ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /

К разделу 6 Устава железных дорог (статьи 120-142)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗДЕЛ VI

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ,

БАГАЖА И ПОЧТЫ



К статье 120

К статье 121

К статье 122

К статье 123

К статье 124

К статье 125

К статье 126

К статье 127

К статье 128

К статье 128-1

К статье 129

К статье 130

К статье 131

К статье 132

К статье 133

К статье 134

К статье 135

К статье 136

К статье 137

К статье 138

К статье 139

К статье 140

К статье 141

К статье 142



К статье 120.


1. К. числу основных функций железнодорожного транспорта относится удовлетворение наряду с другими видами транспорта потребности населения в перемещении. В целях надлежащего выполнения железными дорогами данной функции перед ними поставлена, в качестве одной из главных,  задача обеспечить полное удовлетворение потребности населения в перевозках. Потребности населения с учетом возможности и целесообразности их осуществления данным видом транспорта отражаются в планах перевозки пассажиров. Отсюда одной из главных задач железных дорог является выполнение этих планов (ст.ст. 1 и 3).

Возлагаемые на железные дороги обязанности призваны обеспечить выполнение стоящих перед ними задач. Поэтому комментируемая статья устанавливает, что железные дороги должны обеспечивать потребности населения в пассажирских перевозках (перевозки пассажиров, багажа и почты). Если перевозки грузов обслуживают в основном потребности производства и обмена, то пассажирские перевозки направлены на удовлетворение в первую очередь бытовых, культурных и иных потребностей граждан. Вместе с тем пассажирские перевозки обеспечивают и удовлетворение потребностей производства и обмена при перевозке работников предприятий и организаций, выезжающих в служебные командировки, а также при перевозке грузов пассажирской скоростью (грузобагаж) и почты.


2. Пассажирские перевозки регулируются Основами гражданского законодательства, настоящим разделом УЖД, Правилами перевозок пассажиров и багажа, утвержденными Министерством путей сообщения на основании ст. 6 УЖД (Тарифное руководство N 5); иными нормативными актами, издаваемыми Министерством путей сообщения в пределах своей компетенции (например, Правила проезда в пригородных поездах, Правила пользования автоматическими камерами хранения и др.).

Эти нормативные акты определяют обязанности, права и ответственность железных дорог, а также граждан, пользующихся железнодорожным транспортом, регламентируют условия перевозок пассажиров, багажа и почты (ст. 2). В частности, Правила перевозок пассажиров и багажа обязательны для железных дорог и пассажиров для судебных органов при разрешении споров, возникающих в связи с пассажирскими перевозками.

В ряде случаев перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании особых правил. При перевозках в прямых сметанных сообщениях с участием других видов транспорта (ст. 97) применяются соглашения о перевозках пассажиров и багажа в соответствующем виде сообщения (см. приложения N 6 и 7 к Правилам перевозок пассажиров и багажа). В международных сообщениях перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании соглашений о международном пассажирском сообщении (см., например, Тарифное руководство N 10- А).


3. Действие нормативных актов и соглашений, перечисленных в п. 2 комментария, распространяется на перевозки пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР и открытым для общего пользования (ст. 4). Перевозки пассажиров, багажа и почты по строящимся железным дорогам до сдачи их в постоянную эксплуатацию производятся по правилам, утверждаемым Министерством транспортного строительства и Министерством путей сообщения по согласованию с ВЦСПС.


4. Железные дороги осуществляют перевозки пассажиров багажа и почты между станциями, открытыми для соответствующих операций (ст. 7). Пассажиры перевозятся между всеми железнодорожными станциями и остановочными пунктами, открытыми для посадки и высадки пассажиров. Перечень таких станций и пунктов с указанием выполняемых ими операций опубликован в Тарифном руководстве N 4. Изменения этого перечня, вызванные открытием или закрытием станций и остановочных пунктов, их переименованием, а также изменения характера выполняемых ими операций публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов.


5. Станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций (ст. 16). Для обслуживания прибывающих и отъезжающих пассажиров станции и остановочные пункты оборудуются необходимыми сооружениями и устройствами. Они позволяют выполнять операции по приему и отправлению пассажирских поездов, подаче и уборке составов; посадке и высадке пассажиров, обслуживание их на вокзалах; приему, погрузке, сортировке, выгрузке, выдаче багажа, грузобагажа и почты; отцепке и прицепке почтовых и багажных вагонов, подаче их к месту погрузки и выгрузки; обслуживанию транзитных пассажирских поездов (технический осмотр, отцепка и прицепка групп или отдельных вагонов, перемена направления следования, снабжение водой, топливом и др.); обслуживанию локомотивов пассажирских поездов (подача и уборка, экипировка, смена бригад, необходимый ремонт и др.); формированию и расформированию составов пассажирских поездов; очистке, экипировке, ремонту пассажирских вагонов.


6. Железные дороги обязаны обеспечить личную безопасность пассажиров при пользовании железнодорожным транспортом. Это достигается путем осуществления комплекса технических и организационных мер, из которых наибольшее значение имеют меры, направленные на обеспечение безопасности движения поездов. Многое зависит и от соблюдения самими пассажирами правил поведения на транспорте. Наряду с этим охрана интересов пассажиров обеспечивается соответствующими правовыми нормами, регулирующими ответственность железных дорог за вред, причиненный здоровью пассажиров, и нормами, регулирующими страхование пассажиров от несчастных случаев в пути следования.

Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев во время проезда по железным дорогам предусмотрено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 г. "О государственном обязательном страховании пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N 23, ст. 412). Обязательное страхование не распространяется на пассажиров пригородного сообщения. Все остальные пассажиры подвергаются обязательному страхованию от несчастных случаев во время поездки и пребывания на вокзале и на станции.

Страховой платеж (сбор) включается в стоимость билета и взимается железной дорогой с пассажира при продаже ему билета. Размер страхового платежа на железных дорогах установлен до 25 коп. Конкретный размер его зависит от дальности поездки, а следовательно, и от стоимости билета. Страховые платежи, полученные от пассажиров, перечисляются железной дорогой органам государственного страхования. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового платежа, например, дети в возрасте до 5 лет, едущие при взрослых пассажирах, или лица, проезжающие по служебным проездным билетам. Поэтому застрахованными признаются все пассажиры, независимо от их возраста и вида проездных документов.

С момента приобретения пассажиром билета, а следовательно, и уплаты страхового платежа, между пассажиром и органом государственного страхования возникает страховое правоотношение (ст. 387 ГК РСФСР). Вместе с тем пассажиры считаются застрахованными от несчастного случая в пути не с этого момента, а с момента объявления посадки в поезд. С данного момента органы государственного страхования несут обязанность перед пассажирами, находящимися в помещении вокзала и на территории станции в пункте отправления, по выплате при определенных условиях страхового возмещения. Страховое правоотношение носит дополнительный (акцессорный) характер по отношению к договору перевозки пассажира и прекращается при прекращении договора перевозки. Это может иметь место как при возврате пассажиром билета в кассу (п. "а" ст. 128), так и при исполнении железной дорогой обязательства по перевозке пассажира. В последнем случае страхование прекращается с момента, когда пассажир оставляет (покидает) помещение вокзала и территорию станции в пункте назначения.

Пассажир считается застрахованным на всем пути следования, включая остановки поезда, следующего в беспересадочном сообщении, и пункты пересадки транзитных пассажиров, вызванные условиями сообщения. Вместе с тем, если пассажир, следующий в беспересадочном сообщении, прервал поездку и сделал остановку в пути (п. "д" ст. 128) или транзитный пассажир покинул помещение вокзала и территорию станции пересадки, обязанности органов государственного страхования, вытекающие из страхового правоотношения, приостанавливаются. В этом случае договор перевозки пассажира сохраняет силу, приостанавливается лишь его исполнение. Соответственно сохраняет силу и договор страхования - пассажир остается застрахованным от несчастных случаев в пути. Однако исполнение обязательства по договору страхования приостанавливается и возобновляется с момента объявления посадки в поезд, в котором пассажир, сделавший остановку, продолжит поездку, или с момента возвращения транзитного пассажира в помещение вокзала или на территорию станции.

Застрахованному пассажиру при полной постоянной утрате им общей трудоспособности в результате несчастного случая на транспорте органы государственного страхования (Госстрах) выплачивают страховое возмещение в размере страховой суммы - 1000 руб. При частичной постоянной утрате общей трудоспособности выплачивается часть указанной суммы, соответствующая проценту утраченной трудоспособности. В случае гибели застрахованного пассажира страховая сумма в размере 1000 руб. выплачивается его наследникам.

Железная дорога о каждом несчастном случае, происшедшем с застрахованным пассажиром на железнодорожном транспорте, обязана составить акт установленной формы и вручить его пассажиру или наследникам (§ 172 Правил перевозок пассажиров и багажа).


7. Помимо обязанности по страхованию пассажиров железные дороги несут ответственность за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира по правилам внедоговорной ответственности (ст. 77 Основ гражданского законодательства, ст. 385 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик). Отношения, вытекающие из причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру, являются внедоговорными: железная дорога в равной мере отвечает как перед пассажиром, с которым заключен договор перевозки, так и перед безбилетным пассажиром. Не зависят эти отношения и от вида сообщения (в отличие от страхования, которое не распространяется на пассажиров пригородного сообщения). Поэтому ответственность железной дороги за причинение смерти или повреждение здоровья пассажиру регулируется нормами об обязательствах из причинения вреда.

Значение возложения на железную дорогу ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира, по правилам о внедоговорной ответственности заключается в том, что эта ответственность в случае причинения вреда источником повышенной опасности наступает независимо от вины. Железные дороги, как и другие транспортные организации, являются источником повышенной опасности. Поэтому они отвечают не только за виновное, но и за случайное причинение вреда пассажиру. Этим в наибольшей степени обеспечивается охрана здоровья пассажиров. Освобождение железных дорог от ответственности наступает лишь при условии, если они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла пассажира.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен (принцип смешанной вины) или в возмещении вреда должно быть отказано (ст. ст. 454 и 458 ГК РСФСР).


8. Железные дороги обязаны обеспечить необходимые удобства для пассажиров, культурное обслуживание их на вокзалах и в поездах. Пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в образцовом порядке и чистоте.

В вагонах со спальными местами пассажирам выдаются постельные принадлежности за особую плату, которая взимается проводниками вагонов. Постельные принадлежности выдаются на весь путь следования, но по желанию пассажира проводник может заменить их за плату в пути следования. Проводники обязаны доставлять комплекты белья на места пассажиров и стелить постели инвалидам, больным, престарелым, пассажирам с детьми. За 30 мин. до прибытия пассажира на станцию назначения или пересадки постельное белье убирается проводником.

На станциях и в пассажирских поездах через специальную розничную торговую сеть и проводников вагонов пассажиры обеспечиваются газетами и другими печатными изданиями. В бесплатное пользование пассажиров предоставляется радио, через радиоузел поезда транслируются широковещательные передачи, воспроизводятся специальные программы магнитофонных записей.

Во всех пассажирских поездах дальнего следования имеются домино, шахматы, шашки, другие игры, которые проводниками вагонов бесплатно выдаются в пользование пассажирам. Ряд услуг предоставляется пассажирам за дополнительную плату, пользование багажными тележками, упаковка и доставка багажа, передача объявления по вокзальному радио, хранение мотоциклов, мопедов, велосипедов, ручной клади, пользование душем, ванной, починка и чистка одежды и др. (§ 207 Правил перевозок пассажиров и багажа).

Транзитным пассажирам в пунктах пересадки предоставляются за плату места в комнатах отдыха транзитных пассажиров. В первую очередь они предоставляются инвалидам и участникам Отечественной войны, лицам, награжденным знаком "Почетному железнодорожнику". За плату предоставляются также места в комнатах матери и ребенка на вокзалах.

Работники железных дорог должны быть вежливыми и предупредительными к пассажирам, принимать меры к устранению недостатков в их обслуживании (§ 1 Правил перевозок пассажиров и багажа).


9. Железные дороги обязаны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок пассажиров, движение всех пассажирских поездов строго по расписанию, своевременную перевозку и сохранность багажа.

Установленный объем пассажирских перевозок должен выполняться в строгом соответствии с утвержденными графиками движения поездов. Особенно важно организовать четкое взаимодействие всех производственных процессов и увязку их с графиками движения поездов в период массовых пассажирских перевозок. Только при этом условии могут быть обеспечены движение всех пассажирских поездов строго по расписанию и своевременная доставка багажа.

Расписание движения пассажирских поездов объявляется в справочниках и афишах. О всех изменениях в расписании пассажиры должны быть своевременно уведомлены путем вывешивания объявлений на станциях и остановочных пунктах, сообщения по радио и т. п. На станциях и вокзалах в зависимости от потока пассажиров и местных условий организуется широкая информация об отправлении и прибытии поездов по радио, с помощью различного рода указателей, автоматических справочных установок, через справочные бюро, по телефону и др.

Материальная ответственность железных дорог перед пассажирами за несвоевременное отправление и прибытие пассажирских поездов законодательством не предусмотрена. По просьбе пассажира справочными бюро выдаются письменные справки об опоздании прибытия пассажирских поездов (§ 205 Правил перевозок пассажиров и багажа).


10. На вокзалах и в пассажирских поездах, как правило, должна быть организована продажа продуктов питания пассажирам. Продажа продуктов питания в ресторанах, буфетах, ларьках на вокзалах станциях, в вагонах ресторанах и купе-буфетах в поездах производятся органами Министерства торговли СССР. Для организации этой торговли железные дороги передают в аренду помещения для размещения ресторанов, буфетов, ларьков, вагоны рестораны, купе-буфеты, выдают разрешения на установку на территории станции киосков, лотков и др. Между железными дорогами и предприятиями Министерства торговли заключаются договоры в соответствии с Основными условиями аренды и эксплуатации вокзальных и станционных помещений ресторанами и буфетами и Основными условиями аренды и эксплуатации вагонов-ресторанов и поездных купе-буфетов.

Проводники вагонов со спальными местами всех категорий пассажирских поездов, а также общих вагонов с местами для сидения скорых поездов обязаны по просьбе пассажиров обеспечивать их не менее трех раз в день по установленной цене чаем. Пассажирские вагоны дальних и местных поездов должны снабжаться охлажденной кипяченой питьевой водой.



К статье 121.


1. В зависимости от скорости движения поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые имеют наибольшую скорость по сравнению с пассажирскими поездами и обеспечивают лучшие условия для пассажиров. Составы скорых поездов формируются из более комфортабельных вагонов. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и характеризуются большим числом остановок для посадки и высадки пассажиров. За последнее время в связи с общим увеличением скоростей движения различие в скорости между скорыми и пассажирскими поездами значительно уменьшилось.

К скорым относятся так называемые "фирменные" поезда, завоевавшие широкое признание пассажиров. Они носят специальные наименования: -"Красная стрела", "Нева", "Арктика", "Южный Урал" и т. п. Эти поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, отличаются высоким качеством обслуживания. К числу скоростных относят поезда, сформированные из межобластных вагонов с мягкими местами для сидения. Они курсируют с повышенными скоростями, как правило, на небольшие расстояния между крупными центрами (например, между Москвой и Ленинградом).

Помимо скорых, скоростных и пассажирских существуют почтово-багажные и грузо-пассажирские поезда. Главное назначение почтово-багажных поездов заключается в перевозке почты и багажа. Однако в них могут включаться и пассажирские вагоны для перевозки пассажиров на небольшие расстояния на малодеятельных линиях. Грузо-пассажирские поезда формируются из грузовых и пассажирских вагонов. Они, как правило, назначаются также на малодеятельных участках и курсируют на небольшие расстояния, обслуживая одновременно грузовое и пассажирское движение.


2. В зависимости от расстояния следования пассажирские поезда подразделяются на дальние, местные и пригородные. К поездам дальнего следования относятся такие, которые курсируют на расстояние свыше 700 км, к местным - на расстояние до 700 км, а к пригородным - поезда, обращающиеся, как правило, на участках до 150 км, за проезд в которых применяется пригородный тариф. Именно поэтому пригородные тарифы (платы и сборы за перевозку пассажиров) рассчитаны максимально на расстояние в 150 км (см таблицы N 5-9 приложения N 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа). Пригородные поезда обслуживают районы, прилегающие к большим городам и крупным промышленным центрам. В пригородном сообщении многих больших городов применяется так называемый "зонный" тариф, очень удобный для пассажиров. Зонные билеты дают право проезда до любой станции, входящей в указанную на билете тарифную зону.

В зависимости от категории поезда определяется его номер. Например, скорым поездам присваиваются

...
Время: 0.2178
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск