ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Утратившие силу акты / Банки и иные кредитные организации / План счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках 1999 г., изменения и дополнения к нему /Положение об учетной политике и финансовой отчетности банков (Утверждено Постановлением правления ЦБ от 19.07.2003 г. N 15/9, зарегистрированным МЮ 03.09.2003 г. N 1270)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением правления ЦБ
от 19.07.2003 г. N 15/9,
зарегистрированным МЮ
03.09.2003 г. N 1270
об учетной политике и финансовой
отчетности банков
Данное Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и "О бухгалтерском учете" в целях установления требований к разработке и внедрению политики и процедур бухгалтерского учета и финансовой отчетности в коммерческих банках (далее по тексту - банки).
Основополагающие принципы бухгалтерского учета представляют собой комплекс принципов, концепций и определений, которые позволяют ясно, последовательно, своевременно и понятно выявлять, оценивать, учитывать, формировать и передавать финансовую информацию. Бухгалтерский учет представляет собой процесс, в результате которого, путем использования основополагающих принципов бухгалтерского учета, создается полезная финансовая информации. Целью финансовых отчетов является предоставление информации о финансовом положении, деятельности и изменениях в финансовом положении банка, которая может быть полезной для широкого круга пользователей при принятии ими экономических решений.
В целях эффективного осуществления этого процесса необходимо рассматривать требования с точки зрения передачи финансовой информации заинтересованным лицам. Эти требования обычно подразделяются на две категории - требования внутренних пользователей (руководство банка) и внешних пользователей финансовой информацией.
Внутренние пользователи заинтересованы в информации, содержащейся в финансовых отчетах, хотя они имеют доступ также к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает им выполнять свои обязанности по планированию, принятию решений и контролю.
Внешние пользователи заинтересованы в информации о деятельности и показателях банка, изменениях в финансовом положении банка, которая может быть полезной для широкого круга пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовые отчеты должны удовлетворять общим потребностям большинства пользователей.
1. В соответствии со статьей 41 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает правила бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках.
2. Настоящее Положение распространяется только на бухгалтерский учет и финансовую отчетность в банках и не включает вопросы налогообложения, а также не рассматривает вопросы регулирования, операционные вопросы, вопросы надзора и осуществления расчетов.
3. Основой бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Узбекистан является Закон Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и Международные стандарты финансовой отчетности (далее по тексту - МСФО). Финансовая отчетность, публикуемая банками, а также основные принципы, концепции и определения, которые будут использоваться банками в процессе бухгалтерского учета и отчетности, должны соответствовать Закону Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и МСФО.
4. Центральный банк устанавливает основополагающие принципы и основные правила бухгалтерского учета в банках. Нормативные документы Центрального банка по ведению бухгалтерского учета не предназначены для предоставления подробных процедур бухгалтерского учета, т. е. последовательность шагов, предпринимаемых для достижения определенных целей, или набор установленных форм или методов ведения бухгалтерских операций банком.
5. Нормативные документы, разрабатываемые Центральным банком согласно приложению N 1 по бухгалтерскому учету, предназначены для предоставления правил и направления по применению принципов, концепций и определений бухгалтерского учета в банках. Эти принципы, концепции и определения должны применяться в банке единообразно и последовательно на уровне всех процессов бухгалтерского учета, предпочтительно автоматизировано.
6. Приложение N 1 предусматривает перечень нормативных документов по ведению бухгалтерского учета в банках. На основе нормативных документов Центрального банка банки должны разрабатывать собственную учетную политику и подробные процедуры.
II. ОБЯЗАННОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
СОГЛАСНО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ
ПРИНЦИПАМ БУХУЧЕТА
7. Для реализации цели основополагающих принципов бухгалтерского учета должны быть установлены определенные обязанности совета банка, правления банка, департамента (управления, отдела) бухгалтерского учета и внутреннего аудита банка.
8. Правление банка, по указанию совета банка, должно определить и описать вопросы применения настоящего Положения при создании политики и процедур в учетной деятельности банка.
9. Банки ответственны за создание банковской учетной политики в соответствии с настоящим Положением.
10. Утвержденная учетная политика и процедуры банка подлежат выполнению должностными лицами и сотрудниками банка и должны способствовать им в применении соответствующих принципов бухгалтерского учета и избежании принятия необоснованных решений.
11. В целях обеспечения единообразного и последовательного применения стандартных методов в целом по банку правлением банка утверждаются учетные процедуры. Для эффективного достижения этой цели большая часть процесса бухгалтерского учета должна быть автоматизирована.
12. Все банки обязаны разработать и внедрить документы, регулирующие их учетную деятельность. В случае необходимости Центральный банк дает разъяснение технических вопросов, связанных с применением нормативных документов Центрального банка, разработанных в соответствии с МСФО.
§ 1. Совет банка
13. Совет банка ответственен за применение в учетной деятельности банка настоящего Положения и других нормативных документов Центрального банка по ведению бухгалтерского учета согласно приложению N 1.
14. Совет банка должен вменять в обязанности правления разработку учетной политики и процедур и их применение. Совет утверждает учетную политику, а также пересматривает их не менее одного раза в год до 1 февраля для обеспечения их полного соответствия с нормативными документами Центрального банка по бухгалтерскому учету, разработанными в соответствии с МСФО.
15. Передача советом банка правлению полномочий по разработке учетной политики и процедур не освобождает совет от ответственности за обеспечение того, что эти политика и процедуры банка разработаны и исполняются в соответствии с настоящим Положением.
16. Совет банка должен утверждать годовые финансовые отчеты банка перед опубликованием. При этом совет должен предпринимать все меры для обеспечения полного соответствия публикуемых финансовых отчетов с нормативными документами Центрального банка, разработанными в соответствии с МСФО.
§ 2. Правление банка
17. Правление банка ответственно за разработку и утверждение учетных процедур в соответствии с требованиями нормативных документов Центрального банка.
18. Правление банка ответственно за составление и представление финансовых отчетов банка. Правление банка должно предпринимать все меры, необходимые для обеспечения полного соответствия выпускаемых финансовых отчетов нормативным документам Центрального банка, разработанных в соответствии с МСФО.
§ 3. Департамент (управление, отдел)
бухгалтерского учета банка
19. Департамент (управление, отдел) бухгалтерского учета банка ответственен за соответствующее разъяснение и надлежащее применение технических вопросов, связанных с настоящим Положением и внутренней политикой банка по ведению бухгалтерского учета.
20. Департамент (управление, отдел) бухгалтерского учета банка ответственен за разработку соответствующего внутреннего контроля, методологий бухгалтерского учета и учетных процессов, а также их внедрение внутри банка при применении нормативных документов Центрального банка по ведению бухгалтерского учета, разработанных в соответствии с МСФО.
21. Внутренний аудит каждого банка отвечает за проверку внутреннего контроля, учетной политики и процедур банка, методологии бухгалтерского учета и учетных процессов, их адекватности и их использования в банке при применении нормативных документов Центрального банка по ведению бухгалтерского учета, разработанных в соответствии с МСФО.
22. Внутренний аудит несет ответственность за проведение объективной проверки, оценки и предоставление отчетов о результатах аудита совету банка. При этом, на основе отчетов аудита, совет банка принимает соответствующее решение, обязательное для исполнения в банке.
23. Внутренний аудит направляет совету материалы проверок, замечания и предложения. Совет должен требовать от правления банка периодические отчеты о выполнении замечаний и решений вопросов, выявленных аудиторами.
к Положению
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных документов по ведению
бухгалтерского учета в коммерческих
банках
Балансовый отчет
1.010* |
Нормативный документ по учету денежных средств |
1.020 |
Нормативный документ по учету средств к получению от банков |
1.100 |
Нормативный документ по учету финансовых инструментов |
1.300 |
Нормативный документ по учету ссуд |
1.400 |
Нормативный документ по учету аренды |
1.500 |
Нормативный документ по учету основных средств |
1.600 |
Нормативный документ по учету запасов |
1.620 |
Нормативный документ по учету имущества, приобретенного путем лишения заемщика прав на залоговое имущество |
1.650 |
Нормативный документ по учету инвестиций в недвижимость |
1.700 |
Нормативный документ по учету факторинга |
1.750 |
Нормативный документ по учету нематериальных активов |
1.800 |
Нормативный документ по учету инвестиций в дочерние хозяйственные общества |
1.810 |
Нормативный документ по учету инвестиций в ассоциированные хозяйственные общества |
1.820 |
Нормативный документ по учету доли участия в совместной деятельности |
1.900 |
Нормативный документ по учету обесценения активов |
2.010 |
Нормативный документ по учету депозитов |
2.200 |
Нормативный документ по учету заемных средств |
2.300 |
Нормативный документ по учету вознаграждения работникам |
2.500 |
Нормативный документ по учету налога на доход (прибыль) |
2.600 |
Нормативный документ по учету резервов/условных обязательств |
2.800 |
Нормативный документ по учету долгосрочного долга |
3.000 |
Нормативный документ по учету капитала |
Отчет о прибылях и убытках
4.100 |
Нормативный документ по учету начисления процентов |
4.200 |
Нормативный документ по учету ненаращивания процентов |
4.400 |
Нормативный документ по учету доходов |
4.500 |
Нормативный документ по учету расходов |
Прочее/Раскрытия
9.010 |
Нормативный документ по представлению информации в финансовой отчетности |
9.030 |
Нормативный документ по составлению отчета о денежных потоках |
9.040 |
Нормативный документ по учету чистой прибыли или убытка за период |
9.050 |
Нормативный документ по составлению промежуточной финансовой отчетности |
9.050 |
Нормативный документ по сегментной отчетности |
9.060 |
Нормативный документ по составлению консолидированной финансовой отчетности |
9.100 |
Нормативный документ по раскрытию информации |
9.110 |
Нормативный документ по учету событий, последовавших после даты составления бухгалтерского баланса |
9.120 |
Нормативный документ по раскрытию информации о связанных сторонах |
9.130 |
Нормативный документ по учету прибыли на акцию |
9.140 |
Нормативный документ по учету фундаментальных ошибок |
9.150 |
Нормативный документ по учету изменений в учетной политике |
9.160 |
Нормативный документ по учету прекращаемой деятельности |
9.170 |
Нормативный документ по учету денежных статей |
9.190 |
Нормативный документ по составлению финансовой отчетности в условиях гиперинфляционной экономики |
9.200 |
Нормативный документ по учету переоценки в связи с изменениями валютных курсов |
9.220 |
Нормативный документ по пересчету отчетности зарубежной деятельности |
9.300 |
Нормативный документ по признанию и оценке финансовых инструментов |
9.330 |
Нормативный документ по учету производных инструментов |
9.350 |
Нормативный документ по учету хеджирования |
9.400 |
Нормативный документ по учету правительственных грантов и помощи |
9.410 |
Нормативный документ по учету договоров подряда |
9.420 |
Нормативный документ по учету затрат по займам |
9.500 |
Нормативный документ по учету объединений компаний |
9.900 |
Нормативный документ по учету забалансовых статей |
План счетов
10.100 |
План счетов |
--------------------------------
*) Приводится условная нумерация