ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /

К разделу 3 Устава железных дорог (статьи 18-50)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗДЕЛ III

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ



К статье 18.

К статье 19.

К статье 20.

К статье 21.

К статье 22.

К статье 23.

К статье 24.

К статье 25.

К статье 26.

К статье 27.

К статье 28.

К статье 29.

К статье 30.

К статье 31.

К статье 32.

К статье 33.

К статье 34.

К статье 35.

К статье 36.

К статье 37.

К статье 38.

К статье 39.

К статье 40.

К статье 41.

К статье 42.

К статье 43.

К статье 44.

К статье 45.

К статье 46.

К статье 47.

К статье 48.

К статье 49.

К статье 50.



К статье 18.


1. В условиях социалистической системы хозяйства планирование перевозок, как и других процессов производства, является объективной необходимостью, обусловленной действием закона планомерного пропорционального развития. Для того  чтобы обеспечить непрерывность процесса расширенного воспроизводства и соблюдение нужных пропорций в развитии народного хозяйства в целом и отдельных его частей, необходимо организовать своевременное и в нужном количестве снабжение промышленности и сельского хозяйства сырьем, топливом, материалами, техникой и своевременную доставку выпускаемой ими промышленной продукции и товаров народного потребления к месту потребления. Иными словами, должны быть установлены не только количество и виды продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, подлежащих производству и распределению по отдельным районам страны, но и определены каналы и сроки их продвижения к потребителям, т.е. запланирована перевозка этой продукции и товаров.


2. В соответствии с общей системой разработки планов экономического и социального развития СССР  планы грузовых перевозок делятся на:

а) перспективные (составляются на пять лет и более длительные сроки), в которых определяются потребности народного хозяйства в грузовых перевозках на планируемый период;

б) текущие (годовые), направленные на обеспечение выполнения перспективных планов и содержащие показатели, конкретизирующие, а в отдельных случаях - уточняющие задания, утвержденные на соответствующий год пятилетки и характеризующие перевозки грузов в предстоящем году с разбивкой по кварталам;

в) оперативные, к которым относятся квартальные и месячные планы перевозок. Они учитывают потребности и особенности перевозок в течение каждого месяца предстоящего квартала, возникающие в процессе выполнения годового плана перевозок.


3. Транспорт призван обеспечить полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках. Эти потребности определяются выполнением социалистическими организациями производственных планов и вытекают из осуществления ими процесса производства и потребления, капитального строительства, товарооборота (в том числе внешнеторгового) и других функций общественного производства. Следовательно, для удовлетворения потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках при планировании перевозок необходимо не только учитывать размешение производства и потребления по районам страны, но и правильно соразмерять и увязывать транспортировку различных грузов с производственно-хозяйственной деятельностью производителей и потребителей соответствующих видов продукции, топлива, сырья, полуфабрикатов и т. д. Это и достигается тем, что планы перевозок грузов составляются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота и имеют задачей установление объема и направлений перевозок, рационального и экономичного использования перевозочных средств в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках с наименьшими транспортными затратами.


4. Одно из требований, предъявляемых к плану перевозок грузов, - его экономическая обоснованность. Экономическое обоснование плана грузовых перевозок должно ответить на основной вопрос планирования: насколько правильно определены объем и направления перевозок на предстоящий период и насколько целесообразно осуществлять перевозки именно железнодорожным транспортом. Важнейшую роль в решении этих вопросов играют управления дорог, которые в лице своих планово-экономических отделов определяют районы тяготения дорог (отделении, станции), т. е. территорию, на которой расположены предприятия, стройки, колхозы, совхозы, торговые и другие организации, осуществляющие транспортные связи через данную дорогу (отделение, станцию), и проводят экономическое обследование данных районов, ставящее целью выявить потребности всех предприятии и организации в грузовых перевозках с учетом транспортных связей, естественных ресурсов и перспектив развития промышленности и сельского хозяйства районов. Полученные данные и кладутся в основу разработки плана перевозок и его экономического обоснования.


5. Основной задачей планирования перевозок является организация рациональных перевозок, обеспечивающих достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Транспорт не создает продукции в вещественной форме и не увеличивает материальных богатств, но участвует в производстве материальных ценностей общества. Расходы по перемещению сырья, топлива, материалов и продукции промышленности и сельского хозяйства из пунктов производства в пункты потребления включаются в стоимость выпускаемой продукции и составляют транспортные издержки производства. Борьба за сокращение транспортных расходов по перевозке ведется прежде всего путем устранения дальних, встречных н других нерациональных перевозок (см. комментарий к ст. 25) и является одним из важных условий выполнения задачи снижения стоимости выпускаемой продукции н экономного расходования государственных средств.


6. Перевозка грузов - продолжение процесса производства. Соответственно и планы перевозок грузов являются продолжением планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота и одним из средств их выполнения. Следовательно, рациональность перевозок и сокращение затрат на перевозку груза в значительной мере зависят от качества составления, научной и экономической обоснованности указанных планов. Все предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства - грузоотправители при составлении своих производственных планов обязаны учитывать необходимость сокращения дальности перевозок и снижения транспортных расходов.


7. Порядок н сроки составления планов перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также перевозок экспортных н импортных грузов определяются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утвержденными Советом Министров СССР 4 января 1970г. (см.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 8. М., 1972, с. 7. В дальнейшем - Основные положения), Правилами планирования перевозок и Положением о годовом и квартальном планировании контейнерных и пакетных перевозок грузов всеми видами транспорта, включая перевозки внешнеторговых грузов н грузов, следующих в прямых смешанных сообщениях, утвержденным постановлением Госплана СССР и Госснаба СССР от 4 апреля 1983 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983, N 9, с. 3-15).


8. Деятельность транспорта по перевозке грузов требует исключительной четкости и точности в ее организации и осуществлении. От своевременности перевозок в значительной мере зависит успех выполнения производственно-хозяйственных планов социалистическими предприятиями и организациями, в конечном счете успех выполнения всего плана экономического и социального развития СССР и дальнейшее повышение эффективности общественного производства. В свою очередь правильная организация и выполнение плана грузовых перевозок зависят от строгого соблюдения планирующими органами и грузоотправителями плановой дисциплины и государственных интересов как на стадии составления планов перевозок, так и в процессе их выполнения. На стадии составления плана перевозок соблюдение плановой дисциплины и государственных интересов сводится прежде всего к правильному определению потребностей хозорганов в грузовых перевозках и своевременному представлению заявок. В процессе выполнения плана перевозок достижение этой цели обеспечивается точным выполнением сторонами обязанностей, вытекающих из плана и из договора перевозки (ст. 37).


9. В основе планирования перевозок грузов лежат планы промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота, определяющие потребности социалистических организаций в грузовых перевозках. Формой выражения, учета и удовлетворения этих потребностей при планировании перевозок являются заявки грузоотправителей на перевозку грузов в предстоящий период, представляемые ими транспортным организациям. Следовательно, реальность плана грузовых перевозок и успех его выполнения обусловлены главным образом тем, насколько правильно заявки отражают действительные потребности грузоотправителей в перевозках и как включаемые в план перевозки сбалансированы с реальными перевозочными ресурсами железных дорог. Подача необоснованных, особенно завышенных заявок на перевозку грузов влечет за собой не только нарушение нормальной работы железных дорог и неоправданные экономические потери в народном хозяйстве, но отрицательно сказывается на имущественных интересах самих грузоотправителей, которые в случае подачи завышенных заявок вынуждены платить штраф за невыполнение плана перевозок (ст. 144), поэтому настоящая статья прямо устанавливает обязанность грузоотправителей не допускать завышенных заявок на перевозку грузов.


10. План перевозок подлежит не только безусловному, но и точному выполнению как грузоотправителями, так и железной дорогой. В этих целях грузоотправители обязаны прежде всего своевременно и ритмично предъявлять грузы к перевозке в размерах, предусмотренных планом. Поскольку планируется не отгрузка груза, а его перевозка в целом (по дорогам назначения), грузоотправители обязаны также предъявлять к перевозке грузы соответствующего направления (см. комментарий к ст. 36).


11. Одним из резервов экономии государственных средств при грузовых перевозках является ускорение перевозок и, в частности, сокращение времени погрузки и выгрузки грузов. Задержка перевозочных средств под погрузкой и выгрузкой не только увеличивает непроизводительные простои транспорта и уменьшает его провозную способность, но и увеличивает время, на которое огромные массы имущества социалистических организаций выключаются из оборота и омертвляются. Поэтому грузоотправители и грузополучатели обязаны осуществлять погрузку и выгрузку в установленные сроки (ст. 49) и обеспечивать выполнение погрузочно-разгрузочных работ равномерно в течение всех дней недели, в том числе в выходные, предпраздничные и праздничные дни. По этим же причинам и железные дороги обязаны обеспечивать своевременную и ритмичную подачу вагонов по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с планом перевозок.



К статье 19.


1. При разработке годовых и квартальных планов перевозок грузов должны обеспечиваться: а) полное и своевременное удовлетворение потребностей страны в перевозках грузов с наименьшими транспортными затратами; б) рациональные транспортно-экономические связи в народном хозяйстве; в) экономически целесообразное распределение перевозок грузов между различными видами транспорта, их рациональное взаимодействие по периодам года и максимальное уменьшение неравномерности перевозок с учетом сезонных потребностей отдельных отраслей народного хозяйства; г) эффективное использование технических средств всех видов транспорта (максимальное использование грузоподъемности или вместимости вагонов, увеличение перевозок грузов маршрутами, сокращение порожних пробегов подвижного состава и т. д.);  д) ритмичная погрузка грузов, предусмотренных планом перевозок, с учетом перевозок грузов маршрутами.


2. Порядок разработки и утверждения годовых, с распределением по кварталам, планов перевозок грузов определяется указанными выше (см. п.7 комментария к ст.18) Основными положениями и Правилами планирования перевозок.

Исходными данными для определения объема перевозок в целом и по родам грузов при составлении плана грузовых перевозок на предстоящий год служат контрольные цифры перспективного плана, на основе которых составляются заявки на перевозку грузов на год (с распределением по кварталам) по установленной форме и номенклатуре грузов. Эти заявки с необходимыми расчетами и обоснованиями до 20 мая представляются:

а) предприятиями, организациями и учреждениями союзного и союзно-республиканского подчинения (т.е. непосредственно подчиненными общесоюзным или союзно-республиканским министерствам и ведомствам)  в соответствующие министерства и ведомства по подчиненности, а также в управления железных дорог. Предприятия, организации и учреждения союзного подчинения представляют указанные заявки также в госплан соответствующей союзной республики. Если предприятия и организации входят в состав фирм, комбинатов, трестов или других хозяйственных объединений, то заявки на перевозку грузов представляются этими объединениями. Союзно-республиканские министерства и ведомства союзных республик обобщают полученные от подведомственных им предприятий, организаций и учреждений заявки на перевозку грузов и направляют обобщенные заявки в соответствующие союзно-республиканские министерства и ведомства СССР и Госпланы союзных республик;

б) республиканскими министерствами н ведомствами, Советами Министров автономных республик, край(обл)исполкомами, горисполкомами городов республиканского подчинения (кроме РСФСР) и другими организациями республиканского и местного подчинения, планирующими перевозки грузов по подведомственным предприятиям, организациям и учреждениям, - в Госпланы союзных республик, а также в управления железных дорог. Предприятия, организации и учреждения республиканских министерств и ведомств РСФСР, Мосгорисполкома и Ленгорисполкома представляют заявки на перевозку грузов в управления железных дорог, а также в министерства (ведомства) РСФСР, Мосгорисполком или Ленгорисполком - по подчиненности. Последние после соответствующих уточнений и корректировки направляют обобщенные заявки на перевозку грузов в Госплан РСФСР.

Управления железных дорог проверяют с участием в необходимых случаях грузоотправителей экономическую обоснованность поданных заявок на перевозку грузов, рациональность предусмотренных в этих заявках перевозок и представляют обобщенные заявки на перевозку грузов (с распределением по родам) Министерству путей сообщения до 15 июня.

Министерства и ведомства СССР и соответствующие союзглавснабсбыты при Госснабе СССР разрабатывают и представляют в Госплан СССР, Госснаб СССР, Министерству путей сообщения до 1 июля годовые (с распределением по кварталам и железным дорогам) заявки на перевозку грузов по общему объему (и тоннах), с выделением перевозок следующих грузов: каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, торфа и торфяной продукции, комбикормов, руды железной и марганцевой, руды цветной и серного сырья, флюсов, огнеупоров, черных металлов, лесных грузов, химических и минеральных удобрений, хлебных грузов, цемента, гранулированных шлаков, промышленного сырья и формовочных материалов и металлических конструкций с необходимыми расчетами и обоснованиями. Заявки на перевозку нефти и нефтепродуктов составляют нефтесбытовые организации союзной республики и в срок до 15 июня направляют их в Госснаб СССР, Госплан союзной республики и в Министерство путей сообщения.

Госпланы союзных республик до 1 июля (по предприятиям, организациям и учреждениям - республиканского и местного подчинения) заявки на год (с распределением по кварталам) на перевозку грузов по общему объему (в тоннах), с выделением перевозок указанных выше грузов с необходимыми расчетами и обоснованиями представляют в Госплан СССР, Госснаб СССР и в Министерство путей сообщения.

Уточненные заявки на год на перевозку грузов представляются в 2-недельный срок после принятия Советом Министров СССР годового плана экономического и социального развития СССР.

На основе полученных от ведомств-грузоотправителей, управлений железных дорог и Госпланов союзных республик заявок Министерство путей сообщения разрабатывает проект годового (с распределением по кварталам) плана перевозок в целом по сети железных дорог, рассматривает его в части общих объемов перевозок и объемов перевозок важнейших массовых грузов, перечисленных в § 8 Правил планирования перевозок, с министерствами и ведомствами СССР, соответствующими союзглавснабсбытами при Госснабе СССР и Госпланами союзных республик и представляет его до 20 июля в Госплан СССР и в копии - в Госснаб СССР для согласования. При возникновении разногласий по проектам годовых планов перевозок грузов предложения (с необходимыми обоснованиями) по их устранению министерства и ведомства СССР соответствующие союзглавснабсбыты при Госснабе СССР и Госпланы союзных республик в тот же срок, т.е. до 20 июля, представляют в Госплан СССР. В месячный срок после принятия Советом Министров СССР годового плана экономического и социального развития СССР Министерство путей сообщения утверждает по согласованию с Госпланом СССР годовой, с распределением по кварталам, план перевозок грузов железнодорожным транспортом по общему объему (в тоннах), с выделением перевозок важнейших массовых грузов, перечисленных в § 8 Правил планирования перевозок.


3. Годовое планирование перевозок грузов в контейнерах осуществляется МПС в счет общих планов перевозок грузов на основе заявок, разрабатываемых и представляемых в порядке и сроки, установленные Положением о планировании контейнерных и пакетных перевозок грузов по следующим номенклатурным группам: грузы, перевозимые в универсальных контейнерах, с выделением грузов, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах, - в тоннах нетто и условных контейнерах; грузы, перевозимые в специализированных контейнерах, - в тоннах нетто.


4. Перевозки экспортных и импортных грузов осуществляются в счет общего плана перевозок соответствующих родов грузов.

Заявки на перевозку экспортных и импортных грузов (в тоннах) на планируемый год, с распределением по родам грузов и странам назначения, составляются Министерством внешней торговли, Государственным комитетом СССР но внешним экономическим связям н Центросоюзом и представляются ими до 1 июля в Госплан СССР, Министерство путей сообщения и в копии - в Госснаб СССР.

На основе этих заявок Министерство путей сообщения составляет годовые, с распределением по кварталам и пограничным станциям, планы перевозок экспортных и импортных грузов и при участии Министерства внешней торговли и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям согласовывает их в установленные сроки с иностранными железными дорогами.



К статье 20.


1. Годовые планы перевозок грузов по каждой железной дороге составляются на основе проектов планов железных дорог и проектов планов, составляемых плановыми органами союзных республик, министерств и ведомств СССР, и утверждаются Министром путей сообщения. В этих планах каждой железной дороге утверждаются показатели, исходя из которых дороги планируют свою работу и работу своих подразделений по выполнению плана.


2. Утвержденные на год объемы перевозок по дорогам планово-экономические отделы управлений железных дорог (с учетом заявок, полученных от министерств и ведомств - грузоотправителей, а также проектов планов, составленных отделениями дорог) распределяют по отделениям с указанием: а) размеров отправления грузов в тоннах (общих и по номенклатуре годового плана) без разбивки по кварталам и  б) грузооборота в эксплуатационных тонно-километрах с распределением по видам тяги. Кроме того, отделениям дороги устанавливаются расчетные показатели: средняя статическая нагрузка вагона и среднесуточная погрузка в вагонах. Планы перевозок по отделениям дороги утверждаются начальником дороги. Начальник отделения дороги в свою очередь утверждает размеры отправления грузов в тоннах для станций.


3. Наряду с показателями, характеризующими перевозки грузов по каждой железной дороге (см. п. 1), годовой план грузовых перевозок в целом по сети железных дорог содержит данные, определяющие размеры погрузки в целом (в тоннах) и по важнейшим грузам по союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР (см. комментарий к ст. 19). Получив эти данные, общесоюзные и союзно-республиканские министерства и ведомства СССР, Госпланы союзных республик сообщают в установленный срок подведомственным министерствам и ведомствам и непосредственно подчиненным им предприятиям и организациям утвержденные годовые, с распределением по кварталам, планы перевозок указанных грузов.



К статье 21

...
Время: 0.2063
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск