Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка/ Органы внутеренних дел/ Положение об опорном пункте органов внутренних дел (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 18.04.2017 г. N ПП-2896)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Президента РУз
от 18.04.2017 г. N ПП-2896
ПОЛОЖЕНИЕ
об опорном пункте органов внутренних дел
1. Настоящее Положение определяет задачи и организационно-правовые основы деятельности опорных пунктов органов внутренних дел (далее - опорный пункт), полномочия, права и обязанности инспекторов по профилактике, порядок их взаимодействия с государственными и иными организациями, институтами гражданского общества и населением в сфере профилактики правонарушений.
2. Опорные пункты являются основным низовым звеном управлений (отделов) внутренних дел районов (городов), создаваемым в целях обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и непосредственного обеспечения охраны общественного порядка, безопасности граждан, профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в кишлаках, аулах и махаллях.
Опорные пункты осуществляют свою деятельность в составе старших инспекторов по профилактике и инспекторов по профилактике (далее - инспекторы по профилактике), а также помощников (старших) инспекторов профилактики по охране общественного порядка.
Количество штатных единиц инспекторов по профилактике определяется с учетом криминогенной ситуации на территории (в махаллях), обслуживаемой опорным пунктом, численности населения и других особенностей, в соответствии с нормами, указанными в приложении к настоящему Положению.
Для организации деятельности опорных пунктов могут привлекаться другие подразделения органов внутренних дел.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОПОРНОГО ПУНКТА
И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
3. Основными задачами опорного пункта являются:
организация профилактики правонарушений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, выявление, изучение и устранение причин совершения правонарушений, условий, им способствующих;
участие в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, уклоняющихся от следствия, суда и исполнения судебных актов, а также без вести пропавших граждан;
непосредственное осуществление работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости;
налаживание открытого прямого диалога с населением в решении его насущных проблем, вопросов снижения социальной напряженности;
обеспечение социальной реабилитации и адаптации потерпевших от правонарушений, лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению правонарушений, а также совершивших правонарушения;
осуществление взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, государственными органами, организациями, органами самоуправления граждан, средствами массовой информации по вопросам профилактики правонарушений, повышения правовой культуры граждан.
4. На должности инспекторов по профилактике назначаются лица, имеющие высшее образование, подготовленные в профессиональном, морально-психологическом и физическом отношении, владеющие практическими навыками использования форм и методов профилактики правонарушений.
На должности старших инспекторов по профилактике назначаются лица, имеющие стаж работы в подразделениях профилактики правонарушений органов внутренних дел не менее пяти лет.
5. Назначение на должности и освобождение от должности инспекторов по профилактике осуществляется министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальниками главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, начальниками управлений внутренних дел областей.
Инспектор по профилактике считается вступившим в должность с момента принятия присяги следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность инспектора по профилактике опорного пункта N ___, клянусь честно, добросовестно выполнять свой долг и возложенные на меня обязанности по защите конституционных прав граждан, укреплению мира, спокойствия, безопасности и общественного порядка на вверенной мне территории".
11. За высокие профессиональные навыки и правовую культуру, доблестный труд, мужество и проявленную самоотверженность инспектора по профилактике поощряются в установленном порядке.
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ИНСПЕКТОРОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
12. Для реализации задач, возложенных на опорные пункты, инспекторы по профилактике осуществляют задачи, определяемые Президентом Республики Узбекистан.
Инспекторы по профилактике могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
13. Старший инспектор по профилактике, наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 12 настоящего Положения, также организует и осуществляет общее руководство деятельностью опорного пункта органов внутренних дел и инспекторов по профилактике.
ГЛАВА 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ИНСПЕКТОРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
14. Инспектора по профилактике имеют следующие права:
требовать от граждан и должностных лиц соблюдения законодательства, прекращения противоправных действий;
проверять, при осуществлении своих полномочий, у граждан документы, удостоверяющие личность, а при наличии оснований полагать, что они имеют при себе запрещенные предметы и средства, производить личный досмотр и досмотр их вещей, при выявлении предметов и документов, являющихся орудием или непосредственным предметом правонарушения, изымать их в соответствии с законодательством;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подведомственные им в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;
проводить в установленном порядке проверки обращений и сообщений о правонарушениях, посещать государственные и иные организации, запрашивать и получать от них соответствующие сведения;
вызывать граждан и должностных лиц для получения необходимых объяснений, сведений и документов в целях выяснения обстоятельств по делам и материалам, находящимся в их производстве;
привлекать граждан, с их согласия, к оказанию содействия в реализации мер по профилактике правонарушений;
применять оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных законом.
Инспектора по профилактике могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
15. Инспектора по профилактике обязаны:
принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов человека, собственности юридических и физических лиц, обеспечению безопасности личности, общества и государства;
незамедлительно прибыть на место совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан, документировать обстоятельства и обеспечивать сохранность следов совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия;
организовать оказание первой медицинской или иной помощи гражданам, пострадавшим на месте совершения преступления, административного правонарушения или иного происшествия, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии;
не разглашать без согласия граждан сведения, касающиеся их частной жизни, затрагивающие их честь и достоинство, обеспечивать конфиденциальность и сохранность служебной информации, а также сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением своих служебных обязанностей;
обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества юридических и физических лиц при проведении мероприятий по профилактике правонарушений;
обеспечивать на соответствующей территории исполнение определений суда, постановлений прокурора, следователя или дознавателя о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову;
соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством для сотрудников внутренних дел.
На инспекторов по профилактике могут быть возложены и иные обязанности в соответствии с законодательством.
16. Инспектора по профилактике несут ответственность за надлежащее и эффективное выполнение возложенных на них задач и функций.
ГЛАВА 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ,
ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И НАСЕЛЕНИЕМ
17. Организация взаимодействия инспекторов по профилактике с государственными, иными организациями и населением осуществляется посредством:
планирования и проведения совместных мероприятий по профилактике правонарушений, выявлению, устранению причин и условий, им способствующих;
проведения совместных заседаний, исходя из задач, требующих коллегиального решения;
информирования органов государственной власти на местах и органов самоуправления граждан о результатах деятельности по профилактике правонарушений;
оценки деятельности и учета результатов совместно выполненных работ;
обобщения и внедрения в практику передовых форм и методов организации взаимодействия.
Исходя из степени, круга и специфики взаимодействия, могут осуществляться и иные мероприятия в соответствии с законодательством.
18. Государственные органы и учреждения, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие и иные организации, в пределах полномочий, могут оказывать учебно-методическую, информационную, консультативную и организационную поддержку инспекторам по профилактике.
19. Обмен информацией осуществляется на основании письменных запросов. Ответ на запрос должен быть предоставлен в срок, не позднее пятнадцати дней со дня его получения, если иное не предусмотрено законодательством.
20. Инспектора по профилактике взаимодействуют с сходами граждан при проведении мероприятий местного значения, разрешении вопросов семейно-бытовых конфликтов, защите прав, свобод и законных интересов человека, принятии мер по пресечению деятельности незаконных религиозных организаций, обеспечению соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов.
21. Инспектора по профилактике ежемесячно представляют отчет органам самоуправления граждан о состоянии профилактики и предупреждения правонарушений.
Старший инспектор по профилактике, в случае отсутствия данной должности - инспектор по профилактике исполняет обязанности заместителя председателя схода граждан по вопросам правопорядка.
22. Инспектора по профилактике совместно с председателями схода граждан осуществляют меры по:
выявлению бесхозяйных жилых помещений и присмотру за их сохранностью в порядке, установленном законодательством;
соблюдению требований законодательства о свободе совести и религиозных организациях;
организации и проведении обсуждений правонарушений, совершенных на семейно-бытовой почве, в том числе со стороны женщин, несовершеннолетних и молодежи, принимают меры по устранению причин совершения этих правонарушений и условий, им способствующих;
вопросам подачи заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами или признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) в суд.
Инспектора по профилактике совместно с председателями схода граждан могут осуществлять и иные меры в соответствии с законодательством.
24. Инспектора по профилактике взаимодействуют с заместителями председателей сходов граждан по делам семьи, женщин и социально-духовным вопросам в вопросах:
пропаганды среди населения, в особенности женщин, несовершеннолетних и молодежи, здорового образа жизни, организации разъяснительных работ, направленных на повышение правовой культуры и активности граждан по оздоровлению духовно-нравственного климата;
проведения профилактическо-разъяснительной работы в семьях, в которых имеется вероятность физического и психологического насилия по отношению к женщинам и несовершеннолетним, оказания содействия в защите их прав и законных интересов;
оказания всестороннего содействия женщинам и несовершеннолетним, ставшим жертвами торговли людьми, с целью их адаптации в социальную жизнь;
изучения причин и условий, а также принятия профилактических мер, в том числе индивидуального характера, по недопущению фактов ранних браков, самоубийств, преступлений и правонарушений среди женщин и несовершеннолетних;
повышения бдительности граждан, активизации деятельности женщин в обеспечении мира и спокойствия;
противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
внесения предложений о помиловании женщин, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказания, на основании гарантий сходов граждан;
осуществления профилактических работ и оказания содействия близким родственникам лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы либо освобожденных из учреждений по исполнению наказания, в том числе попавших под влияние идей религиозного экстремизма.
25. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями по укреплению семейных ценностей схода граждан в вопросах:
предотвращения фактов попадания граждан под влияние чуждых идей, алкогольной зависимости и наркомании, семейных конфликтов, а также безответственного отношения к воспитанию молодежи;
принятия мер по предотвращению конфликтов между родственниками и соседями и восстановлению их взаимоотношений;
осуществления профилактических работ с лицами, находящимися на учете органов внутренних дел, особенно ранее судимых, совершающих правонарушения и попавших под влияние чуждых идей;
социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказаний.
26. Инспектора по профилактике взаимодействуют с комиссиями по работе с женщинами схода граждан в вопросах:
принятия мер по защите прав, свобод и законных интересов женщин;
проведения мероприятий, направленных на устранение случаев распада семей;
ведения учета женщин, выезжающих в иностранные государства и вернувшихся из них, с последующим осуществлением соответствующей профилактической работы.
30. Инспектора по профилактике взаимодействуют с негосударственными некоммерческими организациями в вопросах:
разработки совместных программ, направленных на предупреждение правонарушений;
участия в осуществлении духовного, нравственного, правового, физического, трудового воспитания граждан, особенно молодежи;
содействия в социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказаний или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений;
повышения правового сознания и правовой культуры населения;
укрепления идей межнационального, межкультурного и гражданского согласия, возрождения и сохранения многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей.
31. Инспектора по профилактике могут взаимодействовать с органами схода граждан и негосударственными некоммерческими организациями и по иным вопросам в соответствии с законодательством.
32. Взаимодействие инспекторов по профилактике с государственными органами, иными организациями и гражданами осуществляется путем их участия в профилактике правонарушений посредством оказания содействия и необходимой помощи.
33. Инспектора по профилактике могут вносить предложения в районные и городские органы внутренних дел о поощрении граждан за активное участие в профилактике правонарушений или отдельные их заслуги.
34. Инспектора по профилактике могут проводить совместные мероприятия, в том числе путем организации "круглых столов", семинаров и социологических опросов, направленных на профилактику правонарушений.
ОПОРНЫХ ПУНКТОВ И ИХ МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
35. Опорный пункт создается и упраздняется в установленном законодательством порядке с учетом криминогенной обстановки, плотности населения и других условий, связанных с обеспечением надлежащего общественного порядка и безопасности граждан на местах.
36. Опорный пункт располагается в специально оборудованных помещениях, состоящих из:
служебного помещения старшего инспектора и инспектора по профилактике;
служебного помещения для сотрудников других служб органов внутренних дел, привлекаемых на службу в опорный пункт;
служебного помещения помощника инспектора по профилактике по сохранению общественного порядка;
зала для проведения разъяснительных работ с населением;
комнаты для содержания правонарушителей;
комнаты отдыха, умывальной и санитарно-гигиенических помещений.
37. Выделение земельных участков, зданий, строительство, реконструкция и капитальный ремонт, а также оснащение мебелью опорных пунктов осуществляется хокимиятами городов и районов за счет средств, выделяемых из местного бюджета.
Опорный пункт находится на балансе хокимията города, района, здание опорного пункта не подлежит продаже или передаче другим органам, предприятиям, учреждениям и организациям, без согласия Главного управления профилактики правонарушений МВД Республики Узбекистан.
38. Оснащение опорных пунктов необходимыми техническими средствами, наглядными пособиями, служебной документацией и автотранспортными средствами осуществляется МВД Республики Узбекистан за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан.
39. В целях обеспечения постоянного и плодотворного взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями, опорные пункты располагаются в одном здании либо вблизи с органами самоуправления граждан.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
40. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
к Положению
НОРМЫ
введения штатных единиц (старших) инспекторов
по профилактике органов внутренних дел
N
|
Показатели
|
На территории города Ташкента*
|
На территории Республики Каракалпакстан и областей
|
||||
Всего
|
в том числе
|
Всего
|
в том числе
|
||||
старший инспектор по профилактике
|
инспектор по профилактике
|
старший инспектор по профилактике
|
инспектор по профилактике
|
||||
1. |
Численность населения до 7 тыс. человек |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
2. |
Численность населения от 7 тыс. до 10 тыс. человек |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3. |
Численность населения 10 тыс. человек и больше |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Штатные единицы, выделяемые исходя из криминогенной обстановки в дополнительном порядке
|
|||||||
4. |
В течение последнего года в махалле совершено 10 и более преступлений на каждые 1 000 единиц населения
|
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
*) С учетом плотности населения, криминогенной обстановки, въезда-выезда граждан в столицу, а также пребывания иностранных граждан за каждой махаллей города Ташкента могут быть закреплены минимум два инспектора по профилактике.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
1 мая 2017 г., N 17, ст. 288