язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность/ Аудит/ Внутренние стандарты аудиторской деятельности/ H. Особенности аудита субъектов малого бизнеса/ Особенности аудита субъектов малого бизнеса

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.



УТВЕРЖДЕНО

Приказом Генерального директора

Аудиторской организации

ООО "АУДИТ"

от "___" _________ 20__ г. за N___

        


Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности

"Особенности аудита субъектов малого

предпринимательства"








Ташкент, 20__

      

          


ООО "АУДИТ"

Аудиторская организация

Лицензия Министерства финансов РУз

N ___ от "__" ______ 20__г.


Внутрифирменный стандарт

Аудиторской деятельности

"Обязанности аудитора по рассмотрению

недобросовестных действий в ходе аудита"

                  



1. Общие положения

2. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего

контроля у субъектов малого предпринимательства

3. Особенности планирования аудита в случае субъектов

малого предпринимательства

4. Особенности получения аудиторских доказательств


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящий внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности (далее именуется - стандарт) разработан аудиторской организацией ООО "АУДИТ" (далее именуется - Компания)

Целью стандарта является описание особенностей действий компании в случае проведения аудита малого экономического субъекта.

Задачами стандарта являются:

а) описание особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъектов малого предпринимательства, оказывающих влияние на проведение аудита таких субъектов;

б) формулировка требований, которые следует выполнять при планировании аудита субъектов малого предпринимательства;

в) указание на особенности порядка получения аудиторских доказательств в ходе аудита субъектов малого предпринимательства.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для специалистов Компании (далее именуемых - аудитор) при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Требования настоящего стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований настоящего стандарта аудитор в обязательном порядке должен отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и / или сопутствующие ему услуги.



2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


2.1. К субъектам малого предпринимательства относятся экономические субъекты, которые:

а) отнесены законодательством Республики Узбекистан к субъектам малого предпринимательства, либо:

б) обладают такими специфическими особенностями, которые позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.


2.2. В ходе аудита субъектов малого предпринимательства аудитору следует применять внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для субъектов малого предпринимательства характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

а) ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

б) преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.


2.3. Для целей стандарта и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудитору следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Республики Узбекистан.


2.4. Во время аудита субъектов малого предпринимательства особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

в) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

г) в условиях субъектов малого предпринимательства возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

д) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

е) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.


2.5. В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.


2.6. Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.


2.7. Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для субъектов малого предпринимательства такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных хозяйствующих субъектов.



3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

В СЛУЧАЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


3.1. На стадии предварительного планирования аудиторам следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями субъектов малого предпринимательства, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.


3.2. Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме - обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п.п. 5.1 и 5.2 внутрифирменного стандарта "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.


3.3. Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита субъектов малого предпринимательства следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При этом следует руководствоваться требованиями внутрифирменных стандартов "Планирование аудита", "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" и "Рассмотрение работы внутреннего аудита". Аудитору необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.


3.4. В соответствии с причинами, изложенными в п. п. 2.2, 2.4 - 2.6 настоящего стандарта, в ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями внутрифирменного стандарта "Существенность в аудите". Аудиторам рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.


3.5. На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудитору рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.



4. ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ

АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ


4.1. С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах компании следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Компания при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".


4.2. В соответствии с причинами, изложенными в п. п. 2.2 "б" и 2.6 настоящего стандарта, в ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы компании свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями внутрифирменного стандарта "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.


4.3. В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:

а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;

б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;

г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово - хозяйственную деятельность;

д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование субъектов малого предпринимательства.


4.4. При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности компании, в частности, следует рассмотреть:

а) обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;

б) соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;

в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода (исходя из соответствующего перечня расходов).