ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет /

Инструктивные указания "О практике разрешения споров, связанных с повреждением вагонов, контейнеров и съемных перевозочных приспособлений, принадлежащих железным дорогам" (Госарбитраж СССР, 14.02.1975 г. N И-1-6)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР

14 февраля 1975 г.

N И-1-6

О практике разрешения споров,

связанных с повреждением вагонов,

контейнеров и съемных перевозочных

приспособлений, принадлежащих

железным дорогам


Инструктивные указания


В связи с поступающими запросами и в целях обеспечения единства арбитражной практики разрешения споров, связанных с повреждением вагонов, контейнеров и съемных перевозочных приспособлений, принадлежащих железным дорогам, Госарбитраж СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями:


1. Статьей 162 Устава железных дорог Союза ССР предусмотрено, что за повреждение вагона на железнодорожном подъездном пути и при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя на станции, а также за повреждение контейнера, за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой грузоотправителю съемных перевозочных приспособлений грузоотправитель и грузополучатель уплачивают штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений по расценочной ведомости, утверждаемой Министерством путей сообщения.

При разрешении споров, связанных с взысканием указанного штрафа, арбитражам следует исходить из того, что согласно статье 79 Устава к железнодорожным подъездным путям относятся пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений, связанные с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежащие предприятиям, организациям, учреждениям* или железным дорогам.


2. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за сохранность вагонов, контейнеров и съемных перевозочных приспособлений с момента приема их от дороги и до момента фактической сдачи железной дороге на приемно-сдаточных путях при обслуживании подъездного пути локомотивом ветвевладельца и в местах погрузки и выгрузки - при подаче вагонов локомотивом железной дороги.

За повреждение в указанный период вагонов, контейнеров и за повреждение (утрату) съемных приспособлений грузоотправители и грузополучатели, а также владельцы подъездных путей, если они согласно договорам с грузоотправителями и грузополучателями принимают вместо них от дороги и сдают ей груженые и порожние вагоны, контейнеры и съемные приспособления, обязаны уплатить штраф, предусмотренный ст.162 Устава железных дорог. Этот штраф подлежит взысканию и в случаях, когда повреждение вагонов, контейнеров, повреждение (утрата) съемных приспособлений произошло вследствие неисправности подъездного пути, принадлежащего предприятию, при обслуживании этого пути локомотивом железной дороги или из-за невыполнения предприятием возложенных на него Уставом железных дорог обязательств по освещению, очистке от мусора и снега принадлежащих железной дороге подъездных путей в пределах территории данного предприятия и у фронтов погрузки и выгрузки.

За повреждение вагонов на станции штраф взыскивается в том случае, если их повреждение произошло при погрузке или выгрузке средствами грузоотправителя (грузополучателя).

За повреждение контейнеров, повреждение (утрату) съемных приспособлений грузоотправителем или грузополучателем штраф, предусмотренный ст.162, подлежит взысканию независимо от времени и места повреждения или утраты (на станции, на складе грузоотправителя или грузополучателя и т.п.).

Убытки, понесенные железной дорогой из-за повреждения вагонов, контейнеров, повреждения (утраты) съемных приспособлений грузоотправителями и грузополучателями (и в соответствующих случаях владельцами подъездных путей), подлежат возмещению независимо от того, где произошло повреждение (утрата) и был ли ими уплачен штраф за такое повреждение (утрату).


3. Предусмотренный ст.162 Устава железных дорог штраф подлежит взысканию и в случаях, когда вагон, контейнер или съемные перевозочные приспособления из-за повреждений исключаются из инвентаря. Штраф подлежит взысканию от стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона, контейнера или съемных приспособлений, определенной согласно расценочной ведомости, утвержденной Министерством путей сообщения.


4. Автотранспортные предприятия, осуществляющие транспортно- экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, в соответствии со ст.68 Устава пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные Уставом железных дорог для грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому за повреждение вагонов при погрузке или выгрузке на станции средствами этих предприятий, а также за повреждение контейнеров, за повреждение или утрату съемных перевозочных приспособлений в период с момента приемки их от дороги и до сдачи дороге с этих автотранспортных предприятий подлежат взысканию предусмотренные Уставом штраф и убытки.


5. Госарбитражам следует иметь в виду, что за повреждение вагонов, контейнеров, за повреждение (утрату) съемных перевозочных приспособлений на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих не грузоотправителям или грузополучателям, а объединенным транспортным хозяйствам, предприятиям промышленного железнодорожного транспорта или автотранспортным комбинатам органов автомобильного транспорта или другим ветвевладельцам, которые, согласно заключенному с грузоотправителями и грузополучателями договору на подачу и уборку вагонов, принимают от дороги и сдают ей вместо грузоотправителей и грузополучателей груженые и порожние вагоны, установленный ст.162 Устава железных дорог штраф и убытки подлежат взысканию с этих хозяйств, предприятий и других ветвевладельцев, независимо от того, кто повредил вагоны, контейнеры, съемные перевозочные приспособления.

Если повреждение вагонов, контейнеров и съемных приспособлений было допущено грузоотправителями или грузополучателями, указанные выше ветвевладельцы, уплатившие железной дороге штраф за это повреждение, вправе взыскать его в порядке регресса с виновных грузоотправителей или грузополучателей.


6. Статьей 162 (абзац первый) Устава железных дорог Союза ССР предусмотрено, что порт (пристань) уплачивают железной дороге штраф за повреждение в порту (на пристани) вагонов или контейнеров, или утрату съемных перевозочных приспособлений в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей вагона или контейнера или съемных приспособлений.

При разрешении споров, связанных с повреждением вагонов, контейнеров, повреждением или утратой съемных перевозочных приспособлений парка МПС в морских, речных портах (на пристанях), следует исходить из того, что указанный штраф подлежит взысканию, если порт (пристань) не докажет, что повреждение подвижного состава, повреждение или утрата съемных перевозочных приспособлений произошли не в порту (на пристани).

В тех случаях, когда порты (пристани) являются грузоотправителями или грузополучателями, либо они по поручению внешнеторговых организаций осуществляют транспортно-экспедиторскую обработку экспортных и импортных грузов, а также, когда они по поручению грузоотправителей и грузополучателей принимают от железной дороги и сдают ей груженые и порожние вагоны, контейнеры и съемные перевозочные приспособления, штраф за повреждение вагонов, контейнеров, повреждение или утрату съемных приспособлений подлежит взысканию с портов (пристаней) на общих основаниях.


7. Статьей 82 Устава железных дорог предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожные подъездные пути в период их строительства допускается на условиях временного соглашения между отделением дороги и строительной организацией, отвечающей за сохранность груза, подвижного состава, своевременный возврат его и за безопасность движения.

Согласно типовому Временному соглашению на подачу и уборку вагонов на строящиеся железнодорожные подъездные пути (приложение N 4 к Правилам эксплуатации железнодорожных подъездных путей), за утрату или повреждение подвижного состава железных дорог на строящемся подъездном пути предприятие, осуществляющее строительство, несет ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог. Следовательно, за повреждение подвижного состава парка МПС предприятия и организации, заключившие Временное соглашение на строительство железнодорожных подъездных путей, несут ответственность, установленную ст.162 Устава.


8. В размер убытков, подлежащих взысканию в соответствии со ст.162 Устава железных дорог, включаются стоимость поврежденных частей вагона, контейнера, съемных приспособлений согласно расценочной ведомости, утвержденной МПС, стоимость ремонта согласно плановой калькуляции, накладные расходы и другие убытки, понесенные дорогой вследствие повреждения подвижного состава. При предъявлении претензии и иска истец должен представить документы, подтверждающие понесенные им убытки.

При повреждении вагона, контейнера или съемного приспособления до степени исключения их из инвентаря с грузоотправителя или грузополучателя подлежит взысканию первоначальная стоимость этого вагона, контейнера или съемного приспособления за минусом амортизационных отчислений, начисленных до момента их повреждения, и стоимости оставшихся после разработки вагона, контейнера и съемного приспособления частей и материалов. Кроме этого, грузоотправитель или грузополучатель возмещает расходы по разборке вагона, контейнера или съемного приспособления.


9. В соответствии с Положением о хозяйственном расчете отделений и линейных предприятий железных дорог претензии и иски о взыскании штрафа и убытков в связи с повреждением подвижного состава, съемных приспособлений могут быть заявлены вагонными депо и отделениями железных дорог в порядке и в сроки, установленные Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.

Согласно ст.168 Устава железных дорог и Правилам составления актов для удостоверения обстоятельств, могущих служить основанием для материальной ответственности грузоотправителей и грузополучателей, составляются коммерческие акты или акты общей формы. Для удостоверения факта повреждения вагонов, контейнеров, повреждения (утраты) съемных приспособлений должны быть составлены акты общей формы, а также акты о повреждении вагона или контейнера формы ВУ-25 или ВУ-16К, подтверждающие характер повреждений и стоимость поврежденных частей вагона и контейнера. Технический акт или акт о повреждении контейнера составляется при передаче подвижного состава железной дороге.







__________

* В дальнейшем употребляется термин "предприятие".
































Время: 0.2122
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск