ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /

К разделу 7 Устава железных дорог (статьи 143-160)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗДЕЛ VII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ,

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ,

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ.

АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ



К статье 143

К статье 144

К статье 145

К статье 146

К статье 147

К статье 148

К статье 149

К статье 150

К статье 151

К статье 152

К статье 153

К статье 154

К статье 155

К статье 155-1

К статье 156

К статье 156-1

К статье 156-2

К статье 157

К статье 158

К статье 159

К статье 159-1

К статье 160



К статье 143.


1. Исполнение обязательств по железнодорожным перевозкам обеспечивается мерами материальной, т. е. имущественной, ответственности, которые выражаются во взыскании штрафов и (или) возмещении причиненных убытков. Такую ответственность несет любой из участников перевозки, нарушивший свое обязательство, возникшее из плана или из договора перевозки: железная дорога, грузоотправитель, грузополучатель или пассажир.


2. Особенности обязательств по перевозкам наиболее ярко проявляют себя в особенностях ответственности за их исполнение. Комментируемая статья устанавливает общее правило об имущественной ответственности участников перевозки. Оно заключается в том, что железные дороги, грузоотправители, грузополучатели и пассажиры несут материальную ответственность по перевозкам на основании Устава железных дорог. Это значит, что содержащиеся в Основах и гражданских кодексах общие положения об имущественной ответственности за неисполнение обязательств к отношениям по железнодорожной перевозке, как правило, не применяются. Их участники за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей несут материальную ответственность только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных Уставом железных дорог и другими нормативными актами, регулирующими отношения по железнодорожным перевозкам. Этим и определяются особенности имущественной ответственности по перевозкам. Они касаются оснований, объема и форм ответственности.

а) Основания ответственности. По общим правилам гражданского законодательства, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств его участники несут ответственность во всех случаях, за любое нарушение ими обязанностей, а общим условием их ответственности является вина, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. В отличие от этого по правилам Устава железных дорог ответственность участников перевозки наступает не за любое нарушение ими обязательства по перевозке, а лишь в случаях, прямо им предусмотренных. В отношениях по перевозке значительно шире, чем в отношениях, регулируемых общими правилами гражданского законодательства, применяется принцип ответственности независимо от вины. На этом принципе построена, в частности, ответственность за невыполнение плана перевозок, составляющая значительную и большой практической значимости область грузоперевозочных отношений.

Но нормы Устава железных дорог исключают применение общих правил об ответственности, содержащихся в Основах и в ГК, лишь при условии, если соответствующий вопрос урегулирован самим Уставом. К примеру, неподача железной дорогой вагонов может привести к срыву поставки продукции и возникновению у грузоотправителя убытков в форме как положительного ущерба, так и неполученных доходов. Эти убытки тем не менее не подлежат взысканию с железной дороги, поскольку ее ответственность за такое нарушение ограничивается уплатой штрафа в установленном размере (см. комментарий к ст. 144).

Если, однако, какой-либо вопрос не получил разрешения в Уставе, но в нем не содержится и прямых указаний (или это не вытекает из его смысла) на неприменение тех или иных правил гражданского законодательства об ответственности, а их применение не противоречит смыслу Устава железных дорог, соответствующие правила Основ и ГК могут и должны применяться к отношениям по перевозке.

Это объясняется тем, что обязательства по железнодорожным перевозкам являются одним из видов обязательств советского гражданского права, а потому подчиняются (если иное не указано в самом законе) общим положениям гражданского законодательства не только в части оснований возникновения обязательств, но и ответственности за их нарушения. Так, в Уставе нет норм об учете вины кредитора, а согласно ст. 37 Основ гражданского законодательства (ст. 224 ГК РСФСР), ответственность должника за нарушение обязательства уменьшается, если возникновению или увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, содействовала вина кредитора (так называемый принцип смешанной ответственности). Поскольку в Уставе железных дорог ничего не говорится о неприменении этого правила к отношениям по перевозке, оно должно учитываться, и судебно-арбитражные органы широко руководствуются им при разрешении соответствующих споров. Прямые указания на этот счет содержатся в инструктивных указаниях Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. Хотя в п. 33 этих указаний говорится об учете вины кредитора применительно к ответственности железной дороги за несохранность перевозимых грузов, приведенное выше правило должно применяться и во всех других случаях, когда возникает вопрос о вине обеих сторон в ненадлежащем исполнении обязательства по перевозкам.

Общие положения гражданского законодательства об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должны учитываться и при толковании соответствующих правил Устава железных дорог, если их применение может вызвать различное понимание. Так, при применении ст. 155 УЖД штрафной характер предусмотренной ею неустойки сомнений не вызывает, так как в самой статье сказано, что за допущенные нарушения с грузоотправителя штраф взыскивается помимо взыскания причиненных железной дороге убытков. В отличие от этого, ст. 159 УЖД устанавливает, что в соответствующих случаях "грузоотправитель уплачивает штраф... и возмещает понесенные железной дорогой... убытки. ", но не указывает, в каком соотношении взыскиваются штраф и убытки. Поэтому при ее применении нужно руководствоваться общим правилом ч. 2 ст. 36 Основ гражданского законодательства (ст. 189 ГК РСФСР), согласно которому, если иное не установлено законом, "убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой". Иными словами, в этом и подобном ему случаях штраф является зачетной неустойкой.

б) Объем ответственности. Ответственность по Уставу железных дорог является ограниченной. В отличие от общих правил гражданского законодательства об ответственности за нарушение обязательств, предусматривающих взыскание причиненных убытков в полном объеме, включая не только положительный ущерб в имуществе кредитора, но и неполученный им доход (ч. 1 ст. 36 Основ гражданского законодательства, ст. 219 ГК РСФСР), пределы ответственности участников обязательства по перевозке установлены самим Уставом. Общее правило на этот счет сводится к следующему: та часть убытков, которая именуется неполученным доходом, вообще не подлежит взысканию (если иное не предусмотрено самим Уставом), а положительный ущерб в имуществе кредитора взыскивается в ограниченном размере. Пределом ответственности железной дороги при утрате груза, например, является стоимость утраченного (недостающего) груза (ст. 151). Другие убытки, даже составляющие положительный ущерб в имуществе грузополучателя, хотя бы они и были вызваны утратой груза, не подлежат взысканию. В частности, не подлежат возмещению затраты грузополучателя на строительство временного хранилища или аренду помещения для груза, который оказался утраченным. Не могут быть взысканы с железной дороги также убытки, которые понес грузоотправитель, уплативший штраф (а возможно, и возместивший убытки) своему контрагенту по договору поставки за несвоевременную поставку продукции, хотя бы это и было обусловлено неподачей ему железной дорогой вагонов по плану перевозок.

Взыскание положительного ущерба в имуществе или убытков в полном объеме (включая и неполученный доход) допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных в самом УЖД. Так, согласно ч. 3 ст. 151 УЖД, в случае утраты или недостачи перевозимого груза железная дорога наряду с возмещением стоимости утраченного или недостающего груза возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в цену груза. В соответствии же со ст. 155 УЖД при нарушении правил предъявления груза к перевозке с грузоотправителя (в соответствующих случаях - с грузополучателя) могут быть взысканы все убытки, которые по этой причине понесла железная дорога. Понесенные железной дорогой убытки в полном объеме могут быть взысканы с грузоотправителя также в случае, если они вызваны задержкой перевозочных средств вследствие неприложения к накладной необходимых документов (ст. 159 УЖД).

Участники перевозки могут нести и повышенную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, как это предусмотрено, например, ч. 2 ст. 151, ст. 162 или ст. 163 УЖД. Но во всех случаях объем ответственности участников обязательства по перевозке за его нарушение определяется Уставом железных дорог.

в) Форма ответственности. В принципе ответственность участников обязательства по перевозке выражается в тех же формах, которые характерны для ответственности и за нарушение любых других обязательств, - взыскание неустойки и возмещение убытков. Но их соотношение и применение в рассматриваемых обязательствах отличаются существенными особенностями. По общим правилам гражданского законодательства, взыскание штрафа (неустойки) при нарушении обязательства не исключает возможности предъявления требования о возмещении причиненных убытков (ч. 2 ст.36 Основ гражданского законодательства, ст. 189 ГК РСФСР). В отличие от этого ответственность по перевозкам выражается, в основном, во взыскании либо штрафа, либо в соответствующих случаях убытков в установленном размере. Для большей части нарушений, связанных главным образом с выполнением сторонами перевозки своих плановых обязательств, предусмотрено взыскание штрафа, носящего характер исключительной неустойки (поскольку в этом случае не допускается предъявления требований о возмещении убытков). Если же за то или иное нарушение обязательства по перевозке ответственность выражается в возмещении убытков, то штраф, как правило, не взыскивается, и должна применяться та форма ответственности, которая определена Уставом. Так, Уставом железных дорог не предусмотрено взыскание с железной дороги штрафа в случаях, когда вследствие утраты или повреждения груза он становится некомплектным. Дорога в этих случаях несет ответственность в размере стоимости утраченного груза, либо в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость (Хозяйство и право, 1981, N8, с. 89).


3. Нормы Устава железных дорог, регулирующие ответственность, носят императивный характер: их правила обязательны при применении и не могут быть изменены ни в одностороннем порядке, ни по усмотрению сторон. Устав запрещает всякие соглашения железной дороги с грузоотправителями, грузополучателями или пассажирами, имеющие целью изменить или исключить возлагаемую на них ответственность. Не имеет значения, кто - социалистическая организация или гражданин - является грузоотправителем и грузополучателем. Не имеет значения и содержание возможных соглашений: касаются ли они оснований, условий, форм, сроков или пределов ответственности; имеют ли они целью снизить или, наоборот, повысить ответственность; установить ее за те нарушения, которые не предусмотрены Уставом, или, наконец, устранить определенную Уставом ответственность за то или иное нарушение, либо изменить ее характер. В связи с этим к отношениям по перевозке грузов не может применяться правило п. 31 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г. N 988 "О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств" (СП СССР, 1967, N 26, ст. 186) как в части предоставления сторонам права по их взаимному согласию повышать размеры неустойки (штрафа, пени) за нарушение договора, так и в части права органов арбитража в установленных случаях уменьшать и повышать размеры санкций.

Любые соглашения относительно ответственности признаются недействительными независимо от форм их выражения (дополнительные соглашения, расписки и т. д.). Так, признаются недействительными и не должны приниматься во внимание при разрешении соответствующих споров справки грузоотправителей, в которых они заранее обязуются все могущие возникнуть споры относительно повреждения или порчи груза при перевозке разрешить непосредственно с грузополучателем, без участия железной дороги

...
Время: 0.1591
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск