Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Электронное правительство. Госуслуги. Открытость деятельности госорганов/ Закон Республики Узбекистан от 09.12.2015 г. N ЗРУ-395 "Об электронном правительстве" (Принят Законодательной палатой 18.11.2015 г., одобрен Сенатом 03.12.2015 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
09.12.2015 г.
N ЗРУ-395
ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Принят Законодательной палатой 18 ноября 2015 г.
Одобрен Сенатом 3 декабря 2015 г.
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области электронного правительства.
Законодательство об электронном правительстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об электронном правительстве, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
электронное правительство - система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения информационно-коммуникационных технологий, а также межведомственного электронного взаимодействия;
государственная услуга - услуга, оказываемая государственными органами по реализации их функций, осуществляемая по запросам заявителей. Государственную услугу могут оказывать также иные организации в случаях, если на них возложены функции по оказанию государственных услуг в соответствии с законодательством;
запрос - требование заявителя, направляемое им государственным органам, об оказании государственной услуги;
заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в государственный орган с запросом;
межведомственное электронное взаимодействие - обмен данными между государственными органами посредством информационно-коммуникационных технологий;
единые идентификаторы электронного правительства - присваиваемые каждому физическому и юридическому лицу, объектам кадастра и недвижимости, географическим и иным объектам уникальные коды, позволяющие идентифицировать их в электронном правительстве;
регламент электронной государственной услуги - нормативно-правовой акт, определяющий порядок и требования к оказанию электронной государственной услуги;
электронная государственная услуга - государственная услуга, оказываемая с применением информационно-коммуникационных технологий.
Основными задачами электронного правительства являются:
обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов, усиление их ответственности и исполнительской дисциплины, создание дополнительных механизмов обеспечения обратной связи с населением и субъектами предпринимательства;
создание на всей территории страны возможностей для заявителей по осуществлению взаимоотношений с государственными органами в рамках электронного правительства;
формирование баз данных государственных органов в рамках возложенных на них функций, Единого портала интерактивных государственных услуг и Единого реестра электронных государственных услуг;
внедрение в системе государственного управления принципа "одно окно" при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства за счет формирования механизмов электронного документооборота, взаимодействия и обмена информацией между базами данных государственных органов;
перевод субъектов предпринимательства на использование электронного документооборота, в том числе в процессах представления статистической отчетности, таможенного оформления, выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, а также получения информации от государственных органов;
расширение использования субъектами предпринимательства систем электронной коммерции, сбыта продукции и осуществления закупок через всемирную информационную сеть Интернет, а также внедрения автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг;
развитие систем безналичных электронных платежей, осуществления государственных закупок, дистанционного доступа и других электронных форм деятельности в банковско-финансовой сфере.
Основными принципами электронного правительства являются:
открытость и прозрачность деятельности государственных органов;
равный доступ заявителей к электронным государственным услугам;
оказание электронных государственных услуг по принципу "одно окно";
унификация документов государственных органов;
использование единых идентификаторов электронного правительства;
постоянное совершенствование порядка оказания электронных государственных услуг;
обеспечение информационной безопасности и кибербезопасности информационных систем и информационных ресурсов электронного правительства.
Статья 6. Принцип открытости и прозрачности
деятельности государственных органов
Деятельность государственных органов в области электронного правительства осуществляется открыто и прозрачно в соответствии с законодательством.
Информация о порядке оказания заявителям электронных государственных услуг является общедоступной и открытой и публикуется на официальных веб-сайтах государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги.
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, предоставляют по требованию заявителя информацию о состоянии рассмотрения его запроса и результатах оказания услуг путем направления соответствующих уведомлений в электронной форме.
Статья 7. Принцип равного доступа заявителей
к электронным государственным услугам
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, обязаны создавать условия равного доступа к электронным государственным услугам для всех заявителей.
Статья 8. Принцип оказания электронных
государственных услуг в "одно окно"
В случаях когда государственному органу, оказывающему электронные государственные услуги, для оказания такой услуги требуется получение документов и сведений, имеющихся в других государственных органах, оказание электронной государственной услуги осуществляется по принципу "одно окно", при котором государственный орган, оказывающий электронные государственные услуги, получает указанные документы и сведения самостоятельно, без участия заявителя посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Статья 9. Принцип унификации документов
государственных органов
Документы государственных органов, используемые при оказании электронных государственных услуг, а также в процессе межведомственного электронного взаимодействия, должны быть унифицированы между собой с учетом исключения из них информации, которая в рамках оказания электронной государственной услуги уже запрашивается другими государственными органами.
Унификация документов осуществляется непосредственно государственными органами совместно с уполномоченным органом в области электронного правительства.
Статья 10. Принцип использования единых
идентификаторов электронного правительства
При оказании электронных государственных услуг, а также в процессе межведомственного электронного взаимодействия используются единые идентификаторы электронного правительства.
Хранение и обработка информации в центральных базах данных электронного правительства, а также информационных системах и информационных ресурсах государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, осуществляются с использованием единых идентификаторов электронного правительства.
Перечень единых идентификаторов электронного правительства, порядок его формирования, ведения и использования, а также порядок установления соответствия заявителя представленному им идентификатору определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 11. Принцип постоянного совершенствования
порядка оказания электронных государственных услуг
Порядок оказания электронных государственных услуг, а также взаимодействия государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, между собой подлежит обязательному совершенствованию, в том числе путем:
устранения и(или) объединения избыточных административных процедур и уменьшения количества согласующих функций государственных органов;
сокращения количества документов, представляемых заявителями;
оптимизации межведомственного электронного взаимодействия;
сокращения сроков оказания электронных государственных услуг.
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, обязаны разрабатывать и осуществлять меры, направленные на постоянное совершенствование порядка оказания электронных государственных услуг.
Принцип обеспечения информационной
безопасности и кибербезопасности информационных систем
и информационных ресурсов электронного правительства
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, обязаны обеспечивать информационную безопасность и кибербезопасность информационных систем и информационных ресурсов, используемых при оказании электронных государственных услуг.
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, принимают необходимые организационно-технические меры по обеспечению защиты и предотвращению несанкционированного доступа к персональным данным, а также к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Персональные данные, хранящиеся в информационных системах и информационных ресурсах государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, используются для обработки, передачи и получения с согласия заявителя, к которому они относятся, за исключением случаев, установленных законодательством.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Статья 13. Органы, осуществляющие государственное
регулирование в области электронного правительства
Государственное регулирование в области электронного правительства осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, уполномоченным органом в области электронного правительства и иными государственными органами.
Статья 14. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области электронного правительства
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области электронного правительства;
утверждает государственные и иные программы в области электронного правительства и осуществляет контроль за их реализацией;
обеспечивает формирование и функционирование электронного правительства в соответствии с его основными принципами;
определяет порядок ведения Единого реестра электронных государственных услуг;
устанавливает порядок функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия;
утверждает регламенты электронных государственных услуг, в оказании которых участвует несколько государственных органов;
утверждает методику оценки качества оказания электронных государственных услуг, а также целевые показатели эффективности реализации проектов электронного правительства.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 15. Полномочия уполномоченного органа
в области электронного правительства
Уполномоченным органом в области электронного правительства является Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Уполномоченный орган в области электронного правительства в пределах своих полномочий:
реализует единую государственную политику в области электронного правительства;
осуществляет выработку предложений по определению приоритетных направлений дальнейшего развития электронного правительства и совершенствованию законодательства об электронном правительстве;
разрабатывает государственные и иные программы в области электронного правительства;
координирует деятельность государственных органов в области электронного правительства;
осуществляет мониторинг в области электронного правительства, формирует и обрабатывает отчетные материалы об оказании электронных государственных услуг, а также межведомственном электронном взаимодействии;
обеспечивает функционирование инфраструктуры электронного правительства в части центральных баз данных, системы межведомственного электронного взаимодействия, Единого портала интерактивных государственных услуг, Центра обработки данных и межведомственной сети передачи данных;
осуществляет оценку качества оказания электронных государственных услуг, а также уровня достижения целевых показателей эффективности реализации проектов электронного правительства;
принимает меры по формированию технической основы электронного правительства на основе стандартов и технических требований по сбору, хранению, обработке, передаче и обмену информацией;
разрабатывает предложения по совершенствованию процедур оказываемых электронных государственных услуг и межведомственного электронного взаимодействия;
осуществляет согласование регламентов электронных государственных услуг;
формирует и ведет Единый реестр электронных государственных услуг;
разрабатывает и реализует меры по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности информационных систем и информационных ресурсов электронного правительства;
участвует в организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственных органов в области электронного правительства;
обеспечивает привлечение инвестиций в развитие электронного правительства в Республике Узбекистан;
осуществляет международное сотрудничество в области электронного правительства.
Уполномоченный орган в области электронного правительства может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 16. Полномочия государственных органов
в области электронного правительства
Государственные органы в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики в области электронного правительства;
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области электронного правительства;
обеспечивают внедрение, развитие и интеграцию информационных систем и информационных ресурсов, а также электронных государственных услуг в области электронного правительства;
разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом в области электронного правительства регламенты электронных государственных услуг в соответствии со сферами их деятельности;
обеспечивают регистрацию оказываемых ими электронных государственных услуг в Едином реестре электронных государственных услуг;
обеспечивают возможность получения электронных государственных услуг по выбору заявителей;
создают необходимые условия для оказания электронных государственных услуг, в том числе лицам с ограниченными возможностями;
обеспечивают бесперебойное функционирование информационных систем и информационных ресурсов, содержащих необходимые сведения для оказания электронных государственных услуг;
принимают меры по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности информационных систем и информационных ресурсов;
принимают меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников в области электронного правительства;
разрабатывают ведомственные планы (программы) развития информационных систем, информационных ресурсов и сетей во взаимоувязке с государственными и иными программами в области электронного правительства;
обеспечивают постоянное функционирование своих официальных веб-сайтов, а также публикацию на них информации о порядке оказания электронных государственных услуг;
обеспечивают внедрение информационно-коммуникационных технологий в своих структурных подразделениях;
обеспечивают возможность получения заявителями информации о ходе оказания электронных государственных услуг через различные формы взаимодействия;
участвуют в разработке предложений по совершенствованию законодательства об электронном правительстве.
Государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 17. Развитие электронного правительства в Республике
Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте
Территориальные программы развития в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте должны быть взаимоувязаны с государственными и иными программами в области электронного правительства.
Органы государственной власти на местах осуществляют реализацию проектов по внедрению электронных государственных услуг, организации межведомственного электронного взаимодействия по согласованию с уполномоченным органом в области электронного правительства.
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Электронные государственные услуги могут быть в виде информационных и интерактивных государственных услуг.
Информационной государственной услугой является электронная государственная услуга, направленная на удовлетворение информационных потребностей заявителей, оказываемая путем публикации и иного распространения информации о деятельности государственного органа.
Интерактивной государственной услугой является электронная государственная услуга, оказываемая заявителю путем двустороннего электронного взаимодействия между заявителем и государственным органом, оказывающим электронные государственные услуги.
Электронные государственные услуги должны быть зарегистрированы в Едином реестре электронных государственных услуг.
В Едином реестре электронных государственных услуг должна содержаться информация о перечне и формате документов и сведений, необходимых для оказания электронной государственной услуги, а также о государственных органах, ответственных за их предоставление.
Порядок ведения Единого реестра электронных государственных услуг определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Информационные государственные услуги должны содержать полную и достоверную информацию.
Интерактивные государственные услуги должны:
создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области технического регулирования по сбору, хранению, обработке, передаче и обмену информацией;
оказываться на основе утвержденного регламента электронной государственной услуги;
обеспечивать безопасный доступ заявителей к услугам, предусматривающим обработку персональных данных;
обеспечивать возможность направления запроса и получения результата электронной государственной услуги;
содержать полную, достоверную и защищенную от несанкционированного доступа информацию.
Статья 21. Требования к запросу об оказании
электронной государственной услуги
Требования к составу, формату, идентификации, порядку оформления и направления запроса об оказании электронной государственной услуги утверждаются регламентом электронной государственной услуги.
Запрос об оказании электронной государственной услуги, требующей идентификации заявителя, как правило, должен быть в виде электронного документа.
Запрос об оказании электронной государственной услуги, направленный в виде электронного документа, приравнивается к запросу, направленному в бумажной форме.
Статья 22. Требования к ответу на запрашиваемую
электронную государственную услугу
Требования к составу, формату, идентификации, порядку оформления и направления ответа на запрашиваемую электронную государственную услугу утверждаются регламентом электронной государственной услуги.
Ответ, направляемый заявителю на запрашиваемую электронную государственную услугу, как правило, должен быть в виде электронного документа и направлен в установленные регламентом электронной государственной услуги сроки.
Ответ на запрашиваемую электронную государственную услугу, направленный в виде электронного документа, приравнивается к ответу, направленному в бумажной форме.
Статья 23. Права заявителя при получении
электронных государственных услуг
Заявитель имеет право:
получать электронные государственные услуги своевременно и в соответствии с утвержденными регламентами электронных государственных услуг;
получать полную и достоверную информацию о порядке оказания электронных государственных услуг;
получать информацию о ходе оказания электронной государственной услуги через различные формы взаимодействия (официальный веб-сайт, телефон, электронную почту, "горячую линию" и другие);
обжаловать решения государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке;
участвовать в оценке качества оказания электронных государственных услуг;
вносить предложения по совершенствованию электронных государственных услуг.
Заявитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 24. Порядок проведения оценки качества
оказания электронных государственных услуг
Оценка качества оказания электронных государственных услуг осуществляется уполномоченным органом в области электронного правительства на основе методики, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а также изучения общественного мнения.
Результаты оценки качества оказания электронных государственных услуг подлежат регулярной публикации в средствах массовой информации.
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, обязаны принимать меры по повышению качества их оказания с учетом результатов оценки.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Инфраструктура электронного правительства состоит из:
центральных баз данных;
системы межведомственного электронного взаимодействия;
информационных систем и информационных ресурсов государственных органов и их комплексов;
официальных веб-сайтов государственных органов и Единого портала интерактивных государственных услуг;
Центра обработки данных и межведомственной сети передачи данных.
Статья 26. Центральные базы данных электронного правительства
Центральными базами данных электронного правительства являются государственные информационные ресурсы, представляющие единые централизованные источники информации, в которых обобщаются и хранятся основные сведения государственных органов для оказания государственных услуг и межведомственного электронного взаимодействия.
При оказании электронных государственных услуг, а также в процессе межведомственного электронного взаимодействия используется информация из центральных баз данных электронного правительства. Другая информация, необходимая для оказания электронных государственных услуг, а также для межведомственного электронного взаимодействия, может храниться в информационных системах и информационных ресурсах государственных органов.
Порядок создания, использования и хранения центральных баз данных электронного правительства устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 27. Система межведомственного электронного взаимодействия,
информационные системы и информационные ресурсы
государственных органов и их комплексы
Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает взаимодействие государственных органов в целях реализации их функций и задач при оказании электронных государственных услуг.
При создании информационных систем и информационных ресурсов государственными органами должна быть предусмотрена возможность их интеграции с центральными базами данных электронного правительства для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
Система межведомственного электронного взаимодействия функционирует на основе требований по сбору, хранению, обработке, передаче и обмену информацией.
Документы, используемые в государственных органах, должны создаваться, отправляться и храниться преимущественно в виде электронных документов в соответствии с законодательством об электронном документообороте.
Перечень документов и информации, передаваемых посредством межведомственного электронного взаимодействия, устанавливается регламентами электронных государственных услуг.
Порядок функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Информационные системы и информационные ресурсы государственных органов в электронном правительстве обеспечивают сбор, хранение, поиск, обработку, а также пользование информацией в пределах полномочий данных органов.
Информационные системы и информационные ресурсы государственных органов в электронном правительстве могут объединяться в комплексы, обеспечивающие сбор, хранение, поиск, обработку, а также автоматизацию процессов электронного взаимодействия этих органов между собой.
Статья 28. Официальные веб-сайты государственных органов
и Единый портал интерактивных государственных услуг
Электронные государственные услуги оказываются заявителям через официальные веб-сайты государственных органов и Единый портал интерактивных государственных услуг, являющийся единой точкой доступа к интерактивным государственным услугам, оказываемым государственными органами.
Государственные органы, оказывающие электронные государственные услуги, размещают информацию о порядке оказания электронных государственных услуг на своих официальных веб-сайтах.
Статья 29. Центр обработки данных и межведомственная
сеть передачи данных электронного правительства
Центр обработки данных электронного правительства обеспечивает хранение и интеграцию ведомственных и межведомственных информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, центральных баз данных электронного правительства.
Взаимодействие между ведомственными и межведомственными информационными системами и информационными ресурсами государственных органов, оказывающих электронные государственные услуги, центральными базами данных электронного правительства осуществляется через межведомственную сеть передачи данных электронного правительства.
Статья 30. Финансирование деятельности по формированию
и развитию электронного правительства
Финансирование деятельности по формированию и развитию электронного правительства осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
Споры в области электронного правительства разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства
об электронном правительстве
Лица, виновные в нарушении законодательства об электронном правительстве, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 33. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Народное слово", 10 декабря 2015 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
14 декабря 2015 г., N 49, ст. 611
"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2015 г., N 12, ст. 451