язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Строительство и архитектура/ Управление и надзор в сфере строительства и архитектуры/ Положение о порядке назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.10.2017 г. N 820)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 12.10.2017 г. N 820



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке назначения и проведения проверок в процессе

производства строительно-монтажных работ по категориям

сложности (риска) объектов строительства


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение устанавливает классификацию характеристик объектов строительства и реконструкции, а также регламентирует порядок и процедуру проведения государственного архитектурно-строительного надзора за объектами строительства и реконструкции.


2. Настоящее Положения не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства (кроме объектов, включенных в Программу по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности), помещения, переводимые из категории жилых в категорию нежилых, временные строения и бытовые помещения для сезонных работ и отгонного животноводства, монтаж станций мобильной связи, отдельно строящиеся объекты малых размеров (не более 300 куб. м), не требующие изменения действующих инженерных сетей, горнопроходческие работы, ремонт и замену единиц технологического и инженерного оборудования, по которым исчерпан технологический ресурс и не требуется реконструкция объекта.


3. Объекты строительства и реконструкции, требующие получение разрешения на производство строительно-монтажных работ на территории республики, в обязательном порядке подлежат государственному архитектурно-строительному надзору.


4. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности, качества, сейсмостойкости и эксплуатационной надежности объектов строительства.


5. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется уполномоченными государственными органами по надзору за объектами со средними и высшими факторами риска.


6. Понятия, используемые в настоящем Положении:


градостроительная деятельность - деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан, физических и юридических лиц в области проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с законодательством;


субъект градостроительной деятельности - государственные органы, органы самоуправления граждан, юридические и физические лица. Субъекты градостроительной деятельности могут выступать заказчиками в области градостроительной деятельности, разработчиками градостроительной документации, подрядчиками по строительству объектов, пользователями объектов градостроительной деятельности;


уполномоченные лица субъекта градостроительной деятельности - ответственные лица, уполномоченные субъектом градостроительной деятельности и осуществляющие технический и авторский надзор, а также производители работ по строительству объекта;


этап строительства - завершенный производством строительно-монтажных работ цикл, имеющий наибольшую вероятность подверженности рискам по обеспечению качества, прочности, сейсмостойкости и эксплуатационной надёжности объекта строительства;


риск - мера опасности, учитывающая вероятность возникновения негативных последствий при осуществлении градостроительной деятельности;


предписание на устранение нарушений - обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование инспектора территориальной инспекции по контролю в сфере строительства Министерства строительства Республики Узбекистан и его территориальных подразделений по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применение санкций в отношении субъекта градостроительной деятельности. Предписание выдается и подписывается должностным лицом органа, осуществившим проверку.

Инспекторы уполномоченного государственного органа по надзору подлежат аттестации в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ

ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА (КАТЕГОРИИ ОБЪЕКТОВ),

ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ


8. С учетом значения приемлемого риска для жизнедеятельности все объекты строительства подразделяются на три категории: с низким, средним и высшим факторами риска.


9. Классификация категорий сложности объектов строительства:

а) категория I - объекты с низким фактором риска;

б) категория II - объекты со средним фактором риска;

в) категория III - объекты с высшим фактором риска.


10. Классификация категорий объектов по категории сложности объектов строительства производится в соответствии с Классификатором категорий сложности объектов по проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 22 января 2016 г. N 15.


11. При наличии у объекта строительства характеристик нескольких категорий он классифицируется по категории III объекты с высшим фактором риска.


12. Устанавливаются следующие сроки периодичности проведения государственного архитектурно-строительного надзора в зависимости от классификации категорий сложности объектов:

категория I - не предусмотрены надзорные функции уполномоченного государственного органа по надзору;

категория II - не более четырех раз в месяц;

категория III - не более пяти раз в месяц.



ГЛАВА 4. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕРОК,

ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ


13. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется в форме следующих видов проверок: плановых, краткосрочных (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта) инспекторских проверок и проверок в порядке контроля.


14. Плановые, краткосрочные инспекторские проверки и проверки в порядке контроля проводятся уполномоченным государственным органом по надзору в установленном законодательством порядке.

Общий срок проведения плановых проверок не должен превышать десяти календарных дней в году.


15. Предметами государственного архитектурно-строительного надзора при проведении плановых, краткосрочных инспекторских проверок и проверок в порядке контроля являются:

осуществление выборочного надзора за:

соблюдением реализации градостроительной документации о планировании развития и застройки территорий;

соответствием вносимых в процессе строительства изменений в проектную документацию требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

наличием у проектной и подрядной организаций - исполнителей работ и услуг лицензий на право осуществления лицензируемых видов проектной и строительной деятельности, предусмотренных законодательством;

качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ градостроительным нормам и правилам, нормативным документам в области технического регулирования и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;

проведением испытаний, съемок и замеров, предусмотренных нормативными документами в области технического регулирования и проектной документацией, на объекте строительства.


16. Проверки в порядке контроля проводятся уполномоченным государственным органом по надзору с целью устранения нарушений, выявленных предыдущей плановой проверкой или краткосрочной инспекторской проверкой и указанных в предписании об устранении нарушений и не могут выходить за рамки данной задачи.

Проверки в порядке контроля могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту градостроительной деятельности в предписании для устранения выявленных нарушений.


17. Краткосрочные инспекторские проверки проводятся без согласования с территориальными комиссиями по координации деятельности контролирующих органов (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта) при:

осуществлении строительства или реконструкций объекта без наличия утвержденной проектной документации, положительного заключения экспертизы и разрешения на производство строительно-монтажных работ, выдаваемых уполномоченным государственным органом по надзору;

нарушении субъектом градостроительной деятельности технологического процесса, выхода из строя сооружений, оборудования, возникновения аварийной ситуации, при которых возможно причинение вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде;

наличии письменного заявления физического или юридического лица с приложением документов, материалов и иных сведений, подтверждающих нарушение субъектом градостроительной деятельности прав и интересов обращающегося.

Срок проведения краткосрочной инспекторской проверки составляет не более одного рабочего дня.


18. Государственный архитектурно-строительный надзор за строительством объекта осуществляется на основании договора на осуществление надзорных функций.

Плановые, краткосрочные инспекторские проверки и проверки в порядке контроля деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются по схеме назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства в республике согласно приложению к настоящему Положению.


19. Основными принципами проведения плановых, краткосрочных инспекторских проверок и проверок в порядке контроля являются:

законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;

защита прав и законных интересов юридических и физических лиц;

невмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе в финансово-хозяйственную.



ГЛАВА 5. ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ


20. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется на всех стадиях и этапах строительства объекта.


21. Категорически запрещается, независимо от источников финансирования объекта:

размещение и строительство объектов в городах и районных центрах без наличия утвержденных в установленном порядке генеральных планов и проектов детальной планировки за исключением случаев, установленных законодательством;

осуществление строительства и реконструкции объектов без наличия утвержденной проектной документации, положительного заключения экспертизы и разрешения уполномоченного государственного органа по надзору на производство строительно-монтажных работ за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан.


22. Основными этапами нового строительства объекта, подлежащими государственному архитектурно-строительному надзору, являются:

устройство основания здания и сооружения (траншеи и котлованы);

устройство фундамента (подземная, надземная части);

возведение основных несущих конструкций (каркас зданий и сооружений);

возведение стен и ограждающих конструкций;

выполнение специальных работ (сантехнические, системы отопления, вентиляции, электрификации и газификации);

отделка помещений и фасада;

выполнение кровельных работ.


23. Основными этапами при реконструкции объекта, подлежащими государственному архитектурно-строительному надзору являются:

усиление основания здания и сооружения;

усиление фундамента, несущих и ограждающих конструкций;

устройство новых конструкций (в том числе пристройка, надстройка и др.);

изменение фасада или улучшенная отделка помещений;

выполнение специальных работ (сантехнические, системы отопления, вентиляции, электрификации и газификации);

выполнение кровельных работ.

Реконструкцией объектов с изменением их объемно-планировочных и конструктивных решений является усиление несущих и ограждающих конструкций.


24. При строительстве и реконструкции зданий, сооружений уполномоченный государственный орган по надзору вправе проводить выборочный государственный архитектурно-строительный надзор на всех стадиях и этапах на предмет соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, а также нормативно-правовым актам, которыми установлены обязательные требования по обеспечению прочности, безопасности, качества, сейсмостойкости и эксплуатационной надежности объекта.



ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА


25. Субъекты градостроительной деятельности за два рабочих дня до завершения этапов строительно-монтажных работ обязаны направить письменное уведомление уполномоченному государственному органу по надзору.


26. Инспектор уполномоченного государственного органа по надзору при наличии договоров между органами уполномоченного государственного органа по надзору и заказчиками строительства, а также между заказчиками и подрядными строительными организациями проводит государственный архитектурно-строительный надзор на объекте строительства на соответствие качества строительных работ, осуществляемых субъектом градостроительной деятельности строительным нормам и правилам, республиканским стандартам, ГОСТам и техническим условиям.


27. Проверки, проводимые инспектором уполномоченного государственного органа по надзору, в том числе приемка завершенного этапа строительства, осуществляются в присутствии ответственных лиц, уполномоченных субъектом градостроительной деятельности, осуществляющих технический и авторский надзор, а также производителя работ по строительству объекта.

В случае соответствия выполненных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, нормативно-правовым актам, а также на основании положительных результатов лабораторных испытаний строительных материалов, изделий и конструкций составляется акт соответствия в присутствии ответственных лиц, уполномоченных субъектом градостроительной деятельности.


28. В случае выявления несоответствия выполненных работ проектным решениям, техническим регламентам, градостроительным нормам и правилам, другим нормативным документам в области технического регулирования, нормативно-правовым актам, а также на основании отрицательных результатов лабораторных испытаний строительных материалов, изделий и конструкций выдается письменное предписание о несоответствии выполненных работ завершенного строительством этапа, с указанием конкретной ссылки на документ, требования которого нарушены.

Письменное предписание выдается инспектором уполномоченного государственного органа по надзору уполномоченным лицам субъекта градостроительной деятельности.


29. В случае несогласия с нарушениями, указанными в письменном предписании, уполномоченное лицо субъекта градостроительной деятельности вправе обжаловать действия инспектора уполномоченного государственного органа по надзору в вышестоящий орган - Министерство строительства Республики Узбекистан или в суд в установленном порядке.

30. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается в случаях, когда нарушения возможно устранить.

С учетом конструктивных и других особенностей объекта строительства устанавливаются следующие сроки для устранения замечаний и даты проверки в порядке контроля:

на устранение выявленных нарушений - в течение пяти рабочих дней;

о приостановлении (запрещении) строительства - в течение двух рабочих дней;

о предоставлении разрешения на производство строительно-монтажных работ и других документов разрешительного характера, предусмотренных законодательством, - в течение трех рабочих дней.


31. По результатам надзора при устранении ранее выявленных нарушений, инспектором уполномоченного государственного органа по надзору производится запись в акте соответствия завершенного строительством этапа в графе "Предписания об устранении нарушений".


32. Уполномоченный государственный орган по надзору в соответствии с законодательством приостанавливает производство работ на объектах строительства в случаях:

выявления дефектов (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения конструкций зданий, сооружений, их отдельных частей и инженерных коммуникаций;

изменения проекта строительства или строительства с отступлением от утверждённой проектной документации.


33. В случае невозможности устранения выявленных нарушений инспектором уполномоченного государственного органа по надзору выносится предписание о сносе (или демонтаже) конструктивных элементов, выполненных с нарушением градостроительных норм и правил.


34. Невыполнение субъектом градостроительной деятельности предписаний по устранению нарушений требований законодательства, градостроительных норм и правил, обнаруженных в ходе осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, влечет за собой применение к нему мер административной ответственности в установленном законодательством порядке.


35. Уполномоченный государственный орган по надзору вносит предложения в Министерство строительства Республики Узбекистан о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий на право осуществления деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации и осуществления отдельных видов деятельности в области строительства организации, допустившей нарушения требований проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.


ГЛАВА 7. ИСПЫТАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК


36. При проведении государственного архитектурно-строительного надзора инспектор уполномоченного государственного органа по надзору вправе назначить испытания соответствия строительных материалов, изделий и конструкций обязательным требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.


37. Проведение испытаний осуществляется по месту ведения субъектом градостроительной деятельности объекта либо путем проведения лабораторного анализа, испытаний отобранных образцов (проб) в лабораториях (испытательных строительных лабораториях).


38. Осуществление на договорной основе обследования технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет целесообразности их восстановления или реконструкции осуществляется с выдачей соответствующего заключения.


39. В случае необходимости инспектор уполномоченного государственного органа по надзору вправе изъять образцы использованных строительных материалов, изделий и конструкций для проведения лабораторных исследований с целью определения соблюдения субъектами градостроительной деятельности требований проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.


40. Методика отбора и количество отбираемых образцов (проб) используемых строительных материалов, изделий и конструкций (объем выборки) должны соответствовать требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования.


41. Затраты, связанные с отбором, доставкой и проведением испытаний образцов строительных материалов, изделий и конструкций на предмет соответствия требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования, используемых при строительстве, финансируются за счет субъекта градостроительной деятельности.


42. Проведение испытаний осуществляется в лабораториях уполномоченного государственного органа по надзору в присутствии инспектора уполномоченного государственного органа по надзору и субъекта градостроительной деятельности. Испытания проводятся в соответствии с установленной в нормативных документах в области технического регулирования методикой проведения контроля и испытаний продукции.


43. Срок проведения испытаний не должен превышать тридцати рабочих дней.


44. Результаты лабораторных испытаний строительной продукции оформляются заключением.


45. В случае установления несоответствия качества строительных материалов, изделий и конструкций, используемых при строительстве объекта, требованиям проектных решений, технических регламентов, градостроительных норм и правил, нормативных документов в области технического регулирования, затраты на проведение испытаний подлежат устранению путем демонтажа за счет субъекта градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством.


46. В случае несогласия субъекта градостроительной деятельности с результатами испытаний он вправе по своему усмотрению и за свой счет обратиться в независимую лабораторную организацию, аккредитованную в установленном законодательством порядке, либо к эксперту для получения лабораторного заключения по поставленным вопросам. При этом полученное лабораторное заключение прилагается к материалам жалобы субъекта градостроительной деятельности к акту проверки.



ГЛАВА 8.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ И ПОРЯДОК

ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ПО НАДЗОРУ


47. Уполномоченный государственный орган по надзору и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении государственного архитектурно-строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством.


48. Субъекты градостроительной деятельности за нарушение требований нормативных документов в области технического регулирования при осуществлении градостроительной деятельности, а также за нарушение требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

назначения и проведения проверок в процессе производства

строительно-монтажных работ по категориям сложности

(риска) объектов строительства

               




Субъекты

Виды осуществляемых работ

Сроки

   


Уполномоченный государственный орган по надзору

1. Плановые проверки

  

Общий срок проведения плановых проверок не должен превышать десяти календарных дней в течение года.

   

2. Краткосрочные инспекторские проверки (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность)


   

Срок проведения краткосрочной инспекторской проверки составляет один рабочий день.

   


3. Проверки в порядке контроля

  

Проверки в порядке контроля могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту градостроительной деятельности в предписании для устранения выявленных нарушений.

  




Субъекты градостроительной деятельности

    

4. Объекты строительства подразделяются на три категории: с низким, средним и высшим факторами рисков:

категория I - объекты с низким фактором риска;

категория II - объекты со средним фактором риска;

категория III - объекты с высшим фактором риска.

   




5. Категория I - объекты с низким фактором риска.

   

Не предусмотрена выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Надзорные функции не ведутся.

   




  

Субъекты градостроительной деятельности

6. Категория II - объекты со средним фактором риска.

   

Требуется обязательная выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Сроки периодичности проведения выборочного надзора на объекте строительства - не более четырех раз в месяц.

     


7. Категория III - объекты с высшим фактором риска.

        

Требуется обязательная выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Сроки периодичности проведения выборочного надзора на объекте строительства - не более пяти раз в месяц.

    




  



          


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 октября 2017 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 10, ст. 234