язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Обеспечение безопасности дорожного движения/ Требования по обеспечению безопасности пассажирских перевозок автобусами и маршрутными такси в Республике Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 04.11.2003 г. N 482)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 04.11.2003 г. N 482



ТРЕБОВАНИЯ

по обеспечению безопасности пассажирских

перевозок автобусами и маршрутными такси

в Республике Узбекистан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Требования являются документом, устанавливающим порядок обеспечения безопасности движения при пассажирских перевозках автобусами и маршрутными такси.

2. Настоящие Требования распространяются и имеют обязательную силу для:

Министерства транспорта и его структурных подразделений, принимающих решения об открытии новых автобусных маршрутов и продолжении эксплуатации действующих;

министерств и ведомств, перевозчиков, независимо от форм собственности, осуществляющих автобусные перевозки своим автотранспортом или заключающих договоры на перевозку с предприятиями (организациями), не входящими в их систему;

туристско-экскурсионных организаций Республики Узбекистан;

министерств, ведомств, обеспечивающих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ;

дорожных, коммунальных, других организаций, осуществляющих установку и эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения;

организаций системы гидрометеорологии, информирующих перевозчиков и дорожные организации, государственные службы безопасности дорожного движения о неблагоприятных изменениях погодных условий;

Государственной службы безопасности дорожного движения, осуществляющей контроль за соблюдением нормативов и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, проводящей мероприятия по регулированию и организации дорожного движения;

организаций системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, обеспечивающих проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

Министерства транспорта Республики Узбекистан (Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и г. Ташкента), осуществляющего контроль за соблюдением органами управления и хозяйствующими субъектами нормативно-правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных перевозок.

Настоящие Требования не распространяются на Службу государственной безопасности, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

3. Безопасность автобусных перевозок непосредственно на маршрутах обеспечивается:

водителями автобусов;

перевозчиками, независимо от форм собственности, осуществляющими автобусные перевозки;

дорожно-эксплуатационными, коммунальными, другими организациями (предприятиями), в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, паромные переправы, технические средства регулирования дорожного движения;

подразделениями государственной  службы безопасности дорожного движения (ГСБДД).


4. Основными задачами перевозчиков, независимо от форм собственности,  осуществляющих автобусные перевозки, при обеспечении ими безопасности являются:

укомплектование автобусов водителями, имеющими соответствующую квалификацию;

проведение в установленные сроки занятий по Правилам дорожного движения и повышение профессионального мастерства водителей;

организация контроля за своевременным прохождением водителями медицинского переосвидетельствования и регулярного медицинского осмотра перед осуществлением перевозок;

своевременное проведение стажировки и инструктажа водителей;

обеспечение водителей схемами автобусных маршрутов, а также информацией о погодных условиях на маршруте, изменении состояния дорог и организации дорожного движения;

контроль за соблюдением водителями допустимой продолжительности рабочего времени, а также организацией их отдыха и питания;

содержание автобусов в технически исправном состоянии;

рациональная организация перевозок;

проведение нормирования пассажиропотока, скоростей движения и составление расписаний движения с учетом обеспечения безопасности, соблюдения труда и отдыха водителей;

контроль за использованием автобусов, соблюдением водителями расписания движения по маршруту и Правил дорожного движения;

обеспечение наличия лицензионной карточки на каждом автотранспортном средстве, находящемся в эксплуатации;

соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.


5. Основными задачами Министерства транспорта Республики Узбекистан (Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и г. Ташкента) в обеспечении безопасности пассажирских перевозок на регулярных маршрутах являются:

контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных перевозок;

контроль за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении автомобильных перевозок;

контроль за соблюдением иностранными и национальными перевозчиками основных условий и положений международных соглашений и конвенций в области автомобильного транспорта, участницей которых является Республика Узбекистан;

контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, правил перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований по обеспечению безопасности автомобильных перевозок, весогабаритных параметров;

внедрение механизмов тендерной реализации маршрутов перевозок, контроль за соблюдением условий тендерных договоров, создание равных условий функционирования для перевозчиков всех форм собственности.

6. Основными задачами дорожно-эксплуатационных, коммунальных, железнодорожных и других организаций (предприятий) в обеспечении безопасности автобусных перевозок являются:

содержание находящихся в их ведении автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, дорожных знаков, других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение;

оперативное выявление опасных участков дорог, принятие мер к устранению в установленные сроки источников опасности или, в случае невозможности этого, к закрытию автобусного движения;

своевременное выполнение мероприятий по устранению недостатков в оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, установленных комиссиями по обследованию автобусных маршрутов.


7.  Основной задачей подразделений ГСБДД по обеспечению безопасности автобусных перевозок является осуществление контроля за соблюдением участниками движения нормативов и правил, регламентирующих:

поведение и взаимоотношения участников дорожного движения;

квалификацию водителей автобусов;

техническое состояние автобусов;

содержание автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов;

порядок установки и содержания дорожных знаков, других технических средств регулирования дорожного движения;

порядок оперативного выявления и устранения опасных участков на автомобильных дорогах, улицах;

установление причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП), принятие мер к их ликвидации.

В случае невыполнения указанных нормативов и правил, регламентирующих автобусные перевозки, ГСБДД принимаются меры к их устранению и, при необходимости,  к закрытию автобусного движения.


8.  Руководители перевозчиков, независимо от форм собственности, осуществляющие или обеспечивающие автобусные перевозки, несут персональную ответственность за невыполнение настоящих Требований, в соответствии с действующим законодательством.



II. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВОДИТЕЛЯМ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК


9. К управлению автобусами, предназначенными для перевозки пассажиров, допускаются водители, имеющие соответствующую категорию (квалификацию), достигшие 21-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр.


10. На междугородные, горные маршруты, а также туристско-экскурсионные перевозки по разовым заказам и перевозки детей допускаются лица, непрерывно работающие в качестве водителя автобуса последние три года.


11. На международные маршруты допускаются лица, непрерывно работающие в качестве водителя последние три года и имеющие свидетельство о профессиональной компетенции в области международных автомобильных пассажирских перевозок.


12. Водитель автобуса должен соответствовать требованиям Государственного стандарта Узбекистана Dst 974/2000, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.



III. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОБУСОВ


13. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации.

Информирование подразделений Государственной службы безопасности дорожного движения или подразделений по обеспечению безопасного туризма Министерства внутренних дел Республики Узбекистан для организации сопровождения автобусов, передвигающихся по межобластным, междугородным и международным маршрутам, схемам маршрутов туристского направления в ночное время, осуществляется перевозчиком в срок не менее чем за 12 часов до выезда.

14. На автомобильных дорогах I-III категорий разрешается работа автобусов всех типов и моделей.

На автомобильных дорогах IV и V категорий разрешается работа автобусов с осевой нагрузкой до 6 тонн.


15. Автобусы, используемые на горных и приравненных к ним маршрутах, должны быть оборудованы передними противотуманными фарами и фонарями заднего хода, упорами для подкладывания под колеса не менее 2 шт.

На автобусах, выделенных для туристско-экскурсионных перевозок, устанавливается лобовой указатель “туристский” или “экскурсионный”, а для специальных перевозок по разовым заказам - “заказной”.

На всех автобусах, осуществляющих перевозку детей, должен быть установлен опознавательный знак, предусмотренный правилами дорожного движения.

Автобусы, осуществляющие междугородные-межобластные и международные пассажирские перевозки, должны быть оборудованы контрольными приборами (тахографами) с пломбами сервисной мастерской, а в международном сообщении также должны иметь отличительный знак Республики Узбекистан.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ


16. Автобусные перевозки пассажиров и багажа осуществляются с соблюдением Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и иного законодательства.


17. Регулярные (рейсовые) пассажирские автобусные маршруты размещаются между перевозчиками независимо от форм собственности на тендерной основе.


18. Право перевозок пассажиров на регулярном маршруте имеет перевозчик, заключивший с уполномоченным органом договор, предоставляющий право оказания услуг по пассажирским перевозкам на маршрутах.

Работа на регулярном (рейсовом) маршруте по перевозке пассажиров без заключения договора не допускается.

19. Организаторы автобусных перевозок (руководители автопредприятий) должны иметь соответствующее свидетельство о профессиональной компетенции в области автомобильных перевозок, выдаваемое в порядке, установленном Министерством транспорта Республики Узбекистан.

20. Допустимое время управления, перерывов, ежедневного и еженедельного отдыха водителей междугородных-межобластных и международных маршрутов определяется в соответствии с международными нормами.


21. Расписание движения при осуществлении автобусных перевозок должно составляться перевозчиком на основе нормативных значений скорости движения на отдельных этапах маршрутов, при условии, что эти скорости соответствуют показателям, разрешенным правилами дорожного движения, дорожными знаками.


22. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их полной вместимости, а при перевозках на междугородных, международных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, перевозках детей и разовых перевозках - числа  мест сидения.


23. Для работы на междугородных-межобластных и международных автобусных маршрутах допускаются только автобусы, имеющие багажные отсеки.

При организации автобусных перевозок, когда продолжительность работы водителя - управления автобусом составляет более 9 часов, или протяженность маршрута составляет 400 и более километров, на автобусе должно быть оборудовано место для отдыха водителя, и в рейс должно быть направлено два водителя.

Запрещается организация пассажирских перевозок автотранспортными средствами на междугородных межобластных и международных маршрутах с одним водителем на маршрутах протяженностью 400 и более км.

24. В расписании движения автобусов, осуществляющих междугородные -межобластные, международные туристско-экскурсионные перевозки, в обязательном порядке предусматривается отдых водителя не менее 15 минут через каждые 1,5 часа управления  либо 45 минут через 4,5 часа управления.


25. Водитель автобуса обязан на контрольных пунктах (автовокзалах, автостанциях, диспетчерских пунктах)  в случаях, если они предусмотрены расписанием движения, делать отметку в билетно-учетном листе о времени прибытия и убытия.


26. При возникновении неисправностей в автобусе, угрожающих безопасности дорожного движения, а также при ухудшении самочувствия водителя  движение автобуса должно быть немедленно прекращено. Информация об этом передается диспетчеру ближайшего автовокзала (автостанции)  либо перевозчику, который обязан принять меры по замене автобуса или водителя с целью обеспечения выполнения перевозки.


27. Маршрутная документация составляется в количестве экземпляров, необходимом для хранения по одному экземпляру:

в хокимияте области (города);

в органах ГСБДД областей, по территории которых проходит маршрут;

в Министерстве транспорта Республики Узбекистан (Министерстве транспорта Республики Каракалпакстан, управлениях транспорта областей и г. Ташкента);

у перевозчиков.

Маршрутная документация регулярного международного автобусного маршрута составляется в количестве экземпляров, необходимом для хранения по одному экземпляру у компетентных органов государств, по территории которых проходит маршрут, и у перевозчиков.

28. Маршрутная документация пересматривается и переутверждается по мере необходимости  на основании обследования пассажиропотоков, при изменении схемы движения и технических характеристик автобусов.



V. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПЕРЕВОЗКИ И ПЕРЕВОЗКИ ПО РАЗОВЫМ ЗАКАЗАМ


29. Оформление договоров и разовых заказов на выделение автобусов организациям, предприятиям и гражданам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных или разовых перевозок  производится перевозчиками в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом,  другими нормативными документами.

Договоры и заказы оформляются по получении от заказчика сведений с места назначения, о маршруте следования, местах остановок, числе перевозимых пассажиров, лице, ответственном за перевозку (руководитель группы, экскурсовод). Продолжительность нахождения автобуса у заказчика, фамилия ответственного за перевозку должны быть внесены в путевой лист.


30. При осуществлении перевозок двумя и более автобусами, вместимостью более 30 человек  каждый, и тремя и более автобусами, вместимостью менее 30 человек  каждый, их движение осуществляется колонной под сопровождением. Перевозчиком назначается лицо, ответственное за контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа, правил пользования автобусами, других нормативных документов, требований безопасности движения и техники безопасности.

Решение о сопровождении колонн транспортными средствами государственной службы безопасности дорожного движения принимается руководителями управлений внутренних дел, а автомобилями службы безопасности движения - перевозчиками.

Туристические автобусы не сопровождаются при условии, что данные автобусы отвечают требованиям безопасности (имеется GPS, полисы обязательного и (или) добровольного страхования, специальная светоотражающая раскраска (линия), два водителя и наличие у них мобильной связи).

31. Специальные перевозки (вахтовые, доставка трудящихся на производственные объекты, сельскохозяйственные работы) по маршруту, не совпадающему с утвержденными маршрутами движения автобусов перевозчика, осуществляются с разрешения  территориальных органов службы ГСБДД.

Заказы на разовые перевозки принимаются при наличии у перевозчика информации о дорожных условиях на намечаемом маршруте или получении ее от заказчика. Заказчик несет полную ответственность за достоверность представленных данных.

Если дорожные условия на маршруте не обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, автобусы не выделяются.


32.  При туристско-экскурсионных перевозках по разовым заказам руководители организации - заказчика обязаны обеспечить:

подбор, подготовку и инструктаж руководителя группы по вопросам безопасности движения и технике безопасности;

проведение инструктажа туристов, групп детей о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;

руководителя группы заверенным организацией списком пассажиров, копией уведомления государственной службы безопасности дорожного движения о перевозке детей;

водителей местами (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе), питанием;

стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность.

При невыполнении указанных условий  перевозки не разрешаются.


33.  В случаях регулярных туристско-экскурсионных перевозок  за пределы области (республики) организация-заказчик (перевозчик) должна предусмотреть сохранность, подготовку автобуса к обратному рейсу, возможность его технического обслуживания на территории других областей (республик).


34.  Руководители групп обязаны обеспечить надлежащий порядок среди пассажиров, особенно детей, во время движения, посадки, высадки из автобуса и при остановках.


35.  Перевозчик обязан:

проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, при туристско-экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок, сделать запись об этом в путевом листе и журнале инструктажа водительского состава;

назначить контрольное время возвращения автобуса в предприятие, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.


36. Водители, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки или перевозки по разовым заказам, обязаны выполнять указания ответственных за перевозку (руководителей групп) в случае, если они не противоречат правилам перевозки пассажиров, правилам дорожного движения, не связаны с изменением маршрута.


37. При организации специальных перевозок перевозчик обязан:

выбрать маршрут (по возможности по дорогам с твердым покрытием);

выбрать модель автобуса для перевозки совместно с заказчиком, провести замер протяженности маршрута и нормирование скоростей движения, составить и утвердить график движения автобусов с учетом обеспечения безопасности, установленного режима труда и отдыха водителей;

определить необходимое для перевозки количество автобусов с учетом настоящих Требований;

составить совместно с заказчиком схему движения автобуса, согласовать ее с государственной службой безопасности дорожного движения.



VI. ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ


38.  Организация перевозки детей (до 16 лет) производится в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и настоящими Требованиями.


39. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток, с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим за его обеспечение), в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий. При этом во всех случаях она не должна превышать 60 км/час.


40. Договор на туристско-экскурсионные перевозки и разовые заказы на перевозки детей заключаются перевозчиками при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, решение о выделении медицинских работников принимается органами здравоохранения на местах.

Для организации экскурсионных, туристско-экскурсионных поездок детей, учащихся общеобразовательных школ и средних специальных образовательных учреждений администрация учебного заведения (организатор) обращается в районный (городской) отдел народного образования или управление среднего специального образования, соответственно, с указанием даты выезда, маршрута и количества участников выезда.

Принятие решений о выезде экскурсионных, туристских и других групп детей, учащихся общеобразовательных школ и средних специальных образовательных учреждений осуществляется, как правило, не позднее 3 суток до даты выезда.

После получения разрешения районного (городского) отдела народного образования или управления среднего специального образования на выезд администрация учебного заведения (организатор) заключает договор с перевозчиком.

Администрация учебного заведения (организатор) после заключения договора с перевозчиком не позднее трех рабочих дней до даты отправления вносит заявку в Государственную службу безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан для организации сопровождения с указанием даты и маршрута движения, списка всех пассажиров, а также сведений об автобусах (принадлежность, марка, государственный регистрационный номерной знак).

Государственной службой безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан может быть принято решение об отказе в сопровождении в случаях несоответствия погодных или дорожных условий на маршруте следования, в том числе наличия ограничений проезда к пункту назначения, а также несоответствия транспортных средств и квалификации водителей требованиям безопасности дорожного движения.

41. Междугородные туристско-экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста запрещаются.


42. При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности перевозчики обязаны:

предусматривать специальные рейсы, обеспечивающие своевременную доставку детей до места назначения, не допуская перегруза этих рейсов. Систематически контролировать выполнение таких перевозок, состояние автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей;

устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.



VII. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, УЛИЦЫ, ИСКУССТВЕННЫЕ

СООРУЖЕНИЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ,

ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ, ОСТАНОВКИ И ДРУГИЕ

СООРУЖЕНИЯ НА АВТОБУСНЫХ МАРШРУТАХ

43. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП, техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, другим нормативным документам.

45. Дорожные, коммунальные, другие организации при проведении плановых мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., затрудняющих движение транспорта, обязаны:

не позднее, чем за 10 дней проинформировать об этом соответствующие органы государственной службы безопасности дорожного движения, предоставив им на согласование варианты объездных путей на период проведения ремонтно-строительных работ;

привести объезд в пригодное для безопасного движения состояние, обустроив его необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.


46. Разрешения на проведение ремонтных и других видов работ, связанных с закрытием автомобильных дорог, по которым проходят автобусные маршруты, выдаются хокимиятами. Разрешение выдается при наличии согласования места, времени проведения таких работ, схемы расстановки временных технических средств регулирования движения с органами государственной службы безопасности дорожного движения.


47. Ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц с регулярным автобусным движением проводятся дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых они находятся, в соответствии с техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, правилами эксплуатации дорог, нормативными документами министерств и ведомств Республики Узбекистан, а также требованиями, определенными хокимиятами.

Зимнее содержание автомобильных дорог и улиц (очистка от снега, борьба с гололедом), осуществляется на основании регламентирующих документов.


48. О состоянии и проезжаемости автомобильных дорог в зимний период дорожные и другие организации, в ведении которых они находятся, обязаны своевременно информировать участников дорожного движения установкой соответствующих дорожных знаков.


49. Установка и эксплуатация технических средств регулирования дорожного движения должны производиться соответствующими дорожными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, а также специализированными эксплуатационными подразделениями органов внутренних дел (в городах и других населенных пунктах). В иных случаях такая работа может осуществляться указанными подразделениями органов внутренних дел за счет средств организаций и ведомств, на балансе которых находятся дороги.

Установка технических средств регулирования должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТа по предписанию или с разрешения государственной службы безопасности дорожного движения.


50. Перевозчики, автовокзалы и автостанции, водители автобусов должны немедленно сообщить в дорожные, коммунальные и другие органы, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в государственные службы безопасности дорожного движения о недостатках в их состоянии, инженерном оборудовании и содержании, угрожающих безопасности движения.

У перевозчиков, осуществляющих автобусные перевозки, должны быть заведены специальные журналы для регистрации предложений водителей по улучшению дорожных условий, систем организации движения на маршруте.



АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ


51.  Выбор местоположения автобусных остановок производится соответствующими службами заказчика перевозок и дорожных организаций, исходя из требований СНиП. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается главным архитектором города (района), государственной службой безопасности дорожного движения, а в зоне железнодорожных переездов - и с отделениями железной дороги, и утверждается хокимиятами.

Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется хокимиятами, на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с требованиями нормативных документов.


52.  Хокимияты и дорожные органы должны обеспечивать организацию освещения автобусных остановок и подходов к ним в городах и населенных пунктах в темное время суток в соответствии с требованиями СНиП.


53. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, а также предприятия и организации, осуществляющие эту работу, определяются хокимиятами.

Расчистка от снега остановочных павильонов и посадочных площадок, переходно-скоростных полос производится обязательно.



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ


54. При установлении автобусных маршрутов должны изыскиваться решения, исключающие их прохождение через железнодорожные переезды.

В исключительных случаях, когда найти такое решение  не представляется возможным, открытие автобусного движения (постоянное или временное) на действующих переездах со шлагбаумами и без шлагбаумов допускается в каждом отдельном случае с разрешения начальника отделения дороги или другой организации, в ведении которой находятся переезды. При этом ввод автобусного движения на переездах без шлагбаумов разрешается только после оборудования их автоматической светофорной сигнализацией. Запрещается введение автобусных маршрутов по переездам без шлагбаумов, не оборудованных автоматической светофорной сигнализацией.


55. Железнодорожные переезды содержатся и оборудуются в строгом соответствии с Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов.


56.  Переезды на пересечении железнодорожных путей ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" с автомобильными дорогами общего пользования являются переездами общего пользования и содержатся за счет средств компании.

Переезды на пересечениях ведомственных подъездных железнодорожных путей с дорогами общего пользования или дорогами отдельных предприятий содержатся за счет организаций, в ведении которых находятся подъездные железнодорожные пути, либо организаций, пользующихся ими.

Переезды на пересечениях железнодорожных путей с подъездными дорогами отдельных предприятий или организаций являются переездами необщего пользования и содержатся за счет организаций или предприятий, пользующихся этими переездами.


57. ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" и ее подразделения, министерства и ведомства, в ведении которых находятся железные дороги, должны заранее, за 5 дней, информировать другие министерства, осуществляющие автобусные перевозки, а также государственную службу безопасности дорожного движения  о плановых мероприятиях по реконструкции и ремонту железнодорожных переездов или пути, при которых нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств на маршрутных автобусных перевозках.


58. Порядок движения через железнодорожные переезды или обход их на время выполнения работ по ремонту устройств на них, при котором нарушается или затрудняется пропуск транспортных средств, согласовывается с организациями, производящими ремонт, с государственной службой безопасности дорожного движения, а при ремонте проезжей части переезда - и с соответствующими дорожными организациями. Движение автобусов через железнодорожные переезды должно производиться с особой осторожностью, со строгим соблюдением требований Правил дорожного движения.


59. Остановочные пункты в зоне железнодорожных переездов должны размещаться на расстоянии не ближе 100 м от крайнего рельса, а их техническое решение должно обеспечивать беспрепятственное движение транспорта по основным полосам движения в случае остановки автобуса.



МОСТЫ, ПУТЕПРОВОДЫ, ЭСТАКАДЫ

И ДРУГИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ


60. Мосты, путепроводы, эстакады и другие искусственные сооружения, находящиеся на автобусных маршрутах, должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным СНиП и другими нормативными документами.



VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОРОГ


61. Определение соответствия планируемых к открытию маршрутов требованиям безопасности движения осуществляется комиссиями из представителей заинтересованных организаций (транспортных, дорожных, коммунальных и других), а также управления безопасности дорожного движения, утверждаемыми хокимиятами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, Комитетом по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта, Министерством транспорта Республики Каракалпакстан, управлениями транспорта областей и г. Ташкента.

Члены комиссии по вопросам, входящим в их компетенцию, несут персональную ответственность за оценку соответствия действующих и вновь открываемых маршрутов требованиям безопасности движения.

Комиссия по вновь открываемым маршрутам:

а) определяет потребность в перевозке пассажиров по маршруту;

б) определяет схему движения и изучает условия автомобильной дороги, а также определяет соответствие маршрута требованиям безопасности движения, установленным законодательством;

в) осуществляет пробные рейсы по маршруту;

г) подготавливает обоснованное заключение по открытию или не открытию маршрута.

62. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения оценивается на основании:

информации о маршруте, представляемой транспортной организации или другой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров;

данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;

сведений государственной службы безопасности дорожного движения о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах;

опроса водителей, работающих на маршруте;

непосредственного обследования маршрута.

Руководители соответствующих организаций обязаны своевременно представлять комиссиям указанную информацию.


63. В ходе обследования при выявлении участков, которые по условиям движения не удовлетворяют требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности перевозок, определяются конкретные дорожные факторы, представляющие опасность для движения, должны уточняться параметры дороги, ее техническая категория, проводиться замеры протяженности маршрута и отдельных его этапов.


64. По результатам обследования выдается заключение комиссии о соответствии или несоответствии маршрута требованиям безопасности движения. В заключение вносятся также предложения комиссии по проведению неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте. Один экземпляр заключения по обследованию вместе с маршрутной документацией хранится в Министерстве транспорта или его территориальных подразделениях, а второй экземпляр - у перевозчика.

65. Акты обследования передаются в соответствующие хокимияты, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Министерство транспорта Республики Узбекистан (Министерство транспорта Республики Каракалпакстан, управления транспорта областей и г. Ташкента), подразделения Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и государственной службы безопасности дорожного движения  для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер к совершенствованию перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии оборудования и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений.

66. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению недостатков и учета при планировании работ. Копии актов передаются также перевозчику для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования при проведении инструктажей водителей, нормирования скоростей движения автобусов и для контроля в государственную службу безопасности дорожного движения.


67. Руководители организаций, на которые возложено устранение отмеченных в акте недостатков, должны регулярно докладывать органам, принявшим решение об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, о ходе намеченных работ.



IX. ОТКРЫТИЕ, ЗАКРЫТИЕ И ВРЕМЕННОЕ

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ МАРШРУТОВ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

67-1. Инициатива по открытию новых маршрутов вносится:

а) перевозчиками;

б) Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов (городов);

в) комиссиями по определению соответствия вновь открываемых маршрутов требованиям безопасности движения;

г) Министерством транспорта и его территориальными подразделениями;

д) органами самоуправления граждан и другими представителями общественности;

е) уполномоченными органами в сфере транспорта зарубежных государств и перевозчиками (для международных маршрутов).

68. В целях безопасности дорожного движения при открытии новых маршрутов должны максимально изыскиваться решения, исключающие прохождение маршрутов через железнодорожные переезды. В случаях, когда это невозможно, открытие движения автотранспортных средств через железнодорожные переезды допускается с разрешения начальника железной дороги или руководителя организации, в ведении которой находятся переезды, по представлению комиссии, проводившей обследование маршрута.

В городах не допускается открытие маршрутов автобусов и маршрутных такси, дублирующих друг друга на протяжении дистанции, составляющей более 50 процентов от общей протяженности.

При организации новых городских и пригородных маршрутов должны изыскиваться решения, исключающие случаи дублирования схем маршрутов на промежутке дистанции, составляющей более 50 процентов. При этом автобусные маршруты имеют приоритетное значение.

69. Временные (сезонные) маршруты могут быть организованы, если:

требуется открыть автотранспортное движение по дорогам с низшими типами покрытий;

отсутствует возможность обеспечения соответствия весовых параметров и габаритов автотранспорта фактическим категориям автомобильных дорог;

необходимо открыть автотранспортное движение по участкам автомобильных дорог, улиц, через искусственные сооружения, железнодорожные переезды и паромные переправы при неполном соответствии их технического состояния, инженерного оборудования, уровня содержания требованиям нормативных документов.

70. При открытии временного маршрута должен быть четко определен срок (период) действия этого маршрута, а также комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить перевозчиками, дорожными, коммунальными и другими организациями в целях обеспечения безопасности движения автотранспорта.

71. Закрытие маршрута производится в случае его несоответствия требованиям безопасности дорожного движения либо нецелесообразности его дальнейшего функционирования.

72. В случаях, не терпящих отлагательства (разрушение дорог, дорожных сооружений, вызванное природными явлениями, ухудшение дорожных или метеорологических условий до уровня, при котором невозможно обеспечить безопасность движения, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях), перевозчики, дорожные, коммунальные организации, управления безопасности дорожного движения, органы государственной власти на местах или территориальные подразделения Министерства транспорта вправе немедленно прекратить автотранспортное движение с одновременным информированием об этом соответствующих перевозчиков, дорожных, коммунальных организаций, управлений безопасности дорожного движения.

Порядок временного прекращения движения автотранспорта определяется органами, наделенными полномочиями по открытию и закрытию маршрутов.

73. Дорожные, коммунальные организации, гидрометеослужба, подразделения ГСБДД, пассажирские автовокзалы, автостанции и перевозчики незамедлительно информируют друг друга о получении от гидрометеослужбы штормовых предупреждений о стихийных бедствиях, опасных для движения.

При получении штормового предупреждения перевозчики, автовокзалы, автостанции обязаны предпринять меры по незамедлительному оповещению всех автопредприятий, частных лиц, осуществляющих автобусные перевозки в районе стихийного бедствия, о временном закрытии движения.


74. Об открытии новых, закрытии действующих маршрутов, их изменении, а также временном прекращении движения автобусов перевозчики, автовокзалы, автостанции информируют население, заинтересованные организации.

75. Состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов создается решениями органов исполнительной власти на местах.

На основе заключений комиссий решения об открытии маршрутов по принадлежности маршрутов принимаются:

а) городских, пригородных и междугородных внутриобластных маршрутов - начальниками территориальных подразделений Министерства транспорта;

б) междугородных межобластных и международных маршрутов - министром транспорта.

76. На основании положительного решения уполномоченного органа по открытию маршрута разрабатывается маршрутная документация (паспорт).

Регулярные маршруты временно приостанавливаются в связи с дорожными, погодными и другими условиями, а также в случае отсутствия перевозчика в течение длительного периода (не менее 1 года).

Решения о временном приостановлении регулярных маршрутов принимаются органом, уполномоченным по открытию и закрытию маршрутов.


X. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ТРУДА

И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯМИ АВТОБУСОВ

77. Предприятия, осуществляющие автобусные перевозки, с использованием всех имеющихся документов: график работы водителя, путевой лист, персональная контрольная книжка, результаты анализа записей тахографа - осуществляют контроль за временем управления, временем работы и отдыха водителя автобуса. В случае нарушения порядка труда и отдыха, предприятие должно незамедлительно устранить их и не допускать их в будущем.


78. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий автобусы должны быть оборудованы работодателем устройствами по определению усталости водителей во время движения по маршруту.


79. Работодатели, не обеспечившие порядок труда и отдыха водителя, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан


80. Разрешается использовать тахографы, включенные в Государственный реестр средств измерений и прошедшие поверку в установленном порядке. Работодатели, выпустившие на линию автобусы без тахографа или с неисправным тахографом, несут ответственность в порядке, установленном актами законодательства.


81. Предприятие должно хранить документы, подтверждающие фактическое время работы и отдыха водителя, записи тахографа, используемую персональную контрольную книжку в течение двенадцати месяцев с момента внесения последней записи и предъявлять контролеру по его требованию.


82. Каждый водитель автобуса в течение дня должен вносить часы отдыха в персональную контрольную книжку. Он должен носить при себе контрольную книжку и предъявлять по требованию контролера. В случае если автобус оборудован электронным или цифровым контрольным устройством (тахограф), наличие контрольной книжки не требуется.


83. Определение времени отдыха водителей автобуса между сменами осуществляется в соответствии с Инструкцией по заполнению билетно-учетных и путевых листов путем сопоставления сведений в путевом листе о фактическом выезде из гаража со сведениями о возвращении в гараж в предыдущий день.