Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1991 по 1997 гг. / Общереспубликанские налоги /

Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (Утверждена 15.01.1993 г. МФ N 9, ГГНУ N 16)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 9

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

НАЛОГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРИ КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 16

15.01.1993 г.




ИНСТРУКЦИЯ

о порядке исчисления и уплаты налога на

добавленную стоимость


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.  Налог  на  добавленную  стоимость  представляет  собой форму изъятия в доход бюджета части чистого дохода, исходя из вновь  созданной стоимости в процессе реализации товаров, работ и услуг.



II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА


2.  В  соответствии  с  Законом  Республики  Узбекистан   от  15 февраля 1991 года "О  налогах с предприятий, объединений  и организаций" с  учетом   изменений  и   дополнений,  внесенных   законами  Республики Узбекистан  от 14 января 1992 года,  от 2 июля 1992 года и от  9 декабря 1992 года, плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

а)   предприятия,   объединения   и   организации   всех    форм собственности,  являющиеся   юридическими  лицами,   а  также   филиалы, представительства  и   иные  обособленные   подразделения   предприятий, объединений, организаций, не являющиеся юридическими лицами, но  имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банковских учреждениях;

б)  организации,  не  состоящие  на  хозяйственном  расчете,  но осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность;

в) созданные на территории Республики Узбекистан  предприятия  с иностранными   инвестициями,   их   дочерние   предприятия   и  филиалы, международные объединения,  осуществляющие хозяйственную  (коммерческую) деятельность  на  принципах  хозяйственного  расчета,  и  находящиеся на территории  Республики  Узбекистан   филиалы  предприятий  и их дочерние предприятия.

г) международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность;

д) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

е)  лица,  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью  без образования юридического лица.


3. Предприятия и  организации, указанные в  подпунктах "а" - "д" настоящего раздела, в дальнейшем именуются "предприятия".



III. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


4.  Объектом  налогообложения  являются  обороты  по  реализации продукции, работ и услуг под которыми понимаются отгруженная  продукция, выполненные работы и оказанные услуги (далее именуются "товары (работы, услуги)", по выставленным расчетным документам в учреждения банков.

Расчетные  документы  за   отгруженную  продукцию,   выполненные работы (услуги) должны быть выставлены  не позже 1 дня после  совершения операции. Если они не выставлены в срок при расчете облагаемого  оборота учитываются  весь   объем  отгруженной   продукции,  выполненных   работ (услуг), по которым существуют исходные данные.


5. Объектом налогообложения являются:

а)   обороты   по   отгруженной   продукции,   как  собственного производства, так и приобретенных на стороне.

В  целях  налогообложения  товаром  считается  все,  что   имеет потребительское   предназначение   и   стоимость   (товар,    продукция, недвижимое имущество, включая  здания и сооружения,  а также электро-  и теплоэнергия, газ, вода, и т.д.);

б)  объекты  выполненных  работ  и  оказанных услуг, связанные с добавлением  (созданием)  потребительской   стоимости,  а  также   новой стоимости;

в) обороты по реализации товаров и услуг внутри предприятия  для собственного   потребления,   затраты   по   которым   не  включаются  в себестоимость  продукции  (работ,  услуг),   в  том  числе  обороты   по реализации  товаров  и  услуг  своим  работникам,  обороты по реализации товаров подсобного хозяйства;

г) обороты по отгруженным товарам без непосредственной  денежной оплаты в обмен на другие товары (по бартерным сделкам);

д) обороты  от безвозмездной  передачи или  передачи с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;

е)  обороты  от  реализации  на территории Республики Узбекистан импортированных  товаров  (работ,  услуг)  и  товаров  (работ, услуг) за иностранную валюту.

В облагаемый  оборот включаются   также суммы  денежных средств, полученные  предприятиями   от  своих   покупателей  (заказчиков)    при реализации  им   товаров  (работ, услуг)   в  виде  финансовой   помощи, пополнения  фондов   специального    назначения  или   направленные   на увеличение прибыли.



IY. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА


6. Для определения облагаемого налогом на добавленную  стоимость оборота принимается  стоимость отгруженных  товаров, выполненных  работ, услуг, по которым предъявлены расчетные документы, исходя из  свободных (договорных)  или  фиксированных  цен  и  тарифов,  без  включения в них налога  на  добавленную  стоимость,  налога  или  пошлины  на  вывозимую продукцию, если таковые в них заложены.

При исчислении  налога на  добавленную стоимость  по подакцизным товарам в облагаемый оборот включается сумма акцизов.

При обмене товарами (работами,  услугами), а также при  передаче товаров  безвозмездно   или  с   частичной  оплатой   облагаемый  оборот определяется,   исходя    из   средневзвешенного    уровня    свободных (договорных)  цен  (включая  акциз),  сложившегося  на  момент обмена по котировке на бирже, а  при наличии на них  государственных фиксированных цен - исходя из этих цен.

При  использовании  внутри  предприятия  товаров  (работ, услуг) собственного производства, затраты по  которым не относятся на  издержки производства  и  обращения,  за  основу  определения облагаемого оборота принимается  стоимость  этих  или  аналогичных  товаров  (работ, услуг), исчисленная  исходя  из  применяемых  по  ним  цен  (тарифов),  а при их отсутствии - фактическая себестоимость.

У   предприятий   при   натуральной   оплате   труда   товарами собственного  производства   облагаемым  оборотом   является   стоимость товаров,  определенная  исходя  из  свободных  (договорных) цен (включая акциз), по которым эти товары  реализуются на сторону, а по  товарам, на которые  применяются  государственные  фиксированные  цены,  - исходя из этих цен.

При   реализации   предприятием    населению,   включая    своих работников, товаров собственного производства по свободным  (договорным) ценам с расчетами  через кассу облагаемый  оборот исчисляется исходя  из этих цен.

По  импортированным  товарам  (если  неизвестна  или отсутствует сумма НДС,  уплаченная в  государственный бюджет  Республики Узбекистан) объектом  налогообложения  является  разница  в  выручке  между покупной (переведенной на рубли) и  проданной стоимостью товаров. В  данном случае объектом  обложения  выступает  стоимость,  добавленная самим резидентом Республики Узбекистан.

Стоимость  возвратной  тары,  в  том числе стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, не включается  в облагаемый оборот, за  исключением реализации такой тары предприятиями-изготовителями.


7. Для предприятий, имеющих длительный производственный цикл (строительные,  строительно-монтажные и ремонтно-строительные, пуско-наладочные,   проектно-изыскательские   и   научные   организации) облагаемым  оборотом   является  стоимость   продукции,  выполненных   и подтвержденных  заказчиками  работ (услуг),  по  которым   предъявлены расчетные  документы  к  оплате,  исходя  из  договорных цен с учетом их изменений, вызванных  в  процессе  производства  продукции,  выполнения работ (услуг), повышением (снижением)  цен на комплектующие, тарифов  на транспортные и другие виды услуг.

8.  Если  при  предъявлении   расчетов  за  отпущенные   товары, выполненные работы, оказанные услуги предприятием-производителем в  цену товара не включена сумма  налога на добавленную стоимость,  то налоговые органы  производят  расчет  суммы  НДС   на  основе  начисления  ее   на налогооблагаемую  базу,  рассчитываемую  в  порядке,  предусмотренном  в пунктах   5-7 настоящей  инструкции.   В данном  случае налогоплательщик уплачиваемые суммы НДС относит на результаты производства и  предъявляет требование  об   уплате  соответствующей   суммы  НДС   предприятиям   - потребителям.

9. Не облагаются налогом:

а)   обороты   по    отгруженной   продукции,    полуфабрикатов, выполненных работ  и услуг  с иными  структурными единицами  предприятия для промышленно-производственных нужд другим структурным единицам  этого же  предприятия  (внутризаводской  оборот).  Под  структурными единицами предприятия  в  данном  продукте  понимаются  структурные  единицы,   не имеющие  расчетного  счета  в  учреждении  банка  и состоящие на балансе основного предприятия.

б) обороты  по разделению  имущества между  членами кооператива, товарищества (общества), учредителями иных видов предприятий  вследствие их  ликвидации.  Данное  положение  не  распространяется на случаи, если имущество ликвидированного предприятия продается другим лицам.

Колхозы,  совхозы  и  другие  сельскохозяйственные  предприятия, специализированные  на   производстве  сельскохозяйственной   продукции, освобождены  от  уплаты  в   бюджет  налога  на  добавленную   стоимость (Постановление  Кабинета  Министров  от  15  июня  1992 года N 284). Эти предприятия  отгрузку  сельскохозяйственной  продукции  осуществляют   с налогом на добавленную стоимость.

10. Предприятия,  освобожденные от  внесения в  бюджет налога на добавленную стоимость  (колхозы, совхозы  и другие  сельскохозяйственные предприятия),   а   также   производящие   продукцию,   работы,  услуги, освобожденные  от  налога  на  добавленную стоимость, приобретают сырье, материалы, топливо, удобрения, комплектующие и другие изделия с  налогом на   добавленную   стоимость   и   относят   суммы   налога  на  затраты производства.


V. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ


11. От налога на добавленную стоимость освобождаются:

1) услуги городского  пассажирского транспорта (кроме  такси), а также  услуги   по  перевозкам   пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным, автомобильным и речным транспортом;

2) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги (см. примечание), оказываемые  населению (включая  квартплату  и  плату  за проживание в общежитиях, за исключением гостиниц);

3)  стоимость  выкупаемого  в порядке приватизации имущества, а также  арендная  плата  арендных   предприятий,  образованных  на базе государственных предприятий (см. примечание);

4) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами  по страхованию;

5) выдача и передача ссуд;

6)  операции,  касающиеся  денежных  вкладов,  текущих   счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг;

7)  операции,   касающиеся  обращения   ценных  бумаг:    акций, облигаций,  сертификатов,  векселей,   чеков,  лотерейных  билетов,   за исключением операций по изготовлению и хранению ценных бумаг;

8)  операции,  касающиеся  обращения  валюты,  денег  и банкнот, являющихся  законными  средствами  платежа,  за исключением тех, которые используются в нумизматических целях;

9) продажа  почтовых марок  (кроме коллекционных,  маркированных открыток, конвертов);

10)  действия,  выполняемые  специально  на  то  уполномоченными органами, за которые взимается государственная пошлина;

11) обороты  казино, игровых  автоматов, выигрыши  по ставкам на ипподромах;

12)  услуги  по  содержанию  детей  в дошкольных учреждениях, по уходу за больными и престарелыми;

13) ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев;

14) услуги с сфере  народного образования, связанные с  учебно - производственным процессом  (см. примечание),  а также плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях;

15)  курсы,   кружки,  секции,   студии  и   уроки,  оплачиваемые непосредственно населением;

16)  выдача,  получение  и  уступка  патентов  на   изобретение, авторских прав, лицензий;

17) услуги,  оказываемые в  области правосудия  членами коллегии адвокатов;

18) проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;

19) услуги связи по выплате пенсий и пособий;

20) гидрометеорологические и аэрологические работы;

21) геологические и топографические работы;

22)  выручка  от  объема  выполненных  работ  по  эксплуатации и ремонту дорог общего пользования (см. примечание);

23) услуги населению по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, обуви,  ремонту  трикотажных  изделий,  сложной  бытовой техники, часов, мебели,  прокату,  изготовлению  и  ремонту детских трикотажных изделий, химической чистке одежды, парикмахерские услуги и услуги бань, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, принадлежащих населению, услуги по  ремонту и  строительству жилья  по заказам  населения, услуги прачечных для  населения;

24) медицинские санаторно-курортные и оздоровительные, (Приложение N 3),  туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической  культуры,  спорта  по  основной  (профильной)   деятельности (см. примечание), пионерских лагерей;

25) производство протезно-ортопедических изделий, инвентаря  для инвалидов и оказание услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, продукция лечебно - производственных (трудовых) мастерских;

26) продукция и услуги  издательств, редакций газет и  журналов, предприятий полиграфии  и книжной торговли; Государственной телерадиовещательной компании, Национального информационного  агентства Узбекистана;

27) продукция и услуги предприятий Общества Красного  Полумесяца Республики  Узбекистан,  Международного  благотворительного фонда "Соглом авлод  учун"  при  условии   использования  высвобождаемых  средств   на выполнение благотворительных задач Общества и фондов;

28) стенографические услуги;

29) услуги  по экологической экспертизе, проводимые уполномоченными государственными организациями;

30) услуги  вневедомственной охраны  при органах  внутренних дел по охране  имущества предприятий,  учреждений, организаций  и граждан за исключением  услуг  по  установке  оборудования  и  монтажу  охранно   - пожарной  сигнализации  квартир  граждан  и помещений объектов народного хозяйства;

31) экспортируемые товары (работы, услуги); (см. примечание);

32) услуги по  транспортировке, погрузке, разгрузке,  перегрузке экспортируемых  товаров,  а  также  иностранных  грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки); (см. примечание);

33)  продукция  и   услуги  киностудий,  кинопроката,   киносети Госкинокомпании   Республики  Узбекистан   и Союза  кинематографистов Узбекистана (по основной деятельности);

34) платные услуги по научно-технической обработке, реставрации, переплету и использованию архивных документов, совершенствованию делопроизводства (по основной деятельности архивов).

Примечание.

а) к услугам  жилищно-коммунального хозяйства, освобожденным  от НДС,   относятся   услуги   водопроводно-канализационного,    теплового, газового,  электроэнергетического  хозяйств,   санитарной  очистки,   по установке и эксплуатации антенн общего пользования, бюро по  технической инвентаризации,   по   эксплуатации   жилищного   фонда,    оплачиваемые населением.

Если  данные  услуги  оплачены  предприятиями,  организациями  и учреждениями, то они не освобождаются от НДС.

б)   если    государственная   собственность    (государственное имущество),  включая  государственные  квартиры,  выкупаются  в  порядке приватизации в  частную собственность,  а также  на базе государственных предприятий  их  самостоятельных  структурных  подразделений  (со  своим балансом и расчетным счетом  в банке) создаются арендные  предприятия (с правом выкупа или  без), то сумма  арендной платы не  облагается налогом на добавленную стоимость.

Данное положение не относится  к случаям, когда часть  имущества государственного  предприятия  (имущественный  комплекс)  передается  на аренду юридическим  (физическим) лицам  и сумма  арендной платы является частью  валового  дохода  предприятия  -  арендодателя  (за  исключением амортизационных отчислений).

в)  под  услугами  в  сфере  народного образования, связанными с учебно-производственным   процессом    понимаются   услуги    учреждений народного  образования  (детсады,  школы,  училища,  и  т.д.),  средне - специальных,  специальных  и  высших  учебных заведений с использованием труда, и интеллектуального потенциала детей, обучающихся и студентов;

г) к работам по эксплуатации и ремонту дорог общего  пользования относятся  работы,  включающие  в  себя  цикл от стадии проектирования и осуществления  непосредственных   работ  по   ремонту  и    эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

Не относится к  работам по эксплуатации  и ремонту дорог  общего пользования:

выручка  от  строительства  новых  дорог  общего  пользования, а также  строительства  и  эксплуатации  подъездных  автомобильных   дорог (когда   данной   дорогой   преимущественно   пользуется    предприятие, организация  для  осуществления  погрузочно-разгрузочных  работ и она не входит в разряд дорог общего пользования).

д)  к   услугам  учреждений   физической  культуры   и   спорта, освобожденным от налога на  добавленную стоимость относятся услуги  этих организаций  по  развитию  массовой  физкультуры  и  спорта;  воспитании спортсменов   в   специализированных   школах,   спортивных  интернатах; проведению   спортивных   мероприятий;    эксплуатации   спортивных    и оздоровительных сооружений, инвентаря;

и)   Под   проведениями   обрядов   и   церемоний   религиозными организациями понимаются услуги  религиозных организаций и  объединений, связанные с осуществлением  уставной деятельности, а  также изготовление и  реализация   их  предприятиями   предметов  культа   и   религиозного назначения,  к  числу  которых  относится  религиозная  утварь, духовная литература, восковые свечи;

ж) экспортируемыми  товарами (работами,  услугами) являются  те, которые отгружены (выполнены, оказаны) иностранным партнерам, к  которым относятся  также  официальные  представительства иностранных государств, производящие  расчеты  за  реализованные  им  товары  (работы, услуги) в иностранной  валюте  через  уполномоченные  банки Республики Узбекистан, которыми  производятся  расчеты  с иностранными партнерами. Экспортерами являются юридические лица,  зарегистрированные на территории  Республики Узбекистан,  получившие  доход  от  реализации  товаров  (работ,  услуг) непосредственно  от  иностранного  партнера,  независимо  от  того,   кто является грузоотправителем. Не являются экспортируемыми товары  (работы, услуги),    отгруженные     (выполненные,    оказанные)     государствам, расположенным  на  территории  в  границах  бывшего СССР, за исключением стран Балтии;

з)  под  услугами,  связанными  с  транспортировкой,   погрузкой, разгрузкой, перегрузкой экспортируемых товаров, понимаются  перечисленные услуги,  оказанные  транспортными,  погрузочно-разгрузочными  и  другими предприятиями   на   последнем   пункте   перед   пересечением  границы, расположенном на территории Республики Узбекистан. Не включаются в  этот перечень  услуги,   оказанные  между   предприятиями,  расположенными   на территории республики.

12.  При  отнесении   вида  деятельности  или   услуг  к   числу освобожденных от налога на добавленную стоимость применяются  отраслевые классификаторы,   разработанные   органами   статистики.  Классификаторы министерств и  ведомств могут  быть применены  только по  согласованию с Главным  государственным  налоговым  управлением  при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Если  предприятие  наряду  с  деятельностью,  освобожденной   от налога  на  добавленную  стоимость  ведет  также деятельность облагаемую налогом,  то  оно  обязано  вести  раздельный  учет затрат и результатов деятельности по  этим видам.  В этом  случае разделение  (распределение) условно  постоянных  расходов  предприятия  осуществляется  по удельному весу  объема  реализации  по  каждому  виду  деятельности в общем объеме реализации.

Ответственность за достоверность учета и отчетности  возлагается на налогоплательщиков.


13.  Перечень  видов  научно-технических  и инновационных работ, освобожденных  от  налога   на  добавленную  стоимость   устанавливается Государственным  Комитетом  по  науке  и  технике при Кабинете Министров Республики  Узбекистан   по  согласованию  с  Министерством  финансов  и Главным государственным налоговым управлением (Приложение N 2).


14. Перечень товаров (работ,  услуг) освобождаемых от налога  на добавленную  стоимость,  является  единым  на всей территории Республики Узбекистан   и ежегодно  может уточняться  Верховным Советом  Республики Узбекистан при рассмотрении бюджета на предстоящий год.



VI. СТАВКИ НАЛОГА


15.  Ставка  налога  установлена  в  размере  25  процентов  - с облагаемого  оборота   по  товарам   (работам,  услугам),    отгруженным (выполненным) по свободным (договорным) ценам и тарифам.

При этом  сумма налога  на добавленную  стоимость исчисляется по формуле:


Sн = ОблОб х 25 / 100;      (1)


где: Sн - сумма налога, взимаемая с потребителей;

ОблОб - облагаемый оборот.

По   товарам  (работам,  услугам)  отгруженным  (выполненным) по фиксированным  ценам  и  тарифам,  а  также при применении цен, тарифов, включающих  в  себя  налог  на  добавленную  стоимость, - исчисляется по формуле;


Sн = ФЦ х 25 / 125;         (2)


где: ФЦ - фиксированная цена.


16.  Размер   ставки  налога   на  всей   территории  Республики Узбекистан   является  единым  и  может  уточняться  Верховным   Советом Республики Узбекистан .



VII. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ЗА ОТГРУЖЕННЫЕ

(ВЫПОЛНЕННЫЕ) ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)


17.  По  отгруженным   товарам,  выполненным  работам,   услугам расчет производится предприятиями:

а)  по  свободным  (договорным)  ценам  и тарифам, с увеличением оптовой цены промышленности на сумму налога на добавленную стоимость.

б) по фиксированным ценам  и тарифам (с указанием  в необходимых случаях  торговых  скидок),  включающим  в  себя  налог  на  добавленную стоимость.


18.  В  расчетных  документах  (поручениях,  требованиях, чеках, аккредитивах  и  других  платежных  документах)  за  отгруженные товары, выполненные  работы,  услуги  сумма  налога  на  добавленную   стоимость выделяется отдельной строкой.

При  отгрузке   товаров,  оказании   услуг,  выполнении   работ, освобожденных от налога, расчетные документы и реестры выписываются  без выделения  сумм  налога  на  добавленную  стоимость  и  на  них делается надпись или  ставится штамп  "Без налога  на добавленную  стоимость" или "без НДС".


19. Реализация  товаров, (работ, услуг) населению  производится по свободным и  фиксированным ценам и  тарифам, включающим в  себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.

На  ярлыках   товаров  и   ценниках,  выставляемых    торгующими организациями, сумма налога не выделяется.



VIII. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГА,

ПОДЛЕЖАЩЕЙ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ


20. Налог  на  добавленную  стоимость  на  приобретаемые сырье, материалы,  топливо,  комплектующие  и  другие изделия, используемые для производственных  целей   на  издержки   производства  и   обращения  не относится, кроме случаев:

- производства товаров  (работ, услуг), освобожденных  от налога на добавленную стоимость в соответствии с п. 11 настоящей инструкции.


21. Сумма налога, подлежащая  взносу в бюджет, определяется  как разница между суммами налога, полученными от покупателей за  отгруженные им товары  (выполненные работы,  услуги), и  суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги,  стоимость которых включается в издержки производства и обращения.


22. Вычет  сумм  налога  по  материальным  ресурсам  (работам, услугам) производится лишь по ресурсам (работам, услугам), списанным  на затраты производства товаров (работ, услуг).

При этом  из суммы  налога на  добавленную стоимость, полученной от покупателей, не исключается  сумма налога, уплаченная поставщикам  по товарам (работам,  услугам), топливу,  воде, энергии,  использованным на непроизводственные нужды.

Уплата налога по  товарам (работам, услугам),  использованным на непроизводственные   нужды,   производится   за   счет   соответствующих источников финансирования.

Основные средства и нематериальные активы отражаются в учете  по стоимости приобретения включая  сумму уплаченного налога,  с последующим списанием на себестоимость.


23. Предприятия-экспортеры продукции,  работ и услуг  производят отгрузку  товаров,  оказывают  услуги  с  начислением  сумм  налога   на добавленную стоимость.


24.  В  случае  возврата   покупателями  товаров  после   оплаты расчетных  документов,  проездных  документов  (билетов), а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ  (услуг) на сумму налога по  таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет.

Перерасчеты  по  налогу  производятся  после  отражения  в учете соответствующих  операций  по   корректировке  оборотов  по   реализации товаров (работ,  услуг) при  условии соблюдения  годичного срока исковой давности.

Если  товары,  на  которые  установлен  гарантийный срок службы, возвращаются в  пределах этого  срока предприятию  - изготовителю, зачет или возврат  налога по  таким товарам  производится независимо  от срока первоначальной оплаты  расчетных документов  покупателями и  поступления налога в бюджет.

При  возврате  в  соответствующих  случаях  товаров,  а  также в случае полного или частичного отказа от акцепта расчетных документов  за товары  производится  корректировка  сумм   налога,  ранее  принятых   в уменьшение платежей, подлежащих уплате в бюджет.


Пример:

Швейной  фабрикой в  январе были  получены по  свободным отпускным ценам ткани на сумму 200 тыс.руб. с уплатой по ним налога  при ставке  25  процентов  в  сумме  50  тыс.руб., которые отражены в дебете счета   68.   В   феврале  фабрика  возвратила   некачественные   ткани поставщику  и  предъявила  ему  к  оплате 50,0 тыс.руб., выделив из этой суммы отдельно налог в размере 10,0 тыс.руб. Налог в сумме 50  тыс.руб., зачтенный  при  определении  сумм,  подлежащих  уплате за январь, должен быть  уменьшен  на  10.0  тыс.руб.  с  отражением в расчете по налогу за февраль.


25.   При   реализации   товаров   (работ,   услуг)  резидентами Республики  Узбекистан   за   иностранную  валюту  взимание  налога   на добавленную стоимость осуществляется  в рублях с  пересчетом полученного дохода по коммерческому  курсу Центрального банка  Республики Узбекистан на момент сделки.

При   этом   объектом   налогообложения   является   добавленная резидентом  Республики   Узбекистан  стоимость,   которая   определяется уменьшением валового дохода на сумму материальных затрат в  соответствии с  законодательством   Республики  Узбекистан.   Материальные   затраты, произведенные  в  иностранной  валюте,  учитываются  в  полном объеме (с уплаченными  косвенными  налогами)  также  с  пересчетом  на  рубли   по коммерческому курсу Центрального банка Республики Узбекистан  на  момент произведения затрат.

Предприятия,  реализовавшее   товары  за   иностранную   валюту, обязаны  продать  часть  валютных  средств Центральному банку Республики Узбекистан   для   направления  в  республиканский   валютный  фонд   по установленному  коммерческому  курсу.  Полученные  от  продажи  суммы  в рублях  учитываются  в  составе  валового  оборота  при определении сумм налога, подлежащего взносу в бюджет за отчетный период.



IX. СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РАСЧЕТОВ


26. Налог на добавленную стоимость уплачивается:


а) ежеквартально исходя  из фактических оборотов по реализованным товарам (работам, услугам)  за истекший квартал в  срок не позднее  20-го числа месяца,  следующего  за  отчетным  кварталом, - предприятиями  со  среднемесячными  платежами налога менее 1500 тыс. сум-купонов;

б)  ежемесячно  исходя  из  фактических  оборотов по реализуемым товарам  (работам,  услугам)  за  истекший  календарный месяц в срок не позднее 20-го числа  следующего месяца -  предприятиями  с месячными платежами от 1500 тыс. сум-купонов до 5000 тыс. сум-купонов;

в)   предприятия   с месячными платежами более  5000  тыс. сум-купонов (что  устанавливается исходя  из объемов  платежей в месяце, предыдущем отчетному)  вносят платежи  в размере  одной трети  расчетной суммы налога 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца.

По  истечении  месяца  налогоплательщики  представляют налоговым органам расчеты, исходя из  фактически сложившихся затрат и  результатов реализации  товаров  (работ,  услуг)  за  месяц,  не  позднее  15   числа, следующего за отчетным месяца.

Если   предприятия   осуществляют   нестабильное    производство продукции, выполнение  работ, оказание  услуг, то  в срок  до начисления авансовых платежей они должны письменно оповестить налоговую инспекцию о получении ими в  отчетном месяце предполагаемого  дохода. В этом  случае начисление  авансовых  платежей  не   производится,  а  предприятия   по истечении месяца представляют  расчеты исходя из  фактически сложившихся затрат и результатов реализации товаров (работ, услуг).

Вновь организованные предприятия,  а также предприятия,  которые ранее   не   являлись   плательщиками,   уплачивают   налог   исходя  из фактического   оборота   за   каждый   истекший   месяц.   По  истечению трехмесячного срока  в зависимости  от размера  среднемесячного платежа, определившегося за указанный  период, плательщики определяют  конкретные сроки  уплаты  налога  (например:  для  определения  сроков  уплаты  для февраля,  марта  и  апреля  берутся  данные  по  расчетам  за IV квартал прошлого года; для мая, июня и июля - за I квартал т.г. и т.д.).

При  несвоевременной  уплате  исчисленных  и  авансовых платежей налоговые органы  имеют право  начислять пени  размере 0,5  процентов от суммы  налога,  начисленной  в  предыдущем  сопоставимом  периоде,   или недоимки за каждый  неуплаченный день, включая  день уплаты, начиная  со следующего дня после наступления срока авансовых платежей.

Днем   уплаты   налога   считается   день   списания   кредитным учреждением  платежа  со  счета   плательщика,  независимо  от   времени зачисления  сумм  на   соответствующий  счет  доходов   государственного бюджета.

В случае,  если срок  уплаты совпадает  с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная  со второго рабочего дня  после выходного (праздничного).

Если  по  расчетам  налогоплательщика,  уплачивающего   декадные платежи по  итогам месяца,  предыдущего отчетному,  в течение  отчетного месяца налогооблагаемый  оборот будет  значительно меньше,  то он обязан не  позднее  12  числа  отчетного  месяца  известить  об  этом письменно налоговую инспекцию.

Уплата   налога   по   предприятиям   и   организациям,  имеющим непосредственное  отношение  к   основной  деятельности   энергетической промышленности,  воздушного  и  железнодорожного  транспорта,  систем по добыче  и  транспортировке  газа,  тепловому и энергетическому снабжению коммунальных  сетей  производится   соответствующими  министерствами   и ведомствами в централизованном порядке.

Перечень  предприятий  и  организаций  министерств  и  ведомств, уплачивающих  налог   в  централизованном   порядке,  может   уточняться Министерством финансов  Республики Узбекистан и Главным  государственным налоговым управлением при Кабинете Министров Республики Узбекистан.


Примечание.  Предприятия    со      среднемесячными     суммами налога   менее      10  тыс. рублей     с    разрешения    руководителей налоговых   органов  могут уплачивать налог один раз в месяц не  позднее 20-го числа, следующего  за отчетным месяцем.


27. Датой совершения оборота считается  следующий день после отгрузки товаров  (выполнения работ, услуг), если  в учреждения  банков расчетные документы не предъявлены раньше.


28.  Плательщики  в  сроки,  установленные  для уплаты налога за отчетный  период,  представляют  налоговым   органам  по  месту   своего нахождения  расчеты  по  форме  согласно  приложению  N  1  к  настоящей инструкции.



Х. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ ПО ТРАНСПОРТНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ


29. Плательщиками налога на добавленную стоимость по транспортным перевозкам являются:

а) Управление  Среднеазиатской железной  дороги (железнодорожные компании, объединения);

б) авиакомпании, авиационно-технические базы и другие предприятия гражданской авиации, по основной деятельности;

в) предприятия речного транспорта;

г)  производственные  предприятия  и  объединения автомобильного транспорта.


30. Обложению налогом подлежит выручка, полученная за  перевозку на  территории   стран  Содружества   независимых  государств    грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и  почты независимо от пункта  конечного назначения пассажира или груза.


31. Налогом на добавленную  стоимость облагаются также все  виды платных услуг,  оказываемые пассажирам  на вокзалах,  в поездах, портах, аэропортах,  (предоставление  постельных  принадлежностей  в  поездах, проживание в  комнатах отдыха,  матери и  ребенка; гостиницах,  хранение багажа  и  грузобагажа,  предоставление  услуг  по  аренде  грузовых   и пассажирских вагонов, самолетов, помещений и т.д.)


32.  при   реализации  билетов   и  оказании   услуг   отдельным категориям граждан, имеющим право  на бесплатный проезд, взимание  налога на  добавленную  стоимость  не  производится.  При реализации билетов по льготным тарифам  налогом облагается  их стоимость  исходя из  указанных тарифов.


33.  При возврате покупателям   до   начала   поездки   денег  за неиспользованные  билеты   (проездные  документы)   в  сумму    возврата включается вся сумма уплаченного налога.

В случае возврата  пассажирами билетов (проездных  документов) в пути следования в связи с  прекращением поездки в возвращенную им  сумму включается налог только за неиспользованное расстояние.



XI. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И

НАСЕЛЕНИЮ (КРОМЕ ОСВОБОЖДЕННЫХ

ОТ УПЛАТЫ НДС)


34.  По  услугам,  цены  (тарифы)  на  которые   устанавливаются государством с включением в них стоимости материалов и запасных  частей, а также  при выполнении  услуг без  оформления квитанций  при договорных формах  организации  труда  облагаемый  оборот  определяется  исходя  из выручки,  полученной   от  оказания   этих  услуг.   Исчисление   налога производится  по   формуле 2,   приведенной  в   пункте  15   настоящей инструкции.

При  этом  в  стоимость   услуги  материалы  и  запасные   части включаются по ценам приобретения без учета на добавленную стоимость.



XII. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ С УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ АУКЦИОНАМИ

И БИРЖАМИ


35.   При   аукционной    продаже   товаров,    в   том    числе импортированных, исчисление налога производится  по ставке в размере  25 процентов с суммы разницы между окончательной ценой реализуемых  товаров и их ценой при поступлении на аукцион, включая сумму налога (по  формуле 2, приведенной в пункте 15).

В  оборот,  облагаемый  по   ставке  в  размере  25   процентов, включается выручка, получаемая от оказания платных услуг при  проведении аукциона, в том числе плата за входные билеты.

Сумма налога, вносимая в  бюджет определяется как разница  суммы НДС  в  составе  облагаемого   оборота   и  суммы  налога,   уплаченного организаторами   аукциона   за   энергию,   воду,   оказанные    другими предприятиями услуги и иные затраты т.д.


Пример:

При первоначальной стоимости товаров, представленных  на аукцион, 125  тыс.рублей их  стоимость по  окончательной цене реализации составила 300 тыс.рублей.  Общая сумма дохода  от проведения аукциона  - 190  тыс.рублей,  из  них  дополнительная  выручка от аукционной продажи товаров - 175  тыс.рублей. 15 тыс.рублей  - прочие доходы.  Материальные и  приравненные  к  ним   издержки  обращения  по  проведению   аукциона составили  70  тыс.рублей,  где  сумма  налога  на добавленную стоимость составила 14 тыс.рублей.


Сумма  налога  в   выручке  от  аукционной   продажи  товара   - 35 тыс.рублей

(175 х 25 : 125)


Сумма налога от прочих доходов - 3 тыс.рублей (15 х 25 /125).


Сумма налога, вносимая в бюджет составляет 24 тыс.рублей

(35 +3) - 14


36. Биржи определяют сумму налога:

а)  С  применением  коэффициента  в  размере  0,20  с   выручки, полученной  в  виде  комиссионного  сбора  со  сделок,  совершаемых   на биржевых торгах;

б) по ставке в размере 25 процентов со стоимости  предоставления брокерских  мест,  плата  за  право  участия  в  торгах, информационно - коммерческих и других платных услуг.


37.  У  предприятий  и  организаций,  осуществляющих  торгово  - посредническую  деятельность  (независимо  от  форм  собственности)   на комиссионной,  комиссионно    -   коммерческой    основе   с    продажей импортированных  и  принятых  от   населения  товаров  и  изделий   (где невозможно определить суммы НДС уплаченной в бюджет в составе  стоимости товара, объектом налогообложения НДС является полученная сумма:

с комиссионных вознаграждений;

с  суммы  разницы  между  ценами  реализации  товаров  и  ценами поступления на комиссию.

Сумма налога  определяется по  формуле 2,  приведенной в  пункте 15,  а  вносимая  в  бюджет  часть  ее  определяется  за  минусом  суммы уплаченной по НДС  за пользование энергией,  потребление воды и  других услуг  сторонних  организаций,  стоимость  которых включается в издержки обращения (без НДС).

При  этом  комиссионные,  комиссионно-коммерческие   организации системы  государственной   торговли  наряду   с  другими    аналогичными предприятиями  других  форм  собственности  применяют  торговые надбавки (комиссионные  сборы)   с  учетом   конъюнктуры  рынка   без  ограничения предельного размера.


Пример:

Товар на  комиссию поступил по  цене - 2000  рублей, был продан  за  3000  рублей.  Материальные  издержки производства составили 400  рублей,  где  сумма  налога  составила  80  рублей.  Сумма  налога, подлежащая уплате в бюджет определяется таким образом:


Общая сумма комиссионного дохода: 3000 - 2000 = 1000 рублей


Сумма налога в составе комиссионного дохода

1000/125 *25 = 200


Сумма налога, вносимая в бюджет: 200 - 90 = 120 рублей.


Пример 2:

Принятый на комиссию  товар, продан по цене 3000  руб. Комиссионная скидка (сбор)  составляет 10% в  сумме 300 руб.,  где налог на добавленную стоимость составляет  60 руб. Подлежит выплате  комитенту 2700  руб.(3000  -  300).  Материальные  издержки  обращения  составляют 150 руб., в том числе налог 30 руб.


Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет составляет 30 рублей.

60 - 30 = 30 рублей



XIII. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ

ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


38. У предприятий  розничной и оптовой  торговли, осуществляющих свою  деятельность  на  основе  договоров  с предприятиями-поставщиками, облагаемых оборотом является:

а)  по   товарам,  включая   импортированные,  реализуемые    по свободным  розничным  ценам,  -  сумма  разницы  между ценами реализации товаров  и  ценами,  по  которым  они  оплачиваются поставщикам, включая сумму налога.

б)  по  товарам,   реализуемым  по  государственным   предельным розничным  ценам,  приобретенным  по  ценам  с  учетом  налога,  - сумма торговых скидок.

При реализации товаров,  по которым производится  дотирование из бюджета, облагаемым оборотом является также суммы торговых скидок.

Исчисление налога производится  с применением коэффициента  0,20 к указанному  выше облагаемому  обороту (по формуле  2, приведенной  в пункте 15 настоящей инструкции).

Торговая надбавка применяется к  ценам, включающим в себя  акциз и налог на добавленную стоимость.


Пример:

. Товар оплачен  поставщику исходя из  свободных отпускных цен на сумму 125  тыс.руб. (в том числе  налог 25 тыс.руб.). Выручка  от продажи  товаров  по  свободным  розничным  ценам составила 150 тыс.руб. Сумма налога - 5 тыс.руб. т.е. (150 тыс.руб. - 125 тыс.руб.) * 0,20


39. Предприятия общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через розничную торговую сеть), а также покупных (включая импортные) товаров  исчисляют налог с применением  коэффициента 0,20 с  суммы дохода, полученного в  виде торговых  надбавок и наценок  (по  формуле  2  приведенной в пункте 15 настоящей инструкции), которые  применяются  к  ценам  приобретения  с налогом.


Пример:

Продукты, которые  использованы для приготовления  блюд, оплачены  поставщику  исходя  из  свободных  отпускных  цен на сумму 125 тыс.руб.  (в  том  числе  налог  25  тыс.руб.).  При торговой надбавке в размере 20% и  наценке в размере  45% сумма полученного  дохода составит 92,5 тыс.руб.


(125 тыс.руб. * 0,20) + ((125 тыс.руб. * 1,2)*0,45)


Сумма налога составит 18,5 тыс.руб.

(92,5 тыс.руб. * 0,20)



XIY. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ДОХОДЫ

ОТ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


40.  Заготовительные,  оптовые,  снабженческо-сбытовые  и другие предприятия,  оказывающие  посреднические  услуги  как  по  поставке  до потребителей продукции, так  и прочие виды  услуг, и получающие  доход в виде наценок, надбавок, вознаграждений, других сборов исчисляют налог  с суммы  этого  дохода  с  применением  коэффициента  0,20  к  облагаемому обороту.  При  этом  наценки,   вознаграждения,  сбора,  применяется   к стоимости товаров, включающей в себя сумму налога.

В исключение из этого порядка снабженческо-сбытовые организации, занимающиеся  оказанием  услуг  по  поставке продукции производственно - технического  назначения,  исчисляют  налог  по  ставке  в  размере   25 процентов  к  облагаемому  обороту,  определенному  исходя  из стоимости реализуемой продукции с  учетом наценки, предъявляемой  покупателям. При этом размер наценки  применяется к цене  поставщика без учета  налога на добавленную стоимость.

При  реализации  предприятиями,  указанными  в настоящем пункте, товаров,  в  том  числе  импортных,  по ценам, превышающим цену покупки, исчисление налога производится  по ставке в  размере 20,00 процентов  от суммы разницы между ценами продажи и покупки, включающими в себя налог.


Пример:

При комиссионном сборе в размере 1% облагаемый оборот посреднической организации при совершении сделки на 500 тыс. руб., включающих налог в сумме 100 тыс.руб., составит 5 тыс.руб. Сумма налога по данной сделке - 1 тыс. руб.

(5 тыс. руб. * 20,00%)


XYI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ И КОНТРОЛЬ

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ


47.  Ответственность  за  правильность  и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.


XYII. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ

КАРТОЧЕК ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ


48. Учет поступления налога на добавленную стоимость по  каждому предприятию-плательщику ведется на карточках  лицевых счетов по форме  N 3  ил  N  6  (приложение  к  инструкции Министерства финансов Республики Узбекистан   и  Главного  государственного  налогового  управления от 26 июня  1992  года  N  2  "О  порядке  ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета  налогов и других  платежей в бюджет") в зависимости от размера среднемесячных платежей:

а) на карточках  лицевых счетов по  форме N 6  - по предприятиям со среднемесячными платежами не менее 500 тыс. руб.;

б)  на  карточках  лицевых  счетов  N  3  -  по  предприятиям со среднемесячными платежами  500 тыс. руб. и более,  уплачивающим по сроку 13-го, 23-го и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в  размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету.


49.  На  плательщиков  налога  на  добавленную  стоимость - лиц, занимающихся   предпринимательской    деятельностью   без    образования юридического лица, открываются карточки лицевых счетов по форме N 1.


























Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск