язык интерфейса

2015 год

2015 год/ Собрание законодательства РУз N 4

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 4



Постановлением Кабинета Министров от 23.01.2015 г. N 9 утвержден План мероприятий по профилактике и лечению гельминтозов у детей на 2015 - 2018 годы.

Среди мероприятий, предусмотренных Планом:

- обеспечение информационного обмена между санитарной и ветеринарной службами о всех случаях гельминтозов, общих для человека и животных;

- проведение лабораторной диагностики гельминтозов среди детей дошкольного (2 - 6 лет), школьного (7 - 10 лет) возрастов;

- проведение санитарно-паразитологических исследований продуктов питания в дошкольных учреждениях и школах, объектов окружающей среды.

Документом поручено Министерству здравоохранения, Министерству народного образования, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству финансов, Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и г. Ташкента, Республиканскому благотворительному Фонду "Махалла" и другим заинтересованным министерствам и ведомствам:

- обеспечить своевременную и качественную реализацию Плана мероприятий по профилактике и лечению гельминтозов у детей на 2015 - 2018 гг.;

- в Правительственную комиссию по реализации Государственной программы по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014 - 2018 гг. ежеквартально представлять отчеты о реализации мероприятий по профилактике и лечению гельминтозов у детей.

Минздраву совместно с Министерством народного образования поручено усилить организационно-разъяснительную и практическую работу, обеспечивающую эффективную реализацию мер по дегельминтизации детей, повышению уровня гигиенических знаний и навыков у детей и родителей, улучшению санитарно-гигиенических условий в общеобразовательных учреждениях.

Документ принят во исполнение Постановления Президента от 1.08.2014 г. N ПП-2221 "О Государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на 2014 - 2018 годы".


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 26.01.2015 г. N 11 для всех предприятий в сфере промышленности и строительства независимо от формы собственности, за исключением микрофирм, введен порядок ежегодного оформления паспортов, отражающих основные производственные и экономические параметры их деятельности, по типовым формам.

Документом Госкомстату, Минэкономики, Минфину, Госархитектстрою совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено разработать и утвердить методологию заполнения паспорта предприятия с учетом особенностей его деятельности и довести до сведения предприятий в сфере промышленности и строительства типовые формы паспортов и методологию по их заполнению.

В срок до 1 апреля 2015 года органы государственного и хозяйственного управления, а также предприятия, не входящие в их структуру, должны обеспечить оформление и представление паспортов с данными за 2014 год органам статистики через Интернет с использованием программно-технологических средств Госкомстата и разместить их на своих официальных веб-сайтах.

В дальнейшем оформление паспортов по вновь созданным и их обновление по действующим предприятиям должны осуществляться ежегодно до 1 апреля.

Ответственность за обеспечение максимальной загрузки мощностей и устойчивой финансово-хозяйственной деятельности предприятий в соответствии с производственными характеристиками, определенными в паспортах предприятий, возложена на руководителей органов государственного и хозяйственного управления и предприятий.

Государственные пакеты акций (доли) указанных предприятий с госдолей в уставном капитале более 50% по согласованию с их акционерами (учредителями) на основании решения Кабинета Министров могут реализовываться частным собственникам по "нулевой" выкупной стоимости с принятием инвестиционных обязательств по восстановлению на их базе производственной деятельности и рабочих мест. Исключение составляют предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики республики.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.01.2015 г. N 14 внесены изменения и дополнения в Перечень племенного материала, технологического и вспомогательного оборудования для развития зооветеринарного обслуживания, компонентов для производства комбикормов, освобождаемых при ввозе на территорию Республики Узбекистан от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление).

Внесенными изменениями указанный Перечень значительно расширен. В него включены матки пчелиные, пчелопакеты, мальки ценных видов рыб: форели, карпа, осетра, сома, икра оплодотворенных осетровых и прочих рыб и их личинки.

Список оборудования, комплектующих и запчастей дополнен расходными материалами и дезинфицирующими средствами, такие как бирка ушная с номером для крупного рогатого скота, инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, дезинфицирующие средства и аналогичные им препараты и изделия.

Документ содержит ряд других изменений.


* * *



Совместным постановлением Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного таможенного комитета и правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 28.01.2015 г. N 2549-1) внесены изменения в Положение об экспорте и импорте программного обеспечения.

Положение приводится в соответствие с ранее принятым Постановлением Кабинета Министров от 21.07.2014 г. N 199, предусматривающим отмену постановки на учет экспортных контрактов в обслуживающих банках.

Теперь разработчики программного обеспечения, включенные в Национальный реестр, реализующие программное обеспечение за иностранную валюту через онлайновые магазины в Интернете, для осуществления экспортных операций без наличия экспортного контракта осуществляют ввод данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи. (Ранее разработчики представляли заявление в обслуживающий уполномоченный банк для принятия указанной сделки на учет.)

Также утратили силу нормы, регламентирующие порядок постановки на учет экспортного контракта.

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования в "Собрании законодательства Республики Узбекистан" N 4 (660) от 2.02.2015 г.


* * *



Постановлением Министерства финансов и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 28.01.2015 г. N 2439-2, внесены изменения и дополнения в формы налоговой отчетности. Данное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, то есть со 2 февраля 2015 года. При этом установлено, что за 2014 год налоговая отчетность представляется в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2014 году.

С новыми формами налоговой отчетности можно ознакомиться на сайте ГНК soliq.uz, а также на нашем сайте norma.uz.

Итак, что же изменилось в налоговых отчетах в 2015 году?


q По налогу на прибыль юридических лиц и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры


q Форма Справки для исчисления текущих платежей по налогу на прибыль юридических лиц и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры дополнена некоторыми сведениями. Во-первых, введены новые графы для налогоплательщиков, полностью освобожденных от уплаты данных налогов, где они должны будут указать как наличие льготы, так и нормативно-правовой акт, по которому предоставлена льгота. Во-вторых, введено "окошко" для ввода минимальной зарплаты, установленной на дату представления Справки. В-третьих, в соответствии со статьями 164 и 300 Налогового кодекса (НК) примечания к Справке дополнены сведениями для налогоплательщиков, чья налогооблагаемая база по налогу на прибыль и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры составляет менее 200-кратного МРЗП, - текущие платежи по данным налогам ими не уплачиваются.


q В Расчет налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры добавлена строка 015, в которой покажут свои прочие доходы по статье 132 НК некоммерческие организации. Данные этой строки должны соответствовать приложению N 8 "Прочие доходы некоммерческих организаций", введенному в Расчет с 2015 года. Они не подлежат налогообложению (кроме доходов от участия в совместной деятельности, дивидендов, процентов и роялти), поэтому вычитаются при заполнении строки 110 "Прибыль, подлежащая налогообложению" Расчета.


q Строка 250 "Налогооблагаемая база по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры" Расчета теперь определяется с учетом изменений, внесенных в статью 296 НК Законом от 4.12.2014 г. N ЗРУ-379: с 2015 года средства, полученные в виде страхового возмещения (страховой суммы) по договорам страхования, а также сумма задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами, списанной в соответствии с законодательством, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

Примечания к Расчету дополнены разъяснениями по его заполнению кредитными организациями.


q Приложение N 1 к Расчету "Сумма превышения арендной платы, рассчитанной исходя из минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом, над арендной платой, установленной договором" приведено в соответствие с условиями договора аренды, который может быть заключен не на весь год или не на весь отчетный период, а на определенное количество месяцев.


q В приложении N 2 к Расчету "Невычитаемые расходы (расходы, включаемые в налогооблагаемую базу)" (строка 040) понятие "страховые премии (взносы) по добровольным видам страхования" приведено в соответствие с определением, принятым в Гражданском кодексе и в Законе "О страховой деятельности", на основании Закона N ЗРУ-379.


q Строка 050 в приложении N 3 к Расчету "Расходы, не вычитаемые из налогооблагаемой базы отчетного периода, но исключаемые из налогооблагаемой базы последующих отчетных периодов (расходы, учтенные на счете 9440)" и в приложении N 4 к Расчету "Ранее произведенные расходы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы за отчетный период (по данным забалансового счета 012)" уточнена и приведена в соответствие с НСБУ N 5 "Основные средства", так как стандартом, кроме ускоренного, предусмотрены и другие методы начисления амортизации.


q Из приложения N 5 к Расчету "Прибыль, освобождаемая от налогообложения" исключены льготы по прибыли инвестиционных фондов, направляемой на покупку акций приватизированных предприятий (строка 034), а также по прибыли, полученной от реализации или ликвидации полностью амортизированных основных средств (строка 036), в связи с их отменой с 1 апреля 2014 года Законом от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359.


q Из приложения N 6 к Расчету "Уменьшение налогооблагаемой прибыли" исключены средства, направляемые на строительство колледжей, академических лицеев, школ и дошкольных общеобразовательных учреждений по решению Кабинета Министров (строка 032), и для банков прирост объемов вкладов физических лиц (строка 037), которые уменьшали налогооблагаемую прибыль в соответствии со статьей 159 НК. Однако с 1 апреля 2014 года данные льготы утратили силу по Закону N ЗРУ-359.

Поэтому в связи с неактуальностью ранее действовавшее приложение N 8 к Расчету "Расчет уменьшения налогооблагаемой прибыли банков на сумму прироста объемов вкладов (срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов) физических лиц" выведено из состава форм налоговой отчетности.


q Наряду с этим Расчет дополнен новым приложением N 8 "Прочие доходы некоммерческих организаций", заполняемым некоммерческими организациями в соответствии со статьей 132 НК.


q Приложение N 15 к Расчету "Справка-расчет налога на прибыль юридических лиц с доходов в виде дивидендов и процентов, подлежащих получению (полученных) резидентами Республики Узбекистан за пределами Республики Узбекистан" дополнено строками, отражающими суммы дивидендов и процентов (в том числе фактически полученных) из стран, с которыми имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, с разграничением этих сумм по ставкам налогообложения - меньшей, равной или превышающей установленную. Такое же разграничение предусмотрено теперь и по уплаченной за пределами РУз сумме налога, по которой имеются подтверждающие факт уплаты документы.


q В приложении N 2 к Расчету налога на прибыль юридических лиц, уплачиваемого нерезидентом, осуществляющим деятельность на территории Республики Узбекистан через постоянное учреждение по строке 040 понятие "страховые премии (взносы) по добровольным видам страхования" также приведено в соответствие с ранее принятыми нормативно-правовыми актами.


q Строка 050 в приложениях N 3 "Расходы, не вычитаемые из налогооблагаемой базы отчетного периода, но исключаемые из налогооблагаемой базы последующих отчетных периодов (расходы, учтенные на счете 9440)" и N 4 "Ранее произведенные расходы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы за отчетный период (по данным забалансового счета 012)" к этому же Расчету уточнена и приведена в соответствие с НСБУ N 5 "Основные средства" в отношении методов начисления амортизации, как уже упоминалось выше.



q По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)


q Для начала отметим, что взамен ранее действующей единой Справки о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц, которая представлялась как на физических лиц, получивших доходы не по месту основной работы, в ГНИ, так и самим работникам для представления в бухгалтерию по месту новой основной работы или заполнения Декларации о совокупном годовом доходе физического лица, в новых формах налоговой отчетности для этих целей предусмотрены 2 отдельные справки:

Справка о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц представляется работодателем по требованию физлица для представления в бухгалтерию по новому месту основной работы или для приложения к Декларации о совокупном годовом доходе физического лица;

Справка о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы, представляется в ГНИ в течение 30 дней после окончания налогового периода на физических лиц, получивших доходы не по месту основной работы (статья 187 НК).

При этом с 1 января 2015 года по доходам физических лиц в виде дивидендов и процентов, облагаемым по фиксированной ставке НДФЛ (в 2015 году - 10%), а также по доходам, облагаемым по установленным минимальной и максимальной ставкам (в 2015 году - 8,5% и 23%), данная справка не представляется.


q В приложении к Справке о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц внесены изменения в графу, выделяющую из общей суммы доходов в виде дивидендов и процентов сумму дивидендов, направленных на выкуп акций или в уставный капитал юридического лица, от которого они получены. В соответствии с изменениями, внесенными Законом N ЗРУ-379 в статью 179 НК, с 1 апреля 2015 года утрачивает силу льгота по доходам физлиц, направленным на приобретение акций приватизируемых предприятий. Поэтому в налоговой отчетности, начиная с 2015 года, такая льгота уже учитываться не будет. В данной графе будут отражаться только дивиденды, направленные в уставный капитал.


q Отмена этой льготы отразилась и в Декларации о совокупном годовом доходе физического лица: в ее пункте 12 теперь нет необходимости указывать сумму средств, направленных на выкуп имущества госпредприятий и приобретение акций приватизируемых предприятий. Ранее в целях налогообложения они подлежали вычету из совокупного дохода физического лица. Также в этом пункте нашли отражение изменения, внесенные в статью 179 НК и касающиеся отмены с 1 апреля 2015 года льготы по доходам граждан, направленным на оплату "страховки" по страхованию имущества, то есть такое направление доходов теперь не учитывается при заполнении Декларации. Наряду с этим налогоплательщик - физическое лицо, пожелавший направить часть своих доходов на долгосрочное страхование жизни, по-прежнему может воспользоваться льготой и вычесть эту сумму из своего налогооблагаемого дохода.



q По налогу на добавленную стоимость (НДС)


q В Сведения о плательщике налога на добавленную стоимость внесено изменение в графу "Отчетный период" - наряду с "кварталом" теперь можно выбрать "месяц". Это нововведение связано с изменениями, внесенными в статью 223 НК: с 1 января 2015 года для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, отчетным периодом при расчете НДС является месяц.


q Также изменения в статье 223 НК повлияли и на Расчет налога на добавленную стоимость, в котором исключены строки, отражающие подлежащий уплате НДС на конец каждого месяца отчетного квартала (0501-0503).

Напомним, что в соответствии с новой редакцией статьи 225 НК предприятия "крупного бизнеса" будут представлять отчет по НДС ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности.


q В приложении N 2 к Расчету "Расчет суммы налога на добавленную стоимость, принимаемого к зачету" нашли отражение изменения, внесенные в Постановление Президента "О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности" (от 28.03.2011 г. N ПП-1512) и Постановление Кабинета Министров "О мерах по совершенствованию структуры управления Государственно-акционерной компании "Узбекенгилсаноат" и стимулированию дальнейшего развития легкой промышленности республики" (от 25.03.2004 г. N 141). В соответствии с ними в строке 0103, отражающей оборот по реализации товаров, работ, услуг, облагаемый по ставке 0%, не учитывается оборот предприятий, реализующих на внутреннем рынке за СКВ текстильные полуфабрикаты предприятиям ГАК "Узбекенгилсаноат". При этом ранее предприятия-покупатели обязаны были подтвердить, что не менее 80% продукции, производимой ими из этих полуфабрикатов, направляется на экспорт. С 1 января 2015 года с предприятий ГАК "Узбекенгилсаноат" это обязательство снято.


q Эти же изменения послужили причиной для отмены примечания к приложению N 6 Расчета.


q Примечание к приложению N 4 Расчета "Обороты по реализации товаров (работ, услуг)" дополнено условием, касающимся юридических лиц, приобретающих товары из госрезерва для последущей реализации. Такие юридические лица в соответствии со статьей 204 НК по строке 0102 покажут положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения товаров из госрезерва.


q В приложении N 6 к Расчету "Расчет реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке" из строки 060 исключена реализация услуг, оказываемых по газоснабжению. Это исключение продиктовано изменениями, внесенными в статью 217 НК: на услуги газоснабжения, оказываемые населению, нулевая ставка отменена. И если прежде выручка, полученная от населения за газ, полностью поступала газоснабжающей организации, то теперь часть ее будет направляться в бюджет в виде НДС. При этом порядок расчета НДС при реализации услуг газоснабжения юридическим лицам не изменился.



q По акцизному налогу


q В формы налоговой отчетности по акцизному налогу введена Справка для начисления текущих платежей по акцизному налогу (по наименованиям подакцизных товаров). Необходимость представления такой справки продиктована изменениями, внесенными в статью 240 НК Законом N ЗРУ-379: с 2015 года плательщики акцизного налога должны уплачивать текущие платежи по налогу 1 раз в месяц не позднее 25 числа в размере 1/3 квартальной суммы акцизного налога. Для определения суммы текущих платежей налогоплательщики до 10 числа первого месяца текущего налогового периода (квартала) должны представлять в ГНИ Справку для начисления текущих платежей по акцизному налогу. Ранее по акцизному налогу были предусмотрены подекадные платежи.


q Изменение порядка внесения текущих платежей по налогу повлекло за собой и изменения в Расчетах акцизного налога по видам товаров и в Справках о сумме акцизного налога, подлежащего вычету при расчете акцизного налога по видам товаров: 3 месячных расчета объединены теперь в 1 квартальный с разбивкой по месяцам, что привело к значительному сокращению количества заполняемых форм отчетности.



q По налогу за пользование водными ресурсами


q С 2015 года предусмотрено, что предприятия - производители безалкогольных напитков вне зависимости от применяемой системы налогообложения (упрощенной или общеустановленной) должны платить налог за пользование водными ресурсами по установленным ставкам. В связи с этим нововведением состав форм налоговой отчетности для данных предприятий дополнен Справкой для исчисления текущих платежей по налогу за пользование водными ресурсами за налоговый период (год), а также Расчетом налога за пользование водными ресурсами.


q В действующих справках для исчисления текущих платежей по налогу за пользование водными ресурсами примечание дополнено определением срока представления справки о сумме налога за пользование водными ресурсами для налогоплательщиков, у которых обязательства по налогу возникли в течение налогового периода. В соответствии со статьей 264 НК они представляют справку не позднее 30 дней с даты возникновения налогового обязательства.


q В приложении к Расчету "Уменьшение налогооблагаемой базы на объем воды, не подлежащий налогообложению" строка 0202, отражающая уменьшение налогооблагаемой базы на объем воды, используемой для изготовления лекарственных средств, исключена в соответствии с изменениями в статье 261 НК: с 1 апреля 2014 года в соответствии с Законом N ЗРУ-359 данная льгота утратила силу.



q По налогу на имущество юридических лиц


q В соответствии с внесенными с 1 января 2015 года Законом N ЗРУ-379 изменениями в статьи 79, 81 и 271 НК юридические лица - плательщики налога на имущество должны встать на учет в ГНИ по месту нахождения объекта недвижимости, то есть произвести пообъектную постановку на учет, а затем представлять отчетность и уплачивать налог по месту расположения имущества независимо от места регистрации юридических лиц. В связи с этими нововведениями претерпели изменения почти все формы отчетности по налогу на имущество юридических лиц.


q Примечания к Справке для исчисления текущих платежей по налогу на имущество юридических лиц (за исключением микрофирм и малых предприятий) за налоговый период (год) и к Справке для исчисления текущих платежей по налогу на имущество юридических лиц (для микрофирм и малых предприятий) за налоговый период (год) дополнены сведениями для вновь созданных юридических лиц и для налогоплательщиков, у которых обязательства по налогу на имущество юридических лиц возникли в течение налогового периода. Такие налогоплательщики представляют Справку не позднее 30 дней с даты возникновения налогового обязательства. При этом заполнять Справку в ГНИ по месту нахождения недвижимого имущества следует только в части недвижимого имущества (зданий, сооружений и незавершенных в нормативные сроки объектов строительства), а по месту налогового учета (регистрации) данное имущество уже учитывать не нужно.


q В Расчет налога на имущество юридических лиц добавлен раздел "Справочно", где следует отражать сумму налога на имущество в целом по предприятию, в том числе по месту налогового учета и по месту нахождения недвижимого имущества (с указанием его месторасположения). Этот раздел заполняется только при представлении Расчета в ГНИ по месту налогового учета.


q В приложении N 1 "Расчет среднегодовой остаточной стоимости (среднегодовой стоимости) объектов налогообложения" и приложении N 2 "Перечень объектов незавершенного строительства, не введенных в действие в нормативные сроки" к Расчету добавлено примечание: при представлении Расчета в ГНИ по месту нахождения недвижимого имущества данное приложение заполняется только в части объектов недвижимого имущества, находящихся по месту их фактического расположения. При этом данная недвижимость не учитывается при представлении Расчета в налоговые органы по месту налогового учета.


q Из приложения N 4 к Расчету "Перечень имущества, не подлежащего налогообложению" исключены строки 0203, 0204, 0206 и 02010 в связи с отменой Законом N ЗРУ-359 с 1 апреля 2014 года льгот:

по имуществу юридических лиц, используемому для нужд учреждений культуры, дошкольных и общеобразовательных учебных заведений;

по имуществу, находящемуся на балансе сельхозпредприятий, используемому для производства и хранения сельхозпродукции (растениеводства, животноводства, рыбоводства);

по спутникам связи;

по имуществу, полученному в лизинг, на срок действия договора лизинга.

То есть в настоящее время такие виды имущества не уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога.


q Примечание приложения N 4 к Расчету также дополнено сведениями, связанными с пообъектной постановкой на учет объектов недвижимости.


q В приложении N 5 к Расчету "Расчет имущества, используемого для производства локализуемой продукции" примечание дополнено разъяснением относительно заполнения и представления этого Расчета в ГНИ по месту нахождения недвижимого имущества:

в строке 030 указывается удельный вес локализуемой продукции в чистой выручке от реализации, рассчитанный в целом по предприятию (представляемый в налоговые органы по месту налогового учета). При этом строки 010 и 020 не заполняются (показатели чистой выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе выручки от локализуемой продукции);

строки 040 "Среднегодовая остаточная стоимость основных производственных средств, используемых исключительно для производства локализуемой продукции" и 050 "Среднегодовая остаточная стоимость основных производственных средств, используемых как для производства локализуемой продукции, так и для другой продукции" заполняются только по объектам недвижимого имущества (здания и сооружения), находящимся по месту их фактического расположения. При этом данная недвижимость не учитывается при представлении Расчета в ГНИ по месту налогового учета.


q Приложение N 6 к Расчету "Корректировка ставки налога на имущество в зависимости от доли экспорта" дополнено пояснением, связанным с обязательством пообъектной постановки на учет: при представлении Расчета в ГНИ по месту нахождения недвижимого имущества в строке 060 "Скорректированная ставка налога на имущество юридических лиц" указывается ставка налога на имущество юридических лиц, рассчитанная в целом по предприятию.



q По земельному налогу с юридических лиц


q Изменения, внесенные Законом N ЗРУ-379 в статью 286 НК, нашли отражение и в налоговых формах: с 2015 года для сельхозпредприятий, не перешедших на уплату единого земельного налога, сокращена периодичность уплаты земельного налога. Теперь налог уплачивают 2 раза в год - до 1 сентября отчетного года - 30% от годовой суммы налога, до 1 декабря отчетного года - оставшуюся сумму налога. Ранее предусматривалась уплата 3 раза в год.

В связи с изменениями в порядке уплаты налога изменилась и одна из форм отчетности по земельному налогу. В Расчете земельного налога с юридических лиц, уплачиваемого за земли сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего налогового периода, 3 строки (0401-0403), отражающие общую сумму земельного налога с разбивкой по срокам уплаты, сокращены до 2.



q По единому социальному платежу (ЕСП) и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд


q В Сведениях о плательщике единого социального платежа и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд исключена графа "месяц" для заполнения отчетного периода: согласно статье 309 НК отчетным периодом для всех категорий налогоплательщиков является квартал. Ранее для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, отчетным периодом был месяц, но это положение было отменено с 2013 года Законом от 25.12.2012 г. N ЗРУ-343.

Также в Сведениях теперь предусмотрена графа для отметки фермерского хозяйства. Для них законодательством установлен отдельный норматив по ЕСП - не менее 50% от МРЗП в месяц на каждого работника.


q Приложение N 1 к Расчету единого социального платежа и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд "Виды выплат, на которые не начисляется единый социальный платеж" дополнено строкой 0205 "Доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного суда Республики Узбекистан, судов общей юрисдикции и хозяйственных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания)". Дополнение обусловлено изменениями в статье 308 НК: на вышеуказанные доходы ЕСП теперь не начисляется.


q В связи с отменой с 1 апреля 2015 года льготы по пособиям, выплачиваемым за счет юридических лиц молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего учебного заведения, отражаемым по строке 0202 приложения N 1, значение этой строки заполняется только по итогам I квартала 2015 года и остается неизменным в течение отчетного налогового периода. Это изменение касается также и приложения N 2 к Расчету "Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд" (строка 0203).


q Приложение N 3 "Справка-расчет минимального размера ЕСП" к Расчету дополнено примечанием: в случае если плательщики ЕСП перешли на исчисление и уплату ЕСП с учетом минимального размера ЕСП в течение отчетного квартала, данная Справка-расчет заполняется только за те месяцы отчетного квартала, в течение которых на них распространялся порядок исчисления и уплаты ЕСП с учетом введения минимального размера ЕСП. К таким категориям плательщиков могут относиться, например, предприятия розничной торговли, общественного питания и строительства (для которых установлены минимальные нормативы численности работников и фонда оплаты труда) или вновь созданные субъекты малого бизнеса (в течение 6 месяцев при определенных условиях), на которых не распространяется порядок исчисления и уплаты ЕСП с учетом введения минимального размера ЕСП в соответствии с Положением (рег. МЮ N 2095 от 13.04.2010 г.).


q С 2015 года введено новое приложение N 4 к Расчету "Информация о суммах начисленных страховых взносах граждан во внебюджетный Пенсионный фонд в разрезе каждого физического лица за ___ квартал 20__ года", где отражаются суммы начисленных страховых взносов граждан по каждому работнику (с указанием Ф.И.О. и ИНН):

на конец предыдущего отчетного периода (при заполнении данных за I квартал соответствующего налогового периода в этой графе ставится значение "0");

за отчетный квартал (ненарастающим итогом), в т.ч. с разбивкой по месяцам квартала;

на конец отчетного периода.



q По единому налоговому платежу (ЕНП)


q В Сведения о плательщике единого налогового платежа внесены изменения, касающиеся численности работников: теперь в этой графе показывается численность работников в среднем за отчетный период, в том числе выделяется численность выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и вузов; надомников; работников унитарных (дочерних) предприятий, представительств и филиалов. Причем данные по численности выделенных категорий работников заполняются 1 раз в год при представлении годового Расчета. Необходимость отражения такой информации по численности продиктована положениями статьи 5 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (от 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328), которые предусматривают, что при определении среднегодовой численности работников субъектами малого предпринимательства учитывается также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах, а превышение установленной численности допустимо в определенных пределах и при определенных условиях при приеме на работу выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев, вузов, а также надомников.


q В строках 030-060 приложения N 1 к Расчету единого налогового платежа "Сумма превышения арендной платы, рассчитанной исходя из минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом, над арендной платой, установленной договором" изменилось понятие "отчетный период". Если прежде в них отражались данные в расчете на год, то теперь расчет производится в соответствии с количеством месяцев действия договора в отчетном периоде.


q Строка 160 "Проценты" приложения N 2 к Расчету "Прочие доходы" не заполняется кредитными организациями, на что указывает и обновленное примечание к этому приложению, так как в соответствии со статьей 148 НК проценты являются частью их основного дохода.


q В приложении N 4 к Расчету "Уменьшение налогооблагаемой валовой выручки" строки 0208 и 0212 исключены из формы отчетности.

В соответствии с изменениями, внесенными с 1 января 2015 года в статьи 355 и 356 НК, единым налоговым платежом облагается выручка от реализации товаров, работ или услуг, которая определяется за минусом налогов, включаемых в цену этих товаров, работ или услуг - НДС, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизтоплива и газа. Поэтому отдельно показывать сумму налога на потребление бензина, дизтоплива и газа для транспортных средств его плательщиками теперь нет необходимости.

Льгота по доходам от реализации или ликвидации полностью амортизированных основных средств (статья 356 НК), уменьшающим налогооблагаемую валовую выручку, отменена с 1 апреля 2014 года Законом N ЗРУ-359, поэтому такие доходы в приложении N 4 к Расчету с 2015 года не учитываются.


q В приложение N 8 к Расчету "Справка-расчет налога на прибыль юридических лиц с доходов в виде дивидендов и процентов, подлежащих получению (полученных) резидентами Республики Узбекистан за пределами Республики Узбекистан" внесены изменения, аналогичные внесенным в приложение N 15 Расчета налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.


q Строки 010 и 020 приложения N 7 к Расчету "Сумма уплаченного за пределами Республики Узбекистан налога на прибыль юридических лиц, подлежащая зачету" будут отражаться теперь за вычетом дивидендов и процентов и налога, уплаченного с доходов в виде дивидендов и процентов соответственно, так как отражение этих данных предусмотрено в приложении N 8 к Расчету.



q По единому земельному налогу


q Форма Расчета единого земельного налога по состоянию на 1 января текущего налогового периода приведена в соответствие с изменениями, внесенными Законом N ЗРУ-379 в статью 369 НК: с 2015 года уплата единого земельного налога производится 2 раза в год - до 1 сентября отчетного года (30% от годовой суммы налога) и до 1 декабря отчетного года (оставшаяся сумма налога), тогда как ранее предусматривалась уплата 3 раза в год.

В связи с этим в Расчете 3 строки (0501-0503), отражающие общую сумму единого земельного налога к уплате за текущий налоговый период с разбивкой по срокам уплаты, сокращены до 2.



q По доходам, полученным рынками


q Строки 070 и 080 Сведений о полученных доходах рынка скорректированы в соответствии со статьями 23 и 387 НК, так как обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений являются составной частью обязательных отчислений в государственные целевые фонды, обязательство по уплате которых сохранено за рынками.

Примечание к Сведениям дополнено положением: в случае если отдельными решениями Кабинета Министров предусматривается, что средства, подлежащие перечислению в бюджет, остаются в распоряжении рынка, то строка 100 уменьшается на сумму средств, остающихся в распоряжении рынка.