язык интерфейса

2012 год

2012 год/ Собрание законодательства РУз N 18

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 18



3 мая 2012 года вступила в силу новая редакция Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", принятого в мае 2000 года.


В соответствии с новой редакцией Закона отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности - предприятиями с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов.


q Согласно новой редакции Закона в среднегодовую численность работников, помимо ранее учитываемых работников унитарных (дочерних) предприятий, представительств и филиалов, включаются и работники, принятые на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.


q Также сокращен период, на который микрофирмы и малые предприятия лишаются льгот, преференций, гарантий и прав, в случае превышения установленной среднегодовой численности работников. Он включает лишь период, в течение которого было допущено превышение (ранее в него входили и последующие 3 месяца).


q Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ремесленническую деятельность, теперь разрешено привлекать учеников (не более 5 человек) для изготовления товаров (работ, услуг) с выплатой им соответствующего вознаграждения.


q Кроме того, Законом закреплено право субъектов предпринимательской деятельности быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства - юридических лиц, свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей (за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке), а также получать кредиты, привлекать на договорных условиях денежные средства и иное имущество других юридических и физических лиц.


q Расширен круг обязанностей предпринимателей. Так, они обязаны также устанавливать размер оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), не ниже установленного законодательством минимального размера, своевременно производить расчеты с ними, страховать в качестве работодателя свою гражданскую ответственность, а также соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей.


q Одна из важнейших гарантий, появившихся в новой редакции Закона, - приоритет прав субъекта предпринимательской деятельности. Это значит, что все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности во взаимоотношениях с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.


q Не менее важным является закрепление в Законе нормы о недопущении недобросовестной конкуренции. В соответствии с ней запрещены действия, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют (могут причинить) убытки другим субъектам предпринимательства - конкурентам либо наносят (могут нанести) ущерб их деловой репутации.


q Согласно новой редакции Закона государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется на уведомительной основе соответствующим госорганом по принципу в "одно окно".


q Субъект предпринимательской деятельности вправе выбрать форму представления отчетности - на бумажном носителе и(или) в электронной форме, подтвержденной электронной цифровой подписью. При этом государство стимулирует ведение субъектами предпринимательства учета в электронном виде путем распространения на льготных условиях или бесплатно программного обеспечения.

В Законе четко определены инстанции по представлению отчетности. Для субъектов малого предпринимательства - это органы государственной статистики и налоговой службы, а для индивидуальных предпринимателей - только налоговые органы.


q В соответствии с новой редакцией Закона заниматься не указанным в учредительных документах видом деятельности разрешено лишь юридическим лицам. А виды деятельности для индивидуальных предпринимателей определяются исключительно Кабинетом Министров.


q Усилены гарантии распоряжения денежными средствами, имеющимися на банковском счете субъекта предпринимательской деятельности, ограничивающие их использование банками или иными кредитными организациями. Это допускается только в том случае, если банк гарантирует возможность беспрепятственного распоряжения этими средствами в пределах находящихся на счете сумм и их наличия при предъявлении требований к счету.

Определен максимальный срок для зачисления поступивших на счет денежных средств, выдачи или перечисления их со счета по распоряжению субъекта. Данные операции не могут быть осуществлены позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае нарушения данного срока банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты.

Кроме того, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк или иная кредитная организация должны уплачивать субъекту предпринимательской деятельности проценты, если иное не предусмотрено договором.

Запрещается истребование информации о наличии денежных средств на банковских счетах субъектов предпринимательской деятельности, а также ее предоставление банками, за исключением случаев, предусмотренных законом.


q Законом также закреплена гарантия рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности. Так, субъекты предпринимательской деятельности вправе обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в госорганы или органы хозяйственного управления, в полномочия которых входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Обращения субъектов предпринимательства, представленные в электронной форме, должны подтверждаться ЭЦП субъекта предпринимательства.

Обращения субъектов предпринимательства, не отвечающие перечисленным в Законе требованиям, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

В Законе закреплен срок рассмотрения обращений - до 1 месяца со дня их поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем в 10-дневный срок сообщается субъекту предпринимательской деятельности, внесшему предложение.


q Законом предусмотрено создание госорганами и органами хозяйственного управления в сети Интернет постоянно обновляемой страницы, предоставляющей субъектам предпринимательства возможность подавать жалобы на неправомерные решения госорганов, действия (бездействие) их должностных лиц.


q Внесены изменения и в порядок проведения проверок. В частности, проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами госналоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о его деятельности, имеющихся в налоговых органах.

Также нашел отражение в Законе порядок проведения уполномоченными законодательством подразделениями налоговых органов краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам и соблюдения правил торговли и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения.


q Ограничено число случаев неприменения финансовых санкций к субъектам предпринимательства при выполнении ими предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме. Данная норма не распространяется на сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранение неоприходованных товаров, нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятие деятельностью без лицензии.


q Новая редакция Закона содержит основания прекращения деятельности субъекта предпринимательства - физического лица - это его решение или решение суда.


* * *



В целях дальнейшего усиления поддержки государства по созданию благоприятных бытовых условий жизни молодым семьям, расширению доступа к недорогому жилью, а также во исполнение Государственной программы "Год семьи" Постановлением Кабинета Министров от 30.04.2012 г. N 124 одобрена Программа по строительству и реконструкции многоквартирных жилых домов в городах, районных центрах и городских поселках в 2012-2013 годах. Согласно данной Программе в 2012 году должно быть построено в г.Нукусе 2 многоквартирных дома (каждый на 96 квартир), Андижане - 1 (на 48 квартир), Бухаре - 2 (на 96 квартир), Кагане - 1 (на 48 квартир), Джизаке - 1 (на 48 квартир), Намангане - 3 (на 144 квартиры), Ангрене - 2 (на 96 квартир), Бекабаде - 1 (на 48 квартир), Алмалыке - 1 (на 48 квартир), Фергане - 2 (на 96 квартир), Маргилане - 2 (на 96 квартир). В Ташкенте будет построено 5 домов (по 48 квартир) в Бектемирском, Мирзо-Улугбекском, Мирабадском, Сергелийском и Алмазарском районах. В остальных районах города Ташкента по одному дому будет построено в 2013 году. Также в 2013 году в Термезе будет построено 5 домов по 24 квартиры каждый, Алмалыке - один на 48 квартир и т.д.

Реализация квартир в указанных домах нуждающимся молодым семьям будет осуществляться на условиях ипотечного кредитования. Отбором молодых семей, нуждающихся в приобретении жилья, в соответствии с Программой будут заниматься комиссии по отбору молодых семей, нуждающихся в жилье, созданные Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента.

Постановлением установлено, что ипотечные кредиты в размере не более 75% от общей стоимости квартир выдаются нуждающимся молодым семьям на основании рекомендаций территориальных комиссий сроком на 15 лет с 3-летним льготным периодом, по процентной ставке, не превышающей ставки рефинансирования Центробанка, после внесения заявителями на специальный счет первоначального взноса в размере не менее 25% стоимости жилья.

Предоставление кредитов молодым семьям для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, в том числе мебели, бытовой техники и других жизненно важных товаров длительного пользования, должно осуществляться в объеме до 200 МРЗП сроком до 3 лет, по процентной ставке не более ставки рефинансирования Центрального банка.


* * *



Приказом министра финансов (зарегистрирован МЮ 3.05.2012 г. N 2357) утвержден Национальный стандарт налогового консультирования (НСНК N 1), регулирующий порядок составления договора об оказании услуг по налоговому консультированию, требования которого обязательны к применению всеми организациями налоговых консультантов. Приказ вступает в силу с 13 мая.


Данный Стандарт не распространяется на оказываемые организацией налоговых консультантов услуги (далее - организация, ОНК) по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и консалтингу по бухучету, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со Стандартом услуги налогового консультирования должны осуществляться на основе письменного договора, заключенного между организацией и юридическими и физическими лицами в двух экземплярах (по одному для каждой стороны).

ОНК предоставлено право заключать договор с клиентом (доверителем) независимо от места его жительства и местонахождения (почтового адреса).

Обязательными условиями договора являются:

предмет договора. Им может быть оказание услуг по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, помощь клиенту при составлении налоговой отчетности; определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с ним; представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, правоохранительных и контролирующих органах по вопросам налогообложения, в том числе в налоговых органах, а также в ходе досудебного урегулирования налогового спора; оказание услуг клиенту (доверителю) во время налоговых проверок. В договор могут быть включены один или несколько видов услуг налогового консультирования;

сроки оказания услуг. Устанавливаются в зависимости от предмета договора. При этом договоры могут предусматривать оказание: разовых (единовременных) услуг (налоговое консультирование по конкретному вопросу или проблеме); консультирование в течение определенного периода (по любым письменным и устным вопросам, связанным с налогообложением в период действия договора); представление интересов клиента (доверителя) в налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органах, а также в суде;

размер, условия и сроки оплаты за оказываемые услуги. Устанавливаются в зависимости от предмета договора и срока оказания услуг. В договоре обязательно должна быть предусмотрена предварительная оплата, а размер оплаты не может быть установлен в зависимости от финансовых результатов (размера получаемой клиентом выгоды) консультирования;

права и обязанности организации и клиента (доверителя);

сведения о наличии полиса страхования гражданской ответственности организации;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, а также за нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

В реквизитах ОНК обязательно указываются номер, дата выдачи квалификационного сертификата налогового консультанта и полиса страхования гражданской ответственности, выданного на имя руководителя организации, а также клиенту должны быть приложены их копии.

В договор могут быть включены и иные условия, соответствующие законодательству.

Организация налоговых консультантов несет ответственность за причинение ущерба клиенту (доверителю) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Она не несет ответственности за последствия услуг, если они возникли в связи с предоставлением клиентом (доверителем) недостоверной информации.

Изменение и расторжение договора осуществляются в порядке, установленном законодательством.