язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка/ Положение о Следственном департаменте при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 18.04.2017 г. N ПП-2898)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 18.04.2017 г. N ПП-2898



ПОЛОЖЕНИЕ

о Следственном департаменте при Министерстве

внутренних дел Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (далее - Следственный департамент) является самостоятельным подразделением Министерства внутренних дел (далее - МВД) Республики Узбекистан, обеспечивающим в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством своевременное раскрытие, всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, безусловную реализацию принципа неотвратимости ответственности, а также организацию и координацию деятельности следственных подразделений органов внутренних дел.

Следственный департамент подотчетен непосредственно министру внутренних дел Республики Узбекистан.


2. Следственный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об органах внутренних дел" и другими законами, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.


3. Следственный департамент в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами и организациями, средствами массовой информации, а также в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан с компетентными органами зарубежных стран.


4. В систему следственных подразделений органов внутренних дел входят:

Следственный департамент;

Следственный отдел при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан;

следственные управления при МВД Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей;

следственные отделы (отделения, группы) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте.


5. Следственный департамент имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности Следственного департамента.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА


6. Основными задачами Следственного департамента являются:

комплексный и системный анализ практики расследования уголовных дел, в том числе выявление причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также принятие мер по их устранению;

организация и координация деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, обеспечение своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия, а также формирование кадрового состава следственных подразделений и организация повышения квалификации сотрудников;

оказание методической и практической помощи следственным подразделениям органов внутренних дел в производстве дознания и предварительного следствия, а также непосредственное расследование преступлений особой сложности, носящих межобластной характер, вызвавших общественный резонанс в республике, в том числе совершенных организованными преступными группами и сообществами;

разработка и реализация предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, а также форм и методов осуществления дознания и предварительного следствия.


7. В соответствии с возложенными задачами Следственный департамент осуществляет следующие функции:


а) в сфере комплексного и системного анализа практики расследования уголовных дел, в том числе выявления причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также принятия мер по их устранению:

оценка, обобщение, анализ практики расследования уголовных дел, основных показателей дознания и предварительного следствия следственных подразделений органов внутренних дел;

выявление, обобщение и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также выработка комплексных мер по их устранению;

изучение практики управления следственными подразделениями органов внутренних дел, определение актуальных проблем в деятельности и путей их решения;

участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД Республики Узбекистан, разработке концепций, основных направлений развития следственных подразделений органов внутренних дел;

подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии деятельности следственных подразделений, по проблемным вопросам расследования преступлений и внесение соответствующих предложений руководству МВД Республики Узбекистан;

организация и осуществление формирования и ведения учетов, баз данных, информационных систем по вопросам, отнесенным к компетенции следственных подразделений органов внутренних дел;

изучение и внедрение в практическую деятельность положительного зарубежного и национального опыта работы, современных средств, форм, методов и тактических приемов дознания и предварительного следствия;

организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, в том числе осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и институтами гражданского общества;


б) в сфере организации и координации деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, обеспечения своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия, а также формирования кадрового состава следственных подразделений и организации повышения квалификации сотрудников:

организация и осуществление комплексного планирования мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

проведение проверок деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, принятие мер по устранению выявленных недостатков и упущений в организации дознания и предварительного следствия и осуществление контроля за реализацией данных мер;

осуществление процессуального и ведомственного контроля за деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел;

обеспечение соблюдения в следственных подразделениях органов внутренних дел учетно-регистрационной дисциплины;

организация и осуществление изучений деятельности следственных подразделений органов внутренних дел по соблюдению законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;

изучение обоснованности приостановления предварительного следствия, прекращения уголовных дел следственными подразделениями органов внутренних дел, выработка указаний по устранению выявленных нарушений и осуществление контроля за их устранением;

осуществление контроля за своевременным объявлением в розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений;

контроль за хранением в территориальных органах внутренних дел приостановленных уголовных дел и вещественных доказательств, а также правильностью ведения их учета;

организация и обеспечение взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами и организациями при осуществлении дознания и предварительного следствия;

организация исполнения запросов компетентных органов зарубежных стран об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также направление аналогичных запросов компетентным органам зарубежных стран;

направление в установленном порядке уголовных дел в компетентные органы зарубежных стран для осуществления уголовного преследования, обеспечение расследования уголовных дел, переданных компетентными органами зарубежных стран;

обеспечение исполнения требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества Республики Узбекистан в сфере уголовного судопроизводства;

обеспечение эффективного использования информационно-аналитических, криминалистических и оперативно-справочных систем в расследовании преступлений;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику следственных подразделений органов внутренних дел с целью взаимодействия и координации деятельности низовых подразделений, формирования баз данных, проведения следственных действий, сбора доказательств;

организация и осуществление отбора кадров для работы в следственных подразделениях органов внутренних дел с учетом их профессиональной подготовки, морально-психологических, волевых и нравственных качеств;

организация и осуществление работы по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности среди сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проведение служебных проверок в отношении их, принятие соответствующих мер по результатам проверок;

организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, широкое использование современных технологий и методик обучения для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников;


в) в сфере оказания методической и практической помощи следственным подразделениям органов внутренних дел, а также расследования преступлений:

осуществление организационно-методического руководства деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел;

оказание следственным подразделениям органов внутренних дел практической помощи в раскрытии и расследовании преступлений, а также разработка методических и иных материалов по организации дознания и предварительного следствия;

непосредственное расследование преступлений особой сложности, носящих межобластной характер, вызвавших общественный резонанс, в том числе совершенных организованными преступными группами и сообществами;

оказание следственным подразделениям органов внутренних дел практической помощи в организации и осуществлении дознания и предварительного следствия, ведение контрольного производства по отдельным категориям уголовных дел;

анализ и мониторинг эффективности деятельности следственных подразделений органов внутренних дел по осуществлению дознания и предварительного следствия, разработка мер по ее дальнейшему повышению;

подготовка аналитических материалов по вопросам организации деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, а также указаний по организации дознания и предварительного следствия;

разработка и распространение в следственных подразделениях органов внутренних дел методических и иных материалов по организации дознания и предварительного следствия;


г) в сфере разработки и реализации предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, форм и методов осуществления дознания и предварительного следствия:

непосредственная разработка и участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и иных документов по вопросам дознания и предварительного следствия;

разработка в установленном порядке и участие в разработке совместно с заинтересованными подразделениями МВД Республики Узбекистан проектов международных договоров Республики Узбекистан, а также межведомственных актов и соглашений по вопросам деятельности Следственного департамента;

подготовка и участие в подготовке заключений по проектам международных договоров Республики Узбекистан, нормативно-правовых и иных актов по вопросам деятельности Следственного департамента.

Следственный департамент может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА


8. Для выполнения возложенных на него задач и функций Следственный департамент имеет право:

запрашивать и получать от подразделений МВД Республики Узбекистан, иных государственных органов и организаций документы (их копии), справочные и иные материалы, необходимые для принятия управленческих решений, подготовки информационно-аналитических и отчетных сведений;

знакомиться с документами и материалами следственных подразделений органов внутренних дел, получать необходимые сведения об их исполнении;

привлекать в установленном порядке соответствующие подразделения МВД Республики Узбекистан для выработки управленческих решений, подготовки материалов на рассмотрение коллегии МВД Республики Узбекистан и оперативных совещаний, информационно-аналитических и других документов;

подготавливать для внесения в государственные органы и иные организации, должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений;

вызывать физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам доследственной проверки и уголовным делам, получать от них объяснения, документы, их копии, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;

производить в установленном законодательством порядке следственные действия, привлекать к их производству экспертов и специалистов, использовать научно-технические средства;

требовать от других подразделений органов внутренних дел оказания содействия в производстве отдельных процессуальных действий в порядке, предусмотренном законодательством;

использовать базы данных органов внутренних дел с целью решения задач, возложенных на следственные подразделения органов внутренних дел;

знакомиться с материалами дел оперативно-розыскного производства, служебных проверок и иных документов по вопросам своей компетенции;

давать указания, обязательные для исполнения следственными подразделениями органов внутренних дел;

истребовать для изучения уголовные дела, находящиеся в производстве следственных подразделений органов внутренних дел;

проверять состояние соблюдения законности и дисциплины в следственных подразделениях органов внутренних дел;

вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения, повышению квалификации и переподготовки сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел.

Следственный департамент может осуществлять и иные права в соответствии с законодательством.


9. Следственный департамент имеет следующие обязанности:

принимать в пределах своих полномочий меры по защите прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, общества и государства;

возбуждать уголовные дела по фактам преступлений, в пределах своей компетенции, обеспечивать неукоснительное соблюдение законности в ходе дознания и предварительного следствия;

обеспечивать в необходимых случаях выезд сотрудников Следственного департамента на места происшествий;

готовить и представлять руководству МВД Республики Узбекистан необходимые сведения о работе следственных подразделений органов внутренних дел.


10. Следственный департамент может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛЕДСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА


11. Следственный департамент возглавляет заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан - начальник Следственного департамента.

Начальник Следственного департамента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.

Начальник Следственного департамента имеет двух заместителей, включая одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.


12. Начальник Следственного департамента:

осуществляет руководство деятельностью Следственного департамента и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент задач, функций и обязанностей;

пользуется процессуальными полномочиями в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

распределяет обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль исполнения ими возложенных на них обязанностей;

утверждает планы работы Следственного департамента;

издает в пределах своей компетенции указания и вносит руководству проекты распоряжений, обязательных для выполнения всем личным составом следственных подразделений органов внутренних дел;

координирует взаимодействие следственных подразделений с другими подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений;

организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава следственных подразделений органов внутренних дел, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке организует переподготовку и повышение квалификации сотрудников;

вносит в установленном порядке руководству МВД Республики Узбекистан предложения о присвоении специальных званий, поощрении сотрудников Следственного департамента, в том числе награждении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

направляет в установленном порядке сотрудников Следственного департамента в служебные командировки;

предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам Следственного департамента;

организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную готовность в Следственном департаменте, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте мероприятий гражданской защиты;

несет ответственность за организацию соблюдения режима секретности в Следственном департаменте;

непосредственно и через своих заместителей осуществляет контроль деятельности следственных подразделений органов внутренних дел;

заслушивает отчеты руководителей следственных подразделений органов внутренних дел;

обеспечивает в установленном законом порядке проверку правомерности действий сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел по обращениям физических и юридических лиц, а также по каждому выявленному факту нарушения законности сотрудниками;

вносит предложения о перераспределении штатной численности подразделений Следственного департамента;

осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Следственного департамента.


13. В отсутствие начальника Следственного департамента его полномочия осуществляются первым заместителем.


14. Следственные управления при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управления внутренних дел областей возглавляют соответственно заместитель министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, заместители начальников Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлений внутренних дел областей.

Следственные отделы при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел с общей штатной численностью не менее 10 единиц - заместители начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел.


15. Сотрудники Следственного департамента, начальник и сотрудники следственного отдела при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, начальники следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей, следственных отделов при районных управлениях (отделе) внутренних дел города Ташкента, начальники и сотрудники следственных отделений при отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте на вокзале "Ташкент-Центральный" и в аэропорту "Ташкент" назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Следственного департамента.

Сотрудники следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей, следственных отделов при районных управлениях (отделе) внутренних дел города Ташкента, начальники и сотрудники следственных отделов (отделений, групп) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по представлению начальников следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальника Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлениях внутренних дел областей.


16. Следственные подразделения в вопросах организации и осуществления дознания и предварительного следствия подчиняются и подотчетны вышестоящим следственным подразделениям и Следственному департаменту, а в вопросах прохождения службы в органах внутренних дел - соответственно начальнику Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, министру внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальникам Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей, районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, а также отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


17. Контроль за деятельностью Следственного департамента осуществляется министром внутренних дел Республики Узбекистан.

Надзор за процессуальной деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел осуществляется Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в пределах предоставленных законом полномочий.


18. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются Следственным департаментом самостоятельно в установленном законом порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

1 мая 2017 г., N 17, ст. 290