ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2001 г. /

Выступление Президента Ислама Каримова на заседании межведомственного координационного совета (11 января 2001 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Президента Ислама Каримова

на заседании межведомственного

координационного совета

(11 января 2001 года)


Уважаемые участники совещания!

Сегодня на повестку дня заседания Межведомственного координационного совета поставлен вопрос, имеющий исключительно важное, я бы сказал, принципиальное значение.

Мы должны обсудить, какая роль и какое значение отводятся в настоящее время в ходе проводимых в Узбекистане экономических реформ центральным экономическим органам и всему Общеэкономическому комплексу.

Чем обусловливается постановка этого вопроса в повестку дня сегодняшнего заседания Межведомственного координационного совета?

Почему этот вопрос приобретает сегодня такое важное и актуальное значение?

На современном этапе общественного развития, с учетом пройденного пути и тех кардинальных изменений, которые произошли в жизни нашего общества, коренным образом изменились направленность, цели и задачи, которые стоят сегодня перед экономикой, а самое главное - качественно изменилось содержание происходящих в ней процессов.

Мы прошли самый трудный переходный этап - от административно-командной, централизованно-плановой системы к построению основ свободной рыночной экономики.

За последние годы нам удалось добиться макроэкономической и финансовой стабильности, реализуется программа структурных преобразований, осуществляются модернизация и техническое перевооружение производства, прежде всего в нефтегазовой, горнодобывающей и текстильной промышленности, формируются абсолютно новые для нас отрасли, такие, как автомобилестроение, телекоммуникация, и другие, призванные стать локомотивами нашей экономики. Одним словом, создаются необходимый фундамент и условия для дальнейшего устойчивого и динамичного роста нашей экономики.

Мы уже преодолели тот тяжелый период, особенно в первые годы реформ, когда в течение года, зачастую по не зависящим от нас причинам, кардинально менялась экономическая ситуация. Одним словом, мы вынуждены были жить в режиме краткосрочных прогнозов, оперативно, адекватно реагировать на меняющуюся обстановку, принимая порой непопулярные решения.

Сегодня мы все больше и больше интегрируемся в мировую экономику. В самой экономике все больший удельный вес занимают совместные предприятия, все более прочные позиции приобретает иностранный капитал. Все более тесными становятся кооперированные связи с экономикой стран-партнеров и с теми, кто присутствует на нашем рынке.

Все это в свою очередь обусловливает необходимость не только осуществления либерализации нашей экономики, но и кардинального изменения сути и содержания деятельности всех экономических структур, овладения ими новых рыночных инструментов управления, обеспечивающих в конечном итоге достижение стабильного и устойчивого роста.

Говоря о целях и задачах нашего продвижения вперед по пути устойчивого экономического развития, важное значение мы придаем выбору важнейших приоритетов.

Под главным нашим приоритетом или главной стратегической задачей мы понимаем достижение четко поставленной цели - занять на мировом рынке подобающее для нас место, которое обусловливается природно-сырьевыми, даже географическими особенностями страны, ее человеческим, демографическим и интеллектуальным потенциалом. Это развитие тех традиционных отраслей и сфер экономики, которые исторически уже прочно завоевали рынки и свое особое место в международном разделении труда.

Вместе с тем когда мы говорим о приоритетах, то под этим должны понимать в первую очередь развитие тех сфер производства, которые более других отвечают задачам решения острейших и актуальных демографических и социальных проблем, стоящих перед нашей страной.

Наконец, когда мы говорим о приоритетах, мы имеем в виду развитие тех производств, которые, образно говоря, могли бы стать локомотивами динамичного развития целого спектра связанных с ними отраслей, обеспечить занятость населения и рост его благосостояния. Примеров здесь можно привести много. Достаточно сказать о громадном значении и необходимости рационального и комплексного использования богатейших минерально-сырьевых ресурсов, которыми располагает наш край. Привлечение здесь иностранного капитала, организация добычи и комплексной переработки полезных ископаемых в долгосрочных интересах страны остается одним из важнейших приоритетов нашего развития. Речь идет о запасах золота, цветных и редкоземельных металлов, нефти, газа, строительных материалов, фосфоритов, различных видов солей, кварца и многих, многих других полезных ископаемых, какими богата наша благодатная земля.

С учетом специфических природно-климатических наших условий и мировой конъюнктуры особое место среди приоритетных направлений развития экономики в прошлом и сегодня занимает хлопковый комплекс. Развитие хлопководства, а также связанных с ним отраслей сопряжено с развитием многих и многих производств непосредственно в самом сельском хозяйстве, хлопкоочистительной, легкой, текстильной и масложировой промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, не говоря уже о большом спектре отраслей, обслуживающих этот комплекс.

Мы можем говорить и о шелковой промышленности, и сопряженных с ней отраслях и производствах.

Могли бы говорить об огромных, еще не использованных возможностях в плодоовощной отрасли и связанных с ней предприятий по промышленной переработке продукции, выхода ее на мировые рынки.

Или взять, например, автомобилестроение. Само развитие автомобильной промышленности стало локомотивом для развития сопряженных и обслуживающих отраслей, без которых эта отрасль не может развиваться, а главное - играет сегодня важную роль в решении социальных вопросов и занятости населения в наиболее густонаселенном регионе - ферганской долине.

Говоря о приоритетах, мы имеем в виду опережающее, динамичное развитие ведущих отраслей экономики, для чего должны быть мобилизованы все наши возможности, человеческие, материальные и финансовые ресурсы, привлечен иностранный капитал.

Однако при этом мы не должны забывать, что развитие всех этих отраслей и производств непосредственно связано с соблюдением определенных пропорций и зависит в свою очередь от обеспечения этих отраслей развитой производственной и непроизводственной инфраструктурой.

Не может развиваться ни одна отрасль без опережающего развития важнейшего топливно-энергетического комплекса, без прочной энергетической базы, без развития железнодорожных и автомобильных коммуникаций, без обеспечения водой, теплом, телекоммуникационной связью, другими видами инфраструктуры.

Я уже не говорю, что это опережающее развитие немыслимо без подготовки кадров, которое в свою очередь тесно сопряжено с демографическими процессами, развитием школ, колледжей, лицеев и вузов, объектами здравоохранения, всей сетью социальной инфраструктуры. Между всем этим есть такая прочная невидимая взаимосвязь, игнорирование которой может привести к серьезным диспропорциям, кризисным ситуациям и даже к катаклизмам.

Мы не должны забывать, какие трагические последствия могут наступить, если не учитывать объективную сопряженность развития экономики с проблемами обеспечения сохранности природных ресурсов, обеспечения здоровой экологической среды.

Этo одна сторона вопроса.

Другая сторона вопроса заключается в том, что развитие самой экономики и входящих в нее всех отраслей и производств должно быть подчинено достижению конечных целей и задач общества. Само собой разумеется, что процесс реформирования и развития не является самоцелью. Нельзя развивать индустрию ради самой индустрии. Важно заранее уяснить для себя, насколько вырастет в результате валовой внутренний продукт, национальный доход страны, как повлияет все это на повышение доходов и в целом уровня благосостояния населения.

Эта взаимосвязь и соподчиненность развития экономики конечным целям может быть достигнута, если будут соблюдаться макроэкономические показатели и пропорции, если будут учитываться необходимые и, безусловно, важные законы монетарной политики. Именно этим канонам и законам сегодня подчиняется развитие рыночной экономики. Вся банковская и финансовая система, различные прогнозные экономические центры, и в первую очередь деятельность Министерства макроэкономики и статистики, всего Общеэкономического комплекса должны быть направлены на соблюдение и выполнение основных макроэкономических пропорций и параметров, на основе достижения сбалансированности которых может обеспечиваться стабильное и устойчивое развитие.


Уважаемые участники собрания!

Подытоживая сказанное, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что все изложенное не претендует на новизну. Все это - известные, прописные истины, по которым живут все страны с развитой экономикой.

И в этом плане я хотел бы заострить ваше внимание на одном расхожем мнении, которому подвержены очень многие. И, прежде всего, те, кто, с одной стороны, фетишизирует рыночную экономику, а с другой - знает о ней только из прочитанных книг и статей, а чаще всего понаслышке.

Абсолютно ошибочными, на мой взгляд, являются утверждения, что якобы рыночная экономика может развиваться без прогнозов и макроэкономических балансов, без определения приоритетов и стратегии, соподчинения этой стратегии всей философии развития экономики каждой страны. Пример развитых стран мира свидетельствует как раз об обратном.

Другое дело, какими методами реализовывать эту стратегию. В советское время, во времена централизованно-плановой системы это регулировалось, основываясь на монопольной государственной собственности на средства производства, на административно-командных методах, путем централизованного планирования, утверждением конкретных показателей, полного подчинения экономики сверху спускаемым директивам. И Госплан, и Госснаб, и другие им подобные распределительные органы были типичными представителями этой порочной системы.

Совсем другое дело, когда эта стратегия реализуется, базируясь на многоукладной экономике и определяющей в ней роли частной собственности, и, прежде всего, за счет формирования абсолютно новых рыночных институтов и методов управления, обеспечения необходимых гарантий свободы предпринимательской деятельности и стимулирования инициативы хозяйствующих субъектов, формирования конкурентной среды.

Соответственно этому должна существенно меняться роль, а главное - методы работы центральных экономических органов, и, прежде всего, Министерства макроэкономики и статистики.

В связи с этим возникает простой вопрос: как Общеэкономический комплекс выполнял и выполняет свои функции сегодня?

Не отрицая сделанного за истекший период на пути реформирования экономики, мы должны еще и еще раз критически оценить положение дел в этой сфере нашей деятельности и, наконец, определиться, как, каким образом, на каких методических и организационных принципах строить свою работу завтра.

Прежде чем перейти к этим вопросам, я хотел бы привести один пример.

Разрабатывая балансы добычи и переработки нефти, газового конденсата и природного газа еще на 2000 год, мы не могли не обратить внимания на тот негативный факт, что прирост добычи жидких углеводородов с некоторых пор отстает от темпов их промышленной переработки. Я думаю, нет необходимости объяснять, к каким последствиям это может привести в будущем, если мы вовремя не примем упреждающие меры. Уже в ближайшие годы мы можем столкнуться с острой проблемой нехватки сырья для нашей нефтеперерабатывающей и химической промышленности, для обеспечения потребностей экономики и населения в топливе и других видах нефтепродуктов. А это, естественно, станет существенным фактором, сдерживающим наше экономическое развитие, практически подорвет нашу топливную независимость со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями.

Поэтому сегодня разработана и принята специальная программа и комплекс мер по расширению геологоразведочных работ на нефть и природный газ, были внесены изменения в структуру холдинговой компании "Узбекнефтегаз", создана дополнительная система стимулов и льгот для привлечения иностранных инвестиций в эту отрасль. Надо сказать, что эти принимаемые сегодня меры могут дать свои результаты не завтра, а в лучшем случае в 2003-2005 годах. Другими словами, если не увидеть, не просчитать и не принять своевременных мер - завтра может оказаться уже поздно.

Подобных примеров можно привести сколько угодно. Кто скажет, что сегодня у нас происходит с демографическими процессами, какова их динамика, что нас ожидает уже в ближайшем будущем, сколько людей вступят в трудоспособный возраст и как их занять. Уже сегодня остро стоит вопрос с занятостью трудоспособного населения, особенно молодежи, а что будет ждать нас завтра? Насколько возрастет численность пенсионеров, сколько потребуется средств для их социального обеспечения, создания достойных условий жизни? Есть ответ на эти и множество других вопросов. Мы взяли только один аспект, а сколько здесь вопросов, на которые нет четких и ясных ответов. Или взять, к примеру, что происходит с потребительским бюджетом населения. Как он определяется, из чего складывается, какие структурные изменения произошли в нем за последнее время? Или другой вопрос исключительной важности - как завтра мы будем решать проблемы обеспечения быстро растущего населения питьевой водой и природным газом?

Я задаюсь вопросом, кто как не Министерство макроэкономики и статистики, другие экономические органы, весь Общеэкономический комплекс в тесном взаимодействии с отраслевыми ведомствами и структурами должны вовремя вскрывать имеющиеся диспропорции, своевременно информировать правительство о существующих проблемах, вырабатывать и вносить конкретные, всесторонне обоснованные предложения по их решению.

Самое важное, с чего следует начать - это четкое разграничение функций министерств и ведомств, входящих в Комплекс, и соподчинение их достижению единой целевой задачи - реализации приоритетных направлений развития экономики. Вместо слаженного, совместного проведения в жизнь единой экономической политики мы имеем сегодня факты разобщенности в их действиях, преобладание ведомственных интересов каждого министерства.

То, о чем говорилось выше - анализ отчетных макроэкономических параметров и пропорций, выявление негативных тенденций и их проявлений, и на основе этого анализа и реальной оценки имеющегося потенциала и возможностей, разработка прогнозов и рекомендаций на перспективу - должно стать главным в деятельности Комплекса.

Во-вторых, не налажена должным образом координация, прежде всего, между Министерством макроэкономики и статистики, Министерством финансов и Центральным банком по увязке макроэкономических показателей развития страны, товарных и денежно-финансовых потоков в экономике, осуществлению жесткой денежно-кредитной политики, сопряженности показателей уровня инфляции, денежной массы и валютного курса.

В-третьих, разрабатываемые сегодня инвестиционные программы, прежде всего, исходят из перечня подлежащих строительству объектов.

Но, к сожалению, инвестиционные программы еще не стали главным инструментом, влияющим на осуществление структурных преобразований в экономике, инструментом, обеспечивающим опережающее развитие тех приоритетных отраслей, которые мы называем локомотивами развития экономики страны.

В результате - реализация инвестиционных программ, привлечение иностранных инвестиций, надо признать, идет без учета и увязки с теми структурными преобразованиями, которые для нас являются абсолютно актуальными.

Говоря проще, мы реализуем много проектов по привлечению иностранных инвестиций, но эти инвестиции недостаточно увязаны с целями и интересами нашей структурной политики.

В-четвертых, надо отметить, что в деятельности Министерства макроэкономики и статистики практически игнорируется значение и роль балансовых методов в выявлении диспропорций и обосновании перспектив развития экономики и его отдельных отраслей. Серьезным упущением является недостаточное использование в работе министерств и ведомств, входящих в состав Комплекса, таких важных экономических инструментов, как сводный финансовый баланс, платежный баланс, национальные счета и другие балансы в вопросах обоснования стратегии развития экономики.

B-пятых, надо признать, мы еще не в полной мере оцениваем, и нам не удалось поднять на должный уровень роль и значение контроля, осуществляемого со стороны банковских структур, прежде всего Центрального банка и Национального банка внешнеэкономической деятельности, за деятельностью тех министерств, ведомств, ассоциаций, корпораций, компаний и предприятий, которые они обслуживают.

Речь идет, прежде всего, о квалифицированной помощи и контроле, которые должны осуществлять банковские структуры в процессе проведения хозяйствующими субъектами маркетинга, коммерческих, договорных и платежных операций. Имея при этом в виду недопущение принятия ими невыгодных и неэффективных для их производства решений.

Речь идет о выдаче банками экспертных оценок, поиске наиболее перспективных партнеров в реализации выгодных проектных решений.

В-шестых, рыночные рычаги и механизмы, экономические стимулы и льготы еще не стали определяющими инструментами осуществления эффективной структурной политики и стимулирования развития приоритетных экспортоориентированных производств.

Самое главное - в деятельности Общеэкономического комплекса мы не видим единой, слаженной, тесно связанной между собой организационной системы, подчиненной решению единой целевой задачи - реализации важнейших приоритетов реформирования и сбалансированного развития экономики.

За последние годы я не видел ни одной записки, предложений и рекомендаций Общеэкономического комплекса, выработанных совместно с министерствами и ведомствами, направленных на решение крупных социально-экономических проблем, формирование законодательно-правовой базы, углубление и либерализацию экономики. Принимаемые Комплексом решения при подведении ежеквартальных итогов социально-экономического развития и хода экономических реформ носят формальный характер, не имеют соответствующей принципиальной оценки деятельности министерств и ведомств.

Критически оценивая деятельность Общеэкономического комплекса, следует отметить недостаточную координацию и взаимоувязку его с другими комплексами Кабинета Министров, министерствами и ведомствами и, прежде всего, с Министерством внешних экономических связей, Госкомимуществом, Государственным таможенным комитетом.

Все это говорит о том, что сложившаяся система, формы и методы регулирования экономики требуют существенных изменений. Нельзя работать только на решение сегодняшних, текущих оперативных проблем. Ясно и четко мы должны видеть свою перспективу и стратегию развития, мобилизуя министерства и ведомства на решение задач устойчивого экономического роста. И здесь главным действующим лицом, ответственным за практическую реализацию приоритетных направлений развития экономики, их эффективность, должен стать именно Общеэкономический комплекс.

Главная задача Комплекса состоит в обосновании стратегии дальнейшего реформирования и устойчивого развития экономики, в выработке действенного механизма реализации экономической политики.

Комплекс должен иметь четкую Программу мер по обеспечению эффективной, слаженной и целенаправленной его работы исходя из приоритетов реформирования экономики и стратегических задач, стоящих перед страной.

Я еще раз хочу напомнить всем присутствующим, что в сфере экономики приоритетными задачами на ближайшую перспективу являются:

обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста;

целенаправленное осуществление структурных преобразований в экономике;

формирование многоукладной экономики и обеспечение в ней ведущей роли частной собственности;

либерализация внешнеэкономической деятельности и поэтапная либерализация валютного рынка;

создание современной целостной рыночной, производственной и социальной инфраструктуры;

контроль за осуществлением демографических прогнозов и проведением активной политики занятости трудоспособного населения, формирование рынка труда;

обеспечение устойчивого поступательного роста материального благосостояния народа, усиление социальной защиты населения.

Для реализации этих приоритетов в декабре прошлого года была принята специальная Программа мер, которая должна стать конкретной программой деятельности всех министерств и ведомств экономического профиля и Общеэкономического комплекса в целом.

Интересы каждого министерства и ведомства, входящих в состав Комплекса, должны быть полностью соподчинены решению тех целевых задач, которые изложены в данной Программе мер.

Именно по степени участия каждого министерства и ведомства, входящих в Комплекс, в решении единых задач, стоящих перед Общеэкономическим комплексом, в соответствии с утвержденной Программой мер и будет определяться эффективность деятельности этих экономических структур и способность руководителей управлять ими.

В Программе мер достаточно подробно изложены механизмы реализации целей и задач, стоящих перед Общеэкономическим комплексом, и ответственность за их реализацию каждого министерства и ведомства, входящих в Комплекс.

В реализации вышеуказанных общеэкономических задач в центре нашего внимания должно быть осуществление следующих важнейших программ.

Во-первых, особое внимание должно быть уделено обеспечению устойчивого развития топливно-энергетического комплекса, созданию мощных стимулов для привлечения в него иностранных инвестиций, в первую очередь в поиск и разведку жидких углеводородов, обеспечивающих стабильный и достаточный прирост запасов.

Во-вторых, ключевой задачей по-прежнему остается обеспечение дальнейшего реформирования и устойчивого развития сельского хозяйства на основе создания реального класса собственников на селе, рационального и сбалансированного использования земельно-водных ресурсов.

В-третьих, опережающее развитие систем коммуникаций транспортной, инженерной и телекоммуникаций. Особое значение приобретает на современном этапе формирование Национальной информационной системы с широким доступом в Интернет и другим глобальным информационным системам и технологиям, овладение которыми становится решающим для прогресса страны в XXI веке.

В-четвертых, Общеэкономическому комплексу следует обеспечить разработку системы программ по развитию экспортного потенциала страны и рационализации импорта на основе стимулирования производства экспортной продукции, совершенствования внешнеторгового и платежного балансов, развития системы продвижения отечественных товаров на внешние рынки, развития и повышения эффективности инфраструктуры внешней торговли.

Мы должны создать максимально благоприятные условия и стимулы для расширения притока валютных средств на внутренний валютный рынок, развития внебиржевого валютного рынка.

В-пятых, Общеэкономический комплекс в тесном взаимодействии с другими структурами должен обеспечить формирование единой системы государственной поддержки и стимулирования ускоренного развития малого и cpеднего бизнеса, резкого увеличения его доли в структуре валового внутреннего продукта. Рассматривать это как одну из главных, стратегических задач, стоящих перед нами на современном этапе.

Я назвал далеко не полный перечень тех ответственных задач, которые стоят сегодня перед министерствами и ведомствами, входящими в Общеэкономический комплекс.

Для обеспечения слаженной и целенаправленной работы по решению этих и других задач, определенных в утвержденной Программе мер, считаю целесообразным образовать при Министерстве макроэкономики и статистики объединенную Коллегию, в состав которой должны войти не только руководители министерств и ведомств, входящих в Общеэкономический комплекс, но и ведущие специалисты, я бы сказал, ключевые работники.

Объединенная Коллегия, с одной стороны, должна стать своеобразным мозговым центром Комплекса, где должны обсуждаться наиболее актуальные проблемы реформирования экономики и экономического роста, коллегиально вырабатываться наиболее эффективные пути их решения.

С другой стороны, объединенная Коллегия должна стать действенным механизмом, мощным рычагом, призванным осуществлять систематический, жесткий контроль за исполнением министерствами и ведомствами Комплекса возложенных на них задач и функций по реализации приоритетных положений и задач по либерализации и реформированию экономики.


Уважаемые участники совещания!

Наша страна, народ Узбекистана, как и весь мир, вступили в новый век, в новое тысячелетие. Это налагает на нас особую ответственность не только перед живущими, но и перед будущим поколением.

Какую страну мы построим, насколько могущественной, сильной и независимой, процветающей и благополучной она станет - зависит в первую очередь от нас, от тех, кто сегодня честно и самоотверженно трудится на доверенных им участках работы.

Мы сегодня обязаны, опираясь на тот опыт, который уже накопили, критически оценивая то, что достигли, выработать и иметь четкую и ясную стратегию развития нашей страны на длительную перспективу, иметь конкретные программы демократических преобразований, государственного обустройства, укрепления и развития экономического потенциала страны.

С удовлетворением хочу отметить - в этом плане мы имеем четкую Программу либерализации в политической, общественной, экономической и социальной жизни нашего общества на ближайшие пять лет, которая была изложена на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва и утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2000 года "О мерах по реализации Программ по либерализации и углублению реформ в политической, экономической и духовной сферах общества, обеспечению безопасности страны".

Задачей министерств и ведомств, входящих в состав Общеэкономического комплекса, является реализация стратегических приоритетов реформирования в конкретных сферах и отраслях экономики.

Впереди у нас сложная и ответственная работа, от результатов которой зависит будущее нашей страны, будущее нашего народа.

Я надеюсь, что руководители и все работники министерств и ведомств, входящих в Общеэкономический комплекс, это глубоко осознают.

Желаю всем успехов и удачи в вашей благородной работе.

















Время: 0.0064
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск