Практическое Налогообложение

VI. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И ДРУГИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ /

Общие положения

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 

                 

Льготы по налогам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, которые позволяют хозяйствующим субъектам не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере (ст. 75 НК, утв. Законом РУз от 30.12.2019 г. N ЗРУ-599, до 1.01.2020 г. - ст. 30 НК, утв. Законом РУз от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136).


Налоговым кодексом  (ст. 75) определен порядок, согласно которому с 01.01.2020 г. льготы:

- могут предоставлять только НК, а также решениями Президента в отдельных случаях;

- не могут носить индивидуальный характер;

- по отдельным налогам, за исключением НДС, акцизного налога, налога за пользование недрами и специального рентного налога на добычу полезных ископаемых, могут предоставляться решениями Президента РУз только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на 3 года.

При этом льготы, предоставленные нормативно-правовыми актами, принятыми до 1 января 2020 г., действуют до истечения срока их действия (ст. 4 Закона РУз от 30.12.2019 г. N ЗРУ-599).

По налогу на имущество и земельному налогу Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей могут устанавливать льготы в виде снижения ставки налога либо освобождения от уплаты налогов в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах (п. 1 Указа Президента РУз от 15.07.2020 г. N УП-6027, ч. 10 ст. 75 НК, введена Законом РУз от 30.12.2020 г. N ЗРУ-659).


Льготы предоставляются в виде:

- освобождения от уплаты налога и(или) иного обязательного платежа и сбора;

- уменьшения налогооблагаемой базы;

- снижения ставки налога.

По сроку действия льготы делятся на постоянные и временные. Постоянные устанавливаются без ограничения срока действия, а временные - на определенный срок.

С 1 января 2022 г. учет налоговых льгот осуществляется налоговыми органами с использованием информационных систем и присвоением каждому виду налоговых льгот специального идентификационного кода (ч. 12 ст. 75 НК).

Постановлением Президента РУз от 23.01.2024 г. N ПП-39 предусмотрено введение с 1 апреля 2024 г. порядка, согласно которому льготы и преференции будут применяться к субъектам предпринимательства в зависимости от уровня их рейтинга, присвоенному согласно Рейтингу устойчивости субъектов предпринимательства, внедряемому с 1 февраля 2024 г. и публикуемому на сайте Торгово-промышленной палаты (пп. 1, 2, 5 Постановления).


По использованию высвобождаемых средств льготы подразделяются на целевые и нецелевые. Льготы по НДС не могут предоставляться с условием целевого использования высвобождаемых средств (ст. 75 НК). С 1 апреля 2020 г. действующие целевые льготы по НДС применяются без направления высвобождаемых средств на определенные цели, т.е. при реализации товаров/услуг предприятия, которым предоставлены целевые льготы,  НДС не начисляют и, соответственно, теряют право на зачет входящего НДС (п. 15 Указа Президента РУз от 03.04.2020 г. N УП-5978, п. 13 письма Минфина РУз от 16.04.2020 г. N 06/04-01-03-32/1107).


Целевые льготы предоставляются только при условии направления высвобожденных средств на определенные мероприятия, например на модернизацию, расширение производства, поощрение работников и т.д. В случае нецелевого использования средств, высвобожденных в связи с предоставлением льгот, сумма нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет с начислением пени в установленном порядке.

Сумма средств, высвобожденных в связи с предоставлением льгот и неиспользованных в течение срока их действия, может быть направлена на цели, определенные при предоставлении льгот, в течение года после окончания срока их действия. Неиспользованные в указанный срок средства подлежат перечислению в бюджет (ч. 7 ст. 75 НК; до 1.01.2020 г. - ст. 30 НК в старой редакции).


Нецелевые льготы не предусматривают каких-либо условий, то есть высвобожденные средства могут быть использованы налогоплательщиком по своему усмотрению.


В учете целевые и нецелевые льготы отражаются в соответствии с Положением "О порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет", рег. МЮ 02.04.2005 г. N 1463.


Налогоплательщики вправе использовать льготы по налогам с момента возникновения права на них в течение всего периода их действия или с 01.01.2020 г. - отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, за исключением реализации товаров (услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость (ст. 75 НК).


Для применения льгот в налоговые и иные уполномоченные органы должны были представляться документы, подтверждающие право на льготы (ст. 32 НК в старой редакции). С 21 августа 2015 г. данный порядок отменен для микрофирм и малых предприятий, - льготы и преференции, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства, применяются ими без письменного обращения в уполномоченные органы и организации (налоговые, таможенные органы, органы статистики, банки и др.) (ст. 5 Закона РУз "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25.05.2000 г. N 69-II в ред. Закона РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391). Новой редакцией Налогового кодекса обязанность налогоплательщика по предоставлению документов, подтверждающие право на льготы, не предусмотрена.

Государственные органы, их должностные лица обязаны в пределах своей компетенции разъяснять порядок применения льгот и преференций, предоставленных законодательством, а также обеспечивать их применение. Неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций, предоставленных субъектам предпринимательства, влечет наложение штрафа на должностных лиц и служащих соответствующих госорганов в размере от 20 до 40 БРВ (ст. 241-6 КоАО). При повторном правонарушении после применения административного взыскания применяются меры ответственности по ст. 192-6 УК.

...
Время: 0.0025
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск