язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба/ Юридическая служба/ Положение о юридической службе государственных органов и организаций (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 19.01.2017 г. N ПП-2733)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 19.01.2017 г. N ПП-2733



ПОЛОЖЕНИЕ

о юридической службе государственных

органов и организаций


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет требования к юридической службе государственных органов и организаций (далее - юридическая служба), их права, обязанности и ответственность.


2. Для целей настоящего Положения под государственными органами и организациями понимаются государственные органы, органы хозяйственного управления, государственные предприятия, учреждения и организации.


3. Для других организаций настоящее Положение носит рекомендательный характер.


4. Юридическая служба - самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в обязательном порядке в целях правового обеспечения деятельности государственного органа и организации в соответствии с нормативами и критериями, определенными законодательством.

Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю государственного органа и организации.


5. Юридическая служба может создаваться в форме юридического департамента, юридического управления, юридического отдела, юридического бюро либо состоять из одного штата главного юрисконсульта, ведущего юрисконсульта, старшего юрисконсульта или юрисконсульта.

Не допускается сокращение и перераспределение имеющихся штатных единиц юридической службы в другие структурные подразделения государственного органа и организации.


6. Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.


7. На должности работника юридической службы либо юрисконсульта может работать лицо, имеющее высшее юридическое образование либо окончившее курсы переподготовки по юридической специальности в Центре профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при Ташкентском государственном юридическом университете и получившее диплом установленного образца.

На должность начальника юридической службы назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование либо окончившее курсы переподготовки по юридической специальности в Центре профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при Ташкентском государственном юридическом университете и получившее диплом установленного образца, а также стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Лица, впервые назначенные на должность работника юридической службы, проходят стажировку в установленном порядке в органах юстиции.

Порядок прохождения стажировки в органах юстиции определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.


8. Работники юридической службы хокимиятов областей и города Ташкента, а также государственных органов и организаций республиканского уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Работники юридической службы хокимиятов районов и городов, а также государственных органов и организаций территориального уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента.

Порядок согласования с органами юстиции вопроса назначения и освобождения от должности работника юридической службы определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.


9. В государственном органе и организации может вводиться должность помощника юрисконсульта.

На должности помощника юрисконсульта может работать лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование либо окончившее курсы переподготовки по юридической специальности в Центре профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при Ташкентском государственном юридическом университете и получившее диплом установленного образца, а также студент последнего курса бакалавриата или магистрант высшего образовательного учреждения, обучающиеся по специальности "Юриспруденция".

10. Лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными не могут работать на должности работника юридической службы и помощника юрисконсульта.


11. Работникам юридической службы государственного органа и организации присваиваются классные чины и выплачиваются надбавки и доплаты за выслугу лет в порядке, установленном законодательством.


12. Стаж работы в качестве работника юридической службы государственного органа и организации при переводе в другие государственные органы, в том числе в правоохранительные и контролирующие структуры, засчитывается в стаж работы для начисления и выплаты надбавок за классный чин и доплат за выслугу лет.


13. Работники юридической службы государственного органа и организации не реже одного раза в три года осуществляют повышение квалификации и один раз в три года проходят аттестацию в порядке, установленном законодательством.


14. В государственных органах и организациях ежегодно заслушивается отчет юридической службы о состоянии обеспечения верховенства закона и законности в деятельности данных органов и организаций.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


15. Основными направлениями деятельности юридической службы являются:

организация обеспечения верховенства закона и законности в правоприменительной деятельности государственного органа и организации;

осуществление контроля за соответствием законодательству проектов нормативно-правовых и иных документов, разрабатываемых (принимаемых) государственным органом и организацией;

участие в нормотворческой деятельности государственного органа и организации, координация работы его подразделений в вопросах подготовки предложений по совершенствованию законодательства;

участие в повышении правовой культуры и правовой грамотности работников государственного органа и организации, доведении до них сути и значения принимаемых нормативно-правовых актов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

ведение договорно-правовых и претензионно-исковых работ, обеспечение надежной защиты имущественных и иных интересов государственного органа и организации.


16. Для реализации основных направлений деятельности юридическая служба осуществляет следующие функции:


1) в сфере организации обеспечения верховенства закона и законности в правоприменительной деятельности государственного органа и организации:

а) вносит предложения по устранению правонарушений в государственном органе и организации, а также соответствующих подразделениях, причин и условий, способствующим им, участвует в осуществлении таких мер;

б) осуществляет экспертизу проектов приказов, распоряжений, договоров и иных документов юридического характера, представляемых руководству государственного органа и организации, на предмет их соответствия законодательству и, при отсутствии замечаний и предложений, визирует их. При этом, юридическая служба визирует проекты после других структурных подразделений (работников) государственного органа и организации;

в) дает заключение по решениям государственных органов и организаций, влияющим на реализацию прав и свобод физических и юридических лиц;

г) самостоятельно или совместно с другими подразделениями подготавливает предложения по разработке, внесению изменений и дополнений, а также признании утратившими силу приказов, распоряжений, договоров и иных документов юридического характера государственного органа и организации;

д) изучает, анализирует и обобщает правоприменительную практику государственного органа и организации, а также соответствующих подразделений, подготавливает и вносит руководству предложения по ее совершенствованию;

е) совместно с другими подразделениями государственного органа и организации участвует в рассмотрении заявлений, предложений и жалоб, в которых указываются на нарушения законности в деятельности государственного органа и организации, соответствующих подразделений и их должностных лиц;

ж) участвует в разработке предложений по совершенствованию системы управления в государственном органе и организации, определению прав и обязанностей подразделений, входящих в систему государственного органа и организации, а также их должностных лиц;

з) участвует в обеспечении соблюдения законодательства о труде в государственном органе и организации, в том числе в разработке документов, регулирующих трудовые правоотношения (трудовой договор, коллективный договор, коллективное соглашение и др.), проверяет проекты этих документов на предмет их соответствия законодательству и дает правовое заключение по ним;

и) представляет руководству государственного органа и организации отчет о состоянии обеспечения верховенства закона и законности в деятельности государственного органа и организации;

к) оказывает юридическую помощь профессиональным союзам и другим представительным органам работников государственного органа и организации при осуществлении ими полномочий;


2) в сфере осуществления контроля за соответствием законодательству проектов нормативно-правовых актов и иных документов, разрабатываемых (принимаемых) государственным органом и организацией, а также участия в нормотворческой деятельности государственного органа и организации, координации работы его подразделений в вопросах подготовки предложений по совершенствованию законодательства:

а) разрабатывает либо участвует в разработке текущих и перспективных программ нормотворческой деятельности государственного органа и организации, реализации и контроле за их выполнением;

б) разрабатывает либо участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа и организации;

в) разрабатывает либо участвует в разработке ведомственных нормативно-правовых актов и направлении их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для правовой экспертизы и государственной регистрации;

г) самостоятельно или совместно с другими подразделениями проводит правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, представленных на экспертизу или согласование, подготавливает правовые заключения об их соответствии законодательству, правилам законодательной техники, обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм, а также об отсутствии в них коррупциогенных факторов;

д) при отсутствии замечаний и предложений визирует проекты нормативно-правовых актов. При этом, юридическая служба визирует проекты после других структурных подразделений (работников) государственного органа и организации;

е) на систематической основе проводит анализ действующих нормативно-правовых актов по соответствующей сфере деятельности государственного органа и организации на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов;

ж) участвует в разработке предложений по совершенствованию государственного управления, относящегося к сфере деятельности государственного органа и организации;

и) принимает меры по пополнению фонда нормативно-правовых актов государственного органа и организации, в том числе по комплектованию кодексами, законами, комментариями, ведомостями и другими правовыми изданиями, вносит предложения руководству государственного органа и организации о подписке на правовые издания;

к) подготавливает к изданию сборники законодательства по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа и организации;

л) координирует деятельность юридических служб подразделений, входящих в систему государственного органа и организации, обеспечивает согласованное взаимодействие;

м) оказывает методическую помощь в правовой работе подразделений, входящих в систему государственного органа и организации, разрабатывает рекомендации и указания по направлениям деятельности юридической службы;


3) в сфере участия в повышении правовой культуры и правовой грамотности работников государственного органа и организации, доведении до них сути и значения принимаемых нормативно-правовых актов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий:

а) подготавливает для руководства государственного органа и организации аналитические материалы по вопросам законодательства;

б) вносит предложения об организации мероприятий по повышению правовых знаний работников государственного органа и организации, а также подразделений, входящих в его систему, участвует в проведении этих мероприятий;

в) осуществляет работу по правовой пропаганде законодательства, касающегося деятельности государственного органа и организации;

г) незамедлительно вносит в пресс-службу государственного органа и организации сведения о принятых нормативно-правовых актах с разъяснением их сути и значения для последующего размещения на веб-сайте государственного органа и организации;

д) оказывает работникам государственного органа и организации по их обращениям помощь в поиске нормативно-правовых актов и правовых документов, касающихся деятельности государственного органа и организации, при необходимости разъясняет их нормы;

е) доводит до подразделений, входящих в систему государственного органа и организации, сведения об изменениях в законодательстве, судебную практику, указания Министерства юстиции Республики Узбекистан, касающиеся правовой работы;


4) в сфере ведения договорно-правовых и претензионно-исковых работ, обеспечения надежной защиты имущественных и иных интересов государственного органа и организации:

а) при возникновении споров с государственными органами и организациями, а также с гражданами самостоятельно или совместно с другими подразделениями принимает меры по их урегулированию в досудебном порядке;

б) совместно с другими подразделениями участвует в работе по подготовке и заключению договоров государственным органом и организацией, проверяет их соответствие законодательству и визирует проекты договоров, при отсутствии замечаний и предложений. При этом, юридическая служба визирует проекты после других структурных подразделений (работников) государственного органа и организации;

в) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка заключения, выполнения, изменения и расторжения договоров;

г) вносит предложения по надлежащему выполнению заключенных государственным органом и организацией договоров, участвует в разработке предложений по совершенствованию договорных отношений;

д) участвует в подготовке претензий по защите интересов государственного органа и организации, рассмотрении претензий, предъявленных к государственному органу и организации, осуществляет контроль за соблюдением в государственном органе и организации порядка предъявления и рассмотрения претензий;

е) совместно с соответствующими подразделениями изучает состояние дебиторской и кредиторской задолженности государственного органа и организации, применяет меры по снижению их размеров;

ж) ведет исковую работу по спорам, вытекающим из договорных отношений;

з) участвует в подготовке документов, необходимых для правовой защиты имущественных и других интересов государственного органа и организации и в установленном порядке в судебных заседаниях;

и) проверяет проекты документов юридического характера по вопросам сохранности собственности на предмет их соответствия законодательству и участвует в их подготовке;

к) совместно с другими структурными подразделениями анализирует причины и условия хищения имущества, возникновения недостач и непроизводственных расходов в государственном органе и организации и принимает меры по их устранению, оформляет для направления в правоохранительные органы материалы по фактам хищения имущества и недостач;

л) дает правовые заключения по проектам документов о списании материальных ценностей и денежных средств, а также по актам инвентаризации и аудиторским проверкам, которыми выявлены правонарушения и злоупотребления.

Юридическая служба государственного органа и организации осуществляет и другие функции в соответствии с законодательством.


17. Запрещается возложение на юридическую службу и ее работников функций, не предусмотренных в настоящем Положении или других актах законодательства.



ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


18. Юридическая служба имеет право:

получать в первоочередном порядке для ознакомления, использования в работе нормативно-правовые акты, поступающие в государственный орган и организацию;

получать от должностных лиц государственного органа и организации, а также входящих в его систему подразделений документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций;

участвовать в собраниях, советах и заседаниях, касающихся правовых вопросов, созываемых руководством;

привлекать по поручению руководства или с согласия руководителя соответствующего подразделения их работников для подготовки проектов нормативно-правовых актов и иных документов, к другим мероприятиям, связанным с осуществлением правовых работ;

возвращать исполнителям на доработку противоречащие законодательству, не отвечающие требованиям законодательной техники проекты нормативно-правовых актов и иных документов, давать правовые заключения об устранении выявленных недостатков с обоснованием своих возражений, участвовать по поручению руководства или по своей инициативе совместно с другими подразделениями в доработке проектов;

изучать в подразделениях, входящих в систему государственного органа и организации, состояние соблюдения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию государственного органа и организации;

вносить руководству предложения о привлечении к ответственности руководителей и работников государственного органа и организации, а также входящих в его систему подразделений, не обеспечивающих выполнение либо нарушающих акты законодательства;

участвовать в проверках, ревизиях и инвентаризациях, проводимых в государственном органе и организации, а также входящих в его систему подразделениях или в установленном законодательством порядке со стороны государственного органа и организации, а также в рассмотрении документов по их итогам и давать правовые заключения по выявленным правонарушениям;

получать премии в размере 5 процентов от суммы, взысканной в пользу государственного органа и организации в претензионно-исковом порядке, но не более 50-кратной базовой расчетной величины.

Юридическая служба может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


19. Юридическая служба обязана:

надлежаще и эффективно выполнять функции, возложенные на нее настоящим Положением и иными актами законодательства;

незамедлительно сообщать руководству о выявленных нарушениях законодательства в государственном органе и организации, а также входящих в их систему подразделениях, напрямую извещать об этом вышестоящие органы, Министерство юстиции Республики Узбекистан и другие правоохранительные органы;

в установленном порядке и сроки повышать квалификацию и проходить аттестацию.

Работник юридической службы может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.


20. Юридическая служба несет ответственность за соответствие законодательству визируемых им документов и данных им заключений.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и функций работник юридической службы привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ


21. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляют органы юстиции.

Органы юстиции в пределах компетенции принимают меры, направленные на устранение выявленных нарушений со стороны работников юридических служб и других должностных лиц требований настоящего Положения и иных актов законодательства, регулирующих деятельность юридических служб, а также по привлечению виновных лиц к ответственности, установленной законодательством.

Органы юстиции вправе запрашивать от государственных органов и организаций документы и другие сведения, касающиеся деятельности юридической службы.


22. Органы юстиции осуществляют координацию правовой работы в государственных органах и организациях, разрабатывают рекомендации по ее улучшению, дают юридическим службам указания, а также оказывают методическую помощь по устранению выявленных системных недостатков.


23. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

30 января 2017 г., N 4, ст. 50