язык интерфейса

2012 год

2012 год/ Собрание законодательства РУз N 52

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 52



Законом от 25.12.2012 года N ЗРУ-343 внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, продиктованные принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2013 год и сокращением периодичности представления налоговой отчетности.

В частности, с 1 января 2013 для исчисления налога на доходы физических лиц и льгот, предусмотренных в размерах, кратных МРЗП, учитывается размер минималки, действующий на 1 января текущего года.

С 1 января предоставляемые банками услуги по электронному дистанционному обслуживанию счетов клиентов освобождаются от НДС.

Также расчет налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики будут представлять в налоговые органы по месту водопользования или водопотребления 1 раз в год: юридические лица (за исключением сельхозпредприятий) - в срок сдачи годовой финансовой отчетности; сельхозпредприятия, не перешедшие на уплату единого земельного налога, - до 15 декабря текущего налогового периода (как и раньше); нерезиденты Узбекистана, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение, и индивидуальные предприниматели - до 25 января года, следующего за налоговым периодом.

От уплаты обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды освобождены микрофирмы и малые предприятия, уплачивающие общеустановленные налоги (кроме производителей подакцизной продукции и добывающих полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами).

Для юрлиц, признанных хозсудом банкротами, на весь период ликвидационного производства приостанавливается начисление не только налога на имущество и земельного налога, но и пени и штрафов по ранее начисленным и не взысканным налогам и другим обязательным платежам.

Документом внесены и другие изменения.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.


* * *



На финише ушедшего года в печати был опубликован Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (от 25.12.2012 г. N ЗРУ-344), который определил порядок оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Закон вступит в силу 26 декабря 2013 года. Следует отметить, что до этого времени данная сфера регулируется документами для служебного пользования заинтересованных служб, обеспечивающих общественную безопасность и борьбу с правонарушениями.

Законом разрешено осуществлять оперативно-розыскную деятельность только уполномоченным оперативным подразделениям государственных органов: МВД, СНБ, ГТК и Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре в целях защиты от противоправных посягательств на законные интересы личности, общества и государства. Запрещается проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какого-либо юридического или физического лица, политической партии, религиозной или другой негосударственной некоммерческой организации.

Причем по уголовным делам полномочия органов, осуществляющих ОРД, разграничены в соответствии с подследственностью, установленной главой 43 Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Так, по уголовным делам, находящимся в производстве органов прокуратуры, оперативно-розыскные мероприятия проводятся только на основании письменного поручения следователя, указания и поручения прокурора.

Наряду с конституционными и процессуальными принципами законности, соблюдения прав и свобод человека Законом введены понятия принципов конспирации и сочетания гласных и негласных методов. Однако полученная таким образом информация не может быть использована для ограничения прав, свобод и законных интересов человека.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий уполномоченные службы, наряду с другими правами, предусмотренными УПК и другими нормативными актами, регулирующими борьбу с правонарушениями, теперь имеют право: на возмездной или безвозмездной основе устанавливать сотрудничество с лицами, изъявившими желание оказать содействие на условиях конфиденциальности; использовать чужое имущество с согласия его собственника или владельца; привлекать специалистов; применять видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие безопасные технические средства; использовать информационные системы оперативно-розыскного назначения. Конфиденциальное сотрудничество с уполномоченными органами запрещено депутатам, сенаторам, судьям, прокурорам, адвокатам.

Перечислены виды оперативно-розыскной деятельности. Вместе с такими традиционными процессуальными действиями, как опрос, сбор образцов для исследования, исследование документов и предметов, введены понятия проверочной закупки, контролируемых приобретения и поставки, снятия информации с технических каналов связи, оперативного внедрения. Кроме того, уполномоченные органы вправе собирать данные о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, либо к работам, связанным с эксплуатацией особо важных и категорированных объектов.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании санкции прокурора по месту нахождения уполномоченного органа. И только в крайних случаях, не терпящих отлагательства, с его последующим обязательным уведомлением в течение 24 часов. Причем если в течение этого времени санкция прокурора не будет получена, то мероприятие должно быть прекращено. Все эти действия рассматриваются как исключительные меры, когда другим образом невозможно предотвратить преступное посягательство.

Проверочная закупка, контролируемое приобретение, оперативное наблюдение, оперативное внедрение, контролируемая поставка, операции под прикрытием, оперативный эксперимент проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а закупку, приобретение и поставку необходимо обязательно согласовать с прокурором. Контролируемая поставка (ввоз, вывоз, транзит), при которой допускается перемещение предметов через таможенную границу Республики Узбекистан, осуществляется с соблюдением требований таможенного законодательства и на основе международных договоров Республики Узбекистан.

Результаты оперативно-розыскной деятельности используются исключительно для выполнения задач, возложенных на уполномоченные органы, и могут быть признаны доказательствами после их проверки и оценки в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Ее материалы могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в органы дознания, следствия, прокурору, в производстве которых находится уголовное дело, для подготовки и проведения следственных действий, а также использоваться при доказывании по уголовным делам в соответствии с нормами УПК.

Все сведения об оперативно-розыскных мероприятиях составляют государственный секрет и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя уполномоченного органа. Работники оперативно-розыскных органов и лица, оказывающие им содействие, находятся под защитой государства. В целях обеспечения их безопасности, а также защиты принадлежащего им имущества предусматриваются специальные меры. Лица, оказывающие содействие уполномоченным органам на условиях конфиденциального сотрудничества, имеют право на получение вознаграждения в установленных размерах за счет средств этих органов.

Работник уполномоченного органа, внедренный в организованную преступную группу, преступное сообщество с целью их разоблачения, освобождается от уголовной ответственности за противоправные деяния в установленном законом порядке.

Осуществление надзора за исполнением данного Закона поручено Генеральному прокурору Республики Узбекистан и подчиненным ему прокурорам.

Решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, действия (бездействие) их работников могут быть обжалованы в вышестоящий орган в порядке подчиненности, прокурору или в суд.


* * *



Постановлением Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год" (от 25.12.2012 г. N ПП-1887) с 1 января 2013 года минимальная база единого налогового платежа с учетом фиксированного налога сохраняется только для предприятий розничной торговли. Остальные плательщики ЕНП, в том числе предприятия сферы услуг, будут уплачивать его с учетом 3-кратной суммы земельного налога.

Эти изменения позволят, во-первых, упростить расчеты ЕНП предприятиям, занимающимся несколькими видами деятельности, особенно оказывающим услуги. Ведь многие из них оказывались в ситуации, когда единый налоговый платеж один квартал приходилось рассчитывать по одной базе, а в следующем - с учетом другой.

Во-вторых, бухгалтеры будут гарантированы от ошибок при определении основного вида деятельности. Ранее его считали двумя способами: нарастающим итогом с начала года - для определения ставки ЕНП по прочим доходам, и за квартал (не нарастающим) - для выявления минимальной базы. Кроме того, им не придется подтверждать правильность выбора минимальной базы.

Бухгалтеры малых предприятий знакомы с этой проблемой не понаслышке. С нового года таких неясностей уже не будет.


Постановлением Президента N ПП-1887 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров "Об утверждении усовершенствованной системы оплаты труда работников народного образования" (от 21.12.2005 г. N 275).

С 1 января 2013 года доплаты учителям общеобразовательных учреждений дифференцированы в зависимости от количества учеников в классе. Так, за проверку тетрадей в малокомплектном классе, где учится до 15 учеников, доплата составит 25%, а в обычном классе, как и ранее, 50% от МРЗП; за классное руководство при количестве учеников в классе до 15 человек - 50% МРЗП; до 20 учеников - 60% МРЗП; до 25 учеников - 70% МРЗП; до 30 учеников - 80% МРЗП; свыше 31 ученика - 100% МРЗП.


Постановлением Президента N ПП-1887 ограничена возможность для взыскания налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщиков.

С 1 января 2013 года налоговые органы могут использовать это право, если налоговая задолженность юридических лиц и их обособленных подразделений составляет не менее 20 МРЗП (на сегодня эта сумма равна 1 591 800 сумам); физических лиц - свыше 5 МРЗП (397 950 сумов).

В соответствии со статьей 65 НК налоговые органы вправе обращать взыскание налоговой задолженности на имущество налогоплательщика на основании искового заявления или подав в хозяйственный суд заявление о выдаче судебного приказа.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 26.12.2012 г. N 362 с 1 января 2013 года введен запрет на транзит сжиженного газа (код ТН ВЭД - 2711) через таможенную территорию Республики Узбекистан автомобильным транспортом. Эта мера принята в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья населения, а также охраны окружающей природной среды.


* * *



Постановлением правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 28.12.2012 г. N 954-6) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках. В частности, уполномоченные банки теперь обязаны своевременно и достоверно вносить информацию в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций.

Из Положения исключена норма, регулирующая выдачу справок о расчетах и поступлении валютной выручки по заключенным договорам (контрактам). Перечень случаев снятия с учета экспортных контрактов расширен ликвидацией предприятия-экспортера.

Вступило в силу с 1 января 2013 года.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 30.12.2012 г. N 834-23) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации. Ими исключено требование о предоставлении юридическими лицами справки о расчетах, выданной уполномоченными банками, при таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.

Корректировке подвергнут ряд граф. Так, например, в графе 40, помимо ранее предусмотренной информации, указываются:

номер товара, указанный в графе 32 предшествующей декларации;

его вес брутто и нетто в килограммах;

количество в дополнительной единице измерения (если таковая имеется);

условное обозначение дополнительной единицы измерения в соответствии с ТН ВЭД (если таковая имеется).

Если товар оформляется из нескольких предшествующих деклараций, каждые сведения указываются отдельно с новой строки.

Вступило в силу с 1 января 2013 года.