ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка / Органы внутеренних дел /

Закон Республики Узбекистан от 16.09.2016 г. N ЗРУ-407 "Об органах внутренних дел" (Принят Законодательной палатой 12.08.2016 г., одобрен Сенатом 24.08.2016 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.09.2016 г.

N ЗРУ-407



ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Принят Законодательной палатой 12 августа 2016 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2016 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности органов внутренних дел Республики Узбекистан (далее - органы внутренних дел).


Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел

Основными задачами органов внутренних дел являются защита прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, конституционного строя, обеспечение верховенства закона, безопасности личности, общества и государства, а также предупреждение и профилактика правонарушений.


Статья 3. Законодательство об органах внутренних дел

Законодательство об органах внутренних дел состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.


Статья 4. Основные направления деятельности

органов внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по следующим основным направлениям:

защита прав, свобод и законных интересов граждан;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

осуществление доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности, проведение дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

борьба с преступностью и терроризмом, в том числе путем участия в пресечении актов терроризма и освобождении заложников, а также противодействие торговле людьми;

профилактика правонарушений, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, выявление лиц, склонных к совершению правонарушений;

исполнение мер пресечения, уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, а также организация работ по розыску лиц;

производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений о применении административных взысканий;

обеспечение безопасности дорожного движения;

обеспечение исполнения требований паспортной системы, осуществление работ по выдаче и оформлению документов, необходимых для выезда и въезда в Республику Узбекистан, разрешений на постоянное и временное проживание, контроля за соблюдением паспортной системы и правил пребывания на территории Республики Узбекистан;

контроль в сфере оборота гражданского и служебного оружия и боевых припасов к нему, взрывчатых материалов промышленного назначения, а также пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров;

осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

охрана государственных, особо важных, категорированных и иных объектов, имущества физических и юридических лиц;

лицензирование и выдача документов разрешительного характера, а также контроль за соблюдением лицензионных и разрешительных требований и условий;

осуществление военно-мобилизационных работ и мероприятий по гражданской защите;

участие в законотворческой деятельности и работе по повышению правового сознания и правовой культуры в обществе.



Статья 5. Основные принципы деятельности

органов внутренних дел

Основными принципами деятельности органов внутренних дел являются законность, единство, соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан, открытость и прозрачность.


Статья 6. Принцип законности

Сотрудники органов внутренних дел в своей деятельности обязаны точно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и других актов законодательства.

Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную ответственность.

Сотрудники органов внутренних дел не могут в оправдание своих незаконных действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства, несоответствующие закону. Сотрудникам органов внутренних дел запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.



Статья 7. Принцип единства

Органы внутренних дел являются правоохранительными органами и составляют единую систему, возглавляемую министром внутренних дел Республики Узбекистан.


Статья 8. Принцип соблюдения и уважения прав,

свобод и законных интересов граждан

Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан.

Органы внутренних дел обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Деятельность органов внутренних дел, ограничивающая права, свободы и законные интересы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав, свобод и законных интересов граждан.

Сотруднику органа внутренних дел запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник органа внутренних дел обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, относящиеся к его частной жизни, если иное не предусмотрено законом.

Органы внутренних дел обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с имеющимися у них документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не установлено законом.

Сотрудник органа внутренних дел при обращении к гражданину обязан:

назвать свою должность, звание, фамилию, имя, отчество, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник органа внутренних дел в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свою должность, звание, фамилию, имя, отчество, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.


Статья 9. Принцип открытости и прозрачности

Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации.

Физические и юридические лица имеют право в порядке, установленном законодательством, получать достоверную информацию о деятельности органов внутренних дел, а также непосредственно затрагивающую права и законные интересы физических и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

Органы внутренних дел обеспечивают доступ к информации о своей деятельности в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления".


Статья 10. Обязательность выполнения законных

требований сотрудника органа внутренних дел

Законные требования сотрудника органа внутренних дел, предъявленные в пределах его компетенции, в том числе о соблюдении закона, представлении документов, материалов проверок и других сведений, выделении специалиста, явке в орган внутренних дел и даче объяснений по поводу выявленных нарушений закона, об устранении нарушений, а также причин и условий, способствовавших их совершению, обязательны для выполнения всеми государственными органами, другими организациями, должностными лицами и гражданами.

Информация, документы и иные материалы, необходимые для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач, представляются по их законному требованию безвозмездно.

Обжалование законных требований сотрудника органа внутренних дел не приостанавливает их выполнение.


Статья 11. Взаимодействие органов внутренних дел

с другими органами и организациями

Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач взаимодействуют и осуществляют обмен информацией, в том числе в электронной форме, об имеющихся материалах по выявленным преступлениям и другим правонарушениям, а также иной информацией с государственными органами, органами самоуправления граждан и другими организациями в порядке, установленном законодательством.

Государственные органы, органы самоуправления граждан и другие организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в защите прав, свобод и законных интересов граждан, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии преступлений и административных правонарушений, расследовании уголовных дел, розыске преступников, установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, а также профилактике правонарушений.


Статья 12. Использование достижений науки,

современных технологий и информационных систем

Органы внутренних дел в своей деятельности используют достижения науки, современные технологии и информационные системы.

Органы внутренних дел в соответствии с законодательством обеспечивают оказание электронных государственных услуг, относящихся к их компетенции, физическим и юридическим лицам, а также применение электронных форм приема и регистрации документов, уведомлений о ходе оказания государственных услуг.

Органы внутренних дел могут использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при обеспечении общественного порядка, общественной безопасности, предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии, расследовании и документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников органов внутренних дел, выполняющих возложенные на них задачи.

В органах внутренних дел обеспечивается защита сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, в том числе техническая с применением криптографических средств.


ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 13. Система органов внутренних дел

Систему органов внутренних дел составляют Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Каракалпакстан, главные управления внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управления внутренних дел областей, управления (отделы) внутренних дел районов и городов, управления (отделы) обеспечения безопасности на транспорте, учреждения по исполнению наказания, подразделения органов внутренних дел на особо важных и категорированных объектах, поселковые отделения внутренних дел, махаллинские пункты правопорядка и опорные пункты органов внутренних дел, а также образовательные и медицинские учреждения, иные подразделения и организации, создаваемые для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач.

В систему органов внутренних дел также входят караульные войска и войска по обеспечению безопасности в международных аэропортах, которые в своей деятельности пользуются правами и льготами в порядке, установленном законодательством для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Министр внутренних дел Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан подчиняется непосредственно Президенту Республики Узбекистан, а по отдельным вопросам в соответствии с законодательством - Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Министр внутренних дел Республики Узбекистан два раза в год представляет в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений.

Организационно-штатная структура и предельная штатная численность органов внутренних дел утверждаются Президентом Республики Узбекистан.


Статья 13-1. Отчетность руководителей территориальных подразделений

Министерства внутренних дел Республики Узбекистан перед Жокаргы

Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов

Министр внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальники главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлений внутренних дел областей ежеквартально представляют отчет о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений, их заместители - начальники Службы общественной безопасности ежеквартально представляют отчет об общественной безопасности соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Ташкентскому городскому и областным Кенгашам народных депутатов.

Начальники районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел ежеквартально представляют отчет о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений, их заместители - начальники Службы общественной безопасности ежемесячно представляют отчет об общественной безопасности районным (городским) Кенгашам народных депутатов.

Старшие инспекторы по профилактике махаллинских пунктов правопорядка каждые шесть месяцев представляют отчет о состоянии обеспечения общественной безопасности районным (городским) Кенгашам народных депутатов.

На заслушивание отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан могут приглашаться представители других государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

В ходе заслушивания отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан критически обсуждаются принимаемые меры и результаты работы по выполнению возложенных задач, дается персональная оценка эффективности их деятельности, а также принимаются рекомендации о соответствии или несоответствии занимаемой должности.



Статья 14. Назначение и освобождение от должности

должностных лиц органов внутренних дел

Министр внутренних дел Республики Узбекистан утверждается Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.

Заместители министра внутренних дел Республики Узбекистан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.

Министр внутренних дел Республики Каракалпакстан назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Начальники управлений внутренних дел областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Начальники управлений (отделов) внутренних дел районов и городов назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, начальников управлений внутренних дел областей.

Порядок назначения и освобождения от должности сотрудников органов внутренних дел, не указанных в частях первой - пятой настоящей статьи, определяется законодательством.


Статья 15. Опорные пункты органов внутренних дел

Опорные пункты органов внутренних дел являются основным низовым звеном управлений (отделов) внутренних дел районов и городов, создаваемым в целях обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и непосредственно обеспечивающим охрану общественного порядка, безопасность граждан, профилактику правонарушений, борьбу с преступностью в кишлаках, аулах и махаллях.

Опорные пункты органов внутренних дел осуществляют деятельность в составе старших инспекторов по профилактике, инспекторов по профилактике и их помощников по охране общественного порядка.

Инспекторы по профилактике утверждаются в должности решением районного (городского) Кенгаша народных депутатов.

Инспекторы по профилактике в установленном порядке представляют отчеты органам самоуправления граждан.

Для организации работы опорных пунктов органов внутренних дел могут привлекаться и другие подразделения органов внутренних дел.


Статья 15-1. Махаллинские пункты правопорядка

Махаллинские пункты правопорядка являются структурными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими деятельность по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью непосредственно в махаллях, а также по организации взаимодействия органов внутренних дел, других органов правопорядка и общественных формирований по обеспечению безопасности и спокойствия граждан в разрезе махаллей.

Махаллинские пункты правопорядка осуществляют свою деятельность в составе:

старшего инспектора по профилактике, инспектора по профилактике, помощника по охране общественного порядка (на ежедневной основе) инспектора по профилактике;

инспектора по вопросам женщин, инспектора подразделения пробации, оперативного сотрудника, сотрудников патрульно-постовой службы районных (городских) органов внутренних дел, закрепленных для прохождения службы на данной территории;

сотрудников подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан и других уполномоченных государственных органов, а также представителей общественных формирований, направленных для оказания содействия в охране общественного порядка и профилактике правонарушений.



ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 16. Обязанности органов внутренних дел

Органы внутренних дел обязаны:

принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, общества и государства;

обеспечивать безопасность граждан в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, а также при проведении массовых мероприятий;

принимать и регистрировать, в том числе в электронной форме заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, своевременно принимать по ним меры с последующим уведомлением обратившегося в порядке, установленном законодательством;

прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

уведомлять в письменной форме в течение двадцати четырех часов прокурора о всех случаях проникновения сотрудников органов внутренних дел в жилые и иные помещения физических и юридических лиц вопреки воле собственников и их представителей или в их отсутствие;

организовать оказание первой медицинской или иной помощи гражданам, пострадавшим на месте совершения преступления, административного правонарушения или месте происшествия, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии;

возбуждать уголовные дела по фактам преступлений, вести производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

принимать меры по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, причастных к их подготовке и совершению;

оказывать содействие органам, осуществляющим доследственную проверку, органам дознания и следствия, суду в производстве отдельных процессуальных действий в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

назначать и проводить экспертизы по уголовным делам, а в необходимых случаях до возбуждения уголовного дела, по делам об административных правонарушениях, а также исследования предметов и документов в целях осуществления оперативно-розыскной деятельности;

устанавливать личность неопознанных трупов;

принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе;

исполнять определения суда, постановления прокурора, следователя, дознавателя и должностного лица органа, осуществляющего доследственную проверку о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову;

содержать под стражей лиц, отбывающих административный арест;

содержать и охранять задержанных, заключенных под стражу и осужденных в местах содержания под стражей, распределять осужденных по учреждениям по исполнению наказания;

обеспечивать условия содержания и права осужденных и лиц, заключенных под стражу, в учреждениях по исполнению наказания и местах их содержания;

осуществлять конвоирование и этапирование лиц, страдающих психическими расстройствами, для дальнейшего принудительного лечения, задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также лиц, подвергнутых административному аресту;

осуществлять надзор за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста;

приводить в исполнение уголовные наказания в виде лишения определенного права, обязательных общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного лишения свободы, а также иные меры уголовно-правового воздействия в соответствии с законом;

осуществлять на основании постановления суда административный надзор за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания;

исполнять решения суда о лишении права на управление транспортным средством, возмездном изъятии гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, административном аресте, административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Республики Узбекистан, помещении несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения;

осуществлять принудительное лечение осужденных к лишению свободы больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на основании приговора, определения и постановления суда;

обеспечивать деятельность учреждений по исполнению наказания, изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, центров социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, центров реабилитации лиц без определенного места жительства и кинологических подразделений органов внутренних дел;

осуществлять профилактику правонарушений, выявлять причины и условия, способствовавшие их совершению, и принимать меры по их устранению;

вести профилактический учет лиц, предусмотренных законом;

вести учет преступлений и административных правонарушений, лиц, их совершивших, потерпевших от правонарушений, объявленных в розыск, пропавших без вести, владеющих гражданским и служебным оружием, осуществлять анализ этих данных в целях планирования и проведения профилактических мероприятий;

выявлять лиц, склонных к совершению правонарушений, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антисоциальные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, специализированные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования, либо в служебное помещение территориального органа внутренних дел;

принимать меры по социальной реабилитации и социальной адаптации;

в случаях и порядке, установленных законодательством, оказывать содействие учреждениям здравоохранения в доставлении уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают венерическими заболеваниями, вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), психическими расстройствами, хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также употребляющих психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность;

принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях неотложные меры по оповещению населения, спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, произведению оцепления (блокирования) необходимых участков местности, а также выполнять задачи по охране имущества, оставшегося без присмотра;

участвовать в обеспечении правового режима чрезвычайного положения в случаях введения его на территории Республики Узбекистан или в отдельных ее местностях;

вести учет и регистрацию транспортных средств, нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, оформлять документы о дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать отстранение от управления транспортным средством лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, и его освидетельствование в установленном порядке на состояние опьянения;

запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям безопасности, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения;

запрещать эксплуатацию дорог и железнодорожных переездов, не соответствующих стандартам, правилам и нормам безопасности дорожного движения;

вести централизованный учет и единую базу данных иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Республике Узбекистан;

участвовать в подготовке материалов по приему в гражданство и выходу из гражданства Республики Узбекистан;

принимать меры по обеспечению охраны жизни, здоровья и имущества судей, прокуроров, следователей, дознавателей, потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей при угрозе опасности;

обеспечивать сохранность изъятых у задержанных или заключенных под стражу лиц, а также найденных и сданных в органы внутренних дел документов, ценностей, вещей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам или передаче в ведение соответствующих государственных органов или органов самоуправления граждан;

осуществлять охрану особо важных и категорированных объектов, а также других объектов, подлежащих охране органами внутренних дел;

принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответственно государственных органов, органов самоуправления граждан, гражданам или юридическим лицам;

осуществлять мероприятия по охране и сопровождению особо опасных и специальных грузов;

осуществлять выдачу и обмен идентификационных ID-карт или биометрических паспортов для выезда за границу гражданам Республики Узбекистан, идентификационных ID-карт иностранным гражданам и лицам без гражданства, проездных документов лицам без гражданства, а также разрешений на въезд в пограничную зону, регистрацию по месту постоянного проживания и временного пребывания граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, рассматривать вопросы продления срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также предметы, оборот которых запрещен или ограничен, находящиеся у них без соответствующего основания, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

принимать меры по приему и хранению соответствующими специализированными организациями добровольно найденных и сданных взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ, прекурсоров, порошков и чешуек алюминиевых, а также обеспечению их реализации или уничтожения;

обеспечивать конфиденциальность и сохранность служебной информации, а также ставших им известными в ходе исполнения служебных обязанностей сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

участвовать в проведении карантинных, санитарно-эпидемиологических, экологических мероприятий и мероприятий по охране окружающей среды и принимать меры по борьбе с правонарушениями в данной области;

осуществлять научно-исследовательскую и организационно-методическую деятельность в сфере профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также других сферах, при выполнении возложенных на них задач развивать и использовать достижения науки и технологий, внедрять новые методы, технические и иные средства;

формировать справочно-информационные фонды, создавать криминалистическую учетно-информационную систему, вести оперативно-поисковые и кадровые учеты, государственную и иную статистическую отчетность.

Органы внутренних дел могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 17. Права органов внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своих полномочий имеют право:

требовать от граждан соблюдения законодательства, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований применять меры принуждения;

проверять при осуществлении своих служебных обязанностей у граждан документы, удостоверяющие личность, а при наличии оснований полагать, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые, радиоактивные или ядовитые вещества, взрывные устройства, пиротехнические изделия, наркотические средства, их аналоги, психотропные вещества, прекурсоры либо иные предметы, оборот которых запрещен или ограничен, производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади, багажа и изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии оснований для их ношения и хранения;

требовать от граждан покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения доследственных и следственных действий, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, документирования обстоятельств или сохранения следов преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия;

беспрепятственно в любое время суток входить (проникать) на территорию, в жилые и иные помещения, земельные участки, транспортные средства организаций и граждан для пресечения совершаемых преступлений, а также преследования и задержания совершающих их лиц, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, безопасность общества и государства;

находиться в жилых и иных помещениях граждан, на принадлежащих им земельных участках с их согласия, на территории и в помещениях, занимаемых организациями, с ведома их администрации или согласия собственника в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности, предотвращения преступлений, обнаружения и задержания лиц, их совершивших или находящихся в розыске;

в рамках расследования уголовных дел и рассмотрения дел об административных правонарушениях, проверки заявлений и сообщений о преступлениях, других правонарушениях и происшествиях посещать государственные органы и иные организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, а также запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и граждан сведения и другие необходимые документы и материалы;

осуществлять в зоне проведения антитеррористической операции личный досмотр физических лиц, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических и иных средств контроля;

вызывать в органы внутренних дел граждан, должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве органов внутренних дел, получать необходимые объяснения, сведения, документы, справки и копии с них;

привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, поощрять граждан, оказавших помощь органам внутренних дел и отличившихся в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления деятельности органов внутренних дел, за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок;

вносить в государственные органы, другие организации или должностным лицам обязательные для выполнения представления об устранении нарушений, а также причин и условий, способствовавших их совершению;

создавать в целях предотвращения и раскрытия преступлений и других правонарушений информационные системы с необходимыми базами данных с использованием технических и специальных средств;

задерживать, доставлять в органы внутренних дел и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в порядке, установленном законодательством;

задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей;

задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших административные правонарушения, в порядке, установленном законодательством;

производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, содержащихся под стражей, подвергнутых административному аресту, иных задержанных лиц при невозможности установления их личности, а также других лиц в соответствии с законом;

применять меры по контролю за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания, а также осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо условно осужденными;

задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

доставлять в центры реабилитации лиц без определенного места жительства, а также содержать их до установления личности на основании определений судов на срок не более тридцати суток;

безвозмездно использовать возможности средств массовой информации, учрежденных государственными органами и иными организациями, для установления обстоятельств преступлений, лиц, их совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов, осуществляющих доследственную проверку, органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и административного взыскания, а также лиц, без вести пропавших;

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения;

принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, вести контроль за образовательными учреждениями, осуществляющими деятельность по подготовке и переподготовке водителей;

организовывать и проводить обязательный государственный технический осмотр и регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, регулировать дорожное движение;

разрабатывать стандарты, правила и нормы безопасности дорожного движения;

осуществлять государственный экологический контроль за загрязнением атмосферного воздуха при эксплуатации автомототранспортных средств;

останавливать в случае необходимости транспортные средства и проверять документы на право управления и пользования ими, документы на транспортное средство, а также на перевозимые грузы, осуществлять совместно с водителем или лицом, сопровождающим грузы, внешний осмотр транспортных средств и грузов;

осуществлять задержание, досмотр транспортных средств и лиц, отстранять их от управления транспортным средством, изымать документы на право управления, а также доставлять их для помещения в места стоянки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

осуществлять сопровождение специальных автомобилей, иностранных делегаций, автомобильных колонн, ценных, крупногабаритных и опасных грузов;

осуществлять контроль за содержанием дорог и железнодорожных переездов, оборудованием их средствами регулирования дорожного движения;

осуществлять контроль за соблюдением гражданами Республики Узбекистан и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан;

входить в жилые и иные помещения граждан с их согласия с 6-00 часов до 22-00 часов при осуществлении контроля за соблюдением правил паспортного режима, а также иных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;

проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, для определения наличия в организме алкоголя, наркотических средств, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;

доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в пункты реабилитации и оказания медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;

входить беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке, в административные, производственные, складские и подсобные помещения объектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота гражданского и служебного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров, порошков и чешуек алюминиевых для осуществления возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением законодательства в этой сфере;

в случаях, когда нарушение лицензионных и разрешительных требований и условий создает угрозу утраты или хищения гражданского и служебного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров, порошков и чешуек алюминиевых, производить их изъятие, требовать немедленной перевозки и помещения на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров, порошков и чешуек алюминиевых в соответствующие специализированные организации, а гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему - в органы внутренних дел;

в установленном порядке производить изъятие, перевозку и помещение на хранение гражданского и служебного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, пиротехнических изделий, наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров, порошков и чешуек алюминиевых, находящихся в организациях и у граждан без лицензий и разрешений, принимать меры по их уничтожению;

контролировать и координировать работу по соблюдению внутриобъектового и пропускного режима в соответствующих организациях, за исключением объектов государственных органов и иных организаций, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществлять лицензирование и выдачу документов разрешительного характера, проводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий в соответствии с законодательством;

осуществлять контроль за исполнением законодательства о Государственном флаге и Государственном гербе Республики Узбекистан государственными органами и иными организациями;

принимать нормативно-правовые акты, разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел;

участвовать в работе по повышению правового сознания и правовой культуры в обществе.

Органы внутренних дел могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 18. Основания и порядок задержания лиц

органами внутренних дел

Органы внутренних дел имеют право задерживать лиц:

подозреваемых в совершении преступлений в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

находящихся в розыске;

в отношении которых поступил запрос о выдаче;

уклоняющихся от отбывания административного ареста, административного выдворения, а также в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, а также от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского и иного характера;

без определенного места жительства, с последующим помещением в центры реабилитации лиц без определенного места жительства на основании определения суда;

нарушивших режим чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации;

уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности;

незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих.

Задержание лиц, предусмотренных частью первой настоящей статьи, производится до установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, а также передачи их соответствующим государственным органам или должностным лицам.

Задержанному лицу предоставляется право на телефонный разговор или сообщение адвокату или близкому родственнику о задержании и месте нахождения, иметь защитника (адвоката) с момента задержания, а также иные права в соответствии с законом.

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства могут подвергаться досмотру в порядке, установленном законодательством.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего органы внутренних дел незамедлительно уведомляют его близких родственников или иных законных представителей.

О задержании военнослужащего органы внутренних дел уведомляют командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

О задержании иностранного гражданина органы внутренних дел уведомляют Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.


Статья 19. Оцепление (блокирование) участков местности,

жилых помещений, строений и других объектов

Органы внутренних дел имеют право проводить оцепление (блокирование) участков местности по устному или письменному решению начальника управления (отдела) внутренних дел района, города и других вышестоящих руководителей при:

ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

проведении антитеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ;

проведении массовых мероприятий, в том числе праздников, народных гуляний, митингов, шествий.

При оцеплении (блокировании) участков местности в случаях, предусмотренных в части первой настоящей статьи, может быть ограничено или запрещено движение транспортных средств и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и других объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

При осуществлении действий, указанных в настоящей статье, органы внутренних дел принимают меры по оповещению населения о предстоящих оцеплениях (блокированиях), обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняют гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.


Статья 20. Использование транспортных средств

организаций и граждан

Органы внутренних дел могут в принудительном порядке использовать транспортные средства организаций или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в медицинские учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, проезда к месту происшествия или сбора личного состава органов внутренних дел по боевой тревоге, с выдачей документа, подтверждающего факт их использования и идентифицирующего сотрудника органа внутренних дел, использовавшего транспортное средство.

В случае понесения расходов или убытков, причиненных в результате принудительного использования транспортных средств организаций и граждан, а также в случае причинения имущественного вреда владельцу транспортного средства, их возмещение органами внутренних дел осуществляется в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА 5. ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО

ОРУЖИЯ

Статья 21. Условия применения физической силы,

специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудник органа внутренних дел имеет право при исполнении служебных обязанностей на ношение, хранение закрепленного за ним огнестрельного оружия и специальных средств, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник органа внутренних дел обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотруднику, прошедшему специальную подготовку, выдается соответствующий сертификат.

Сотрудник органа внутренних дел, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно, либо когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и сотрудника органа внутренних дел и может повлечь иные тяжкие последствия.

Применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия должно соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действий лиц. При этом сотрудник органа внутренних дел обязан стремиться к минимизации любого вреда.

Сотрудник органа внутренних дел имеет право подготовить специальные средства или огнестрельное оружие к применению и привести их в боевую готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для их применения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 23 и 24 настоящего Закона.

Гражданам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, должна быть оказана первая помощь, а также приняты меры по предоставлению медицинской помощи в возможно короткий срок, а их родственники - уведомлены об этом в течение двадцати четырех часов.

О каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник органа внутренних дел обязан немедленно доложить непосредственному начальнику.

О каждом случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических либо юридических лиц в результате применения физической силы и специальных средств, а также обо всех случаях применения огнестрельного оружия органы внутренних дел немедленно сообщают прокурору.

Превышение сотрудником органа внутренних дел полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Сотрудник органа внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный физическим и юридическим лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, установленном законом.

Сотрудник органа внутренних дел обязан принять меры, направленные на сохранение без изменения места происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину нанесено телесное повреждение либо наступила его смерть.


Статья 22. Применение физической силы

Сотрудник органа внутренних дел имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:

для пресечения преступлений и административных правонарушений;

для доставления в ближайший орган внутренних дел или иной правоохранительный орган лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, и задержания этих лиц;

для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника органа внутренних дел.

Сотрудник органа внутренних дел имеет право применять физическую силу также в случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан либо сотрудника органа внутренних дел.


Статья 23. Применение специальных средств

Сотрудник органа внутренних дел имеет право применять специальные средства при:

отражении нападения на гражданина или сотрудника органа внутренних дел;

пресечении преступления или административного правонарушения;

пресечении сопротивления, оказываемого сотруднику органа внутренних дел;

задержании лица, застигнутого при совершении преступления или сразу же после его совершения, пытающегося скрыться;

задержании лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

доставлении, конвоировании и охране задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному аресту, а также в целях пресечения попытки побега, причинения вреда окружающим или себе;

освобождении насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

пресечении массовых беспорядков и иных противоправных действий, угрожающих жизни и здоровью граждан, общественной безопасности;

остановке транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника органа внутренних дел об остановке;

выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

защите охраняемых объектов, блокировании движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Сотрудник органа внутренних дел имеет право применять следующие специальные средства:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - шестым, восьмым, девятым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

слезоточивые вещества, газовое, травматическое оружие - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - шестым, восьмым, девятым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

наручники или иные средства связывания - в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым, девятым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных абзацами десятым, одиннадцатым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - пятым, седьмым и восьмым части первой настоящей статьи;

служебные животные - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - седьмым, девятым, одиннадцатым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

светозвуковые устройства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных абзацами восьмым, девятым и двенадцатым части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспортных средств - в случаях, предусмотренных абзацами девятым и десятым части первой настоящей статьи;

смирительную рубашку - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - шестым части первой настоящей статьи;

водометы - в случаях, предусмотренных абзацами восьмым и девятым части первой настоящей статьи;

бронемашины - в случаях, предусмотренных абзацами шестым, восьмым и девятым части первой настоящей статьи;

средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных абзацем двенадцатым части первой настоящей статьи;

средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных абзацами шестым, восьмым, девятым и одиннадцатым части первой настоящей статьи.

Сотрудник органа внутренних дел имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Применение специальных средств не должно создавать угрозу жизни, здоровью и причинения ущерба имуществу третьих лиц.

Запрещается применять специальные средства, включая газовое и травматическое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо сотрудника органа внутренних дел, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Запрещается:

нанесение человеку ударов резиновой палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия.

Водометы и бронемашины применяются по устному или письменному решению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и управлений внутренних дел областей, о чем немедленно сообщается министру внутренних дел Республики Узбекистан и прокурорам Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областей и приравненным к ним прокурорам.

Перечень специальных средств, состоящих на обеспечении органов внутренних дел, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 24. Применение огнестрельного оружия

Сотрудник органа внутренних дел имеет право применять огнестрельное оружие при:

защите граждан либо себя от нападения, если оно сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

освобождении заложников;

задержании лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

пресечении попытки завладения огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, транспортным средством, специальной и боевой техникой органов внутренних дел;

отражении группового или вооруженного нападения на жилища граждан, охраняемые объекты, особо важные грузы, транспортные средства, помещения государственных органов и других организаций;

задержании лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнять законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

пресечении побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы, а также пресечении попыток насильственного освобождения этих лиц;

остановке транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью граждан и отказывается остановиться несмотря на законные требования сотрудника органа внутренних дел;

обезвреживании животного, угрожающего жизни и здоровью человека;

производстве выстрела в качестве предупреждения о намерении применить оружие, подаче сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Перед применением огнестрельного оружия сотрудник органа внутренних дел обязан сделать предупреждение, за исключением случаев, когда его жизни или жизни граждан угрожает непосредственная опасность.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления или совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан либо сотрудника органа внутренних дел.

Сотрудник органа внутренних дел не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел, утверждается Президентом Республики Узбекистан. Запрещается принимать на вооружение органов внутренних дел и использовать огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, не входящие в этот перечень.


ГЛАВА 6. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ

СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 25. Обеспечение равенства прав граждан

при прохождении службы в органах внутренних дел

Прием граждан на службу, назначение на должность, продвижение и перемещение по службе в органах внутренних дел осуществляется независимо от их пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.


Статья 26. Прием на службу в органы внутренних дел

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке, на конкурсной основе граждане Республики Узбекистан в возрасте от восемнадцати до тридцати лет включительно, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным и деловым качествам, состоянию здоровья и физической подготовке выполнять служебные обязанности сотрудника органа внутренних дел.

В необходимых случаях в отдельные подразделения и организации органов внутренних дел могут приниматься граждане старше тридцати лет, если они к моменту достижения предельного возраста состояния на службе будут иметь право на пенсию за выслугу лет.

Перечень отдельных подразделений, организаций и должностей органов внутренних дел, в которые принимаются граждане старше тридцати лет, определяется министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Мужчины до поступления на службу в органы внутренних дел должны отслужить срочную военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан или военную службу в мобилизационном призывном резерве либо пройти военную подготовку в высших образовательных учреждениях.

В исключительных случаях на службу в органы внутренних дел могут приниматься работники из других государственных органов и иных организаций без соблюдения требований, установленных частями первой, второй и четвертой настоящей статьи.

Граждане, являющиеся членами политических партий, принятые на службу в органы внутренних дел, на период прохождения службы приостанавливают свое членство в политических партиях.

В образовательные учреждения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан принимаются граждане Республики Узбекистан, а также военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, имеющие соответствующее образование для приема на учебу.

В образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан могут обучаться иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел граждане, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие прохождению службы, уволенные с других государственных органов по отрицательным мотивам, а также граждане, ранее осужденные за совершение преступления независимо от меры наказания, погашения или снятия судимости и применения акта амнистии.

Срок предварительного испытания для лиц, принятых на службу в органы внутренних дел, не может превышать трех месяцев.

Военнообязанные граждане Республики Узбекистан, принятые на службу в органы внутренних дел, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, являющиеся призывниками, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.

Слушатели и курсанты образовательных учреждений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан по завершении срока обучения на первом курсе считаются прошедшими срочную военную службу и по месту нахождения образовательного учреждения территориальным отделом по делам обороны им выдается военное удостоверение.


Статья 27. Присяга сотрудника органа внутренних дел

Граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, принимают присягу следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), поступая на службу в органы внутренних дел, обязуюсь честно, добросовестно выполнять свой долг и возложенные на меня обязанности по защите конституционных прав граждан, укреплению мира, спокойствия и безопасности страны.

Клянусь быть преданным Родине и народу Узбекистана".


Статья 28. Сотрудники органов внутренних дел

Сотрудником органа внутренних дел является гражданин Республики Узбекистан, состоящий на службе в органах внутренних дел, которому присвоено специальное звание.

Порядок прохождения службы в органах внутренних дел и образцы форменной одежды устанавливаются Президентом Республики Узбекистан.

Сотруднику органа внутренних дел выдаются служебное удостоверение и жетон установленного образца, утверждаемые Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

Сотрудник органа внутренних дел на всей территории Республики Узбекистан независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени по приказу начальника (командира) обязан приступить к исполнению служебных обязанностей в любое время и принимать меры к:

организации первой медицинской или другой помощи гражданам, пострадавшим на месте совершения преступлений, других правонарушений или месте происшествий, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии;

спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, охране места происшествия и информированию ближайшего подразделения органов внутренних дел в случае обращения к нему граждан с сообщениями о событиях, угрожающих их личной или общественной безопасности, либо непосредственного обнаружения таких событий.

Под исполнением служебных обязанностей сотрудника органа внутренних дел понимается:

исполнение должностных обязанностей и участие в боевых действиях;

несение службы (боевой службы);

нахождение в служебной командировке или на лечении;

нахождение на территории органов внутренних дел (воинской части) в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

следование к месту службы, лечения или обратно;

прохождение сборов (военных сборов);

нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

безвестное отсутствие - до признания сотрудника безвестно пропавшим или объявления его умершим в установленном законом порядке;

действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

оказание помощи другим лицам или правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка;

иные действия сотрудника, признанные судом совершенными в интересах личности, общества и государства.


Статья 29. Специальные звания сотрудников

органов внутренних дел

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются следующие специальные звания:

рядовой состав - рядовой;

сержантский состав - младший сержант, сержант, старший сержант;

офицерский состав:

младший офицерский состав - лейтенант, старший лейтенант, капитан;

старший офицерский состав - майор, подполковник, полковник;

генеральский состав - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник.

Порядок присвоения и лишения специальных званий устанавливается Президентом Республики Узбекистан.


Статья 30. Служба в органах внутренних дел

Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел в части, не урегулированной законодательством, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Законом.

Продолжительность рабочего времени для сотрудников органов внутренних дел не может превышать сорока часов в неделю.

При необходимости сотрудники органов внутренних дел могут быть привлечены к несению службы в усиленном или круглосуточном режиме.

Усиленный режим предусматривает установление для сотрудников органов внутренних дел сверхурочной работы продолжительностью не свыше четырех часов в день.

Круглосуточный режим предусматривает установление для сотрудников органов внутренних дел круглосуточное несение службы с бесплатным трехразовым питанием по месту несения службы взамен компенсации за продовольственный паек в пределах нормы общевойскового пайка, устанавливаемой для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Введение и отмена усиленного и круглосуточного режима, а также привлечение сотрудников органов внутренних дел к участию в боевых действиях осуществляются приказом министра внутренних дел Республики Узбекистан.

Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно, но не более трех дней.

Дополнительный оплачиваемый отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется при выслуге в календарном исчислении:

после десяти лет службы - продолжительностью пять дней;

после пятнадцати лет службы - продолжительностью десять дней;

после двадцати лет службы - продолжительностью пятнадцать дней.

Сотрудникам органов внутренних дел могут предоставляться и другие виды отпусков в порядке, установленном законодательством.

Сотрудникам органов внутренних дел запрещается заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудников рядового и сержантского составов - пятьдесят лет, офицерского состава - пятьдесят пять лет, генеральского состава - шестьдесят лет, а женщин (вне зависимости от имеющегося специального звания) - пятьдесят лет.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового, сержантского и офицерского состава, достигшие установленного предельного возраста, подлежат увольнению в запас или отставку.

Сотрудникам, имеющим высокую профессиональную подготовку, опыт работы на занимаемой должности и годным по состоянию здоровья для прохождения службы, с их согласия срок службы может быть продлен до пяти лет, а лицам начальствующего состава, занимающим профессорско-преподавательские должности в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и имеющим ученую степень, - до десяти лет в порядке, установленном министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

За достигнутые высокие результаты служебной деятельности, образцовое исполнение обязанностей, безупречную службу и существенный вклад в развитие и совершенствование системы органов внутренних дел, проявленное мужество и отвагу при исполнении служебного долга, а также другие особые заслуги сотрудники могут быть представлены к награждению государственными наградами Республики Узбекистан, а также ведомственными знаками отличия, учреждаемыми Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Трудовые отношения рабочих и служащих органов внутренних дел регулируются трудовым законодательством.


Статья 31. Подготовка и переподготовка сотрудников

органов внутренних дел

Граждане Республики Узбекистан, принимаемые на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке проходят специальную профессиональную подготовку или переподготовку.

Подготовка и переподготовка профессиональных кадров для органов внутренних дел, повышение квалификации сотрудников осуществляются, как правило, образовательными учреждениями Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, за исключением специальностей, не преподаваемых в этих учреждениях.

Слушатели и курсанты образовательных учреждений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан считаются находящимися на службе в органах внутренних дел, за исключением иностранных граждан.


Статья 32. Увольнение со службы сотрудника

органа внутренних дел

Основаниями увольнения сотрудника органа внутренних дел со службы являются:

собственное желание (для не достигших выслуги срока службы, дающего право на получение пенсии) - на основании рапорта сотрудника;

достижение предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного настоящим Законом;

выслуга срока службы, дающего право на получение пенсии, - на основании рапорта сотрудника;

организационно-штатные изменения;

болезнь - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

ограниченное состояние здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

непригодность к службе в период предварительного испытательного срока;

несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации - на основании результатов аттестации;

грубое нарушение служебной дисциплины;

совершение проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел;

вступления в законную силу приговора, определения, постановления суда за совершенное преступление;

систематические нарушения служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания;

переход на государственную службу иного вида (без зачисления в действующий резерв кадров);

прекращение гражданства Республики Узбекистан или приобретение гражданства иностранного государства.

Сотрудник органа внутренних дел может быть уволен со службы за несоблюдение ограничений и запретов, установленных для сотрудников органов внутренних дел настоящим Законом и иными актами законодательства.


Статья 33. Гарантии при избрании

(назначении, откомандировании) сотрудника органа

внутренних дел в другие органы и организации

Сотрудник органа внутренних дел, назначенный на основании указа, постановления, распоряжения, а также по согласию Президента Республики Узбекистан либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан в другие государственные органы или подведомственные им организации, а равно откомандированный приказом министра внутренних дел Республики Узбекистан для обучения в образовательные учреждения других государственных органов, на период исполнения обязанностей (обучения) может зачисляться в действующий резерв кадров Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

После прекращения исполнения обязанностей (обучения) сотруднику органа внутренних дел предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).

Сотрудникам органов внутренних дел, перечисленным в части первой настоящей статьи, специальные звания присваиваются в установленном порядке независимо от последней занимаемой должности.

Период исполнения обязанностей (обучения) засчитывается сотруднику органа внутренних дел в стаж службы в органах внутренних дел для выплаты надбавки за выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, установления оклада денежного содержания (состоящий из суммы должностного оклада и оклада по специальному званию) и назначения пенсии.

При увольнении со службы сотрудники, указанные в части первой настоящей статьи, а также члены их семей пользуются правами, льготами и преимуществами наравне с сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел.


ГЛАВА 7. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 34. Гарантии правовой защиты

сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органа внутренних дел выступает в качестве представителя государственного органа и находится под защитой государства.

Сотрудник органа внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику.

Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника органа внутренних дел, кроме лиц, прямо уполномоченных законом, принуждать сотрудника органа внутренних дел к выполнению обязанностей, которые законом не возложены на органы внутренних дел. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащего закону, сотрудник органа внутренних дел имеет право отказаться от его исполнения и обязан руководствоваться законом.

Сотрудник органа внутренних дел не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Сотрудники органов внутренних дел в установленном порядке имеют право на обжалование принимаемых в отношении них решений и действий (бездействия) вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд.



Статья 34-1. Неприкосновенность сотрудников

следственных подразделений органов внутренних дел

Уголовные дела в отношении дознавателей, следователей и руководителей следственных подразделений органов внутренних дел возбуждаются прокурором Республики Каракалпакстан, прокурорами города Ташкента, областей и приравненными к ним прокурорами, а в отношении следователей, руководителей подразделений и начальника Следственного департамента при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан - Генеральным прокурором Республики Узбекистан либо его заместителями.



Статья 35. Социальная защита сотрудников

органов внутренних дел

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел обеспечивается путем:

охраны здоровья;

оплаты труда;

обеспечения жилой площадью;

возмещения ущерба, причиненного имуществу;

льготного пользования транспортными средствами при исполнении служебных обязанностей;

государственного пенсионного обеспечения;

государственного страхования;

оказания социальной помощи.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.


Статья 36. Охрана здоровья сотрудников

органов внутренних дел

Сотрудникам, военнослужащим, пенсионерам, рабочим и служащим органов внутренних дел и членам их семей, курсантам и слушателям образовательных учреждений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан бесплатно предоставляется медико-санитарное, медико-социальное обеспечение и оказывается медико-санитарная помощь медицинскими учреждениями органов внутренних дел, а также другими лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими деятельность за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Сотрудники, военнослужащие, пенсионеры органов внутренних дел обеспечиваются льготными направлениями для получения санаторно-курортного лечения один раз в год.

Медицинские средства, изделия, инвентарь и лекарственные средства, необходимые для осуществления мероприятий по профилактике заболеваний, диагностике, лечению и оздоровлению больных, проведения медицинских осмотров и военно-медицинской экспертизы, приобретаются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В необходимых случаях экстренная медицинская и плановая специализированная медицинская помощь осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в установленном порядке.

В особых случаях направление для получения медицинской помощи прикрепленному контингенту по медицинским показаниям за пределами Республики

Узбекистан осуществляется на основании заключения Специальной комиссии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. В таких случаях затраты на получение медицинской помощи прикрепленному контингенту осуществляются за счет внебюджетных средств Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Порядок организации медико-санитарной, медико-социальной помощи и санаторно-курортного обеспечения в органах внутренних дел, медицинского освидетельствования и проведения военно-врачебной экспертизы утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 37. Оплата труда сотрудников

органов внутренних дел

Виды и размеры денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются денежным и продовольственным довольствием в порядке и размерах, установленных законодательством.


Статья 38. Обеспечение сотрудников

органов внутренних дел жилой площадью

Сотрудники органов внутренних дел, признанные нуждающимися в жилье и в улучшении жилищных условий, в установленном порядке имеют право на получение жилой площади.

Органы внутренних дел могут иметь служебный жилищный фонд.

Сотрудникам органов внутренних дел за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных Президентом Республики Узбекистан.

Сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право приобретения квартир с использованием льготных долгосрочных ипотечных кредитов и возмещаются затраты на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства посредством электронного онлайн-аукциона в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 39. Возмещение ущерба, причиненного

имуществу сотрудника органа внутренних дел

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника органа внутренних дел или его близких родственников в связи с исполнением служебных обязанностей, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


Статья 40. Порядок пользования сотрудниками

органов внутренних дел транспортными средствами

при исполнении служебных обязанностей

Органы внутренних дел обеспечиваются специальными автотранспортными средствами, в том числе имеющими специальные световые и звуковые сигналы, цветографические схемы окраски, обозначающие принадлежность органам внутренних дел, а также иными специальными средствами.

Сотрудникам органов внутренних дел, исполняющим служебные обязанности, связанные с разъездным характером труда, производится выдача месячных проездных карточек на пользование городским пассажирским транспортом (кроме маршрутных и линейных такси) или выплата денежной компенсации в порядке и размерах, установленных законодательством.

Сотрудникам органов внутренних дел, направляющимся в служебную командировку, по предъявлению командировочного удостоверения предоставляется право на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта.

Сотрудникам органов внутренних дел, использующим в служебных поездках личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 41. Государственное пенсионное обеспечение

сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел, а в случае потери кормильца члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и размерах, установленных законодательством.


Статья 42. Государственное страхование

сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.


Статья 43. Оказание социальной помощи

сотрудникам органов внутренних дел и их семьям

Министр внутренних дел Республики Узбекистан вправе назначать единовременные пособия сотрудникам органов внутренних дел, получившим телесные повреждения при исполнении служебных обязанностей, а также семьям погибших в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Законодательством могут быть предоставлены преимущества детям сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, при приеме на службу в органы внутренних дел и при приеме на учебу в высшие военные образовательные учреждения Республики Узбекистан.


ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 44. Финансирование и материально-техническое

обеспечение органов внутренних дел

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внутренних дел, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Подразделения органов внутренних дел, созданные на основе договоров с физическими и юридическими лицами, содержатся за счет средств этих лиц.

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются бесплатной форменной одеждой. Нормы снабжения вещевым довольствием, а также правила ношения форменной одежды устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

В органах внутренних дел может создаваться внебюджетный фонд, порядок образования которого определяется законодательством.

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых для органов внутренних дел, осуществляется в соответствии с законодательством.


Статья 45. Международное сотрудничество

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами других государств и международными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции.


Статья 46. Ответственность сотрудников

органов внутренних дел

За противоправные действия или бездействие, а также ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органа внутренних дел несет ответственность в соответствии с законом.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудника органа внутренних дел, подлежит возмещению органами внутренних дел за счет средств внебюджетного фонда с последующим взысканием этой суммы с виновного лица.

Ответственность за нарушение служебной дисциплины сотрудники органов внутренних дел несут в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.

Физическое или юридическое лицо, считающее, что действия или бездействие сотрудника органа внутренних дел привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать эти действия или бездействие в вышестоящий в порядке подчиненности орган, прокурору либо в суд.


Статья 47. Ответственность за нарушение

законодательства об органах внутренних дел

Лица, виновные в нарушении законодательства об органах внутренних дел, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 48. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.


Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


Исполняющий обязанности

Президента Республики Узбекистан                             Ш. Мирзиёев


"Народное слово", 17 сентября 2016 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

26 сентября 2016 г., N 38, ст. 438





































Время: 0.0052
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск