язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Промышленность/ Промышленные зоны/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.10.2017 г. N ПП-3356 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.10.2017 г.

N ПП-3356



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ЗОН И МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН


Отметить, что за последние годы в стране осуществлена целенаправленная масштабная работа по созданию свободных экономических и малых промышленных зон, включая формирование прочной нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность, широкой системы налоговых, таможенных льгот и преференций, способствующих привлечению в развитие свободных экономических и малых промышленных зон иностранных и отечественных инвестиций.

Вместе с тем в организации деятельности свободных экономических зон имеют место серьезные недостатки и упущения, которые служат тормозом их развития и эффективного функционирования. Специальной межведомственной комиссией, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года N ПП-3175, с выездом на места выявлено следующее:

первое, отсутствуют чёткие критерии отбора проектов для размещения на территориях свободных экономических и малых промышленных зон. При рассмотрении инвестиционных проектов не учитываются количество вновь создаваемых рабочих мест, наличие потенциального иностранного партнера и страны-инвестора, востребованность производимой продукции на внутреннем и внешних рынках, объём экспорта, а также уровень локализации производства;

второе, фактически сложился сложный забюрократизированный механизм согласования и одобрения инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации и размещения на территории свободных экономических зон, который на многие месяцы затягивает принятие по ним решения;

третье, не уделяется должного внимания вопросам своевременного создания необходимой инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры для свободных экономических и малых промышленных зон;

четвертое, отсутствует детальная проработка обеспеченности предлагаемых инвестиционных проектов надежными финансовыми источниками, в том числе за счет отечественных и иностранных кредитных ресурсов, прямых иностранных инвестиций. Закрепленные за свободными экономическими и малыми промышленными зонами коммерческие банки пассивно участвуют в решении этих проблем;

пятое, значительные затруднения испытывают участники свободных экономических зон в приобретении в необходимом объёме сырьевых ресурсов, реализуемых через Республиканскую товарно-сырьевую биржу;

шестое, крайне неэффективно используются производственные мощности предприятий, введенных в эксплуатацию на территории свободных экономических зон, вследствие чего объёмы производства, экспорта и количество рабочих мест не соответствуют параметрам утвержденных бизнес-планов;

седьмое, отсутствует действенный механизм координации работы по оперативному решению возникающих на местах вопросов со стороны образованных территориальных комиссий по координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон во главе с первыми заместителями Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента по вопросам экономики и предпринимательства.

Все это требует создания принципиально новой системы проведения отбора инвестиционных проектов, порядка предоставления земельных участков, обеспечения доступа к сырью и материалам, выделения кредитных ресурсов субъектам предпринимательства, размещаемым в свободных экономических и малых промышленных зонах.

В целях создания наиболее благоприятной деловой среды для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в создание современных высокотехнологичных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внешних рынках, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов республики, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения:


1. Внедрить с 1 декабря 2017 года новую систему управления и организации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон, предусматривающую:


а) преобразование созданных территориальных комиссий по координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон в административные советы свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте (далее - административные советы) по типовому составу согласно приложению N 1, определив их основными задачами и направлениями деятельности:

осуществление государственного регулирования и координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон на соответствующей территории, а также контроля за соблюдением особого правового и экономического режима;

организацию эффективного функционирования свободных экономических зон и малых промышленных зон, формирование дирекций свободных экономических и малых промышленных зон и осуществление контроля за их деятельностью;

проведение отбора и принятие решения по размещению инвестиционных проектов для реализации на территории свободных экономических зон;

осуществление функций конкурсной комиссии по отбору и размещению субъектов предпринимательства в малых промышленных зонах;

принятие решений о предоставлении земельных участков участникам свободных экономических и малых промышленных зон для реализации инвестиционных проектов;

принятие решения о реализации по "нулевой" выкупной стоимости, с принятием инвестиционных обязательств, бездействующих предприятий и имущества, находящихся в государственной собственности, участникам свободных экономических зон и малых промышленных зон;

разработку программ развития свободных экономических зон и малых промышленных зон, рассмотрение генеральных планов развития свободных экономических зон, а также планов развития малых промышленных зон, обеспечение своевременной реализации проектов по строительству инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры в свободных экономических и малых промышленных зонах;

мониторинг за ходом реализации инвестиционных проектов, а также выполнения обязательств, включенных в соглашение об инвестировании, в том числе параметров бизнес-планов предприятий участников свободных экономических и малых промышленных зон;

оказание содействия субъектам предпринимательства-участникам свободных экономических и малых промышленных зон в решении комплекса вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов и функционирования предприятий;

внесение предложений по уточнению границ территории свободных экономических зон и созданию новых малых промышленных зон;

внесение предложений по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, в том числе изменений, дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность.


2. Установить, что:

административные советы самостоятельны при принятии решений, отнесенных к их компетенции;

Министерство экономики Республики Каракалпакстан, главные управления экономики и комплексного развития территорий областей и г. Ташкента являются рабочими органами административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон соответственно в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;

на территориях свободных экономических зонах в первоочередном порядке размещаются проекты по созданию импортозамещающих, экспорториентированных, высокотехнологичных и инновационных производств, соответствующих требованиям и критериям, установленным законодательством для проектов локализации, с созданием новых рабочих мест, прежде всего с трудоустройством нуждающихся в занятости по спискам, предоставляемым Советом федерации профсоюзов Узбекистана.


3. Упразднить постоянно действующие комиссии и рабочие группы в сфере деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон, имеющие дублирующие полномочия и функции.


4. Утвердить:

Положение об административных советах свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте согласно приложению N 3;

Положение о Республиканском совете по координации деятельности административных советов свободных экономических и малых промышленных зон согласно приложению N 4.


5. Республиканскому совету (Арипов А.Н.) в срок до 1 декабря 2017 года определить отраслевую специализацию каждой свободной экономической зоны с учетом имеющихся минерально-сырьевых, земельных, водных, сельскохозяйственных ресурсов, производственного и экспортного потенциала, экологических условий регионов.

Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Министерством иностранных дел, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, коммерческими банками в двухмесячный срок разработать "дорожные карты" по привлечению иностранных инвесторов в каждую свободную экономическую зону с учетом их отраслевой специализации.


6. Установить порядок, в соответствии с которым:

Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан обеспечивает открытие, в рамках утвержденной квоты, кредитных линий всем коммерческим банкам, осуществляющим финансирование проектов на территориях свободных экономических зон и малых промышленных зон;

административным советам предоставляется право распоряжения земельными участками на всей территории, на которой созданы свободные экономические зоны и малые промышленные зоны, включая пустующие, бездействующие объекты государственной собственности и свободные земельные участки;

производственные мощности, расположенные в свободной экономической зоне и малой промышленной зоне, размещаются, в первую очередь, на базе бездействующих, пустующих зданий, сооружений и незавершенных строительством объектов и территориях, имеющих подведенную инженерную инфраструктуру;

срок действия предоставленных участникам свободных экономических зон льгот по налогу на прибыль и единому налоговому платежу исчисляется с даты приемки в эксплуатацию производственного объекта на территории свободной экономической зоны;

с 1 марта 2018 года инвесторы могут представлять в дирекции свободных экономических и малых промышленных зон инвестиционные заявки в интерактивной форме с применением информационных систем;

невыполнение хозяйствующими субъектами установленных обязательств по выполнению параметров инвестиционного проекта, предусмотренных в соглашениях об инвестировании, является основанием для лишения субъекта предпринимательства статуса участника свободной экономической зоны в установленном порядке;

лишение субъекта предпринимательства статуса участника свободной экономической зоны не влечет прекращения его деятельности на территории свободной экономической зоны, а также прав на другие объекты, принадлежащие участнику свободной экономической зоны на праве собственности. При этом данный субъект предпринимательства не будет пользоваться предоставленными для участников СЭЗ льготами и преференциями;

изъятие, при необходимости, земельного участка у субъекта предпринимательства, лишенного статуса участника свободной экономической зоны, осуществляется в соответствии с законодательством и соглашением об инвестировании или другими договорами, заключенными с инвестором.


7. Определить, что при изменении налогового законодательства участники свободных экономических зон вправе применять нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей, действовавшие на дату их регистрации, за исключением норм и положений актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.


8. Отменить с 1 ноября 2017 года требование по экспертизе импортных контрактов, заключаемых субъектами предпринимательства - участниками свободных экономических зон, в уставных капиталах которых отсутствует государственная доля, финансируемых коммерческими банками в установленном порядке.

9. Распространить на государственные унитарные предприятия - дирекции свободных экономических зон "Навои", "Ангрен", "Джизак" и дирекции вновь создаваемых свободных экономических зон действие пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года N УП-4931 "О создании свободных экономических зон "Ургут", "Гиждуван", "Коканд" и "Хазарасп".


10. Министерству финансов Республики Узбекистан (Ходжаев Б.А.) совместно со страховыми компаниями внедрить в практику взимание страховой премии в размере не более 0,5 процента при оформлении страхования залогового обеспечения по кредитам, выдаваемым участникам свободных экономических зон.


11. Рекомендовать коммерческим банкам принять в установленном порядке меры по:

внесению соответствующих изменений в кредитные договоры по снижению размера выплат по основному долгу путем переноса на последующие сроки или пролонгации срока возврата кредита, в случае временного дисбаланса денежных потоков предприятий-участников свободных экономических зон для выполнения обязательств по действующему кредитному договору;

отмене взимания с участников свободных экономических зон комиссии за рассмотрение кредитной заявки и освобождению от уплаты абонентской платы;

осуществлению капитализации процентов, начисленных по предоставленным кредитам в период до ввода инвестиционного проекта в эксплуатацию на территории свободных экономических зон, но не более нормативного срока.


12. Согласиться с предложением Министерства экономики Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан о создании и запуске с 1 марта 2018 года Единого портала свободных экономических зон и малых промышленных зон Республики Узбекистан, обеспечивающего:

доступ к развернутой информации на государственном, русском и других иностранных языках о свободных экономических и малых промышленных зонах страны, предоставляемых льготах, преимуществах инвестирования, инфраструктуре, географическом месторасположении, а также находящихся на их территории объектах государственной собственности, об оказываемых инвесторам услугах;

предоставление инвесторам, в том числе иностранным, и участникам свободных экономических и малых промышленных зон информации о рекомендованных к реализации инвестиционных проектах;

предоставление в интерактивной форме инвесторам, включая иностранных, и участникам свободных экономических и малых промышленных зон услуг дирекций зон, государственных органов и иных организаций, в том числе по приему инвестиционных заявок и других документов, получению форм заявлений, бланков и иных необходимых документов;

возможность отслеживания хода и результата рассмотрения инвестиционных заявок, вне зависимости от места и способа обращения инвестора;

возможность прямого обращения потенциальных инвесторов и участников свободных экономических и малых промышленных зон по интересующим их вопросам в дирекцию зон, административные советы и Республиканский совет.

Возложить персональную ответственность за выполнение в установленные сроки настоящего пункта постановления на министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Шерматова Ш.Х., министра экономики Республики Узбекистан Саидову Г.К., председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Ахмедходжаева А.И.


13. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с причастными министерствами и ведомствами обеспечить включение проектов, направленных на обеспечение транспортной, инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктурой свободных экономических зон и малых промышленных зон, в государственные программы развития Республики Узбекистан на 2018 и последующие годы.

14. Возложить персональную ответственность на:

руководителей Министерства экономики Республики Узбекистан (Саидову Г.К., Бекенова С.Х., Асамова Д.Д.) - за формирование постоянно обновляемого перечня проектов, предлагаемых к реализации на территориях свободных экономических зон, качественное и оперативное рассмотрение инвестиционных заявок, системный мониторинг реализации одобренных инвестиционных проектов субъектами-участниками свободных экономических зон и малых промышленных зон;

руководителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаева А.И., Кудратова Л.Ш.) - за определение совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан для каждой свободной экономической зоны страны-партнера, привлечение к реализации проектов на территории СЭЗ потенциальных иностранных инвесторов, проведение системной работы с ними, а также качественное и всестороннее рассмотрение инвестиционных заявок на размещение производства на территории свободных экономических зон в части оснащения вновь создаваемых производств современным оборудованием и технологиями;

руководителей Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Гулямова Р.А., Аминова Р.А.) - за проведение тщательной инвентаризации бездействующих или незавершенных строительством объектов, неэффективно используемых производственных помещений и земель для размещения на них вновь строящихся предприятий хозяйствующих субъектов-участников свободных экономических и малых промышленных зон;

председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан Икрамова А.И. - за оказание содействия субъектам предпринимательства в разработке бизнес-планов или ТЭО инвестиционных проектов по организации производства на территории свободных экономических и малых промышленных зон;

руководителей коммерческих банков, закрепленных за свободными экономическими и малыми промышленными зонами, - за координацию и мониторинг за своевременным и в полном объеме финансированием проектов, реализуемых на территориях свободных экономических и малых промышленных зон;

председателя АО "Узбекэнерго" Мустафаева У.М., председателя АО "Узтрансгаз" Мустафаева А.С., министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Салиева М.Х., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента - за строительство и подключение свободных экономических зон к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение участников свободных экономических и малых промышленных зон электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями.


15. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан, коммерческими банками обеспечить постоянное повышение квалификации работников дирекций свободных экономических и малых промышленных зон по работе с инвесторами, в том числе путем организации специальных курсов.


16. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов по утверждению:

обновленного положения о свободных экономических зонах;

положения о малых промышленных зонах;

положений о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории свободных экономических зон и малых промышленных зон и регистрации их участников, включив в них конкретные критерии отбора проектов для реализации и размещения в свободных экономических и малых промышленных зонах, а также нормы, направленные на устранение бюрократизма и волокиты;

обновленного положения о порядке предоставления земельных участков участникам свободных экономических зон;

обновленного положения о порядке применения льгот по налогам и таможенным платежам на территории свободных экономических зон, предусмотрев применение льгот с учетом основных экономических и социальных показателей бизнес-планов/ТЭО проектов (объем вносимых инвестиций, сумма товарооборота и экспорта, количество создаваемых постоянных рабочих мест, валютная окупаемость производства и др.);

типового соглашения об инвестировании, заключаемого между дирекциями, участниками и инвесторами свободных экономических зон.


17. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять постановление по утверждению границ территорий, входящих в фармацевтические свободные экономические зоны, созданные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 мая 2017 года N УП-5032.


18. Абзац второй пункта 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2017 года N ПП-3175 "О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон" исключить.


19. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан В.А. Голышева, министра экономики Республики Узбекистан Г.К. Саидову и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям А.И. Ахмедходжаева.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 октября 2017 г.