УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12.12.2017 г.
N УП-5278
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ*
В стране последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных услуг, что способствует улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развитию бизнеса.
С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу "одно окно" осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) (далее - Инспекции).
С 1 января 2016 года на базе Инспекций образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" (далее - Единые центры).
Дальнейшим шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых Едиными центрами государственных услуг увеличилось до 33.
Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю "Регистрация бизнеса" в глобальном рейтинге "Doing Business 2018" с 24 до 11 места.
Вместе с тем переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства, препятствуют отдельные системные проблемы. В частности:
первое, возможностями получения государственных услуг по принципу "одно окно" могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане все еще вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах;
второе, отсутствие информационных систем, ресурсов и баз данных в ряде государственных органов, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобное и своевременное получение физическими и юридическими лицами всего комплекса государственных услуг;
третье, процедуры оказания большинства государственных услуг остаются сложными и труднодоступными, непрозрачными являются механизмы ценообразования, в отдельных случаях устанавливаются требования в узковедомственных интересах на оказание "монопольных" услуг;
четвертое, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;
пятое, отсутствует действенная система контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.
Вышеизложенные факторы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.
В целях реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, а также обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень:
1. Считать важнейшими направлениями коренного реформирования национальной системы оказания государственных услуг:
первое, безусловную реализацию в сфере оказания государственных услуг благородной идеи "Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу" посредством кардинального повышения их качества, оперативности, прозрачности и доступности;
второе, преобразование Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" в Центры государственных услуг, предоставляющие услуги по принципу "одно окно" как юридическим, так и физическим лицам;
третье, утверждение административных регламентов по каждому виду государственных услуг, предусматривающих упрощение механизма оказания государственных услуг по принципу "Двигаются документы, а не граждане", прежде всего, за счет исключения излишних процедур, самостоятельного получения уполномоченными государственными органами и иными организациями необходимых документов и информации из других структур;
четвертое, ускоренное внедрение в сферу оказания государственных услуг инновационных решений и информационно-коммуникационных технологий, интеграцию баз данных государственных органов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширение практики оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;
пятое, использование гибких, удобных и прозрачных методов оказания государственных услуг, в том числе с выездом в отдаленные местности ("мобильные государственные услуги"), автоматизированной системы управления очередями и удлиненного графика работ, направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;
шестое, внедрение передовых механизмов мониторинга и оценки качества и оперативности оказания государственных услуг, организацию эффективной системы обратной связи с населением, в том числе "горячих линий", онлайн опросов на официальных сайтах, в социальных сетях и мобильных приложениях;
седьмое, организацию системной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере оказания государственных услуг, периодического повышения их квалификации, в том числе посредством прохождения стажировок в ведущих профильных учреждениях зарубежных стран.
4. Преобразовать с 1 января 2018 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" в Центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), основными задачами которых определить:
оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу "одно окно", в том числе с выездом в отдаленные местности;
обеспечение высокого качества сервиса, оперативности, прозрачности, комфортности и доступности государственных услуг, недопущение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в данной сфере;
осуществление межведомственного взаимодействия, прежде всего, электронного, обеспечивающего оперативное получение необходимых документов и информации для оказания государственных услуг;
предоставление квалифицированной информационной и консультативной помощи физическим и юридическим лицам при оказании государственных услуг;
обеспечение соблюдения уполномоченными государственными органами и иными организациями требований законодательства и административных регламентов при оказании государственных услуг.
8. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок на основе изучения передовой международной практики разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан типовые проекты зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), предусматривающие в том числе размещение в них Центров государственных услуг.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
принять меры по строительству в соответствии с утвержденными проектами современных зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), прежде всего, на условиях государственно-частного партнерства;
до ввода в эксплуатацию новых зданий обеспечить размещение Центров государственных услуг в зданиях Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), а при необходимости - в других зданиях с созданием необходимых условий для качественного оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
9. Утвердить:
Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее - Комплекс мер) согласно приложению N 2;
Перечень поэтапно внедряемых в 2018-2020 годах государственных услуг, оказываемых по принципу "одно окно" исключительно через Центры государственных услуг, согласно приложению N 3 (далее - Перечень).
Советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т.А. и Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. ежемесячно рассматривать ход реализации утвержденных Комплекса мер и Перечня.
Принять к сведению, что оказание государственных услуг субъектам предпринимательства осуществляется Центрами государственных услуг в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года N ПП-2412 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" и от 1 февраля 2017 года N ПП-2750 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства".
10. Ответственным государственным органам и иным организациям, указанным в Перечне, в установленные сроки:
разработать и по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан утвердить типовые формы, бланки документов и иные акты, необходимые для оказания государственных услуг через Центры государственных услуг;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать проекты административных регламентов по оказанию соответствующих видов государственных услуг, в том числе предусматривающие отмену истребования от граждан документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций посредством межведомственного электронного взаимодействия.
11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года обеспечить формирование Единого реестра государственных услуг.
Установить, что с 1 февраля 2018 года государственные органы и иные организации, оказывающие государственные услуги, обеспечивают их регистрацию в Едином реестре государственных услуг, а с 1 июня 2018 года не допускается оказание государственных услуг, не включенных в данный реестр.
12. Государственному комитету по инвестициям оказать содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в проработке с международными и зарубежными организациями вопроса привлечения средств технического содействия и грантов для совершенствования системы оказания государственных услуг, а также реализации иных мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
13. Агентству, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем, Республиканскому проектному институту "УзИнжиниринг" совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 марта 2018 года обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке на утверждение концепции, технико-экономического расчета и технического задания на разработку, внедрение и интеграцию необходимых информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов и установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем в срок до 1 января 2019 года:
обеспечить на основе утвержденной концепции, технико-экономического расчета и технического задания разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг;
совместно с государственными органами и иными организациями, указанными в Перечне, провести инвентаризацию их информационных и телекоммуникационных систем, баз данных, серверного и иного оборудования с их последующей интеграцией с информационными системами Агентства и внедрением межведомственного электронного взаимодействия;
совместно с Агентством обеспечить оснащение его территориальных управлений и Центров государственных услуг необходимым видео-, аудио- и иным оборудованием и организовать дистанционное наблюдение за ходом оказания государственных услуг в режиме реального времени.
14. Строго предупредить руководителей уполномоченных государственных органов и иных организаций о персональной ответственности за неукоснительное соблюдение законодательства об оказании государственных услуг.
Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан установить системный контроль за безусловным соблюдением государственными органами и иными организациями законодательства об оказании государственных услуг, с принятием к виновным лицам, допустившим нарушения законодательства, действенных мер.
15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Координирует деятельность Агентства и уполномоченных органов в сфере оказания государственных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агентство
Реализует государственную политику в сфере оказания государственных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народные приемные Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте
Координируют деятельность территориальных управлений Агентства и уполномоченных органов в сфере оказания
государственных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Территориальные управления Агентства Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента
Осуществляют руководство и контроль за деятельностью Центров государственных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Народные приемные Президента Республики Узбекистан в районах (городах)
Координируют деятельность Центров государственных услуг и уполномоченных органов в сфере оказания государственных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центры государственных услуг
Оказывают государственные услуги по принципу "одно окно"
при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|