язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Президент Республики Узбекистан/ Выступления и доклады Президента/ 2001 г./ Доклад Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2000 году и приоритетным направлениям либерализации и углубления экономических реформ в 2001 году (16 февраля 2001 года)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗА ПРОЦВЕТАНИЕ РОДИНЫ -

КАЖДЫЙ ИЗ НАС В ОТВЕТЕ



ДОКЛАД

Президента Ислама Каримова

на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам

социально-экономического развития страны в 2000 году

и приоритетным направлениям либерализации

и углубления экономических реформ

в 2001 году


(16 февраля 2001 года)



Уважаемые участники заседания!

Подводя сегодня итоги социально-экономического развития и реформирования экономики в 2000 году - последнем году минувшего тысячелетия - хочу с удовлетворением отметить, что в течение года последовательно проводился курс на реализацию приоритетных направлений по либерализации и углублению реформ, определенных на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. В целом обеспечено достижение тех целей и задач, важнейших прогнозных макроэкономических параметров, которые были определены на 2000 год.

Каких реальных результатов удалось достигнуть в истекшем году?

В 2000 году, как и в предыдущие годы, экономика республики развивалась устойчиво и динамично. Макроэкономическая стабильность, экономический рост стали неотъемлемыми чертами проводимого в республике курса реформ и обновления общества.

Так, за прошлый год валовой внутренний продукт вырос на 4 процента, объем промышленного производства - на 6,4 процента, сельскохозяйственной продукции - на 3,2 процента.

Увеличились производство потребительских товаров на 7,7 процента, розничный товарооборот - на 7,8 процента, объем реализации платных услуг населению - на 14 процентов.

Говоря о темпах роста, на мой взгляд, очень важно обратить внимание на то, в какой мере эти количественные показатели увязываются со сбалансированностью, структурными и качественными изменениями, происходящими в экономике, определить, в какой мере эти темпы привели в конечном итоге к улучшению жизни населения.

Мы все хорошо помним методы статистики советского периода, когда главными критериями были валовые показатели - темпы роста совокупного общественного продукта, объема производства промышленной продукции, сельского хозяйства, подрядных строительных работ и др.

Однако надо признать, что эти высокие темпы роста мало в чем отражали положение дел со сбалансированностью развития экономики, а также положение дел с повышением уровня жизни населения.

Само собой разумеется, что когда речь идет о переходе на рыночную экономику, больше внимания должно уделяться прежде всего рыночным критериям, качественным показателям функционирования экономики.

И если с этих позиций оценить результаты социально-экономического развития нашей страны за 2000 год, то хотелось бы отметить следующее.

Первое, значительную устойчивость приобрели макроэкономические показатели. Дефицит государственного бюджета не превысил одного процента от валового внутреннего продукта.

Эмиссия наличных денег по итогам года составила 9,4 процента, что значительно ниже прогнозного уровня. Совокупная денежная масса находится в пределах предусмотренных показателей и не превысила 19 процентов от ВВП, что свидетельствует об устойчивости системы денежного обращения. Более ускоренными темпами развивались отрасли, от которых зависит стабильность экономики и страны.

Проведение жестких антиинфляционных мер позволило обеспечить показатели инфляции на уровне прогнозов, снизить в течение года среднемесячную ставку рефинансирования с 36 процентов до 24 процентов годовых, что оказало стимулирующее воздействие на инвестиционные процессы.

Второе, значительно укрепилось финансовое состояние предприятий. Принятые меры по финансовому оздоровлению предприятий позволили сократить просроченную дебиторскую задолженность на 41 процент и просроченную кредиторскую задолженность на 58 процентов. Просроченная дебиторская задолженность по 21 министерству и ведомству, по которым ведется мониторинг, полностью ликвидирована. Более чем в два раза, со 182 до 81, уменьшилось число предприятий с признаками банкротства, а число убыточных предприятий составило 139 из 169 тыс. действующих предприятий.

Третье, дальнейшее развитие получили реформы в банковской сфере. Совокупный капитал банков и общая сумма активов банковской системы возросли за год в 1,9 раза. По состоянию на 1 января 2001 года отношение банковских активов к ВВП составляло в Узбекистане 56 процентов, что не может не радовать нас, так как этот показатель свидетельствует, с одной стороны, о значительном росте кредитных ресурсов в стране, с другой - о возросшем доверии к банкам со стороны населения. Это прежде всего, связано с той депозитной политикой, какую проводят коммерческие банки. В результате удельный вес средств населения в депозитной базе коммерческих банков увеличился с 7,8 процента до 15,8 процента.

Четвертое, впервые за последние годы обеспечен прирост объема продукции, поставляемой на экспорт. По итогам года получено положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере 317,3 млн. долларов США.

Известно, что для многих стран высокие цены на нефть на мировом рынке стали практически главным стимулятором их роста и благополучия в 2000 году. Нам же удалось, несмотря на продолжающуюся на мировом рынке неблагоприятную для нас конъюнктуру цен на основные экспортируемые товары, не только сохранить на протяжении последних трех лет собственные золотовалютные резервы, но и обеспечить их рост. Это в свою очередь служит надежной базой для стабильности платежного баланса страны и роста надежности Узбекистана как внешнеэкономического партнера.

В отчетном году были осуществлены активные меры по либерализации валютной политики, унификации обменного курса, укреплению и развитию внебиржевого валютного рынка.

Практически все коммерческие банки сегодня вправе осуществлять через свои обменные пункты покупку и продажу иностранной валюты по свободному курсу исходя из спроса и предложения.

Пятое, существенно возросли темпы и масштабы разгосударствления и приватизации, стимулирования малого бизнеса, частного предпринимательства.

В 2000 году было приватизировано 374 объекта вместо 167, намеченных по программе приватизации. На их базе создано 152 акционерных общества, 103 частных предприятия и 117 предприятий других форм собственности. На фондовом рынке реализованы акции, ранее принадлежавшие государству, на сумму более 6 млрд. сумов, или на 35 процентов больше, чем в 1999 году.

От разгосударствления и приватизации в 2000 году поступило 14,3 млрд. сумов, что в 1,6 раза больше, чем в 1999 году.

Определенные позитивные изменения происходят в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. На прошлогоднем итоговом заседании резкой критике были подвергнуты хокимияты областей, городов и районов, Госкомимущество, Палата товаропроизводителей и предпринимателей за их бездеятельность, за волокиту и бюрократизм, непонимание той роли, того места, которое по праву должен занять частный сектор в структуре экономики.

Объективно оценивая итоги года, надо признать значительное оживление этой работы на местах.

Почти на 13 процентов увеличилась численность зарегистрированных малых и средних предприятий. Значительно возрос удельный вес действующих предприятий. На долю малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей приходится около 21,6 процента производимого валового внутреннего продукта.

За счет развития малого и среднего бизнеса в отчетном году создано 193 тыс. новых рабочих мест, что в 1,5 раза больше, чем в 1999 году. Особо хочу отметить, что 99 процентов новых рабочих мест создано на селе.

Шестое, практически полностью была реализована принятая на 2000 год инвестиционная программа. За счет всех источников финансирования инвестировано в экономику около 700 млрд. сумов, в том числе порядка 810 млн. долларов США. Свыше 55 процентов всех инвестиций направлено на развитие производственных отраслей.

Увеличился удельный вес инвестиций в легкую промышленность, транспорт и связь, а также в непроизводственное строительство.

Введены в эксплуатацию СП "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб, СП "Узсматана-Сантехника" по производству сантехоборудования, цех по производству полиэтиленовых труб в Самаркандской области, производство универсального фосфорноазотнокислого удобрения в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству ученических тетрадей, завод по выпуску таблеток и ампул инфузионных растворов в г. Ташкенте и ряд других объектов.

Завершается строительство и в ближайшее время будут введены в действие Шуртанский газохимический комплекс, целлюлозно-бумажная фабрика в г. Янгиюле, вагоноремонтный завод в г.Ташкенте, Ферганский завод фурановых соединений, ткацкая фабрика АО "Антекс" в Шахриханском районе, узбекско-американское СП "Каракуль Текс" в Каракульском районе, АТС на 21 тыс. номеров в г. Андижане.

Фактически завершены работы к открытию рабочего движения новой железной дороги на участке Учкудук - Мискен протяженностью 226 км.

Осуществлен обширный комплекс мероприятий, предусмотренных Национальной программой по подготовке кадров, государственными программами "Здоровое поколение" и реформирования здравоохранения страны.

Во всех областях республики введены в эксплуатацию филиалы Центра экстренной медицинской помощи, расширена сеть сельских врачебных пунктов. Медицинским осмотром охвачены практически все дети в возрасте до 6 лет. Реализована программа по созданию скрининг-центра.


Уважаемые участники заседания!

Думаю, нет необходимости сегодня подробно останавливаться на достижениях в развитии экономики. Позитивные изменения, которые нельзя не видеть в нашей жизни: и в облике наших городов и сел, и новых производственных и непроизводственных объектах, в социальной сфере, а главное той уверенности и надежды на будущее, с которой живет сегодня наш народ, - говорят сами за себя.

Подводя итоги прошедшего года, мы в первую очередь, и этого ждут от нас наши люди, должны выявить, и открыто, честно сказать о том, что нам не удалось сделать, какие серьезные недостатки и ошибки были допущены и что предстоит выполнить в текущем году.

Всем известно, каким сложным оказался прошлый год для сельского хозяйства. Из-за неблагоприятных природных условий, маловодья, других причин республика не только не дополучила необходимой, жизненно важной продукции - хлопка-сырца, риса, овощей, бахчевых культур, но и понесла большие потери, включая и недопоступление валютных ресурсов.

По-прежнему сохраняются серьезные проблемы в работе по расширению экспорта и выхода на международные рынки. Не обеспечили выполнение прогнозных параметров по экспорту продукции предприятия ассоциаций "Узэлтехпром", "Узмашпром", "Узхимпром", РО "Спецсплав", ГАО "ТАПОиЧ", АО "Уголь", ГАА "Узмясомолпром", Узплодоовощвинпром-холдинг, ГАО "Узбекмебель", Министерство сельского и водного хозяйства, ГАК "Узавтойул", ГАК "Узфармпром".

Медленными темпами осуществляются принятые программы по локализации производства, расширению выпуска импортозамещающей продукции и комплектующих изделий из местного сырья. Особо неудовлетворительно организована работа по освоению локализующих производств в ассоциации "Узагромашсервис", АО "Уголь", в Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областях. Значительные резервы по локализации производства на базе местного сырья имеются в легкой, химической, машиностроительной промышленности, промышленности строительных материалов, металлургии.

С трудом, крайне медленно разворачивается работа по выполнению принятой программы создания в каждом районе республики совместных предприятий с привлечением иностранного капитала, предусматривающих, прежде всего, использование богатого местного сырья и создание новых рабочих мест.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что многие наши хокимияты и соответствующие отраслевые ведомства и структуры все еще не почувствовали, видимо, меру собственной личной ответственности после того предупреждения, которое им было сделано на прошлом заседании Кабинета Министров. Из 152 предприятий с иностранными инвестициями, созданными в 2000 году, 74, или почти половина, образована в г. Ташкенте. Многие районы все еще не создали совместные предприятия и ждут, очевидно, когда за них это сделают другие.

Надо признать: 2000 год во многом был для нас неблагоприятным, и, прежде всего, неблагоприятным он сложился по погодным условиям, в результате засухи и маловодья.

Из-за отсутствия осадков водность реки Амударьи и всех внутренних источников составила в пределах 25-40 процентов от нормы. В результате обширные территории республики подверглись жесточайшей засухе, которая не наблюдалась за последние сто лет.

В целях спасения урожая пшеницы к началу летнего периода практически были израсходованы все сезонные и многолетние запасы водохранилищ. Были исчерпаны ресурсы Туямуюнского водохранилища.

В результате более 50 процентов территории северных районов были лишены возможности осуществлять поливы, испытывали большие трудности в обеспечении населения питьевой водой.

Только в Каракалпакии из-за отсутствия воды погибли посевы на 210 тыс. гектаров, или 45 процентов всех посевных площадей.

Из 116 тыс. гектаров посевов риса остались только 15 тыс. гектаров. Не лучшее положение сложилось и в Хорезмской области.

Здесь погибло более 65 тыс. гектаров посевов. Наряду с этим произошел падеж скота. Убытки по предварительным расчетам составили по Каракалпакии около 16 млрд. сумов, а по Хорезмской области - более 11 млрд. сумов.

Для смягчения отрицательных последствий маловодья, создания необходимых условий для своевременного проведения необходимых объемов предпосевных работ правительство республики пошло на беспрецедентные шаги.

Во-первых, на возмещение нанесенного ущерба по итогам истекшего года выплачено свыше 2,6 млрд. сумов страховых платежей.

Во-вторых, мы пошли на исключительные меры по списанию задолженности хозяйствам, пострадавшим от засухи и маловодья в 2000 году, на сумму около 41 млрд. сумов.

На 8 лет была реструктуризирована кредиторская задолженность за поставленные им в 1998-1999 годах материально-технические ресурсы и оказанные услуги в объеме около 30 млрд. сумов, с началом погашения с 2003 года.

В-третьих, подлежит списанию образовавшаяся по состоянию на 1 января 2001 года задолженность хозяйств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также часть непокрываемой задолженности по полученным авансовым платежам под урожай 2000 года.

Согласитесь, что принятие подобных, абсолютно беспрецедентных мер по оказанию помощи и поддержки селу, пострадавшему от небывалых природных катаклизмов, может взять на себя только государство со стабильно и надежно развивающейся экономикой.

По итогам года принято решение о продлении, в порядке исключения, срока санации еще на один год для 59 хозяйств, завершивших 2000 год с убытками в результате маловодья и неблагоприятных погодных условий, а также о привлечении к санации, начиная с 2001 года, дополнительно еще 76 сельскохозяйственных предприятий.

Принятые и принимаемые сегодня правительством меры, в конечном итоге, направлены на то, чтобы исходя из уроков, полученных в истекшем году, облегчить положение тружеников села, создать необходимые финансовые и экономические условия для успешного проведения сельскохозяйственных работ под урожай 2001 года, который также обещает быть нелегким.

Сегодня подводя итоги прошлого года в сельском хозяйстве, и критически оценивая и объективные, и субъективные причины, сказавшиеся на результатах нашей работы, важно, на мой взгляд, остановиться на отдельных чрезвычайно важных факторах, которые вот уже в течение многих лет негативно влияют на эффективность и продуктивность сельскохозяйственной отрасли в целом.

Мы не должны забывать, что практически свыше 90 процентов урожая мы получаем за счет поливного земледелия.

Поэтому вопросы ирригации и мелиоративного состояния земель имеют для нас решающее значение. А здесь, как показывает анализ, накопилось и накапливается сегодня большое количество нерешенных проблем.

Около половины орошаемых земель требует реконструкции и мелиоративного улучшения. Возросли площади засоленных земель, которые составляют более 2 млн. гектаров. Очистка внутрихозяйственной сети проводится не более чем на 60-70 процентов от потребного, а в Кашкадарьинской области - 35-40 процентов, Сырдарьинской и Джизакской - 30-60 процентов. Крайне неудовлетворительно осуществляются работы по восстановлению закрытого горизонтального дренажа. Промыто и отремонтировано всего 1,5 тыс. км закрытого горизонтального дренажа из общей протяженности более 39 тыс. км.

Большинство насосных станций построено более 25 лет тому назад и отрабатывают сегодня свой срок. Сократились объемы работ по реконструкции существующих орошаемых земель и бетонированию каналов.

Министерство сельского и водного хозяйства, хокимияты областей и районов, сами хозяйства совершенно недостаточно уделяют внимание улучшению мелиоративного состояния земель, работа ведется не системно. Нет четкой программы на перспективу по реконструкции и улучшению мелиоративного состояния староорошаемых и освоению новых земель, ремонту коллекторно-дренажной сети, подкрепленной конкретными финансовыми источниками. Практически не ведется работа по привлечению на мелиоративные цели иностранных инвестиций внедрению новых водосберегающих технологий полива.

Абсолютно некачественно осуществляется ежегодная осенне-зимняя промывка засоленных земель.

Сама жизнь сегодня настоятельно требует кардинального пересмотра нашего отношения к этому важнейшему участку нашей работы, от масштабов и эффективности которой, можно сказать без преувеличения, зависит судьба сельского хозяйства, а значит решение исключительно важных социальных, экономических проблем и в конечном итоге, продовольственная безопасность страны.

Агропромышленному комплексу, Министерству сельского и водного хозяйства, Госкомзему, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей совместно с Министерством макроэкономики и статистики, Министерством финансов, банками, другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок необходимо разработать и внести в Кабинет Министров программу мер по улучшению мелиоративного состояния земель на 2001-2005 годы и на перспективу до 2010 года. Особое внимание при разработке программы следует уделить вопросам очистки и поддержанию в рабочем состоянии межхозяйственной и внутрихозяйственной коллекторно-дренажных систем, реконструкции магистральных коллекторов, строительству и реконструкции насосных станций, а также реконструкции и техническому перевооружению объектов Каршинского магистрального канала и др.


Уважаемые участники заседания!

Считаю необходимым сегодня остановиться еще на одном чрезвычайно важном вопросе. За последние годы у нас принят ряд важных программ по реформированию многих отраслей и сфер экономики, переводу их на рыночные принципы и механизмы функционирования, приданию большей свободы местным территориальным органам и субъектам хозяйствования.

Соответственно изменены и органы управления этими отраслями - часть из них была вообще ликвидирована, такие, как Узколхозстрой, Узагрострой, Узпромгражданстрой, Узводстрой и др., часть преобразована в другие формы (Минкомобслуживания), либо существенно изменена структура управления (Минсельводхоз).

Однако, как показывает критический анализ, процесс реформирования этих отраслей и сфер идет крайне медленно, половинчато, а зачастую сами исполнители до конца не понимают и не осознают сути проводимых преобразований и реформ. Абсолютно недопустимым считаю факты, когда меняется структура и форма управления, преобразуются управленческие структуры, но не меняется содержание и суть самой работы.

Говоря проще, эти изменения не приводят, к сожалению, к решению главной целевой задачи, которую мы ставим перед собой - уйти от обанкротившейся, не оправдавшей себя централизованно-плановой административной системы и внедрить рыночные механизмы хозяйствования.

Все это можно проследить на примере функционирования строительного комплекса или коммунального хозяйства, где программы реформирования реализуются уже не один год. Принято огромное количество законодательных и нормативных актов, созданы новые управленческие структуры, а ощутимых результатов пока не видно.

Если, скажем, в строительном производстве на деле не будут решены вопросы собственности, не будут формироваться подрядные строительные организации на основе частной или по-настоящему акционерной собственности, не будут изменены принципы формирования программ и заказов на подрядные работы, не будет в корне решена проблема материально-технического снабжения, если не будут решены принципиальные вопросы, связанные с расчетами за выполненные работы, опять же на рыночных принципах, то, само собой разумеется, все, что делается в вопросах совершенствования и упрощения самой системы управления, ликвидации излишних звеньев, вся проводимая нами в этом плане работа может быть девальвирована и дискредитирована.

У нас сегодня действует неэффективная, я бы сказал, порочная система оптовой и биржевой торговли, превалируют старые командно-госснабовские принципы сделок, когда цены, материальные ресурсы и комплектующие заранее определяются между продавцами и потребителями, и, самое главное, у покупателя практически нет выбора. Дело доходит до того, что все это вызывает у отдельных руководителей строительных подразделений ностальгию по прежним временам и даже вносятся предложения - не создать ли Госснаб или Главснаб при Кабинете Министров.

Хочу напомнить, почему мы отказались от Госснаба, фондируемого распределения товарно-материальных ценностей.

Ответ предельно прост. При госснабовской системе, когда заранее жестко прикреплялись друг к другу производители и потребители продукции, когда заранее устанавливались цены, практически отсутствовала свобода выбора, отсутствовала конкуренция, не работали рыночные механизмы, основанные на сбалансированности спроса и предложения. Одним словом, сама госснабовская система, как атрибут планово-распределительной системы, порочна в своей основе и не выдерживает элементарной критики.

Практически биржевая торговля материальными ресурсами осуществляется в основном в центре. Более трех четвертей всего оборота приходится на биржи, расположенные в г. Ташкенте.

Невысокие обороты являются причиной высоких издержек и соответственно торговых наценок, что делает невыгодным приобретение товаров на биржах.

Биржевые и ярмарочные торги проводятся не на должном уровне. Низким остается уровень квалификации брокеров, особенно в областных товарно-сырьевых биржах.

Многие сделки фактически заключаются не на торговых сессиях бирж, а за их пределами.

Одним словом, вся система товарно-сырьевых бирж нуждается сегодня в коренной реорганизации.

Правительству (Султанову У.), Госкомимуществу, Министерству макроэкономики и статистики, Министерству юстиции с участием всех заинтересованных сторон проинвентаризировать и дать критическую оценку состоянию оптово-биржевой торговли и в месячный срок подготовить и принять решение Кабинета Министров по этому вопросу. Внести на рассмотрение Олий Мажлиса необходимые поправки к Закону "О бирже и биржевой деятельности".

Особо следует сказать о коммунальном хозяйстве. Несмотря на то, что в этой области за последнее время немало сделано, но и по сей день начатые реформы по формированию служб единого заказчика, созданию товариществ собственников жилья не доведены до конца. Только около 50 процентов всех многоквартирных домов сегодня охвачены товариществами собственников жилья.

Нет четкого разграничения в функциях, налагаемых на товарищества собственников жилья и махаллинские комитеты по оплате за коммунальные услуги, в системе их стимулирования.

На местах слабо распространяется опыт районов, где эффективно функционирует система коллективной ответственности за своевременность расчетов за коммунальные услуги.

По-прежнему высокой продолжает оставаться задолженность населения за коммунальные услуги. Особенно это касается Бухарской, Ферганской, Андижанской, Ташкентской областей и г. Ташкента. Имеет место необоснованная дифференциация в тарифах на коммунальные услуги по областям.

Республиканской комиссии по реализации Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения (Султанов У.) совместно с Агентством "Узкоммунхизмат", министерствами макроэкономики и статистики, финансов и юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, местными органами власти и управления необходимо в месячный срок глубоко проанализировать принятые законодательные и нормативные акты по реформированию коммунального обслуживания и реорганизации его структуры, а также механизм его функционирования, и дать принципиальную оценку тому, в какой мере сегодня коммунальное хозяйство отвечает требованиям рыночной экономики. По этим вопросам принять соответствующее решение Кабинета Министров. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в соответствующие кодексы, законодательные и нормативные акты.

Особое внимание обратить на вопросы создания действенной и стройной системы расчетов за оказываемые коммунальные услуги и повышение ответственности за полноту и своевременность платежей за квартиру, электроэнергию и коммунальные услуги.

Организовать в г.Ташкенте и областных центрах постоянно действующие семинары по реформированию коммунального хозяйства и работе товариществ.

Теперь о проблемах экспорта. За последнее время принят целый комплекс стимулирующих мер. Это дало свои позитивные результаты. Но сегодня вопрос состоит в том, чтобы еще раз детально, критически оценить, какие здесь льготы и преференции работают, а какие не дают должного эффекта. И на этой основе выработать дополнительные предложения по созданию еще более выгодных, еще более привлекательных условий для экспортеров. Надо радикально изменить ориентацию предприятий, создать мощные стимулы, побуждающие их постоянно наращивать производство экспортной продукции.

Мы должны понять одну главную мысль, что только рост экспорта может дать валютные поступления, используя которые можно обеспечить техническое перевооружение производства. А без модернизации, без постоянного обновления технологии и оборудования ни одно современное производство сегодня не может находиться на плаву и видеть свою перспективу.

Считаю необходимым еще раз пересмотреть и устранить препоны, которые до сих пор существуют и сдерживают экспорт. Пересмотреть размеры таможенных платежей и акцизов, определить перечень налогового пресса, которые должны постоянно снижаться.

Одно из важных препятствий на пути экспорта - это высокие транспортные расходы в условиях оторванности Узбекистана от внешних рынков сбыта. Поэтому и здесь нужно принять дополнительные меры для снижения транспортных издержек.

Думаю, в необходимых случаях для стимулирования экспорта и обеспечения конкурентоспособности нашей продукции за пределами страны можно и нужно пойти на все разумные меры по предоставлению соответствующих прав товаропроизводителям и закрепить это в законодательном порядке.

Правительству в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения по дополнительному стимулированию экспорта продукции, созданию дополнительных стимулов и льгот для предприятий-экспортеров.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что важнейшим условием стимулирования экспорта является последовательное проведение курса по дальнейшей либерализации нашей валютной политики. И в этом плане мы имеем четкую и ясную программу. Она направлена, прежде всего, на углубление процессов по унификации курсов, расширению внебиржевого валютного рынка, увеличению масштабов валютообменных операций, которые активно начали проводиться с прошлого года.

Мы и впредь будем целенаправленно и последовательно проводить политику по созданию необходимых условий для обеспечения скорейшего перехода к полной конвертации по текущим операциям. Разумеется, формирование этого процесса должно строиться на определенных гарантиях, позволяющих оградить интересы населения, предотвратить обвальное падение курса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Мы видим свою задачу здесь, прежде всего, в конструктивном сотрудничестве со всеми международными финансовыми структурами для изыскания валютных ресурсов, обеспечивающих безболезненный переход к полной конвертации нашей национальной валюты.

Во-вторых, в резком расширении количества обменных пунктов и количества банков, участвующих в валютообменных операциях, создании необходимых стимулирующих факторов для увеличения объемов продажи валюты через обменные пункты.

Третье - с учетом роста объема валютообменных операций на обменных пунктах, постоянно осуществлять меры по либерализации условий и требований по продаже валюты, то есть последовательно снижать имеющиеся ограничения по продаже валюты.


Уважаемые друзья!

Нашей стратегической задачей продолжает оставаться усиление работы по формированию в республике исключительно благоприятного инвестиционного климата.

Центральному банку, Министерству финансов, Государственному налоговому комитету совместно с коммерческими банками необходимо ускорить внесение на рассмотрение Кабинета Министров предложения по стимулированию инвестиционной деятельности банков путем предоставления налоговых льгот банкам, имеющим высокий удельный вес среднесрочных и долгосрочных кредитов за счет собственных источников средств, направленных на инвестиции в приоритетные отрасли и регионы.

Представляется целесообразным сформировать в структуре банков, прежде всего в их региональных филиалах, специальные подразделения по проектному финансированию, широко используя в их деятельности международный опыт.

Наряду с мерами по мобилизации внутренних кредитных источников принципиально важное стратегическое значение имеют для нас проблемы создания благоприятного климата для поощрения иностранных инвестиций.

Было бы целесообразным поручить правительству в ближайшее время провести в Ташкенте конференцию-семинар с работающими на рынке Узбекистана и потенциальными иностранными инвесторами, на котором есть необходимость обсудить острые, наболевшие вопросы по снятию тех ограничений и препон, которые мешают притоку в страну новых инвестиций.


Дорогие друзья!

Говоря о принципиальных вопросах, которые сегодня являются одним из основных тормозов на пути реформирования экономики, еще и еще раз приходится говорить, что рыночные отношения немыслимы без соблюдения договорных отношений. Надо признать, что этот участок продолжает оставаться самым слабым местом в системе реформирования экономики и в особенности на селе.

Можно привести немало примеров, когда хозяйственные договоры заключаются формально, в них не отражена конкретная ответственность сторон, механизмы взыскания нанесенного ущерба. Более того, существует масса фактов, когда из-за элементарного незнания своих прав, договоры заведомо заключаются с ущемлением интересов одной из сторон, как правило, представителей малого бизнеса, частных предпринимателей, фермеров и подрядчиков.

Можно привести тысячи примеров, когда договоры между подрядчиками и хозяйствами заключаются исключительно в пользу хозяйства, без установления его ответственности перед подрядчиком за несвоевременное обеспечение материальными ресурсами, несвоевременное выполнение агромероприятий и др.

И здесь необходимо высказать претензии, прежде всего, к хозяйственным судам, Высшему хозяйственному суду, которые еще не стали теми структурами, которые призваны надежно защищать интересы и права договаривающихся сторон.

Министерству юстиции необходимо детально разобраться с конкретными фактами и причинами нарушения договоров, на качественно иной уровень поднять всю работу по регулированию договорных отношений, в законодательном плане усилить ответственность сторон за правильность заключения, а главное - исполнение подписанных договоров. Следует широко, используя средства массовой информации и телевидения, проводить работу по повышению правовой культуры людей.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, еще раз подчеркнуть необходимость усиления работы по упорядочению и недопущению излишних проверок контролирующих органов объектов хозяйствования и в первую очередь сферу предпринимательства. Эта работа в 2001 году должна быть значительно усилена. И многое здесь зависит от Министерства юстиции и его органов на местах.


Дорогие друзья!

Особое внимание хочу обратить на ход выполнения Национальной программы по подготовке кадров. Думаю, нет необходимости еще раз говорить, какое значение она имеет для будущего нашей страны.

Сегодня необходимо критически оценить, что реально удалось сделать в рамках программы, с какими проблемами мы столкнулись и какие требуется принять меры, чтобы полностью реализовать те цели и задачи, что предусмотрены в ней.

За период 1998-2000 годов в республике построены и введены в эксплуатацию 47 академических лицеев и 260 профессиональных колледжей на 160 тыс. ученических мест. На эти цели было направлено 135 млрд. сумов.

Для оснащения лицеев и колледжей современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, машинами и механизмами из республиканского бюджета выделено за последние два года почти 6 млрд. сумов, привлечены кредиты Азиатского банка развития и Республики Корея, проработан вопрос кредитования японским правительством. В целом сумма иностранных инвестиций на закупку оборудования для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений составила 150 млн. долларов США.

Формируется учебно-методическая база под новые типы образовательных учреждений. Разработаны и внедрены в учебный процесс 72 государственных образовательных стандарта по 11 направлениям. Во всех регионах страны образованы 223 центра психолого-педагогической диагностики и профессиональной ориентации учащихся, созданы 38 специализированных центров переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в которых за три года прошли переподготовку 14 тыс. преподавателей. Одним словом, создаются необходимые основы для успешной реализации Национальной программы по подготовке кадров. В то же время, с учетом накопленного опыта, реально складывающейся ситуации, требуется поиск новых подходов к решению поставленных задач, с уделением большего внимания качественной стороне вопроса, более эффективному использованию созданной материальной базы и выделяемых ресурсов.

Назрела необходимость внести определенные коррективы в программу, касающиеся сроков ввода и реконструкции академических лицеев и профессиональных колледжей, увязав их с реальным наличием финансовых ресурсов, осуществлением мер по оснащению современным учебно-лабораторным оборудованием.

Следует обратить особое внимание на реконструкцию зданий высвобождающихся общеобразовательных школ и других неиспользуемых помещений, создание на этой основе новых колледжей, особенно в сельской местности.

Нужно разработать конкретную программу создания, экспертизы и издания нового поколения учебников и учебных пособий и обеспечить полное оснащение ими лицеев и колледжей до 2005 года.

Самого серьезного внимания требует повышение уровня и квалификации преподавательского состава в колледжах. Совершенно недопустимо, когда в новых, современно оборудованных и оснащенных колледжах преподавание продолжает вестись старыми, допотопными методами, когда самих преподавателей надо еще учить преподаваемому предмету и современной методике обучения.

Необходимо поднять роль академических лицеев и профессиональных колледжей как образовательных учреждений нового типа, как центров культуры, просветительства и духовности в регионах.

Общеэкономическому комплексу (Азимов Р.), Центру среднего специального профессионального образования, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, исходя из этого, в месячный срок подготовить и внести доклад "О результатах реализации Национальной программы по подготовке кадров за 1998-2000 годы", где конкретно показать все плюсы и минусы нашей работы в этом направлении.


Уважаемые участники заседания!

Совсем недавно на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям был сделан критический анализ положения дел в экономике и определены важнейшие приоритеты, которые являются для нас наиболее принципиальными на переходном этапе.

Все эти приоритеты вытекают из стратегии либерализации всех сторон жизни нашего общества и прежде всего в сфере экономики, суть которой была изложена в докладе на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва.

Должен еще раз подчеркнуть, что эти стратегические задачи по всесторонней либерализации являются выражением проводимой в Узбекистане последовательной политики на длительный период. Это те принципиальные задачи, вокруг которых мы должны добиваться согласия всех политических и общественных сил на пути строительства демократического государства, гражданского общества, формирования рыночной экономики.

Этим задачам будет и впредь подчиняться вся перспективная и текущая работа наших министерств, ведомств, территориальных органов власти и управления, государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

На основе этих стратегических и долговременных задач должны формироваться наши программы, в том числе на текущий год.

На что мы должны обратить особое внимание при реализации программ 2001 года.

Первое - разумеется, для нас продолжают оставаться важным макроэкономическая сбалансированность и поддержание устойчивого экономического роста, прежде всего, имея в виду те трудности, которые постигли нас в истекшем году.

Для того чтобы добиться этого, большое значение имеет проведение жесткой денежно-кредитной политики, обеспечение налоговых поступлений, недопущение выхода за предусмотренные рамки по уровню инфляции, наличной денежной эмиссии и по прогнозным параметрам денежной массы.

Второе - важно довести до конца вопросы, связанные с демонополизацией и созданием конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. Для нас эта задача с каждым днем приобретает все большее значение, потому что без решения этих вопросов невозможно обеспечить самостоятельность, инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов. Сегодня это становится важным элементом продвижения по пути рыночных реформ.

И здесь важно довести до конца начатую работу по реформированию систем управления в базовых отраслях и, прежде всего, в сфере так называемых естественных монополий: энергетике, железной дороге, а также сельском хозяйстве, хлопкоочистительной и химической промышленности, коммунальном хозяйстве, в сфере труда и социального обеспечения населения.

Надо создать такую систему, которая стимулировала бы деятельность предприятий и предпринимателей, резко ограничила государственное вмешательство в экономику.

Третья важная сфера - это углубление реформ в сельском хозяйстве. В истекшем году мы приняли ряд важных решений по улучшению расчетов в сельском хозяйстве, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности хозяйств. Все это направлено на то, чтобы дехкане имели возможность вовремя получать оплату за выполненные работы и произведенную продукцию. Важно, чтобы эта начатая работа приобрела стабильный, устойчивый характер.

Наряду с этим мы должны запустить в текущем году систему по обеспечению села необходимой сельскохозяйственной техникой и транспортом на лизинговой основе. Здесь чрезвычайно важно задействовать все заинтересованные структуры, важно обеспечить взаимосвязанную комплексную работу Министерства финансов, Пахта банка, Узсельхозмаш-холдинга, машинно-тракторных парков и, разумеется, вновь созданной структуры - Узагромашлизинга. Чтобы вся эта работа приобрела конкретный устойчивый характер, чтобы село реально ощутило результаты начатой работы.

Говоря о сельском хозяйстве, мы должны комплексно оценить тот опыт, который приобрели по санации сельскохозяйственных предприятий, включая как положительный, так и отрицательный. На местах, особенно хокимияты, должны сделать для себя вывод, что проводить эту работу следует не формально, а исходя из конкретных целевых задач. Один из ключевых вопросов здесь - добиться, чтобы в качестве внешних управляющих во главе санируемых хозяйств оказались подготовленные, знающие свое дело люди.

Хочу предупредить сегодня всех хокимов, руководителей хозяйств и Министерства сельского и водного хозяйства - нужно проявить должную инициативу и предприимчивость, чтобы выполнить намеченные работы по улучшению мелиоративного состояния земель, сорторазмещению, безусловному соблюдению агротехники и самое главное - правильно организовать предстоящие работы в непростых для нас условиях текущего года.

Нельзя забывать, что ключевым вопросом здесь является вопрос собственности. Надо добиться, чтобы земля обрела настоящего хозяина. Этому должна быть подчинена вся работа по экономическому реформированию на селе, прежде всего по преобразованию в ширкаты, внедрению имущественных паев, внутрихозяйственного семейного подряда, развитию фермерских и дехканских хозяйств.

Четвертая задача - продолжает оставаться важным вопрос по созданию условий для развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Здесь многое делается. В то же время Министерству макроэкономики и статистики, Министерству юстиции, Госкомимуществу надо провести инвентаризацию всех законодательных и нормативных документов, всего того, что наработано у нас, и по результатам этой работы внести в Кабинет Министров предложения по дальнейшему стимулированию и расширению положительного опыта, который уже дает результаты. 

Пятое, хочу еще повторить -  это поощрение инвестиций.

Надо сделать так, чтобы поиск инвестиций, установление контактов с потенциальными инвесторами, формирование совместных производств, создание для инвесторов благоприятных условий стало делом каждого, начиная от правительства и заканчивая конкретным хозяйствующим субъектом.

Надо понять простую истину: приток в Узбекистан инвестиций, прежде всего прямых, это тот кислород, без которого невозможна нормальная жизнь и здоровье каждого отдельного человека.

Шестой вопрос - это стимулирование экспорта и обеспечение устойчивости национальной валюты. Жесткая, непосредственная взаимосвязь между двумя этими понятиями приобретает сегодня свое реальное воплощение на конкретных участках, на примере каждого конкретного предприятия и каждой отрасли и, конечно, влияет на сбалансированность и устойчивость экономики страны в целом.


Дорогие друзья!

Наступил новый век, новое тысячелетие. Каким будет для нас новое столетие, зависит от того, как мы справимся с задачами, стоящими перед нами в 2001 году. У нас есть четкая, ясная, взвешенная по всем параметрам программа последовательного реформирования и обновления общества. Успех безусловного выполнения этой программы во многом зависит от того, в какой мере эта программа станет делом всего общества, делом каждого из нас.

Огромное значение на этом пути приобретает вопрос усиления общественного контроля за реализацией программы, за соблюдением законности и справедливости на всех участках государственного и общественного строительства.

Образно говоря, каждый человек должен все более осознавать меру своей ответственности за все то, что делается в нашей стране. Отказаться раз и навсегда от роли наблюдателя и потребителя. Стать на деле активным участником реформ и демократических преобразований нашего общества.

Спасибо за внимание.