Юрист Предприятия
Юрист предприятия / Нормативно-правовые акты / Правоохранительные, правоприменительные органы /Указ Президента Республики Узбекистан от 21.02.2017 г. N УП-4966 "О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.02.2017 г.
N УП-4966
О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ
И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН *
Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.
За истекшие годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.
Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование порядка отбора кандидатов и назначения на должности судей. Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей не имеет четкого правового статуса, осуществляет деятельность на общественных началах и наделена ограниченными полномочиями.
Кроме того, наличие двух высших органов судебной власти - Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан приводит к дублированию функций управления судебной системой, не обеспечивает единую судебную практику.
Вхождение судей военных судов в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан, порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции органами юстиции не соответствуют принципу независимости судебной власти.
Действующая структура и штатная численность системы судов не обеспечивают рационального распределения служебной нагрузки, что требует их совершенствования и оптимизации с учетом современных требований.
Необходимость обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, реализации конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства, а также повышения правовой культуры населения обуславливают создание системы административных судов.
В целях дальнейшего обеспечения подлинной независимости, повышения эффективности деятельности и авторитета судебной власти, совершенствования структуры судов и системы отбора и назначения на должности судей:
1. Образовать Высший судейский совет Республики Узбекистан (далее - Совет), являющийся органом судейского сообщества и оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан.
2. Упразднить Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан с передачей высвобождаемой 21 штатной единицы ее исполнительного аппарата в Совет.
3. Определить основными задачами Совета:
формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначения судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности;
принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, осуществление оценки эффективности их деятельности, а также инициирование вопроса о поощрении судей;
осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения;
подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления;
рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также о даче заключения на привлечение их к уголовной и административной ответственности.
4. Установить, что:
председатели, заместители председателей, судьи Конституционного суда и Верховного суда Республики Узбекистан избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
председатели и заместители председателей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Совета;
судьи военных судов, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) и межрайонных судов назначаются на должность и освобождаются от должности Советом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
5. Одобрить предложение Верховного суда Республики Узбекистан о преобразовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан с предельной численностью 21 штатная единица управленческого персонала.
6. Определить, что председатель Совета, его заместитель, члены и секретарь Совета избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.
7. Распространить на членов Совета, работающих на постоянной основе, гарантии, условия оплаты труда и льготы, установленные для судей.
8. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Министерства обороны Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 июня 2017 года:
объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства - Верховного суда Республики Узбекистан;
образование административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях;
сокращение штатной численности Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов на 159 единиц и упразднение взвода охраны Военного суда Республики Узбекистан;
перевод штатной численности Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан в систему Верховного суда Республики Узбекистан без сохранения за судьями и работниками военных судов правового статуса военнослужащих, в том числе прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих;
образование судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан с упразднением Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан;
преобразование хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
создание 71 межрайонного, районного (городского) экономического суда, которым подведомственно рассмотрение дел в первой инстанции;
введение в структуры судов должностей старшего помощника, помощника судьи в пределах общей установленной штатной численности с упразднением действующей должности секретаря судебного заседания, установив для них 10 - 12 и 8 разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке соответственно.
Установить, что действующие судьи хозяйственных судов продолжают осуществлять свою деятельность в качестве судей Верховного суда и соответствующих экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента до окончания срока их полномочий.
9. Для укомплектования вновь создаваемых судов выделить дополнительно 560 штатных единиц управленческого персонала, в том числе судей - 318 единиц, финансируемых за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Установить предельную штатную численность управленческого персонала:
Верховного суда Республики Узбекистан в количестве 208 единиц, из них судей - 73 единицы;
судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 835 единиц, из них судей - 344 единицы;
административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 207 единиц, из них судей - 73 единицы;
межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам в количестве 680 единиц, из них судей - 267 единиц;
межрайонных административных судов в количестве 168 единиц, из них судей - 70 единиц;
районных (городских) судов по уголовным делам в количестве 972 единиц, из них судей - 351 единица;
Военного суда Республики Узбекистан, территориальных военных судов в количестве 32 единиц, из них судей - 12 единиц;
межрайонных, районных (городских) экономических судов в количестве 395 единиц, из них судьи - 141 единица.
10. Образовать Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан (далее - Департамент при Верховном суде) путем:
передачи 51 штатной единицы управленческого персонала подразделений по материально-техническому и финансовому обеспечению судов Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
введения 17 штатных единиц управленческого персонала за счет экономии государственных бюджетных средств в связи с утратой статуса военнослужащего судьями военных судов Республики Узбекистан.
Установить предельную численность Департамента при Верховном суде в количестве 68 штатных единиц, в том числе в центральном аппарате - 12 единиц, в территориальных отделах - 56 единиц.
11. Основными задачами Департамента при Верховном суде определить:
организацию работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготовку предложений по ее совершенствованию;
обеспечение эффективного освоения средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принятие мер по созданию надлежащих условий для деятельности судов;
разработку предложений по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.
структуру, штатное расписание Высшего судейского совета Республики Узбекистан, а также разряды оплаты труда членов и работников исполнительного аппарата Высшего судейского совета Республики Узбекистан по Единой тарифной сетке согласно приложениям NN 1 - 3;
структуру центрального аппарата Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, типовую структуру его территориальных отделов согласно приложениям NN 5 - 6.
13. Министерству обороны Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
принять решение по вопросу увольнения с действительной военной службы всего личного состава военных судов Республики Узбекистан в соответствии с законодательством в связи с пересмотром структур военных судов;
обеспечить передачу в установленном порядке Верховному суду Республики Узбекистан зданий, служебных жилых помещений, транспортных средств, мебели, компьютерной техники и иного имущества, используемых Военной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан, Военным судом Республики Узбекистан, окружными и территориальными военными судами.
14. Верховному суду Республики Узбекистан обеспечить:
в месячный срок совместно с Министерством юстиции разработку и внесение проектов Закона "О Высшем судейском совете Республики Узбекистан", постановлений Президента Республики Узбекистан об утверждении Положения об Исследовательском центре изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, его структуры, а также Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан;
в трехмесячный срок совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта внесение предложения о создании единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации судейских и других юридических кадров;
совместно с Советом укомплектование Верховного суда Республики Узбекистан, вновь создаваемых судов высококвалифицированными кадрами, в первую очередь из числа судей и работников судов, должности которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом;
размещение, обустройство, оснащение мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;
в двухмесячный срок совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции разработку и внесение предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе по пересмотру компетенции судов по гражданским и уголовным делам, вновь создаваемых экономических судов в связи с образованием административных судов, а также по совершенствованию полномочий апелляционной и кассационной инстанций судов по вынесению окончательного решения без направления дела на новое рассмотрение в случае изменения или отмены решения нижестоящего суда.
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.
16. Министерству финансов Республики Узбекистан:
обеспечить совместно с Верховным судом, Министерством юстиции и Министерством обороны Республики Узбекистан утверждение и регистрацию смет расходов и штатных расписаний соответствующих судов, а также внесение изменений и дополнений в смету расходов Министерства обороны Республики Узбекистан, имея в виду уменьшение денежных средств, выделяемых на содержание военных судов;
совместно с наблюдательным советом Фонда развития судов и органов юстиции обеспечить выделение из Фонда финансовых средств, необходимых для содержания вспомогательного персонала, размещения, обустройства, оснащения мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;
выделить в 2017 году, а начиная с 2018 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимые бюджетные средства на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.
17. Кабинету Министров Республики Узбекистан, хокимияту г. Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по размещению Верховного суда Республики Узбекистан в административном здании, отвечающем задачам и требованиям настоящего Указа.
18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести критическое изучение состояния использования современных технологий в деятельности судов и внести соответствующий проект решения правительства об утверждении Программы практических мер по дальнейшему совершенствованию информационных систем и ресурсов судов, направленных на повышение эффективности деятельности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию.
19. Возложить на Комиссию по реализации приоритетных направлений обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947 "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан", организацию эффективного, качественного и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 21.02.2017 г. N УП-4966
СТРУКТУРА
Высшего судейского совета Республики Узбекистан
Экзаменационная комиссия |
|
Председатель 1 |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Секретарь Совета 1 |
|
Заместитель председателя - директор Исследовательского центра |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Заседание Совета (Члены Совета - 21, в т.ч. на общественных началах - 8) |
||||||||||||||||||||||||||
Исполнительный аппарат 8 |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Исследовательский центр изучения проблем правосудия 24 |
||||||||||||||||||||||||||
Финансово- хозяйственный отдел 6 |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Сектор формирования судейского корпуса 3* |
|
Сектор по организации профессиональной подготовки судей 2* |
Судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей 4* |
Сектор по взаимодействию со средствами массовой информации 2* |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего штат: 27 ед., в т. ч. исполнительный аппарат - 8 ед.,
финансово-хозяйственный отдел - 6 ед.
к Указу Президента РУз
от 21.02.2017 г. N УП-4966
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
Высшего судейского совета Республики Узбекистан
|
председатель Совета (на постоянной основе) |
1 |
|
заместитель председателя Совета - директор Исследовательского центра изучения проблем правосудия (член Совета - на общественных началах) |
1 |
|
члены Совета (на постоянной основе) |
12 |
|
члены Совета (на общественных началах)
|
7 |
|
Всего членов Совета |
21 |
|
Работающие на постоянной основе
|
|
|
I. Председатель Совета
|
1 |
|
II. Секретарь Совета
|
1 |
|
III. Сектор формирования судейского корпуса |
3 |
|
руководитель сектора, судья Высшего судейского совета |
1 |
|
судья Высшего судейского совета
|
2 |
|
IV. Сектор по организации профессиональной подготовки судей |
2 |
|
руководитель сектора, судья Высшего судейского совета |
1 |
|
судья Высшего судейского совета
|
1 |
|
V. Судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей |
4 |
|
руководитель инспекции, судья Высшего судейского совета |
1 |
|
судья Высшего судейского совета
|
3 |
|
VI. Сектор по взаимодействию со СМИ |
2 |
|
руководитель сектора, судья Высшего судейского совета |
1 |