ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2003 г. /

Доклад Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2002 году и основным направлениям углубления экономических реформ на 2003 год (17 февраля 2003 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СТРАТЕГИЯ РЕФОРМ -

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ


ДОКЛАД

Президента Ислама Каримова

на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам

социально-экономического развития страны в 2002 году

и основным направлениям углубления экономических

реформ на 2003 год


(17 февраля 2003 года)



Уважаемые участники совещания!

Цель нашего заседания - подведение итогов 2002 года. Не просто подвести итоги, а, прежде всего, мы должны дать принципиальную оценку тому, в какой мере достигнутые результаты развития экономики, уровень и масштабы проводимых реформ соответствуют и отвечают долгосрочной и среднесрочной Программе, принятой нами в этой области.

И на основе такого анализа и критической оценки тенденций, а также имевших место проблем в экономике и социальной сфере в истекшем году определить конкретные направления углубления экономических реформ на текущий 2003 год.

Оценивая именно с этих позиций итоги 2002 года, необходимо подчеркнуть следующее.

Продолжалась последовательная реализация мер по дальнейшему разгосударствлению и акционированию предприятий, увеличению доли частного сектора. В 2002 году изменили свою форму собственности около 2 тысяч государственных предприятий и объектов, что в полтора раза выше, чем предусматривалось программой приватизации.

Значительная часть государственных предприятий и объектов, порядка 1260, целиком реализована в частную собственность. Физическими лицами было приобретено акций приватизированных предприятий в 2,6 раза больше, чем в 2001 году.

Изменили форму собственности такие крупные государственные предприятия, имеющие стратегическое значение, как производственные объединения “Электрохимпром”, “Навоиазот”, “Аммофос”, “Узбекрезинотехника”, Ташкентская и Ферганская ТЭЦ, Сырдарьинская ГРЭС, завод по ремонту грузовых вагонов, предприятие по ремонту пассажирских вагонов, Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных материалов и другие.

Активно в республике формируется многоукладная экономика, где ведущая роль отводится малому и среднему бизнесу, частному предпринимательству. Реализация мер по стимулированию развития малого бизнеса, значительному упрощению порядка их регистрации, а главное, введение действенного механизма защиты их прав и интересов способствовали дальнейшему развитию и укреплению этого важнейшего сектора нашей экономики.

В 2002 году было создано около 38 тысяч микрофирм, малых и средних предприятий, общее количество которых сегодня составляет порядка 240 тысяч. За счет развития предпринимательства создано около 370 тысяч новых рабочих мест, что в 1,5 раза выше прогнозных расчетов.

Сегодня на долю негосударственного сектора приходится 73,3% производимого валового внутреннего продукта, 71,4% объема промышленного производства, практически вся продукция сельского хозяйства, розничного товарооборота и платных услуг населению. Следует отметить, что в частном секторе в настоящее время создается примерно 35 процентов валового внутреннего продукта.

Непосредственно связана с этим реализация кардинальных мер по стимулированию предпринимательской деятельности, расширению экономической свободы предприятий. Снижена ставка налога на доходы (прибыль) юридических лиц с 26 до 24 процентов. Упрощена система налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса, торговли и общественного питания.

Предоставлены значительные налоговые льготы предприятиям, производящим потребительские товары. Отменено государственное регулирование средств, направляемых на оплату труда на всех предприятиях и в организациях. Всем хозяйствующим субъектам предоставлено право получать по первому требованию со своих счетов в коммерческих банках наличные средства в пределах сданной наличной выручки.

Значительно либерализирован доступ предприятий на внебиржевой валютный рынок, упорядочен порядок выдачи лицензий и значительно упрощен порядок конвертации и покупки иностранной валюты для юридических лиц.

Большое внимание уделялось дальнейшей либерализации управления экономикой. Продолжилось преобразование государственных органов управления и отраслевых министерств в структуры, более отвечающие требованиям рыночной экономики. Упразднен Государственный комитет по науке и технике, создан Центр науки и технологий. Министерство внешних экономических связей преобразовано в агентство, преобразовано также в агентство и пересмотрены функции и статус Государственного комитета по печати.

Исходя из складывающейся на мировом рынке конъюнктуры цен введена более современная система ценообразования на важнейшие виды производимой сельскохозяйственной продукции - хлопок-сырец, хлопковое волокно и зерно.

Либерализуется и приводится в соответствие с международными стандартами регулирование внешнеэкономической деятельности - унифицированы импортные таможенные пошлины, упрощена процедура регистрации импортных контрактов, введена система обязательной сертификации ввозимых на территорию республики товаров, а также нормы и стандарты, отвечающие требованиям Всемирной таможенной организации.

Сокращается вмешательство государства и контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий. Резко уменьшилось количество незаконных проверок хозяйствующих субъектов. Если в 2001 году выявлено 1450 фактов незаконных проверок предпринимателей, то в 2002 году их установлено 157.

В то же время совместными действиями органов юстиции и прокуратуры установлено 1030 фактов незаконного вмешательства в деятельность предпринимателей, по которым возбуждено 13 уголовных дел и 88 дел об административном правонарушении, а также были приняты другие меры воздействия к нарушителям.

В 2002 году органами юстиции в интересах предпринимателей подано в суды более 8 тысяч исковых заявлений на 14 млрд сумов. Около 2,3 тысячи должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, из них 290 освобождены от занимаемых должностей.

Особо следует сказать о развитии институтов рыночной инфраструктуры, призванных создать необходимые условия для устойчивого функционирования экономики. Речь в первую очередь идет о развитии финансовых и банковских структур, страховых, консалтинговых и лизинговых компаний.

Углубление реформ в банковской системе дало толчок не только увеличению числа банков, возрастанию доли в них частных банков, но, самое главное, повысилась устойчивость и ликвидность коммерческих банков. Только за отчетный год совокупный капитал коммерческих банков вырос на 43 процента, а сумма их совокупных активов - на треть.

Вклады населения на депозиты в коммерческих банках выросли в 2002 году на 86 процентов и достигли 170 млрд сумов.

В целях приближения банковских услуг непосредственно к клиентам, которых они обслуживают, во всех областях и районах создается сеть мини-банков. Сегодня открыто порядка 530 мини-банков, и только за отчетный год их число выросло почти вдвое.

Всяческой поддержки заслуживают позитивные изменения во взаимоотношениях коммерческих банков с субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства. Объем кредитов, выделенных коммерческими банками субъектам малого и среднего бизнеса в течение 2002 года, увеличился на 30 процентов и составил порядка 265 млрд сумов. По линии международных финансовых институтов, таких, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Международная финансовая корпорация и другие, было привлечено за последние годы на развитие малого и среднего бизнеса 450 млн долларов кредитных ресурсов, из которых уже освоено 345,8 млн долларов, и только в 2002 году освоено 87 млн долларов США.

Устойчиво развивается и такой важнейший институт рыночной инфраструктуры, как страховая деятельность, призванная защитить предпринимателей и население от возможных рисков. В настоящее время страховую деятельность осуществляют 28 компаний, которыми предлагается гражданам республики и организациям свыше 150 видов страховых услуг.

Исключительно важное значение мы придаем развитию системы лизинга, которая дает возможность начинающим предпринимателям приобрести необходимое для своей деятельности оборудование и технологии. Сегодня в республике лизинговые операции проводят 9 коммерческих банков и 6 специализированных компаний. Только в 2002 году ими на лизинговых условиях реализовано свыше 2,5 тысячи проектов на сумму более 500 млн долларов США.


Уважаемые участники совещания!

Как закономерный результат принимаемых в республике мер по углублению реформ и либерализации экономики в 2002 году достигнут устойчиво стабильный и сбалансированный рост производства. Так, валовой внутренний продукт увеличился за отчетный год на 4,2%, производство промышленной продукции возросло на 8,5%, продукции сельского хозяйства - на 6,1%, потребительских товаров - на 11,8%.

Динамично развивались отрасли промышленности, которые обеспечивают устойчивость нашей экономики, - электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность и др. В прошлом году достигнут рекордный урожай зерноколосовых культур - 5,4 млн тонн.

Прогрессивные сдвиги достигнуты и в обеспечении финансовой сбалансированности и устойчивости основных денежных показателей. Государственный бюджет исполнен с дефицитом 0,8% к ВВП, то есть гораздо ниже прогнозного уровня.

В 2002 году были реализованы меры по проведению жесткой денежно-кредитной политики, сокращению денежной массы, кредитной и наличной эмиссии.

В результате значительно уменьшились темпы роста денежной массы, а сам ее объем составил 12,5% к ВВП против 14,0% в 2001 году.

Коротко об итогах реализации инвестиционной и структурной политики в истекшем году. В 2002 году объем всех инвестиций в экономику возрос на 3,8 процента и превысил 1,4 триллиона сумов. Свыше 650 млн долларов, или более 20 процентов из них, составили иностранные инвестиции.

Как положительный факт следует отметить значительный рост с 27,5% до 40,0% доли собственных ресурсов предприятий в общем объеме инвестиций. Все это позволило только в течение года ввести в действие 56 новых производственных объектов, из которых 15 являются крупными. В их числе введены в эксплуатацию новая железнодорожная линия Учкудук- Нукус протяженностью 500 км, первая очередь Кызылкумского фосфоритного комплекса, организовано производство хлората натрия и хлоратмагниевого дефолианта в ферганском ПО “Азот”, завершена модернизация международного аэропорта Ташкента и трех аэропортов в городах Самарканде, Бухаре и Ургенче, открыт Республиканский центр экстренной медицинской помощи, оснащенный современным медицинским оборудованием, открылась гостиница “Хорезм”, введены в эксплуатацию совместные предприятия “Нестле Узбекистан”, “Фармой”, “Чиназ тукумачи” и др.

Более 58 процентов всех инвестиций было направлено на реконструкцию, техническое и технологическое перевооружение действующих производств и ввод в действие новых мощностей.

В результате в республике создаются высокотехнологичные производства, активно идет освоение производства новой, конкурентоспособной продукции, решается такой больной для нас вопрос, как занятость населения. Взять, к примеру, Шуртанский газохимический комплекс. За счет его ввода обеспечивается не только производство пользующихся широким спросом энергетических ресурсов - товарного и сжиженного газа, газового конденсата, но организовано производство полиэтилена, который позволил загрузить мощности предприятий республики, производящих полиэтиленовую пленку, так необходимую для нашего сельского хозяйства.

Или взять наш автомобильный завод “УзДЭУавто”, где в последние годы завершен второй этап реконструкции, обновления модельного ряда автомобилей. Это позволило за короткие сроки, не останавливая производство, наладить выпуск абсолютно новой модели автомашины “Матиз” и начать за счет пуска новой линии конвейера выпуск модернизированной “Нексия DОНС”.

На Ташкентском тракторном заводе в результате реализации совместного узбекско-китайского проекта освоен выпуск мини-тракторов для сельскохозяйственных предприятий, фермерских и дехканских хозяйств.

Завершена реконструкция существующей линии по производству плоского стекла в АО “Кварц”, начато производство ковровых изделий на СП “Хива Карпет”, освоено производство каустической соды в АО “Навоиазот”, цветных телевизоров в АО “Фотон”, производство электрических жгутов и проводов для автомобильной промышленности на СП “УзКоджи”. И таких примеров можно привести множество.

Происходят прогрессивные сдвиги не только в структуре самого производства, но и в структуре экспорта нашей продукции. Прежде всего речь идет о расширении производства и увеличении поставок на экспорт готовой конкурентоспособной продукции, а не сырьевых ресурсов.

В результате предпринятых мер по финансовому оздоровлению предприятий значительно сократилось количество убыточных, низкорентабельных и экономически несостоятельных предприятий. Правительством принята специальная программа по ликвидации убыточных и бесперспективных предприятий. Ее последовательное осуществление позволило в 2002 году вывести из состояния убыточности 304 предприятия, по 154 предприятиям инициированы различные процедуры банкротства.

На 1 января 2003 года количество убыточных предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2002 года сократилось в 1,6 раза, а экономически несостоятельных предприятий - почти в 2 раза.

В истекшем году существенно снизился уровень инфляции - в среднемесячном исчислении он составил 1,6 процента против 2,0 процента в 2001 году.

В 2002 году среднемесячная заработная плата возросла на 47 процентов, а учителей, профессорско-преподавательского состава вузов и средних специальных учебных заведений - в 1,6 раза. В целом совокупные доходы на душу населения возросли за год в 1,4 раза, а реальные доходы увеличились на 12,6 процента.


Уважаемые участники совещания!

Подводя итоги 2002 года, хочу обратить ваше внимание на те нерешенные вопросы и проблемы, которые продолжают иметь место в отраслях экономики и социальной сферы и являются тормозом на пути реформ.

Одной из главных проблем остается то, что многие предприятия крайне медленно адаптируются к рыночным условиям и требованиям, с огромным трудом находят для себя рынки сбыта выпускаемой продукции. Серьезно и системно не занимаются привлечением инвестиций, модернизацией и техническим перевооружением, переобучением кадров, перепрофилированием на выпуск новой, пользующейся спросом продукции.

За 2002 год в целом по республике выросли сверхнормативные остатки готовой продукции, которые превысили 3,8 млрд сумов. Наибольшее количество такой продукции накопилось на складах предприятий ГАК “Узкимесаноат”, ГАК “Уэбекэнерго”, РО “Спецсплав”, Минсельводхоза, ассоциаций “Узмашсаноата” и “Пищепрома”, акционерной компании “Узстройматериалы”.

В результате замораживаются значительные материальные средства, впустую истрачены многие виды сырья и материалов, а также оборотные средства. На низком уровне остается использование производственных мощностей в большинстве концернов, корпораций, компаний и ассоциаций.

Особенно сложным остается на этих предприятиях финансовое положение. Многие из них имеют низкую рентабельность, экономически несостоятельны или убыточны. Прошлый год с убытками завершили работу 128 предприятий, большинство которых находится в составе “Узбекэнерго”, “Узкимесаноат”, “Узмашсаноат” и др.

Специальным решением правительства принята программа по ликвидации убыточных предприятий. И это решение должно неукоснительно выполняться. Контроль за выполнением возлагается на Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики, Высший хозяйственный суд, руководителей ассоциаций, корпораций, компаний и других хозяйственных объединений.

Особого внимания требуют вопросы расширения и углубления реформ в сельском хозяйстве.

Надо признать, что за истекший период сделано много по созданию законодательной и правовой базы, отвечающей требованиям рыночной экономики, ликвидации сектора государственной собственности, внедрению принципиально новых форм экономических и аграрных отношений на селе.

Прекратили свое существование многие излишние звенья и структуры, которые в основном занимались командно-административными и распределительными функциями.

Практически сформированы основанные на принципах коллективной и арендной собственности ширкатные, фермерские и дехканские хозяйства, повсеместно внедряются подрядные договорные отношения между дехканином-производителем и коллективным хозяйством.

Оказывается большая помощь, создаются новые стимулы для опережающего развития фермерских хозяйств, многое делается для того, чтобы укрепить у дехканина чувство хозяина на селе.

Можно было бы продолжить перечень мер, осуществляемых сегодня по реформированию сельскохозяйственного производства. У нас сегодня есть все основания заявить, что выбранная нами стратегия реформ по преобразованию и обновлению села уже дает свои результаты, и это ни в коей мере нельзя отрицать.

Вместе с тем сегодня со всей ответственностью надо признать, что, несмотря на все принимаемые меры по реформированию сельского хозяйства, эта отрасль все еще остается самой консервативной сферой экономики страны.

И главная причина здесь в первую очередь заключается в том, что сам процесс отказа от старой, изжившей себя административно-командной системы, от глубоко укоренившихся в сознании людей стереотипов прошлого проходит очень тяжело.

Образно говоря, меняется во многом форма, а содержание остается старым. Приведу только один пример. Во всех областях и районах бывшие колхозы преобразованы в ширкатные хозяйства. А если разобраться серьезно и основательно, на деле новые ширкаты во многих областях и районах мало чем отличаются от тех же колхозов.

Между тем ширкатные хозяйства - это новый тип коллективного хозяйства, построенного на паевых началах, где должны внедряться абсолютно новые отношения к собственности, к земле, и самое важное - каждый член коллектива, имея свой пай, должен получать индивидуальную оплату за свой труд исходя не из старого уравнительного подхода - всем одинаково, а исходя из конкретного своего личного вклада в достижения хозяйства.

Мы должны четко для себя уяснить, что внедрение рыночных отношений на селе - это прежде всего отказ от старых показателей, которые жестко регламентируют, как использовать самое большое наше богатство - землю, что, где и сколько сеять и производить. Это в первую очередь переход на принципиально новые оценочные критерии, которые носят рыночный характер и не ограничивают свободу деятельности сельскохозяйственных производителей.

Должны быть, наконец, четко определены и регламентированы принципиальные вопросы в управлении сельского хозяйства: за что отвечает республиканский уровень, Минсельводхоз, за что несет ответственность областной и районный уровень, и, наконец, надо конкретно и ясно в правовом плане определить задачи и ответственность хозяйства - производителя продукции. И при этом не допускать незаконного вмешательства в дела нижестоящих звеньев управления.

Надо однозначно пересмотреть и жестко контролировать порядок избрания и снятия с должности руководителей ширкатных хозяйств. Допускаемый здесь произвол со стороны районных и областных хокимиятов абсолютно недопустим.

Слабым местом в вопросах реформирования сельского хозяйства продолжает оставаться низкая договорная дисциплина. Эта система на селе, надо признать, носит большей частью формальный характер.

Министерству юстиции и его органам на местах надо ужесточить контроль за качеством и обязательным выполнением заключенных договоров на всех уровнях. Необходимо обратить серьезное внимание на то, что в большинстве своем эти договоры трудно проконтролировать и спросить с виновных за невыполнение своих обязательств, так как во многих вообще не указываются ни сроки, ни конкретные штрафные санкции за их срыв.

Речь идет о необходимости создания конкретного механизма, который бы четко прослеживал составление договоров и соблюдение обязательств между конкретными субъектами - теми, кто производит сельскохозяйственную продукцию, и теми организациями, кто обслуживает и обеспечивает сельское хозяйство всем необходимым: техникой, горючим, транспортом, семенами, финансированием, кредитами и др.

Говоря о пересмотре системы заключения договоров и укреплении договорной дисциплины, необходимо четко определить, что главным звеном здесь должен оставаться производитель сельскохозяйственной продукции. От его эффективной и производительной работы и конечных результатов его деятельности зависит финансовое состояние всех тех субъектов-подрядчиков, кто его обслуживает. Это должно быть ясно всем как аксиома, как простой счет, что дважды два - четыре.

Главный фактор, который будет определять успех в реформировании сельского хозяйства, - это предоставление большей свободы производителю, снятие тех многочисленных пут, которыми он связан сегодня. Упростить, прекратить регламентировать, указывать и приказывать сверху, заняться решением вопросов развития фермерского хозяйства и обучением товаропроизводителей на селе самым современным методам ведения хозяйства.

По всем этим вопросам подготовлен проект постановления Кабинета Министров, который, я думаю, в ближайшее время будет принят.


Уважаемые участники собрания!

Есть необходимость остановиться на вопросах углубления реформ в сфере капитального строительства.

Надо признать, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся в строительстве, - это наше самое слабое место, “ахиллесова пята” нашей экономики.

По сути дела сегодня сформирована достаточно прочная законодательная и необходимая нормативная база для реформирования строительства. Осуществлены структурные и институциональные преобразования - ликвидированы республиканские строительные министерства и ведомства. Подрядным организациям предоставлена достаточно полная экономическая свобода.

А что получается на деле? На деле строительные организации продолжают работать по-старому. На практике в стране еще не создан самый главный элемент перехода к рыночным отношениям - рынок подрядных работ. Конкурсные (тендерные) торги на размещение заказа на строительные работы проводятся не по каждому объекту и большей частью формально. Обратимся к фактам. В 2002 году проведено 622 конкурсных торга на подрядные работы на сумму 184 млрд сумов при том, что в течение года фактически выполнено подрядных работ на 1,4 триллиона сумов.

Надо открыто признать, что на деле не подрядчик ищет себе работу, а, наоборот, все протекает по старой, всех устраивающей схеме - заказчик вынужден подписывать договоры подряда с теми строительными организациями, кого указывают сверху. Все заранее известно: кто, что будет строить и по какой цене. К примеру, по тендерам на строительство 4 колледжей Ферганской области решение было принято в пользу организаций, предложивших более высокую стоимость строительства. Аналогичная ситуация наблюдалась по тендерным торгам в Самаркандской, Андижанской, Кашкадарьинской и Бухарской областях.

Это приводит к тому, что подрядчик практически не занимается совершенствованием организации строительных работ, нет никакого поиска к снижению их стоимости и повышению качества.

Практически пока ни один подрядчик или заказчик, виновный в завышении стоимости работ и нарушении договорных обязательств, не понес никакой ответственности за это - ни административной, ни уголовной.

Вызывают серьезные нарекания высокая стоимость и низкое качество подготавливаемой проектно-сметной документации. Несмотря на то, что многие проектные институты приватизированы, однако реальной конкуренции между ними еще нет.

Особую тревогу вызывает положение дел, сложившееся в системе ценообразования на строительную продукцию, строительные материалы и конструкции. При осуществлении подрядных работ по строительству объектов, особенно финансируемых за счет централизованных и бюджетных источников, имеются многочисленные факты завышения сметных цен, объемов строительно-монтажных работ.

Сложилась по сути дела коррумпированная система, когда отдельные строительные организации приобретают строительные материалы не напрямую от производителей, а через третьих лиц-посредников, зачастую находящихся в родственных или приятельских отношениях с руководителями подрядных организаций. Разве можно признать нормальным, что в течение 2002 года было проведено всего лишь 39 тендерных торгов на закупку строительных материалов, комплектующих и оборудования.

Для того чтобы глубоко и детально разобраться в вопросах ценообразования, в капитальном строительстве создана специальная комиссия во главе с министром финансов М.Нурмуродовым, в состав которой вошли работники Аппарата Президента, Генеральной прокуратуры и других заинтересованных ведомств. Комиссии поручено до 15 апреля глубоко изучить факторы, влияющие на рост стоимости строительства, критически оценить результаты проводимых конкурсных торгов, сложившуюся систему закупок строительных материалов и оборудования и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по этим вопросам.

Можно, конечно, создать много комиссий, наказывать виновных в злоупотреблениях, но это не поможет делу. Сегодня надо вопрос ставить жестко - почему по сей день в строительстве и строительной индустрии все еще не сформирована система, отвечающая рыночным отношениям и исключающая указанные выше нарушения и безобразия? И может ли Строительный комплекс Кабинета Министров во главе с К.Тулягановым и местными хокимиятами навести здесь должный порядок?

Давайте критически посмотрим, как идут экономические реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Обратимся к цифрам. Уровень охвата сельской местности централизованным водоснабжением в целом по республике составляет сегодня 78 процентов, а природным газом - 75 процентов. Если в начале 90-х годов уровень газификации домов в сельской местности составлял в Сурхандарьинской области 3,2% - сегодня 59%, в Кашкадарьинской области - соответственно 5,7% и 66,0%, Наманганской - 10,5% и 70,5%, Андижанской - 11% и 68,5%. Аналогично и по питьевой воде, особенно в экологически неблагоприятных регионах. В Республике Каракалпакстан в 1990 году питьевой водой было охвачено только 21,4% сельских населенных пунктов, а в настоящее время этот показатель доведен до 70%, Хорезмской области - соответственно 23,2% и 64,2%.

Следует отметить, что в 2002 году все области значительно перевыполнили задания по строительству и вводу газовых и водопроводных сетей. Введено в действие 1875,6 км водопроводных сетей и 3336,0 км газопроводов. Питьевая вода впервые поступила в 465 сельских населенных пунктов, природный газ подан в 308 сел.

Как видим, в этой сфере есть большие достижения, и их никто не может оспаривать.

Вместе с тем эта проблема далеко не разрешена. До настоящего времени еще свыше 2 тысяч сельских населенных пунктов не обеспечены питьевой водой. Наибольшее количество таких пунктов в Бухарской области (586), Республике Каракалпакстан (385), Самаркандской (303), Кашкадарьинской (270) и Навоийской (221) областях.

Большое количество отдаленных кишлаков не обеспечиваются ни природным, ни сжиженным газом. Это прежде всего имеет место в Кашкадарьинской (387), Самаркандской (226) и Сурхандарьинской (210) областях.

Министерству экономики совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей необходимо еще раз критически пересмотреть намеченные параметры программы обеспечения сельских населенных пунктов питьевой водой и природным газом на 2003-2005 годы и принять дополнительные меры, подкрепленные реальными финансовыми источниками, по ускорению ввода газовых и водопроводных сетей, особенно в регионах с низким уровнем обеспеченности ими.

Другой важной проблемой является обеспечение рационального и экономного использования важнейших ресурсов: воды, газа, тепла. Несмотря на перевыполнение в 2002 году заданий по оснащению жилого фонда приборами учета газа, степень оснащения остается незначительной - всего 26 процентов. Ниже республиканского уровня она сложилась в Сурхандарьинской (17,8), Кашкадарьинской (19,8), Андижанской (20,2), Наманганской (20,5) областях и Республике Каракалпакстан (20,0). При этом Андижанская, Ташкентская и Ферганская области не выполнили заданий по установлению газовых счетчиков.

Фактически сорвана программа по оснащению жилого фонда приборами учета воды - вместо 491 тыс. штук фактически установлено 138,7 тысячи, или 28,3 процента. В целом по республике только 8,3% жилого фонда оснащено приборами учета холодной воды. Наиболее неблагополучное положение сложилось в Сырдарьинской (1,3%), Сурхандарьинской (1,7%), Андижанской (2,5%), Джизакской (3,3%) областях и Республике Каракалпакстан (2,5%).

Много еще нерешенных вопросов и в деятельности товариществ собственников жилья, которыми сегодня охвачен 91 процент многоквартирных домов. Недостаточно активно ведется работа по созданию и организации деятельности товариществ собственников жилья в Хорезмской (передано всего 64%), Бухарской (76%) и Наманганской (90%) областях.

Продолжает оставаться высоким объем просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги - 4,6 млрд сумов, в том числе в Ферганской (887,3 млн сумов), Сурхандарьинской (638,5 млн сумов), Самаркандской (635,9 млн сумов), Бухарской (594,7 млн сумов) и Ташкентской (532,2 млн сумов) областях.


Уважаемые соотечественники!

Нас не может сегодня удовлетворить положение дел, которое сложилось по насыщению внутреннего потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами.

Не надо быть большим аналитиком, чтобы увидеть, что наш внутренний рынок и обеспечение населения в первую очередь непродовольственными товарами стал особенно за последнее время все более зависимым от импорта, иначе говоря, завоза товаров со стороны. Особенно большую тревогу вызывают факты, когда товары в больших объемах завозились в страну незаконным, контрабандным путем. То есть в обход таможенных пунктов, без уплаты положенных пошлин и налогов, и что особенно опасно - без проверки содержания и качества, в том числе и продовольственных товаров. Только за вторую половину 2002 года таких товаров, завозимых контрабандным путем, было задержано на сумму свыше 20 млрд сумов.

Надо сказать, что такое неконтролируемое, незаконное вторжение товаров не выдержит экономика ни одной страны, тем более страны, которая находится пока на переходном этапе своего развития.

На наших границах и пограничных территориях по сути дела сложилась мощная, хорошо организованная, коррумпированная, преступная система по завозу контрабандным путем товаров в республику, наносящая огромный ущерб экономике страны.

И эти необходимые меры по установлению цивилизованной системы завоза (импорта) и организации продажи товаров мы практически создали, продолжаем формировать и сегодня.

В первую очередь наша цель - поставить заслон завозу в республику бросового низкокачественного товара, в том числе продовольственных товаров, медицинских препаратов и лекарств с истекшими сроками использования. И как принято во всем мире - обеспечить таможенный досмотр, уплату в государственную казну соответствующих налогов и пошлин.

И еще - мы не можем допустить, чтобы завтра большинство нашего населения было занято, как в некоторых отсталых странах, перекупкой и перепродажей завозимой извне низкокачественной продукции. Это было бы преступлением по отношению к будущему поколению.

Мы должны, мы просто обязаны создать на нашем рынке необходимые условия для того, чтобы те товары, которые можно и нужно выпускать у себя и для этого есть все возможности, - надо производить на собственной территории. Только за счет этого можно обеспечить людей работой и решить сложную для нас проблему безработицы. Только таким путем можно занять в мировом сообществе и на мировом рынке достойное для себя место.

Теперь давайте разберемся с тем, что мы производим у себя из того, в чем нуждается наше население, какого оно качества. И что особенно важно - их цены реализации.

Приведу только отдельные примеры. На долю импорта (завоза) сегодня приходится более 75% реализуемых на внутреннем рынке всех швейных изделий, почти 50% обуви, около 80% мыла туалетного и синтетических моющих средств, свыше половины потребляемых в республике масла животного и консервов, практически вся продукция бытового электротехнического назначения.

Невольно задаешься вопросом: а чем заняты наши организации и предприятия? Чем заняты их руководители, ответственные за производство потребительских товаров? Опять же приведу только один пример. Проведенная Генеральной прокуратурой проверка только двух предприятии швейной промышленности - “Юлдуз” и “Малика” выявила вопиющие факты бесхозяйственности, разбазаривания и присвоения имущества, сдачи в аренду помещений и станочного оборудования за символическую плату, создания и сбыта неучтенной “левой” продукции, искусственного завышения цен.

И абсолютно никаких движений или старания по изучению рынка - маркетинга, налаживания производства пользующихся спросом товаров, внедрения современного менеджмента, стимулирования своих служащих - повышения оплаты их труда.

Мы приняли широкую систему налоговых льгот по стимулированию отечественного производства потребительских товаров. Что еще должно сделать государство, что может еще дать? Какие еще условия создать для того, чтобы наши застоявшиеся руководящие кадры начали по-настоящему работать?

А что происходит сегодня в торговой системе? Из проверенных налоговыми органами около 6 тыс. торгующих организаций в свыше 90 процентах выявлены случаи нарушения установленных правил розничной торговли - отсутствовали или не использовались контрольно-кассовые машины, отпуск товаров осуществлялся без квитанций, вовремя не инкассировалась выручка.

Нет четкого механизма взаимодействия между предприятиями - производителями товаров и торгующими организациями. По сути дела не работает оптовое звено, в больших масштабах выросла сеть мелких, не несущих никакой имущественной ответственности посредников. Товар, прежде чем дойти до покупателя, проходит несколько “рук”, то есть перекупщики, что в конечном итоге ведет к росту цен, за что опять же платит покупатель.

Правительством принят ряд важных решений, направленных на упорядочение оптовой и розничной торговли, развитие на территории республики сети оптовых баз, магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Ход выполнения этих решений следует рассмотреть при подведении итогов за I полугодие и внести необходимые коррективы.


Дорогие друзья!

Обобщая итоги 2002 года и эффективность проводимых реформ в экономике страны, наряду с неоспоримыми достижениями необходимо отметить, что наши темпы экономического роста и, вне всякого сомнения, наше продвижение во всех сферах нашей жизни могли бы быть значительно выше.

Здесь, конечно, много причин. Но одно из самых серьезных - это половинчатость осуществляемых на практике реформ.

Принятый нами стратегический курс на либерализацию экономики, обеспечение устойчивого, сбалансированного ее развития, в конечном итоге дальнейшее повышение благосостояния населения сегодня тормозится в первую очередь тем, что начатые реформы не доводятся до логического конца.

Поэтому, говоря об основных приоритетных задачах, стоящих перед нами в текущем 2003 году, надо самое важное внимание обратить именно на эту проблему - ликвидировать половинчатость в реализации реформ и в первую очередь усилить роль частного сектора в экономике страны.

Мы еще и еще раз убеждаемся, реформы успешно идут там, где появился реальный собственник. Неважно, корпоративный или частный собственник, - но главное, собственник не на словах, а на деле.

Нам необходимо признать - по сути дела в нашей экономике продолжается слишком большое присутствие государства. Это проявляется в первую очередь в наличии еще большого числа предприятий с государственной долей собственности, в достаточно высоких долях государства в уставных капиталах приватизированных предприятий, в консервативном механизме государственного регулирования, а порой и прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Самого серьезного внимания требует положение дел с приватизацией и разгосударствлением собственности. По сути дела в республике приватизация во многом носит формальный характер. На первый взгляд вроде выполнены все требования и нормы, предусмотренные законодательством, - предприятие приватизировалось и формально уже негосударственное.

Но здесь, к сожалению, появляется много различных проблем, требующих особо внимательного подхода.

Дело в том, что в большинстве приватизированных предприятий в той или иной мере осталась часть имущества, которая через акции сохранилась в собственности государства. По этим долям назначены государственные поверенные или уполномоченные представители, которые вошли в состав управления акционерного общества, и их голос является решающим при принятии решения.

И еще. В свое время часть акций, принадлежащих государству, была передана в доверительное управление ассоциациям, корпорациям и компаниям, в состав которых входят предприятия. При этом преследовалась цель - чтобы хозяйственные объединения имели возможность проводить единую техническую и технологическую политику в отрасли, осуществлять маркетинг. На практике это обернулось тем, что ассоциации и компании продолжают вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, продолжают заниматься различного рода регламентированием, по своему усмотрению решают кадровые вопросы. Чем в этом случае деятельность ассоциации отличается от прежних отраслевых министерств?

Приведу пример. Государственное предприятие Ташкентский компрессорный завод был в 1994 году преобразован в акционерное общество. В соответствии с проспектом эмиссии 25 процентов акций осталось в собственности государства, менее 10 процентов отдано коллективу, остальные акции подлежали свободной продаже. Однако более 35% акций не было размещено. Кроме того, в ходе ревизии выявилось, что часть имущества вообще не была оценена, и реальная доля неразмещенных акций сегодня составляет 66%. Председателем правления с момента акционирования был бывший директор этого завода, который фактически им и управлял, самовольно распоряжался имуществом, за разбазаривание которого и был снят с занимаемой должности. А куда смотрели наблюдательный совет, собрание акционеров? Эти вопросы ими и не рассматривались, так как в отдельные годы председателями наблюдательного совета были главный технолог, заместитель председателя по экономике, главный конструктор. Одним словом, все те, кто находился в прямом подчинении у директора.

Я могу привести множество примеров, когда искусственно сдерживается выставление акций приватизированных предприятий на свободную продажу, когда наблюдательные советы обществ фактически зависимы от директорского корпуса, а бывшие директора оказались полноправными хозяевами на предприятии. При этом совершенно игнорируется, что директор по закону является наемным управляющим, который должен отчитываться перед акционерами, и от их голоса и решения зависит, будет он завтра директором или нет.

Сегодня перед нами стоит главная задача, которую можно сформулировать следующим образом, - “от формальной приватизации перейти к реальной приватизации”.

В целях кардинального повышения роли частной собственности, укрепления корпоративной системы управления приватизированными предприятиями принят Указ. Главными задачами его являются:

Первое - кардинальное сокращение доли государства в уставном капитале приватизированных предприятий. Она может сохраниться только у предприятий, имеющих стратегическое значение, у всех остальных она обязана быть реализованной на фондовом рынке, преимущественно в частную собственность. В конечном итоге это направлено на предоставление большей экономической свободы предприятиям, создание условий для развития частного сектора, повышение его роли в экономике.

Второе - ликвидация положения, когда концерн, ассоциация, холдинговая компания продолжают работать как упраздненные министерства, устранить их незаконное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Третье - усиление роли акционеров в управлении акционированных предприятий. Ставится задача в корне изменить и пересмотреть функции директоров обществ, превратить их в управляющих, работающих по найму в расчете на год. Могут они продолжить свою работу дальше - решает собрание акционеров исходя из их отчетов за истекший год.

Думаю, нет необходимости доказывать никому, что от того, как будут реализовываться эти задачи, поставленные в Указе, во многом зависит и будущее наших реформ в экономике.

Последний вопрос, на котором я хотел бы остановиться сегодня, - это вопросы повышения общей квалификации кадров как важнейшего условия общего прогресса и повышения благосостояния населения.

Стратегической задачей реформирования экономики является осуществление глубоких структурных ее преобразований, постоянная модернизация и технологическое обновление производства. Только за счет этого можно обеспечить устойчивое развитие нашей экономики, успешно конкурировать на мировом рынке.

Мы не должны забывать, что живем в век бурного технического прогресса, современных стремительно развивающихся и постоянно обновляемых высоких технологий, информационно-компьютерных систем. За короткое время в 5-7 лет прогрессивные сегодня технологии успевают устареть, и на смену им приходят еще более совершенные.

Посмотрите, как поставлена система профессионального роста кадров в крупнейших транснациональных компаниях. Этому вопросу уделяется огромное внимание, главное, выделяются значительные средства. В этих фирмах наряду со специалистами с высшим образованием работают высококлассные рабочие, владеющие современными высокими технологиями, для подготовки которых требуются годы, порой десятилетия. И что особенно важно - существует действенная система стимулирования, когда платят не за должность, а за классность.

И нам необходимо создавать подобную систему. Надо признать, что переподготовкой кадров ведомства у нас практически не занимаются. А там где она и есть, то ведется бессистемно, от случая к случаю.

На эти цели не следует жалеть средств. Нужно создать необходимую материально-техническую базу, оснастить ее современными информационно-коммуникационными технологиями, с выходом в Интернет, привлечь квалифицированных преподавателей.

Необходимо всячески стимулировать повышение профессионального роста, устанавливать категорийность, классность работников, выплачивать надбавки за стаж работы.

Одним словом, чрезвычайно важно, чтобы переподготовка и повышение квалификации кадров стали нормой для каждого ведомства, для каждого предприятия и их работников, чтобы она была создана и функционировала как целостная система.

Нам ни в коем случае нельзя забывать простую истину - только постоянный поиск, постоянная требовательность, в первую очередь к себе, а потом уже к другим, может спасти нас от отставания, вывести нас на уровень развитых благополучных стран.

Желаю всем вам удачи и успехов на пути достижения этих благородных целей.
















Время: 0.0191
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск