язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Охрана труда/ Общие положения/ Положение о порядке проведения аудита системы управления охраной труда в организациях (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 27.04.2017 г. N 246)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 27.04.2017 г. N 246



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения аудита системы

управления охраной труда в организациях


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда" и определяет порядок проведения аудита системы управления охраной труда в организациях.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;


система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, и процедуры по достижению этих целей;


аудит системы управления охраной труда в организации (далее - аудит охраны труда) - оценка системы охраны труда, который проводится по решению работодателя и включает в себя:

определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;


профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда - юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе;


критерии аудита охраны труда - справочные данные, с которыми сравниваются данные аудита, политика и процедуры, мероприятия охраны труда;


независимость при проведении аудита охраны труда - принцип обеспечения профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной не заинтересованности по отношению к проверяемому субъекту.


3. Аудит системы управления охраной труда в организации проводится по решению работодателя по схеме согласно приложению к настоящему Положению и включает в себя:

определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, а также коллективным соглашениям, коллективным договорам и иным локальным нормативным актам;

оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


4. Аудит охраны труда в организации осуществляется на основе договора профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда, включенным в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда по виду услуги "проведение аудита охраны труда".


5. Организации, в которых проведен аудит охраны труда и по его результатам устранены все выявленные недостатки (или не выявлены недостатки), в течение трех последующих лет не включаются в списки организаций, подлежащих плановой проверке, осуществляемой в целях проведения государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.


6. Аудит охраны труда осуществляется на основе принципов независимости, объективности, самостоятельности, профессиональной компетентности и конфиденциальности.


7. Проверяемая организация обязана:

содействовать аудиторской организации в своевременном и полном проведении аудита охраны труда, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аудиторской организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аудита;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аудита охраны труда, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации по вопросам, относящимся к целям аудита охраны труда.

Аудиторская организация вправе отказаться от проведения аудита в случае непредставления организацией, в которой проводится аудит охраны труда, необходимой документации, информации или отказа организации от обеспечения необходимых условий для проведения аудита.


8. Аудиторская организация обязана:

предоставить проверяемой организации до начала аудита охраны труда документальное подтверждение полного соответствия аудиторской организации требованиям в части осуществления деятельности по проведению аудита охраны труда, установленным законодательством;

отражать в отчете аудита охраны труда факты нарушения требований охраны труда и предложения по их устранению;

обеспечивать хранение отчетов и заключений по проведенным аудитам охраны труда не менее пяти лет;

предоставлять по запросу Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан информацию для рейтинговой оценки проведенного аудита охраны труда;

по запросу проверяемой организации предоставлять информацию о требованиях норм законодательства в сфере охраны труда, на которых основывается проводимый аудит, направленный на выявление недостатков по состоянию охраны труда в проверяемой организации.



ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА

ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ


9. Аудит охраны труда проводится по решению организации и осуществляется аудиторской организацией на договорной основе.


10. Аудит охраны труда состоит из пяти основных этапов:

планирование проведения аудита охраны труда в организации;

проведение аудита охраны труда в организации;

оформление результатов проведенного аудита охраны труда в организации;

разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий по итогам проведенного аудита охраны труда;

оценка результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.


11. Планирование проведения аудита охраны труда предусматривает разработку аудиторской организацией до начала аудита охраны труда плана аудита, включающего в себя:

цели проведения аудита охраны труда в организации;

указание причин проведения аудита (организационные изменения, выявленные случаи отклонений от требований безопасности и охраны труда, текущие проверки и надзор, имевшие место аварии, инциденты и несчастные случаи и прочие причины);

критерии аудита охраны труда и документы, регулирующие проверяемую область охраны труда;

область аудита (перечень видов и областей деятельности);

дату и место проведения аудита;

график аудита;

обязанности работника профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, осуществляющего аудит охраны труда (далее - аудитор) или членов аудиторской группы (при создании группы аудита).

План аудита охраны труда может содержать и другую информацию, касающуюся процессов проведения аудита охраны труда в организации.

План аудита охраны труда системы управления охраной труда должен допускать внесение изменений в ходе аудита.


12. План охраны труда подписывается руководителем профессионального участника рынка услуг в области охраны труда.

План аудита охраны труда представляется руководителю проверяемой организации до начала аудита охраны труда и может быть изменен по соглашению сторон.


13. Проведение аудита охраны труда в организации предусматривает комплексное рассмотрение вопросов соответствия действующей в организации системы управления охраной труда установленным требованиям в области охраны труда, строго в рамках утвержденного плана аудита.


14. Проведение аудита охраны труда предусматривает изучение:

информации, относящейся к целям, области и критериям аудита охраны труда, включая информацию о деятельности и взаимодействии подразделений;

соответствия производственных процессов и документации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны и безопасности труда;

соответствия фактического порядка проведения операций и их документирования требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов, а также имеющейся на объекте документации по вопросам охраны труда;

организационной структуры проверяемой организации;

административных и рабочих процедур, людских и материальных ресурсов, оборудования;

рабочих участков, операций и производственных процессов;

процесса производства, хранения и транспортировки продукции (с целью определения ее соответствия установленным требованиям безопасности);

организации проведения необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

организации ремонта и проверки контрольных средств измерений;

объектов энергетического хозяйства;

соблюдения требований технологической экспертизы;

документации отчетов, процедур регистрации и хранения данных;

согласованности процедур и другой документации в области охраны труда, промышленной безопасности;

другие направления, предусмотренные планом аудита охраны труда и установленные порядком организации работ по охране труда.


15. Полученные фактические данные аудита сопоставляются с критериями аудита охраны труда в целях определения соответствия или несоответствия критериям аудита и последующего составления выводов.


16. Установленные в ходе аудита факты соответствия критериям аудита охраны труда обобщаются с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Все выводы проведенного в организации аудита охраны труда о соответствии и подтверждающие их факты должны быть записаны на контрольных листах.


17. При определении категориям: несоответствия аудитор (члены группы по аудиту) классифицирует их по следующим единичный случай, систематические ошибки, несоблюдение требований. Выводы аудита охраны труда о несоответствии и подтверждающие их факты должны быть также указаны в письменной форме.


18. Несоответствия подразделяются на существенные и несущественные.


19. Основными критериями существенных несоответствий являются:

недопустимый риск здоровью и безопасности работников;

отклонение от требований безопасной организации охраны труда, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, подготовки специалистов, длительный период (более двух месяцев) устранения, которое существенно повлияет на функционирование системы управления охраной труда.


20. Основными критериями несущественных несоответствий являются:

упущения в выполнении установленных требований охраны и безопасности труда;

отклонения от установленного требования системы управления охраной труда, не являющиеся недопустимым риском здоровью и безопасности работников, устранение которого не требует изменения организационной структуры организации, значительных материальных затрат и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение двух месяцев с момента выявления несоответствий.


21. Существенные и несущественные несоответствия отражаются в протоколах несоответствий и сравниваются с требованиями нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

Протоколы несоответствия составляются по каждому выявленному несоответствию отдельно.


22. Протоколы несоответствий включают:

наименование проверяемого структурного подразделения организации или должность, фамилию, имя, отчество должностного лица;

требования, установленные нормативно-правовыми актами и нормативными документами в области технического регулирования по охране труда, предъявляемые к системе управления охраной труда, а также коллективными договорами, коллективными соглашениями или иными локальными нормативными актами;

установленное несоответствие и его категорию;

содержание корректирующего действия и сроки его проведения;

отметку о проведенных корректирующих действиях (при наличии);

подписи руководителя организации и руководителя аудиторской группы.


23. Протоколы несоответствий подлежат совместному рассмотрению аудитором (руководителем аудиторской группы) и руководителем организации или представителем руководства организации, ответственным за функционирование системы управления охраной труда.



ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА

ОХРАНЫ ТРУДА


24. Полученные выводы аудита и данные, собранные во время аудита, проверяются на соответствие целям аудита, с составлением отчета по результатам аудита охраны труда в организации.


25. Отчет по аудиту охраны труда организации должен содержать:

цели аудита;

область аудита;

наименование проверяемой организации и ее реквизиты;

наименование профессионального участника рынка услуг в области охраны труда;

дату составления отчета;

критерии аудита охраны труда;

информацию об аудиторе (членах аудиторской группы);

перечень анализируемых документов системы управления охраной труда;

результаты анализа документов системы управления охраной труда;

сведения об устранении замечаний по документам системы управления охраной труда;

результаты аудита охраны труда;

сведения об устранении организацией несоответствий, выявленных в результате аудита;

корректирующие мероприятия по устранению выявленных несоответствий;

список организаций, которым предоставляется отчет;

указание о конфиденциальности информации, содержащейся в отчете.


26. Отчет подписывается аудитором (руководителем аудиторской группы) и представляется руководству проверяемой организации.


27. По результатам аудита системы управления охраной труда с учетом разработанного отчета составляется акт, который подписывается аудитором (руководителем аудиторской группы) и представляется руководству проверяемой организации.


28. Акт по результатам аудита охраны труда содержит оценку категории соответствия системы управления охраной труда критериям аудита.

Акт по результатам аудита охраны труда должен включать предложения и рекомендации, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


29. В результате аудита охраны труда в организации в акте возможны следующие выводы:

система управления охраной труда соответствует требованиям нормативно-правовых актов и нормативным документам в области технического регулирования по охране труда, а также коллективным соглашениям, коллективным договорам и иным локальным нормативным актам, на соответствие которым осуществлялся аудит;

система управления охраной труда не соответствует требованиям нормативно-правовых актов и нормативным документам в области технического регулирования по охране труда, а также коллективным соглашениям, коллективным договорам и иным локальным нормативным актам, на соответствие которым осуществлялся аудит;


30. Система управления охраной труда признается соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативным документам в области технического регулирования по охране труда, если:

несоответствия отсутствуют;

имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в течение двух месяцев со дня их выявления.


31. Система управления охраной труда признается не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативным документам в области технического регулирования по охране труда, если обнаружено хотя бы одно существенное несоответствие и (или) несоответствия, которые не могут быть устранены в течение двух месяцев.


32. В акт также вносятся все вопросы, по которым не достигнуто соглашение между аудитором (руководителем группы по аудиту) и проверяемой организацией, с изложением мнений сторон в письменной форме.


33. Акт и протоколы несоответствий составляются в трех экземплярах и хранятся в проверяемой организации, профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, а один экземпляр направляется в течение 10 дней после завершения проверки профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда в Государственную трудовую инспекцию Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан и главных управлений занятости областей и г. Ташкента.


ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ

И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ


34. Проверяемая организация обязана разработать и реализовать корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий в срок не более 6 месяцев, указанных в актах и протоколах несоответствия.


35. По итогам реализации корректирующих действий по устранению несоответствий, проверяемая организация представляет в аудиторскую организацию информацию о реализованных мерах по устранению несоответствий.


36. Аудиторская организация изучает с выездом на место представленную информацию и по итогам изучения составляет заключение о результатах устранения несоответствий.

Заключение о результатах устранения несоответствий составляется в трех экземплярах и хранится в проверяющей организации, профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, а один экземпляр направляется в течение 10 дней после завершения проверки профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда в Государственную трудовую инспекцию Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан и главных управлений занятости областей и г. Ташкента.


ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


37. Организации могут самостоятельно проводить внутренний аудит в порядке, установленном ведомственными актами.


38. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет Министерство труда Республики Узбекистан и его территориальные подразделения.

39. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

по проведению аудита системы управления

охраной труда в организациях

          

   

Этапы

  

Субъекты

Мероприятия

Сроки

выполнения

1-й этап

Организация


Привлекает профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда на основе договора для проведения аудита системы управления охраной труда в организации


по желанию организации





2-й этап

Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда

1. Проводит аудит системы управления охраной труда в организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением.

2. По результатам проведенного аудита составляет акт и протоколы несоответствий (при наличии) и предоставляет организации, а также направляет в Государственную инспекцию по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан и главных управлений занятости областей и г. Ташкента.


в соответствии со сроком,

указанным в договоре

3-й этап


Организация

1. Разрабатывает и реализует корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий, указанных в актах и протоколах несоответствия.

2. Представляет в аудиторскую организацию информацию о реализованных мерах по устранению несоответствий.


в течение 6 месяцев





  

  

4-й этап

   

Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда

1. Изучает с выездом на место представленную информацию и составляет заключение о результатах устранения несоответствий.

        


в течение 1 месяца после

получения информации

  

2. Заключение направляется в Государственную инспекцию по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан и главных управлений занятости областей и г. Ташкента.

в течение 10 дней после

завершения проверки

5-й этап

Государственная инспекция по охране и экспертизе условий труда

1. Изучает достоверность представленных сведений об устранении выявленных недостатков, определенных при проведении аудита охраны труда в организации (при необходимости).

      


в течение 1 месяца после

получения информации

2. Не включает в списки организаций, подлежащих плановой проверке, осуществляемой в целях проведения государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

в течение трех

последующих лет

      


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

1 мая 2017 г., N 17, ст. 305


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 4, ст. 55