ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Экспертные материалы /пкм 281 (НТВ N 40 от 04.10.2012 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Актуально!
ЛЬГОТЫ ОТ ХОКИМИЯТА
2 октября текущего года Постановлением Кабинета Министров N 281 утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям юридических лиц льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры органами государственной власти на местах (далее - Положение), разработанное в соответствии со статьей 30 Налогового кодекса и Законом "О государственной власти на местах" (от 2.09.1993 г. N 913-XII).
Положением определены категории налогоплательщиков, которым могут предоставляться льготы по местным налогам в первоочередном порядке. К ним относятся предприятия:
осуществляющие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства;
включенные в Инвестиционную программу Республики Узбекистан или территориальные инвестиционные программы;
участвующие в развитии инфраструктуры региона.
При этом органы государственной власти на местах могут предоставлять льготы по налогам только в том случае, если:
бюджет соответствующей территории не получает дотацию из вышестоящего бюджета и предоставление льготы не приведет к его дотационности;
обеспечивается полное финансирование расходов местного бюджета соответствующей территории, а также мероприятий, предусмотренных отдельными решениями Президента или Правительства Республики Узбекистан;
сумма возможного недопоступления (потери) доходов в результате предоставления льготы по конкретному налогу возмещается за счет дополнительных поступлений по другим источникам;
объекты, по которым предоставлены льготы по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу, зарегистрированы в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, и в пределах площади земельных участков, указанных в документах, подтверждающих право на земельный участок;
у налогоплательщика отсутствует задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые фонды.
Положением также предусмотрено, что местные органы госвласти могут предоставлять льготы как по одному виду налога, так и по нескольким сразу на срок до 12 месяцев. По заключению соответствующих территориальных госорганов: финансовых, налоговых, экономики и юстиции - их действие может быть продлено еще до 12 месяцев. В последующем льгота по налогу данной категории налогоплательщиков может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет.
Средства, высвобождаемые в связи с предоставлением льгот по налогам, юридические лица должны направлять на мероприятия, связанные с увеличением объемов производства, расширением ассортимента и повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг). В случае нецелевого использования они полностью взыскиваются в соответствующий местный бюджет с начислением пени в установленном порядке.
Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот по налогам регулируется Положением о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет (утверждено постановлением МФ, ГНК и ГТК, зарегистрированным МЮ 2.04.2005 г. N 1463).
Предоставление льгот по налогам осуществляется на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов. Проекты таких решений подлежат обязательному согласованию с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента. Основанием для их подготовки являются обращения налогоплательщиков или предложения депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и соответствующих кенгашей.
Проекты решений о предоставлении льгот по налогам подготавливаются соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов. Они согласовываются с соответствующими территориальными финансовыми и налоговыми органами, органами экономики и юстиции, которые должны в 30-дневный срок со дня получения проекта представить в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов и городов свои заключения по нему:
финансовые и налоговые органы - на предмет ожидаемой оценки выпадающих доходов соответствующего бюджета и влияния предоставления льгот на доходы местного бюджета в сопоставлении с ожидаемыми расходами;
органы экономики - о влиянии предоставления льгот на экономику территории;
органы юстиции - по результатам проведения юридической экспертизы проектов решений о предоставлении льгот по налогам.
В проектах решений о предоставлении льгот по налогам обязательно указываются:
а) категория юридических лиц, которым предоставляется льгота по налогам;
б) вид налога, по которому она предоставляется;
в) срок ее предоставления;
г) цели, на которые направляются высвобождающиеся от налогообложения средства.
Согласованные проекты решений вносятся на рассмотрение Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов. К ним прилагаются пояснительная записка с обоснованием целесообразности предоставления льгот по налогам; расчеты и материалы с оценкой последствий предоставления льгот по налогам для экономики территории, в том числе об их влиянии на поступление доходов в местный бюджет, а также бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.
Решение о предоставлении льгот по налогам вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно принято.
ПРИМЕР. Предприятия, осуществляющие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расположенные в Ташкенте, впервые обращаются в хокимият столицы с просьбой о предоставлении им на 1,5 года льготы по земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.
На основании обращения хокимият Ташкента подготавливает проект решения городского Кенгаша народных депутатов о предоставлении льгот по налогам всем ташкентским юридическим лицам, осуществляющим модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства. В нем указываются:
а) категория юридических лиц, которым предоставляется льгота по налогам: предприятия, осуществляющие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расположенные в г.Ташкенте;
б) налог, по которому предоставляется льгота: льгота предоставляется по земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
в) срок, на который предоставляется льгота. Учитывая, что в нашем случае предприятия обращаются впервые за предоставлением им льгот по налогам сроком на 1,5 года (18 месяцев), а в соответствии с Положением льготы по налогам при первом обращении предприятий могут быть предоставлены только на срок не более чем 12 месяцев: льготы по налогам предоставляются на 12 месяцев;
г) целевое направление высвобождающихся от налогообложения средств: средства, высвобождаемые в связи с предоставлением льгот по земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, юридическими лицами направляются на мероприятия, связанные с увеличением объемов производства, расширением ассортимента и повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг).
Разработанный проект решения о предоставлении льгот по налогам с соблюдением всех условий, предусмотренных пунктом 3 Положения, хокимият Ташкента направляет, например, 25 октября 2012 года на согласование с органами финансов, налоговой службы, экономики и юстиции города, которые в 30-дневный срок со дня его получения, то есть до 23 ноября текущего года, направляют в хокимият столицы свои заключения по данному проекту:
финансовые и налоговые органы - ожидаемую оценку выпадающих доходов городского бюджета и влияния предоставления льгот по налогам на доходы бюджета г.Ташкента в сопоставлении с ожидаемыми расходами;
органы экономики - о влиянии предоставления льгот по налогам на экономику Ташкента;
органы юстиции - о результатах проведения юридической экспертизы проектов решений о предоставлении льгот по налогам.
После этого согласованный с вышеуказанными органами проект решения вносится на рассмотрение городского Кенгаша народных депутатов вместе с пояснительной запиской, обосновывающей целесообразность предоставления льгот по налогам, подписанной заместителем хокима; расчетами и рассмотренными материалами, оценивающими последствия предоставления льгот для экономики территории, в том числе об их влиянии на поступление доходов в бюджет города (к ним также приложены обоснованные расчеты бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот).
Председатель Кенгаша народных депутатов г.Ташкента принимает решение о предоставлении на 12 месяцев льгот по налогам и подписывает его 5 декабря 2012 года, оно вступает в силу с 1 января 2013 года.
Это решение хокимията доводится до сведения соответствующих налогоплательщиков, территориальных органов финансов, налоговой службы, экономики и юстиции и других заинтересованных лиц.
Таким образом, ташкентским предприятиям, осуществляющим модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, решением хокимията столицы предоставляются с 1 января 2013 года по 1 января 2014-го льготы по земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.
При повторном обращении данной категории юридических лиц в хокимият Ташкента о продлении действия ранее предоставленных льгот они могут быть продлены на срок до 12 месяцев. Для этого надо повторить всю процедуру их оформления, что и при первоначальном обращении.
В последующем льгота по налогу данной категории налогоплательщиков может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет.
Зарема МЕНАЛИЕВА,
заведующая сектором
ресурсных налогов и имущества
Министерства финансов.
Порядок предоставления отдельным категориям юридических лиц льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры органами государственной власти на местах
1 |
Право на предоставление льготы по налогам |
Предоставление льгот по налогам допускается в случае, если: соответствующий бюджет региона не получает дотацию из вышестоящего бюджета и предоставление льготы по налогам не приведет к дотационности соответствующего бюджета; обеспечивается полноценное финансирование расходов местного бюджета соответствующего региона, а также мероприятий, предусмотренных отдельными решениями Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан; сумма возможного недопоступления (потери) доходов в соответствующий бюджет в результате предоставления льготы по конкретному налогу возмещается за счет дополнительных поступлений по другим источникам; объекты, по которым предоставлены льготы по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу, зарегистрированы в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, и в пределах площади земельных участков, указанных в документах, подтверждающих право на земельный участок; у налогоплательщика отсутствует задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые фонды.
|
2 |
Категория налогоплательщиков, которым предоставляются льготы по налогам в первоочередном порядке
|
предприятия, осуществляющие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства; предприятия, включенные в Инвестиционную программу Республики Узбекистан или территориальные инвестиционные программы; предприятия, участвующие в развитии инфраструктуры региона.
|
3 |
Срок, на который предоставляются льготы по налогам
|
первоначально на срок до 12 месяцев; продлевается на срок до 12 месяцев (по заключению соответствующих территориальных финансовых органов, органов государственной налоговой службы, органов экономики и юстиции); в последующем льгота может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет.
|
4 |
Решение о предоставлении льготы по налогам
|
Льготы по налогам предоставляются на основании соответствующих решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов.
|
5 |
Порядок согласования проекта решения о предоставлении льготы по налогам |
Проекты решений разрабатываются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов. Согласовываются с соответствующими территориальными финансовыми органами, органами государственной налоговой службы, органами экономики и юстиции, которые в 30-дневный срок со дня представления проекта решения представляют соответствующие заключения по данному проекту на предмет: финансовые и налоговые органы - ожидаемой оценки выпадающих доходов соответствующего бюджета и влияния предоставления льгот по налогам на доходы местного бюджета в сопоставлении с ожидаемыми расходами; органы экономики - влияния предоставления льгот по налогам на экономику региона; органы юстиции - проведения юридической экспертизы проектов решений о предоставлении льгот по налогам.
|
6 |
Вступление в силу решения о предоставлении льготы по налогам
|
С 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение.
|