Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Общие положения/ Программа комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан (Приложение к Указу Президента РУз от 05.10.2016 г. N УП-4848)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента РУз
от 05.10.2016 г. N УП-4848
ПРОГРАММА
комплексных мер по обеспечению ускоренного развития
предпринимательской деятельности, всемерной защите
частной собственности и качественному улучшению
делового климата в Республике Узбекистан
N |
Наименование мероприятий |
Механизм реализации
|
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
1. |
Проведение критического анализа функций и полномочий государственных органов, прежде всего, правоохранительных и контролирующих структур, и разработка обоснованных предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности мер по предупреждению, профилактике и недопущению правонарушений в сфере осуществления предпринимательской деятельности. |
Проекты нормативно- правовых актов |
Ноябрь 2016 года |
Министерства, ведомства и другие государственные органы |
2. |
Обеспечение строгого выполнения требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, необоснованное приостановление деятельности, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства. |
Комплекс мер |
Декабрь 2016 года Реализация комплекса мер постоянно |
Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
3. |
Разработка проекта закона "О противодействии коррупции", направленного, в первую очередь, на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений. |
Проект закона |
Ноябрь 2016 года |
Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
Разработка проекта закона "О государственно-частном партнерстве", предусматривающего: понятие, задачи и основные направления ГЧП; круг участников ГЧП, их права и обязанности; гарантии соблюдения прав и законных интересов участников ГЧП, прозрачности и эффективности использования средств субъектов предпринимательства; приоритетные сферы реализации проектов ГЧП; порядок и условия стимулирования участников ГЧП, а также контроля в данной сфере.
|
Проект закона |
III квартал 2017 года |
Минюст, Минэкономики, Минфин, Мининфоком, Госкомконкуренции, Высший хозяйственный суд, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства |
|
Разработка проекта закона "О государственных закупках", предусматривающего: прозрачный и открытый механизм осуществления государственных закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере; широкий доступ субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к государственным закупкам; расширение круга субъектов, для которых обязательно применение системы государственных закупок с включением в их число государственных предприятий, а также коммерческих организаций с государственной долей 50 процентов и более; создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных закупок; дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов, необходимых параметров закупок. |
Проект закона |
II квартал 2017 года |
Минфин, Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
|
Разработка проекта закона "Об административных процедурах", предусматривающего: совершенствование организации управленческой деятельности государственных органов; обеспечение эффективного оказания государственных услуг путем принятия обоснованных и оперативных решений; внедрение современных процедур реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц. |
Проект закона |
II квартал 2017 года |
Минюст, Минэкономики, ГТК, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства |
|
7. |
Совершенствование и упрощение системы государственной регистрации субъектов предпринимательства через всемирную информационную сеть Интернет. |
Проект постановления Кабинета Министров
|
I квартал 2017 года |
Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, ТПП, ГНК |
8. |
Рассмотрение вопроса создания института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан со следующими основными полномочиями: участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства; оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности; изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности; оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах. |
Проект закона "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предприни- мательства (омбудсмане)" |
I квартал 2017 года |
Законодательная палата Олий Мажлиса, Минюст, Генпрокуратура, Минфин, ТПП |
II. В СФЕРЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРОВЕРОК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
||||
9. |
Отмена всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства. |
Проекты нормативно- правовых актов |
Декабрь 2016 года |
ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
10. |
Отмена всех видов встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам. |
Проекты нормативно- правовых актов
|
Декабрь 2016 года |
ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
11. |
Четкая процессуальная регламентация назначения, проведения и продления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности по возбужденным уголовным делам, направленная, прежде всего, на обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования |
Проект закона |
Ноябрь 2016 года |
Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
12. |
Создание общественных консультативных советов при государственных органах, в том числе контролирующих и правоохранительных, с включением в их состав представителей субъектов предпринимательства, а также их объединений. |
Ведомственные акты |
Декабрь 2016 года |
Министерства, ведомства и другие государственные органы |
III. В СФЕРЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
||||
13. |
Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека. |
Проект закона |
Декабрь 2016 года |
Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
14. |
Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, впервые совершивших правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения. |
Проект закона |
Декабрь 2016 года |
Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
15. |
Установление порядка не применения в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права по осуществлению предпринимательской деятельности. |
Проект закона |
Декабрь 2016 года |
Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства
|
16. |
Установление единых и обоснованных критериев и оснований определения ущерба, причиненного в результате совершения экономических преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. |
Проект постановления Пленума Верховного суда |
Декабрь 2016 года |
Верховный суд, Генпрокуратура, Минфин, Минюст, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства
|
17. |
Разработка предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. |
Проект закона |
Ноябрь 2016 года |
Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства
|
IV. В СФЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ А ТАКЖЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
|
||||
18. |
Внесение обоснованных предложений, направленных на: дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков; внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, стимулирующих рост экспортного потенциала республики, активное привлечение прямых иностранных инвестиций и повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках; дальнейшее совершенствование законодательства, предусматривающее исчерпывающие правовые основания и критерии назначения и проведения краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства; сокращение количества и сроков проведения проверок путем повышения эффективности камерального контроля деятельности субъектов предпринимательства; совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства; внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, искоренение и недопущение административного вмешательства в деятельность коммерческих банков со стороны государственных органов, в первую очередь, в кредитную политику; упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности, а также обеспечение реализации в полной мере прав клиентов по свободному распоряжению собственными денежными средствами. |
Проекты нормативно- правовых актов |
Декабрь 2016 года |
Минфин, Центральный банк, ГНК, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства |
19. |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее расширение безналичного денежного оборота, прежде всего путем увеличения количества терминалов и пластиковых карт. |
Комплекс мер |
Декабрь 2016 года |
Центральный банк, Минфин, Минэкономики, коммерческие банки |
20. |
Предоставление вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями права применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их государственной регистрации. |
Проект закона |
Декабрь 2016 года |
Минфин, ГНК, Минэкономики, МВЭСИТ |
21. |
Освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. |
Проект закона |
Декабрь 2016 года |
Минфин, ГНК, Минэкономики, Высший хозяйственный суд |
22. |
Отмена требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы, за исключением контрактов по экспорту товаров, предусмотренных в приложениях NN 1, 2 и 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года N УП-1871 "О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)", с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2016 года |
Мининфоком, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики, Минфин |
23. |
Установление порядка, согласно которому выдача сертификата о происхождении экспортируемых из Республики Узбекистан товаров заявителю, ранее получившему аналогичный сертификат по идентичному товару, осуществляется в течение одного рабочего дня. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2016 года |
МВЭСИТ, Агентство "Узстандарт", АО "Узбекэкспертиза", заинтересованные министерства и ведомства |
24. |
Снижение ставки сбора за таможенное оформление товара, помещаемого в таможенный режим "экспорт", вне мест его осуществления в два раза против действующей ставки (с 10% до 5% от МРЗП). |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2016 года |
Минфин, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики |
V. В СФЕРЕ УСИЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЙТИНГА РЕСПУБЛИКИ
|
||||
25. |
Разработка и внесение предложений по поэтапной передаче функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников судебным органам. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2016 года |
Верховный суд, Минфин, Минюст, Генпрокуратура, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
Разработка программы, предусматривающей поэтапное внедрение механизмов аудио- и видео фиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений судов, направленной на обеспечение прозрачности и объективности, надежной судебной защиты прав предпринимателей. |
Проект Программы Реализация Программы
|
Декабрь 2016 года 2017-2018 гг. |
Высший хозяйственный суд, Мининфоком, Минфин |
|
27. |
Совершенствование механизма межведомственного обмена информацией для эффективной работы системы оказания государственных услуг по принципу "одно окно". |
Комплекс мер |
IV квартал 2017 года |
Мининфоком, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента
|
28. |
Разработка комплексных мер по развитию инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры городов (районов) в целях обеспечения бесперебойной подачи электрической энергией, газо- и водоснабжением субъектам предпринимательства. |
Комплекс мер |
I квартал 2017 года |
Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой, АО "Узбекэнерго", НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узтрансгаз", АО "Узавтойул", Агентство "Узкоммунхизмат", заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента
|
29. |
Повышение прозрачности прохождения разрешительных и лицензионных процедур, оптимизация их количества и сроков рассмотрения, в том числе с целью исключения возможности формирования коррупциогенных факторов и искоренения фактов бюрократии. Внесение обоснованных предложений по отмене требований по сроку действия отдельных видов лицензий. |
Проекты нормативно- правовых актов |
I квартал 2017 года |
Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства
|
30. |
Разработка предложений по дополнению Перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно". |
Проект постановления Кабинета Министров |
Декабрь 2016 года |
Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства |
31. |
Создание интегрированного с ЕПИГУ (единый портал интерактивных государственных услуг) единого веб-сайта о деятельности центров "одно окно", включающего: общие сведения о деятельности центров и перечня оказываемых государственных услуг; стандартные образцы учредительных документов (по организационно-правовым формам); исчерпывающий перечень предоставляемых документов, необходимых для получения услуги, информацию о стоимости, порядке оплаты и реквизитах банка (при платных услугах); электронный ресурс "персональный кабинет субъекта предпринимательства" (путем интеграции сайта с ЕПИГУ) для взаимодействия с государственными органами при получении государственных услуг. |
Проект нормативно- правового акта |
III квартал 2017 года |
Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства |
32. |
Ускорение перевода в электронную форму основных процедур оказания государственных услуг в рамках системы "Электронное правительство" путем: ускорения интеграции с комплексом информационных систем "Лицензия" баз данных уполномоченных государственных органов, осуществляющих регистрацию, выдачу лицензий и других разрешительных процедур субъектам предпринимательства; завершения до конца 2017 года перевода на интерактивную основу процедур по предоставлению земельных участков и выдаче разрешений на строительство, регистрации прав на собственность, подключению к инженерно-коммуникационным сетям; поэтапной интеграции через межведомственную интеграционную платформу комплексов информационных систем "Солик" и "Божхона", с возможностью прохождения всех процедур, предоставления государственных услуг и осуществления оплаты за транзакционные услуги в электронной форме по принципу "одно окно". |
Комплекс мер |
IV квартал 2017 года |
Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, ГТК, Агентство "Узкоммунхизмат", заинтересованные министерства и ведомства |
33 |
Повсеместное внедрение межведомственной информационной системы "Единое окно" при оформлении сертификата о происхождении товара, ветеринарного, фитосанитарного, экологического, санитарно-эпидемиологического заключения, предоставив субъектам предпринимательства возможность интерактивного отслеживания процесса прохождения разрешительных процедур. |
Проект нормативно- правового акта |
I квартал 2017 года |
ГТК, Агентство "Узстандарт", Мининфоком, МВЭСИТ, Минсельводхоз, Минздрав, Госкомприроды |
34. |
Внедрение интерактивных электронных услуг, оказываемых АО "Узбекэкспертиза" субъектам предпринимательства при осуществлении экспортно-импортных операций путем интегрирования на едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан по: сертификации происхождения товаров; выдаче заключения об отнесении ввозимого технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, сырья и материалов к категории используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции. |
Проект нормативно- правового акта |
I квартал 2017 года |
МВЭСИТ, Мининфоком, ГТК, Минэкономики |
Дальнейшее стимулирование развития молодежного предпринимательства путем: содействия со стороны государственных органов в организации молодежного предпринимательства; предоставления льготных кредитов в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность; обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между образовательными учреждениями и работодателями на договорной основе; разработки и реализации программ поддержки молодежного предпринимательства. |
Комплекс мер |
Постоянно |
Союз молодежи Узбекистана, Центральный банк, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства |
|
36. |
Проведение инвентаризации всех технических требований (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, нормативные документы по стандартизации и технические нормативы) и с учетом передового зарубежного опыта разработка и принятие соответствующих нормативных документов, исключающих неэффективные, устаревшие и подменяющие рыночные механизмы нормы. |
Проекты нормативных актов |
Декабрь 2016 года |
Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство "Узстандарт", Минсельводхоз, ГИ "Саноатгеоконтехназорат", заинтересованные министерства и ведомства |
37. |
Обеспечение размещения и постоянного обновления действующих нормативных документов в области технического регулирования на официальных веб-сайтах во всемирной информационной сети Интернет в целях предоставления беспрепятственного и бесплатного доступа к ним. |
Комплекс мер |
Декабрь 2016 года |
Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство "Узстандарт", Минсельводхоз, ГИ "Саноатгеоконтехназорат", министерства и ведомства |
38. |
Организация цикла интерактивных телепередач по разъяснению населению, прежде всего, субъектам предпринимательства, порядка прохождения процедур, связанных с организацией и ведением предпринимательской деятельности, путем создания на телеканале "Узбекистон" НТРК постоянно действующей передачи "Время предпринимателя" ("Тадбиркор даври"). |
Цикл телепередач |
Постоянно |
НТРК, ТПП, Минэкономики, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
39. |
Совершенствование порядка назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства, предусмотрев: конкретные критерии назначения проверок с учетом категорий сложности (риска); порядок и сроки проведения проверок (осуществления надзорных функций); ответственность сторон по результатам проведенных проверок.
|
Проект нормативно- правового акта |
II квартал 2017 года |
Госархитектстрой, Минэкономики, Минфин, Минюст |
40. |
Дальнейшее совершенствование механизма подключения субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях "под ключ" путем установления: сроков и стоимости разработки АПЗ (части II); порядка, сроков и стоимости разработки топографической карты; порядка определения договорной стоимости объекта для заключения договора. Разработка "руководящего документа" по подготовке договорной и сметной стоимости объекта при подключении субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях "под ключ", предусмотрев: минимальные прочие затраты (по факту затрат) в договорной и сметной документации; предельную штатную численность работников для каждой территориальной единицы, необходимую для выполнения поставленных задач. Установление порядка по внедрению механизма мониторинга энергоснабжения (на основе индексов SAIDI и SAIFI), включая внеплановые отключения, учет общей продолжительности и частоты внеплановых отключений, а также восстановления подачи электроэнергии при внеплановом отключении, с постоянным обновлением результатов мониторинга на официальном веб-сайте АО "Узбекэнерго". |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2016 года |
АО "Узбекэнерго", НХК "Узбекнефтегаз", Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой |
41. |
Увеличение срока использования субъектами предпринимательства иностранной валюты, купленной на межбанковской торговой сессии с 7 до 15 дней. |
Проект нормативно- правового акта
|
Декабрь 2016 года |
Центральный банк, Минюст |
42. |
Проработка совместно с Международной финансовой корпорацией вопроса по привлечению международного кредитного бюро в состав учредителей кредитного бюро "Кредитно-информационный аналитический центр" в целях повышения качества кредитно-информационных услуг. |
Комплекс мер |
В течение 2017 года |
Центральный банк, Мининфоком, Ассоциация банков Узбекистана |
Примечание. Виды нормативно-правовых актов могут пересматриваться или объединяться в единый акт в зависимости от сферы и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
10 октября 2016 г., N 40, ст. 467