 345, или 91%, руководители исполнительного органа остались на своих прежних должностях. Более того, 28 акционерных обществ предыдущий год закончили с убытками, и, несмотря на это, в 26 из них исполнительные директора были переизбраны на следующий год.

В этих фактах проявляется в первую очередь явное упущение, беззубость и беспринципность со стороны руководителей Госкомимущества и соответствующих комплексов Кабинета Министров. Надо сказать, что комитет еще не выполняет в полной мере возложенные на него функции. Не обеспечивается четкое взаимодействие в работе его структурных подразделений в областях. Центральный аппарат и его территориальные органы, как показала недавно проведенная аттестация, неудовлетворительно укомплектованы подготовленными в профессиональном отношении кадрами. Много еще случайных людей, слабо представляющих задачи Госкомимущества.

В настоящее время подготовлено и в ближайшее время будет принято постановление правительства по совершенствованию организации деятельности и структуры Госкомимущества и органов на местах, укреплению их квалифицированными кадрами.

По исполнению Указа по углублению реформ в сельском хозяйстве принят ряд важных правительственных решений, в первую очередь по совершенствованию структуры управления отраслью, структуры самого Министерства сельского и водного хозяйства, его областных и районных подразделений.

Сегодня стоит задача как можно в более короткие сроки завершить организационные преобразования в системе Министерства сельского и водного хозяйства и его территориальных структур, укомплектовании их достойными кадрами. Необходимо жестко и последовательно проводить линию на пресечение любых попыток командного администрирования и вмешательства в деятельность сельскохозяйственных производителей со стороны министерства и других управленческих структур.

Важно обеспечить очень простую задачу - надо добиться, чтобы в системе сельскохозяйственного производства все занимались своим делом: министерство и его структуры - своим, а сельскохозяйственные производители и обслуживающие их структуры - своим. И каждый обязан нести ответственность за принятые на себя обязательства по закону. Тогда будет порядок, тогда будет конечный результат. В равной мере все относится и к деятельности Совета Министров Республики Каракалпакстан, областных и районных хокимиятов.

Подготовлена и в ближайшее время мы рассмотрим Концепцию развития фермерских хозяйств на 2003-2005 годы. Здесь, прежде чем принимать решения, необходимо все глубоко продумать и взвесить с учетом специфических особенностей и складывающейся ситуации в каждом отдельном хозяйстве, районе и области страны.

Самое серьезное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры села. Без развитой инфраструктуры, как производственной, так и непроизводственной, которая на современном уровне должна обеспечить запросы села в широком смысле этого слова, нам трудно надеяться на серьезные подвижки в сельском хозяйстве, повышение уровня жизни населения.

Особую обеспокоенность вызывает ход исполнения Указа по углублению экономических реформ в капитальном строительстве. До сих пор еще не внесен на утверждение ряд важных, раскрывающих суть реформ нормативных документов. В результате на практике очень медленно идет переход на выполнение работ и сдача объектов "под ключ". А именно эта форма определена как основная в организации строительства.

Крайне неудовлетворительно идут процессы приватизации, преобразования в частную собственность подрядных строительных организаций, особенно убыточных и низкорентабельных. Поэтому не случайно, что в ряде областей очень низкой остается доля участия частных строительных организаций в проведении конкурсных торгов. Так, в Республике Каракалпакстан и Джизакской области среди победителей торгов нет ни одной частной организации. В Кашкадарьинской и Ферганской областях представители малого и среднего бизнеса среди победителей составляют лишь 20%, а в г.Ташкенте из 34 организаций - победителей торгов 21 представляет государственные предприятия и акционерные общества.

Критический анализ результатов проведенных конкурсных торгов и конкурсной документации показал, что практически во всех регионах продолжается практика нарушения установленных процедур, не обеспечивается прозрачность проводимых конкурсных торгов. За первое полугодие Госархитектстроем отказано в согласовании результатов 12 конкурсных торгов, проведенных с нарушениями установленных процедур, в том числе по Ташкентской области результаты 6 торгов, по Сурхандарьинской области - 3 торгов и по Джизакской, Навоийской и Хорезмской областям - по одному торгу.

В первом полугодии в результате проверки представителями Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции 144 объектов по 139 объектам выявлено завышение стоимости работ за счет неправильного применения расценок, цен и норм расходов строительных материалов на общую сумму 414 млн сумов.

Одним из факторов, тормозящих реформы в капитальном строительстве, является отсутствие соответствующей рыночной инфраструктуры - специализированных компаний по лизингу строительной техники и механизмов, инжиниринговых компаний, занимающихся полным комплексом строительно-инжиниринговых услуг, и др.

Для обеспечения мониторинга за ходом выполнения принятых трех указов и программ по важнейшим направлениям реформирования экономики образована специальная правительственная комиссия во главе с Р.Азимовым и К.Тулягановым. Этой комиссии поручается еще раз критически проанализировать положение дел по исполнению принятых решений, принять безотлагательные меры по безусловному выполнению намеченных на 2003 год заданий и параметров.


Уважаемые друзья!

Оценивая критически ключевые направления процессов преобразований и обновления в стране, мы все более убеждаемся в том, что корни нашего консерватизма заключаются в первую очередь в действующей системе управления. Надо признать, что существующая система государственного, отраслевого и территориального управления на всех уровнях становится мощным тормозом на пути проводимых экономических и демократических реформ.

Надо признать, что во многом мы находимся во власти все еще сохраняющихся и очень живучих стереотипов старой административно-командной и распределительной системы.

Давайте критически оценим и посмотрим, какими болезнями, пороками страдает существующая система управления.

Прежде всего, несмотря на то, что за последние годы многие отраслевые министерства были преобразованы в различные хозяйственные объединения - корпорации, ассоциации, компании, суть, стиль и методы их работы практически не изменились.

Сегодня управленческий аппарат, как и в советское время, стремится отвечать за все стороны жизни, быть своеобразным "штабом" отрасли, вместо того чтобы, как и положено в условиях рыночной экономики, отвечать прежде всего за исполнение принятых законов и решений правительства.

По-прежнему в их работе преобладают командно-административные методы управления. Хронической болезнью их является жажда реализации властных полномочий - издание различных приказов, инструкций, предписаний, нормативных актов, которыми, кстати, мало кто пользуется и руководствуется.

До сих пор они не отказались от прямого вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, прямого ее регламентирования, вплоть до решения кадровых вопросов. Доходит до абсурда, когда, например, правление ассоциации - органа, создаваемого на добровольной основе самими предприятиями, назначает и снимает с должности руководителей предприятий, его же учредивших. В то же время по закону само правление ассоциации должно быть подконтрольным предприятиям, его учредившим.

Следующая проблема - это чрезмерное разрастание различных управленческих звеньев и структур.

Сама практика показывает, что по сути дела любой управленческий орган, созданный в центре, в столице, в обязательном порядке создает свою подотчетную структуру в областях и районах, которая обрастает, в свою очередь, начальниками, замами и обслуживающим их аппаратом и так называемым техническим персоналом.

Третий порок - это сохранение за министерствами и ведомствами различных распределительных функций, до сих пор многие из них остаются так называемыми фондо- и лимитодержателями.

Как правило, в таких ситуациях даже там, где избыток ресурсов, создается дефицит для того, чтобы показать чиновникам свою значимость и, разумеется, не забывать свои интересы.

Приведу лишь несколько примеров.

Еще в 1997 году было ликвидировано Министерство местной промышленности. В его составе была специальная структура "Узмахаллийтаъминотсотиш", которая занималась централизованным распределением техники и материально-сырьевых ресурсов в целом по всей системе. С ликвидацией министерства эта структура перешла в ведение Ташкентской производственно-торговой компании "Махаллий саноат". Но в результате попустительства, а скорее, при непосредственной поддержке высокопоставленных чиновников эта структура самовольно присвоила себе функции распределения между территориальными управлениями и предприятиями местной промышленности квот на приобретение хлопкового сырья и продуктов его переработки. В результате правоохранительными и таможенными органами вскрыты факты грубого нарушения порядка приобретения у местных хлопкозаводов хлопкового волокна - когда вместо низких сортов предприятиям местной промышленности отпускалось волокно 1-го и 2-го сортов, которое под видом низкосортной ваты незаконно вывозилось за пределы республики. Сегодня Генеральная прокуратура республики детально разбирается с каждым из таких фактов, виновные понесут соответствующие наказания. В настоящее время уже принято решение о ликвидации этой посреднической структуры. Но здесь вопрос гораздо глубже - в самой системе, в самом механизме распределения ресурсов, которые создают условия для существования и паразитирования многих таких структур.

Другим наглядным примером является система Узнефтепродукта.

До принятия решения по реорганизации этой системы вопросами хранения и распределения нефтепродуктов занимались на республиканском уровне Узнефтепродукт, на областном - территориальные унитарные предприятия в Республике Каракалпакстан и областях - так называемые “облнефтепродукты”, еще ниже нефтебазы - третье звено и их филиалы - четвертое звено. А если учесть существующие склады нефтепродуктов в самих хозяйствах - это уже пятое звено.

И на каждом этапе сидит чиновник, который сам не производит ровным счетом ничего, но зато он имеет все полномочия распределять, причем каждый на своем уровне. Как идет это распределение - рассказывать не надо. Люди на местах хорошо знают на своей практике.

Сегодня полностью пересмотрена вся структура Узнефтепродукта, особенно центрального аппарата. Ликвидированы облнефтепродукты. Как самостоятельные юридические лица оставлены только 25 нефтебаз, а остальные либо ликвидированы, либо преобразованы в филиалы. Необходимо эту работу довести до конца, главное - следует самым решительным образом избавляться от тех людей, кто присосался к этой системе.

Для устранения самой почвы для подобных фактов есть только один выход - шире внедрять рыночные механизмы приобретения ресурсов.

Министерству экономики совместно со всеми заинтересованными структурами в двухмесячный срок надо провести детальный анализ и внести в Кабинет Министров предложения по кардинальному сокращению различных фондов, квот и лимитов, пересмотреть перечень утверждаемых материальных балансов, сохранив большинство из них как расчетные, необходимые для обоснования основных прогнозных параметров.

Что касается отчетности, сбора информации, то это отдельный вопрос, скорее, другая хроническая болезнь нашей управленческой системы.

Сегодня чрезвычайно актуальным становится вопрос о пересмотре всей системы отчетности, функционирующей в экономике.

И особенно это важно для сельского хозяйства. Сбор обширной, порой излишней и ненужной, практически не используемой информации стал для многих управленческих структур смыслом и главным содержанием их деятельности.

Еще и еще раз надо поставить вопрос категорически: надо сохранить только ту отчетность, которая необходима для оперативного управления производством и реализацией, а также для подготовки балансов и других важных аналитических материалов, используемых для разработки текущих и перспективных прогнозов.

При этом надо сократить не только перечень отчетности, но глубоко вникнуть в ее суть и содержание, исключив те показатели, в которых нет никакой потребности, и с учетом этого подготовить предложения по упразднению излишней информации и сокращению соответствующих управленческих звеньев.

За это в первую очередь должны нести ответственность Госкомстат, его органы на местах и те управленческие структуры - министерства, ведомства, которые боятся остаться без работы, если к ним не будет регулярно поступать отчетность от низовых организаций.

Эту задачу мы должны рассматривать как важнейший элемент реализации административной реформы.

Совсем недавно принято решение сократить отчетность только по сельскому хозяйству более чем на 60 процентов. Есть основание предполагать, что такие возможности и резервы имеются и в других сферах.

Но, пожалуй, самая важная сторона этой проблемы заключается в необходимости резкого сокращения бюджетных и хозяйственных расходов, которые идут на содержание управленческого аппарата. Вот где кроются резервы по оптимизации бюджетных расходов, а следовательно, и снижения налогового бремени на предприятия и население.

Еще одна сторона этой проблемы. Чем больше государственного бюрократического аппарата, тем больше возникает необходимость контролировать именно этот аппарат, действующий от имени государства. В результате повсеместно возникают различные контролирующие службы при хокимиятах, при министерствах, при Кабинете Министров, которые призваны контролировать деятельность управленческого аппарата по исполнению законов и принятых решений.

Думаю, само собой разумеется, что сокращение государственного и в целом управленческого персонала - это важнейшее средство борьбы с серьезной опасностью - коррупцией, которая может как ржавчина разъедать систему управления и наносить серьезный ущерб экономической и общественно-политической стабильности любой страны.

В каком направлении, по нашему мнению, должна реализовываться административная реформа? Какие конкретные результаты мы ожидаем получить от ее осуществления?

Во-первых, резкое уменьшение роли государства в управлении экономикой, сокращение государственных управленческих структур и функций, сокращение расходов на содержание государственных органов управления. Все больше функций и полномочий от государства должны переходить общественным, неправительственным организациям, органам самоуправления граждан. Причем эти функции должны быть не номинальными, не декларируемыми, а реальными, подкрепленными действенным механизмом и конкретными источниками их реализации.

По функциям, которые должны быть сохранены в ведении государственных органов исполнительной власти, надо разработать четкие процедуры исполнения, определяющие обязательства госорганов и служащих, которые можно конкретно оценить и проконтролировать.

Во-вторых, децентрализация управления, широкая передача отдельных функций на территориальный уровень управления, ликвидации излишних вертикальных административных структур. Повышение ответственности хокимиятов всех уровней за реализацию реформ, за положение дел, складывающееся на местах, за решение экономических и социальных проблем, решение проблем занятости и повышение благосостояния людей.

При этом очень важно обеспечить безусловное соблюдение и выполнение принципов рыночной экономики. Иначе произойдет не отказ от администрирования, а лишь перенос его на нижние этажи системы управления.

В-третьих, обеспечение рационализации структуры управления экономикой на основе преобразования, слияния, сокращения и ликвидации отдельных органов ведомственного, отраслевого и территориального управления в соответствии с требованиями рыночной экономики. Настала необходимость пересмотра целесообразности сохранения не только отдельных звеньев, но и отдельных ведомств, где связанные с ними издержки практически не оправданы.

В-четвертых, поднятие на качественно иной уровень эффективности управленческой системы. Необходимо значительно повысить качество подготовки и принятия решений, внедрение действенного механизма контроля за их исполнением.

Осуществление мер по резкому сокращению существующих форм, способов и методов администрирования со стороны министерств, ведомств, хозяйственных объединений, недопущению вмешательства их в хозяйственную деятельность предприятий, ограничению экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов.

В-пятых, осуществление мер по поэтапной модернизации и повышению эффективности работы системы государственного управления на основе внедрения прогрессивных информационных и коммуникационных технологий, сокращения ненужной отчетности и бумажного документооборота.

Главная целевая задача, которую мы ставим перед собой в реализации административной реформы, - это, во-первых, обеспечить демократизацию и либерализацию всей системы управления государственными, общественными и хозяйствующими субъектами, а во-вторых, привести их в соответствие с требованиями современного этапа реформирования и модернизации страны.

Республиканской комиссией по подготовке предложений по углублению административной реформы и совершенствованию структуры управления экономикой (Азимов) по всем указанным направлениям в месячный срок подготовить конкретную программу и внести ее на рассмотрение Кабинета Министров.


Уважаемые участники совещания!

Да, реформы в административной системе давно назрели, и их надо проводить не откладывая. Без этого проводить в жизнь глубокие экономические преобразования не только трудно, но и вообще невозможно.

В то же время у нас не должно быть иллюзии, что реформирование и модернизация управленческого аппарата - это легкий и безболезненный процесс. Мы не должны забывать, что это затрагивает интересы, а порой судьбы многих управленцев, и должны предпринять все необходимые меры для осуществления административной реформы с наименьшими и экономическими и социальными издержками.

И еще. Очень важно в условиях демократизации реформу следует проводить под общественным контролем, обеспечить широкое освещение ее сути и задач в средствах массовой информации. Только тогда мы можем рассчитывать на тот эффект, тот результат, который ожидается получить от ее проведения.


Дорогие друзья!

Есть у нас высшая цель - обеспечить благополучие и достойные условия жизни для наших людей, жить в условиях ничем не хуже, чем в развитых демократических странах. И мы этой цели обязательно достигнем.

В этом мы не можем и не имеем никакого права обмануть надежды и ожидания нашего народа.

На пути к этой благородной цели желаю всем вам здоровья, успехов в работе и удачи.














Время: 0.0050
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск