язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Охрана труда/ Общие положения/ Положение о порядке организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведения их единого реестра (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 27.04.2017 г. N 246)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 27.04.2017 г. N 246



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации деятельности профессиональных

участников рынка услуг в области охраны труда

и ведения их единого реестра


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда" определяет порядок организации деятельности профессиональных участников рынка, требования к организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, а также порядок ведения их единого реестра.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;


профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда - юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе;


служба охраны труда - самостоятельное структурное подразделение организации, образованное в установленном порядке в целях обеспечения соблюдения в организации требований об охране труда, осуществления контроля за их выполнением;


аттестация рабочих мест по условиям труда - комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки соответствия условий труда (тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и их травмоопасности) требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, выявления вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора;


повышение квалификации в сфере охраны труда - систематическое обновление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков в сфере охраны труда;


переподготовка в сфере охраны труда - освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков в объеме, необходимом и достаточном для работы в сфере охраны труда;


аудит системы управления охраной труда в организации (далее - аудит охраны труда):

определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;


производственная среда - совокупность химических, биологических, физических и социальных факторов, воздействующих на работника в процессе его трудовой деятельности.


3. Порядок организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведение их единого реестра осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Не допускается оказание услуг в области охраны труда организациями, осуществляющими функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.


4. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда могут:

осуществлять функции службы охраны труда в организациях;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда;

осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;

проводить аудит охраны труда в организации.



ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

УЧАСТНИКАМ РЫНКА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ТРУДА И ОКАЗАНИЮ ИМИ УСЛУГ


5. Установление требований к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда осуществляется в целях:

подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

подтверждения полномочий организаций по оказанию услуг в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.


6. Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда для осуществления деятельности по оказанию услуг в области охраны труда должен отвечать следующим общим требованиям:

работники организации, непосредственно участвующие в процессе оказания услуг, предоставляемых профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, должны иметь квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в порядке установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Руководителю профессионального участника рынка услуг в области охраны труда квалификационный сертификат не требуется;

в штате организации должно быть не менее трех специалистов, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда;

организация должна иметь в наличии справочную базу нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, необходимых для оказания услуг в области охраны труда, перечень которых определяется Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - уполномоченный орган) и размещается на его официальном веб-сайте.

7. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительно к общим требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Положения, должны иметь в собственности, на правах хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании, лабораторию, предназначенную для измерения факторов производственной среды и трудового процесса, аккредитованную в установленном законодательством порядке (далее - аккредитованная испытательная лаборатория).

Руководителем аккредитованной испытательной лаборатории, используемой профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, может быть только лицо, имеющее квалификационный сертификат специалиста по охране труда.


8. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны труда, дополнительно к общим требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Положения, должны:

обеспечить укомплектование преподавателями, имеющими квалификационный сертификат специалиста по охране труда, работающих в организации на штатной основе, количество которых должно составлять не менее 30 процентов от общего числа преподавателей;

иметь право на осуществление соответствующей образовательной деятельности - для государственных образовательных учреждений;

иметь лицензию на право осуществления соответствующей деятельности негосударственных образовательных учреждений - для негосударственных образовательных учреждений;

осуществлять образовательный процесс по программам обучения, разработанным на основе учебно-тематических планов и учебных программ по охране труда, утвержденным уполномоченным органом.


9. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а также по аудиту охраны труда по отношению к организации-заказчику, должны обладать отраслевой, ведомственной и финансовой независимостью.


10. Аттестация рабочих мест по условиям труда и аудит охраны труда не могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда:

должностные лица которых являются учредителями (участниками) или руководителем заказчика, а также состоят в родственных отношениях с учредителями (участниками) заказчика или руководителем;

оказывающими услуги по осуществлению функций службы охраны труда в данных организациях;

имеющими общих учредителей с заказчиком.

Не допускается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аудита охраны труда в страховых организациях, если профессиональному участнику рынка услуг в области охраны труда оказывают услуги данные страховые организации.



ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА


11. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда должны быть включены в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда (далее - Единый реестр).


12. Единый реестр является информационным банком данных, содержащим данные о юридических лицах, оказывающих услуги в области охраны труда.


13. Ведение Единого реестра обеспечивается Уполномоченным органом.


14. Ведение Единого реестра предусматривает:

внесение в базу данных сведений о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда, предусмотренных в приложении N 2 к настоящему Положению, с присвоением реестрового номера;

периодическое обновление данных об организациях или исключение их из Единого реестра.


15. Единый реестр ведется на бумажном и электронном носителях.


16. Единый реестр формируется по видам оказываемых услуг в области охраны труда, указанных в пункте 4 настоящего Положения.


17. Сведения, содержащиеся в Едином реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению на официальном веб-сайте уполномоченного органа.


18. Организация, отвечающая требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, и намеревающаяся оказывать услуги в области охраны труда (далее - заявитель) представляет в уполномоченный орган заявление на включение в Единый реестр по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

Заявление заполняется на бланке организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью организации (не требуется заверение печатью от субъектов предпринимательства).

19. К заявлению прилагаются копии:

свидетельства о государственной регистрации заявителя;

квалификационных сертификатов работников заявителя;

документов об аккредитации лаборатории (при наличии лаборатории);

сведения о наличии справочной базы данных нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда и безопасности труда.

За представление недостоверных или искаженных сведений руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством.


20. Заявители, намеревающиеся оказывать услуги по переподготовке и повышению квалификации в сфере охраны труда (далее - обучающая организация), помимо документов, указанных в пункте 19, к заявлению прилагают:

копии документов, подтверждающих право на осуществления образовательной деятельности;

копии образовательных программ;

сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в штате обучающей организации преподавателей не менее 30 процентов от их общего числа, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда работающих в организации на штатной основе;

сведения о технических средствах обучения.


21. Заявители, намеревающиеся оказывать услуги по проведению аттестации по условиям труда, помимо документов, указанных в пункте 19, к заявлению прилагают сведения об используемой аккредитованной испытательной лаборатории и о ее руководителе.


22. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных пунктами 19 - 21 настоящего Положения, не допускается.


23. Заявление вместе с копиями документов, предусмотренных настоящим Положением, представляются заявителем в уполномоченный орган непосредственно или почтовым отправлением с описью вложения уведомлением о вручении.

Документы также могут быть направлены в электронной форме. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью заявителя.


24. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления рассматривает поступившие документы.

В случае соответствия заявителя требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, уполномоченный орган вносит сведения в Единый реестр, им присваивается реестровый номер и обеспечивается выдача свидетельства о внесении в Единый реестр (далее - свидетельство) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.


25. В случае несоответствия заявителя требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней со дня приема заявления направляется уведомление о невозможности включения заявителя в Единый реестр в письменной форме, с конкретным указанием требований, которым заявитель не соответствует, и срока, в течение которого заявитель, устранив несоответствия, может представить документы для повторного рассмотрения.


26. Срок, в течение которого заявитель вправе устранить причины отказа и представить документы для повторного рассмотрения, не может быть менее десяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления о невозможности включения в Единый реестр.

При повторном рассмотрении документов не допускается приведение со стороны уполномоченного органа причин отказа, ранее не изложенных в письменной форме заявителю, за исключением приведения причин отказа, связанных с документами, удостоверяющими устранение ранее указанных причин.


27. Заявление, поданное заявителем по истечении срока, указанного в письменном уведомлении о невозможности включения в Единый реестр, считается вновь поданным и рассматривается уполномоченным органом на общих основаниях.


28. Плата за рассмотрение заявлений на включение в Единый реестр и выдачу свидетельства не взимается.


29. При изменении сведений, внесенных в Единый реестр, профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда обязаны сообщить в уполномоченный орган информацию об изменениях в течение 7 рабочих дней, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.

Документы представляются профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда в уполномоченный орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства.

Переоформление и выдача свидетельства осуществляются в срок не более пяти рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о переоформлении документа с приложением соответствующих документов.

Уполномоченный орган вносит дополнения и изменения в Единый реестр, в течение трех рабочих дней со дня выдачи свидетельства.


30. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда исключаются из Единого реестра в случаях:

подачи ими заявления о добровольном исключении из Единого реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению;

ликвидации организации - профессионального участника рынка услуг в области охраны труда;

выявления уполномоченным органом в ходе проведения мониторинга фактов систематического нарушения требований, предусмотренных настоящим Положением.

При исключении организации из Единого реестра уполномоченный орган вносит запись в Единый реестр и размещает данную информацию на своем официальном сайте.

При устранении профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда нарушений, выявленных при мониторинге, он может подать повторное заявление на включение в Единый реестр.


31. В случае утраты или порчи свидетельства по заявлению заявителя выдается его дубликат.


32. Уполномоченный орган обязан выдать (направить) дубликат свидетельства в срок не более пяти рабочих дней со дня получения заявления, а также оригинала свидетельства в случае его порчи.


33. За рассмотрение заявления по переоформлению свидетельства, выдачу его дубликата плата не взимается.



ГЛАВА 4. МОНИТОРИНГ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА УСЛУГ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА


34. Мониторинг за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и выполнения ими требований, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом.


35. Мониторинг осуществляется с целью:

выявления и предупреждения фактов нарушения профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по охране и безопасности труда, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг в области охраны труда;

выявления и предупреждения случаев недобросовестного поведения и действий профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда (их специалистов), которые могут повлиять на качество оказываемых услуг;

принятия мер, обеспечивающих выполнение должностными лицами и специалистами профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда требований и правил, предусмотренных должностными инструкциями и другими внутренними документами;

обеспечения достоверности данных о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда, включенных в Единый реестр.


36. Мониторинг осуществляется путем:

анкетирования заказчиков услуг в области охраны труда на предмет качества выполняемых услуг в области охраны труда;

выборочного изучения с выездом на места достоверности сведений и отчетов, представляемых профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда;

регулярного обновления сведений о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда.

При выявлении фактов нарушения требований, предусмотренных настоящим Положением, уполномоченным органом направляется в адрес профессионального участника рынка услуг в области охраны труда предписание о выявленных недостатках в работе и сроках их устранения.


37. По результатам мониторинга уполномоченным органом ежегодно на официальном веб-сайте публикуются рейтинги профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда по видам услуг. Для составления рейтингов могут привлекаться независимые аудиторские организации.


38. Уполномоченный орган в целях осуществления мониторинга за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и выполнения ими требований, предусмотренных настоящим Положением, имеет право:

запрашивать и получать от профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, в пределах компетенции, необходимые сведения в целях осуществления своих полномочий;

изучать в установленном законодательством порядке документы и другие материалы, представленные профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда;

на выборочной основе сверять с фактическими условиями труда представляемые профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда результаты проведенной аттестации рабочих мест в рамках осуществления их государственной экспертизы;

разрабатывать предложения, направленные на совершенствование законодательства по регулированию деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.

Уполномоченный орган может иметь и иные права в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА УСЛУГ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА


39. Уполномоченный орган обязан:

организовывать проведение профилактических и разъяснительных работ, мастер-классов, тренингов и других мероприятий, способствующих повышению знаний и квалификации работников профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда;

информировать профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда об изменениях нормативно-правовых актов и в нормативных документах в области технического регулирования по вопросам охраны труда;

внедрять современные информационно-коммуникационные технологии по взаимодействию с профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда.

Уполномоченный орган имеет и иные обязанности в соответствии с законодательством.


40. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда обязаны:

осуществлять деятельность в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда", требованиями настоящего Положения и иных актов законодательства;

обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при выполнении услуг в области охраны труда;

своевременно и качественно выполнять договорные обязательства по оказанию услуг в области охраны труда;

обеспечивать независимость при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а также аудите охраны труда;

предоставлять организации достоверные сведения по итогам оказанных услуг.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


41. Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда осуществляется в порядке, установленном законодательством.


42. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



СХЕМА

по организации деятельности профессиональных

участников рынка услуг в области охраны труда

и ведения их единого реестра

          

    

Этапы

  


Субъекты

Мероприятия

Сроки

выполнения




1-й этап


Заявитель

Обращение в Министерство труда Республики Узбекистан с предоставлением следующих документов:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации заявителя;

2. Копии квалификационных сертификатов работников заявителя;

3. Копия документа об аккредитации лаборатории (при наличии лаборатории);

4. Сведения о наличии справочной базы данных нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда.



по желанию заявителя




2-й этап


Министерство труда Республики Узбекистан

По результатам рассмотрения представленных документов:

1) вносит сведения в Единый реестр - в случае соответствия заявителя установленным требованиям Положения;

2) направляет уведомление заявителю о невозможности включения заявителя в Единый реестр - в случае несоответствия заявителя установленным требованиям Положения.


в течение 5 рабочих дней

со дня приема заявления



3-й этап


Министерство труда Республики Узбекистан

Направляет заявителю Свидетельство о внесении в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.

    


в течение 5 рабочих дней

со дня приема заявления



Проводит мониторинг деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.

постоянно


4-й этап


Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда

Оказывает услуги в области охраны труда, предусмотренные статьей 13 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" (в соответствии с полученным Свидетельством о включении в Единый реестр).


По мере поступления заявок



                





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



СВЕДЕНИЯ,

включаемые в Единый реестр профессиональных

участников рынка услуг в области охраны труда


1. Полное и сокращенное наименование профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, его организационно-правовая форма.


2. Почтовый адрес (место нахождение) профессионального участника рынка услуг в области охраны труда.


3. Идентификационный номер налогоплательщика.


4. Информация о работниках заявителя, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда.


5. Информация о наличии аккредитованной лаборатории (при наличии лаборатории).


6. Вид(ы) оказываемой (ых) услуги (услуг) в области охраны труда.


7. Присвоенный реестровый номер.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Положению



ЗАЯВЛЕНИЕ

на включение в Единый реестр профессиональных

участников рынка услуг в области охраны труда



от "___" ________________ 20___ года


Прошу внести в Единый реестр профессиональных участников рынка

            

услуг в области охраны труда

               

         

        

(полное наименование организации, с указанием организационно-правовой формы)

               

в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда

           

по виду (видам)

                 

             

(указать вид/виды услуг в области охраны труда)

             

Подтверждаем соответствие организации требованиям, установленным для профессиональных участников рынка услуг в области охраны.


Почтовый адрес (местонахождение) организации:

        

            

(указывается полный адрес и почтовый индекс)

             

Идентификационный номер налогоплательщика:

               

               

К заявлению прилагаются следующие документы:

           

1.

               

              

2.

               

          

3.

               

                    

      

Руководитель

          

       

    

(Ф.И.О., подпись)

           

"____" __________ 20___ г.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Положению



МИНИСТЕРСТВО ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


СВИДЕТЕЛЬСТВО

о внесении в Единый реестр профессиональных

участников рынка услуг в области охраны труда



Серия ______ N _________________

        

Выдано

          

      

(полное наименование заявителя)

      

                      

(местонахождение (почтовый адрес) заявителя)

                

о том, что на основании его заявления от "____" _____________ 20___ г. N _______ организация включена в Единый реестр профессиональных


участников рынка услуг в области охраны труда, как оказывающая услуги в

         

области охраны труда по виду (видам)

      

         

(указывается вид/виды услуг в области охраны труда)

    

Организации присвоен реестровый номер:

             

             

Дата выдачи "___" ______________ 20___ г.


           

Первый заместитель министра

     


М.П.

            

             

(подпись)


        

(Ф.И.О.)

      





ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Положению



ЗАЯВЛЕНИЕ



Прошу исключить из Единого реестра профессиональных участников

              

рынка услуг в области охраны труда

            

             

(полное наименование организации-заявителя)

             

       

,

(местонахождение (почтовый адрес)


        

включенного в Единый реестр под реестровым номером ______________ на основании следующего:

   

               

               

                 

(все обстоятельства, обосновывающие исключение из Единого реестра должны быть документально подтверждены)

           

К заявлению прилагаются следующие документы:

      

1.

                

      

2.

                

    

3.

                

        



Руководитель

           

   

      

(Ф.И.О., подпись)

         

"____" ____________ 20___ г.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

1 мая 2017 г., N 17, ст. 305


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 4, ст. 55