ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт / Документы прошлых лет / Комментарий к Уставу железных дорог /

К разделу 7 Устава железных дорог (статьи 161-179)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗДЕЛ VII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ,

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ,

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ.

АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ



К статье 161

К статье 162

К статье 163

К статье 164

К статье 165

К статье 166

К статье 167

К статье 168

К статье 169

К статье 170

К статье 171

К статье 172

К статье 173

К статье 174

К статье 175

К статье 176

К статье 177

К статье 178

К статье 179



К статье 161.


1. Железная дорога обязана подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях - промытые и продезинфицированные (ст.46). Подача под погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия грузоотправителя, а также порта, пристани, когда они являются грузоотправителями или когда вагоны подаются им под погрузку перевалочных (с водного транспорта на железную дорогу) грузов. В таких случаях обязанность по очистке вагонов грузоотправитель, порт, пристань принимают на себя, а с железной дороги взыскивается штраф в установленном размере.

От погрузки неочищенного подвижного состава, поданного без согласия грузоотправителя, последний вправе отказаться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласие грузоотправителя на принятие под погрузку неочищенного подвижного состава (в настоящей статье имеются в виду только вагоны) не обязательно должно быть выражено в письменной форме (хотя и может быть оформлено актом общей формы) или дано предварительно (до подачи вагонов). О таком согласии может свидетельствовать сам факт принятия неочищенных вагонов под погрузку. Ответственность за последствия такой погрузки (порчу или повреждение груза) будет нести грузоотправитель. Его ссылка на подачу железной дорогой неочищенных вагонов как причину порчи или повреждения груза не перелагает ответственность на железную дорогу, хотя последняя и не освобождается от уплаты штрафа за такое нарушение.


2. При согласии грузоотправителя на подачу под погрузку неочищенного подвижного состава ему на очистку вагонов предоставляется необходимое время, продолжительность которого определяется соглашением начальника станции с грузоотправителем (портом, пристанью). При определении сверхнормативного простоя вагонов за это время штраф не начисляется.


3. Штраф за подачу под погрузку неочищенных вагонов взыскивается с железной дороги в пользу грузоотправителя (порта, пристани) в размере 15 руб. за обыкновенный вагон (независимо от его осности) и 30 руб. за специальный вагон.

Взыскание штрафа за подачу под погрузку контейнеров неочищенными УЖД не предусматривает, и потому штраф за это не взыскивается, но грузоотправитель вправе отказаться от загрузки таких контейнеров.


4. Подача перевозочных средств под погрузку неочищенными, как правило, является следствием их неочистки при выгрузке груза. Поэтому в соответствии со ст. 51 УЖД после выгрузки (слива) груза перевозочные средства (вагоны) должны быть очищены от остатков груза и мусора или других загрязняющих веществ как с внутренней, так и с наружной стороны. Эта обязанность возлагается либо на грузополучателя, либо на железную дорогу в зависимости от того, кто из них производит выгрузку (см. комментарий к ст. 51). При выгрузке вагонов (сливе цистерн) средствами железной дороги вопрос о ее ответственности за неочистку вагонов, естественно, может возникнуть лишь при подаче их под погрузку грузоотправителю. Если же выгрузку вагонов (слив цистерн) выполнял грузополучатель (порт, пристань), то на нем лежит обязанность их очистки даже в том случае если их загрязнение произошло по вине грузоотправителя или третьих лиц, т. е. при отсутствии его вины. Железная дорога может не принять от грузополучателя (порта, пристани) неочищенные вагоны и взыскать с них штраф за простой вагонов впредь до их очистки. Штраф за простой цистерн и бункеров под очисткой может быть взыскан и в том случае, если такие перевозочные средства будут уже убраны от грузополучателя, но простоят под очисткой на промывочно-пропарочных станциях железной дороги (см. комментарий к ст. 51). Согласно ч. 2 комментируемой статьи, если железная дорога даже примет от грузополучателя (порта, пристани) вагоны неочищенными, она взыскивает с него штраф в тех же размерах, в каких платит его сама при подаче под погрузку неочищенного подвижного состава: 15 руб. за обычный вагон и 30 руб. за специальный.


5. Предусмотренную комментируемой статьей ответственность за сдачу неочищенного подвижного состава в тех же размерах несут порт или пристань не только в случаях, когда они выступают грузополучателями, но и когда, не являясь грузополучателями, они производят выгрузку (слив) вагонов (при перевалке грузов в прямом смешанном сообщении, отгрузке импорта и др.).


6. Ответственность за правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, наступает независимо от вины стороны, нарушившей обязанность по подаче под погрузку или сдаче после выгрузки очищенного подвижного соства.



К статье 162.


1. Комментируемая статья предусматривает два основания ответственности, которую перед железной дорогой несут ее клиенты:

а) повреждение принадлежащих железной дороге вагонов и контейнеров, а также повреждение или утрата предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений (поддонов, стропов, стяжек, хлебных щитов, печей и др.);

б) причинение дороге убытков вследствие повреждения подвижного состава, перегруза, неправильной погрузки или неправильного крепления груза.

В первом случае ответственность выражается во взыскании штрафа в установленном размере, во втором - в возмещении причиненных убытков.


2. Повреждение вагонов или контейнеров возможно при различных обстоятельствах: оно может быть связано с их погрузкой или выгрузкой средствами грузоотправителя и грузополучателя или вызвано другими причинами, не связанными непосредственно с их погрузкой и выгрузкой. Правовые последствия зависят от того, где (на станции, железнодорожном подъездном пути, в пути, на пристани или строящейся железнодорожной линии) поврежден вагон и контейнер. При повреждении вагона или контейнера на станции ответственность грузополучателя и грузоотправителя связывается только с выполнением ими погрузочно-разгрузочных работ. Если же вагон или контейнер поврежден на железнодорожном подъездном пути, в порту, на пристани, на строящейся железнодорожной линии, соответственно грузоотправитель, грузополучатель, порт, пристань, а также предприятие, организация, строящие железнодорожную линию, несут ответственность независимо от того, связано или не связано такое повреждение непосредственно с выполнением погрузочно-разгрузочных работ (например, повреждение вагонов или контейнеров произошло вследствие неисправности подъездного пути, принадлежащего предприятию, при выполнении маневровых или иных работ или из-за невыполнения предприятием возложенных на него УЖД обязательств по освещению, очистке от мусора и снега принадлежащих железной дороге подъездных путей в пределах территории данного предприятия и у фронтов погрузки и выгрузки и т. д.) (см. комментарий к ст. 90).

Ответственность грузоотправителей и грузополучателей (порта, пристани) за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений наступает независимо от обстоятельств (в связи или не в связи с выполнением погрузочно-разгрузочных работ) и места их повреждения или утраты (на станции, подъездном пути, складе грузоотправителя или грузополучателя и т. н.).


3. При повреждении вагонов, контейнеров, повреждении или утрате съемных перевозочных приспособлений парка МПС в морских, речных портах (на пристанях) следует исходить из того, что установленный комментируемой статьей штраф подлежит взысканию, если порт (пристань) не докажет, что повреждение подвижного состава, повреждение или утрата съемных перевозочных приспособлений произошли не в порту (на пристани) (п. 6 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 14 февраля 1975 г. N И-1-6 "О практике разрешения споров, связанных с повреждением вагонов, контейнеров и съемных перевозочных приспособлений, принадлежащих железным дорогам". - Систематизированный сборник, 1983 с. 261).


4. Предусмотренную комментируемой статьей ответственность несут также владельцы подъездных путей, если они, согласно договорам с грузоотправителями и грузополучателями, принимают вместо них от дороги и сдают ей груженые и порожние вагоны и контейнеры и съемные перевозочные приспособления. Такую ответственность ветвевладельцы несут независимо от того, кто повредил вагоны, контейнеры, съемные перевозочные приспособления. Если, однако, вагоны, контейнеры, съемные перевозочные приспособления повреждены грузоотправителями или грузополучателями, ветвевладельцы, уплатившие железной дороге штраф (возместившие ей убытки), вправе взыскать соответствующие суммы в порядке регресса с виновных грузоотправителей или грузополучателей (п. 5 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 14 февраля 1975г.).


5. Автотранспортные предприятия, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, в соответствии со ст. 68 УЖД пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому за повреждение вагонов или контейнеров при погрузке или выгрузке на станции средствами автотранспортных предприятий, а также за повреждение или утрату съемных перевозочных

...
Время: 0.2336
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск