Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Бюджетная система/ Финансирование бюджетных организаций, отраслей экономики и социальной сферы/ Стандарт бюджетного учета Республики Узбекистан (СБУ N 1) "Учетная политика" (Утвержден Приказом министра финансов от 12.12.2016 г. N 91, зарегистрированным МЮ 27.12.2016 г. N 2853)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Приказу министра финансов
от 12.12.2016 г. N 91,
зарегистрированному МЮ
27.12.2016 г. N 2853
СТАНДАРТ
бюджетного учета Республики Узбекистан
СБУ N 1
Учетная политика
Настоящий Стандарт бюджетного учета Республики Узбекистан (СБУ N 1) "Учетная политика" (далее - Стандарт) в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан является элементом системы нормативного регулирования бюджетного учета. Настоящий Стандарт применяется в сочетании с другими стандартами бюджетного учета.
1. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия:
бюджетный учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии активов и обязательств в денежном выражении, учитываемых при исполнении бюджетов бюджетной системы, а также операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
учетная политика - совокупность конкретных методов, основ, допущений, правил и способов, принимаемых бюджетными организациями для ведения бюджетного учета и составления финансовой отчетности в соответствии с принципами, указанными в главе 4 настоящего Стандарта.
2. Целью настоящего Стандарта является определение критериев выбора и изменения учетной политики, а также порядка бюджетного учета и составления финансовой отчетности в бюджетных организациях, раскрытие информации об изменениях в учетной политике.
3. Настоящий Стандарт предназначен для повышения степени надежности финансовой отчетности бюджетных организаций и степени ее сопоставимости в течение определенного периода времени, а также с финансовой отчетностью других бюджетных организаций.
4. Учетная политика составляется бюджетными организациями с целью выбора одного из нескольких взаимоисключающих способов учета, присутствующих в бюджетном законодательстве.
ГЛАВА 2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА
5. Настоящий Стандарт должен применяться при выборе и применении учетной политики, учете изменений в учетной политике и составлении финансовой отчетности в бюджетных организациях.
6. Действие настоящего Стандарта применяется ко всем бюджетным организациям.
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВНЕСЕНИЯ В НЕЕ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
7. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя или его заместителя и применяется последовательно из года в год.
8. Изменения к учетной политике могут вноситься в случае изменения и дополнения в законодательство, регулирующее бюджетный учет, а также при реорганизации бюджетной организации.
В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета, изменения и дополнения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, а при реорганизации бюджетной организации - с даты ее реорганизации.
9. В пояснительной записке к годовой финансовой отчетности бюджетная организация объявляет об изменениях и дополнениях к своей учетной политике на следующий финансовый год.
10. Учетная политика должна обеспечивать формирование финансовой отчетности на основе всех используемых стандартов бюджетного учета. Финансовая отчетность при отсутствии специфических требований должна быть:
а) значимой - информация должна удовлетворять потребности ее пользователей;
б) надежной - объективно представлять все результаты деятельности и финансовое состояние бюджетной организации, отражать экономическую суть событий и операций;
в) нейтральной (беспристрастной) и непринудительной;
г) полной (завершенной) - полностью отражать все факты хозяйственной деятельности бюджетной организации.
11. Учетная политика должна включать в себя следующее:
организационную структуру бухгалтерской службы в бюджетной организации;
порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетной организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно;
рабочий план счетов, где должен быть представлен перечень синтетических и аналитических счетов, используемых бюджетной организацией. Данная информация представляется в виде приложения к учетной политике;
график документооборота;
способы обработки учетной информации (ручной или с применением программных продуктов);
формы первичных учетных документов, применяемых для отражения хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
структура инвентарного номера основных средств;
перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
методы переоценки основных фондов;
методы оценки имущества при инвентаризации (излишке или недостачи);
сроки предоставления отчетов нижестоящими подведомственными организациями;
порядок формирования калькуляции товаров (работ, услуг).
ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Ведение учета методом двойной записи
12. Принцип ведения учета методом двойной записи означает, что бухгалтерия бюджетной организации осуществляет регистрацию всех хозяйственных операций в учетных регистрах на основе системы двойной записи. Система двойной записи предусматривает, что одна и та же сумма по одной и той же хозяйственной операции отражается на двух счетах бюджетного учета - в дебете одного и кредите другого счета.
13. Принцип непрерывности означает, что срок ведения бюджетного учета соответствует периоду существования бюджетной организации, то есть ведение учетных записей осуществляется с момента создания до момента ликвидации бюджетной организации. Со дня прекращения своего существования, бюджетная организация прекращает ведение бюджетного учета.
Подготовка финансовой отчетности, основанной на принципе непрерывности, означает, что бюджетная организация является постоянно действующей и будет продолжать свою деятельность в течение неопределенно долгого времени.
§ 3. Денежная оценка хозяйственных операций,
событий, активов и пассивов
14. Все хозяйственные операции, события, активы и пассивы подлежат измерению в едином, однородном выражении - денежной оценке. В Республике Узбекистан денежным измерителем является сум и его сотые доли - тийин.
15. Информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи.
Достоверность операций или событий подтверждается первичными учетными документами и каждая учетная запись должна быть основана на первичных документах, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.
16. В соответствии с принципом начисления активы, пассивы, доходы и расходы, хозяйственные операции и события, совершаемые бюджетными организациями, подлежат отражению в бюджетном учете, в момент их совершения (или фактического получения), а не в момент, когда по ним получают или выплачивают денежные средства или их эквиваленты.
§ 6. Предусмотрительность (осторожность)
17. Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в финансовой отчетности не допускается завышенная оценка активов и доходов и заниженная оценка обязательств или расходов.
Применение этого принципа не допускает создавать скрытые резервы или завышенное обеспечение, преднамеренное уменьшение и завышение активов или доходов, обязательств и расходов.
§ 7. Преобладание содержания над формой
18. Данный принцип означает, что если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, эта информация должна быть учтена и представлена в финансовой отчетности.
§ 8. Сопоставимость показателей
19. Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой с разными отчетными периодами. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой бюджетной организацией при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах таких изменений.
§ 9. Нейтральность финансовой отчетности
20. Информация, представляемая в финансовой отчетности, для обеспечения ее надежности должна быть объективной.
§ 10. Соответствие доходов и расходов отчетного периода
21. Соответствие доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном отчетном периоде подлежат отражению только те доходы, которые обеспечили осуществление расходов данного периода.
§ 11. Фактическая оценка активов и обязательств
22. Принцип фактической оценки активов и обязательств предусматривает, что основой оценки для бюджетной организации является стоимость актива.
23. Бюджетная организация должна раскрывать:
наименование Стандарта;
характер изменения учетной политики;
причины применения новой учетной политики, позволяющей получение надежной и востребованной информации;
для текущего периода и каждого предыдущего периода, отраженного в отчетности, до практически возможной степени, сумму корректировки для каждой строчной статьи финансовой отчетности, которая затронута изменениями и дополнениями.
Повторение этой раскрытой информации в финансовой отчетности предыдущих периодов не требуется.
24. Бюджетная организация должна раскрывать информацию о характере и сумме изменений в учетной оценке, которая оказывает воздействие в текущем периоде или, как ожидается, окажет воздействие в будущие периоды, за исключением раскрытия информации оценка воздействия, которой не представляется выполнимым.
Если сумма воздействия в будущие периоды не раскрывается, в связи с невозможностью оценки, бюджетная организация должна указывать этот факт.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
31 декабря 2016 г., N 52, ст. 610