ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Президент Республики Узбекистан / Выступления и доклады Президента / 2000 г. /

Доклад Президента Ислама Каримова на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям (1 февраля 2000 года)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ДОКЛАД

Президента Ислама Каримова

на заседании Межведомственного координационного

совета по реформированию и инвестициям


(1 февраля 2000 года)



Уважаемые участники координационного совета!

Дорогие гости!

Дамы и господа!

Сегодня в повестку дня заседания Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям поставлен один, но очень емкий и ключевой вопрос  о мерах по дальнейшей либерализации экономических реформ, проводимых в Узбекистане.

Чем вызвана такая повестка дня, и почему именно этот вопрос становится сегодня наиболее актуальным?

Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, те цели и задачи, приоритеты реформирования экономики, что были определены в первые годы независимости, в основном практически реализованы.

Узбекистан преодолел глубокий экономический кризис, добился макроэкономической и финансовой стабильности, созданы условия для экономического роста.

Осуществлены системные преобразования, утверждена в своих правах и укрепилась частная собственность. В республике реально формируется многоукладная экономика. Негосударственный сектор стал определяющим во многих отраслях и в целом всей экономики. Большинство государственных предприятий изменило свою форму  они приватизированы или акционированы.

Коренным образом изменилась структура управления экономикой  ликвидированы отраслевые министерства, созданы новые органы управления отраслями и сферами производства, которые больше соответствуют изменившимся условиям хозяйствования. Созданы основы рыночной инфраструктуры.

Во-вторых, в республике созданы прочная юридическая база, правовое поле, служащие фундаментом для проводимых экономических реформ, гарантом их необратимости.

В-третьих, за годы независимости во многом изменились и сознание наших людей, их отношение к жизни. Все больше людей осознает, что их благополучие, достаток их семьи непосредственно зависят от них самих.

Сегодня главной движущей силой становится человеческий фактор, для развития и раскрытия которого требуется создать все необходимые условия  дать свободу предпринимательству, простор для частной инициативы.

В-четвертых, сегодня Узбекистан получил признание и утвердился как равноправный субъект международного права и мирохозяйственных связей.

Вместе с тем мы должны признать, что на пути интеграции в мировую экономику имеется еще много нерешенных проблем, связанных с совершенствованием и адаптацией нашего законодательства к общепринятым международным нормам, дальнейшей либерализацией внешне экономической и валютной политики.

В-пятых, действующий сегодня механизм хозяйствования, сохраняющий все еще многие пороки командно-административной, бюрократической системы, не способствует в должной мере развитию инициативы и предприимчивости, формированию рынков продукции, труда и капитала. И что особенно нетерпимо  не стимулирует мотивацию труда и достижение высоких конечных результатов.

В-шестых, прошедшие в Узбекистане на многопартийной альтернативной основе выборы Президента республики и депутатов в высший законодательный орган  Олий Мажлис  еще раз продемонстрировали желание людей развивать и дальше углублять курс проводимых в стране реформ по демократизации и обновлению общества. Наша задача  оправдать это доверие и надежды людей, осуществить меры, которые обеспечили бы достижение тех заветных целей, которые народ Узбекистана поставил перед собой,  построить демократическое общество, правовое государство с устойчивой рыночной экономикой, широко интегрированной в мировую систему.

И, наконец, само время, сама жизнь требуют от нас принятия новых, еще более радикальных решений. Мы все стоим на пороге нового века,  нового тысячелетия. От того, какие шаги мы предпримем сегодня адекватно требованиям времени, требующего кардинальных перемен, зависят во многом наше будущее, наше продвижение вперед, зависит место Узбекистана в мировом разделении труда.

Одним словом, мы сегодня стоим на пороге нового, еще более сложного и, я бы сказал, ответственного этапа дальнейшего углубления процесса реформ во всех сферах нашей жизни, и прежде всего в экономической сфере.

Мы еще и еще раз убеждаемся в том, что если не углублять реформы, не создавать всех необходимых правовых, организационных и практических условий для дальнейшего реформирования экономики, если мы будем ограничиваться лишь сложившимся положением, не будем глубоко анализировать причины, из-за которых реформы в отдельных отраслях и секторах еще слабо развиваются, то мы придем не к стабилизации, а к стагнации нашей экономики.

Однозначно, мы остановимся в своем развитии. Сколько бы мы ни сотрясали воздух призывами и декларациями  реального продвижения вперед не сможем обеспечить.

Меня это очень беспокоит. Я хочу обратиться к вам, участникам совещания, и ко всей общественности понять, а главное осознать ту огромную ответственность и остроту положения, в котором мы сегодня находимся.

К сожалению, мы в основном ограничиваемся констатацией тех успехов, которые мы достигли за последние годы по реформированию общества, и в первую очередь экономики. Эти достижения никто не отрицает. Это наше достояние, более того  это уже наша история.

Приходится еще и еще раз говорить о том, что этим самым мы как бы успокаиваем, убаюкиваем самих себя. Да, о достижениях следует объективно говорить. Но в первую очередь больше говорить об имеющихся проблемах, о том, что мешает нашему продвижению вперед, что служит тормозом для реформ, вскрывать наши неиспользованные резервы и возможности.

И что особенно важно, надо жить не сегодняшним, а завтрашним днем. Ясно и четко видеть свою перспективу, задачи, которые необходимо немедленно, не откладывая решать сегодня во имя завтрашнего дня.

Хочу, чтобы все поняли простую истину: либерализация и углубление реформ  это основа и гарантия нашего продвижения вперед, это главное условие решения не только экономических, но и социальных и политических задач.

Существует и вторая сторона этой проблемы.

Приходится еще и еще раз повторять о том, что без интеграции экономики Узбекистана в мировую экономическую систему, без расширения и укрепления внешнеэкономических связей и, что особенно важно, без привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, я бы сказал так, без расширения присутствия иностранного капитала в банковском и финансовом секторах, реальной экономике, и в первую очередь в базовых отраслях, трудно, а если еще точнее, невозможно обеспечить устойчивую перспективу развития нашей экономики. И это тоже должно быть всем понятно.

Именно в этом и состоят главные задачи на нынешнем этапе развития нашего общества. По сути дела эти два вопроса и стоят в повестке дня нашего совещания.

Вполне естественно, что для обсуждения этих вопросов мы пригласили не только членов Межведомственного совета, но и наших друзей  представителей международных финансовых, экономических и юридических организаций, авторитетных зарубежных банков и компаний, аккредитованных в Узбекистане, а также руководителей наиболее крупных совместных предприятий, успешно работающих на нашем рынке.

Мы глубоко признательны вам за ту деятельность, что вы осуществляете в Узбекистане, за то, что вы нашли свои интересы у нас в стране, связали свои перспективы с будущим Узбекистана. Мы отдаем должное тому, что вы уже реально делаете у нас. Мы благодарны всем, кто вносит посильную лепту в решение ключевых вопросов, прежде всего связанных с развитием рыночной инфраструктуры и в целом демократизации нашего общества.

Мы высоко ценим и придаем особое значение вашему стремлению еще больше содействовать развитию процессов реформирования нашей экономики. В свою очередь готовы и дальше делать многое, чтобы все зарубежные структуры, работающие в Узбекистане, могли сполна реализовать свои интересы, интересы тех компаний и банков, международных организаций, которые вы представляете у нас в стране.

Пользуясь случаем, хочу заявить, лично я как Президент вижу свою задачу в том, чтобы своевременно решать и снимать проблемы, которые могут появиться перед нашими зарубежными партнерами, и, если хотите, гарантировать режим наибольшего благоприятствования для вашей деятельности в Узбекистане.


Дорогие друзья!

Теперь хотел бы коротко остановиться на тех вопросах, которые являются сегодня для нас наиболее актуальными, и о которых я уже говорил на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва.

Это, во-первых, последовательное проведение курса по дальнейшей либерализации и углубления экономических реформ во всех отраслях и секторах экономики.

Что мы подразумеваем под либерализацией? Это прежде всего повышение свободы и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, устранение имеющихся препонов и барьеров в развитии предпринимательской деятельности. Нас не может сегодня удовлетворять положение дел, когда частному предпринимательству приходится с трудом пробивать себе дорогу, завоевывать место на рынке, каждый раз наталкиваясь на равнодушие государственных чиновников и бюрократов.

Нас не устраивает и несовершенство законодательной базы, регулирующей механизм хозяйствования, что приводит к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий, злоупотреблению тем положением и правами, которыми располагают государственные, местные и контролирующие органы.

Поэтому в числе главной задачи либерализации в экономике мы видим сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, и в первую очередь в деятельность частного бизнеса. Мы сторонники того, чтобы предоставить частному бизнесу еще больше свободы. Дать больше свободы рынку, рыночным механизмам функционирования экономики. Создать для этого необходимое правовое поле, организационные и экономические условия.

Особого внимания заслуживают вопросы углубления процессов институциональных преобразований, совершенствования системы управления. Я должен признать, что в этом вопросе у нас еще немало нерешенных проблем, особенно в части либерализации системы управления, овладения руководителями всех уровней  от малого бизнеса до центральных экономических органов  современными методами менеджмента.

Говоря о либерализации экономики, мы имеем в виду и дальнейшее реформирование финансовой и банковской систем. В этом направлении немало делается, но мы считаем этот процесс далеко не завершенным. Следует значительно укрепить банковскую систему, повысить ликвидность и уровень капитализации банков. Банки должны стать основным звеном инвестиционного процесса, на деле быть подлинными партнерами предприятий, заинтересованными в их развитии. Мы намерены широко приватизировать наши банки и ждем вашего активного участия в увеличении своей доли в уставном капитале банков. Мы большое значение придаем созданию и функционированию совместных банков, представительств иностранных банков и хотели бы от вас услышать, что в этом плане необходимо дополнительно предпринять.

Во-вторых, говоря о либерализации и углублении реформ в экономике страны, в центре нашего внимания должно оставаться положение дел в сельском хозяйстве как базовой, решающей сферы экономики.

Очень важно критически оценить, в какой мере реформы в сельском хозяйстве коснулись глубинных процессов, происходящих на селе, и прежде всего вопросов собственности. Надо признать, несмотря на то, что эти вопросы однозначно решены в законодательном порядке, в практическом плане, в жизни они не доведены до логического конца, до конкретных субъектов  производителей продукции на селе.

Многое остается на бумаге. Много формализма и бюрократизма. Много показухи и очковтирательства. Еще больше непрофессионализма и незнания самих принципов рыночной экономики на местах.

Самое главное, что мы должны уяснить для себя,  в основе реформирования сельского хозяйства и формировании вместо колхозов ширкатных хозяйств, внедрения паевых отношений в коллективе, а также семейного подряда лежат вопросы изменения форм собственности на селе.

Еще и еще раз приходится говорить о том, что для воспитания у дехкан чувства хозяина, чувства собственника на землю и произведенную им самим продукцию необходимо вместо изживших и не оправдавших себя отношений, построенных на государственной собственности, повсеместно /для сельскохозяйственных земель/ на всех уровнях хозяйствования внедрять отношения арендной собственности с правом наследования.

Аренда, еще раз аренда и аренда, договорные отношения являются главными и определяющими для ширкатных и фермерских хозяйств. Опять же аренда и арендные отношения должны лежать в основе семейного подряда, который должен полностью преобразовать и коренным образом изменить отношение людей к земле, собственности и производимой на селе продукции. И самое главное  их мотивацию к труду.

Здесь самое важное  это разработка и внедрение на практике четкого и понятного для каждого субъекта механизма договорных отношений, еще важнее  вопросы контроля и ответственности каждой стороны за безусловное их выполнение на всех уровнях хозяйствования и управления.

Есть еще один вопрос, о котором я хотел бы сказать особо. Сельское хозяйство нуждается не просто во внимании, но и прежде всего в постоянной практической поддержке со стороны государства. И об этом мы должны помнить всегда.

Должно быть ясно одно: пока мы не решим эти принципиальные задачи, мы не можем рассчитывать на успех проводимых реформ на селе.

В-третьих, приоритетное значение мы придаем развитию рыночной инфраструктуры, всех его институтов, которые непосредственно связаны с обслуживанием бизнеса,  консалтинговые, маркетинговые, инжиниринговые, лизинговые, страховые и другие структуры.

Основы рыночной инфраструктуры в республике созданы, но они еще не стали подлинными регуляторами, тем механизмом, который способствовал бы более активной и широкой адаптации предприятий к работе в рыночных условиях. Мы заинтересованы как можно быстрее создать твердый каркас из рыночных институтов, которые бы заменили отжившие государственные структуры регулирования экономикой.

В-четвертых, мы считаем, что приоритетное развитие должен получить малый и средний бизнес. Нас не устраивает то место и роль, какую занимает сегодня малый бизнес в структуре нашей экономики. Нас не может сегодня удовлетворять, как осуществляется процедура создания малых и средних предприятий, доступа предпринимательских структур к сырьевым, особенно кредитным ресурсам, оборудованию и материалам, рынкам сбыта своей продукции.

Мы ставим перед собой задачу добиться, чтобы малый, средний и частный бизнес не только занял определяющее место в производстве валового внутреннего продукта, но и стал важнейшим источником благосостояния и роста доходов населения, кардинального решения проблемы занятости, особенно в небольших городах и сельской местности.

Чрезвычайно важное значение приобретают сегодня вопросы оказания прежде всего финансовой поддержки начинающим предпринимателям, вопросы создания целостной системы микрокредитования с тем, чтобы человек, который решил открыть свое дело, был уверен в одном  его поддержат, ему окажут помощь, в успехе его дела заинтересовано само общество. Говоря проще, если человек решил за счет прежде всего собственных сил и возможностей обеспечить себя и свою семью, то общество и государство не могут и не вправе стоять в стороне. Это наш общий долг.

Считаем, что необходимо обеспечить максимально благоприятные условия для создания и эффективной деятельности малых и частных предприятий, ограждения от вмешательства в их деятельность различных проверяющих и контролирующих структур. Особое значение мы придаем вопросам организации подготовки для малого бизнеса профессионально грамотных управленческих кадров.

Я хотел бы, чтобы наши зарубежные гости из опыта своих стран, где малый и частный бизнес составляет костяк экономики, высказали свое мнение, какие меры нам необходимо в этом направлении дополнительно предпринять.

В-пятых, стратегическое значение для нас приобретает целенаправленное осуществление структурных преобразований в экономике. Мы должны иметь ясную структурную политику. Она должна быть направлена прежде всего на дальнейшее укрепление экономического потенциала страны, наиболее полное и эффективное использование наших богатейших природных, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы преобладающее место в экономике получили производства с законченным технологическим циклом, применяющие передовую современную технологию, производящие, как правило, готовую продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Особое значение мы придаем развитию сферы обслуживания. Она еще не заняла в структуре экономики подобающее ей место.

И в этом плане нам было бы интересно узнать ваши взгляды, ваше видение перспектив и путей решения этих проблем.

Особо я хотел бы остановиться на следующих двух ключевых вопросах.

Прежде всего нам хотелось бы знать, что еще необходимо сделать для создания еще более благоприятных условий, гарантий и стимулов для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны, привлечь иностранный капитал в процессы приватизации. Мы сторонники того, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорении технического перевооружения и модернизации производств.

Нас не может сегодня удовлетворить, что значительная часть иностранных инвестиций привлекается под гарантию правительства, что поток прямых иностранных инвестиций еще не соответствует их реальной потребности, что иностранные инвесторы еще слабо участвуют в приобретении акций предприятий, выкупе в свою собственность целых производств.

Мы заинтересованы сделать так, чтобы рынок Узбекистана был еще более привлекательным для всех, кто хотел бы иметь свой бизнес в нашей стране.

Поэтому я еще раз задаюсь вопросом, какие условия необходимо создать, чтобы процветал ваш бизнес с точки зрения свободы предпринимательства? Какие на перспективу мы должны дать гарантии?  Какие отрасли и производства с позиций перспективного сотрудничества больше всего интересуют наших зарубежных партнеров?

И второй вопрос, имеющий для нас исключительно важное значение, особенно на нынешнем этапе реформирования экономики. Либерализация экономики неразрывно связана с либерализацией внешнеэкономической деятельности и в первую очередь валютного рынка, обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.

Для решения этой проблемы за последнее время много сделано. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на мировых рынках на основные виды экспортируемой нами продукции  хлопок, золото, цветные металлы, на чью долю приходится основной приток валютных ресурсов, нам удалось на протяжении последних двух лет сохранить свои золото-валютные резервы в объемах, гарантирующих платежеспособность.

За последние годы существенно изменены структура и механизм платежей по валютным обязательствам, механизм конвертации. За счет централизованных валютных ресурсов сегодня осуществляется конвертация только бюджетных средств по обязательствам правительства. Все остальные операции конвертируются на внебиржевом валютном рынке. Поэтому сегодня для нас главное направление  это развитие и укрепление внебиржевого валютного рынка, увеличение валютных ресурсов самих коммерческих банков, чтобы сами банки без различных лицензий и квот могли в любое время обслуживать своих клиентов по валютным операциям.

В решении этого вопроса большое значение мы придаем унификации обменных курсов, быстрейшему достижению равновесного обменного курса. При этом особое значение имеет создание необходимых гарантий, защищающих население и предприятия от негативных последствий колебаний валютного курса, формирование валютных резервов государства в размерах, необходимых для обеспечения устойчивости обменного курса.

И еще один вопрос, какие меры, кроме либерализации валютной политики, должны быть реализованы для развития и укрепления экспортного потенциала страны?

Мы ставим перед собой задачу добиться существенного увеличения объемов и расширения ассортимента экспорта готовой продукции во всех отраслях экономики. Что для этого необходимо сделать, какую дополнительную систему стимулов и льгот необходимо разработать и внедрить? Какую необходимо создать инфраструктуру по продвижению экспортных товаров на внешние рынки? Ответы на эти вопросы я особенно хотел бы услышать от присутствующих сегодня руководителей и представителей уже действующих совместных предприятий.


Дорогие друзья!

Многие поставленные здесь вопросы не новые для нас. Над их решением мы ведем постоянную работу. Но сегодня мы ставим задачу еще глубже изучить причины, которые тормозят дальнейшее продвижение вперед, снять имеющиеся преграды и препоны на пути этих направлений реформирования.

С другой стороны, мы заинтересованы создать максимально благоприятные условия для реализации этих приоритетных направлений реформирования экономики. Ставится задача детализировать эти основные приоритеты, наполнить их конкретным содержанием, подвести под них действенный механизм их практической реализации, создать мощную систему стимулов и гарантий.

Одним словом, речь идет о выработке конкретной программы действий по реализации основных приоритетов дальнейшей либерализации экономических реформ.

Я хотел бы, чтобы по всем этим вопросам вы высказали свою точку зрения, дали бы свои конкретные предложения и рекомендации. Хочу призвать вас к прямому и открытому разговору.

Мы прекрасно понимаем, что в рамках одного заседания невозможно детально обсудить все вопросы, решить все проблемы. Давайте будем рассматривать это совещание как первый шаг, как начальную фазу большой работы, которую нам надо совместно провести.

И в этой связи я хотел бы попросить всех, не только тех, кто присутствует сегодня на совещании, но и тех, кто заинтересован в реализации своего бизнеса в Узбекистане, передать свои письменные предложения по обсуждаемым и другим важным, на их взгляд, вопросам реформирования экономики в рабочий орган Межведомственного совета   в службу советника Президента по вопросам социально-экономической политики.

Благодарю за внимание.
















Время: 0.0321
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск