ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /К разделу 3 Устава железных дорог (статьи 51-78)
РАЗДЕЛ III
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
К статье 51.
1. Неполная выгрузка грузов из вагонов и контейнеров, неполный слив цистерн и бункеров лишают возможности использовать перевозочные средства под перевозку других грузов и приводят к потерям значительных материальных ценностей, поэтому на станции назначения грузы из вагонов (цистерн, бункеров и др.) и контейнеров в первую очередь должны быть полностью выгружены. Кроме того, вагоны должны быть очищены от остатков груза и от мусора, а при необходимости - промыты и продезинфицированы. Выполнением данных правил обеспечивается подача железной дорогой под погрузку соответствующим образом подготовленных перевозочных средств (ст. 46). На железную дорогу возлагается не только обязанность по обеспечению полной выгрузки грузов, когда она выполняется ее средствами, а также очистки в соответствующих случаях вагонов (см. п. 3), но и по контролю за выполнением аналогичных обязанностей грузополучателями, а при перевозках в цистернах и бункерах жидких грузов - и грузоотправителями, которые, согласно настоящей статье, должны очищать наружную поверхность цистерн и бункеров после налива.
2. Полная выгрузка грузов на станции назначения должна обеспечиваться грузополучателем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится выгрузка. Однако об обязанности железной дороги осуществлять полную выгрузку груза специально говорить не приходится, поскольку она заинтересована в возможности использовать принадлежащие ей перевозочные средства под погрузку других грузов. Кроме того, к ней при неполной выгрузке груза со стороны грузополучателя могут быть предъявлены требования по поводу недостачи груза. Поэтому в комментируемой статье особо подчеркивается обязанность грузополучателя полностью выгрузить груз. Исключение установлено только для цистерн и бункеров в случаях, когда стандартами допускается наличие остатка (например, остаток нефтепродуктов при сливе цистерн, не имеющих нижнего слива, может быть не более 1 см ).
3. Вагоны и контейнеры после выгрузки очищаются как с внутренней, так и с наружной стороны. Очистка включает в себя удаление всех приспособлений и материалов, использованных для погрузки и перевозки груза (ст. 48), выметание остатков груза и мусора изнутри вагона, сметание груза и мусора, а также стирание меловых разметок снаружи вагона. Грузополучатель обязан очистить вагон от остатков любого груза, а не только прибывшего в его адрес, так как, согласно ст. 161 УЖД, подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, который в этом случае обязан очистить и загрузить вагон. Прибытие вагона с остатками ранее перевозившегося в нем груза означает, что грузоотправитель не выполнил своей обязанности. Поэтому всю ответственность перед железной дорогой за неправильные действия грузоотправителя несет грузополучатель (ст. 164).
4. Очистка вагонов возлагается на грузополучателя или на железную дорогу в зависимости от того, кто из них производил выгрузку, а очистка контейнеров - всегда на грузополучателя, поскольку груз выгружается из контейнеров всегда средствами грузополучателя. На этом принципе основано и правило об очистке наружной поверхности цистерн и бункеров после налива и слива грузоотправителем и грузополучателем, так как на железную дорогу не возлагаются погрузка и выгрузка грузов, перевозимых наливом (см. комментарий к ст. 45).
Из указанного правила имеются исключения. После перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов очистка вагонов и их санитарная обработка (промывка, а в необходимых случаях и дезинфекция) осуществляются всегда железной дорогой независимо от того, чьими средствами осуществлялась выгрузка. Данное исключение обусловлено наличием у железных дорог специальных промывочных и дезинфекционных пунктов (станций). Очистка и санитарная обработка вагонов в таких случаях выполняются за счет грузополучателя (ст. 73), который должен, кроме того, подготовить вагоны после перевозки животных и птиц к обработке путем окучивания навоза и сбора остатков подстилки в междверном пространстве вагона (§ 32 Правил перевозки животных и птиц). После перевозки зловонных и загрязняющих вагоны грузов (например, мела, перевозимого без тары), выгруженных средствами грузополучателя, вагоны могут промываться либо грузополучателем, либо железной дорогой за счет грузополучателя, а после слива внутренняя поверхность котла специальных цистерн (предназначенных для перевозки определенного груза) по соглашению между грузоотправителем и грузополучателем может вообще не очищаться. Перечень грузов, после выгрузки которых вагоны должны быть промыты, дан в приложении 4 к разд. 19 Правил перевозок. Промываться вагоны должны также после выгрузки других грузов, если промывка предусмотрена Правилами перевозок данных грузов. Поскольку при перевозке зловонных и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателем или железной дорогой за счет грузополучателя, железная дорога не вправе отказываться от приема от грузополучателя непромытых вагонов. Комментируемая статья не предусматривает обязанность грузополучателя оплачивать железной дороге стоимость промывки вагонов только при представлении ею документов, подтверждающих, что фактически промывка была произведена (письмо Госарбитража СССР от 15 июля 1985 г. N С-7/оп-199). Поэтому требование представления таких документов неправомерно.
5. Нарушение грузополучателем обязанности по полной выгрузке груза и очистке вагонов и контейнеров как с внутренней так и с наружной стороны, влечет за собой определенные последствия. В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенных вагонов грузополучатель уплачивает в пользу железной дороги штраф (ст. 161). Кроме того, комментируемой статьей железной дороге предоставлено право не принимать от него такие вагоны и контейнеры впредь до их очистки и взыскать с него штраф за простой вагонов и задержку контейнеров (ст. ст. 156 и 157) за все время. С грузополучателя может быть взыскан также штраф за простой цистерн и бункеров под очисткой на промывочно-пропарочных станциях железных дорог при остатке груза сверх допускаемых норм. Это единственный случай, когда штраф за простой вагонов взыскивается не при задержке их непосредственно под выгрузкой у грузополучателя либо в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, а за простой уже после того, как вагоны были убраны от грузополучателя.
Для удостоверения фактов неочистки вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя, неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива составляется акт общей формы (§ 3 Правил составления актов). В соответствующих случаях факт непромывки вагонов грузополучателем также должен быть подтвержден железной дорогой актом общей формы.
Согласно комментируемой статье, лица, виновные в оставлении груза в вагоне после выгрузки, несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
К статье 52.
1. Повышенная плата (сбор) за хранение грузов представляет собой санкцию за несвоевременный вывоз грузов со станции назначения (см. комментарий к ст.62). Право устанавливать повышенную плату за хранение грузов предоставлено начальнику отделения железной дороги. При этом плата за хранение может быть увеличена до пятикратного размера.
Особый характер санкции заключается в том, что сам по себе несвоевременный вывоз грузов одним или несколькими грузополучателями еще не служит достаточным основанием для повышения платы за хранение. Реализация права начальника отделения дороги по увеличению платы за хранение обусловлена возникновением на станции затруднений в связи с несвоевременным вывозом грузов (например, переполнение складов станции). Вместе с тем определение характера возникших затруднений и их достаточности для использования указанного права относится исключительно к компетенции начальника отделения дороги. Органы государственного арбитража не вправе изменять размер платы за хранение, установленный в соответствии с настоящей статьей (см. инструктивные указания Госарбитража СССР от 31 июля 1968г. N И-1-21 "О применении ст. 52 Устава железных дорог СССР". - Систематизированный сборник, с. 254-255).
2. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено также право начальника отделения железной дороги увеличивать размер штрафа за простой вагонов до двукратного. Повышенный штраф за простой вагонов предусматривается как особая санкция за несвоевременную выгрузку грузов средствами грузополучателей. Поэтому сама по себе несвоевременная выгрузка вагонов не является основанием для увеличения штрафа за простой, поскольку она служит основанием для взыскания этого штрафа в однократном размере (ст. 156). Повышение размера штрафа за простой вагонов возможно при двух условиях: задержка вагонов грузополучателями (как на станции, так и на подъездных путях) свыше 24 час. сверх сроков на выгрузку и возникновение на станции затруднений в связи с несвоевременной выгрузкой грузов (например, из-за занятости путей для отстоя прибывающих вагонов). Повышенный штраф за простой вагонов, задержанных свыше 24 час., исчисляется с первого часа простоя вагонов сверх установленных сроков на выгрузку. Однако он может исчисляться в таком размере только в период действия повышенного штрафа за простой вагонов, а этот период наступает не ранее чем через 24 час. после вывешивания объявления (см. п. 5). Поэтому повышенный штраф за простой вагонов, задержанных свыше 24 час., может исчисляться с первого часа простоя вагонов сверх сроков на выгрузку при условии, если сверхнормативный простой данного вагона начался в период действия такого штрафа, в частности если данный вагон прибыл на станцию уже после введения повышенного штрафа.
3. Повышение платы за хранение грузов и штрафа за простой вагонов возможно как одновременно, так и раздельно в зависимости от обстоятельств. При одновременном их введении за задержку вагонов с грузами, подлежащими выгрузке средствами грузополучателя, может быть взыскан в повышенных размерах только штраф за простой вагонов, но не плата за хранение груза в вагонах (см. комментарий к ст. 50), поскольку настоящая статья предусматривает возможность увеличения платы за хранение только выгруженных грузов, т.е. грузов, находящихся на открытых площадках и в крытых складах железной дороги.
4. Правило, содержащееся в комментируемой статье, свидетельствует о том, что плата за хранение грузов и штраф за простой вагонов должны увеличиваться в целом по станции в отношении всех грузополучателей, получающих грузы на данной станции, поскольку основанием служат затруднения, возникшие на станции. Поэтому повышенная плата применяется в отношении всех грузополучателей, а не только тех, которые допускали, например, несвоевременную вывозку грузов, вызвавшую затруднения на станции (см. инструктивные указания Госарбитража СССР от 31 июля 1968 г.). Что же касается грузополучателей, которые своевременно вывозят грузы и не допускают простоя вагонов, то они вообще не будут платить сбор за хранение и штраф за простой. Вместе с тем практика применения настоящей нормы знает и случаи введения повышенных платы за хранение и штрафа за простой только в отношении определенных грузополучателей, когда затруднения на станции возникают в связи с несвоевременной выгрузкой и вывозом грузов данными грузополучателями. Подобная практика не противоречит смыслу комментируемой статьи.
5. Повышенные плата за хранение грузов и штраф за простой вагонов вводятся не ранее чем через 24 час. после вывешивания об этом объявления на станции. Основанием для такого объявления должно быть соответствующее указание, подписанное лично начальником отделения дороги или исполняющим его обязанности заместителем.
К статье 53.
1. Определение веса груза, предъявляемого к перевозке, направлено на индивидуализацию предмета перевозки. Оно служит для установления того количества груза, которое передано железной дороге для перевозки и должно быть выдано ею грузополучателю, а в некоторых случаях (например, при перевозке мелких отправок) и для расчета провозной платы (см. комментарий к ст. 70). Кроме того, это дает возможность осуществлять контроль за загрузкой перевозочных средств в соответствии с грузоподъемностью, чем обеспечивается максимальное их использование, сохранность перевозимых грузов и безопасность движения поездов (см. комментарий к ст. 47). Грузы в зависимости от рода и свойств перевозятся с указанием в накладной либо веса и количества мест (тарные и штучные грузы), либо только веса. К последним относятся грузы, перевозимые навалом (без счета мест и, как правило, без тары), насыпью (без тары, путем засыпки в вагон с установкой дверных заграждений), наливом (в цистернах и бункерах) и в контейнерах.
2. Тарные и штучные грузы при приеме к перевозке не взвешиваются. Когда к перевозке сдаются грузовые места нестандартного веса, грузоотправитель обязан взвесить их до предъявления к перевозке и вес указать на каждом грузовом месте путем нанесения на него трафарета. Ликвидация излишней перевески тарных и штучных грузов ведет к экономии средств и обеспечивает лучшую сохранность тары и упаковки, а следовательно, и самих грузов. Поэтому общий вес тарных и штучных грузов всегда определяется путем подсчета стандартного веса грузовых мест или веса, указанного на трафарете. Исключение допускается только в отношении домашних вещей и сельхозпродуктов, сдаваемых гражданами к перевозке мелкими отправками (§ 17 Правил перевозок мелкими отправками).
3. Грузы при приеме к перевозке взвешиваются на вагонных, товарных и элеваторных весах (см. комментарий к ст. 14).
4. Вес некоторых грузов при приеме к перевозке определяется расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы), по обмеру (например, грузы, перевозимые в бункерах), по замеру (например, нефтепродукты в цистернах) или условно (лесные грузы, автомашины и др.). Способ определения веса, как правило, избирает грузоотправитель. В некоторых случаях возможность такого выбора ограничена Правилами перевозок. Например, вес нефтепродуктов в цистернах определяется только по замеру, а пищевых грузов - на весах, лесных грузов и дров - условно (§ 8-10 Правил приема грузов).
5. О способе определения веса (на весах, по трафарету, стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно) грузоотправитель обязан указать в накладной. Однако эта обязанность возлагается на него только в том случае, когда груз взвешивается отправителем или отправителем совместно с дорогой (ст. 54). Отмечается также тип весов: вагонные, товарные, элеваторные (§ 2 Правил заполнения накладной).
Когда при рассмотрении спора, связанного с недостачей груза при перевозке (см. комментарий к ст. 148), будет установлено, что вес груза на станции отправления определялся путем взвешивания, а на станции назначения по обмеру или, наоборот, на станции отправления - по обмеру, а на станции назначения - путем взвешивания, органы арбитража исходят из того, что взвешивание является наиболее точным способом установления веса груза (п. 27 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г.).
6. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи перечни грузов, допускаемых к перевозке навалом (т. е. без счета мест), содержатся в приложениях N 1-4 к Правилам перевозок грузов навалом, а перечень хлебных и других грузов, перевозимых только насыпью (в крытых вагонах при дверных заграждениях), - в § 1 Правил перевозок хлебных грузов.
К статье 54.
1. Вес груза, предъявляемого к перевозке, определяется железной дорогой или грузоотправителем в зависимости от того, производится ли погрузка на местах общего или необщего пользования. Поскольку на местах общего пользования погрузка ряда грузов осуществляется средствами грузоотправителя (ст. 45), их вес определяется грузоотправителем. Исключение составляют отгружаемые с мест общего пользования грузы, перевозимые навалом и насыпью, вес которых при наличии на станции вагонных весов по требованию грузоотправителя определяется железной дорогой (§ 6 Правил приема грузов). При отсутствии же на станции вагонных весов вес этих грузов определяется грузоотправителем расчетным путем, по обмеру или условно. За определение веса железной дорогой с грузоотправителя взимается сбор (§ 32 ч. 1 Тарифного руководства N 1). На местах необщего пользования грузы взвешиваются на весах грузоотправителя (см. комментарий к ст. 15).
По трафарету, стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно вес груза всегда определяется грузоотправителем независимо от места погрузки (места общего или необщего пользования).
Особый порядок, согласно ч. 3 комментируемой статьи, применяется при определении веса зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью. Как правило, вес их определяется грузоотправителем. Однако при отсутствии у него вагонных или элеваторных весов эти грузы взвешиваются на вагонных весах станции отправления, хотя бы погрузка производилась на местах необщего пользования. В этом случае вес указанных грузов определяется совместно приемосдатчиком железной дороги и весовщиком грузоотправителя. В таком же порядке определяется вес картофеля, овощей и бахчевых культур, перевозимых навалом (§ 6 Правил приема грузов).
2. Сведения о весе груза указываются в накладной железной дорогой или грузоотправителем в зависимости от того, кем был определен вес груза. Когда вес груза определяется на вагонных весах, в накладной указывается, проверялся ли вес тары вагона. При совместном определении железной дорогой и грузоотправителем веса зерновых хлебных грузов и других грузов, для которых установлено исключение из общего порядка определения веса (см. п. 1), вес груза указывается в накладной в графе "Вес груза в кг, определенный отправителем", но за двумя подписями - приемосдатчика железной дороги и весовщика грузоотправителя (§ 2 и 3 Правил заполнения накладной).
3. Во всех случаях, когда вес определен грузоотправителем, железная дорога имеет право проверить его правильность. Такие проверки проводятся систематически путем выборочного взвешивания (см. комментарий к ст. 39).
4. Определение веса груза одной из сторон по договору перевозки не предрешает ее ответственность за недостачу груза, которая должна определяться в соответствии с общими правилами, регулирующими ответственность за утрату и повреждение грузов. Так, определение веса железной дорогой или грузоотправителем совместно с железной дорогой (см. п. 1) не означает безусловной ответственности железной дороги за весовую недостачу и не исключает применения при решении вопроса об ответственности за недостачу груза общих правил, регулирующих ответственность железных дорог за утрату и повреждение грузов (см. комментарий к ст. 149). Необходимость решения вопроса об ответственности
...