ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2003 г. /

Доклад Президента Ислама Каримова на XI сессии Олий Мажлиса (24 апреля 2003 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ИЗБРАННЫЙ НАМИ ПУТЬ -

ЭТО ПУТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

С ПРОГРЕССИВНЫМ МИРОМ



ДОКЛАД

Президента Ислама Каримова

на XI сессии Олий Мажлиса


(24 апреля 2003 года)



Дорогие друзья!

Уважаемые депутаты!

В повестку дня настоящей сессии Олий Мажлиса включен один из важнейших вопросов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан.

Хотел бы коротко остановиться на основных факторах, которые обусловливают необходимость изменений и дополнений в Основной Закон Республики Узбекистан.

Прежде всего надо отметить, что каких-либо срочных обстоятельств или ситуации, диктующей немедленно внести изменения или пересмотреть Конституцию страны, нет.

Конституция, принятая в декабре 1992 г., то есть на самом начальном этапе нашего независимого и суверенного развития, закрепившая приоритет прав, свобод человека и общечеловеческих ценностей, без всякого преувеличения явилась надежной законодательной и юридической базой реализации важнейших государственно-правовых, политических, экономических и социальных реформ, обеспечивших переход от тоталитарной к демократической системе управления страной, от обанкротившейся централизованной, командно-распределительной системы к свободной экономике.

На основе демократических принципов, целей и задач, заложенных в нашей Конституции, принята программа  и осуществляется последовательный процесс модернизации страны, углубления демократических реформ и либерализации во всех сферах жизни, в том числе в законодательной, исполнительной и судебно-правовой.

Именно реализация высоких духовных, нравственных ценностей и национальных традиций, закрепленных в Конституции, способствует обновлению нашего общества, формирует новый образ и новое мышление гражданина страны, стремящейся интегрироваться в мировое демократическое сообщество.

Обобщая изложенное, критически оценивая все то, что дало нам практическое осуществление целей, задач и ценностей действующей Конституции за истекший период нашего независимого развития, еще и еще раз убеждаешься в одном - отказ от старой, абсолютно неприемлемой для нашего народа идеологизированной системы, курс эволюционных преобразований и последовательной реализации избранной нами модели строительства открытого свободного демократического общества был и остается единственно правильной для нас дорогой в будущее.

И здесь нет, и не может быть другой альтернативы.

Возникает естественный вопрос - чем же тогда обусловливаются те поправки и изменения, которые предлагаются внести в Конституцию страны.

Жизнь не стоит на месте. Каждый этап в поступательном развитии страны ставит перед нами новые проблемы, новые задачи по их решению.

Нет необходимости сегодня говорить о том, что единственный путь к благополучию и процветанию страны - это только движение, движение по пути обновления и реформ.

Достигнутое нами на этом пути - лишь начальный этап во всей системе модернизации нашего государства. По мере роста масштабов и интенсивности преобразований в республике все острее ощущается необходимость дальнейшей либерализации и демократизации общества, сохраняя при этом последовательность и преемственность этих процессов.

Решению именно этих задач был посвящен проведенный 27 января 2002 года всенародный референдум, принявший решение об избрании в следующем созыве двухпалатного парламента Республики Узбекистан, изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний.

В соответствии с итогами референдума на VIII сессии Олий Мажлиса был принят Конституционный закон "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти". Закон закрепил структуру, состав двухпалатного высшего органа законодательной власти Узбекистана, основы его функционирования, семилетний срок полномочий Президента Республики Узбекистан, основные принципы совершенствования законодательства по углублению демократических реформ и формированию основ гражданского общества.

На Х сессии Олий Мажлиса были приняты конституционные законы "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", которые определили статус палат Олий Мажлиса, порядок их образования, полномочия и механизмы взаимодействия друг с другом и иными органами власти.

Итоги референдума и принятые на его основе три конституционных закона создали необходимую правовую базу для внесения соответствующих изменений в Конституцию Республики Узбекистан.

Еще раз, пользуясь этой возможностью, хотел бы подчеркнуть, что эти изменения и поправки, не затрагивая цели и задач, сути и содержания нашего Основного Закона, касаются прежде всего тех положений и статей, которые определяют статус и полномочия Олий Мажлиса, его нижней и верхней палаты, полномочий Президента, Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также основ избирательной системы.

Отдельные изменения и дополнения внесены в статьи 107, 110, 112 Конституции, касающиеся судебной власти Республики Узбекистан.

Эти изменения отражают содержание принятых за последние годы законодательных актов по расширению специализации и совершенствованию судебной системы, разграничению функций и обеспечению надежных гарантий самостоятельности и независимости судов и, что особенно важно, - кардинальную либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства страны и связанных с ними других правовых норм.

В чем же коротко состоит принципиальная суть поправок и изменений, предлагаемых для внесения сегодня в Основной Закон нашей страны?

Первое. Обеспечивается более демократическое, более сбалансированное перераспределение властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Создаются необходимые условия и гарантии  каждой из ветвей власти для независимого исполнения возложенных на них Конституцией прав и обязанностей.

Существенно усиливаются роль и значение законодательной власти. Значительно возрастают роль и полномочия Олий Мажлиса в формировании и контроле за деятельностью правительства, в частности, при утверждении кандидатуры Премьер-министра.

Часть полномочий Президента и в первую очередь в части назначения и утверждения руководителей государственных, судебных структур и специальных служб, дипломатических представителей за рубежом и в международных организациях передаются вновь формируемой верхней палате  - Сенату.

Второе. Принципиально изменится редакция статьи 89 Конституции, где говорится, что "Президент является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан".

Часть вторая этой статьи, где отмечалось, что "Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров", исключается.

Нет необходимости говорить о том, что такое перераспределение полномочий и функций Президента, вне всякого сомнения, усиливает демократическое начало в государственном устройстве, когда значительно возрастают полномочия и вместе с тем ответственность Премьер-министра, правительства и в целом правительственных структур.

Третье. Нижняя Законодательная палата будет осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Само собой разумеется, что это приведет не только к качественному изменению состава избираемых в палату депутатов, повышению требований к их квалификации и профессионализму, но, вполне естественно, мы вправе ожидать, что принципиально изменится сам процесс законодательной работы, в конечном итоге улучшится качество принимаемых законов и нормативных актов.

Этому же будет способствовать переход от сессионного порядка работы сегодняшнего нашего парламента к работе на постоянной основе Законодательной палаты.

Убежден, что избрание депутатов в состав Законодательной палаты по партийным спискам и путем самовыдвижения создаст необходимые условия для существенного усиления роли, влияния и значения в практической жизни общества действующих партий, а также неправительственных, общественных и гражданских институтов, объединений и организаций.

В свою очередь формирование верхней палаты - Сената как представительного органа, объединяющего в своем составе в равном количестве депутатов территориальных субъектов - местных Кенгашей, позволит Олий Мажлису - высшему законодательному органу, образно говоря, держать руку на пульсе страны, осуществлять непосредственную связь с регионами, представлять и защищать их интересы.

Такая система представительства в нижней и верхней палатах создает необходимые предпосылки и гарантии для того, чтобы в парламенте Республики Узбекистан были достаточно полно представлены и защищены интересы не только политических групп и движений, но и региональных сил - одним словом, всех социальных слоев населения страны.

Четвертое. Само собой разумеется, что изменение  структуры законодательной власти и формирование ее на двухпалатной основе обусловливают, точнее сказать - требуют продуманного во всех деталях четкого определения в самой Конституции конкретных полномочий, прав и обязанностей каждой из палат, разграничения сферы их исключительной и совместной деятельности.

Хотел бы особо подчеркнуть, что только четкое, юридически обоснованное конституционное определение направлений и сфер деятельности Законодательной палаты и Сената, исключение возможного параллелизма и дублирования в их работе может предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, не говоря уже о противоборстве и проявлениях амбиций в среде парламентариев.

Нам всем придется учиться соблюдать демократические принципы и нормы поведения, проявлять принципиальность и даже непреклонность при принятии законов, но при этом не выходя за пределы депутатской этики, не теряя достоинств избранников народа.

Нам всем придется изучать и на практике реализовывать систему соблюдения баланса сил, систему сдержек и противовесов между, в первую очередь, законодательной, исполнительной и судебной властью, без чего немыслимо существование демократического государства.

Пятое. Принимаемые сегодня меры, поправки и дополнения к Конституции по формированию новой, более совершенной демократической организации и системы сбалансированности властных структур должны стать мощным сигналом для активизации политической жизни общества, роста общественного и политического самосознания наших граждан. И эти процессы, по сути дела, уже имеют место как в центре, так и на местах.

В этих условиях чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию, ни в коей мере не препятствовать, а наоборот, создать широкие возможности в первую очередь для формирования и активизации деятельности негосударственных общественных организаций, институтов гражданского общества, таких, например, общепризнанных демократических институтов самоуправления, как махалля.

Необходимо иметь в виду, что именно в таких структурах прежде всего дается объективная критическая оценка как внешней, так и внутренней политики государства и руководства страны, вырабатываются знания, опыт, гражданский подход и гражданская позиция ко всему, что происходит вокруг.

Вне всякого сомнения, трудно переоценить здесь роль нашей прессы, средств массовой информации, радио и телевидения.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, еще раз подчеркнуть, что только по практическому, а не на словах, обеспечению свободы слова и информации, прав и свобод каждого гражданина можно судить о реально происходящих в нашем обществе процессах обновления и демократизации.

Несомненно, важнейшее актуальное значение для реализации поставленных задач приобретает дальнейшее совершенствование избирательной системы.

Мы все должны понять простую истину. Можно принять идеальную схему управления государством и обществом, закрепить ее в Конституции и законах, но это все ничего не будет стоить, если мы не обеспечим свободное волеизъявление избирателей при избрании и формировании этой власти, если не обеспечим самую совершенную, отвечающую высоким демократическим принципам систему выборов как в центре, так и на местах.

В этом плане большое значение приобретает обеспечение глубокой и качественной проработки, учет мнений и критических оценок, подходов различных заинтересованных групп, в первую очередь авторитетных международных организаций и экспертов по проекту внесенного для первого чтения новой редакции Закона о выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан.

Подводя итог сказанному, у нас есть все основания утверждать, что дополнения и изменения, вносимые в Конституцию, являясь объективным отражением и воплощением поступательного и последовательного движения Республики Узбекистан на пути демократизации и либерализации государственного и общественного строительства, создают надежные условия и конституционные гарантии для достижения важнейших целевых задач, которые мы ставим перед собой: стабильность, мир и прогресс страны, благополучие и благосостояние нашего народа.


Уважаемые депутаты!

С вашего позволения я хотел бы остановиться на вопросах, связанных с событиями в Ираке и вокруг него, оказавшихся сегодня в центре внимания мирового сообщества.

Как вам известно, эти события имеют большую историю.

Такая страна, как Ирак, благодаря своему географическому и геополитическому положению, где с древних времен сходились и проходили экономические и торговые  коммуникации, благодаря огромным природным, в первую очередь углеводородным ресурсам, всегда привлекала к себе большое внимание мирового сообщества.

Сегодня только по разведанным запасам нефти, составляющей свыше 11 процентов мировых, Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. А если учесть, что добываемая в Ираке нефть самая дешевая в мире, нетрудно себе представить роль и значение этой страны на мировом рынке нефти.

Расположенная между двумя великими реками - Тигром и Евфратом, эта богатая земля хранит память о самых древних цивилизациях, таких, как Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия, где процветали центры науки, искусства и ремесел, а в старинных Академиях Багдада получали знания великие мыслители Востока, исламской культуры и философии.

Одним словом, эта страна с 25-миллионным населением, располагая таким богатым потенциалом, вне всякого сомнения, могла бы и должна очевидно жить, обеспечивая своему народу достойные условия.

По крайней мере, ничем не хуже, чем те условия и тот уровень, какой обеспечивается сегодня в других богатейших странах Персидского залива, таких, как Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Оман.

Однако, к сожалению, за весь период пребывания у власти С.Хусейна, завоевавшего эту власть в 1979 году в результате целой цепочки кровавых переворотов, пролития крови, беспощадного уничтожения своих оппонентов и даже своих близких родственников, - такие возможности в Ираке не использованы.

Как показывает история президентства Саддама Хусейна, главные цели, которые он ставил перед собой, - держать свой народ в постоянном страхе и повиновении, беспощадных расправ со всеми, кто посягает на его власть и то, что составляло главную его страсть - расширить границы своего могущества не только внутри страны, но и за ее пределами. Присоединить, подчинить своему влиянию богатые нефтью и газом соседние территории и добиться единоличного права доминировать и править в богатом и обширном регионе.

Не будет преувеличением сказать, что с помощью созданной им мощнейшей полицейской и тоталитарной системы практически весь потенциал страны, ее богатства, и в первую очередь нефтедоллары, поступающие за продажу нефти и нефтяных источников, в основном использовались для собственного обогащения и обогащения своего окружения, строительства в каждом городе роскошных дворцов и помпезных комплексов, огромных собственных скульптур и изваяний, целой системы подземных лабиринтов и убежищ, где бы он мог укрыться.

Уже сегодня на заграничных счетах Хусейна и счетах его близких и окружения находят средства на десятки миллиардов долларов и драгоценности.

Практически с первых лет своего президентства С.Хусейн уделял самое большое внимание овладению оружием массового уничтожения.

С помощью некоторых могущественных стран еще в 80-е годы им было построено несколько атомных реакторов и закуплено соответствующее оборудование для наработки расщепляющихся материалов и технологии по производству ядерного оружия, создана необходимая база для получения химического и биологического оружия.

Продолжавшаяся более 8 лет кровопролитная война с соседним Ираном, в которой погибло более чем 800 тысяч людей, характерна и тем, что именно в этой войне со стороны С.Хусейна было применено запрещенное химическое оружие.

Он не остановился перед применением биологического оружия, чтобы усмирить свой же народ. В результате чего погибли сотни тысяч мирных граждан курдской национальности, уничтожено свыше 40 населенных пунктов.

Упиваясь безнаказанностью и собственным могуществом, в 1991 году С.Хусейн направил свою армию для покорения и захвата нефтяных богатств соседнего маленького Кувейта, не способного своими силами защитить свою территорию.

Вам хорошо известно, что в результате проведенной международной коалицией под руководством США военной операции, получившей название "Буря в пустыне", Кувейт был освобожден.

Хотел бы напомнить, что соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН Ирак обязывался полностью разоружиться  в течение 90 дней и прекратить все работы, которые велись в стране по производству оружия массового уничтожения.

Однако, как мы видим, Саддам Хусейн не извлек никаких уроков из жестокого поражения, которое он потерпел в 1991 году.

У международной общественности сегодня есть все основания полагать, что вместо того, чтобы под контролем международных комиссий обеспечить безусловное выполнение многочисленных резолюцией ООН по разоружению, С.Хусейн все эти годы продолжал играть свою наглую игру, игнорируя волю ООН и всего мирового сообщества.

Даже тогда, когда в соответствии с решениями ООН "Продовольствие - в обмен на нефть" началась реализация программы по оказанию помощи Ираку, эти средства в первую очередь использовались не для голодающего населения и умирающих детей, а для наращивания вооруженных сил и покупки современного оружия.

Ведь формирование и содержание армии численностью свыше 450 тысяч человек, практически самой мощной в регионе, вдобавок к этому многочисленных подразделений федаинов - боевиков, оснащение их современным оружием и бронетехникой стоило, вне всякого сомнения, очень больших денег.

Откуда же брались эти средства? Брались они в первую очередь за счет контрактов по освоению нефтяных запасов, продажи нефти по различным каналам, а также кредитов, выдаваемых Ираку.

Сегодня только официальная внешняя задолженность Ирака, по некоторым данным, составляет свыше 100 млрд долларов.

Самую серьезную тревогу у международной общественности не могут не вызывать многочисленные факты, когда то там, то здесь находятся сохраняемые запасы различных химических и биологических реагентов, являющихся главными составляющими для химического и биологического оружия, запасы снарядов и боеприпасов, начиненных этими опасными ядовитыми веществами.

В этой ситуации, конечно, нельзя согласиться с некоторыми заявлениями и высказываниями, что Ирак на начало проведения военной акции  оставался безобидной слабой страной, которая практически никому не угрожала.


Дорогие друзья!

Самая страшная правда, особенно ставшая понятной для всего цивилизованного мирового сообщества после чудовищного террористического акта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, заключается в том, что мир с началом ХХI века вступает в новую для себя эпоху, когда известные для всех традиционные понятия войны практически устаревают.

После этих трагических событий для всех стран, в том числе самых могущественных, обладающих самым современным точным оружием, стало вдруг ясно, что защитить себя, свой народ от той страшной угрозы, которая сегодня выходит на арену, - защититься, спасти себя от международного терроризма и фанатизма теми методами, которые применялись ранее, уже невозможно. Это стало ясно всем.

Нетрудно себе представить, что может произойти, если в руки террористов и фанатиков попадет оружие массового уничтожения, независимо от того ядерное оно, химическое или биологическое, если учесть, что при современном уровне развития транспорта и коммуникаций для этого оружия практически не существует границ и расстояний.

Этой перспективе можно и нужно противопоставить только одно - объединить усилия всех стран и народов. Никто не может стоять вне этой борьбы. Здесь не должно быть никакого заигрывания с терроризмом и многочисленными формами его проявления, надеяться на то, что эта беда обойдет тебя стороной.

И еще одно - надо преградить дорогу, надо остановить те режимы и те одиозные фигуры, которые уже хотя бы однажды применяли это оружие против других, в том числе против мирного населения, и продолжают сегодня игнорировать требования международного сообщества.

Каждый факт, каждая возможность того, что разрабатываемое оружие массового поражения может оказаться или находиться в странах, неконтролируемых или неподдающихся строгому контролю со стороны международных институтов, и в первую очередь ООН, - это уже серьезный сигнал опасности, который может перейти в большую беду, с которой завтра нельзя будет уже справиться.

Теперь коротко о тех заявлениях, где выражается протест по поводу того, что операция против Ирака как суверенной страны была начата без соответствующей резолюции СБ ООН.

Во-первых. Более 12 лет как С.Хусейном велась игра с  многочисленными комиссиями и полномочными представителями ООН, направляемыми для контроля выполнения принятых решений по обеспечению разоружения Ирака.

Можно привести достаточно фактов, когда эти комиссии демонстративно выставлялись из Ирака. Очевидно, С.Хусейн действительно поверил, что можно бесконечно играть на противоречиях держав, у каждой из которых были свои интересы в Ираке и что более жестких мер, кроме экономических санкций по отношению к Ираку со стороны Совета Безопасности ООН, не будет принято.

Во-вторых. Это не может быть оправданием, но в недавней  нашей истории мы знаем немало фактов, когда многие вооруженные вторжения на территорию суверенных государств - членов ООН предпринимались без всякого обсуждения в стенах Совета Безопасности ООН.

Достаточно вспомнить вторжение советских войск в Афганистан в 1979 году под видом оказания так называемой интернациональной помощи братскому народу Афганистана.

В свое время те, кто затевал эту интервенцию, в результате которой погибли и оказались в беженцах миллионы афганцев, были стерты с лица земли десятки и сотни населенных пунктов, не только не спросили об этом сам афганский народ, но и сочли ненужным даже поставить вопрос об этом в СБ ООН.

Третье. Более 20 лет продолжалась война в Афганистане.

Вопросы прекращения войны и обеспечения стабильности в регионе обсуждались на многих заседаниях и Ассамблеях ООН, принимались десятки резолюцией Совета Безопасности.

Направлялись многочисленные полномочные комиссии и ответственные делегации ООН, призванные остановить кровопролитие и беспредел в этой стране.

Каков результат и к чему привела фактическая безнаказанность талибов, захвативших власть и не признававших никаких норм международного права?

Афганистан по сути дела превратился в полигон для самых отъявленных международных террористов, экстремистов и фанатиков, несущих угрозу не только для обширного Центральноазиатского региона, но и всего мира.

Ни для кого не секрет, что талибы и многочисленные группы террористов в этой стране получали мощную финансовую поддержку со стороны международных центров экстремизма и своих покровителей во многих странах мира.

Их планы не ограничивались только диверсиями и террором на территории соседних стран Центральной Азии, но и ставили своей целью добиться полной дестабилизации обстановки в регионе и захвата территории соседних стран, в том числе и Узбекистана.

Мы располагаем сегодня необходимой информацией, чтобы говорить об этом.

Особо тревожная ситуация возникла в 1998 году и в последующие годы, когда талибы вышли непосредственно к нашим границам у Амударьи.

Перед лицом подобной опаснейшей угрозы все наши обращения и призывы по оказанию помощи оказались повисшими в воздухе. Кроме общих заявлений и заверений в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ, в составе которого вплоть до 2000 года находился Узбекистан, мы не получили никакой практической помощи.

Трудно сказать, как развернулись бы события и в каком положении оказались бы сегодня государства Средней Азии, если бы не произошли трагические события сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Только формирование антитеррористической коалиции во главе с США, разгром талибов, полигонов и баз террористов отвели от нас эту чудовищную угрозу. И об этом мы не можем забывать.

Это конкретный пример того, к каким трагическим последствиям может привести негативное развитие событий в той или иной стране, когда мы только их пассивно сопровождаем.

Четвертое. Мы все должны быть заинтересованы в сохранении и  укреплении авторитета такой уникальной по своему назначению и целям международной организации, какой является ООН.

С этим никто не может сегодня спорить.

Вместе с тем многие события последних десятилетий, особенно с учетом окончания так называемой "холодной войны" и выходом на мировую арену новых угроз и вызовов международной безопасности, в том числе реальная опасность распространения ОМУ, настоятельно требуют, на наш взгляд, ускорения реформирования и пересмотра некоторых положений Устава ООН, а также структуры ведущего ее органа - Совета Безопасности, принятия адекватных, более эффективных мер по отношению к тем, кто вынашивает далеко идущие человеконенавистнические планы.


Уважаемые избранники народа!

Хотел бы заострить ваше внимание еще на одном важном вопросе.

Все, кто следит за событиями в Ираке и вокруг него, очевидно обратили внимание на то, как освещались эти события средствами массовой информации многих стран, какие только комментарии, прогнозы и предсказания ни делались с экранов телевизионных каналов и на страницах прессы.

Практически повторялось во многом то же самое, что имело место в первые дни и недели проведения антитеррористической операции в Афганистане.

Очень солидные и авторитетные аналитики и политики, бывшие и действующие военачальники с телевизионных экранов вполне серьезно говорили о начале военной акции в Ираке как о начале третьей мировой войны, делались многочисленные прогнозы, что погибнут сотни тысяч людей, миллионы станут беженцами, в результате бомбардировок будут разрушены десятки городов и населенных пунктов, и что весь регион ожидает гуманитарная катастрофа. Серьезные беды и катаклизмы следует ожидать и в других регионах планеты и т.д.

Какие только прогнозы ни делались о том, что впереди - тяжелая долгая война, и столица Ирака - Багдад - превратится в неприступную крепость, где каждый дом и улица станут мощной преградой на пути оккупационных войск, что каждый житель Ирака готов отдать свою кровь и жизнь за С.Хусейна.

Страсти были доведены до такого накала, что кое-кто из религиозных деятелей объявил американцам священный джихад.

Во всем этом чувствовались трудно скрываемые симпатии к С.Хусейну, ностальгия по тем безвозвратно ушедшим временам, когда отношения и сотрудничество между ними были достаточно близкими и радужными.

Мы все стали свидетелями того, что в жизни все обстояло по-другому. На 20-й день начала военных операций подразделения вооруженных сил США вошли в Багдад, при этом не встречая практически никакого серьезного сопротивления. Миф о вооруженной мощи и силе духа войск и республиканской гвардии С.Хусейна рассеялся очень быстро.

Военные и людские потери в ходе проведения боевых действий, разрушения, огромное количество беженцев, о которых так настойчиво и упорно говорилось раньше, практически не подтвердились. Потери, конечно, были, но они минимальны.

Мало того, население Ирака, в том числе и Багдада, долгое время находившееся под гнетом диктаторского режима С.Хусейна, жившее в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих детей, в преимущественном большинстве с воодушевлением и с большой надеждой встретило силы коалиционных войск. Это очевидный факт.

И по мере того, как будут устанавливаться порядок и законность в государстве, по мере того, как сами иракцы будут вовлечены в этот процесс, и им будет дана возможность объективно оценить все, что произошло и происходит вокруг них, и самое важное - по мере понимания населением подлинных целей проведения военной акции в Ираке позитивные процессы в стране будут нарастать. И это неизбежно.


Дорогие соотечественники!

Прежде чем изложить, в чем состояла и состоит наша позиция по разрешению иракской проблемы, считаю необходимым обратиться к фактам совсем недавней нашей истории.

Речь идет о той принципиальной позиции, которую занял Узбекистан по поддержке стратегических планов США и коалиции  по проведению антитеррористической операции в Афганистане. Хочу напомнить, что эта позиция ясно и жестко была заявлена нами еще до начала операции, тогда, когда колеблющихся было гораздо больше, чем поддерживающих, тем более, что исход акции мало кто мог тогда предсказать. То есть и тогда, в достаточно непростой критической обстановке, наша позиция была далека от конъюнктурной.

Принципиальная позиция Узбекистана и наше отношение к иракской проблеме были заявлены еще во время заседания НАТО и СЕАП в Праге в ноябре 2002 года и при обсуждении этой проблемы в стенах Совета Безопасности ООН, затем нашли свое подтверждение в заявлениях руководства страны и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

Мы однозначно поддержали правильность подходов и обоснованность позиции США по решению проблемы разоружения Ирака.

Известно, какой жесткой критике и неприятию подверглись политика и предложения США, Великобритании и их союзников, какие были предприняты усилия для того, чтобы не допустить их реализации.

Сегодня еще рано говорить об окончательных результатах и последствиях проведения военной акции в Ираке.

Но, когда с телеэкранов видишь радость на лицах иракцев: молодых, пожилых и старых, встречающих американских и английских военных, многое становится на свое место.

Свержение деспотического режима С.Хусейна, принесшего столько бед, нищеты и несчастий для иракского народа, воспринимается внутри страны и за ее пределами, вне всякого сомнения, с воодушевлением и надеждой.

С надеждой, что наконец закончился период диктатуры и бесправия, и открываются новые перспективы, которые дадут мир и стабильность, прекратятся бесконечные противостояния и войны с соседними государствами, и страна пойдет по пути обновления и демократического развития.

Думаю, мало найдется сегодня людей, кто возразил бы против этой перспективы.

И, разумеется, нельзя не поддержать главную цель проведения военной акции - прекратить разработки, предотвратить использование и обезвредить биологическое и химическое оружие, которое в руках у саддамовского режима и международных террористов могло привести к трудно предсказуемым последствиям.

Хотел бы еще раз повторить то, о чем уже говорилось много раз.

Да, в мире вряд ли есть такой здравомыслящий человек или цивилизованная страна, которая хотела бы войны.

Вместе с тем мы знаем многочисленные факты, и о них говорилось выше, что долгое терпение и безнаказанность по отношению к тем, кто постоянно игнорирует и не считается с общепринятыми нормами, решениями и резолюциями ООН, - непринятие своевременных мер может привести к катастрофе.

Говоря простым языком, зло лучше вовремя предупредить и обезоружить, потому что завтра будет уже поздно бороться с трагическими последствиями того, что может натворить это зло на земле.

Мы в Узбекистане отчетливо представляем, сколько энергии и сил, а главное огромных средств необходимо приложить, чтобы вернуть Ирак к мирной жизни, сколько надо сделать для того, чтобы вернуть и укрепить веру иракцев в завтрашнюю нормальную стабильную жизнь.

И здесь, конечно, без привлечения всесторонней международной помощи, изыскания больших финансовых и материальных ресурсов нельзя обойтись.

В Узбекистане хорошо знают Ирак, его трудолюбивый народ. Нам близки вера, многовековые традиции и культура иракцев.

Многие хорошо помнят о том, как представители Узбекистана - проектировщики и строители, инженеры и специалисты - в 60-80 гг. прошлого века работали на земле Ирака в различных сферах экономики и в первую очередь в сфере энергетики, мелиоративного и ирригационного строительства. И все они сохранили хорошую память об этих годах совместной работы с иракцами.

Думаю, вы, уважаемые депутаты, согласитесь со мной, что Узбекистан и в эти дни не останется в стороне и внесет свой посильный вклад в мирное восстановление Ирака, реализацию гуманитарных проектов и оказание медицинской помощи, строительство дорог и коммуникаций.

Убежден, что выражу не только вашу волю, но и мнение всего нашего народа, если в заключение выскажу искренние чувства пожелания благополучия, мира и единства народу Ирака, успехов в его борьбе за свое будущее.
















Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск