ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Общие вопросы экономики / Итоги социально-экономического развития /

Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.07.2003 г. "Об итогах развития экономики и социальной сферы за I полугодие 2003 года и реализации мер по важнейшим приоритетным направлениям реформ в этих сферах"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РЕШЕНИЕ

ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.07.2003 г.




ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА И РЕАЛИЗАЦИИ

МЕР ПО ВАЖНЕЙШИМ ПРИОРИТЕТНЫМ

НАПРАВЛЕНИЯМ РЕФОРМ

В ЭТИХ СФЕРАХ



1. Кабинет Министров отмечает, что в первом полугодии 2003 года продолжалась тенденция устойчивого экономического развития, укрепилась макроэкономическая и финансовая стабильность, повысилась платежная дисциплина, усилилась сбалансированность экономики в целом и ее отдельных сфер.

Обеспечен рост ВВП (103,8%), объема производства промышленной (105,5%) и сельскохозяйственной (103,8%) продукции, потребительских товаров (104,0%) и платных услуг (104,4%). Сохранены устойчивые тенденции роста занятости населения - 102,8%. Государственный бюджет исполнен с профицитом в 0,5% к ВВП.

Принимаемые меры по ужесточению денежно-кредитной политики положительно сказываются на темпах инфляции, которая составила в I полугодии 4,2% против 14,4% в 2002 году.

В текущем полугодии совокупный капитал коммерческих банков увеличился на 32%, улучшилась возвратность кредитов. Повысилось доверие к банковской системе - вклады населения на депозитные счета возросли на 44%.

Достигнут существенный прогресс в области дальнейшей либерализации валютной политики, практически достигнута унификация обменных курсов валют, ликвидирована разница в курсах между внебиржевым и параллельным валютными рынками.

В I полугодии 2003 года разгосударствлено и приватизировано 698 предприятий и объектов. Общее поступление средств от приватизации составило 22,5 млрд сум. Обороты вторичного рынка ценных бумаг за полугодие возросли более чем в 1,5 раза.

В текущем году вновь образовано 27,7 тыс. микрофирм, малых и средних предприятий, в результате чего создано 211,4 тыс. новых рабочих мест. Коммерческими банками и внебюджетными фондами на развитие МСБ направлено 104,6 млрд. сум., в том числе 1,7 млрд. сум. под стартовый капитал для начинающих предпринимателей.

В настоящее время на долю малого и среднего предпринимательства приходится 34% ВВП, и в этом секторе трудится 56% всех занятых в экономике.

Положительные сдвиги происходят во внешнеторговой деятельности - внешнеторговый оборот за полугодие вырос почти на 23%, в том числе экспорт - на 41%, экспорт готовой продукции вырос в 1,6 раза. Достигнуто положительное сальдо во внешней торговле в размере 530 млн. долларов США.

Обеспечивается приоритетное развитие фермерских хозяйств. В отчетном периоде на базе 178 убыточных сельскохозяйственных предприятий образовано свыше 11 тыс. фермерских хозяйств. Совершенствуется система расчетов по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и структура управления сельскохозяйственным производством.

Углубились структурные преобразования в экономике за счет привлечения инвестиций. Объем капитальных вложений в экономику вырос на 2,6%. Более 60 процентов всех инвестиций направлено в производственную сферу. За полугодие освоено более 200 млн. долларов США иностранных инвестиций. Размер прямых иностранных инвестиций возрос по сравнению с прошлым годом в 1,9 раза.

В то же время анализ итогов свидетельствует о больших еще не используемых резервах и возможностях, и прежде всего уже созданного производственного потенциала, медленно идут процессы по приватизации, углублению экономических реформ в сельском хозяйстве и капитальном строительстве.

Недостаточными темпами ведется работа по выполнению принятой программы приватизации предприятий. За полугодие в ГАК "Узкимесаноат" приватизировано всего 2 объекта, ГАК "Узбекэнерго" - 3, Агентстве по печати и информации - 4 и Министерстве народного образования - 8 объектов. Медленно проводится эта работа в Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях.

Не удовлетворяет положение дел по привлечению иностранных инвестиций в процессы приватизации, прежде всего крупных предприятий системы НХК "Узбекнефтегаз", АК "Узстройматериалы", ГАК "Узкимесаноат", АК "Узтелеком" и многих других.

Допустили отставание от установленных прогнозов производства продукции в рамках программы локализации ассоциация "Узмясомолпром" (21,6%), ГК "Узфармпром" (22,4%), ассоциация "Узхлопкопром" (23,9%), АО ХК "Файз" (40%), компания "Узбекенгилсаноат" (40,3%), агентство "Узкоммунхизмат" (40,5%) и ГАК "Узкимесаноат" (40,9%). Не начата реализация 33 проектов.

Не обеспечили выполнение за I полугодие т.г. прогнозных параметров поступления доходов в местные бюджеты Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская, Ферганская и Хорезмская области.

Недостаточно ведется работа по расширению производственной и рыночной инфраструктуры на селе.

Крайне медленно идет реализация экономических реформ в капитальном строительстве - продолжают иметь место нарушения в проведении конкурсных торгов, завышения стоимости строительства, не развивается система по оказанию лизинговых и проектно-инжиниринговых услуг.

По-прежнему в системе управления сохраняются административно-командные методы, бюрократизм, вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий. Осуществляется сбор большого числа практически неиспользуемой отчетной информации. Существующая система государственного, отраслевого и территориального управления на всех уровнях становится мощным тормозом на пути проводимых экономических и демократических реформ.


2. Руководителям комплексов Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента, министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям в декадный срок критически рассмотреть итоги хода реализации экономических реформ за I полугодие в регионах, отраслях и секторах экономики, осуществить комплекс необходимых мер, обеспечивающих реализацию задач, поставленных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова и указах Президента Республики Узбекистан по углублению экономических реформ:

от 24 января 2003 г. N УП-3202 "О мерах по кардинальному увеличению доли и значения частного сектора в экономике Узбекистана";

от 24 марта 2003 г. N УП-3226 "О важнейших направлениях углубления реформ в сельском хозяйстве";

от 6 мая 2003 г. N УП-3240 "Об основных направлениях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве".


3. Специальной правительственной комиссии по мониторингу за реализацией принятых документов по углублению экономических реформ (Р.Азимов и К.Туляганов) еще раз критически проанализировать положение дел по исполнению принятых указов Президента Республики Узбекистан и правительственных решений, принять безотлагательные меры по безусловному выполнению намеченных на 2003 год заданий и параметров. Ежеквартально вносить на заседания Кабинета Министров аналитические материалы о ходе и результатах исполнения указов Президента Республики Узбекистан и правительственных решений по вопросам дальнейшей приватизации, повышения роли частного сектора в экономике, углубления экономических реформ в сельском хозяйстве и капитальном строительстве.


4. Республиканской комиссии по подготовке предложений по углублению административной реформы и совершенствованию структуры управления экономикой (Р.Азимов) исходя из принципиальных положений, изложенных в докладе Президента Республики Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров по итогам экономического и социального развития за I полугодие 2003 года, в месячный срок подготовить конкретную Программу и внести ее на рассмотрение Кабинета Министров.


5. Отметить неудовлетворительную работу Госкомимущества и производственных объединений, указанных в пункте 1 настоящего Протокола, по разгосударствлению, приватизации и реализации государственных активов, внедрению принципов корпоративного управления предприятиями и повышению доли частного сектора в отраслях.

Госкомимуществу (Аскаров) в десятидневный срок разработать механизмы, обеспечивающие внедрение в течение III квартала текущего года гибкой системы реализации государственных активов убыточных и экономически несостоятельных предприятий, поэтапной корректировки стартовой цены, а также обеспечить создание информационной системы по доведению до потенциальных инвесторов сведений об эмитентах, котировках акций, объемах продаж и т.д.

О результатах проведенной работы доложить в Кабинет Министров в октябре 2003 года.


6. Министерству экономики, Госкомимуществу, Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий, Министерству финансов в двухнедельный срок определить и внести в Кабинет Министров перечень государственных низкорентабельных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий для их реализации иностранным и отечественным инвесторам по нулевой выкупной цене под конкретные инвестиционные обязательства.


7. Признать неудовлетворительной работу Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (Джураев), хокимиятов Кашкадарьинской (Зайниев), Сурхандарьинской (Кадыров) областей по углублению экономических реформ в сельском хозяйстве регионов, ускорению темпов совершенствования производственных отношений на селе и развитию фермерских хозяйств.

Агропромышленному комплексу Кабинета Министров, Министерству сельского и водного хозяйства, Госкомимуществу Республики Узбекистан в кратчайшие сроки завершить организационные преобразования в системе Министерства сельского и водного хозяйства и его территориальных структур, обеспечить укомплектование их достойными кадрами. О проделанной работе доложить в Кабинет Министров.


8. Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству экономики, Министерству юстиции:

в десятидневный срок подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в части совершенствования арендных форм собственности и системы хозяйствования, защиты прав и интересов семейных подрядчиков и фермеров, базирующейся на договорных отношениях;

совместно с Высшим хозяйственным судом в двухмесячный срок критически проанализировать практику применения штрафных санкций по отношению к сельскохозяйственным производителям.


9. Министерству сельского и водного хозяйства (Джалалов) образовать комиссию из числа специалистов соответствующих министерств и ведомств республики и с выездом в Сырдарьинскую и Джизакскую области в месячный срок разработать конкретные меры по улучшению технического состояния коллекторно-дренажной сети и качественной подготовке земель под посевы сельскохозяйственных культур.


10. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно со страховыми компаниями в двухмесячный срок разработать с учетом международного опыта меры, способствующие внедрению на селе полноценного спектра страховых услуг для сельхозпроизводителей.


11. Указать Комплексу строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента на неудовлетворительный уровень рыночных преобразований в капитальном строительстве, наличие фактов незаконного вмешательства и нарушений процедур организации и проведения конкурсных торгов.

Комплексу строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Кабинета Министров (Туляганов) совместно с:

Министерством экономики, Министерством финансов, Госархитектстроем и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в недельный срок внести в Кабинет Министров проекты правительственных решений о совершенствовании хозяйственных отношений в капитальном строительстве и об утверждении нового положения и структуры Госархитектстроя;

Госкомимуществом принять неотложные меры по завершению в течение 2003 - 2004 гг. процесса разгосударствления и приватизации строительных организаций с образованием на их базе преимущественно частных и совместных предприятий;

Министерством экономики, Министерством высшего и среднего специального образования в месячный срок внести предложения о создании целостной системы подготовки и переподготовки менеджеров в сфере строительства, соответствующих рыночным требованиям.


12. Указать министру финансов (Нурмуродов), председателю Государственного налогового комитета (Сайфиддинов), руководителям их территориальных структур, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей за невыполнение в I полугодии т.г. по отдельным областям и источникам прогнозных показателей по доходам республиканского и местных бюджетов. Считать недопустимым невыполнение доходной части бюджета по Республике Каракалпакстан, Сырдарьинской, Ферганской и Хорезмской областям.

Принять к сведению, что решением объединенной коллегии Министерства финансов и Государственного налогового комитета, хокимиятов областей виновные лица - руководители областных и районных налоговых органов были привлечены к строгой ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.


13. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок провести детальный анализ и внести в Кабинет Министров предложения:

по ликвидации действующей системы распределения лимитируемой и квотируемой продукции и расширению их реализации через биржи, аукционы и другие рыночные механизмы;

о сокращении перечня утверждаемых материальных балансов, сохранив большинство из них как расчетные, необходимые для обоснования основных прогнозных параметров.


14. Считать задачу по пересмотру, сокращению и унификации системы государственной статистической и ведомственной отчетности как важнейший элемент реализации административной реформы.

Государственному комитету по статистике Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2003 года:

критически пересмотреть всю отчетную информацию и сохранить только ту отчетность, которая необходима для оперативного управления производством и реализацией, а также для подготовки балансов и других важных аналитических материалов, используемых для разработки текущих и перспективных прогнозов;

принять меры по сокращению ненужной, неиспользуемой отчетности, особое внимание обратив на суть и содержание форм отчетности, исключив те показатели, в которых нет потребности.


15. Комплексам Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента разработать и реализовать во втором полугодии 2003 года комплекс мер по обеспечению выполнения принятых программ по локализации производства изделий и материалов на базе местного сырья, увеличению собственного производства потребительских товаров за счет дополнительного создания во всех регионах республики предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции (швейных, трикотажных и кожаных изделий и обуви).

О результатах доложить на заседании Кабинета Министров по итогам 2003 года.


16. Республиканской комиссии по подготовке отраслей экономики республики к работе в осенне-зимний период 2003-2004 года (Туляганов) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, местными органами власти обеспечить:

восполнение допущенного отставания и выполнение в целом графика по капитальному ремонту жилых домов, построенных до 1991 года, и качественную подготовку всего жилого фонда к осенне-зимнему периоду 2003-2004 года;

проведение ежемесячного мониторинга и контроля за выполнением утвержденных мероприятий по подготовке отраслей экономики республики к осенне-зимнему периоду, обратив особое внимание на своевременное осуществление ремонтно-восстановительных работ коммуникационных сетей и заготовку необходимого жидкого и твердого топлива.

О ходе проводимых работ доложить на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан по итогам 9 месяцев 2003 года.


17. Министерству сельского и водного хозяйства, ассоциациям "Узагромашсервис", "Узхлопкопром" совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, сельских районов осуществить в июле - августе т.г. необходимые организационно-экономические меры по усилению ухода за хлопчатником и подготовке к уборке хлопка-сырца с тем, чтобы завершить до 10 августа т.г. ремонт и подготовку всей материально-технической базы к приемке хлопка-сырца урожая 2003 года.


18. Контроль за исполнением настоящего Протокола возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Султанова.

Ход выполнения рассмотреть на заседании Кабинета Министров по итогам января - сентября 2003 года.



Председатель

Кабинета Министров                                                 И.Каримов



г. Ташкент

"Народное слово", N 149 (3241) за 22 июля 2003 г.






















Время: 0.2229
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск