язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба/ Прокуратура/ Бюро принудительного исполнения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 29.05.2017 г. N УП-5059 "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.05.2017 г.

N УП-5059



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УКРЕПЛЕНИЮ

ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ

ПОСТАВКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

ЭНЕРГИИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА, А ТАКЖЕ

КОРЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА*


Одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных прежде всего на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг являются модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа (далее - энергоресурсы), а также исполнения судебных актов и актов иных органов.

Вместе с тем накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не способствуют кардинальному сокращению дебиторской задолженности за энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства. В их числе:

первое, в результате непринятия достаточных мер поставщиками не обеспечивается должный уровень соблюдения договорных обязательств потребителями, большинство из которых систематически не осуществляет расчет за потребленные энергоресурсы;

второе, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов крайне негативно влияет на обеспечение достоверного учета объемов поставки, потребления и осуществления своевременных взаиморасчетов;

третье, медленные темпы обновления изношенных линий электропередач, трансформаторных подстанций и пунктов, газопроводов и соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой энергоресурсов, особенно на местах;

четвертое, остается на низком уровне развитие современных систем электронных платежей, позволяющих в режиме онлайн отслеживать состояние задолженности за энергоресурсы;

пятое, отсутствие должного ведомственного контроля со стороны АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз" за организацией работы контролеров приводит к чрезмерному росту дебиторской задолженности;

шестое, подача в суды зачастую "шаблонных" заявлений о взыскании несуществующей задолженности без принятия практических мер по отключению должников от электрических и газовых сетей свидетельствует о формальном подходе поставщиков к организации работы по взысканию платежей за энергоресурсы;

седьмое, имеющиеся серьезные упущения в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - Судебный департамент) отрицательно сказываются на эффективности исполнительного производства, о чем также свидетельствуют показатели фактического взыскания, которые в 2016 году составили лишь 45 процентов;

восьмое, низкий уровень межведомственного взаимодействия и внедрения в деятельность Судебного департамента современных информационно-коммуникационных технологий негативно отражается на обеспечении достоверности учета исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов;

девятое, в результате недостатков в работе по укреплению законности и исполнительской дисциплины в период 2016 года и I квартала 2017 года за совершенные правонарушения привлечены к уголовной ответственности 665 сотрудников АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз", 36 сотрудников Судебного департамента.

Непринятие действенных мер по решению назревших проблем в сфере электро- и газоснабжения является сдерживающим фактором ускоренного развития всех отраслей экономики, модернизации и технологического переоснащения топливно-энергетического комплекса, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширения производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест, обеспечения энергетической безопасности страны.

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства:


1. Создать Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Бюро).


2. Основными задачами Бюро определить:

обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов;

осуществление контроля за соблюдением законодательства о ведении исполнительного производства, борьба с правонарушениями, связанными с уклонением от исполнения или воспрепятствованием исполнению судебных актов и актов иных органов, нарушением законодательства о ведении исполнительного производства в иной форме;

обеспечение оперативности и эффективности системы принудительного исполнения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

осуществление международного сотрудничества в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов;

совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов, повышение эффективности деятельности государственных исполнителей.

3. Установить, что:

задачи, функции и полномочия упраздняемого Судебного департамента, предусмотренные Законом Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" и другими актами законодательства, передаются Бюро;

принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными исполнителями Бюро;

на должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях - лица, имеющие высшее образование иной специальности, на другие должности Бюро - также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности (экономисты, финансисты, инженеры и другие);

государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны оказывать всестороннее содействие Бюро в выполнении возложенных на него задач и функций в соответствии с настоящим Указом.

5. Упразднить Судебный департамент с передачей в Бюро высвобождаемой 1 301 штатной единицы, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу на баланс Бюро зданий, средств и других материально-технических ценностей, находящихся на балансе и используемых Судебным департаментом.

Установить, что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его правам и обязательствам, вытекающим из хозяйственных договоров, за исключением прав и обязательств, связанных с имуществом (зданиями, денежными средствами и другими материально-техническими ценностями), переданным на баланс и используемым органами судебной власти или юстиции, а также услугами (работами), оказанными органам судебной власти или юстиции.

6. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз":

о сокращении 6 562 штатных единиц электромонтеров по работе с потребителями АО "Узбекэнерго" и 4 255 штатных единиц контролеров по учету и реализации природного газа АК "Узтрансгаз";

об образовании Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее - Фонд).

Определить источниками формирования Фонда:

8 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника;

8 процентов средств от реализации имущества, изъятого органами Бюро и обращенного в доход государства в установленном законодательством порядке;

5 процентов от суммы, взысканной в Государственный бюджет Республики Узбекистан по исполнительному производству, за исключением налоговой задолженности, взысканной за счет реализации имущества должника;

100 процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями;

80 процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро, а также штрафов, налагаемых на банки или иные кредитные организации и взыскиваемых с них за неисполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств;

доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда;

50 процентов средств, полученных от реализации основных средств подразделений Бюро, а также органов прокуратуры, приобретенных за счет средств Фонда;

другие доходы, не запрещенные законодательством.

8. Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым:

потребители - физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце;

при наличии задолженности по истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, потребители - физические лица подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке;

поставка энергоресурсов потребителям, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты, а в случае соответствующего обращения, поданного ими в уведомительном порядке, - на основе 50-процентной предоплаты. При этом, в случае невнесения предоплаты, а также при неосуществлении до конца месяца окончательного расчета потребителями, которые осуществляют расчеты на условиях 50-процентной предоплаты, к данным потребителям применяются меры вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей;

при повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей - физических лиц взимается плата в размере двукратной базовой расчетной величины, потребителей - юридических лиц - десятикратной базовой расчетной величины с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение;

потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов;

реализация энергоресурсов отдельным категориям потребителей, производящих высоколиквидную и (или) экспортоориентированную продукцию, осуществляется по рыночным ценам, но не ниже экспортных, перечень которых ежегодно утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


9. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок по результатам критического изучения принять комплекс мер по совершенствованию порядка учета и контроля поставки и потребления тепловой энергии, вырабатываемой предприятиями АО "Узбекэнерго";

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить урегулирование задолженностей за энергоресурсы, в том числе между предприятиями стратегических отраслей экономики, образовавшейся до 1 июля 2017 года;

в трехмесячный срок внести предложения по реорганизации деятельности ГИ "Узгосэнергонадзор" и ГИ "Узгоснефтегазинспекция", в том числе с учетом положений настоящего Указа.


10. Определить, что действующие работники Судебного департамента, а также электромонтеры по работе с потребителями АО "Узбекэнерго", контролеры по учету и реализации природного газа АК "Узтрансгаз", штатные единицы которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом, осуществляют в период организации Бюро выполнение функциональных обязанностей с учетом сохранения за ними условий оплаты труда за счет средств вышеуказанных организаций до прекращения трудовых договоров в установленном порядке.


11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести:

проект постановления Президента Республики Узбекистан "Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан";

проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об утверждении Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения".


12. АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз":

с 1 июня 2017 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить постоянный доступ Бюро к действующим программным продуктам по учету реализации энергоресурсов;

в срок до 1 июля 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за энергоресурсы, в разрезе районов (городов), в том числе акты сверки задолженности с потребителями - юридическими лицами, по состоянию на 1 июня 2017 года;

в срок до 1 июля 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от реализации энергоресурсов, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств;

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить оснащение помещений, в которых установлены приборы учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, камерами видеонаблюдения, позволяющими Бюро осуществлять дистанционный контроль за несанкционированным вмешательством;

в срок до 1 октября 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию системы контроля и учета поставки и потребления энергоресурсов в местах их непосредственного распределения;

в срок до 1 января 2018 года установить на точках учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов автоматизированную систему фиксации показаний приборов учета и их состояния с передачей данных в Бюро для осуществления мониторинга за объемами производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, а также обеспечить их стабильную работу.


13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному налоговому комитету, АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз", ГИ "Узгосэнергонадзор", ГИ "Узгоснефтегазинспекция", ГИ "Саноатгеоконтехназорат", Бюро совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2019 года произвести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда, предусматривающую:

установление наличия кадастровых документов, проектной документации, договоров, схем подключения и иных необходимых документов, приборов учета, их исправности и соответствия нормативно-техническим требованиям, регистрации потребителя в биллинговой системе;

выявление реального объема потребления энергоресурсов и его соответствия объемам, предусмотренным в договорах, а также произведенным платежам;

подготовку единых электронных паспортов объектов жилого и нежилого фонда, содержащих сведения о владельцах, кадастровых данных, коммуникациях и строениях;

внесение по итогам инвентаризации необходимых уточнений в соответствующие базы данных министерств и ведомств.

Установить, что в ходе проведения инвентаризации министерства и ведомства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают принятие необходимых мер и оказывают всестороннее содействие в устранении выявленных недостатков.


14. Установить порядок, в соответствии с которым Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после государственной регистрации прав на недвижимость направляют на предприятия электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, автоматизированные телефонные станции информацию о собственнике недвижимого имущества.

Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз" в трехмесячный срок унифицировать ведомственные базы данных собственников недвижимого имущества.

Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз" в двухмесячный срок после унификации ведомственных баз данных обеспечить переоформление договоров с потребителями.


15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз", другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:

в двухмесячный срок проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий создание Единой биллинговой системы жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющей достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями и интегрированной с электронными платежными системами, а также внедрение единого индивидуального номера абонента;

в срок до 1 октября 2017 года предложения по созданию Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, ее поэтапной интеграции с базами данных соответствующих ведомств о задолженности физических, юридических лиц и их имущественном положении.


16. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, ГИ "Узгосэнергонадзор" и ГИ "Узгоснефтегазинспекция" совместно с Бюро с учетом изучения передового зарубежного опыта в двухмесячный срок утвердить порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов.


17. Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (А. Н. Арипов) совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить:

критическое изучение реализации Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года N ПП-2343;

внесение предложений об ответственности должностных лиц, виновных в непринятии мер по обеспечению своевременного и качественного исполнения предусмотренных в данной программе мероприятий;

подготовку обновленной программы по внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере, обратив особое внимание на:

широкое внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, в том числе обязательное включение их в проекты жилищного строительства в городах и сельской местности;

меры материального стимулирования физических и юридических лиц, использующих альтернативные источники энергии;

повышение эффективности деятельности Международного института солнечной энергии;

разработку комплексных мер по пропаганде среди населения бережного отношения к энергоресурсам, использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.

Кабинету Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов "Об альтернативных источниках энергии", "О газоснабжении" с учетом положений настоящего Указа.


18. АО "Узбекэнерго", Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству "Узстандарт", Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК "Узэлтехсаноат", другими заинтересованными министерствами и ведомствами:

в месячный срок провести всестороннюю экспертизу реализуемых проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии с учетом унификации их технических характеристик для интеграции в единую автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии;

согласовать с международными финансовыми институтами-донорами вопросы внесения изменений в технические характеристики реализуемых с их участием проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, а также возможности локализации производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления электрической энергии;

по результатам согласования в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план-график, предусматривающий полное внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии до 1 января 2019 года.


19. НХК "Узбекнефтегаз", ГИ "Саноатгеоконтехназорат", Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству "Узстандарт", Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК "Узэлтехсаноат", другими заинтересованными министерствам и ведомствами:

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции внедрения современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, предусматривающей конкретные источники финансирования, сроки, графики реализации проектов, а также локализацию производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления природного газа;

в срок до 1 сентября 2017 года на основе разработанной Концепции внести проект решения Президента Республики Узбекистан об утверждении технического задания и предварительного технико-экономического расчета проекта по внедрению современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, а также плана-графика, предусматривающего полное внедрение данной системы.


20. Установить, что техническое задание на разработку проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов подлежит согласованию в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Агентстве "Узстандарт" на предмет совместимости и интеграции в единые автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного газа.


21. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз" в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию системы передачи данных для функционирования автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на базе единого центра обработки данных.


22. АО "Узбекэнерго" и АК "Узтрансгаз" совместно со Счетной палатой, Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, ГИ "Узгосэнергонадзор", ГИ "Саноатгеоконтехназорат", ГИ "Узгоснефтегазинспекция", Бюро, другими заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением иностранного подрядчика, имеющего международный опыт осуществления подобных работ, обеспечить проведение инвентаризации объектов электро- и газоснабжения на предмет определения их технического состояния и в срок до 1 марта 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Государственной программы их модернизации.


23. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом и Министерством юстиции в срок до 1 октября 2017 года критически пересмотреть с учетом положений настоящего Указа и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект обновленной редакции Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов".


24. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономики совместно с Генеральной прокуратурой, АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз", другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о подготовке кадров высшего и среднего специального, профессионального образования в области электроэнергетики и газоснабжения с учетом задач, определенных настоящим Указом, предусмотрев, при необходимости, увеличение квоты приема и введение новых направлений образования и специальностей с 2018/2019 учебного года.


25. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования энергоресурсов.


26. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Генеральной прокуратуре, Министерству финансов, Министерству экономики, АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз" совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе значимости осуществления своевременной оплаты, принимаемых мер ответственности за правонарушения в сфере потребления энергоресурсов, преимуществ использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.

27. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности", предусматривающий повышение ответственности за нарушение правил пользования энергоресурсами;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 30 мая 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

5 июня 2017 г., N 22, ст. 413