ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Чрезвычайные ситуации /Положение о Государственной службе Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 13.11.2017 г. N 909)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 13.11.2017 г. N 909
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной службе Республики
Узбекистан по слежению за опасными
геологическими процессами
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права, ответственность и организационные основы деятельности Государственной службы Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами (далее - Государственная служба слежения).
2. Государственная служба слежения является органом, осуществляющим слежение за образованием и развитием, а также прогнозирование природных и возникающих в результате хозяйственной деятельности опасных экзогенных геологических процессов (оползни, обвалы, просадка, суффозии, карсты) на территории Республики Узбекистан (далее - опасные геологические процессы) с целью предупреждения органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций, а также юридических и физических лиц об их возможных катастрофических проявлениях для принятия решений и осуществления мероприятий по оповещению населения, защите населенных пунктов и других объектов от воздействия этих процессов.
3. Государственная служба слежения входит в систему Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеологии) и непосредственно подчиняется Госкомгеологии.
4. Государственная служба слежения в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами Госкомгеологии и настоящим Положением, а также иными актами законодательства.
5. Государственная служба слежения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными организациями.
6. Государственная служба слежения несет ответственность перед Госкомгеологии за наблюдение, изучение условий формирования, развития опасных геологических процессов, оповещение и предупреждение населения, органов государственного и хозяйственного управления, а также органов государственной власти на местах об их возможных катастрофических проявлениях.
7. Предписания Государственной службы слежения и ее территориальных подразделений, выдаваемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, юридическими и физическими лицами. За невыполнение предписаний Государственной службы слежения и ее территориальных подразделений должностные лица вышеуказанных органов и юридических лиц, а также физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
8. Государственная служба слежения является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ СЛЕЖЕНИЯ
9. Основными задачами Государственной службы слежения являются:
выявление районов развития опасных геологических процессов и прогнозирование их возможной активизации;
организация мониторинга формирования и развития опасных геологических процессов, оповещение и предупреждение органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц об их возможных катастрофических проявлениях и последствиях;
осуществление государственного контроля за выполнением всеми органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, а также юридическими и физическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностными лицами и гражданами предписаний, а также требований, содержащихся в заключениях Государственной службы слежения;
подготовка и выдача рекомендаций по рациональному использованию территорий в зонах активного развития опасных геологических процессов, направленных на предотвращение формирования новых очагов их проявлений.
10. В соответствии с возложенными задачами Государственная служба слежения выполняет следующие функции:
а) в области выявления районов развития опасных геологических процессов и прогнозирования их возможной активизации:
обеспечивает проведение наблюдений за опасными геологическими процессами;
принимает участие в составлении долгосрочных программ и территориальных комплексных схем защиты населенных пунктов от негативного воздействия опасных геологических процессов;
формирует и пополняет информационный банк данных о проявлениях опасных геологических процессов на территории республики, анализирует влияние техногенной деятельности на состояние геологической среды в районах развития опасных геологических процессов, ведет учет ущерба от воздействия опасных геологических процессов по представляемым сведениям различных ведомств, выдает рекомендации по сохранению устойчивости горных склонов;
ежегодно проводит анализ и оценку практической значимости реализованных рекомендаций;
б) в области организации мониторинга формирования и развития опасных геологических процессов, оповещения и предупреждения органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц об их возможных катастрофических проявлениях и последствиях:
оповещает и предупреждает органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц о возможной активизации опасных геологических процессов, выдает предписания, содержащие рекомендации по организации наблюдений за опасными геологическими процессами;
при необходимости Государственная служба слежения кроме собственной системы оповещения может использовать систему оповещения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - МЧС), его территориальных управлений, отделов и других подразделений;
согласовывает с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах текущие и перспективные планы использования территорий, в том числе проекты промышленного и гражданского строительства, в районах развития опасных геологических процессов и выдает заключения о возможности их освоения;
согласовывает с проектными организациями проекты мероприятий по защите населенных пунктов и хозяйственных объектов от воздействия опасных геологических процессов, в необходимых случаях (на сложных и особо важных объектах) принимает участие в составлении инженерно-геологического обоснования этих мероприятий;
проводит совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии), Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее - Госархитектстрой) и Центром гидрометеорологической службы Республики Узбекистан экспертизу схем развития и размещения производительных сил, схем районной планировки генеральных планов городов и других населенных пунктов в районах развития опасных геологических процессов, дает оценку возможных негативных влияний хозяйственной деятельности на активизацию опасных геологических процессов;
осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам, относящимся к ее компетенции, а также изучение и внедрение зарубежного опыта;
в) в области осуществления государственного контроля за выполнением всеми органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, а также юридическими и физическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностными лицами и гражданами предписаний, а также требований, содержащихся в заключениях Государственной службы слежения:
выдает инженерно-геологическую информацию о развитии опасных геологических процессов, заключения и предписания для принятия мер по предотвращению или уменьшению их негативного воздействия;
совместно с МЧС в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры материалы о невыполнении органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, а также юридическими и физическими лицами предписаний Государственной службы слежения;
г) в области подготовки и выдачи рекомендаций по рациональному использованию территорий в зонах развития опасных геологических процессов, направленных на предотвращение формирования новых очагов их проявлений:
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан, МЧС, Госкомэкологии и Госархитектстрой предложения по разработке требований и актов о порядке освоения территорий в районах развития опасных геологических процессов;
консультирует органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по вопросам наблюдения за признаками проявления опасных геологических процессов;
участвует в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов и сооружений, неправильный режим эксплуатации которых может вызвать образование, развитие или активизацию опасных геологических процессов;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
11. Государственная служба слежения решает возложенные на нее задачи и выполняет свои функции непосредственно, а также во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами.
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛЕЖЕНИЯ
12. Для выполнения возложенных на нее задач и функций Государственная служба слежения имеет право:
выдавать на основе заключений обязательные для исполнения предписания о переселении жителей, переносе или изменении режима строительства и эксплуатации объектов в районах, подверженных воздействию опасных геологических процессов;
беспрепятственно посещать территории органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, объекты режима секретности, а также юридических и физических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, с целью обследования развития и выявления опасных геологических процессов;
запрашивать от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в период обследования населенных пунктов и объектов об оказании в необходимых случаях обязательной помощи по обеспечению средствами связи, помещениями и транспортом;
вносить в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах предложения о прекращении деятельности предприятий (организаций), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, использующих территории с нарушением требований и рекомендаций по сохранению устойчивости горных склонов;
совместно с МЧС представлять в органы прокуратуры материалы о случаях грубого нарушения или систематического невыполнения должностными лицами, а также юридическими и физическими лицами требований условий строительства и эксплуатации объектов в районах развития опасных геологических процессов, а также невыполнения предписаний о переселении жителей из опасных районов;
ежегодно уточнять границы территорий развития опасных геологических процессов и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы по количеству и перечню объектов, подлежащих переносу в безопасные места, уточнять содержание ранее выданных заключений, рекомендаций и предписаний;
бесплатно и внеочередно использовать в установленном порядке материалы Государственного геологического фонда Госкомгеологии, а также материалы фондов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах с целью проработки вопросов изучения условий развития опасных геологических процессов;
при необходимости срочного оповещения и предупреждения в период активизации опасных геологических процессов использовать средства массовой информации.
Государственная служба слежения имеет и иные права в соответствии с законодательством.
13. Главному государственному инспектору службы слежения и его заместителям предоставляется право:
выдавать предписания о переселении (временном отселении) жителей, переносе или изменении режима строительства и эксплуатации объектов, а также ведении других работ в районах развития опасных геологических процессов;
приостанавливать в пределах своей компетенции работы по строительству объектов, если они проводятся с отступлениями от проектов, при отсутствии заключений, актов экспертизы или невыполнении рекомендаций Государственной службы слежения либо выполняются с нарушением действующих нормативов по использованию территорий в районах развития опасных геологических процессов на срок не более десяти рабочих дней или обращаться в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней;
вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, предложения о прекращении деятельности предприятий (организаций), если их дальнейшее функционирование может привести к образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
вносить необходимые коррективы в ранее выданные заключения на освоение изучения фондовых инженерно-геологических материалов и обоснованные факты, а также исходя из текущего состояния территорий в районах развития опасных геологических процессов, если условия строительства и эксплуатации объектов способствуют образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
составлять протоколы об административных правонарушениях о невыполнении предписаний органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах Государственной службы слежения и направлять их в соответствующие органы.
14. Государственным инспекторам Государственной службы слежения предоставляется право:
выдавать на основе заключений обязательные для исполнения предписания о переселении (временном отселении) жителей, переносе или изменении режима строительства и эксплуатации объектов, а также ведении других работ в районах развития опасных геологических процессов;
по согласованию с главным государственным инспектором службы слежения или его заместителями вносить необходимые коррективы в ранее выданные заключения на освоение территорий в районах развития опасных геологических процессов, если условия строительства и эксплуатации объектов способствуют образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
уточнять границы районов развития опасных геологических процессов и в соответствии с этим вносить коррективы в инженерно-технические мероприятия по количеству хозяйств и перечню объектов, подлежащих переносу в безопасные места;
участвовать в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов и сооружений в районах развития опасных геологических процессов;
по согласованию с главным государственным инспектором службы слежения или его заместителями составлять протоколы об административных правонарушениях о невыполнении предписаний органов и должностных лиц Государственной службы слежения и направлять их в соответствующие органы.
15. Государственная служба слежения обязана:
проводить систематическое изучение условий образования и развития опасных геологических процессов на территории Республики Узбекистан, ежегодно готовить материалы об их возможных проявлениях;
извещать Кабинет Министров Республики Узбекистан, оповещать и предупреждать органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, юридических и физических лиц, расположенных в районах развития опасных геологических процессов, об их возможных катастрофических проявлениях для принятия и осуществления мероприятий по защите населенных пунктов и хозяйственных объектов от воздействия этих процессов;
своевременно и в полном объеме представлять в МЧС информацию о месте, характере проявления и развитии, а также показатели риска опасных геологических процессов на изучаемых территориях;
обеспечивать строгое соблюдение государственных интересов Республики Узбекистан, пресекать проявления узковедомственного, местнического подхода к использованию территорий в районах развития опасных геологических процессов.
16. Государственная служба слежения и ее должностные лица несут ответственность за эффективное осуществление возложенных на них задач и функций.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛЕЖЕНИЯ
17. Государственную службу слежения возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем Госкомгеологии по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Начальник имеет двух заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должности председателем Госкомгеологии.
Начальник Государственной службы слежения является главным государственным инспектором службы слежения за опасными геологическими процессами (далее - главный государственный инспектор службы слежения).
Заместители начальника Государственной службы слежения являются заместителями главного государственного инспектора службы слежения.
Персональный состав государственных инспекторов Государственной службы слежения утверждается председателем Госкомгеологии один раз в три года, при необходимости ежегодно, по представлению начальника Государственной службы слежения.
18. Государственная служба слежения состоит из аппарата управления, государственных инспекторов, вспомогательных подразделений, а также территориальных станций слежения, которые приравниваются к режимным гидрогеологическим станциям.
19. Начальник Государственной службы слежения:
руководит деятельностью Государственной службы слежения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственную службу слежения задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия государственных инспекторов, территориальных станций и вспомогательных подразделений Государственной службы слежения;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками аппарата управления, территориальных станций и вспомогательных подразделений Государственной службы слежения;
вносит на согласование в Госкомгеологии и утверждает штатное расписание Государственной службы слежения;
решает вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников Государственной службы слежения и представляет кандидатуры особо отличившихся работников к награждению в установленном порядке;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Государственной службы слежения;
осуществляет координацию работы по укреплению исполнительской дисциплины в аппарате управления, вспомогательных подразделениях и территориальных станциях Государственной службы слежения;
осуществляет контроль и координацию работы по исполнению законодательных актов об обращениях физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Государственной службы слежения.
Начальник Государственной службы слежения может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
20. В Государственной службе слежения при необходимости создается оперативный штаб в составе начальника (председатель штаба), его заместителей, а также начальников территориальных станций слежения с целью проведения анализа складывающейся по республике оползневой ситуации, с выработкой рекомендаций по оперативному решению проблем, выявленных при наблюдениях за опасными геологическими процессами.
ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛЕЖЕНИЯ
21. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной службы слежения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в соответствии с ежегодными государственными программами развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Финансирование выполнения дополнительных работ, не включенных в ежегодные государственные программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы и требующих дополнительных затрат на их выполнение, осуществляется за счет средств заказчиков.
22. Прибыль, накопленные амортизационные отчисления, а также другие поступления, полученные Государственной службой слежения, остаются в ее распоряжении и используются в установленном порядке для укрепления материально-технической базы и развития информационно-коммуникационной системы, поощрения работников за высокий уровень профессионального мастерства, качественное исполнение ими должностных обязанностей, творческую активность и инициативность.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
23. Реорганизация и ликвидация Государственной службы слежения осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 ноября 2017 г.
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 11, ст. 258