ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /

К разделу 5 Устава железных дорог (статьи 96-119)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗДЕЛ V

ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ

С УЧАСТИЕМ ДРУГИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА



К статье 96.

К статье 97.

К статье 98.

К статье 99.

К статье 100.

К статье 101.

К статье 102.

К статье 103.

К статье 104.

К статье 105.

К статье 106.

К статье 107.

К статье 108.

К статье 109.

К статье 110.

К статье 111.

К статье 112.

К статье 113.

К статье 114.

К статье 115.

К статье 116.

К статье 117.

К статье 118.

К статье 118-1.

К статье 119.



К статье 96.


1. Взаимодействие железнодорожного транспорта с другими видами транспорта может выражаться в различных организационных и правовых формах, например, путем последовательного заключения нескольких договоров перевозки. В частности, импортные грузы, перевозимые до советских портов морским транспортом, доставляются в эти порты на основании договора морской перевозки, оформляемого коносаментом (ст. 121 КТМ), а из портов отправляются в глубь страны по договорам железнодорожной перевозки грузов. Эти перевозки на соответствующем участке пути регулируются КТМ и УЖД, а взаимоотношения морских портов и железных дорог - Основными условиями приема и сдачи экспортных и импортных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах (см. комментарии к ст.ст. 6 и 111). На многих железнодорожных станциях организован централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом общего пользования (см. комментарий к ст. 68). Одной из форм обеспечения взаимодействия различных видов транспорта является организация системы прямых смешанных сообщений. Она наиболее удобна для клиентуры транспорта - грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.


2. Перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении является перевозка, осуществляемая разными видами транспорта по единым накладным прямого смешанного сообщения, составленным на весь путь следования (п. 1 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 30 июля 1976 г. N И-1-23 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1984 г.). - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N4, с. 33-40). Таким образом, к признакам договора перевозки в прямом смешанном сообщении относятся участие в перевозке транспортных организаций не менее чем двух видов транспорта и наличие одного перевозочного документа (см. комментарии к ст. ст. 38 и 123), составленного на весь путь следования. Перевозки в прямом смешанном сообщении создают для грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров ряд преимуществ. При этих перевозках отпадает необходимость получения груза или багажа в пунктах перевалки и предъявления их вновь к перевозке другим видом транспорта. Не требуется составлять отдельные перевозочные документы или приобретать билет для пользования каждым из видов транспорта. Кроме того, предоставляются скидки с провозных платежей, призванные стимулировать переключение грузов с железнодорожного на водный транспорт (см. комментарий к ст. 114).


3. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении заключается непосредственно между грузоотправителем или пассажиром и транспортной организацией, принимающей груз к перевозке или предоставляющей место пассажиру в пункте отправления. Однако этим не исчерпывается количество участников правоотношения, возникающего из договора перевозки в прямом смешанном сообщении. Помимо грузополучателя (см. комментарий к ст. 37) к участникам данного правоотношения относятся транспортные организации других видов транспорта.

В настоящее время с участием железнодорожного транспорта организованы перевозки грузов в прямых смешанных железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщениях. При перевозках грузов в этих сообщениях участниками правоотношения, возникающего из договора перевозки, являются соответственно железные дороги, речные и морские пароходства, железные дороги и автотранспортные предприятия. Кроме того, к самостоятельным участникам этих правоотношений наряду с морскими пароходствами относятся морские порты. Правовое положение морских портов отличается от правового положения железнодорожных станций, а также речных портов и пристаней. Станции, речные порты и пристани являются лишь линейными предприятиями железных дорог и речных пароходств. Правами юридического лица они, как правило, не пользуются. Исключение составляют хозрасчетные станции и порты. Только на них распространяется действие Положения о государственном социалистическом производственном предприятии. Но и их отношения с железными дорогами и речными пароходствами строятся, в основном, на началах власти и подчинения. В отличие от этого морские порты и пароходства при выполнении обязанностей, вытекающих из плана перевозок и перевалки грузов, а также из договоров перевозки, действуют как независимые друг от друга организации, самостоятельно отвечают по претензиям, а также уплачивают друг другу штрафные санкции (см. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР. М., 1973, с. 71).


4. Одним из существенных признаков прямого смешанного сообщения является перевозка по единому перевозочному документу, составленному на весь путь следования. Это означает, что правоотношение, участниками которого являются соответствующие транспортные организации, возникает на основании единого договора перевозки, заключаемого грузоотправителем или пассажиром с транспортной организацией пункта отправления. Поэтому не могут быть отнесены к данном виду сообщения перевозки грузов, осуществляемые с участием железнодорожного и водного транспорта, когда грузы направляются в пункты перевалки в адреса элеваторов, механизированных амбаров, складов, баз или представительств грузоотправителей или грузополучателей, а затем вывозятся из пунктов перевалки по новым перевозочным документам, составленным этими организациями (§ 6 Правил железнодорожно-водных перевозок). На эти перевозки распространяются только льготы по провозным платежам, установленные для перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.


5. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении, заключенный грузоотправителем или пассажиром с транспортной организацией пункта отправления, создает правоотношение, участником которого являются транспортные организации (в том числе и других видов транспорта), расположенные по пути следования, в силу того, что транспортная организация, заключающая договор перевозки, - законный представитель всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения. Поэтому стороной в договоре перевозки груза в прямом смешанном сообщении (как и в прямом сообщении) являются все транспортные организации по пути следования груза. В данном случае имеет место множественность лиц в обязательстве на стороне кредитора (ст. 179 ГК РСФСР).

Полномочия транспортной организации, действующей при заключении договора перевозки от имени других транспортных организаций, основаны на специальных нормативных актах, издаваемых транспортными ведомствами об открытии железнодорожных станций, речных и морских портов и пристаней, автостанций, а в соответствующих случаях - и аэропортов для операций, составляющих обязанности перевозчика по договору перевозки, и о включении их в данный вид сообщения (ст. 98).

Принимая груз в пункте перевалки от предыдущей транспортной организации, каждая следующая транспортная организация приступает к исполнению своих обязанностей, возникших при заключении в пункте отправления единого договора перевозки.


6. Поскольку договор перевозки в прямом смешанном сообщении, заключенный транспортной организацией пункта отправления в качестве законного представителя всех транспортных организаций, расположенных по пути следования, создает правоотношение, участниками которого являются все эти транспортные организации, каждая из них несет ответственность за надлежащее исполнение договора перевозки. Однако непосредственно перед грузоотправителями и грузополучателями несут ответственность не отдельные транспортные организации, а в целом транспортные организации каждого вида транспорта, участвующего в перевозке. При этом от имени каждого вида транспорта выступают транспортные организации, находящиеся в пунктах назначения и перевалки (см. комментарий к ст.119). После удовлетворения соответствующих требований грузоотправителей или грузополучателей (например, выплаты возмещения за порчу груза) транспортная организация назначения или перевалки относит убытки в порядке взаимных расчетов на виновную транспортную организацию данного вида транспорта (железную дорогу, морское или речное пароходство, морской порт, автотранспортное предприятие).


7. При перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении речные и морские пароходства принимают к перевозке в пунктах отправления массовые грузы, как правило, по одной накладной, составленной на весь груз, помещенный на судне, или на партию груза, перевозимую в адрес одного грузополучателя, если только груз следует через один пункт перевалки. Такая накладная (судовая) является основным перевозочным документом на всем пути следования груза. При передаче груза с водного на железнодорожный транспорт порт (пристань) перевалки составляет на каждый загружаемый вагон дополнительные перевозочные документы (повагонную накладную прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения и дорожную ведомость), указывая в них грузоотправителя и грузополучателя, согласно судовой накладной (§ 58 Правил железнодорожно-водных перевозок). Письменной формой договора перевозки груза в этих случаях является судовая накладная.


8. Кроме накладной, груз сопровождается на всем пути его следования дорожной ведомостью (см. комментарий к ст. 38), составляемой станцией или портом (пристанью) отправления груза. Дорожная ведомость составляется с копией. Подлинная дорожная ведомость следует вместе с грузом до станции или порта (пристани) назначения, а копия остается в пункте перевалки у сдающей стороны. При перевозке грузов с участием нескольких видов транспорта дорожная ведомость составляется с соответствующим числом копий, по одному экземпляру которых остается в каждом пункте перевалки (§ 25 Правил железнодорожно-водных перевозок).



К статье 97.


1. Помимо настоящего раздела УЖД, перевозки грузов в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного транспорта регулируются специальными нормативными актами, издаваемыми Министерством путей сообщения совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами: Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. В настоящее время действуют Правила перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС, ММФ и Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г. (Сборник правил перевозок и тарифов N 20 за 1956 год), и Временные правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, утвержденные МПС и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 10-30 сентября 1958г. (Сборник правил перевозок и тарифов N 81 за 1958 год).


2. В УЖД 1954 года и УВВТ 1955 года были включены аналогичные разделы о прямом смешанном сообщении. Настоящий раздел УЖД 1964 года во многих случаях предусматривает иное регулирование отношений. Поскольку УЖД 1964 года является нормативным актом, изданным позднее, соответствующий раздел УВВТ 1955 года может применяться только в той части, где он не противоречит настоящему разделу УЖД.


3. В части, не предусмотренной настоящим разделом УЖД и Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении применяются нормы, регулирующие перевозки на соответствующем виде транспорта: в отношении железных дорог - другие разделы УЖД, в отношения организаций, перевозящих грузы по внутренним путям (реки, озера, каналы, водохранилища, а также Аральское море), - УВВТ, в отношении морских перевозчиков - КТМ и Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота СССР (Тарифное руководство ММФ N 4 М), в отношении автомобильных предприятий - ГК РСФСР, Устав автомобильного транспорта РСФСР, гражданские кодексы и уставы автомобильного транспорта других союзных республик, а также Правила перевозок и тарифы, действующие на соответствующих видах транспорта.

При разрешении споров применяются нормы уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующие перевозки на том виде транспорта, на котором было допущено невыполнение условий перевозки (п.1 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 30 июля 1976г.).


4. Перевозки пассажиров и багажа в настоящее время осуществляются на основании Соглашений о перевозках пассажиров в прямых смешанных железнодорожно-морском, железнодорожно-водном, железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-воздушном сообщениях, Соглашения о перевозках пассажиров и багажа в прямом смешанном железнодорожно-морском сообщении через Каспийское море и Соглашения о перевозках багажа в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (приложения N 6 и 7 к Тарифному руководству N 5).



К статье 98.


1. Комментируемая статья устанавливает порядок включения соответствующих транспортных организаций в прямое смешанное сообщение и определяет момент включения их в этот вид сообщения. За исключением железнодорожных станций, открытых для операций по грузовым перевозкам, которые считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента открытия их в общем порядке для операций с грузовыми перевозками (см. п. 2), все остальные транспортные организации и их тарифные пункты включаются в прямое смешанное сообщение путем внесения их в специальные перечни, устанавливаемые транспортными министерствами и ведомствами. Они считаются включенными в соответствующий вид сообщения с момента телеграфного извещения об этом (с последующим опубликованием в сборниках правил перевозок и тарифов).


2. В прямое смешанное грузовое сообщение включены все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам (см. комментарий к ст. 7). Это означает, что грузы могут отправляться в прямых смешанных железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщениях с любой железнодорожной станции, открытой для приема грузов к перевозке, а в качестве пункта назначения может быть указана любая станция, открытая для операций по выдаче грузов. Однако при адресовании грузов в прямых смешанных сообщениях должны учитываться существующие перевалочные пункты (см. пп. 3 и 4).


3. Перечень портов (пристаней), включаемых в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, и характер выполняемых ими операций устанавливаются соответственно Министерством морского флота СССР и органами управления речным транспортом союзных республик. Перечень пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой устанавливается по согласованию с Министерством путей сообщения (см. Тарифное руководство N 4, кн. 2 с. 616-695).


4. Перечень автостанций (агентств, автохозяйств) автомобильного транспорта общего пользования, включаемых в прямое смешанное железнодорожно-автомобильное сообщение, а также характер выполняемых ими операций устанавливаются органами управления автомобильным транспортом союзных республик. В этот перечень включаются только автостанции, связанные с пунктами перевалки грузов автомобильными дорогами, обеспечивающими

...
Время: 0.2312
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск