ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2001 г. /

Выступление Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия 2001 года (17 июля 2001 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДУХА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ОБЩЕСТВЕ - ЗАЛОГ ПРОГРЕССА



ВЫСТУПЛЕНИЕ

Президента Ислама Каримова

на заседании Кабинета Министров

по итогам I полугодия 2001 года


(17 июля 2001 года)



Уважаемые участники заседания!

Оценивая итоги социального и экономического развития нашей страны за I полугодие 2001 года, хотел бы отметить:

Во-первых, сохранены тенденции динамичного и устойчивого развития экономики в целом и ее ведущих сфер и отраслей. Так, валовой общественный продукт за отчетный период увеличился на 4,2%, объем промышленной продукции - на 7,5%, производство потребительских товаров - на 10,9%, валовая продукция сельского хозяйства - на 7,7%, объем розничного товарооборота  - на 8,6%, платные услуги, оказываемые населению, - на 13,5%.

Во-вторых, обеспечивается макроэкономическая и финансовая стабильность и сбалансированность экономики. Среднемесячный уровень инфляции в первом полугодии составил 1,5%. Снизился уровень наличной денежной эмиссии. Укрепилась платежная дисциплина, значительно уменьшились просроченные дебиторская и кредиторская задолженности хозяйствующих субъектов. Дефицит государственного бюджета не превысил 0,4%. Увеличился объем экспорта, достигнуто положительное сальдо внешнеторгового оборота.

В-третьих, последовательно реализуется программа структурных преобразований экономики. Объем инвестирования в экономику возрос в первом полугодии на 2,9%, на 2,4% увеличились объемы подрядных строительных работ.

Одним словом, за первое полугодие в стране сделан определенный шаг на пути решения стоящих перед нами задач обеспечения стабильных темпов развития экономики и ее важнейших отраслей, устойчивости макроэкономических показателей - тенденции, начатой еще в 1996 году.

Это имеет особенно важное значение, если учитывать, в каких сложных условиях нам приходится работать.

Всем хорошо известно, насколько неблагоприятным оказался  этот год для сельского хозяйства.

Уже второй год подряд многие регионы республики страдают от  катастрофического маловодья и засухи. В результате экономике страны нанесен огромный ущерб.  Фактически погиб весь урожай на богаре, из-за маловодья были сокращены площади посевов под зерно и другие культуры, а в отдельных районах сев вообще не смогли провести.

Несмотря на это, героическим трудом наших дехкан в столь сложных условиях решена задача, имеющая для нашей страны стратегически важное значение, - произведено всеми категориями хозяйств свыше 3,5 млн тонн зерноколосовых культур, в том числе 3,4 млн тонн пшеницы. Закуплено в закрома Родины около 2,1 млн тонн пшеницы. 

Многие районы, такие как Джаркурганский, Денауский Сурхандарьинской области, Бекабадский Ташкентской области, Алтыарыкский Ферганской области, Гурленский Хорезмской области, Шахрисабзский Кашкадарьинской области не только вырастили хороший урожай, успешно выполнили свои обязательства по продаже зерна для государственных нужд, но и добились высоких конечных результатов - ими в среднем получено свыше 40 центнеров, а по отдельным хозяйствам - по 70-75 центнеров с гектара.

Пользуясь возможностью, я хотел бы с этой трибуны высказать слова глубокой признательности всем нашим дехканам за их героический труд, за их мужество, проявленное на полях за урожай сезона 2001 года.


Дорогие друзья!

Сегодня в повестку дня нашего заседания включены вопросы, связанные с решением наиболее важных, ключевых проблем развития нашей экономики.

Обобщая итоги экономического и социального развития нашей страны за I полугодие 2001 года, я хотел бы остановиться только на одном из них - вопросе о положении дел и проблемах в развитии малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

Почему именно этому направлению и важнейшему звену проводимых реформ мы уделяем первостепенное внимание?

Почему именно эта проблема приобретает сегодня столь важное, я бы сказал определяющее, первостепенное значение не только в экономическом развитии страны, но и в достижении социального и политического обновления нашего общества?

Прежде чем ответить на эти вопросы, хотел бы сделать краткое обобщение опыта наиболее развитых, доминирующих в мировой экономике стран.

Этот опыт свидетельствует о том, что очень многое и в первую очередь достигнутый устойчивый уровень жизни населения обеспечивается благодаря реализации государственной политики ускоренного развития малого и среднего частного предпринимательства в этих странах.

Так, например, Германия, за короткий срок ставшая стержнем европейской экономики, смогла добиться этих результатов благодаря продуманной политике государства, в результате чего доля малого и среднего бизнеса в экономике страны в послевоенные годы выросла с 10% до 65%.

Так называемое "японское чудо" также стало возможным благодаря эффективной государственной политике по ускоренному развитию малого и среднего бизнеса, который в настоящее время составляет более половины ВВП этой страны.

В результате доходы на душу населения в Японии выросли с менее чем 500 долларов США в начале реформ до 38 тыс. долларов США, что является одним из самых высоких показателей в мире.

К примеру, один из мировых индустриальных лидеров, транснациональная компания "Ямаха", которая сегодня производит и реализует продукцию во всех странах мира на десятки миллиардов долларов США, начинала свою деятельность в конце 40-х годов как малый кооператив по ремонту велосипедов в количестве 7 человек.


Дорогие друзья!

Многие считают, что экономика США - это крупные концерны и корпорации: такие, как "Форд", "Дженерал Электрик", "Боинг" и другие. Но на самом деле основу экономики Соединенных Штатов составляет  малый и средний бизнес, доля которого в ВВП страны за сорок лет выросла с 10% до 52%.

В целом в ВВП стран Европейского Союза доля малого и среднего бизнеса превышает 67%.

При этом в той же Японии в этом секторе экономики работает почти 80%  занятого населения страны, в странах ЕС - более 70%.

По сути дела малый и средний бизнес является важнейшим фактором обеспечения занятости и главным источником доходов населения.

Этим странам удалось создать комплексную систему государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса, основанную в первую очередь на создании законодательной базы и надежной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным долгосрочным кредитным ресурсам, формировании льготного налогового режима, производственной, финансовой, социальной, рыночной инфраструктуры, призванных в конечном итоге служить эффективному развитию этого сектора экономики.

Очень важно, что названные государства проводили осмысленную политику целевой поддержки малого и среднего бизнеса исходя из специфических особенностей структуры экономики, менталитета, имеющихся ресурсов и других факторов.

Например, в Германии государство всемерно поощряло создание  малых производств в сельской местности в виде цехов, которые специализировались на переработке сельскохозяйственной продукции, производстве широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, других видов промышленной продукции.

В Японии основной упор был сделан на формировании системы кооперационных связей между крупным, средним и малым бизнесом, стимулирующих крупные предприятия создавать сеть поставщиков комплектующих, расходных материалов, что обеспечивало решение проблем импортозамещения и устойчивого роста  экспорта японских товаров и технологий на внешних рынках.

Таким образом, мировая практика на примере этих и многих других стран свидетельствует о том, что:

Во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.

Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

Если учесть, что в современном мире конъюнктура на основные потребительские товары изменяется в среднем каждые девять месяцев, совершенно очевидно, что эти преимущества малого и среднего бизнеса приобретают чрезвычайно важное значение для устойчивого развития экономики.

Дорогие друзья!

Все эти особенности и преимущества частного предпринимательства, развития малых и средних предприятий приобретают особо важное значение применительно к специфическим условиям Узбекистана.

Хорошо известно, какая гипертрофированная уязвимая экономика досталась нам в наследство от старой командно-административной, распределительной системы.

Среди многих пороков этой системы самым нетерпимым следует отметить то, что бывшая плановая экономика республики, являясь составной частью так называемого народнохозяйственного комплекса СССР, работала прежде всего как сырьевой придаток этого общесоюзного комплекса.

Отсюда, если говорить о промышленности и связанных с ней отраслях, они работали в основном для первичной переработки сельскохозяйственного сырья и минерально-сырьевых ресурсов для поставки их в другие центральные регионы СССР.

Более чем 70 процентов потребности республики в готовых  изделиях, в первую очередь потребительские товары широкого спроса, завозились из-за пределов республики, в том числе  преобладающая часть продовольственных товаров, таких как мясные  и молочные продукты, мука, кондитерские изделия, 100 процентов детского питания и даже пищевая соль, запасы которой в избытке имелись в самом Узбекистане. Сфера услуг носила примитивный характер.

В этой связи хочу еще раз напомнить всем, что суверенитет государства - это не только политическая, но в первую очередь экономическая категория. И без развитой, хорошо сбалансированной, самодостаточной экономики политическая независимость превращается лишь в красивую фразу, популистскую декларацию и не более того.

Вот почему с первых дней образования нового государства наряду с задачами достижения энергетической, топливной и зерновой независимости в качестве важнейшего приоритета была выдвинута задача наполнения внутреннего потребительского рынка товарами и услугами отечественного производства, которая могла и должна была решаться в первую очередь путем ускоренного развития предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления.

При этом эти задачи должны были решаться в короткие сроки, не забывая о качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции, не располагая серьезными инвестициями и капитальными вложениями.   

Думаю, нет необходимости доказывать, что в подобных экстремальных условиях значение и роль малых и средних предприятий, частного предпринимательства трудно переоценить.

Другая сторона этого вопроса. Демографической особенностью нашей страны являются достаточно высокие темпы роста населения и, следовательно, молодежи, вступающей в трудоспособный возраст.

Ежегодно прирост трудовых ресурсов в стране составляет примерно 200-230 тыс. человек. В этой связи обеспечение рабочими местами трудоизбыточного населения, решение проблем безработицы это одна из самых острых экономических и социальных проблем страны.

Не секрет, что наиболее эффективным направлением решения этой задачи является опережающий рост количества малых и средних предприятий, всемерное стимулирование частного предпринимательства.

Третья сторона этого вопроса. Известно, что большая часть нашего населения /около 60 процентов/ живет в сельской местности. Сегодня именно в сельской местности наиболее остро стоит вопрос трудозанятости и обеспечения источников доходов живущих здесь людей. Сельское хозяйство из-за ограниченности земельных и в первую очередь водных ресурсов не может решить эту задачу. Мало того, дальнейшее повышение эффективности сельскохозяйственного производства непосредственно сопряжено с высвобождением рабочей силы, что может создать новую напряженность в обеспечении занятости населения на селе. Какой выход?

Мы не можем размещать на селе крупные промышленные комплексы, если принимать во внимание их окупаемость и рентабельность.

Мы не можем поддерживать и развивать абсолютно не оправдавшую себя практику советских времен, когда строили в городах промышленные комплексы, а рабочих и персонал привозили из расположенных на расстоянии 60-70 км сельских населенных пунктов, как это имело место на примере Ферганского, Андижанского, Ташкентского, Бухарского текстильных комбинатов и многих других объектов.

Что делать? Эти задачи мы должны решать все вместе. Но главными инициаторами решения этой тяжелой задачи должны быть руководители на местах, начиная с руководителей хозяйств, кончая руководством районных и областных хокимиятов.

Надо создавать новые рабочие места в сельской местности, в первую очередь, формируя все необходимые условия и гарантии для ускоренного развития здесь предпринимательства, малого и среднего бизнеса, стимулируя рост эффективности дехканских и фермерских хозяйств.

Возникает вопрос - а есть ли для этого необходимые потенциальные условия и предпосылки? Возьмем только одно направление - переработку сельскохозяйственного сырья и плодоовощной продукции. Обратимся к фактам.

В настоящее время из выращиваемого урожая в стране  перерабатывается: плодов - 15%, овощей  - 10%, бахчевых - 5%, винограда - 23%, кожи - 26%, шерсти - 15%, мяса - 25%, молока - 5%. Этот список неиспользованных возможностей для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса - как важнейшей сферы, которая могла бы занять работой и, самое главное, послужить новым источником доходов населения, можно продолжить.

Не надо забывать, что сегодня только около 25 процентов выращиваемого хлопка-сырца перерабатывается и доводится до готовой продукции на территории республики. Расчеты показывают, что от непрерывной и качественной переработки хлопка-волокна в готовое изделие доходы могут возрасти в 6-7 раз.

Но не надо забывать, что для этого потребуются самые современные технологии, самое прогрессивное оборудование и станки, следовательно, большие инвестиции для того, чтобы выпускаемые готовые изделия были конкурентоспособными, имели спрос на мировом рынке.   

Дорогие соотечественники!

Говоря об исключительной важности развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, мы должны помнить и отдавать себе отчет в том, что, решая эту проблему, мы непосредственно реализуем фундаментальную задачу, определяющую суть и содержание реформирования государственного и общественного устройства страны, политического, экономического, и если хотите, духовного обновления общества - задачу формирования среднего класса, класса собственников.

Создавая класс собственников, мы меняем отношение  людей к труду, меняем образ мышления, менталитет нашего населения, его мировоззрение.

Переход от состояния люмпенов, которые, не имея никакой собственности, полностью зависели от государства и становились носителями иждивенческих настроений - государство нас прокормит, государство нас обеспечит - к состоянию собственников - людей, располагающих заработанной своим трудом собственностью, которая может обеспечить его благополучие и благополучие его детей, людей, которые опираются в первую очередь на свои силы и знания, опыт и инициативу - все это очень непростой, но жизненно важный процесс, от успеха которого зависят судьба и будущее нашей страны и нашего народа.

Такие люди, число которых все более возрастает, становятся главной гарантией социальной и политической стабильности, опорой и мотором, который будет двигать наше общество по пути прогресса и процветания.

Обобщая все сказанное, мы все приходим к одному выводу: малый и средний бизнес, частное предпринимательство должны стать не только основным звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния.


Уважаемые участники заседания!

Давайте теперь рассмотрим - а что сделано за последние годы для стимулирования и развития этого важнейшего сектора экономики.

Безусловно, за годы независимости наше государство, последовательно проводя эту политику, добилось определенных положительных результатов. В частности, если в 1991 году удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре ВВП республики составлял 1,5%, то по итогам 2000 года этот показатель составил уже 31%.

В первом полугодии 2001 года сохранилась поступательная динамика развития этого сектора экономики: доля малого и среднего бизнеса в ВВП республики в сопоставимых показателях возросла в сравнении с первым полугодием прошлого года более чем на 2% и составила почти 32%. Количество малых и средних предприятий достигло 190 тысяч, что на 16 тысяч больше, чем на начало года. За этот период коммерческими банками и другими финансовыми структурами на кредитование этих предприятий выделено 72 млрд сумов. Благодаря этим мерам дополнительно создано 178 тысяч новых рабочих мест, что на 27% больше прогнозных параметров на полугодие. В настоящее  время в этом секторе экономики трудится около 3,0 млн человек, или примерно каждый третий от трудозанятого населения страны.

За последние годы проведена большая работа по формированию законодательной основы функционирования малого и среднего бизнеса, создан благоприятный налоговый режим, банковская система повернулась лицом к частному предпринимательству, для этих целей привлечено 455 млн долларов США кредитных ресурсов из-за рубежа.

Однако следует признать, что, несмотря на предпринимаемые меры, огромный потенциал этого сектора экономики используется далеко не в полную меру. В первую очередь в общественном сознании еще не произошел окончательный поворот в изменении отношения к малому и среднему бизнесу, частному предпринимательству как главному фактору, обеспечивающему рост экономики, занятости и доходов населения.

К сожалению, мы научились много говорить о значении и роли малого бизнеса и предпринимательства, но на деле мало делаем для того, чтобы реализовать все резервы и возможности для стимулирования и обеспечения необходимых гарантий для успешного их развития. Остановлюсь на конкретных фактах.

В стране создана необходимая нормативно-правовая база развития предпринимательства. В то же время глубокий анализ действующего законодательства показывает, что оно нуждается в совершенствовании. Некоторые правовые документы, к сожалению, могут быть истолкованы неоднозначно, что создает простор для принятия ведомствами и местными органами власти подзаконных актов и решений, ущемляющих интересы предпринимателей.

Следует отметить, что отдельные нормативные документы разработаны не столько в интересах субъектов предпринимательства, сколько в интересах отдельных ведомственных структур.

Так, при аренде помещений соответствующий договор заключается всего на один год, и предприниматель не уверен, будет ли он продлен на следующий год или нет. Более того, используя свое монопольное право, арендодатели зачастую вынуждают малые предприятия заключать эти договоры на заранее невыгодных, я бы сказал, кабальных условиях.

Министерству юстиции, Госкомимуществу со всеми заинтересованными ведомствами и структурами необходимо еще и еще раз провести инвентаризацию действующих законодательных актов, особенно подзаконных, нормативных, выявить и устранить положения, препятствующие развитию субъектов малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

Многие предприниматели, особенно начинающие, сталкиваются с тем, что фактически отсутствуют широко изданные сборники нормативных документов, пособия по организации малого и среднего бизнеса, справочники, в которых бы четко и ясно были бы изложены все необходимые юридические и экономические нормы и положения, составляющие основу организации предпринимательской деятельности.

Министерству юстиции, Палате товаропроизводителей и предпринимателей, Госкомпечати необходимо организовать широкое издание сборников нормативных документов, справочной и методической литературы по вопросам создания и организации деятельности малых и средних предприятий, осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Следующий вопрос. Необходимо значительно упростить процедуру регистрации субъектов малого и среднего бизнеса.

Начинающие предприниматели уже с первых шагов, с момента регистрации своего предприятия сталкиваются с различными бюрократическими проволочками, нередко и прямым вымогательством.

В наиболее сложном положении находятся предприниматели из сельских мест, которым приходится многократно совершать поездки в райцентры, а то и в областные структуры, чтобы выполнить все бюрократические закорючки.

Судите сами, в процедуре регистрации принимают участие 7 инстанций, требуется предъявить порядка 40 различных документов, 28 из которых носит дублирующий характер.  При регистрации и постановке на учет в различных органах много излишних, неоправданных требований, например, представление множества копий устава, причем нотариально заверенного, копии решений о регистрации, свидетельство о фирменном наименовании и т.д.

Не начав еще работу, предприниматель вынужден нести немалые финансовые затраты, связанные с подготовкой документов и их регистрацией. Все это не только не способствует, а напротив, отбивает всякую охоту впредь заниматься предпринимательством.

Следует активней переходить от разрешительного принципа регистрации субъектов малого и среднего бизнеса к заявительному, кроме отдельных видов деятельности, где требуются специальные разрешения.

Назрела необходимость создания единых центров по регистрации микрофирм, малых и средних предприятий, значительно упростив эту процедуру. Работу по регистрации предприятий целесообразно осуществлять через Палаты товаропроизводителей и предпринимателей, которые могли бы через созданные во всех городах и районах информационно-консультационные центры не только готовить предпринимателям пакеты необходимых документов, но и быть их представителями в регистрирующих органах.

Госкомимуществу, Министерству юстиции совместно с Палатой товаропроизводителей и предпринимателей, хокимиятами областей, городов и районов, другими заинтересованными органами  в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения по упрощению порядка регистрации и постановки на учет субъектов малого и среднего бизнеса.

В-третьих, нам сильно мешает не только недопонимание значения малого и среднего бизнеса, но и то, что предпринимательство до сих пор беззащитно и уязвимо для нажимов коррупции, произвола со стороны чиновников, сидящих в правовых, надзирающих, проверяющих и контролирующих структурах.

И главная причина здесь кроется в том, что окончательно еще не сформированы подзаконные акты, правовые документы, четко регламентирующие функции контролирующих органов, надежно защищающие предприятия малого и среднего бизнеса перед проверяющими органами.

В странах с развитой рыночной экономикой важнейшими элементами системы защиты прав и интересов предпринимателей являются судебные органы и общественные объединения.

Мы пока еще не ощущаем активной роли судов  в защите прав и интересов субъектов малого и среднего бизнеса. И опять же сказывается несовершенство нормативно-правовой базы развития частного предпринимательства, не изжита еще унаследованная от тоталитарного прошлого практика принятия судами решений с оглядкой на органы представительной и исполнительной власти. Но самый главный наш порок  - это то, что сами предприниматели очень плохо осведомлены о своих правах и возможностях, не знают и не умеют отстаивать их в судебном порядке.

Остро ощущается недостаток высококвалифицированных адвокатов, специализирующихся на вопросах предпринимательства.

Для многих предпринимателей услуги адвокатов очень дороги.

Необходимо решительно переходить от системы, когда контролирующие органы основной упор в своей деятельности делают на выявление и борьбу с нарушителями, к системе предупреждения и профилактике возможных правонарушений. Следует еще сильней поднять роль аудита в защите интересов предпринимателей.

Аудиторская деятельность еще не получила своего должного развития, еще не заняла подобающее ей место в механизме отношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами.

Следует отметить, что свыше 500 ныне действующих аудиторских компаний носит в основном кустарный, бессистемный характер. Настало время для создания профессиональных, независимых крупных общенациональных аудиторских компаний с сетью филиалов в городах и районах страны.

Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду необходимо разработать и внести в двухмесячный срок в Кабинет Министров конкретные предложения по усилению правовой защиты предпринимателей, ужесточению мер ответственности органов государственного управления местной власти и должностных лиц за противоправное вмешательство в деятельность предпринимательских структур, повышению роли судов и аудита в защите прав и интересов предпринимателей, совершенствованию деятельности адвокатов и привлечению их для защиты интересов предпринимателей.

В-четвертых, кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их технологическим оборудованием.

Малые и частные фирмы из-за неразвитости рынка сырья зачастую вынуждены приобретать товарно-сырьевые ресурсы в обход закона и за наличные средства, что приводит к различным правонарушениям. Поэтому данная проблема нуждается в безотлагательном решении.

На заседании Кабинета Министров по итогам 2000 года резкой критике была подвергнута работа Узоптбиржеторга. В настоящее время эта система существенно реорганизована, укрепились оптовые торговые структуры в областях, самостоятельной структурой стала Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа. Мы вправе требовать сегодня от них кардинального улучшения работы по обеспечению малых и средних предприятий, частных предпринимателей необходимым сырьем и материалами, поддержки в реализации их продукции. Однако ощутимых изменений в их деятельности еще не наблюдается. Хочу предупредить, что по итогам года они будут держать отчет о проделанной работе.

Малые и средние предприятия испытывают и определенные трудности с приобретением оборудования, особенно импортного.

Покупать оборудование малым предприятиям, особенно только начинающим свою деятельность, очень дорого, а система лизинга все еще не получила широкого развития.

Убежден, что недавно принятое постановление Кабинета Министров об освобождении предпринимательства, малого и среднего бизнеса от обязательной продажи валютной выручки Центральному банку, во многом решает эту проблему.

В то же время на складах многих предприятий, да и в цехах простаивает современное оборудование на многие сотни миллионов сумов, которое так необходимо для малых предприятий.

Госкомимуществу совместно с хозяйственными объединениями и предприятиями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента в двухмесячный срок сформировать базу данных по нежилым помещениям, неиспользуемому и неустановленному оборудованию для последующей их передачи в аренду или реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.

Опыт развитых стран свидетельствует, что одним из факторов расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам, оборудованию, а главное устойчивого их развития является расширение их взаимодействия с крупными фирмами путем налаживания долговременных кооперационных связей.

Здесь обоюдная выгода. С одной стороны, это способствует повышению устойчивости малых и средних предприятий, облегчает их доступ к крупным заказам, материально-сырьевым ресурсам, гарантирует рынок сбыта продукции.

С другой стороны, крупные предприятия, используя преимущества малых, их мобильность в освоении новых видов  изделий, относительно низкие издержки, повышают конкурентоспособность своей продукции.  Многие крупные предприятия республики могли бы стать интеграторами вокруг себя субъектов малого бизнеса.

Комплексам Кабинета Министров совместно с Министерством макроэкономики и статистики, Госкомимуществом, ведомствами, хозяйственными объединениями и предприятиями, Палатой товаропроизводителей и предпринимателей в двухмесячный срок  разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров программу расширения кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями республики.

Другой вопрос, который является не менее важным, - доступность финансовых ресурсов для субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Хотя за последние полтора года имеются позитивные сдвиги в объемах финансирования, тем не менее, вопрос упрощения процедуры кредитования со всей остротой стоит на повестке дня. Естественно, мы не сторонники безоглядной выдачи кредитов, часть из которых может быть впоследствии не возвращена, но банкам уже пора постепенно формировать надежную клиентуру среди субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых показателей.

Также очень важно создавать фонды стартового капитала для начинающих предпринимателей, желающих открыть свое дело, но не имеющих пока достаточных собственных финансовых средств. В этой связи предлагаю пересмотреть функции Бизнес-фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств, имея в виду, что эти структуры на льготной или беспроцентной основе будут через коммерческие банки предоставлять начинающим предпринимателям на условиях залога или поручительства стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с условием их возврата через 2 - 3 года.

Пользуясь этой возможностью, я хотел бы остановиться еще на одном вопросе. Не надо драматизировать и создавать проблему, если какие-то малые предприятия в результате своей деятельности, а скорее всего, бездеятельности, обанкротились или ликвидировались. Ничего страшного в этом нет. В мире каждый день тысячи предприятий ликвидируются, в свою очередь тысячи новых создаются. Это и есть рыночная экономика.

Важно выявлять и анализировать причины, приведшие предприятия к банкротству. И здесь главное, что определяет, так это, прежде всего, изменение конъюнктуры, изменение спроса.

Если кто-то думает, что рынок всегда будет для него благоприятным, что спрос на его продукцию будет постоянным на долгие годы вперед, тот совершает роковую ошибку. Конъюнктура, как об этом говорилось выше, динамична, она гибко реагирует на изменение спроса.

Тот, кто постоянно следит за конъюнктурой, изучает маркетинг, своевременно реагирует на его вызовы, тот в острой конкурентной борьбе и выживает. А тот, кто не меняет структуру своего производства, как раз и становится банкротом.

Другая причина - необходимо постоянно работать над модернизацией производства и технологическим обновлением выпускаемой продукции, надо работать над ее внешним оформлением, дизайном, товарным видом. Необходимо не скупиться, а больше уделять внимания рекламе своей продукции.

Можно привести множество примеров, когда из-за неприглядного товарного вида, из-за отсутствия надлежащей, привлекательной, а главное, удобной, отвечающей запросу покупателя расфасовочной посуды, упаковки продукция, хорошая по своим потребительским свойствам, не находит сбыта. Обидно, когда мы за бесценок вывозим сырье и полуфабрикаты, и нам же их возвращают втридорога, но в расфасованном виде.

Обидней всего, что руководители и ответственные специалисты, отвечающие за эти отрасли и структуры, с удовольствием покупают и хвалят эти продукты с яркими этикетками, забывая о том, что эти кетчупы и подобные изделия сделаны из нашего же экспортного сырья.

Когда-то считалось, а порой и сегодня у отдельных руководителей сохранилось старое мышление, что в системе торговли дополнительная стоимость не создается. Рынок же нас учит обратному. В торговле не только создается новая стоимость, но и создается качественно новый потребительский вид, который иногда играет в формировании цены большую роль, чем стоимость. И это всем надо иметь в виду.

Уважаемые друзья!

И еще один важный фактор, позволяющий избежать банкротства, - это постоянная работа над совершенствованием управления своим бизнесом, овладение менеджментом и повышение его уровня. В малом бизнесе менеджмент играет большую роль, чем в крупном, так как маневренность, гибкость производства в сфере малого бизнеса должны быть значительно выше.

Говоря о менеджменте, задаюсь вопросом, а кто сегодня готовит управленцев для малого бизнеса, кто сегодня готовит организаторов-предпринимателей?

Определенную часть специалистов готовят в вузах. Но разве они способны удовлетворить спрос на профессионально подготовленных организаторов малого бизнеса, микрофирм, если мы ставим задачу ускоренного их развития. Да и нужно ли этому учить целых четыре года?    Мы сегодня уже остро ощущаем, что большинство проблем, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, являются результатом низкой квалификации самих предпринимателей, слабого владения ими основами правовой и экономической культуры, недостаточного опыта и знаний по правильной разработке бизнес-плана, оформлению заявки на получение кредита,  правильному ведению учета и отчетности, составлению хозяйственного договора. Именно это приводит к различным, порой мелким правонарушениям, которые играют на руку отдельным нечистоплотным работникам правоохранительных и контролирующих органов. Вместо того, чтобы оказать содействие, помочь, вовремя подсказать и предотвратить эти правонарушения, они их  искусственно раздувают и используют как инструмент для вымогательства.

Возникает вопрос: почему различные контролеры не особенно лезут в крупные предприятия? Да потому, что там грамотные специалисты, которые могут на профессиональном уровне дать отпор и поставить под сомнение компетентность самих проверяющих.

Другое дело, в сфере малого бизнеса.

Переломить это можно путем широкой специальной подготовки организаторов предпринимательства, будущих руководителей микрофирм, малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, профессионально владеющих экономическими и юридическими понятиями и нормами хозяйственной деятельности.

В этой связи возникает другой вопрос - где готовить предпринимателей, фермеров, руководителей малых и средних предприятий?

Следует конкретно определить перечень профессиональных колледжей, специализирующихся на подготовке руководителей, организаторов предпринимателей. Разработать для них специальные образовательные программы.

Выпускники этих колледжей должны овладеть необходимым объемом знаний как в области экономики, частного предпринимательства, кредитования и налогообложения, так и быть  юридически образованными, хорошо разбираться в действующем  законодательстве, владеть компьютерными технологиями, уметь  пользоваться современными информационными системами, Интернет.

Министерству макроэкономики и статистики, Минвузу, Госкомимуществу в месячный срок внести предложения по созданию сети специализированных профессиональных колледжей по подготовке организаторов малого и среднего бизнеса, экономистов, бухгалтеров и других специалистов для малых предприятий, по разработке соответствующих учебных программ.

Пользуясь этой возможностью, хотел бы еще и еще раз подчеркнуть значение большой работы, которая проводится в стране по защите предпринимательства от засилья бюрократического аппарата, по формированию эффективной системы по предупреждению не нужных никому проверок, ревизий и инспекций.

Министерству юстиции, которому поручена координация этой работы, необходимо всемерно усилить эту работу, привлекая для этого юридическую и судебную систему.   


Уважаемые участники заседания!

В заключение хочу особо остановиться на одном вопросе. Необходимо менять отношение в нашем обществе к предпринимательству. По-прежнему еще живучи у части населения старые стереотипы, порождающие недоверие, а порой и неприятие предпринимательской деятельности и людей, которые этим занимаются. Бытует представление, что предприниматель - это потенциальный нарушитель закона, живущий на нетрудовые доходы.

Я еще раз говорю - это глубокое заблуждение, оставшееся с советской поры, от которого необходимо как можно быстрее избавляться.

Разумеется, мы должны отдавать отчет, как ко всякому большому движению, охватывающему массы людей, прикипает и всякая нездоровая нечисть - но не они определяют суть и содержание предпринимательства.

Мы должны прививать интерес и побуждать людей, прежде всего молодежь заниматься предпринимательской деятельностью, создавать экономические и правовые условия для организации ими своего дела, своего бизнеса. Чтобы они не стыдились, а, напротив, гордились тем, что они предприниматели. Во всем мире с образом предпринимателя ассоциируется деятельный предприимчивый человек, сильный организатор, умелый руководитель, хорошо подготовленный, профессионально грамотный специалист. 

Еще и еще раз хочу подчеркнуть. Мы должны всемерно укреплять дух и культ предпринимательства в обществе.

Великий Амир Темур сказал мудрую фразу, которая и сегодня исключительно актуальна для нас: "Один предприимчивый, отважный, решительный, непоколебимый, бдительный человек дороже тысячи безразличных, безынициативных людей".

И мы всегда должны помнить, что в наших жилах течет кровь предпринимателей, бизнесменов, умеющих добиваться успеха на этом поприще. И нам всем надо отдавать себе отчет в том, что во все периоды истории не ханы или эмиры, не бюрократы или контролеры, а именно энергичные, инициативные предприниматели обеспечивали процветание государства и благополучие его граждан.

Неукоснительно следуя добрым традициям, унаследованным от наших отцов и дедов, делая их созвучными с требованиями сегодняшнего дня, призываю всех вас, весь наш народ действовать сплоченно, во имя достижения стоящих перед нами великих целей.

Спасибо за внимание.

















Время: 0.0052
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск